Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеют ли право дпс стоять на трассе

MishGane › Блог › Что может и чего не должен делать инспектор ГИБДД на дороге?

Правда ли, что инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль вне стационарного поста ГИБДД? Обязательно ли садиться в патрульную машину для оформления документов о нарушении ПДД? У водителей есть несколько устоявшихся мнений относительно общения с автоинспектором на дороге. Давайте проверим, какие из них — правда, а какие – вымысел.

Основной документ, где прописаны права и обязанности инспектора ДПС, — административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Регламент утвержден приказом МВД № 185 от 02.03.2009 г. Кроме этого, инспекторы ДПС действуют в соответствии с законом «О полиции», а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Мнение 1: Инспектор ДПС может остановить автомобиль для проверки документов только на стационарном посту ДПС.

Это правда. При этом автоинспекторы могут остановить вас в любом месте! Как так? Некоторые «гаишники» пользуются тем, что в регламенте (пункт 63), где прописаны все основания для остановки транспортного средства, есть несколько лазеек.

Одни, к примеру, ссылаются на выдуманное сообщение другого участника дорожного движения о нарушении ПДД. Инспектор останавливает ваш автомобиль и говорит о поступившем сигнале. Дескать, автомобиль, похожий на ваш, выехал на встречку. Поэтому проводится проверка. Посмотрит такой инспектор документы, поводит носом на предмет запаха алкоголя, и, если не к чему придраться, отпустит.

Другие говорят о неких спецоперациях. Вообще, такие спецмероприятия могут проводиться только на основании приказа начальника управления ГИБДД.

Попытка ознакомиться с этим документом ни к чему не приведет. В регламенте нет прямого указания на то, что инспектор должен вам показывать какие-либо документы. Не предоставят вам никакой информации и по телефону, если вы решите позвонить в дежурную часть отдела ГИБДД.

Помимо этого, любой инспектор, остановив вас где-то на трассе, может сослаться и на закон «О полиции», который позволяет останавливать транспортные средства для проверки документов и наличия полиса ОСАГО.

Основания к остановке транспортного средства (пункт 63 административного регламента ГИБДД):

— установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

— наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

— необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

— необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

— выполнение распорядительно-регулировочных действий;

— необходимость использования транспортного средства в оперативных целях;

— необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

— проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

— проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Вы еще сомневаетесь в том, что это неправильно, когда вас останавливают на улице, на пригородном шоссе или на грунтовке, ведущей к вашему садоводству?

Мнение 2: Общение с инспектором можно снимать на фото- или видеокамеру.

Это правда. Для сотрудников ДПС в регламенте прямо указано: не препятствовать видеосъемке или использованию диктофона. Исключение — специальные запреты, установленные законом. Это может быть, к примеру, запрет, связанный с государственной тайной или неприкосновенностью частной жизни людей. Но общение с инспектором не попадает под подобные запреты.

Мнение 3: Проверить на состояние опьянения только в присутствии двух понятых

Нет, не правда. Хотя… Если у инспектора ДПС есть видеокамера, то можно обойтись и без понятых. Дело в том, что статьей 25.7 КоАП РФ предусмотрено либо присутствие понятых, либо применение видеозаписи при проверке водителя на состояние опьянения. Если проверка проходит под запись, об этом делается пометка в протоколе. Видеозапись инспектор прилагает к материалам дела.

Мнение 4: Проверять тонировку инспектор ДПС не имеет права

Это вымысел — еще как имеет! Если раньше проверять светопропускание тонированных стекол могли только инспекторы технического надзора, то сейчас это вправе сделать инспектор ДПС, имеющий специальное звание.

На основании пункта 63 Регламента, инспектор вправе остановить (визуально определив слишком темные стекла) автомобиль и проверить «плотность» тонировки. Делается это специальным прибором, который обязательно должен быть сертифицирован и иметь свидетельство о поверке.

Мнение 5: Инспектор ДПС не имеет права останавливать автомобиль там, где это запрещают ПДД

Это правда. Пункт 66 Регламента запрещает инспектору ДПС останавливать машину там, где их остановка запрещена правилами дорожного движения.

В качестве исключения остановка допускается, если она необходима для пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий.

Есть еще одна возможность для инспектора. Чтобы останавливать машины под запрещающим знаком, инспектор может обозначить место остановки служебным автомобилем с включенными мигалками или отгородить участок проезжей части конусами.

Мнение 6: После остановки инспектором выходить из машины не нужно

Совсем необязательно. Достаточно показать инспектору ДПС документы, сидя в машине. Лишь в некоторых случаях вас могут попросить покинуть салон. Все они прописаны в пункте 70 Регламента.

Случаи, когда инспектор ДПС может предложить водителю выйти из автомобиля (пункт 70 административного регламента ГИБДД):

— необходимость устранения неисправности;

— наличие у водителя признаков опьянения или болезненного состояния;

— для проведения в присутствии водителя сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

— для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

— когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

— когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Мнение 7: Для оформления документов о нарушении ПДД нужно садиться в машину ДПС

Это вымысел. Инспектор ДПС может предложить вам выйти из автомобиля только в определенных случаях. Если речь идет о составлении протокола или постановления, то никаких оснований для того, чтобы предложить вам покинуть свой автомобиль и сесть в патрульный, у него попросту нет.

В пункте 70 Регламента, казалось бы, есть одно основание — участие водителя в осуществлении процессуальных действий. Но объяснение (при необходимости) вы можете написать в своей машине. Подписать нужные бумаги — тоже.

Имеют ли право инспекторы ГИБДД останавливать машину вне постов в ночное время

Многие автолюбители, особенно новички, часто интересуются вопросом, могут ли сотрудники ГИБДД остановить транспортное средство (ТС) вне поста в темное время.

Согласно принятым в 2017 году изменениям в законодательстве, патрульная служба может остановить водителя на любом участке дороги, к тому же в любое время суток.

Даже если автолюбитель ничего не нарушил, его могут остановить и потребовать предъявить документы. Это может быть связано с тем, что похожая машина числится в угоне или же есть ориентировка (на авто такой же марки было совершено преступление).

Часто сотрудники полиции проводят оперативно-профилактические рейды, благодаря которым выявляют незаконных мигрантов, пьяных водителей, транспортировку наркотических веществ и т.п.

Что же надо делать автомобилисту, если его остановили ночью? Главное, не паниковать и вести себя как обычно. Водитель должен выполнять только те действия, которые предусмотрены законом и правилами дорожного движения. Часто граждане начинают писать жалобы, что их незаконно притормозили вне поста и начали проверять документы. Но стоит знать, что сотрудник ГИБДД вправе это сделать, если есть обоснованные причины.

К распространенным жалобам можно отнести и просьбу автоинспектора сесть в служебный автомобиль. Сотрудник может объяснить это тем, что в его машине лучше освещение.

Не каждый знает, что водитель не обязан выполнять эту просьбу, если его не задержали или не проводится осмотр ТС. Если плохое освещение, то служитель закона может заполнить протокол сам, в служебном авто.

Автомобиль ДПС должен быть с включенными маячками, в противном случае сотрудники будут считаться не при исполнении.

Если останавливают машину на неосвещенном участке дорожного полотна вне населенного пункта, водитель имеет полное право предложить сотрудникам в форме проехать до ближайшего освещенного места (заправка, например).

Это необходимо для того, чтобы можно было в безопасной обстановке убедиться в подлинности документов автоинспекторов, ведь бывают случаи мошенничества на дороге.

Каждому автолюбителю стоит знать порядок действий работников ДПС, если они остановили авто в ночное время:

  1. Инспектор должен показать свое удостоверение и сказать свое звание и ФИО.
  2. Понятно объяснить причину остановки.
  3. Провести все необходимые процедуры: проверить документы, при необходимости сверить их.
  4. Если есть основания, то составить протокол или задержать водителя.

Сегодня автолюбители все чаще сталкиваются с тем, что их «штрафуют» (берут деньги без составления протокола) сотрудники в форме, но не на служебной машине. В этом случае надо постараться потянуть время и вызвать наряд полиции, так как это, скорее всего, преступники.

Если же полицейский требует остановить ТС на личном авто, то стоит помнить, что он не имеет права это делать, значит, останавливаться необязательно.

В темное время суток следует быть крайне внимательным, ведь по всей стране бывают случаи, когда автолюбители отдают деньги прямо в руки мошенникам.

Где и когда ГИБДД может останавливать водителей?

Краткое содержание:

Могут ли инспекторы останавливать машину вне постов в ночное время?

Новый регламент, введенный в 2017 году, позволяет сотрудникам ГИБДД останавливать для проверки машины вне стационарных постов ДПС. Однако там ничего не говорится о времени, в которое инспекторы могут это делать. Автоюрист Сергея Радько дал ответ, могут ли инспекторы останавливать машины вне поста ночью.

«Да, могут. Это их право, и они могут это делать. По новому регламенту, вступившему в силу, есть очень много оснований, по которым инспекторы могут остановить машину вне поста в темное время суток. Например, они могут остановить машину и разъяснить водителю, что становили его, так как похожая машина находится в розыске. Формально остановить могут кого угодно и где угодно. Разумеется, должна быть обеспечена при этом безопасность движения, то есть не должны останавливать автомобили в тех местах, где это ограничивает обзор водителя, создает опасность и так далее. Если вне постов ночью останавливают машины, то инспекторов минимум двое-трое, их машина стоит с включенной мигалкой, то есть видно издалека, что это патруль», — сказал он.

Основаниями для требования об остановке являются п. 84-84.14 Административного регламента (приложение № 1 к приказу МВД России от 23.08.2017 № 664). Сюда относятся, например, нарушения требований безопасности дорожного движения (не горят фары, не пристегнут ремень), ориентировка на машину (угон, участник ДТП), необходимость опроса водителя или пассажиров (участники или свидетели ДТП и др.), необходимость привлечь водителя в качестве понятого или использовать его машину (для преследования или помощи), а также предупреждение водителя об опасности впереди на дороге.

Что должен сделать инспектор при остановке машины?

Остановив автомобиль, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки и попросить водителя передать ему документы для проверки или оформления правонарушения. Если водителя или пассажира привлекают в качестве свидетеля либо понятого, то инспектор обязан разъяснить им права и обязанности, предусмотренные законом.

Читать еще:  Образец договора на оказание творческих услуг

Может ли ГИБДД останавливать водителей, которые едут по платной дороге?

ГИБДД вправе останавливать автомобили на платной трассе, в том числе в связи с нарушениями правил дорожного движения (ПДД), говорит адвокат, автоюрист Александр Мельцев. «Конечно, разумеется, может останавливать. Это такая же дорога, как все остальные. Правилами дорожного движения не регламентировано, что платная дорога имеет какой-то другой статус, чем любая другая. Она имеет статус автомагистрали», — поясняет эксперт.

По словам автоюриста, на платных дорогах правила дорожного движения строже, дорожная ситуация на них активно контролируется камерами видеонаблюдения. «Частое нарушение на платных дорогах — проезд на запрещающий сигнал светофора, когда водители толкают шлагбаум, поднимают рукой. Поэтому сотрудники ГИБДД часто стоят недалеко от въезда на платный участок дороги. На самой платной дороге реже, чем в каком-то другом месте, но тоже бывает», — отмечает Мельцев.

На каких участках дорог ГИБДД не может останавливать машины?

Действующий административный регламент МВД (утвержден приказом МВД России от 23.08.2017 № 664) снял ограничение, согласно которому сотрудники ГИБДД могли останавливать водителя для проверки документов только на стационарном посту. Такие посты заменили мобильные экипажи ДПС, поэтому останавливать водителей теперь можно где угодно. Но есть исключения.

Согласно пункту 88 регламента, не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения. ПДД запрещает остановку в следующих местах:

на трамвайных путях и близко от них;

на железнодорожных переездах и в тоннелях, на эстакадах, мостах и путепроводах с одной и двумя полосами в данном направлении, а также под этими эстакадами и пр.;

в местах, где расстояние между сплошной линией разметки, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее трех метров;

на пешеходных переходах и ближе чем за пять метров перед ними;

вблизи опасных поворотов и подъемов при видимости дороги менее 100 метров хотя бы в одном направлении;

на пересечении дорог и ближе чем за пять метров перед пересечениями;

ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств;

в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора и дорожные знаки;

на полосе для велосипедистов.

Однако административным регламентом установлены исключения: сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили в запрещенных местах, чтобы пресечь преступление или административное правонарушение, предотвратить реальную угрозу жизни и здоровью, а также имуществу водителей или пешеходов. Также документ разрешает такую остановку, если инспектор обозначил место остановки патрульной машиной с проблесковыми маячками.

Как себя вести, если остановила ДПС ГИБДД: какими правами и обязанностями наделен водитель

Любой автомобилист хоть раз сталкивался с остановкой его сотрудниками ДПС. Многие просто не знают, как правильно вести себя с инспектором, на что обращать внимание и впадают в панику, даже если за ними нет никакой вины. Чтобы не поддаваться панике при беседе с сотрудниками дорожно-патрульной службы, стоит предварительно изучить Кодекс об административных правонарушениях и Правила дорожного движения.

  • Права водителя при остановке машины инспектором ДПС
  • Перечень причин для остановки
  • Что делать после того, как машину остановила ДПС
    • Право водителя на аудио- и видеофиксацию
    • Когда водитель должен покинуть машину
    • Порядок осмотра и досмотра
  • Определение факта нарушения и подготовка протокола
  • Прочие права
  • Запоминаем

Права водителя при остановке машины инспектором ДПС

Водитель обязан остановиться по требованию инспектора. Остановке предшествует взмах жезла сотрудника. При этом водителю следует внимательно следить за действиями инспектора, чтобы понять, точно ли жест указывает на водителя.

Инспектор не может остановить авто без каких-либо оснований. Это будет считаться нарушением законодательства. Стоит обратить внимание, что ранее действующий Приказ МВД №185 утратил свою юридическую силу в 2017 году, и вместо него теперь действует Приказ МВД №664 от 2017 года. Существенных изменений в 2020 году не произошло.

Перечень причин для остановки

Существуют четко установленные причины остановить автомобиль. В их числе следующие:

  1. Водитель и его пассажиры нарушили правила дорожного движения (ПДД).
  2. Есть информация, что водитель или кто-то из пассажиров стали участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или иного противоправного деяния.
  3. Автомобиль находится в розыске или используется лицом незаконно.
  4. Водителя необходимо опросить об обстоятельствах нарушения, очевидцем которого он являлся.
  5. Сотрудник выполняет решение государственной инстанции об ограничении движения или о запрете движения.
  6. Водителя нужно привлечь для оказания помощи другим лицам или для того, чтобы они могли выступить в качестве понятых.

Ранее, если сотрудник останавливал машину по причине проверки документов, то в этом случае полицейский нарушал закон. Останавливать авто для проведения проверки допускалось только на стационарных постах полиции или КПП. На данный момент это требование отменили, и инспекторы могут проверять документы по своему усмотрению вне зависимости от места. Отказ от предоставления документов может стать основанием для привлечения водителя к ответственности по нормам Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Возможным поводом для проверки документов является проведение спецопераций или особых распоряжений высшего руководства. Водитель может поинтересоваться, действительно ли в данном городе проходит спецоперация и попросить номер УВД для уточнения сведений.

По регламенту инспектор сам должен указать на основание остановки авто без дополнительных вопросов водителя.

Таким образом, первое, о чем необходимо помнить водителю, что остановить его могут по ограниченному перечню оснований. Если инспектор превышает свои полномочия, то нужно корректно на это указать.

Что делать после того, как машину остановила ДПС

После того как сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, он (сотрудник) должен подойти к транспортному средству и представиться, назвав звание, должность и фамилию. После чего по нормам регламента он сообщает причину остановки автомобиля.

Сотрудник должен предъявить удостоверение в развернутом виде. На нем должны быть видны ФИО, срок действия документа. У многих инспекторов есть нагрудный знак, его номер также следует зафиксировать.

Водитель может уточнить номер дежурной части и позвонить туда для проверки: точно ли этот человек служит там, а также уточнить прочие обстоятельства произошедшего (например, правда ли, что на машину есть ориентировка). Необходимость узнать подразделение ДПС может быть вызвана и тем, чтобы заранее знать, куда жаловаться на возможные противоправные действия сотрудников полиции.

Право водителя на аудио- и видеофиксацию

Водитель может вести запись на диктофон или на видеокамеру. В дальнейшем это может стать уликой в суде в пользу водителя. Видеосъемка может стать доказательством нарушений со стороны инспекторов: например, в случае, если у водителя потребовали взятку или провели досмотр без участия понятых и без протокола.

Запрет на видеосъемку допустим только в исключительных обстоятельствах, например, при проведении оперативных мероприятий или мероприятий, связанных с гостайной. Без веских оснований инспекторы не могут запретить снимать.

Сотрудник ГИБДД также может снимать на камеру разговор, но должен уведомить об этом факте водителя.

Водитель не обязан передавать водительские права инспектору и лучше этого не делать, достаточно только показать права. Если инспектор требует передать ему права, техпаспорт и полис лично в руки, то водитель может не исполнять его требования со ссылкой на Приказ МВД №664 (п. 219-222).

Когда водитель должен покинуть машину

При общении с сотрудниками ГИБДД водителю не следует выходить из машины: это не входит в его обязанности. Исчерпывающий перечень случаев, когда инспектор может попросить выйти из машины, приведен в Административном регламенте Приказа МВД №664 (п. 93.1). Водитель может остаться в машине и выслушать инспектора. Последний подходит со стороны водителя.

Водитель должен исполнить требование инспектора и выйти из авто в следующих случаях:

  1. В целях устранения неисправности машины.
  2. Если сотрудник ГИБДД уверен, что водитель в состоянии опьянения.
  3. Для сверки номеров агрегатов с имеющимися записями в техпаспорте.
  4. Для проведения досмотра машины.
  5. Если водитель подозревается в совершении преступного деяния.
  6. Если нужно участие водителя в оформлении документов или оказании помощи иным лицам.
  7. Если поведение водителя стало угрозой сотруднику полиции.

Выше приведен исчерпывающий перечень ситуаций, когда инспектор может потребовать покинуть машину.

Порядок осмотра и досмотра

Если в ходе осмотра инспектор попросил открыть багажник, то следует уточнить, просьба ли это или требование. Просьбу инспектора водитель выполнять не обязан, а требование должно сопровождаться подготовкой протокола досмотра с участием как минимум двух понятых.

Даже если водитель совершил нарушение, то он может предоставить объяснение содеянному. Указанная причина может стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа и вносится в протокол. Но водитель может так же ничего не объяснять: нормы Конституции позволяют не свидетельствовать против себя и родственников. Таким образом, водитель не обязан отвечать на все вопросы, которые ему задает инспектор. Такое право за ним закрепляет ст. 51 Конституции РФ.

Определение факта нарушения и подготовка протокола

Дальше сложившаяся ситуация может складываться по-разному: инспектор может пожелать водителю счастливого пути и отпустить его либо инкриминировать правонарушение. В последнем случае стоит уточнить у инспектора, есть ли у него доказательства случившегося: например, фото- и видеосъемка.

Если водитель совершил нарушение правил дорожного движения, соответствующая запись появилась на оборудовании, то ему выписывают протокол.

Доказывать вину обвиняемого должен тот, кто его обвиняет. При подготовке административного протокола многие инспекторы требуют, чтобы водитель пересел к ним в машину. Это не является обязательным, кроме случаев оформления протокола задержания. Водитель на законных основаниях может отказаться ставить свою подпись в протоколе. Иногда полицейские могут подделать подпись водителя: это грозит им уголовной ответственностью.

На основании п. 134, 151, 168, 211 Административного регламента Приказа МВД №664 в случае, если инспектор обнаружил превышение скорости, задержал машину, изъял из нее какие-либо вещи, то на все эти действия у него должны быть документы: в зависимости от мероприятия таким документом может стать акт (при осмотре авто), постановление или протокол (при досмотре). Отсутствие таких документов может стать основанием для признания результатов недействительными. Водитель может изучить протокол и внести в него уточняющие сведения. Это помогает оспорить штрафы и получить компенсацию причиненного вреда.

Если водитель не согласен с тем, что он совершил нарушение, то в строке «Подпись нарушителя» он исправляет ее на «Подпись водителя» и указывает фразу «Не согласен». В графе с указанием свидетелей водителю следует проставить прочерки, чтобы сюда не вписали случайных лиц.

Право не подписывать протокол вовсе или указывать в нем разногласия гарантировано водителю на основании 28.2 КоАП.

Водителю следует взять себе копию протокола, а инспектор обязан ее предоставить: она потребуется на случай оспаривания. В большинстве случаев протоколы могут содержать нарушения КоАП.

Прочие права

Важно учесть, что водитель вправе не оплачивать выписанный штраф на месте. Он не уплачивает штраф напрямую инспектору, более того, это считается нарушением закона и приравнивается к даче взятки по ст. 290, 291 УК. Если инспектор вымогает деньги у водителя, то водитель вправе отказаться или написать жалобу на действия сотрудника.

Когда у инспектора есть подозрения, что водитель находится в нетрезвом состоянии, такому водителю могут предложить пройти проверку на алкоголь. Но водитель имеет право отказаться от нее в пользу прохождения процедуры проверки в медицинском учреждении: в этом случае ему предстоит пройти медицинское освидетельствование. Право на прохождение освидетельствования может пригодиться при наличии сомнений в точности алкотестера, так как оно дает более точные результаты. Но отказ от прохождения освидетельствования приравнивается по нормам КоАП к нахождению в состоянии опьянения и грозит водителю крупным штрафом и лишением прав.

Водителю не следует забывать еще об одном праве: о праве на жалобу, защиту своих прав и получение компенсации убытков. Если инспектор нарушает права водителя, и был причинен ущерб, то водитель может обжаловать принятое решение.

Читать еще:  ДМС для иностранных граждан онлайн

Запоминаем

Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:

  1. Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
  2. Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
  3. Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
  4. Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
  5. Открывают багажник по первой просьбе.
  6. Хамят или заискивают с инспектором.
  7. Отвечают на все вопросы инспектора.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Могут ли гаишники останавливать водителей из движущейся патрульной машины

Действительно, чаще всего стражи порядка тормозят водителей, стоя на обочине, и многие автолюители сомневаются, а в праве ли они это делать на ходу из служебной машины.

Начнем с того, что по закону надзор за дорожным движением может осуществляться сотрудниками ДПС, как в пешем порядке, так и на движущемся патрульном автомобиле, о чем гласит пункт 60 Административного регламента ГИБДД. Причем это не зависит от того, где происходит дело — в городе или вне населенного пункта. Тот же Регламент пунктом 85 предусматривает, что требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки. При необходимости полицейский может использвать жезл или диск с красным световозвращателем, направленный на транспортное средство.

А кроме того, там содержится ключевая фраза о том, что «для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться не только дополнительный сигнал свистком, но и специальные световые и (или) звуковые сигналы».

И здесь как раз речь может идти именно о служебном автомобиле, иначе трудно себе представить сотрудника ДПС, стоящего на обочине с горном или прожектором. И это дает основания считать, что полицейские имеют право останавливать водителей на ходу — прямо из машины. Тем более, если дежурство, согласно Регламенту, вполне может производиться в движущемся патрульном авто.

Хотя прямые формулировки об указанном праве полицейских в нормативных документах отстуствуют. В пунктах 95 — 100 Административного регламента говорится о возможности подобных действий, но там речь идет о преследовании и принудительной остановке — то есть о погоне, когда водитель игнорирует требования стражей порядка и с их стороны не исключается применение огнестрела.

Что же до причин остановки, то независимо от способа патрулирования — пешего или на движущейся машине — сотрудники имеют право останавливать все машины, нарушившие ПДД. Но кроме этого предусмотрен еще внушительный список случаев, при которых им дозволено тормозить кого попало — ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, для использования транспортного средства в служебных целях, для привлечения гражданина в качестве понятого и в прочих ситуациях.

При этом, напомним, что все по тому же Регламенту, останавливать машину с целью проверки документов полицейские могут не только на стационарных постах ДПС, но где им заблагорассудится.

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов?

Нередко водителям приходится останавливаться по требованию инспектора ГИБДД.

Но имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Каким законом регулируется остановка?

Рассмотрим подробно, где сотрудники ДПС могут останавливать машину для проверки документов и в каких обстоятельствах.

Причины остановки

На вопрос, может ли сотрудник ДПС остановить без причины, ранее отвечал Приказ №185 МВД России от 02.03.2009 года. В нем говорилось о том, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена.

Теперь этот приказ отменен! 20 октября 2017 года был введен новый Приказ №644, который ввел в действие Административный регламент. Регламент значился увеличился. Ранее он состоял из 270 пунктов, а теперь из 344.

Согласно пункту 84 данного регламента инспектор имеет право остановить ТС только при определенных обстоятельствах.

Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:

  1. Если водитель нарушил ПДД (совершил обгон в недопустимых местах и прочее). Сотрудник ГИБДД мог установить нарушение визуально или зафиксировать его с помощью специальных технических средств.
  2. Если водитель или пассажиры причастны к аварии, преступлению или административному правонарушению. У сотрудника обычно есть такие сведения в виде ориентировки или информация дежурного.
  3. Если автотранспортное средство находится в розыске или угнано. Обычно у инспектора есть данные, доказывающие факт угона или розыска.
  4. Чтобы водитель дал показания, если является очевидцем или свидетелем ДТП, совершенного преступления.
  5. Для привлечения водителя в качестве понятого.
  6. Необходимость использования ТС сотрудником ГИБДД.
  7. Для временного ограничения или запрещения движения ТС.
  8. Для предоставления водителем своей машины врачам или сотрудникам ГИБДД.
  9. Чтобы оказать помощь пострадавшим, сотрудникам полиции.
  10. Для проведения мероприятий, которые необходимо исполнять на основании распорядительных актов. В рамках плановой проверки. Автомобиль проверяют на перевозку запрещенных грузов или лиц, находящихся в розыске. Тогда будет проходить проверка каждого автомобиля на выделенном участке.
  11. На дорогах ремонт, произошло стихийное бедствие, техногенная авария, пожар, другие ЧС, создающие угрозу безопасности движения ТС.
  12. Для проверки документов на право пользования и управления автомобилем, документации на ТС и перевозимых грузов.
  13. Проверка документов водителя или его пассажиров, если у инспектора есть подозрение, что лица совершили преступления или находятся в розыске.

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? Да, имеет. И это обоснованная причина остановки транспортного средства сотрудниками ДПС РФ в 2020 году.

Ранее остановка автомобиля вне стационарного поста запрещалась. Теперь сотрудники могут останавливать машину вне постов.

Если инспектор останавливает машину, чтобы проверить документы, но не озвучивает причину (нарушение ПДД и другие), то автолюбитель имеет право отказаться от предоставления документов.

Зачем обновили регламент?

Документ объясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД в различных ситуациях. Предыдущий был принят в 2009 году, последний в 2014. За последние три года появились новые правила, технологии и инструменты.

Если сотрудник ГИБДД пожелает проверить документы, сделать запрос, заполнить протокол, он должен сделать это по новому регламенту. Изменениям подверглись не только отдельные пункты, а весь документ теперь выпущен в новой редакции.

Но инспекторы должны действовать не только по этому регламенту. Существуют также Закон о полиции, правила освидетельствования, ПДД, оформление ДТП для ОСАГО, и их также необходимо соблюдать.

Многие эксперты заявляют, что некоторое расширение полномочий инспекторов ГИБДД приведет к их злоупотреблению. Но те же эксперты отметили, что отмена прежнего порядка будет способствовать большей выявляемости различных преступлений и их профилактике.

Узнаем, что делать и как себя вести в случае остановки.

Остановка инспектором ДПС

Нельзя игнорировать требование инспектора ДПС об остановке. У него есть право произвести задержание. Сотрудник ДПС специальным жестом останавливает автомобиль.

Требование остановиться он подает через громкоговорящее устройство или жестом руки, может использовать жезл или диск с красным сигналом, который направляется на автотранспортное средство. Инспектор должен указать при этом на место остановки автомобиля.

В темное время суток или при ограниченной видимости инспектор подает сигнал об остановке ТС с применением специальных световых сигналов (если есть такая возможность).

Нельзя останавливать ТС на участках, где остановка запрещена по ПДД. Исключение: остановка связана со стремлением пресечения преступления и других противоправных действий.

Далее сотрудник ДПС обязательно:

  • без промедления подходит к водителю;
  • здоровается, представляется, называет ФИО, должность, звание;
  • при обращении к водителю прикладывает правую руку к головному убору;
  • объясняет причину остановки;
  • если водитель потребует, предоставляет служебное удостоверение (рекомендуется пользоваться этим правом и даже записывать данные сотрудника полиции);
  • излагает требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или излагает права и обязанностей водителя, если необходимо привлечь его в качестве понятного;
  • инспектор не должен требовать от автомобилиста выйти из автомобиля для разговора (исключения: работник ГИБДД находится рядом с ТС, которое создает угрозу его личной безопасности, или в случае, если требуется устранить нарушение или техническую неисправность);
  • остановка должна производиться на короткий срок (если сотрудник Вас остановил, но долго к Вам не подходит, можете продолжать движение);
  • если водитель совершил административное нарушение, сотрудник разъясняет ему, в чем оно заключается.

Нельзя останавливать авто для проверки на темных улицах без освещения, на машинах без специальной окраски. Исключение: есть необходимость пресечения преступления, административного правонарушения, проведения распорядительно-регулировочных действий, причинение вреда жизни, здоровью, имуществу участников ДД.

Если у Вас есть все основания полагать, что перед Вами не сотрудник полиции, сообщите об этом на ближайший пост ГИБДД или в отдел полиции.

Сотрудник ГИБДД может предъявить требование открыть багажник, чтобы проверить состояние газового оборудования. Если такового нет, осмотр должен быть прекращен. Инспектор не имеет право перекладывать вещи, открывать сумки для проверки технического состояния автомобиля.

Осмотр водителя и пассажиров автомобиля, досмотр их вещей, багажа проводится только тогда, когда автомобилиста или его пассажиров подозревают в совершении преступления или административного правонарушения.

Водитель остается сидеть в автомобиле, а выйти из машины водитель должен только в случаях (пункт 93 Административного регламента):

  • если находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • нужно устранить техническую неисправность или нарушения правил перевозки грузов;
  • инспектору необходимо осмотреть автомобиль, груз;
  • нужно произвести процессуальные действия (заполнить документы);
  • нужно сверить номера агрегатов ТС;
  • поведение автомобилиста создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель должен переместить автомобиль в указанное инспектором место, если:

  • авто создает помеху для других участников ДД;
  • создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель может сесть в патрульную машину, если его участие необходимо, чтобы оформить процессуальные документы.

Если сотруднику ГИБДД нужно воспользоваться автотранспортным средством, он должен выдать справку или сделать запись в путевом листе, указав продолжительность поездки, пройденное расстояние, свои ФИО, должность, номер служебного удостоверения, наименование подразделения.

Остановка за управление ТС в нетрезвом виде

Инспектор ДПС имеет полное право остановить автомобиль, если у него есть подозрения, что водитель, который находится за рулем, пьян. Затем сотрудник потребует пройти освидетельствование.

Но требовать этого он в праве только тогда, когда есть веские основания полагать, что автомобилист сел за руль в нетрезвом состоянии. На это обычно указывают следующие признаки:

  • запах алкоголя;
  • автомобилист пошатывается на ногах;
  • его речь нарушена, он путает слова;
  • пальцы рук дрожат;
  • цвет лица изменен;
  • неадекватно себя ведет.

При обнаружении подобных признаков сотрудник ДПС должен провести медицинское освидетельствование, применив соответствующую технику.

Если в выдыхаемом воздухе обнаруживается алкоголь, водителя направляют в медицинское учреждение, где проведут тесты и возьмут анализы.

От обоснованного требования пройти освидетельствование водитель не может отказаться, иначе получит штраф, или его лишат водительских прав.

Но прохождение процедуры в определенном порядке обязательно (статья 25.7 КоАП):

  • привлекаются двое понятых, которые должны подписать протокол и наблюдать за действиями инспектора при проверке;
  • фиксация процесса на видео;
  • понятые должны подтвердить отказ водителя от освидетельствования.

Водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД, если они имеют законную силу.

Наказание за отказ от медицинского освидетельствования (статья 12.26 КоАП РФ):

  • штраф 30 000 рублей, лишение прав на 1,5-2 года;
  • административный арест на 10-15 суток или штраф 30 000 рублей (если у водителя нет прав управлять автомобилем).

Предоставление сотрудником необходимых контактов и документов

Инспектор не должен препятствовать ознакомлению автомобилиста со спецмероприятиями или ориентировками.

Документ может храниться на стационарном посту или в отделении ГИБДД. Инспектор может не носить их с собой постоянно. Но он не должен препятствовать водителю ознакомиться с ними.

Также на борту патрульного автомобиля должен быть номер телефона дежурной части его подразделения. Если такового нет, водитель имеет право потребовать информацию по местонахождению или телефону дежурного или ответственного должностного лица, а сотрудник должен сообщить автомобилисту эти сведения.

Узнать законные основания остановки можно, дозвонившись дежурному. Также дежурный предоставляет данные о прохождении специального мероприятия, о том, какой сотрудник находится на месте, где находится место его дислокации.

Читать еще:  Договор купли-продажи земельного участка 2020 года

Но автомобилисту лучше быть вежливым, так как все телефонные разговоры в полиции записываются автоматически.

Остановка автомобиля инспектором ДПС возможна только при наличии определенных оснований, которые указаны в пункте 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказ №664.

Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобиль, если на то имеются основания.

Рекомендация: скачайте, распечатайте и сохраните в бардачке автомобиля актуальный перечень региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения соблюдения законодательства сотрудниками.

Такая «шпаргалка» может не раз выручить участника дорожного движения, попавшего к неквалифицированному сотруднику. Также распечатайте и положите в бардачок Административный регламент МВД.

Будьте спокойны и вежливы во время общения с инспектором ДПС. Не позволяйте ему запугивать Вас. Отстаивайте свою правоту, пользуйтесь своими правами.

Спорьте до последнего, позвольте себе оперировать понятиями из ПДД, даже если Вы не помните все формулировки наизусть (некоторые инспекторы их тоже наизусть не помнят).

Защищайте свои права, но не перегибайте палку и, разумеется, не нарушайте ПДД.

Остановка сотрудниками ДПС (ГИБДД) – самые важные моменты: причины, время остановки и возможные нарушения, которые ими допускаются

Какие могут быть причины для остановки транспортных средств сотрудниками ГИБДД

Пункт 63 рассматриваемого приказа четко регламентирует перечень причин для остановки транспортных средств сотрудниками гибдд, который является исчерпывающим. Самая большая проблема в том, что сотрудники ГИБДД должны прекрасно знать сам перечень, а вот конкретизировать ту или причину могут не все. Одно дело – назвать заученную формальную причину, а объяснить ее – совершенно другое.

При остановке сотрудник ГИБДД обязан представиться и сразу сообщить вам о причине остановки. Вы даже вправе потребовать от него предъявить вам значок и служебное удостоверение. Ну это вы наверняка уже знаете…

Разберем подробно в каких случаях вас могут остановить сотрудники ДПС

Итак, к причинам остановки сотрудниками Гибдд относятся:

1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Если вы допустили нарушение правил дорожного движения, то зачастую создали опасную ситуацию, увидев это, сотрудник ГИБДД ОБЯЗАН вас остановить. Это его прямая должностная обязанность. Если сотрудник зафиксировал нарушение, но не остановил нарушителя, то это как раз и будет нарушением с его стороны.

Я категорически против тех ситуаций, когда человек знает, что он нарушил, но всеми силами доказать обратное. Правила дорожного движения для того и написаны, чтобы их соблюдать.

2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения. С ориентировками все понятно. Вся подобная информация фиксируется. А о каждом звонке в дежурную часть ГИБДД лиц, которые сообщают подобную информацию делается отметка и данные передаются на пост или соответствующему экипажу. Например, если на трассе водитель ведет себя неадекватно, то вы можете позвонить в ГИБДД и сообщить об этом. Сотрудники (экипаж или на посту) ГИБДД обязаны остановить водителя и проверить информацию.

3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. Как правило, если поступает информация подобного характера, то останавливают все авто, которые подходят под описание. И я бы не рекомендовал в подобной ситуации противоречить здравому смыслу и пытаться найти основания для претензий. Просто поставьте себя на место того человека, у которого угнали машину. А сотрудники ГИБДД (как бы они того ни хотели) принимают меры к поиску авто.

4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются. Здесь тоже все понятно. Вы сообщаете необходимую информацию, она фиксируется, и вы свободны.

5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого. Аналогичная ситуация, как и в предыдущем пункте с той лишь разницей, что все данные будут занесены в протокол. С точки зрения гражданской позиции я бы рекомендовал хотя бы поверхностно ознакомиться с ситуацией. Например, если водитель пьян, а вас просят расписаться в соответствующих документах в качестве понятого, чтобы подтвердить информацию, то желательно все-таки посмотреть реально ли ситуация складывается именно так. Мало ли…

6. Выполнение распорядительно-регулировочных действий. Здесь все понятно. Например, не работает светофор или ваш автомобиль после не совсем удачного маневра своим положением затрудняет движение других автомобилей. В этом случае сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас, либо дать указание на выполнение тех или иных маневров.

7. Необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего рассматриваемого приказа). Используется очень редко, все подробно написано в соответствующей части приказа.

8. Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции. Такая причина может появиться при серьезных авариях, терактах и других ЧП. Взаимопомощь на дороге никто не отменял…

9. Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. А вот здесь уже интереснее. Это те самые мероприятия, называемые в народе “рейдами”. Вы наверняка сталкивались с тем, что вечером в выходные сотрудники ГИБДД стоят на улицах города и останавливают почти все авто, которые проезжают мимо них, чтобы выловить пьяных водителей. Аналогичные мероприятия регулярно проводятся по тонировке или “ксенону”. Бесполезно в данном случае требовать у сотрудника ГИБДД каких-либо подтверждающих документов, он не обязан вам их показывать. Ваша обязанность в данном случае – выполнить его законные требования.

10. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Этот пункт специально выделен жирным шрифтом т.к. в сети стали появляться новости, что данный пункт уже не работает и проверять можно везде. Пока работает. Как только работать перестанет, я вам сообщу.

Сколько долго инспектор ГИБДД может оформлять протокол или просто задерживать водителя без объяснения причин

Пункт 34 данного приказа сообщает, что все действия сотрудника ГИБДД исполняются в минимально необходимые для этого сроки. Но есть интересное дополнение – “исходя из конкретной обстановки”. Признается ли в данном случае колоссально затянутое время заполнения протокола об административном правонарушении по причине того, что сотрудник ГИБДД не хочет его быстро написать и отпустить вас – большой вопрос. Между тем, никто не может помешать вам осуществить видеосъемку процесса заполнения протокола. Кроме того, тот же пункт приказа обговаривает, что конкретные административные действия в рамках исполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего юридического действия. Получается, что если сотрудник просто сидит в машине с пустым протоколом, а не занимается его заполнением, то на лицо факт нарушения. Если же он остановил 15 машин подряд и всем по очереди, грубо выражаясь, “выписывает штрафы”, то вряд ли можно будет доказать факт его бездействия.

Кроме того, необоснованные действия, как и бездействия, можно обжаловать (о чем прямо написано все в том же пункте приказа).

Куда можно жаловаться на действия сотрудников ГИБДД

В досудебном порядке обжаловать действия (бездействия) сотрудников ГИБДД можно руководителям соответствующих подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие подразделения Госавтоинспекции, в органы управления Госавтоинспекции, в территориальные органы МВД России на региональном уровне, в федеральный орган управления Госавтоинспекции, в МВД России. Так же незаконные действия сотрудников ГИБДД можно обжаловать в прокуратуре и суде.

«Это какой-то тихий ужас». Как ГИБДД спорит с дальнобойщиками 15:00, 12 августа 2020 Версия для печати

Регулярные остановки на постах ГИБДД и тщательные проверки часто провоцируют конфликты между дальнобойщиками и полицейскими. Часть из них попадает на видео.

В разговоре с дальнобойщиком обязательно найдется место как минимум одной истории, связанной с сотрудниками ГИБДД. Не секрет, что большегрузам инспекторы уделяют особое внимание. Грузовики практически всегда останавливают на постах ДПС, а процедура проверки документов часто занимает немало времени. Нередко встречи с полицейскими у дальнобойщиков заканчивается спорами. Впрочем, порой случаются и курьезные случаи. Большинство из них попадает на YouTube.

«Ты меня остановил и докопался»

Недалеко от Санкт-Петербурга рядовая проверка документов на посту вызвала крайне негативную реакцию у дальнобойщика. Впрочем, в описании к ролику говорится, что водитель большегруза уже «устал от регулярных остановок сотрудниками ДПС, которые не дают ему нормально работать». После долгих разбирательств дальнобойщик все же решил показать инспектору свои документы.

Сотрудник на видео ведет себя корректно и просит водителя ему «не тыкать». В качестве причины остановки инспектор ссылается на федеральный закон «О полиции». Водитель же в свою очередь настаивает, что представитель ГИБДД просто к нему «докопался». В итоге проверив все документы инспектор разрешил недовольному водителю ехать дальше.

«Инглиш я не знаю, но со мной нужно пройти»

На посту ДПС водитель большегруза во время общения с инспектором решил представиться исландцем. При этом объяснялся дальнобойщик на английском. По всей видимости, действие происходит во время проведения в России Чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда сборная Исландии оставила позитивные впечатления у болельщиков.

Сложно сказать, следил ли представитель ГИБДД за спортивными баталиями, однако он настойчиво попросил водителя пройти к ним в пост, где якобы есть англоговорящие сотрудники, которые понимают английский. В конце концов, инспектор понял уловку дальнобойщика, но отреагировал на нее в шутливой форме и позволили водителю продолжить путь.

«Мне показалось, вы проехали на красный»

Долгие дебаты развернулись на улице Софийской в Санкт-Петербурге. Там инспектор ДПС остановил водителя грузовика, который, как ему показалось, проехал на красный свет. Дальнобойщик с этим доводом категорически не согласился, продемонстрировав в ролике запись с видеорегистратора. Кроме этого, водитель неоднократно указал инспектору на то, что он его остановил в месте, где остановка транспорта запрещена. В итоге сотрудник ДПС решил выписать штраф водителю за лысую резину. Разумеется, автомобилист был с ним абсолютно не согласен.

Позже в споре принял участие молодой человек, представившийся дружинником. По его словам, он является гражданским лицом и просто доводит до водителя необходимую информацию. При этом показывать свои документы на камеру он отказался.

«У вас ось пробило!»

В Татарстане конфликт разгорелся на пункте весового контроля. Инспектор ДПС заподозрил перегруз на ось у грузовика, с чем кардинального не был согласен водитель. После долгих препирательств и демонстрации знаний ПДД дальнобойщика все же отпустили без выписанного штрафа. Однако позже он был повторно остановлен инспекторами, которые теперь попросили его стать понятым. После отказа полицейский решил переписать данные грузовика, чем привели в ярость дальнобойщика.

«Это какой то тихий ужас», — резюмировал водитель.

«Вы спрашиваете о том, чего не имеете права спрашивать»

Во время рейса в Екатеринбург водитель большегруза вступил в спор с сотрудником ГИБДД по поводу тахографа. Предметом разногласия стал вопрос, имеет ли инспектор право проверить наличие этого устройства. Дальнобойщик настаивал на отсутствие такого пункта в ПДД и административном регламенте. Полицейские парировал знанием некоего приказа под номером 36, который «очень большой», и поэтому показать он его не может. Для разъяснений инспектор неоднократно предлагал последовать с ним на пост, однако водитель из машины выходить отказался.

«Никогда не думал, что сибиряки такие упрямые. Сложно было показать что ли? И поехал бы себе дальше», — заключил сотрудник ДПС и отпустил дальнобойщика.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector