Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заявки участников запроса предложений сколько критериев

Запрос предложений по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы

Запрос предложений используют, чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях. Метод для заказчика на самом деле очень эффективный. Он получает несколько интересных предложений и выбирает из них наиболее выгодное. Однако, есть ограничения.

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):
  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Основное отличие запроса предложений от других закупочных процедур

От открытого конкурса запрос предложений отличается лишь возможностью поставщика улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, таким образом можно увеличить свои шансы на победу. В остальном данный вид закупки идентичен конкурсу. (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки. От запроса котировок — порядком определения победителей.

В каких случаях проводится запрос предложений по 44-ФЗ и в чем особенности данной процедуры?

Запрос предложений – это новая процедура государственных закупок, которая используется заказчиками начиная с 2014 года. Запрос предложений регулируется ст. 83 ФЗ-44.

  • Законодательное регулирование запроса предложений
  • Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ
  • Подготовка документации и публикация извещения
  • Подача заявок
  • Рассмотрение поступивших заявок
  • Подписание контракта
  • Отмена запроса предложений
  • Сроки хранения документации

Законодательное регулирование запроса предложений

Запрос предложений – это такая форма закупки, при которой заказчик направляет потенциальным поставщикам официальный запрос на предоставление предложения по поставляемым товарам, работам или услугам.

Он должен содержать все необходимые требования к объекту закупки и критерии определения победителя. Основные правила проведения этой процедуры содержатся в ФЗ-44 «О контрактной системе..» ст. 83.

Запрос предложений не является основной закупочной формой и проводится в ограниченном числе ситуаций. Часть 2 ст. 83 44-ФЗ содержит перечень случаев, когда компания может проводить торги через запрос предложений. По состоянию на 2018 год с учетом вносимых изменений в 44-ФЗ к таким ситуациям относят:

  • заключение контракта на поставку спортинвентаря и оборудования, спортивной экипировки, которые необходимы для подготовки и участия сборной РФ в Олимпиаде;
  • при закупке товара, услуги или работы по ранее расторгнутому контракту по ч. 9 или 15 ст. 95 44-ФЗ (при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта);
  • при закупках лекарственных препаратов, которые необходимы пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии;
  • при признании повторного конкурса несостоявшимся при отсутствии заявок, при несоответствии всех заявок требованиям, при уклонении победителя от подписания контракта (при этом заказчик не обязан проводить новую процедуру через запрос предложений и может выбрать другой вариант);
  • для закупок изделий народных художественных промыслов;
  • для закупок услуг юристов, экспертов и адвокатов при необходимости защиты интересов РФ в международных судах.

Чем отличается запрос предложений от других форм проведения торгов? По своей сути запрос предложений можно рассматривать как упрощенный вариант проведения закупки через конкурс. Но запрос предложений имеет следующие отличия от конкурса:

  1. Закупка имеет более сжатые сроки: 5 дней для запроса предложений (от момента публикации извещения в ЕИС для оглашения результатов) и 20 дней — для конкурсов.
  2. Запрос предложений дает возможность участникам улучшить предложенные ими условия исполнения контракта (при конкурсе возможность подачи окончательных предложений не предусмотрена).
  3. Заказчик имеет большую свободу при отборе критериев оценки заявок и выбора поставщика.

От таких закупочных форм, как запрос котировок и электронный аукцион, запрос предложений отличается дополнительными критериями оценки поступивших заявок, кроме цены контракта.

Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ

При проведении закупок путем запроса предложений предусмотрен следующий алгоритм:

  1. Заказчик создает комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При формировании комиссии заказчику необходимо определиться с ее составом, порядком функционирования, а также разработать и утвердить положение о работе комиссии и привлечь экспертную организацию.
  2. Заказчик готовит документацию для запроса предложений и размещает ее в ЕИС.
  3. Заказчик направляет участникам, которые потенциально могут исполнить контракт, предложения принять участие в закупке (в некоторых случаях, кроме указанных в п. 3 ст. 83 такие извещения не являются обязательными).
  4. Участники готовят и подают заявку на участие в запросе предложений (они могут изменить или отозвать ее в установленные сроки).
  5. Заказчики вскрывают конверты с заявками, рассматривают их и оценивают.
  6. Оглашается лучшее предложение участника, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения контракта.
  7. Подача участниками окончательных предложений, которые могут улучшить предложенные ранее условия исполнения контракта.
  8. Вскрытие конвертов с окончательными предложениями.
  9. Оценка окончательных предложений и подведение итогов запроса предложений.
  10. Вносится обеспечение по контракту.
  11. Заключение контракта.

Подготовка документации и публикация извещения

Перечень документации по запросу предложений готовится в соответствии с ч. 6 ст. 83.

Извещение о запросе предложений должно содержать следующую информацию:

  1. Общие сведения о закупке: наименование заказчика, его адрес, контактный телефон, ответственное должностное лицо; краткое изложение условий заключаемого контракта; код проводимой закупки; ограничения при определении поставщика; способ определения поставщика; размер и порядок внесения обеспечения.
  2. Требования к участникам запроса предложений и перечень документов, которые они должны предоставить.
  3. Язык предоставления документации по закупке.
  4. Место, дата и время вскрытия конвертов на участие в закупке.
  5. Способы получения документов по закупке, сроки и место их предоставления.
  6. Плата за предоставление информации (если такая предусмотрена).
  7. Сроки и место подачи заявок на участие в закупках.
  8. Преимущества, предоставляемые заказчиком.

Помимо извещения о запросе предложений, заказчик должен разместить в ЕИС документацию, которая содержит указание на следующее:

  • наименование и описание объекта закупки;
  • обоснование начальной цены контракта;
  • требования к содержанию, форме и составу заявок на участие в запросе предложений;
  • информацию о возможности изменения количества товара или объема услуги при заключении и исполнении договора;
  • порядок и сроки отзыва заявок;
  • порядок проведения запроса;
  • сроки для подписания контракта, условия признания участника уклонившимся;
  • критерии оценки заявок и их удельный вес;
  • информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 3 ст. 83, извещение о проведении запроса предложений должно быть размещено в ЕИС как минимум за 5 дней до предстоящего запроса.

Подача заявок

Приглашение принять участие в закупках направляется заказчиком лицам, которые потенциально могут осуществить поставки товаров или выполнить определенные услуги. При этом он обязан направить такие приглашения тем участникам, с которыми в течение последних 18 месяцев перед проведением запроса предложений заключались те же контракты в отношении аналогичных объектов (только если ими были исполнены условия контракта должным образом).

При передаче заявок на участие в запросе предложений стоит учитывать следующие особенности:

  • прием заявок прекращается после наступления установленных сроков;
  • статья 83 не предусматривает отправку запросов участникам для предоставления им пояснений по документации по закупке;
  • форму и состав заявки участники разрабатывают самостоятельно, требования к ним не предусмотрены;
  • заявки передаются в запечатанных конвертах, если такое требование прописано в документации по запросу предложений;
  • требование об обязательной прошивке и нумерации заявки отсутствует.

Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявкой заказчик обязан сообщить присутствующим о возможности внести изменения в заявку или отзыва ее.

Рассмотрение поступивших заявок

В назначенный день, который был указан в извещении, заказчик начинает процедуру вскрытия конвертов с поступившими заявками от участников (или открывает доступ к заявкам, переданным в электронной форме).

По результатам они должны огласить заявку, которая содержит наилучшие условия исполнения контракта.

Заказчик не вправе препятствовать присутствию участников при процедуре вскрытия конвертов. Состав информации, который подлежит оглашению заказчиком при вскрытии конвертов, не разглашается.

По ч. 20 ст. 83 в обязанности заказчика входит обеспечение аудиозаписи вскрытия конвертов и конвертов с окончательными предложениями. Помимо этого, аудиозапись и видеосъемку могут вести непосредственные участники закупки.

Согласно ч. 1 ст. 83, все заявки, поступившие от участников, оцениваются на основании критериев, утвержденных в конкурсной документации. Таблица с результатами оценки должна прилагаться к составленному протоколу запроса предложений.

Оценка и рассмотрение заявок конкурсной комиссией необязательно должны происходить публично, но результаты необходимо огласить перед всеми присутствующими участниками.

При оценке поступивших заявок могут быть учтены стоимостные и нестоимостные критерии. В числе стоимостных критериев можно выделить цену товаров и расходы на их эксплуатацию, ремонт или использование результатов выполненных работ.

Что качается нестоимостных критериев, то допускается учитывать функциональные, качественные и экологические характеристики товаров, а также критерии, связанные с поставщиком (его опыт работы на рынке, опыт в реализации подобных контрактов, наличие необходимых финансовых и кадровых ресурсов и пр.).

Заказчик вправе выдвигать дополнительные критерии для оценки заявок, которые не прописаны в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ (на практике этим правом заказчики пользуются весьма активно). Например, гарантийные обязательства поставщика или сроки поставки товаров.

После того как были оглашены результаты запроса предложений, всем участникам предоставляется возможность представить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня. Если все участники закупки отказались от своего права на представление окончательных предложений, то запрос предложений завершается. Указание на этот факт должно быть прописано в протоколе.

На следующий рабочий день происходит процедура вскрытия конвертов с окончательными предложениями. Участники закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с финальными предложениями.

Если несколько участников предложили окончательные условия, то выигрывает то, которое поступило раньше.

Подписание контракта

Контракт с победителем заключается на тех условиях, которые были предусмотрены извещением о проведении запроса предложений и с учетом предложения победителя. Договор подлежит подписанию не позднее чем через 7 дней после публикации извещения в ЕИС и не позднее 20 дней после подписания протокола.

Обеспечение может быть внесено в размере от 0,5 до5% от цены контракта в виде денежных средств или банковской гарантии.

Если победитель уклоняется от заключения контракта, то заказчик может обратиться в суд с исковым заявлением о компенсации причиненных убытков и заключить контракт с участником, чьей заявке был присвоен второй номер.

При наличии обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию контракта, одна сторона должна уведомить другую об этом в течение рабочего дня. Сроки подписания контракта при этом могут сдвинуться не более, чем на 30 дней.

Отмена запроса предложений

Согласно ч. 5 ст. 83, после того, как в ЕИС была размещена информация о запросе предложений, заказчик не вправе отменять закупку, вносить правки в извещение или документацию. Это единственная процедура государственных закупок, которая не подлежит отмене после извещения о ней.

Законодательство также предусматривает возможность признания запроса предложений несостоявшимся. Согласно ч. 8 ст. 83, это возможно по следующим причинам:

  1. Если на участие в запросе предложений подана единственная заявка. При этом за заказчиком закреплено право на заключение контракта с единственным поставщиком, если поданная заявка соответствует установленным требованиям.
  2. Если на участие в закупке не поступило ни одной такой заявки. При таком варианте заказчику следует внести изменения в план-график и провести закупку снова.

Сроки хранения документации

Согласно ФЗ-44, вся тендерная документация должна храниться не менее 3 лет. В ее числе все протоколы (рассмотрения заявок, итоговый), аудиозаписи, конкурсная документация и иные документы по закупке. Указанные трехлетние сроки отсчитываются со следующего календарного года за подписанием контракта. Например, сроки хранения документов по подписанным контрактам в 2018 году начинают отсчитываться с 2019 года.

Таким образом, запрос предложений используется для выполнения крупного заказа на наиболее выгодных условиях. Это конкурентный способ для определения поставщика. Его победителем признается тот участник, который наилучшим образом соответствует условиям контракта и требованиям к объекту закупки.

В ст. 83 закона содержится указание на ограниченный перечень ситуаций при которых допускается проведение закупки через запрос предложений. Процедура запроса предложений включает в себя следующие этапы: размещение извещения, прием заявок и их рассмотрение, выбор победителя, внесение окончательных предложений и подведение итогов, размещение итогового протокола в ЕИС и подписание контракта с победителем.

Читать еще:  Миграционный учет граждан Казахстана

Именно в возможности внесения окончательного предложения, улучшающего условия исполнения контракта, состоит ключевая особенность запроса предложений.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Запрос предложений в электронной форме: пошаговая инструкция

Запрос предложений по 44 ФЗ — это конкурентная процедура определения поставщика. Информация о такой госзакупке доводится до неограниченного круга лиц в соответствии с размещенными в ЕИС извещением и документацией. Рассказываем, как проводится электронный запрос предложений в 2020 году.

Выявляем основания для проведения запроса предложений

Заглянем в ст. 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ: запрос предложений в электронной форме начинается с публикации в ЕИС извещения, а победителем процедуры становится участник, который предложит заказчику наилучшие условия по конкретной закупке.

В ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ указывается ряд случаев, при которых можно осуществлять такую закупочную процедуру:

  • если необходимо заключить контракт на поставку спортивных товаров — инвентаря, оборудования, экипировки, которые необходимы для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • если организации-заказчику необходимо закупить товары, работы, услуги (ТРУ), которые были предметом контракта, расторгнутого согласно ч. 9, ч. 15 ст. 95 44-ФЗ;
  • если нужно приобрести лекарственные препараты с целью назначения пациентам по результатам прохождения врачебной комиссии;
  • если заказчику необходимо закупить услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в заграничные судебные органы или международные суды;
  • если организации нужно приобрести ТРУ по факту признания несостоявшимися ряда других электронных процедур на основании ч. 4 ст. 55.1 (конкурс) и ч. 4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • при приобретении изделий народных художественных промыслов, которые зарегистрированы в особом порядке, установленном Правительством РФ;
  • при обеспечении госзаказа жилых помещений непосредственно у физических лиц, являющихся собственниками с целью обеспечения нужд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Готовим документацию

Если организация-заказчик проводит запрос предложений в электронной форме, документация должна быть размещена в ЕИС совместно с извещением и проектом контракта. Срок размещения строго регламентируется в ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ. например, в запросе предложений в электронной форме сроки размещения извещения не должны превышать 5 рабочих дней до даты проведения.

За 5 рабочих дней до проведения закупки размещаются не только извещение, но и документация запроса предложений, в форме электронного аукциона закупочную документацию, для сравнения, нужно опубликовать за 7 дней, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., и не позднее чем за 15 дней, если НМЦК — свыше 3 млн руб.

А вот так выглядит образец документации «запрос предложений в электронной форме»:

В извещении на закупку, среди прочего, необходимо указать сведения в соответствии с ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии запроса предложений в электронной форме;
  • требования, которым должны соответствовать потенциальные поставщики, и список документов и регистров, которые они должны предоставить в составе заявки;
  • сроки процедуры — дата и время окончания подачи заявок и дата окончания периода их рассмотрения и оценки.

Направляем приглашения

Отличительной чертой электронного запроса предложений является возможность заказчика разослать приглашения об участии в процедуре поставщикам, которые потенциально способны выполнить предмет госзаказа с учетом всех требований закупочной документации (ч. 3 ст. 83.1 44-ФЗ).

Такие потенциальные участники запроса предложений в электронной форме должны соответствовать следующему условию — иметь в течение предшествующих процедуре 18 месяцев заключенные контракты по такому же предмету заказа. При этом такие контракты не должны быть расторгнуты по причине нарушения исполнителем своих обязательств и договорных условий.

Когда основание проведения электронной процедуры — закупка ТРУ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 83.1 (расторжение контракта по нормам ч. 9, 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик вправе отправить приглашения об участии для тех потенциальных поставщиков, которые были участниками госзакупки, по факту проведения которой и был расторгнут контракт. При этом их заявки не должны быть отклонены закупочной комиссией госзаказчика. Направить приглашение таким участникам можно не позже 5 рабочих дней до момента, когда будет проведен запрос предложений в электронной форме (образец заявки участника можно также скачать на нашем сайте).

Рассматриваем полученные заявки

Далее рассмотрим, как проходит процедура рассмотрения и оценки заявок от потенциальных исполнителей заказа. Согласно нормативам 44-ФЗ, все заявки должны быть направлены заказчику оператором электронной площадки в срок не позже 1 рабочего дня после окончания подачи заявок на участие в госзакупке (ч. 15 ст. 83.1).

После получения всех заявок начинает свою работу закупочная комиссия. Члены комиссии рассматривают заявки и проводят анализ и оценку на соответствие запросов от участников закупки требованиям и условиям закупочной документации.

Члены комиссии вправе отстранить участника, отклонив его заявку, только на основании положений ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ, если:

  • потенциальный поставщик не соответствует требованиям, указанным в извещении и в документах закупки;
  • участвующий в госзакупке в составе документации предоставил недостоверные сведения;
  • содержание заявки не соответствует нормативам, установленным действующим законодательством, согласно ст. 14 44-ФЗ.

Примером несоответствия заявки положениям ст. 14 44-ФЗ могут быть закупаемые лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП, приобретаемые с целью удовлетворения государственных и муниципальных потребностей. Такие участники отстраняются согласно п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015 (исключение — п. 5 ПП РФ № 1289).

Все отстраненные комиссией заявки не подлежат дальнейшему изучению и анализу.

Члены комиссии не вправе отстранять участников за отсутствие документов, указанных в п. 5 ч. 9 ст. 83.1 (исключение — запреты по нормам ст. 14 44-ФЗ).

Также не допускается отстранение участника, если в составе его заявки не предоставлена документация, подтверждающая право потенциального поставщика на преимущества для предприятий уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов, согласно п. 4 ч. 9 ст. 83.1, статьи 28, 29 44-ФЗ. Об этом говорится в ч. 18 ст. 83.1 44-ФЗ.

После получения и рассмотрения заявок члены комиссии проводят их дальнейшую оценку в соответствии с критериями электронной процедуры, которые были указаны в извещении и закупочной документации (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ)

Составляем протоколы проведения и выписку

Итак, открытый запрос предложений в электронном виде проведен, все заявки получены и рассмотрены комиссией. Далее необходимо составить протокол проведения процедуры (ч. 19 ст. 83.1 44-ФЗ).

В протокол проведения запроса предложений в электронной форме включаются следующие сведения:

  • все данные и основания отклонения заявок, а следовательно, отстранения участников процедуры;
  • сведения о заявке, в которой указаны наилучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • все условия исполнения контракта в том случае, если на участие в электронном запросе предложений подали только одну заявку.

Неотъемлемым приложением протокола является таблица, аккумулирующая оценочную информацию обо всех участниках госзакупки.

Далее необходимо подготовить и разместить в ЕИС выписку из протокола проведения.

В выписку вносятся данные об отстраненных участниках с указанием причин для их отклонения, а также условия исполнения контракта из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Участник, подавший единственный запрос, в выписке не указывается.

Срок ее размещения — не позже момента окончания рассмотрения и анализа поданных заявок (ч. 20 ст. 83.1). При этом сам протокол проведения надлежит опубликовать вместе с итоговым протоколом в соответствии с ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ.

Рассматриваем окончательные предложения участников

Комиссия рассматривает окончательные предложения на участие в электронной процедуре только на следующий рабочий день после их отправления (ч. 23 ст. 83.1). Если окончательное представление потенциального поставщика хуже, чем первоначальные условия, приведенные в его запросе, то оно отклоняется. В таких случаях и в случае, когда участник не направил окончательное, первоначальное условие и признается окончательным для такого участника.

Победителем запроса предложений в электронной форме признается тот участник, чье окончательное предложение является наилучшим, в соответствии с критериями и требованиями закупки, приведенными в закупочной документации и извещении (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ).

В том случае, когда несколько окончательных предложений содержат одинаковые условия, победитель определяется по сроку подачи запроса — тот потенциальный поставщик, чья заявка поступила раньше, и является в данной ситуации победителем.

Составляем итоговый протокол

После подведения всех результатов необходимо составить итоговый протокол (ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ). В таком протоколе указываются следующие данные:

  • условия, приведенные в окончательных условиях всех участников;
  • решение, принятое по факту рассмотрения и оценки окончательных запросов;
  • порядковые номера, распределенные комиссией после анализа окончательных предложений;
  • итоги изучения таких регистров, направленных участниками процедуры.

Размещаем протоколы

Согласно нормативам, приведенным в ч. 24 ст. 83.1 44-ФЗ, в Единой информационной системе в день составления и утверждения результирующего протокола размещаются сразу оба регистра: и протокол подведения, и итоговый протокол.

Алгоритм проведения запроса предложений по Закону N 44-ФЗ (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Алгоритм проведения запроса предложений по Закону N 44-ФЗ

Шаг 1. Подготовка к проведению запроса предложений

Разработка контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы и утверждение заказчиком документации о проведении запроса предложений, включающей в том числе:

— требования к содержанию, в том числе составу, форме заявки на участие в запросе предложений и инструкцию по ее заполнению;

— критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок;

— проект контракта, форма и условия которого должны соответствовать закону.

Разработка контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы и утверждение заказчиком извещения о проведении запроса предложений.

Возможные дополнительные действия заказчика:

Если заказчиком не сформирована постоянно действующая единая комиссия, требуется создание комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и определение порядка ее работы.

Шаг 2. Начало проведения запроса предложений — размещение информации

Размещение в ЕИС извещения о проведении запроса предложений.

Размещение в ЕИС документации.

Внимание

Размещение обоих документов осуществляется контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы одновременно .

C момента размещения в ЕИС извещения заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение и документацию

Возможные дополнительные действия заказчика:

Направление приглашений принять участие в запросе предложений.

Шаг 3. Прием заявок на участие в запросе предложений

Осуществляется путем приема заявок и их регистрации.

Длится не менее 5 календарных дней (срок окончания подачи заявок определяется документацией).

Возможные дополнительные действия заказчика:

При получении запросов о даче разъяснений положений конкурсной документации — не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок — предоставление подателям запросов разъяснений в течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса и размещение разъяснений в ЕИС в течение 1 рабочего дня с даты направления разъяснений.

Шаг 4. Открытие доступа к заявкам на участие в запросе предложений, их рассмотрение и оценка

Непосредственно вскрытие комиссий конвертов с заявками, открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, начинается в день и время, указанные в извещении и документации и заканчивается в тот же день.

Итоги оформляются в протоколе проведения запроса предложений (см. форму протокола).

Для участия в запросе предложений подано

2 и более заявок

Рассмотрение и оценка заявок.

В случае соответствия участника установленным требованиям, заявка рассматривается и оценивается, но контракт заключается в порядке закупки у единственного контрагента.

Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

— непосредственно открытие доступа к заявкам (вскрытие конвертов с заявками);

— проверка соответствия участников требованиям, установленным законом и документацией;

— проверка соответствия условий исполнения контракта, предлагаемых в заявке, требованиям, установленным законом и документации;

— оглашение условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или в единственной заявке, без объявления участника, который направил заявку;

— оглашение предложения всем участникам или участнику, подавшему единственную заявку, направить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня.

Примечание

По нашему мнению, если по итогам рассмотрения заявок от участия в запросе предложений отстранены все или все, кроме одного, участники, запрос предложений должен признаваться несостоявшимся. Однако законом этого прямо не предусмотрено.

Окончательное предложение подали

1 и более участников

Запрос предложений продолжается.

В тот же день в ЕИС размещается выписка из протокола, содержащая сведения предусмотренные ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

Запрос предложений завершается, окончательными предложениями признаются поданные заявки.

В ЕИС размещается протокол проведения запроса предложений и итоговый протокол (законом это прямо не установлено!), в котором фиксируется отказ участников направлять окончательные предложения.

Шаг 5. Рассмотрение и оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений

Проводится комиссией в течение одного рабочего дня, следующего за днем непосредственно проведения запроса предложений.

— непосредственно вскрытие конвертов с окончательными предложениями (открытие доступа к окончательным предложениям);

— присвоение окончательным предложениям порядковых номеров и определение победителя запроса предложений.

Примечание

По нашему мнению, если в отсутствие отказа от подачи окончательных предложений всех участников окончательных предложений фактически не поступило, по аналогии с финалом шага 4 окончательными предложениями должны признаваться поданные заявки, а лучшим окончательным предложением — лучшая заявка. Однако законом это прямо не установлено.

Итоги отражаются в итоговом протоколе запроса предложений, который, наряду с протоколом проведения запроса предложений, размещается в ЕИС в день подписания (см. форму протокола).

Шаг 6. Заключение контракта по итогам запроса предложений

Включение в проект контракта, приложенный к документации, условий контракта, предложенных победителем, направление его победителю.

Победитель обязан предоставить заказчику:

— все экземпляры контракта, подписанные с его стороны;

— документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта (при запросе котировок по расторжении контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) или после признания несостоявшимся повторного конкурса или электронного аукциона (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ)).

Внимание

Представление победителем протокола разногласий не допускается.

Контракт может быть заключен не ранее чем через 7 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.

При этом сроки направления проекта контракта победителю, возвращения подписанного им проекта, предоставления обеспечения законом не установлены. Заказчику при определении таких сроков в документации или в сопроводительном письме к проекту контракта следует руководствоваться общими сроками для заключения контракта и принципом разумности.

Возможные дополнительные действия заказчика:

Отказ от заключения контракта, если будет обнаружено, что участник закупки не соответствует установленным требованиям или предоставил недостоверную информацию о соответствии им.

Признание победителя запроса предложений уклонившимся от заключения контракта с передачей сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

При уклонении победителя от заключения контракта — заключение контракта с участником запроса предложений, заявке которого присвоен второй номер, при наличии его согласия.

Шаг 7. Действия заказчика после заключения контракта

Передача сведений о заключенном контракте в реестр контрактов в течение 3 рабочих дней с даты заключения.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений

Запрос предложений — это способ проведения торгов, при котором победителя определяют не только по предложенной цене, но и по другим критериям, например, по качеству работ или по квалификации участников. Заказчики вправе провести запрос предложений только в определенных случаях, при этом участников они могут пригласить самостоятельно. О том, как проводится запрос предложений, рассказано в нашей сегодняшней статье.

В каких случаях проводится запрос предложений

В части 2 статьи 83 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ) приведен закрытый перечень случаев, когда заказчик вправе провести запрос предложений. К этим случаям относится:

  • поставка спортивного инвентаря, оборудования и экипировки для российских олимпийцев и параолимпийцев;
  • поставка лекарств, необходимых пациенту по решению врачебной комиссии;
  • закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
  • приобретение услуг по защите интересов России в международных судах.

Кроме того, запрос предложений можно проводить, если:

  • ранее выбранный поставщик не выполнил условия контракта, либо выполнил их не в полном объеме. При подобных обстоятельствах заказчик может объявить запрос предложений на сумму недопоставленных товаров или недовыполненных услуг;
  • до этого дважды объявлялся конкурс или электронный аукцион по любым товарам, работам или услугам, и дважды торги не состоялись. Это происходит, когда на участие в повторном конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки. Еще одна ситуация, при которой мог не состояться повторный электронный аукцион — это когда после рассмотрения первых частей заявок ни одна не допущена, либо когда все вторые части допущенных заявок не соответствуют требованиям закупки. Наконец, повторные торги считаются несостоявшимися, если участник, занявший второе место, отказался заключить контракт.
Читать еще:  Пенсионная система, размер выплат и возраст выхода на пенсию на Украине

Обратите внимание: если запрос предложений проводится для закупки спортинвентаря, лекарств, изделий народного промысла или услуг по защите интересов РФ в зарубежных судах, заказчик может, но не обязан требовать от победителя внести обеспечение контракта. Если же запрос предложений проводится из-за того, что прежний поставщик не выполнил всех условий, либо дважды не состоялся конкурс или электронный аукцион, то обеспечение контракта является обязательным условием тендера.

Сроки проведения запроса предложений

Прием заявок на участие идет в течение пяти дней после того, как заказчик разместил в Единой информационной системе (ЕИС) извещение о закупке.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

В последний день приема заявок заказчик вскрывает все полученные конверты. Далее в течение одного дня заказчик должен опубликовать в ЕИС выписку из протокола с лучшим условием выполнения контракта и списком отклоненных заявок. Следующий рабочий день отводится поставщикам для улучшения своих первоначальных предложений. В этот же день заказчик оценивает заявки, публикует итоговый протокол и объявляет победителя. Подписание контракта должно состояться в срок от семи до двадцати дней с момента объявления победителя.

Кто может стать участником

Состав участников зависит от того, что послужило причиной для проведения запроса предложений. Если это невыполнение (или неполное выполнение) условий контракта ранее выбранным поставщиком, то заказчик обязан пригласить всех, кто участвовал в прежних торгах, но был отклонен.

Во всех прочих случаях в запросе предложений могут участвовать любые поставщики. При этом у заказчика есть право не только ждать заявок, но и самому пригласить поставщиков. Но тут есть одно условие. Если заказчик воспользуется данным правом, он должен непременно позвать всех, с кем уже заключал контракты на поставку таких же товаров, работ или услуг в течение последних полутора лет. Приглашения необходимо направить за пять дней до вскрытия конвертов с заявками.

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В запросах предложений, как и в открытом конкурсе, заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Но при открытом конкурсе заказчик обязан придерживаться Правил оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки). Тогда как при запросе предложений заказчик вправе сам установить критерии оценки и их значимость (часть 2 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).

Критерии оценки, выбранные заказчиком, должны быть перечислены в документации по закупке. Там же указывают значимость каждого критерия. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка может рассчитываться по формуле, либо определяться любым другим способом, закрепленным в документации по закупке. Например, оценка по критерию «цена контракта» может определяться как наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, деленная на цену, предложенную конкретным участником, и умноженная на 100. Оценка по критерию «качество работ» может определяться как среднее арифметическое оценок, выставленных всеми членами комиссии конкретному участнику. Оценка по критерию «квалификация участника» может определяться исходя из стоимости аналогичных контрактов, заключенных данным участником за последние 2 года.

Затем оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

Когда рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Полученное значение сравнивают с суммами баллов, набранными другими участниками. Самая высокая сумма баллов — это лучшие условия исполнения контракта. Их отмечают в протоколе, не называя участника.

Как происходит подача окончательных предложений

В течение одного рабочего дня после размещения протокола каждый участник может улучшить свое первоначальное предложение. Тот, кто ранее предложил лучшие условия и попал в протокол, также должен сделать свое окончательное предложение. Победитель торгов выбирается по итогам рассмотрения окончательных предложений. Если несколько участников подали одинаковые предложения, выиграет тот, чье предложение поступило первым. В случае, когда не поступило ни одного окончательного предложения, победителя выбирают исходя из первоначальных предложений.

Сроки заключения контракта

После подписания итогового протокола заказчик должен в течение одного дня разместить его в ЕИС. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

В протоколе нужно указать условия, предложенные победителем и остальными участниками, а также их окончательные предложения. Победитель и заказчик должны подписать контракт не раньше семи дней и не позже 20 дней с даты публикации итогового протокола. Если документация по закупке предусматривает внесение обеспечения контракта, победитель обязан перечислить деньги.

В случае, когда победитель по какой-либо причине отказывается заключить контракт, поставщиком становится участник, занявший второе место. При этом заказчик может подать против отказавшегося участника иск для возмещения убытков.

В каких случаях запрос предложений признают несостоявшимся

Запрос предложений считается несостоявшимся, если подана только одна заявка, или среди всех заявок только одна соответствует требованиям. В такой ситуации вместо запроса котировок применят другой способ — закупку у единственного поставщика. Но эта возможность должна быть согласована с Федеральной антимонопольной службой.

Не исключено, что по запросу предложений не будет подано ни одной заявки. Тогда данный тендер считается несостоявшимся, и заказчику придется провести новый запрос предложений.

Запрос предложений по 44-ФЗ

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение — быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

на одну из сторон наложены судебные санкции;

в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Подготовка заявки на запрос предложений

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

  • Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  • Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.
  • На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения — на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

    Документация запроса предложений

    Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

    основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

    требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

    точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

    порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

    необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

    преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

    обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

    возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

    порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

    проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

    Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

    Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

    Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

    От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

    ©ООО МКК «РусТендер»

    Как победить в запросе предложений (223-й ФЗ)


    КАК ВЫИГРЫВАТЬ ТЕНДЕРЫ › КАК ПОДГОТОВИТЬ ЗАЯВКУ › ЦЕНЫ на НАШИ УСЛУГИ › ВСЕ об АУКЦИОНАХ ›

    • В предложении участников: 2 типа предложений: количественные (цена, сроки) и качественные (опыт, квалификация, качество работ или материалов). Само предложение можно для простоты именовать заявкой.
    • Реализация потенциала предложения (заявки).
    • Использование статистики.
    • Моделирование.
    • Оптимизация документации: запроса предложений, запроса котировок или конкурсной документации по ФЗ-223.
    Реализация потенциала предложения (заявки).
    • «Выжать максимум» из своего предложения (заявки).
      • Найти и использовать резервы своего предложения (заявки).
    • Исключить необязательные ошибки, опечатки, неточности, разночтения.
    • Подробное описание мероприятий по реализации потенциала предложения (заявки).
      • Пример – как нужно максимально реализовывать потенциал предложения (заявки).

    Результат: предложение (заявка) составлено «по максимуму», все учтено, использованы все рычаги и резервы для получения заявкой максимальной оценки. Как составить заявку, образец заявки — подробнее в разделе «Составление заявок на участие в конкурсе».

    Читать еще:  Какие нужны документы от продавца и покупателя при покупке дачи с земельным участком

    Использование статистики.
    • Анализ проведенных запросов предложений для этого же Заказчика.
      • Можно увидеть: сколько в среднем участников, сколько отклоненных заявок, за что отклоняют заявки, разрыв между лидерами и аутсайдерами.
    • Цены победителей
    • Среднее снижение цен – основа для ценового предложения.
    • Сочетания результатов проведенных запросов предложений.
      • Победитель взял запрос предложений без снижения цены «плюс» большой разрыв в оценках между победителем и 2-м местом.
      • Победитель взял запрос предложений без снижения цены «плюс» малый разрыв в оценках между победителем и 2-м местом.
      • Много отклоненных предложения (заявок) и только 1 участник.
      • Много отклоненных предложения (заявок) и только 2 участника.
    • Эти и другие сочетания являются основой для выбора тактики в подготовке заявки (предложения) и ее реализации.
    • Подробное описание отработки по статистике.
      • Пример – конкретный пример, с анализом предыдущих запросов предложений одного и того же Заказчика.

    Результат: УРЗ уже знает, чего ожидать от будущего рассмотрения предложения (заявок) и принимает соответствующие меры заблаговременно.

    Моделирование.
    • Моделирование проведения рассмотрения предложений: оценка предложения (заявки) УРЗ по критериям запроса предложений. Ответ на вопрос: какая оценка будет у предложения (заявки).
      • Изменяемые параметры.
        • Цена, сроки, описание.
      • Неизменяемые параметры.
        • Опыт или квалификация
    • Результат: превзойдет все ожидания.
      • В процессе моделирования УРЗ откроет для себя «массу интересного»:
      • От того, какую цену или сроки предлагать.
      • До того, что УРЗ может обнаружить «белые пятна» в документации.
        • Некорректные или неполные правила оценки предложений (заявок), которые приводят к «автоматическому» поражению большинства участников.
        • Далее – понятно – запрос с требованием внести изменения или жалоба в ФАС, цель: предоставление всем участникам равных условий, минимизация самой возможности субъективной оценки заявок.
    • Подтверждение или опровержение правильности выбранной участником размещения заказа тактики.
    • Если в документации есть «белый пятна», они будут выявлены.
    Оптимизация документации.
    • УРЗ может и должен вносить изменения в документацию.
      • Если документации «что-то не так», «что-то не срастается».
    • В интересах самих УРЗ подавать запросы, чтобы Заказчик вносил изменения в документацию, необходимые именно для УРЗ.
    • Как это сделать, как анализировать документацию, на что обращать внимание, приоритетные пункты, важные для УРЗ – подробнее в разделе «Анализ конкурсной документации перед подачей заявки». Примечание — см. выше — о тождественности открытых конкурсов по ФЗ-44 и процедур по ФЗ-223. Соответственно и процесс и рекомендации по анализу документации о запросе предложений — аналогичны процессу и рекомендациям по анализу конкурсной документации.

    Результат: из документации исключены пункты (обычно это некорректные критерии оценки заявок), которые заведомо делают для УРЗ невозможность победы в запросе предложений.

    Обязательно.

    • Изучить документацию, и если что-то в ней «не срастается» – необходимо обязательно направлять запрос. Обязать Заказчика сделать такую документацию, в которой все корректно.
    • Если этого не сделать, то весьма велика вероятность того, что предложение участника либо отклонят, либо оценят его очень низко, пользуясь как раз теми самыми «белыми пятнами» в документации.

    Реализация потенциала предложения (заявки).
    • Отработка для максимальной оценки по такому критерию, как «Цена».
    • Расчет рентабельности, установление предлагаемой участником цены контракта.
    • Анализ статистики — именно по ценам — корректировка цены, если это необходимо.

    Отработка для максимальной оценки по такому критерию, как «Сроки выполнения работ».

    • Расчет, установление сроков выполнения работ, предлагаемых УРЗ.
    • Моделирование, в результате которого — корректировка сроков, если она требуется.

    Отработка для максимальной оценки по качественным критериям.

    • Максимальная оценка по квалификации персонала у УРЗ.
    • Подготовка всех необходимых документов, подтверждающих квалификацию персонала, оформление недостающих документов, повышение квалификации персонала, если это необходимо.
    • Подготовка документов, подтверждающих опыт участника.
    • Получение письменных отзывов.
    • Моделирование: как увеличится оценка по опыту участника.

    Максимальная оценка по предложению участника — по качеству работ.

    • Грамотно составленные разделы предложения.
    • Предложение по качеству: работ и материалов.
    • Описание работ, описание оборудования и техники, иных активов.

    Статистика.
    • Определить тенденции в проведенных этим же заказчиком запросах предложений.
    • Анализ проведенных запросов предложений для этого же Заказчика.
    • Заказчики нечасто меняют критерии оценки предложений, делают «клоны» документаций. Соответственно и будущий запрос предложений скорее всего пройдет по уже имеющимся правилам, результаты работы которых и можно увидеть , отрабатывая статистику.
    • Можно увидеть тенденции по разрыву между победителями и участниками, и если есть явные лидеры и аутсайдеры, то это однозначный сигнал для участника размещения заказа.
    • Можно даже увидеть из-за чего предложения отклоняются, из-за чего предложениям присваивают максимальные и минимальные рейтинги или ставят высокие или низкие оценки.
    • Основа для определения параметров предложения УРЗ.
    • Четкое представление «как делать нельзя» и «как делать можно и нужно».
    • Ценовой вопрос – точнее «процентаж» снижения максимальной цены – это все даст понять УРЗ, на сколько, в среднем, победители запросов предложений снижают максимальные цены.
    Моделирование.
    • Задача – прежде всего УРЗ должен разобраться в технологии проведения запроса предложений, в алгоритме проставления оценок предложениям, потом все это использовать для подготовки своего предложения.
      • Причем все критерии оценки уже указаны в документации.
    • Можно и нужно спрогнозировать относительно подаваемой заявки ее оценку.
      • Просто нужно все просчитать, смоделировать.
        • С учетом того, что описательная часть предложения сделана «на отлично».
    Критерии оценки предложений (заявок).
    • Количественные критерии.
      • Цена контракта.
      • Срок выполнения работ.
    • Качественные критерии.
      • Качество работ.
      • Квалификация УРЗ
      • Опыт УРЗ.
      • Описание выполняемых участником работ.
    • Это «точные» критерии – цена и сроки, они же называются «количественными».
    • Для них существуют точные формулы, оценка производится объективно.
      • Субъективной мнение членов комиссии Заказчика здесь не играет никакой роли.
    • Есть критерии эмпирические, качественные.
    • Здесь экспертные оценки членов комиссии Заказчика играют приоритетную роль, то есть оценка предложения — субъективная.
    • Вопреки бытующему мнению, экспертные оценки ставятся не «с потолка», а на основании специальных таблиц, методических указаний.
    • См. «Шкалы экспертной оценки предпочтительности заявок».

    Зачастую используются композиции нескольких критериев, к примеру – квалификация и опыт УРЗ одновременно.

    По каждому из критериев в документации должны указываться.
    • Значимость критерия: проценты.
    • Формула расчета оценок по критерию (для количественных критериев).
    • Количество баллов (для качественных критериев).
    • Условия присвоения значения в 0 (ноль) баллов

    Подготовить заявки, найти интересные аукционы.

    Сделать запросы, жалобы в ФАС и т.п.

    Проконсультировать, грамотно ответить на вопросы.

    РАБОТАЕМ
    СО ВСЕМИ
    РЕГИОНАМИ

    Получать по 3 контракта

    безошибочно и без отклонений

    с МИНИМАЛЬНЫМ снижением

    на деятельность компании

    с минимальными затратами

    контрактами на год

    работы с тендерами

    от инструкций до шаблонов

    Участвовать в торгах

    с МАКСИМАЛЬНЫМ эффектом

    Полезная информация, инструкции, шаблоны, советы, все это – основа для участия и победы в тендерах.


    УСПЕШНЫЕ ТАКТИКИ на торгах › КАК подготовить ЗАЯВКУ › КАК СНИЗИТЬ РАСХОДЫ на участие › АУКЦИОНЫ с АВАНСОМ ›

    Запрос предложений в электронной форме по 44-ФЗ: что это за процедура, в каких случаях проводится и как в ней участвовать?

    Два года назад законодатели дали право заказчикам проводить запрос предложений в электронной форме. А с 1 января 2019 года стал возможен только электронный формат этой процедуры.

    При запросе предложений, как и при других видах закупок, соблюдается принцип конкуренции, который помогает определить будущего исполнителя. Заказчик размещает в ЕИС извещение и документацию о госзаказе, и информацию получает неограниченный круг лиц.

    Из новой статьи вы узнаете, как сегодня проводится электронный запрос предложений.

    1. Основания для проведения электронного запроса предложений
    2. Подготовка документов
    3. Направление приглашений
    4. Составление заявки на электронный запрос предложений
    5. Рассмотрение поступивших заявок
    6. Оформление протокола проведения и выписки
    7. Рассмотрение окончательных предложений участников
    8. Оформление итогового протокола
    9. Публикация протоколов
    10. Сроки заключения контракта
    11. Причины признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся, и действия заказчика в этом случае

    Основания для проведения электронного запроса предложений

    Весь алгоритм организации и проведения запроса предложений в электронной форме подробно описан в 44-ФЗ. Согласно ст.83.1 данное закупочное мероприятие начинается с размещения извещения в ЕИС. Побеждает участник, который подал выгодное для заказчика ценовое предложение. В этом суть торгов.

    Заказчики проводят запрос предложений в ЭФ в соответствии с ч.2 ст.83.1 44-ФЗ, когда нужно приобрести следующие категории товаров/работ/услуг:

    • спортивные товары (инвентарь, оборудование, экипировку), необходимые для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
    • товары, работы, услуги, которые были предметом контракта, расторгнутого по ч.9 и ч.15 ст.95 44-ФЗ;
    • лекарственные средств для будущего назначения их пациентам после прохождения врачебной комиссии;
    • услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в зарубежные судебные органы или международные суды;
    • товары, работы или услуги по факту признания несостоявшимися некоторых других электронных процедур согласно ч.4 ст.55.1 (конкурс) и ч.4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
    • изделия народных художественных промыслов, зафиксированных в особом порядке, утвержденном российским правительством;
    • жилье у собственников-физлиц для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Важный момент! Согласно ч.5 ст.83.1 44-ФЗ заказчик не может отменять электронный запрос предложений и вносить корректировки в опубликованное извещение. Поэтому ответственные за подготовку документации и извещения лица не должны допускать ошибок.

    Подготовка документов

    Итак, заказчик решил провести запрос предложений в электронной форме. В этом случае вместе с извещением и проектом контракта он размещает в ЕИС закупочную документацию. При этом он обязан соблюдать сроки, указанные в ч.3 ст.83.1 44-ФЗ. Если мы говорим об извещении, то размещать его необходимо не позднее 5-ти рабочих дней до мероприятия.

    В этот же 5-дневный период размещается документация электронного запроса предложений. В этом отличие этой процедуры, например, от электронного аукциона, при котором документация о закупке публикуется за 7 дней при НМЦК до 300 млн. руб. и за 15 дней при НМЦК более 300 млн. руб.

    В извещении указывается информация, регламентированная ч.4 ст.83.1 44-ФЗ:

    • адрес электронной площадки;
    • критерии электронного запроса предложений;
    • требования для предполагаемых исполнителей и список документов и выписок, которые нужно подавать в составе заявки;
    • сроки мероприятия — день и время окончания подачи заявок и дата окончания их рассмотрения и оценки.

    В техническом задании в первую очередь следует обращать внимание на то:

    • сколько времени отводится на контрактные обязательства;
    • сколько нужно поставить товара/выполнить работ;
    • каким требованиям должен соответствовать исполнитель (например, представить лицензии, допуски и т.д.).

    Направление приглашений

    Отличительной особенностью запроса предложений в ЭФ является то, что заказчик может разослать поставщикам, в которых он уверен, приглашения принять участие в процедуре (ч.3 ст.83.1 44-ФЗ).

    Потенциальные исполнители должны соответствовать условию – иметь за последние полтора года заключенные контракты по аналогичному виду работ. Эти контракты не должны быть расторгнуты из-за несоблюдения исполнителем контрактных условий и обязательств.

    Когда основанием проведения запроса предложений в ЭФ является приобретение товаров/работ/услуг в соответствии с п.2 ч.2 ст.83.1 (расторжение контракта по ч.9 и 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик имеет право письменно пригласить поучаствовать в торгах тех предполагаемых исполнителей, которые ранее были участниками госзаказа, по итогу которого и был расторгнут контракт. Закупочная комиссия не может отклонить их заявки.

    Письменно приглашать участников нужно не позднее 5-ти рабочих дней до даты проведения электронного запроса предложений.

    Составление заявки на электронный запрос предложений

    Участнику следует внимательно и безошибочно готовить данный документ. К заявке (она подается на ЭТП в электронной форме) следует прикладывать всю информацию и документы, которые требует заказчик, в противном случае поставщик будет отстранен от участия в процедуре.

    Состав заявки:

    • сведения об участнике: адрес нахождения, ИНН;
    • документальное подтверждение, что ТРУ соответствуют требованиям законодательства;
    • документальное подтверждение, что участник соответствует требованиям заказчика, указанным в закупочной документации;
    • документальное подтверждение соответствия нормам ст. 31 44-ФЗ;
    • принадлежность к СМП или СОНКО;
    • стоимость и документы согласно закупочной документации.

    Оператор электронной площадки должен в течение 1 часа уведомить участника о получении заявки и присвоить ей идентификационный номер.

    Рассмотрение поступивших заявок

    Заказчик получает заявки потенциальных исполнителей от оператора ЭТП в течение 1 рабочего дня после окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе предложений (ч.15 ст.83.1).

    Следующим шагом является рассмотрение заявок и их оценка членами закупочной комиссии. Все заявки должны соответствовать установленным требованиям.

    Заявка может не пройти дальше на основании норм ч.18 ст.83.1 44-ФЗ в следующих случаях:

    • предполагаемый исполнитель не соответствует требованиям, прописанным в извещении и документации к мероприятию;
    • участник подал ложные сведения;
    • нарушена структура заявки согласно ст.14 44-ФЗ.

    В качестве примера неправильно составленной заявки согласно ст.14 44-ФЗ можно привести лекарства из списка ЖНВЛП, закупаемые для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Такие участники не проходят на основании п.1 Постановления Правительства РФ № 1289 от 30 ноября 2015 г. (кроме пункта 5 данного Постановления).

    Специалисты заказчика не могут отклонить участника:

    • за отсутствие документов, указанных в п.5 ч.9 ст.83.1 (кроме запретов по положениям ст.14 44-ФЗ).
    • за непредставление в составе заявки документов, подтверждающих право предполагаемого исполнителя на преимущества для ведомств уголовно-исполнительной структуры или объединений инвалидов, согласно п.4 ч.9 ст. 83.1, ст. 28-29 44-ФЗ. Это указано в ч.18 ст.83.1 44-ФЗ.

    После того, как заявки были рассмотрены, специалисты заказчика обязаны оценить их по критериям электронного мероприятия, которые указывались в извещении и документации о закупке (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

    Оформление протокола проведения и выписки

    После проведения электронного запроса предложений и рассмотрения заявок комиссией требуется подготовить протокол проведения закупки (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

    Данный протокол имеет следующую структуру:

    • вся информация по отклонению заявок с обязательным указанием оснований для отстранения участников;
    • информация о заявке участника, который подал наилучшее предложение по исполнению контракта;
    • все критерии исполнения госзаказа, в том случае, если на участие в запросе предложений в ЭФ поступила только одна заявку.

    К протоколу обязательно должна прилагаться таблица с оценкой всех участников мероприятия.

    Затем нужно оформить и опубликовать в ЕИС выписку из протокола проведения.

    В выписке содержится информация о выбывших участниках с указанием причины их отстранения, а также условия исполнения госзаказа из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Если поступило только одно предложение, то этот участник в выписке не указывается.

    Срок размещения – до конца срока окончания рассмотрения и анализа поступивших заявок (ч.20 ст.83.1).

    Протокол проведения размещается одновременно с итоговым протоколом согласно ч.24 ст.83.1 44-ФЗ.

    Рассмотрение окончательных предложений участников

    Сотрудники заказчика рассматривают окончательные предложения участников на следующий рабочий день после того, как они были отправлены (ч.23 ст.83.1). Если окончательное предложение предполагаемого исполнителя ухудшило изначальную подачу запроса, то его отстраняют. В этом случае и в случае, когда участник не направил окончательное предложение, первоначальное предложение и будет считаться окончательным для такого участника.

    В запросе предложений в ЭФ побеждает участник, который представил наилучшее окончательное предложение по критериям, указанным в извещении и документации к закупке (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

    Если несколько окончательных представлений содержат идентичные условия, то побеждает то, которое было подано раньше. Победителем признается более расторопный участник.

    Оформление итогового протокола

    После прохождения всех этапов требуется подготовить итоговый протокол (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

    Содержание итогового протокола:

    • условия, указанные в окончательных представлениях всех участников;
    • решение, вынесенное после рассмотрения и оценки окончательных предложений;
    • порядковые номера, назначенные сотрудниками комиссии после анализа окончательных предложений;
    • итоги рассмотрения сведений, поданных участниками мероприятия.

    Публикация протоколов

    В соответствии с положениями ч.24 ст.83.1 44-ФЗ в ЕИС публикуются одновременно два документа: и протокол подведения, и итоговый протокол.

    Сроки заключения контракта

    После публикации итогового протокола заказчик переходит к размещению проекта контракта в ЕИС, на это ему дается 5 дней.

    Если у участника возникают разногласия по проекту контракта, то сроки подписания меняются. Что это значит?

    1. При наличии разногласий в 5-дневный срок участник направляет заказчику протокол разногласий. Протокол разногласий можно отправить только 1 раз (ч.4 ст. 83.2 44-ФЗ).

    Если заказчик согласен с замечаниями, то в течение 3-х дней он публикует исправленный проект контракта, если не согласен – то публикует прежний документ с указанием причин, почему отказывается от внесения изменений.

    Далее исполнитель в течение 3-х дней подписывает документ и представляет заказчику подтверждение перечисления обеспечения исполнения контракта. Заказчик подписывает проект так же в течение 3-х дней.

    1. При отсутствии разногласий выигравший торги участник подписывает контракт и отсылает заказчику подтверждение перевода ОИК.

    Заказчик в свою очередь подписывает документ в течение 3-х рабочих дней.

    После проведения электронного запроса предложений контракт заключается в промежуток 7-20 дней со дня подписания итогового протокола.

    При обнаружении нарушений в ходе мероприятия, или, если участник считает, что его заявку отклонили неправомерно, то он вправе обратиться с жалобой в ФАС в течение 5-ти дней со дня подписания итогового протокола.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector