Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дом иностранного гражданина находится в приграничной территории

Дом иностранного гражданина находится в приграничной территории

В силу того, что на момент введения в действие Земельного кодекса перечня не было, а точные сроки его принятия никто не мог гарантировать, законодатель решил «подстраховаться», de facto и de jure, запретив передавать иностранцам и лицам без гражданства земельные участки на приграничных территориях даже до принятия соответствующего указа Президента. Возможность предоставления любых земельных участков, а не только, находящихся на приграничных участках в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам, оспаривалась в 2004 году в Конституционном суде РФ[3]. Суд признал, что часть 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ, разрешающая возможность приобретения в собственность земельных участков иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами не противоречит Конституции Российской Федерации.

Применение международных договоров об избежании двойного налогообложения

Данная норма является императивной (а поскольку здесь явно выражен публичный интерес, то данную норму можно причислить к сверхимперативным), то есть применение части 3 статьи 15 является обязательной и обходу никоим образом не подлежит. Но возможно ли соблюдение настоящего правила применительно ко все возможным ситуациям? И какие проблемы существуют при её реализации? 1. Для начала заметим, что норма является бланкетной. Закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам приобретать земли на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации.
В момент введения в действие Земельного кодекса указа Президента о перечне приграничных территорий не было.

An error occurred.

Таким образом, иностранные граждане и юридические лица обязаны в течение года произвести отчуждение приобретённых ими земельных участков.В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанные сроки, такое имущество, с учётом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определённой судом. Порядок продажи зависит от вида и назначения имущества.

Медведев утвердил список районов, где иностранцам запрещено покупать землю

Российской Федерации.Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2016 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, — это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).В список входят города, так или иначе расположенные в определенной близости к государственной границе Российской Федерации.В Краснодарском крае, например, к таким территориям относятся: Ейский, Каневской, Мостовской, Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский, Туапсинский, Щербиновский районы, города-курорты Анапа, Геленджик, Новороссийск, Сочи.

Недвижимость в приграничном районе

Таким образом, недвижимое имущество, принадлежащее иностранным гражданам и юридическим лицам, может быть реализовано через комиссионную торговлю, либо в специальном порядке, либо перейти в государственную или муниципальную собственность с выплатой бывшему собственнику суммы, определённой судом, за вычетом расходов на отчуждение имущества. Про домНеобходимо отметить, что в случае нахождения на отчуждаемом земельном участке здания, строения, сооружения, отчуждению подлежит и объект недвижимости. Отчуждение объектов капитального строительства может иметь место только в случаях, когда изъятие участка невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке.

Иностранцы и приграничные земельные территории

В целях соблюдения безопасности и интересов Российской Федерации, в частности в действующем Земельном кодексе РФ[1] в соответствии с частью 3 статьи 15 «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами» (курсив мой – В.Б.). Замечу, что в действующем законодательстве понятие «приграничная территория» употребляется только в Земельном кодексе.
Данная норма закона является обязательной для всех.Как быть тем иностранным гражданам, кто уже приобрели земельные участки на законных основаниях? Статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: если имущество оказалось у иностранного гражданина на основании закона, но иметь его на праве собственности нет возможности, то в течение года оно должно быть добровольно отчуждено. В противном случае суд, получив заявление от органов местного самоуправления или государственных органов, вынесет постановление о продаже данного участка, а его бывшему владельцу передадут вырученные от продажи средства.Итак, уважаемый заявитель, Вы должны знать: если Вы иностранец, обладающий правом собственности на землю, которая расположена на приграничной территории Российской Федерации, Вы можете владеть, пользоваться, распоряжаться таким земельным участком не более одного года.

Дом иностранного гражданина находится в приграничной территории

Таким образом, в настоящее время судам упрощена задача, поскольку при наличии перечня нет необходимости рассматривать каждое дело ad hoc[5], опасаясь, что вышестоящая инстанция отменит решение. 3. С принятием Указа Президента РФ, можно ли говорить, что все проблемы возникавшие ранее в судебной практике решены? Как быть в случае, если земельный участок, находящийся на приграничной территории перешёл в порядке наследования к иностранному гражданину? В соответствии с частью 1 статьи 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В связи с чем, в Федеральном законе «О введении в действие в действие Земельного кодекса Российской Федерации»[2] в части 5 статьи 3 было установлено, что «до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам» (жирный курсив мой – В.Б.). Формулировка закона на протяжении многих лет вызывала «восхищение» в юридическом сообществе. Получается, что до установления Президентом РФ перечня не допускается предоставлять земельные участки, указанные в перечне! Просто замкнутый круг! Данная формулировка в Законе содержалась не случайно.

Мы живём сегодня и регулировать общественные отношения право должно сегодня.
Наибольшее количество прав иностранных граждан на земельные участки зарегистрировано в Руднянском районе, немного меньше в Краснинском. Белорусский вопросСтатья 6 договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» от 25.12.1998 г. декларирует равные права граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на своих территориях. Пунктом 1 ст.8 договора «О создании Союзного государства» от 08.12.1999 г.
также обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом. Стороны обеспечивают гарантированную защиту права собственности их граждан.Таким образом, по мнению Управления Росреестра по Смоленской области, запрещение на право собственности земельных участков на приграничных территориях не должно распространяться на граждан Республики Беларусь.

Земля иностранцев в Крыму: правила 2021

Земельные участки в Крыму, дома и коммерческая недвижимость скоро перейдет в собственность граждан РФ. Добровольно или принудительно. Как спасать свою собственность или хотя бы не продавать за полцены пришлось разбираться всем адвокатским кабинетом.

На фоне приграничной территории

Время чтения: 9 минут

Если Вы думаете, что право собственности незыблемо, то не думайте. Есть масса ситуаций когда такое право может быть прекращено и наш случай не самый плачевный.

Почему земли изымают

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции России, иностранцы пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как раз такой случай предусмотрен частью 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ. В этой статье речь идет о том, что иностранные граждане и юр. лица не вправе обладать землей на приграничных территориях.

Кстати, в качестве благодарности за мой труд над этой статьей достаточно подписаться на мой ИНСТ.

Перечень приграничных земель устанавливает Президент РФ. Почему территория становится приграничной не обсуждается.

20 марта 2020 часть земель Республики Крым была внесена Указом Президента Российской Федерации под N 201.

Вот, собственно перечень приграничных территорий в Крыму: Бахчисарайский, Джанкойский, Кировский, Красноперекопский, Ленинский, Нижнегорский, Раздольненский Сакский, Симферопольский, Советский, Черноморский, Алушта, Армянск, Евпатория, Керчь, Саки, Судак, Феодосия, Ялта.

Если Вы обратили внимание, некоторых регионов нет. Например, город Симферополь не вошел в перечень приграничных. К слову, таких регионов в России довольно много, это и земли Калининграда и Краснодарского края и другие.

Если Вы являетесь обладателем недвижимости в указанных регионах, самое время задуматься над судьбой этой самой недвижимости.

Если ничего не делать

Через год после принятия указа, то есть 20 марта 2021 года у иностранца появляется обязанность переоформить свой земельный участок. Если не продавать, в зависимости от расположения в суд обращается прокурор или администрация с требованием обязать Вас продать свой участок. Суд в подавляющем большинстве случаев на стороне истца.

Если решение суда не исполнять, участок будет продан на торгах с компенсацией стоимости владельцу. То есть, деньги за вычетом цены организации торгов и других издержек будут переданы уже бывшему собственнику. К сожалению, на торгах возможны спекуляции в плане стоимости продажи.

Если есть дом

На участке домовладение

Наличие дома на земельном участке не освобождает от обязанности продать участок. В случае с домом разница в том, что продавать придется еще и домовладение.

Дом оформлен, а участок нет

Неоформленный земельный участок неразрывно связан с домом. Для администрации это вовсе не проблема и обращение взыскания возможно. Кстати, на этот и предыдущий вопрос я отвечаю после анализа судебной практики. Практику брал по Краснодарскому Краю и Калининграду. Например, см. Решение № 2-603/2019 2-603/2019 Ейский районный суд Краснодарского края 28.11.2019.

На этот случай есть лазейка — оформление участка в аренду. Госкомрегистр дал на эту тему официальные разъяснения. В них говориться о том, что арендованную землю изымать нельзя.

Если принадлежит доля

Доля отчуждается так же как и целый участок. Разница только в цене.

Частые вопросы

Участок по наследству

Способ приобретения права собственности на участок значения не имеет. Наследство, решение суда, ипотека и прочее не являются исключением.

Можно ли подарить участок

Можно не только подарить, но продать и обменять. Указаний на допустимый перечень способов которыми нужно производить отчуждение участка законодательство не содержит.

Можно ли выкупить участок обратно

Нет. Такая сделка не пройдет в Госкомрегистре (Росреестр). В Украине, кстати, Вы так и останетесь собственником, но на территории РФ это правового значения иметь не будет.

Читать еще:  Техосмотр в г

Налогообложение

К сожалению, многие граждане по-неопытности, используют неправильные советы или пытаются обойти государственную машину. В результате можно получит больше проблем, чем было изначально. Яркий пример это пп. 3 ст. 224 НК РФ. Ставка ндфл для нерезидента составляет 30 процентов от цены продажи. При этом, в случае дарения ндфл возникает у одариваемого. У предприятий бывают похожие проблемы, но реже.

Спасибо что дочитали статью до конца. Если у Вас есть проблема из тех что описана в статье, обращайтесь к нам. За оформлением сделки или за советом. Телефоны и другие способы связи Вы найдете на этом сайте.

Еще раз — в качестве благодарности можно подписаться на мой ИНСТАГРАМ.

Может ли иностранец владеть землей на приграничной территории?

— Получила в наследство небольшой земельный участок и часть дома в приграничной зоне, в Новороссийске, имею иностранное гражданство. Какие существуют правила? Могу ли я оставить участок с домом за собой или необходимо отчуждение? Какой штраф предусматривается в случае нарушения?

Отвечает заместитель начальника Новороссийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Инна Нестерова:

Если Вы иностранка, обладающая правом собственности на землю, которая расположена на приграничной территории Российской Федерации, то Вы должны знать, что находитесь в группе риска. Дело в том, что владеть, пользоваться и распоряжаться таким земельным участком Вы можете один год, по истечении которого Вы обязаны продать или подарить этот земельный участок. В противном случае он будет изъят и продан с торгов либо передан в государственную или муниципальную собственность.

Отвечает генеральный директор юридической компании «Правовое содействие» Надир Джангиров:

Действительно, согласно российским законам, иностранец не может быть собственником земельного участка, расположенного на приграничных территориях, в том числе в Новороссийске. При получении наследства Вам, как иностранному гражданину, необходимо в течение года с момента возникновения у Вас права собственности на земельный участок произвести его отчуждение. Замечу, что часть жилого дома, которая находится на таком участке, отчуждается одновременно с землей. Если же отчуждение земельного участка с частью дома в указанный срок не произошло, то, по решению суда, вынесенному по заявлению соответствующего органа государственной или муниципальной власти, земельный участок с частью жилого дома подлежит принудительной продаже с передачей иностранному гражданину сумм, вырученных от такой продажи. Второй вариант — такой земельный участок передается в государственную или муниципальную собственность с возмещением Вам его стоимости и стоимости части дома в размере, определяемом судом.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Покупка недвижимости в России в пограничной зоне лицам без гражданства.

2017 год. могут ли в настоящее время гр.УКРАИНЫ купить на себя недвижимость в пограничной зоне. И какой должен быть статус в России, чтобы было можно.

Доброго времени суток

Можете купить дом, но землю в приграничной зоне вам в собственность не продадут

Удачи Вам. Анна Титова.

Чтобы купить землю в приграничной зоне нужно иметь гражданство РФ, к сожалению по другому купить никак не получиться.

Могу я узнать у Вас такого рода информацию? Может ли гражданин Украины купить недвижимость в России по украинскому паспорту?

Может. В этом плане все и гр-не РФ и иностранные гр-не имеют равные возможности.

Да, может. Иностранные граждане имеют те же права, что и граждане РФ. Это же правило относится и к сфере купли-продажи недвижимости. В отношении приобретения жилья не установлено никаких законодательных препятствий. Однако они имеются по отношению к земельным участкам. Т

Если речь идёт о простой недвижимости — то, конечно. Здесь у вас равные условия и основания.

Купить можете. Для регистрации права собственности потребуется нотариально заверенный перевод паспорта.

Да конечно может купить недвижимость в РФ.

А купить земельный участок и построить на нем дом, может гражданин Украины?

Может, конечно. Это обычная «рядовая» недвижимость, ничего особенного

Да и это тоже. Насчет недвижимости-земли также нет запретов.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5. Участники земельных отношений

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Дом иностранного гражданина находится в приграничной территории

Чем грозит регулярное пересечение границы РФ иностранными гражданами?

Однако все совсем не так — правила пересечения государственной границы РФ иностранным гражданином не соблюдены, поскольку иностранец нарушает , статью 5, которая регулирует права и обязанности иностранцев, пребывающих на территории РФ, и регламентирует въезд и выезд иностранных граждан в РФ. В этом законе четко прописано: иностранный гражданин, который приехал в Россию и через три месяца ее покинул, должен находиться за пределами страны не менее 3 месяцев. И только после этого мигрант может снова приехать в РФ и обновить .

В противном случае, если промежуток между выездом и новым въездом меньше 3-х месяцев – мигрант нарушает порядок въезда и выезда на территорию РФ и пребывает в России нелегально.

Важно! Дни незаконного пребывания в РФ начинают отсчитываться с момента повторного въезда в РФ после проживания за границей менее чем 90 дней.

Дом иностранного гражданина находится в приграничной территории

Но возможно ли соблюдение настоящего правила применительно ко все возможным ситуациям?

И какие проблемы существуют при её реализации? 1. Для начала заметим, что норма является бланкетной. Закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам приобретать земли на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации.

В момент введения в действие Земельного кодекса указа Президента о перечне приграничных территорий не было.

Таким образом, иностранные граждане и юридические лица обязаны в течение года произвести отчуждение приобретённых ими земельных участков.В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанные сроки, такое имущество, с учётом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определённой судом.

Особенности покупки земли в России нерезидентом — как это провести правильно

Что касается юридических лиц, то к нерезидентам относятся такие из них:

  1. их филиалы, представительства и другие виды обособленных подразделений, расположенных на территории РФ;
  2. межгосударственные и межправительственные организации, которые находятся на российской территории.
  3. созданные в соответствии с законодательством другого государства и находящиеся за пределами России;

В соответствии с ч.

Указ Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г.

12. Муниципальное образование «Докузпаринский район».

13. Муниципальное образование «Карабудахкентский район». 14. Муниципальное образование «Каякентский район». 15. Муниципальное образование «Кизлярский район».

Особенности пребывания и привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в ЗАТО

Между тем, наличие «закрытых территорий» ЗАТО, предполагает наличие особого порядка режима пребывания и передвижения в пределах РФ. В качестве закрытого административно-территориального образования признается имеющее органы самоуправления административно-территориальное образование, которое создано в порядке, предусмотренном ст.

2 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1

«О закрытом административно-территориальном образовании»

, для обеспечения безопасности функционирования располагающихся в пределах его территории организаций, осуществляющих изготовление, разработку, утилизацию и хранение оружия массового поражения, переработку радиоактивных и иных представляющих высокую опасность техногенного характера материалов и веществ, военных и других объектов, для которых в целях обеспечения безопасности государства и обороны страны установлен особый режим охраны государственной тайны и безопасного функционирования, включающий специальные условия проживания и передвижения граждан.

Есть в Московской области районы, где регистрация и трудоустройство иностранных граждан имеет свои особенности.

Своеобразные подмосковные Бермудские треугольники и даже Бермудские трапеции. На первый взгляд – обычный спальный район с многоэтажками, но только до тех пор, пока туда не попадёт иностранный гражданин.

И если границы территорий с регламентированным въездом Калининградской, Мурманской и других областей позднее подвергались редактированию, то в Московской области осталось всё в таком виде, в каком это было 25 лет назад.

Уже давно на карте нет деревень, указанных в постановлении в 1992 году в качестве граничных точек, разросшаяся московская агломерация поглотила населённые пункты, перечисленные в постановлении, а их топонимика сохранилась лишь в названии улиц и железнодорожных станций, тем не менее нахождение в этих местах иностранных граждан без согласования с ФСБ является нарушением Российского законодательства.

Так, в Мытищинском районе территория с регламентированным посещением для иностранных граждан ограничена: с юга Московской кольцевой автодорогой и линией совхоз Нагорное – Бородино – Волково – Перловка (за исключением названных населенных пунктов и автомобильной дороги): На месте деревни Волково расположена теперь ТЭЦ-27, и напоминает о деревне с таким названием лишь одноимённое шоссе. Деревня Перловка стала теперь микрорайоном города Мытищи.

Указ Президента РФ от 9 января 2011 г. N 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (с изменениями и дополнениями)

11 апреля 2020 г.

7. Муниципальное образование «Окинский район».

8. Муниципальное образование «Тункинский район». Республика Дагестан 9. Муниципальное образование «Ахтынский район». 10. Муниципальное образование «Бабаюртовский район».

11. Муниципальное образование «Дербентский район».

12. Муниципальное образование «Докузпаринский район». 13. Муниципальное образование «Карабудахкентский район».

14. Муниципальное образование «Каякентский район». 15.

И орган регистрации, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г.

Указом Президента РФ от 09 января 2011 № 26 (действующая редакция от 11 апреля 2020 года) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Указом утвержден конкретный список территорий, на которые распространяется запрет, — это территория 379 муниципальных образований/районов/округов (плюс Кронштадтский район Санкт-Петербурга).

Об ограничении прав иностранных лиц на приобретение земельных участков

Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Читать еще:  Выбираем шинный манометр — подешевле и поточнее

Запрет на владение недвижимостью в Крыму: кто в зоне риска?

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 4 апреля 2020 г.) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» пределы территории РК и г. Севастополя определяются границами их территорий, существовавшими на день принятия РК в состав России. Граница РК на суше, сопряженная с территорией Украины, является Государственной границей РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 201 «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26» были внесены изменения в Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

В данный перечень помимо других территорий вошли земельные участки, расположенные на территории Республики Крым и г. Севастополя.

Из положений ст. 238 ГК РФ вытекает, что, если в собственности иностранного гражданина находится земельный участок, расположенный в границах приграничной территории, он должен быть отчужден этим лицом в течение года с момента возникновения права собственности данного лица на этот участок. Если иностранный субъект не произведет отчуждение такого участка, то по решению госоргана или органа местного самоуправления участок подлежит принудительной продаже.

Таким образом, до 20 марта 2021 г. всеми иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также иностранными юрлицами должны быть отчуждены принадлежащие им участки, расположенные практически на всей территории Республики Крым и г. Севастополя, – это 19 из 25 муниципальных образований РК (в том числе города Армянск, Евпатория, Керчь, Саки, Судак, Феодосия и Ялта), а также 8 из 12 муниципалитетов Севастополя (Андреевский, Балаклавский, Гагаринский, Качинский, Ленинский, Нахимовский, Орлиновский и г. Инкерман). Примечательно, что г. Симферополь в указанный перечень не попал, а Симферопольский район включен.

В соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие имущества у собственника недопустимо, кроме случаев в том числе отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238).

Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, апатриды и иностранные юрлица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, а также на иных определенных особо территориях России в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, законодательством предусмотрена процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан. В указанных случаях собственник обязан самостоятельно произвести отчуждение такого имущества в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.

«Поскольку иностранные граждане, являясь собственниками имущества, которое в силу закона не может находиться в их собственности как у лиц без гражданства, не произвели в установленные сроки его отчуждение, требования прокурора подлежат удовлетворению судом», – с такой формулировкой российские суды удовлетворяют практически все требования прокуратуры о понуждении иностранного гражданина или апатрида к отчуждению принадлежащих им земельных участков, входящих в указанный перечень, а также соответствующего недвижимого имущества, расположенного на данных участках (дома, строения, сооружения).

Более того, необходимость отчуждения может касаться не только целых объектов, но и долей в праве на них, принадлежащих лицу, не являющемуся гражданином России, либо иностранной организации.

Рассмотрим, какие доводы приводят суды в резолютивной части решений по данным вопросам:

  • «Обязать Кулачока Галину лица без гражданства, проживающую по адресу: Латвийская Республика произвести юридически значимые действия, направленные на отчуждение земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1500 кв.м., расположенного в д. Забелье Себежского района Псковской области, в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу» (Решение Себежского районного суда Псковской области от 26 сентября 2019 г. по делу № 2-311/2019);
  • «Обязать Чуйко Сергея Ивановича и Чуйко Олега Ивановича, граждан Республики Казахстан, провести отчуждение принадлежащего им на праве долевой собственности земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 1331 кв м. путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах» (Решение Макушинского районного суда Курганской области от 26 сентября 2019 г. по делу № 2-221/2019);
  • «Обязать гражданина Республики Немцева Н.И. в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения реализовать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащую ему 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером и долю жилого дома с кадастровым номером , расположенных на приграничной территории Российской Федерации, по адресу . Определить стоимость 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок и долю жилого дома в размере цены, установленной специализированной организацией по реализации земельных участков с публичных торгов» (Решение Ейского городского суда Краснодарского края по делу № 2-1695/2019);
  • «Произвести отчуждение с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером и жилого дома с кадастровым номером , принадлежащих на праве общей долевой собственности Григорьевой И.В. в размере долей и Григорьеву А.А. в размере доли, в течение восьми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу» (Решение Каменского районного суда Ростовской области по делу № 2-1887/2017).

Если ответчик не исполняет решение суда в установленные сроки самостоятельно, оно будет исполнено принудительно органами ФССП России.

Представим ситуацию. Гражданин Украины является владельцем участка с расположенным на нем жилым домом в г. Ялта РК. Данный участок вместе с домом по дислокации попали в указанный перечень. Следовательно, гражданин Украины должен продать или подарить данное имущество гражданину России до 20 марта 2021 г.

Если он этого не сделает, прокурор обратится в суд с требованием об обязании упомянутого лица в течение, например, 30 дней с момента вступления в силу решения реализовать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащий ему участок вместе с находящейся на нем недвижимостью. Как показывает практика, такие требования прокурора суды удовлетворяют.

При этом хорошо, если собственник данного имущества будет знать о судебном процессе, а если нет?

В таких случаях суд вынесет заочное решение, и, когда оно вступит в законную силу, судебные приставы будут его исполнять. Сделать это они могут следующим образом: с помощью экспертной организации участок и постройки на нем будут оценены, затем данное имущество по этой цене будет продано на аукционе (торгах), а вырученные от продажи денежные средства положат на депозит, где они будут находиться до возвращения бывшего собственника в Республику Крым, а лицо, которое приобрело данное имущество, станет добросовестным приобретателем.

Как сообщил в СМИ председатель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК Александр Спиридонов, по данным ЕГРН на территории Крыма иностранцам принадлежат более 11,5 тыс. расположенных на приграничных территориях земельных участков, подпадающих под запрет на иностранное владение; в основном это граждане Украины.

«Примечательно, что такое большое число – это только те участки, которые на данный момент уже оформлены в соответствии с российским законодательством», – отметил глава ведомства.

Председатель Госкомрегистра упомянул и о таком понятии, как «сформированные земельные участки». Следует отметить, что таковыми являются земельные участки, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством и прошедшие межевание. Однако не все земельные участки, находящиеся в приграничных зонах РК, сформированы. Более того, многие даже не поставлены на кадастровый учет.

Таким образом, дабы не попасть в «жернова» принудительного изъятия недвижимости, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юрлицам, чьи земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости находятся на приграничных территориях, целесообразно, пока позволяет время, произвести их отчуждение на выгодных для них условиях (например, путем заключения договора купли-продажи, дарения), а не ждать повестки в суд, судебного решения либо появления у данного имущества нового собственника.

Дом иностранного гражданина находится в приграничной территории

Полезные статьи

В Юридический отдел Агентства АРК Феодосия увеличилось количество обращений граждан Украины, которые имеют в собственности земельные участки на территории Республики Крым в связи с опубликованием Указа Президента РФ от 20.03.2020 N 201.

Хотя, с даты опубликования этого Указа прошло лишь несколько дней, Руководитель нашего Юридического отдела считает, что очень важно изложить ответы на такие обращения иностранных граждан в сегодняшнем анализе.

Пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 18.03.2020 года

однозначно определяет, что «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами».

Для начала разберемся, какие именно приграничные территории отнесены к данной категории. С вхождением Республики Крым и г. Севастополь в состав Российской Федерации в марте 2014 года, почти вся территория полуострова относится к приграничной.

Так, Указом Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 20.03.2020) «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» к приграничным территориям в Республике Крым отнесены:

  • Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Кировский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Нижнегорский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Сакский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Советский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым.
  • Муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым.
  • Муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым.
  • Муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым.
  • Муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым.
  • Муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым.
  • Муниципальное образование городской округ Судак Республики Крым.
  • Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым.
  • Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым.

г. Севастополь

  • Внутригородское муниципальное образование города Севастополя Андреевский муниципальный округ.
  • Внутригородское муниципальное образование города Севастополя Балаклавский муниципальный округ.
  • Внутригородское муниципальное образование города Севастополя Гагаринский муниципальный округ.
  • Внутригородское муниципальное образование города Севастополя Качинский муниципальный округ.
  • Внутригородское муниципальное образование города Севастополя — Ленинский муниципальный округ.
  • Внутригородское муниципальное образование города Севастополя Нахимовский муниципальный округ.
  • Внутригородское муниципальное образование города Севастополя Орлиновский муниципальный округ.
  • Город Инкерман, внутригородское муниципальное образование города Севастополя.
Читать еще:  Заявление на рвп по программе переселения образец 2020

Как мы видим, практически все земли Крыма отнесены введенным в действие Указом Президента РФ от 20.03.2020 N 201 к приграничным территориям Российской Федерации.

Отсюда следует вывод: на указанных в данном перечне территорий граждане Украины, как равно и другие иностранные граждане, не могут иметь в собственности земельные участки.

Международным правом предусмотрено, что любое государство вправе ограничивать права иностранцев на владение землей в приграничных зонах. Это логично и является принципиальным.

Вопрос второй: что же теперь будет с земельными участками, на которые оформлены права собственности гражданами Украины и другими иностранными гражданами?

Пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 ГК Российской Федерации предусмотрено прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать, и права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на участке недвижимости.

Одним словом, в силу указанных законов РФ, земельные участки, на которые оформлены права собственности иностранными гражданами, расположенные в приграничной зоне, подлежат принудительной продаже!

Это подразумевает решение судами вопроса о принудительной продаже указанной категории участков физическим и юридическим лицам Российской Федерации. И, поверьте, в ближайшем будущем, такие процедуры не заставят себя ждать и станут массовыми.

Местные органы власти не просто наделены соответствующими правами, а обязаны инициировать принудительную продажу таких земельных участков, чтобы привести в соответствие с законом введенной Указом Президента нормы.

Пункт 1 Статьи 238. ГК РФ Предусматривает прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать. То есть, если в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество.

Если же указанный выше срок превышен собственником – иностранцем, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа (прокуратуры) или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Проще говоря, суды установят минимальную стоимость такой земли и примут решение о компенсации её стоимости бывшему собственнику. Важно понимать, что на многих «проблемных» земельных участках имеются самовольные или до сих пор не введенные в эксплуатацию здания и сооружения. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 12 ноября 2019 г. N 2970-О установил, что все незаконные (самовольные) строения, расположенные на принудительно отчуждаемых участках, принадлежащих иностранным гражданам, подлежат сносу за счет средств, предназначенных собственникам в качестве компенсации стоимости. И не факт, что компенсационных средств хватит для этих целей.

Вопрос третий: что будет с собственностью иностранных физических и юридических лиц (жилые дома, строения и сооружения) расположенной на земельных участках, подлежащих принудительной продаже?

Как отметил Конституционный Суд, «пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Проще говоря, земельные участки иностранцев, расположенные на приграничных территориях, подлежат принудительной продаже, но вместе с тем, они не лишены права собственности на расположенные на них объекты недвижимости».

Это значит, что граждане иностранных государств теперь будут обязаны арендовать землю под зданиями и сооружениями, на которых расположены, либо отчуждать свою собственность гражданам или юридическим лицам РФ (как правило новым собственникам земли).

Не станем перечислять всех «неудобств» владения объектами недвижимости, расположенными на «чужой» земле. Это тема отдельного разговора. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в ближайшее время резко увеличится количество желающих, на пока ещё выгодных условиях, реализовать свои земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, расположенные на приграничных территориях в Крыму. На других приграничных зонах России данный вопрос уже практически решен, а Республика Крым, как недавний субъект, только «вступает в игру». Прокуратура уже приступила к описи земельных участков, подлежащих принудительной продаже.

Угроза распространения коронавируса по всему миру накладывает ещё большую проблему для иностранцев — собственников земли, поскольку для решения вопросов отчуждения своей собственности предстоит (многим из этой категории лиц) пересечь государственную границу, которая в настоящее время либо закрыта, либо порядок её пересечения иностранными гражданами значительно ограничен из-за карантинных мер.

Юридический отдел Агентства АРК Феодосия разработал и готов предложить своим клиентам рабочие алгоритмы и регламенты выхода из создавшегося «критического» положения. Мы знаем как это сделать и всегда готовы оказать Вам качественную услугу.

Иностранцы и приграничные земельные территории

В целях соблюдения безопасности и интересов Российской Федерации, в частности в действующем Земельном кодексе РФ [1] в соответствии с частью 3 статьи 15 «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами» (курсив мой – В.Б.).

Замечу, что в действующем законодательстве понятие «приграничная территория» употребляется только в Земельном кодексе. Данная норма является императивной (а поскольку здесь явно выражен публичный интерес, то данную норму можно причислить к сверхимперативным), то есть применение части 3 статьи 15 является обязательной и обходу никоим образом не подлежит. Но возможно ли соблюдение настоящего правила применительно ко все возможным ситуациям? И какие проблемы существуют при её реализации?

1. Для начала заметим, что норма является бланкетной. Закон запрещает иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам приобретать земли на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации. В момент введения в действие Земельного кодекса указа Президента о перечне приграничных территорий не было.

В связи с чем, в Федеральном законе «О введении в действие в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [2] в части 5 статьи 3 было установлено, что « до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам» (жирный курсив мой – В.Б.).

Формулировка закона на протяжении многих лет вызывала «восхищение» в юридическом сообществе. Получается, что до установления Президентом РФ перечня не допускается предоставлять земельные участки, указанные в перечне! Просто замкнутый круг! Данная формулировка в Законе содержалась не случайно. Мы живём сегодня и регулировать общественные отношения право должно сегодня. В силу того, что на момент введения в действие Земельного кодекса перечня не было, а точные сроки его принятия никто не мог гарантировать, законодатель решил «подстраховаться», de facto и de jure , запретив передавать иностранцам и лицам без гражданства земельные участки на приграничных территориях даже до принятия соответствующего указа Президента.

Возможность предоставления любых земельных участков, а не только, находящихся на приграничных участках в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также иностранным юридическим лицам, оспаривалась в 2004 году в Конституционном суде РФ [3] . Суд признал, что часть 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ, разрешающая возможность приобретения в собственность земельных участков иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами не противоречит Конституции Российской Федерации. В частности судом было отмечено, что при предоставлении земли в частную собственность приобретателю передается не часть государственной территории, а лишь земельный участок как объект гражданских прав, что не затрагивает суверенитет Российской Федерации и ее территориальную целостность.

2. Относительно недавно, когда вся страна ещё отдыхала, 9 января 2011 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» [4] . В перечне не даётся никаких пояснений, а только приводятся непосредственно приграничные территории. Таким образом, в настоящее время судам упрощена задача, поскольку при наличии перечня нет необходимости рассматривать каждое дело ad hoc [5] , опасаясь, что вышестоящая инстанция отменит решение.

3. С принятием Указа Президента РФ, можно ли говорить, что все проблемы возникавшие ранее в судебной практике решены?

Как быть в случае, если земельный участок, находящийся на приграничной территории перешёл в порядке наследования к иностранному гражданину? В соответствии с частью 1 статьи 238 Гражданского кодекса РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Таким образом, в данном примере иностранец может являться собственником земельного участка, находящегося на приграничной территории в течении года, что прямо противоречит части 3 статьи 15 Земельного кодекса. В частности, в судебной практике, решение суда первой инстанции, в котором не была учтена данная норма, был отменён судом второй инстанции [6] .

Таким образом, проблемы остались и их нужно решать. Можно конечно сказать, что это частный случай, что нормативные акты не могут предусмотреть абсолютно все ситуации. Однако когда встаёт вопрос несоблюдения императивной нормы, когда в отсутствие чёткого механизма правового регулирования отсутствует даже общая норма, способная решить коллизию – эта проблема представляется достаточно существенной, чтобы на неё обратили внимание и она была решена.

[1] «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

[2] «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4148.

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // «Российская газета», N 89, 28.04.2004.

[5] Постановление ФАС Поволжского округа от 24.04.2003 по делу N А06-1178У-21/02; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 по делу N А56-70063/2009.

[6] Постановление Липецкого областного суда от 12.11.2004 по делу N 44-Г-136/04. В соответствии с данным судебном актом, решение суда первой и определение второй инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение, так как, если в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector