Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как в бюджетной организации отразить выходное пособие работника

Как в бюджетной организации отразить выходное пособие работника

Дата публикации 07.11.2019

В автономном учреждении уволен работник по сокращению штатов. По каким кодам КОСГУ и вида расходов отразить выплату выходного пособия и среднемесячного заработка на время трудоустройства?

Выбор кода КОСГУ и вида расходов зависит от характера выплаты. Согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, выплата работникам выходного пособия при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией учреждений, а также иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения, в порядке и в размерах, установленных законодательством, относится к подстатье 266 КОСГУ.

Последующая выплата среднемесячного заработка на период трудоустройства уволенному (бывшему) работнику по причине ликвидации либо реорганизации учреждения, иных организационно-штатных мероприятий, приводящих к сокращению численности или штата учреждения, относится к подстатье 264 КОСГУ.

Правила применения видов расходов приведены в порядке, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н. Для выплат за счет фонда оплаты труда учреждений предусмотрен вид расходов 111. Средний месячный заработок на период трудоустройства в случае увольнения в связи с ликвидацией организации, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата работников, выплачивается с применением вида расходов 321.

Согласно таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемой с 1 января 2019 г. (информация Минфина России в ред. от 18.09.2019), подстатья 266 КОСГУ может быть увязана с видом расходов 111, подстатья 264 КОСГУ – с видом расходов 321.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Выпуск от 21 апреля 2017 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка «Корреспонденция счетов» системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как учитывается выплата работнику компенсации (выходного пособия) при увольнении по соглашению сторон, в размере, превышающем трехкратный размер среднего месячного заработка работника?

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору о прекращении трудовых отношений по соглашению сторон работнику выплачивается компенсация (выходное пособие) в сумме 240 000 руб., что на 60 000 руб. превышает трехкратный размер среднего месячного заработка работника. Компенсация перечислена на банковский счет работника.

Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.

Корреспонденция счетов:

Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора (ст. 78, п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором (или дополнительным соглашением к трудовому договору, которое является неотъемлемой частью трудового договора). Это следует из ч. 4 ст. 178, ч. 2 ст. 307, ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ч. 1 ст. 140 ТК РФ).

Компенсация (выходное пособие), выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, предусмотренная соответствующим дополнительным соглашением к трудовому договору, а также страховые взносы, начисленные на часть компенсации, превышающую трехкратный размер среднего месячного заработка работника (о чем сказано в разделе «Страховые взносы»), являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются на дату начисления выходного пособия и страховых взносов (п. 16 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по отражению рассматриваемых операций производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Компенсации, установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ или решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанные с увольнением работников, не облагаются страховыми взносами. Исключение составляют, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный — для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) (пп. 2 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса РФ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

В данном случае компенсация (выходное пособие) выплачивается в связи с увольнением работника по соглашению сторон на основании соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору (что предусмотрено ст. 78, п. 1 ч. 1 ст. 77, ч. 4 ст. 178 ТК РФ) в размере, превышающем в целом трехкратный размер среднего месячного заработка работника.

Соответственно, выплачиваемая увольняемому работнику компенсация не облагается страховыми взносами в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Сумма превышения подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Аналогичные разъяснения приведены, например, в Письме Минфина России от 02.02.2017 N 03-15-06/5501.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов подробно рассмотрен в консультации Л.В. Гужелевой (на примере заработной платы).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

По общему правилу не подлежат обложению НДФЛ (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных в том числе с увольнением работников (за исключением, в частности, выплат в виде выходного пособия в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях)) (абз. 1, 6, 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).

Вопрос о том, подпадает ли под действие п. 3 ст. 217 НК РФ компенсационная выплата (выходное пособие) при увольнении по соглашению сторон, является спорным.

В ряде писем финансового ведомства разъясняется, что на выплаты, производимые при увольнении по соглашению сторон на основании соглашения о расторжении трудового договора (являющегося неотъемлемой частью трудового договора), в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), распространяются положения п. 3 ст. 217 НК РФ. Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (см., например, Письма Минфина России от 21.07.2016 N 17-4/В-283, от 21.03.2016 N 03-04-06/15454).

Отметим, что эта позиция не является единственной.

Дополнительно по данному вопросу (включая подборку писем Минфина России и ФНС России, а также правоприменительную практику) см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.

В данной консультации исходим из предположения, что организация руководствуется приведенными выше разъяснениями Минфина России и сумму превышения признает объектом налогообложения и включает в налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Организация, выплачивающая работнику доход, признается налоговым агентом по НДФЛ и обязана исчислить, удержать у работника и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ (п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Исчисление НДФЛ производится по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), на дату фактического получения дохода, определяемую в данном случае в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты компенсации (перечисления денежных средств на банковский счет работника) (п. 3 ст. 226 НК РФ).

НДФЛ удерживается налоговым агентом непосредственно из доходов работника при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Исчисленный и удержанный НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты работнику суммы компенсации (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Начисления увольняемым работникам, в том числе выходные пособия, выплачиваемые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, включаются в расходы на оплату труда (п. 9 ч. 2 ст. 255 НК РФ) .

Расходы на оплату труда признаются ежемесячно исходя из начисленной суммы (п. 4 ст. 272 НК РФ). Страховые взносы, начисленные на часть выходного пособия, превышающую трехкратный размер среднего месячного заработка, признаются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией, на дату их начисления (пп. 1, 45 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Выходное пособие при увольнении в 2020 году

Расчет выходного пособия при увольнении

Расчет выходного пособия при увольнении зависит от обстоятельств. В каждой отдельно взятой организации могут быть свои правила. При этом есть и общие знаменатели.

— При увольнении в связи с сокращением штата организация обязана выплатить работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Однако по своему усмотрению, организация вправе увеличить сумму выходного пособия, отразив это во внутренних локальных нормативных документах, например, в коллективном договоре, — говорит Татьяна.

Также при расчете выходного пособия не следует исключать выплаты за нерабочие праздничные дни — к такому выводу пришел Конституционный суд в постановлении от 13.11.2019 № 34-П, ведь выходное пособие является одной из гарантий конституционного права на труд. Независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения оно не должно быть меньше зарплаты:

— Пособие – это не оплата какого-то конкретного периода, а материальная поддержка уволенного работника. Зарплата работников, продолжающих трудится, не снижается в зависимости от праздничных дней, соответственно, и увольняемых сотрудников тоже недопустимо ставить в худшее положение.

Добавим, что в перечень причин, являющихся основанием для выплаты выходного пособия при увольнении, входят также: ликвидация фирмы, отказ сотрудника от работы в связи с изменением условий труда, перевод предприятие в другой регион, расторжение трудового договора с работодателем в связи со сменой собственника, невозможность сотрудника продолжать работу по инвалидности (это нужно подтвердить медицинским заключением), освобождение должности уволенному ранее с нарушением закона и восстановленному решением суда сотруднику или сотруднице, вернувшейся после декрета, отмена неправильного трудового договора по вине работодателя, призыв сотрудника в армию.

Список документов

Выходное пособие — это единовременная выплата при увольнении, она выдается работнику независимо от выплаты оставшегося заработка и возмещения за неиспользованный отпуск. Пособия выплачиваются по правилам, распоряжения и приказ об увольнении с соответствующими выплатами составляются на основе обычных кадровых бланков. В документе обязаны указать: причины и основания для увольнения, размер пособия и других компенсаций.

Работник должен в таком документе расписаться. Это подтвердит, что он с ним ознакомлен.

— Оформление всех документов и расчетов должны завершиться между руководителем и подчиненным в день увольнения, — отмечает специалист. — Наниматель оформляет документы: приказ об увольнении, запись в личной карточке и трудовой книжке, пакет документов для выдачи уходящему сотруднику — если он таковой запросит.

Читать еще:  Для чего нужен план БТИ

Размер

Алгоритм подсчета выходного пособия при увольнении следующий:

Шаг 1. Возьмите заработную плату за 12-месячный расчетный период.

Шаг 2. Разделите зарплату на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде.

Шаг 3. Определите число рабочих дней по графику работника в первом месяце после увольнения и прибавьте к нему количество праздничных дней в этом месяце.

Шаг 4. Умножьте результат из Шага 2 на результат Шага 3.

Страховые взносы

— Если в локальных нормативных актах организация установила размер пособия при увольнении, превышающий три среднемесячных заработка, сумма превышения облагается НДФЛ и страховыми взносами, — объясняет Шадрина. — Для сотрудников, которые работают в районах крайнего севера и приравненных к нему местностях, лимит составляет шестикратный размер среднего месячного заработка.

В то же время, если размер выплаты соответствует среднемесячному заработку сотрудника, данная сумма не облагается НДФЛ и страховыми взносами (ст. 217 и 422 НК РФ):

— Правило про лимит в три и шесть месячных заработков действует независимо от того, единовременно ли выдали пособие либо компенсацию. Освобождение от НДФЛ и взносов можно применить, даже если выплата происходит несколькими частями в течение нескольких лет. Главное – соблюдать норматив (письмо Минфина от 21.08.2015 № 03-04-05/48347).

По какому КОСГУ и ВР учесть выходное пособие при увольнении сотрудника бюджетного (образовательного) учреждения по соглашению сторон?

Л.В. Сологубова,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

ВОПРОС

По какому КОСГУ и ВР учесть выходное пособие при увольнении сотрудника бюджетного (образовательного) учреждения по соглашению сторон?

ОТВЕТ

КОСГУ 266, КВР 111,112.

ОБОСНОВАНИЕ

При увольнении по соглашению сторон работнику нужно выплачивать заработную плату за отработанный период, компенсацию за неиспользованный отпуск и иные причитающиеся ему суммы.

Если в трудовом (коллективном) договоре предусмотрена компенсация в связи с расторжением трудового договора ,то и ее (ст.84.1,140 ТК РФ).

Документы при этом выдаются сотруднику в общем порядке (ст.62 и 84.1 ТК РФ).

Необходимо также будет сделать дополнительное соглашение к трудовому договору о выплате выходного пособия по соглашению сторон.

В ст.178 ТК РФ приводятся основные случаи, когда у работодателя возникают обязанности выплатить данное пособие. Кроме этой статьи размеры и обоснование выплат данного пособия прописаны в статьях 84,181,279,296,318 ТК РФ.

В соответствии с Приказом Минфина России от 06.06.2019 №86н у вас будут использоваться:

  1. в связи с сокращением численности и штата сотрудников КОСГУ 211 КВР 111,121
  2. по соглашению сторон КОСГУ 266 КВР 111,112,121,122

Л.В. Сологубова,
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению в бюджетных организациях

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей

Сокращение численности или штата работников в казенном учреждении

Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала

В целях оптимизации расходов бюджетов в казенных учреждениях в госорганах и местных администрациях может проводиться сокращение численности или штата. В статье рассмотрим порядок проведения процедуры и отражения соответствующих расходов.

В большинстве случаев увольнение работников или служащих вызвано реорганизацией учреждения или госоргана.

Реорганизация юридического лица – прекращение или иное изменение его правового положения, влекущее отношения правопреемства. Порядок реорганизации юридического лица закреплен в ст. 57 – 60 ГК РФ.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть проведена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Реорганизация осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Эти формы могут сочетаться.

В силу ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не могут являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Вместе с тем увольнение сотрудников все же допускается, если они отказываются работать после реорганизации (ч. 6 ст. 75 ТК РФ). В таком случае трудовой договор перестает действовать в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Кроме того, при реорганизации практически всегда изменяется штатное расписание. В связи с этим реорганизация зачастую сопровождается сокращением численности или штата работников. В штатное расписание могут вводиться новые структурные подразделения, должности, исключаться отдельные должности.

Сокращение штата или численности в казенном учреждении осуществляется:

в соответствии с положениями ТК РФ – если увольнению подлежат работники, с которыми заключены трудовые договоры;

в соответствии с Законом № 79-ФЗ[1] – если контракт расторгается с госслужащими.

На муниципальных служащих, увольняемых по сокращению штата или численности, распространяются положения трудового законодательства (см. п. 2 ст. 23 Закона № 25-ФЗ[2]).

Рассмотрим процедуру увольнения работников учреждения и госслужащих по данному основанию и выделим основные положения, которые необходимо знать работодателю (нанимателю).

Процедура сокращения работников КУ.

Итак, если сокращение касается работников, принятых по трудовому договору, то вначале издается приказ (распоряжение). Именно в нем указывается информация о внесении изменений в штатное расписание учреждения в части исключения из него структурных подразделений, должностей или определенного количества сотрудников.

Следующий шаг – определение конкретных лиц, подлежащих сокращению. Заметим, что в соответствии со ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе закрепляется за работниками с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

1) семейным работникам – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

2) лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

3) работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

4) инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

5) работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

В коллективном договоре могут быть указаны другие категории работников с преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Согласно ст. 261 ТК РФ запрещено увольнение по сокращению штата или численности беременных работниц и иных лиц с семейными обязанностями:

женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет;

одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет);

других лиц, воспитывающих таких детей без матери, а также родителя (иного законного представителя ребенка), являющегося единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Теперь профсоюзу и службе занятости нужно уведомить работников, подлежащих сокращению. Напомним, что в силу ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением сотрудники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель обязан в письменной форме сообщить о решении сократить численность или штат сотрудников и расторжении трудовых договоров с ними выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). А если сокращение приведет к массовому увольнению – не позднее чем за три месяца до начала мероприятий.

В те же сроки следует уведомить службу занятости (ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Уволить работника в связи с сокращением можно только в том случае, если невозможно перевести его с письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу: как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую лицо может выполнять с учетом состояния здоровья (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).

Если в учреждении отсутствуют вакансии или работник отказался от них, по истечении срока предупреждения об увольнении издается приказ об увольнении, с которым тот должен быть ознакомлен под подпись.

Заметим, что работодатель вправе уволить работника до истечения данного срока, но сделать это можно только с письменного согласия работника (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). В таком случае ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Если работник увольняется в обычном порядке (не раньше установленного срока), то ему в соответствии со ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению службы занятости. При этом должно быть выполнено два условия: он должен встать на учет в этот орган в двухнедельный срок после увольнения и быть нетрудоустроенным.

Процедура сокращения госслужащих.

Процедура сокращения штата в отношении госслужащих проводится в соответствии с положениями Закона № 79-ФЗ и с учетом Правил № 822[3].

Как следует из ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ, при сокращении должностей госслужбы или упразднении госоргана служебные отношения со служащим, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления ему с его письменного согласия иной должности в том же госоргане, либо в органе, которому переданы функции упраздненного органа, либо в другом госоргане.

При этом учитывается:

уровень его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

уровень его профессионального образования, продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащих, замещающих сокращаемую должность или должность в упраздняемом органе, предупреждает представитель нанимателя персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Заметим, что представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить увольняемому все имеющиеся в том же госоргане или в органе, которому переданы функции упраздненного органа, вакантные должности. При этом учитываются категории и группы замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессионального образования, стаж гражданской службы или работы по специальности, направления подготовки.

В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правилами № 822.

Читать еще:  База паспортов ссср онлайн

При отказе служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом госоргане, он освобождается от замещаемой должности и увольняется с нее.

Заметим, что представитель нанимателя вправе расторгнуть со служащим контракт и до истечения двухмесячного срока с его письменного согласия, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока преду-
преждения об увольнении (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Если госслужащий увольняется по истечении двухмесячного срока по сокращению штата или упразднению госоргана, то согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Бюджетный учет расходов, связанных с сокращением.

Расходы на выплату выходного пособия при сокращении численности (штата) или ликвидации учреждения отражаются:

по коду виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» или 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» (п. 46.1 Порядка № 85н[4]);

по подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ (п. 10.6.6 Порядка № 209н[5]).

Расходы по выплате сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства уволенного гражданина отражаются:

по виду расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» (п. 48.3.2.1 Порядка № 85н);

по подстатье 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме» КОСГУ (п. 10.6.4 Порядка № 209н).

Дополнительно отметим, что порядок расчета среднего заработка предусмотрен ч. 1 ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Средний заработок работника рассчитывается исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала периода, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от источников этих выплат (п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

При расчете среднего заработка, связанного с определением суммы выходного пособия по сокращению штата или численности, следует учесть выводы из Постановления КС РФ от 13.11.2019 № 34-П: независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности. Поэтому при расчете выходного пособия должны учитываться не только рабочие, но и нерабочие праздничные дни, перечень которых закреплен в ст. 112 ТК РФ: 1 – 8 января; 23 февраля; 8 марта; 1, 9 мая; 12 июня; 4 ноября.

Таким образом, выходное пособие, выплачиваемое при увольнении в связи с сокращением численности или штата либо в связи с ликвидацией организации, должно определяться не из календарных дней, а из рабочих, а в тех месяцах, в которых установлены государственные праздники, – исходя из рабочих и нерабочих праздничных дней.

Аналогичным образом должен рассчитываться средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работнику, уволенному по сокращению или в результате ликвидации организации (но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выходного пособия).

Рассмотрим пример по отражению в учете расходов на выплату выходного пособия.

Работник казенного учреждения, с которым ранее был заключен трудовой договор, уволен по сокращению штата с 20.01.2020. Ему выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка в сумме 15 600 руб. Деньги перечислены на банковскую карту работника.

Расходы по выплате данного выходного пособия следует отражать по коду вида расходов 111 и подстатье 266 КОСГУ. При это учитывается, что:

1) сумма выходного пособия, выплачиваемая работнику при увольнении из учреждения, освобождается от обложения НДФЛ в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (п. 3 ст. 217 НК РФ);

2) сумма выходного пособия работника в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагается страховыми взносами (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

В учете учреждения согласно Инструкции № 162н[6] были сделаны следующие записи:

Выплата компенсации при увольнении руководителю бюджетного учреждения: порядок учета

По какой подстатье КОСГУ следует отразить указанную сумму в бухгалтерском учете

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Киреева Анна

В соответствии с трудовым договором руководителю бюджетного учреждения при увольнении при расчете была выплачена компенсация в размере трехкратного среднемесячного содержания (п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК).

По какой подстатье КОСГУ следует отразить указанную сумму в бухгалтерском учете (211, 266 либо другой)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Расходы бюджетного учреждения на компенсацию, выплачиваемую руководителю в соответствии со ст. 279 ТК РФ, относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ.

Обоснование вывода:

При прекращения трудового договора с руководителем организации согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ (в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора) при отсутствии виновных действий (бездействия) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279 ТК РФ).

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника*(1).

Таким образом, на момент выплаты рассматриваемой компенсации руководитель является сотрудником.

При отнесении расходов на коды КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются положениями Порядка N 209н.

Порядок N 209н не содержит прямой нормы по отнесению компенсации, выплачиваемой руководителю в соответствии со ст. 279 ТК РФ, на конкретную подстатью КОСГУ. В то же время расходы относятся на коды КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка N 209н).

Согласно п. 7 Порядка N 209н одним из требований к утвержденной структуре кодов КОСГУ является разграничение выплат работникам государственных (муниципальных) учреждений на:

— заработную плату (подстатья 211 «Заработная плата» КОСГУ)

— иные выплаты (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме», 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ).

В соответствии с международным руководством СГФ-2014 заработная плата представляет собой суммы, подлежащие выплате персоналу в обмен на выполненную работу*(2).

В понятие «заработная плата» включается:

— заработная плата, выплачиваемая регулярно;

— надбавки за сверхурочную работу, работу в ночные часы или в выходные дни или другие виды ненормированного рабочего времени;

— ежегодные дополнительные премии;

— выплаты сотрудникам, не работающим в течение коротких промежутков времени, например находящимся в отпусках, за исключением отсутствия в связи с болезнью, травмой.

В заработную плату не включаются социальные пособия, подлежащие выплате работодателем своим работникам, в том числе в виде выходных пособий и компенсаций работникам при их увольнении. Кроме того, отличительной особенностью социальных пособий и компенсаций является их связь с социальными рисками для персонала. К таким рискам относятся болезнь, утрата постоянного заработка, иные риски, которые могут негативно сказаться на имущественном положении работника (п. 7 Порядка N 209н).

Таким образом, с учетом понятий, используемых в Порядке N 209н, можно прийти к выводу, что компенсация, выплачиваемая руководителю в соответствии со ст. 279 ТК РФ, не входит в заработную плату и носит социальный характер. Следовательно, отнести ее на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ не представляется возможным.

Для выплаты социальных пособий и компенсаций персоналу предусмотрены коды 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» и 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ (п. 10.6 Порядка N 209н).

Размер компенсации, выплачиваемой руководителю в соответствии со ст. 279 ТК РФ, определяется трудовым договором, но не может быть ниже трехкратного среднего месячного заработка. Соответственно, рассматриваемая компенсация не удовлетворяет понятию выплаты в натуральной форме*(3), приведенному в п. 7 Порядка N 209н.

Таким образом, расходы бюджетного учреждения на компенсацию, выплачиваемую руководителю в соответствии со ст. 279 ТК РФ, относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ.

Правомерность выплат денежных средств сотрудникам бюджетных учреждений при прекращении трудового договора по соглашению сторон (Бырдина Т.И.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Трудовой кодекс РФ в ст. 77 предусматривает среди общих оснований прекращения трудового договора соглашение сторон. Стоит отметить, что данному основанию посвящена только одна статья ТК РФ. Причем законодатель немногословен в описании процесса оформления такого увольнения. Так, согласно ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.

В настоящее время этот вариант прекращения трудового договора достаточно распространен, так как часто в целях достижения взаимного согласия работодатель и работник договариваются о выплате «отступных» при увольнении по соглашению сторон. Стоит заметить, что выплата эта не является обязательной, но представляет собой действенную меру в случае необходимости увольнения неугодного сотрудника при его отказе от расторжения договора по собственной инициативе и невозможности его увольнения за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей либо однократное грубое нарушение трудовых обязанностей.

Сейчас все чаще встает вопрос о законности выплат денежных средств сотрудникам бюджетных учреждений (далее также — учреждение) при их увольнении по соглашению сторон. Вопрос возникает по причине неэффективности использования средств учреждением по осуществлению дополнительных выплат при увольнении. Но дело не только в этом. Устанавливая выплаты денежных средств при увольнении по соглашению сторон одним сотрудникам и отказывая в этом другим сотрудникам в случае того же увольнения по соглашению сторон, учреждение, с одной стороны, нарушает основной принцип правового регулирования, закрепленный в ст. 2 ТК РФ, — равенство прав и возможностей работников, с другой стороны, согласно п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения, а поскольку учреждение вправе самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности, осуществление выплат работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон из средств, полученных от приносящей доход деятельности, не нарушает требований действующего законодательства.

В силу положений ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является сочетание государственного и договорного регулирования. В то же время ч. 1 ст. 9 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, а в силу ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Следовательно, прежде чем сделать вывод о правомерности либо неправомерности выплат денежных средств сотрудникам учреждений при увольнении по соглашению сторон, необходимо ответить на ряд вопросов.

Читать еще:  Дополнительная и повторная экспертиза

1. Существует ли у бюджетного учреждения право производить выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон?

В статье 178 ТК РФ предусматриваются случаи выплаты выходных пособий, а также допускается установление повышенных размеров выплаты выходных пособий. В данном перечне случай выплаты выходного пособия при расторжении трудового договора по соглашению сторон не предполагается, но согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ трудовым или коллективным договором могут определяться другие случаи выплаты выходных пособий (кроме как в случае увольнения работника по инициативе работодателя), а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. Таким образом, трудовое законодательство предусматривает возможность установить непосредственно в индивидуальном трудовом договоре либо коллективным договором другие случаи выплаты выходных пособий, в том числе при расторжении трудового договора по соглашению сторон. Причем стоит отметить, что данный пункт распространяется как на коммерческие, так и некоммерческие организации, т.е. у бюджетного учреждения существует право производить выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон.

2. Из каких денежных средств бюджетное учреждение вправе производить выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон?

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение «вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения».

Таким образом, имущество учреждения в зависимости от правового режима составляют:

— имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения;

— имущество, поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения.

Имущество, в том числе денежные средства, в отношении которых учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, составляют в силу п. 1 ст. 78.1 БК РФ денежные средства, направленные исполнительными органами государственной власти на финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания в виде субсидий из бюджета субъекта. В самостоятельное распоряжение учреждения согласно ст. 298 ГК РФ поступают доходы, полученные от приносящей доход деятельности.

Сказанное выше позволяет сформулировать вывод о том, что бюджетное учреждение вправе производить выплаты при прекращении трудового договора по соглашению сторон только из средств, полученных от приносящей доход деятельности.

3. Всем ли работникам при расторжении трудового договора по соглашению сторон полагаются выплаты выходного пособия?

Нет, в противном случае все работники намеревались бы вместо расторжения трудового договора по инициативе работника расторгнуть его по соглашению сторон.

4. Обязан ли работодатель установить в локальном нормативном акте перечень оснований, предусматривающих случаи выплаты выходных пособий при прекращении трудового договора по соглашению сторон?

Согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий (кроме как в случае увольнения работника по инициативе работодателя), а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Исходя из толкования данной статьи, работодатель может определить в трудовом или коллективном договоре случаи выплаты выходных пособий, в данной ситуации это будет случай выплаты выходного пособия в связи с прекращением трудового договора по соглашению сторон. Однако этого будет не достаточно, так как каждый работник будет намереваться расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон. В связи с этим также необходимо закрепить в трудовом или коллективном договоре перечень оснований, при наличии которых при увольнении работника по соглашению сторон ему будет выплачиваться выходное пособие.

5. Должна ли сумма выходного пособия устанавливаться локальным нормативным актом?

Да, причем вопрос этот должен быть урегулирован трудовым или коллективным договором. По каждому основанию расторжения трудового договора по соглашению сторон должен быть предусмотрен размер выплаты выходного пособия. Это связано с необходимостью соблюдения принципа равенства прав и возможностей работников и запрещения дискриминации в сфере труда.

Таким образом, выплата выходных пособий в бюджетном учреждении при прекращении трудового договора по соглашению сторон допускается при наличии следующих условий:

— выплата установлена трудовым договором или коллективным договором;

— трудовым или коллективным договором предусмотрен перечень оснований, при наличии которых работнику причитается выплата;

— трудовым или коллективным договором определен размер выплаты;

— выплата производится из средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета. 1998. 12 авг.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 дек.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.

References

1. Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 31.07.1998 N 145-FZ // Rossiiskaia gazeta. 1998. 12 avg.
2. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast’ pervaia): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ // Rossiiskaia gazeta. 1994. 8 dek.
3. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 30.12.2001 N 197-FZ // Rossiiskaia gazeta. 2001. 31 dek.

Как в бюджетной организации отразить выходное пособие работника

Организация обязана выплатить компенсацию руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру, если трудовой договор с такими сотрудниками расторгается в связи со сменой собственника (ст. 181 ТК РФ). Также руководителю положена компенсация, если решение о его увольнении принял собственник имущества организации (уполномоченный орган юридического лица). Компенсация выплачивается при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 278, статьей 279 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовым кодексом РФ не предусмотрена выплата выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства при увольнении руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) по данным основаниям. Подробнее об этом см. Когда нужно выплатить выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении.

Расходы на выплату выходного пособия при сокращении штата

В противном случае инспекторы могут пересчитать налог на прибыль. Так, выходное пособие, начисленное сотрудникам, непосредственно занятым в производстве, учитывайте в составе прямых расходов.

Выходное пособие при увольнении сотрудника

Компенсация при сокращении бюджетная организация»Какие выплаты полагаются работнику при сокращении штата Более того, уведомление должно быть составлено в письменном виде и работник обязан расписаться об ознакомлении. Если это не сделать, он имеет право восстановиться в своей должности по закону.
После, предприятие должно предложить работнику новую вакансию, соответствующую его специальности, если такова имеется. Давайте подробнее рассмотрим правильный порядок оформления увольнения сотрудника и какие выплаты положены при сокращении.

Компенсация при сокращении бюджетная организация

По какому коду вида расходов и КОСГУ осуществлять выплату выходного пособия сотрудникам учреждения (увольнение в связи с сокращением численности и штата работников) на период трудоустройства (3 месяца)? — выплата выходных пособий в размере среднего месячного заработка отражается по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» в увязке с подстатьей 211 «Заработная плата» КОСГУ; В случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности и штата учреждения сотрудникам полагаются следующие гарантированные выплаты (ст. 178 ТК РФ): — выходное пособие в размере среднего месячного заработка; — средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия); По смыслу закона выходное пособие выплачивается сразу при увольнении без каких-либо дополнительных условий и независимо от факта последующего трудоустройства.

Выходные пособия и компенсации при увольнении

При увольнении ему выплатили выходное пособие в размере среднего месячного заработка за первый месяц после увольнения (с 5 мая по 4 июня). В этом периоде по графику работы Колесова (пятидневная рабочая неделя) 22 рабочих дня.

Выплаты сотруднику при увольнении (соболева е.а.)

Это следует из пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, пункта 1, подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ Данные нормы применяются независимо от основания, по которому увольняется сотрудник. То есть выплаты при увольнении человека по любому основанию (например, по собственному желанию, в т.
ч. и в связи с выходом на пенсию, по соглашению сторон трудового договора) не облагаются

НДФЛ и страховыми взносами в пределах установленного норматива. При этом от НДФЛ и страховых взносов (в пределах норм) освобождаются любые выплаты при увольнении.

А именно – компенсации при увольнении, в том числе дополнительные компенсации сотрудникам за преждевременное увольнение, выходные пособия, среднемесячный заработок на период трудоустройства.

Кроме того, нельзя уволить в случае сокращения штата женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида — до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери. Какие компенсационные выплаты положены работнику при сокращении штата: все о выходном пособии? Кроме этого стороны вправе составить соглашение, на основании применения правил статьи 78 ТК РФ.

После этого требуется проведение взаиморасчётов между работником и работодателем. ТК РФ, Статья 78. Расторжение трудового договора по соглашению сторон Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.

Бухучет Для целей бухучета выходные пособия, средний заработок на период трудоустройства и компенсации при увольнении являются расходами на оплату труда (п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Начисление данных выплат отразите проводкой: Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 70 – начислено сотрудникам выходное пособие, компенсация при увольнении; Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 76 – начислен бывшим сотрудникам средний заработок на период трудоустройства. Использование счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» для расчетов с бывшими сотрудниками обусловлено тем, что на счете 70 учитываются расчеты только с персоналом, работающим в организации в момент начисления выплаты (Инструкция к плану счетов). Пример отражения в бухучете выходного пособия сотруднику, уволенному при ликвидации организации П.А.
Беспалов работает кладовщиком в ООО «Альфа».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector