Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где ао раскрывает информацию

Раскрытие информации АО

Процедура раскрытия информации АО зависит от типа цб и порядка их размещения

Публичное размещение цб эквивалентно размещению таких цб путем открытой подписки, особенно в процессе покупки цб на торгах фондовой биржи (ст. 2 ФЗ «О рынке цб»).

Публичной считается фирма, цб которой торгуются на фондовой бирже, то есть такие цб доступны неограниченному кругу лиц. Именно по этой причине законы России обязывают ПАО обеспечивать информативность и доступность, то есть раскрывать сведения о таких ПАО соответсвующим госорганам, заинтересованным лицам.

Следовательно, раскрывать информацию обязаны все публичные компании, в том числе положение применимо и к тем АО (ранее именуемым ЗАО), которые произвели публичное размещение цб.

ФЗ «Об АО» определяет исчерпывающий список документов, которые обязаны раскрывать АО (п. 1 ст. 92). Среди них

  • Годовой отчет
  • Годовая бухотчетность
  • Проспект эмиссии цб в установленных законом случаях
  • Сообщение о проведении общего собрания акционеров
  • Иные сведения

Раскрытие информации (п. 2 ст. 92 ФЗ «Об АО») производится АО в порядке, определяемом федорганом исполнительной власти по рынку цб.

Требования к раскрытию информации прописаны в ст. 30 ФЗ «О рынке цб» и Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных цб, утв. ЦБ от 30.12.2014 N 454-П, которым установлено, что АО, цб которых размещены публично, должно раскрывать устав и внутренние документы компании, сведения об аффилированных лицах, допсведения, которые могут значительно повлиять на стоимость цб компании, а также сведения о покупке АО двадцати процентов голосующих акций иного АО, сайт, где АО размещает годовые отчет и бухотчетность. Действует с 17.03.2015.

Указанием ЦБ от 22.09.2014 N 3388-У установлены доптребования к порядку предоставления документов АО. Действует с 21.12.2014.

Про особенности применения с 01.09.2014 законодательства о ПАО ЦБ разъяснил в письме от 25.11.2015 N 06-52/10054 (Письмо ЦБ от 18.08.2014 N 06-52/6680 утратило силу).

Про состав, порядок (новый) и сроки обязательного раскрытия информации АО — эмитентом ценных бумаг можно прочесть здесь.

Про порядок раскрытия информации эмитентами непубличного АО можно прочесть здесь.

Некоторые АО могут быть освобождены от обязательной процедуры раскрытия информации на рынке цб. Об этом

ЦБ 02.03.2015 утвердил Положение N 461-П о порядке рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся АО, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 ФЗ «О рынке цб». Положение действует с 04.01.2016.

В редакции указаний ЦБ N 3836-У (действует с 04.01.2016) определены нюансы освобождения от обязанности раскрытия информации на рынке цб эмитентами – ПАО, ОАО (АО, которые планируют стать непубличными).

Если эмитент является ПАО, ОАО (АО, которое собирается стать непубличным), следует также представить в ЦБ РФ решение о внесении в устав этого эмитента изменений, исключающих исключающих указание на публичность.

Решение Банком России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации принимается до внесения в ЕГРЮЛ сведений о смене наименования общества на непубличное.

Согласно Указанию ЦБ РФ от 01.04.2016 N 3987-У изменилась информация, которая должна содержаться в сообщении о совершении эмитентом сделки с заинтересованнойстью и годовом отчете АО.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ПАО/АО)
  • Регистрация изменений
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава ЗАО в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди Клиентов ААА-Инвест!

Раскрытие информации акционерного общества

На какие акционерные общества распространяется обязанность по раскрытию информации, какими документами регулируется, когда и как эмитент эмиссионных ценных бумаг должен выполнить обязанности по раскрытию информации?

Раскрывать информацию обязаны публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50, а также непубличные общества в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг.

Порядок и сроки раскрытия информации эмитентами установлены ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Банком России от 30.12.2014 № 454-П (далее — Положение).

Момент возникновения обязанности по раскрытию информации, предусмотренной ст. 92 Закона об АО (годовой отчет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и др.) и гл. 69 Положения, зависит от статуса эмитента.

Обязанность по раскрытию данной информации возникает у:

— публичного акционерного общества в случае приобретения им публичного статуса — с даты, в которую общество узнало или должно было узнать о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих сведений;

— непубличного акционерного общества, осуществившего (осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты, следующей за датой начала публичного размещения;

— непубличного акционерного общества с числом акционеров более 50, не осуществившего (не осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, — с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации;

— если число учредителей акционерного общества (лиц, приобретших акции при создании такого акционерного общества в результате реорганизации) составляет 50 или менее — с даты, в которую акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров превысило 50.

У непубличного акционерного общества с числом акционеров более 50, не осуществившего (не осуществляющего) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, может возникнуть обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах (ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, п. 10.1 и 12.2 Положения) при наличии:

— проспекта ценных бумаг;

— проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

— плана приватизации, утвержденного в установленном порядке, если указанный план предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;

— биржевых облигаций, которые допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта;

— российских депозитарных расписок, допущенных к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта.

Обязанность раскрытия информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого началось размещение соответствующих ценных бумаг. А если это предусмотрено зарегистрированным проспектом ценных бумаг — с квартала, в течение которого осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, в течение которого биржевые облигации или российские депозитарные расписки были допущены к организованным торгам.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого была осуществлена регистрация такого проспекта.

Обязанность эмитента по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем начала размещения соответствующих ценных бумаг, либо, если это предусмотрено проспектом ценных бумаг, с даты, следующей за датой регистрации проспекта ценных бумаг, допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг позже регистрации выпуска обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникает с даты, следующей за днем регистрации такого проспекта ценных бумаг.

При приобретении эмитентом публичного статуса обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета возникает начиная с квартала, в течение которого вступило в силу решение о регистрации проспекта акций, когда сведения о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом, были внесены в ЕГРЮЛ. Обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах в данном случае возникает с даты, в которую эмитент узнал или должен был узнать о вступлении в силу решения о регистрации указанного проспекта акций (внесении в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании эмитента, содержащем указание на то, что он является публичным акционерным обществом).

Информация раскрывается эмитентом на странице в Интернете, предоставляемой одним из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации.

Раскрытие информации акционерными обществами

Акционерные общества, являясь участниками рынка ценных бумаг, должны раскрывать данные, касающиеся своей деятельности. Такое раскрытие осуществляется в форме информирования общественности через специальные Интернет-ресурсы и страницы АО в сети.

Примечательно, что данные о своей деятельности должны предоставлять не только публичные АО, но и непубличные. Последние обязаны осуществлять раскрытие информации, если они занимаются размещением публичных облигаций или в случае, если число акционеров превышает 50.

Рассмотрим, какими нормативными актами регламентируется раскрытие данных, какие сведения подлежат распространению, в каких источниках они публикуются.

Что понимается под раскрытием информации?

Согласно п. 1 ст. 30 Закона № 39-ФЗ раскрытие информации — предоставление доступа к ней всем заинтересованным субъектам вне зависимости от целей получения ими этих данных. Раскрытой информацией считаются сведения, в отношении которых проведены мероприятия по обеспечению к ним доступа неопределенному кругу субъектов.

Обязанность публично размещать сведения о своей деятельности возлагается на акционерные общества в соответствии с:

  • Законом № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг в РФ».
  • Законом № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах».
  • Положением ЦБР № 454-П.

Кроме акционерных обществ, публиковать информацию обязаны и другие юридические лица, если их деятельность связана с выпуском ценных бумаг, однако в данный момент на повестке дня стоят только АО.

Какая информация подлежит раскрытию?

В вышеперечисленных нормативных актах приводится достаточно обширный перечень данных, подлежащих раскрытию. Наиболее полный список сведений, подлежащих публикации акционерными обществами, содержится в ст. 30 Закона № 39-ФЗ. Условно данные, подлежащие раскрытию можно поделить на группы: регулярные сведения и ситуативная информация.

Регулярные сведения

Это информация, которую все публичные АО и непубличные АО с численностью более 50 участников обязаны периодически раскрывать перед другими субъектами. Периодичность размещения такой информации устанавливается законодательством и подзаконными нормативными актами. К регулярным сведениям относятся:

  • Годовая отчетность АО.
  • Годовая бухгалтерская отчетность.
  • Ежеквартальные отчеты.
  • Консолидированная финансовая отчетность.

Ситуативная информация

Эта размещается для всеобщего доступа в связи с наступлением какого-либо значимого события — изменения устава АО, изменения стоимости или котировок акций, выявления ошибок в бухгалтерской отчетности. Полный список сведений, подлежащих раскрытию, содержится в п. 14 ст. 30 Закона № 39-ФЗ, имеет он более 50 пунктов. Основные из них:

  • Сведения о фактах, влияющих на цену акций.
  • Сведения об изменении адреса сайта АО.
  • Данные о выпуске дополнительных акций.
  • Проспект выпущенных акциях.
  • Устав.
  • Внутренние документы, принимаемые в связи с выпуском ценных бумаг.
  • Список аффилированных субъектов АО.
  • Данные о проведении собрания держателей акций.
  • Информация о планируемых изменениях в организационно-правовой форме АО.

Обязанность по раскрытию указанных сведений возлагается на общество со дня, когда оно получило статус публичного.

Более подробно перечень подлежащей раскрытию информации, способы ее раскрытия, а также сроки вы можете найти ниже:

Способы раскрытия

В соответствии с Положением ЦБР способами раскрытия сведений является их публикация на собственном сайте в Интернете или в лентах новостей на специальных ресурсах. При размещении данных АО должно обеспечить к ним беспрепятственный доступ любого желающего.

Кроме того, по обращению заинтересованных лиц, общества могут как непосредственно предоставить всю запрашиваемую информацию, так и просто выслать ссылки на страницы, где находятся интересующие их данные.

Доступ на сайты с информацией должен быть свободным и не иметь обязательной регистрации, чтобы каждый желающий смог ознакомиться с нужными сведениями.

ВАЖНО: Запрещена сложная система паролей, регистраций и получения доступа на ресурсы с общедоступными данными. Вся размещенная информация обязательно удостоверяется усиленной электронной подписью.

Интернет-ресурсы, где АО должны раскрывать информацию:

  • Информационное агентство «АК&М».
  • Агентство АЗИПИ-Информ.
  • Служба «Интерфакс».
  • Агентство «ПРАЙМ».
  • АО «Скрин».

Данные субъекты размещают информацию на основании соглашений с ФСФР.

Ответственность за отказ от раскрытия информации

АО обязаны размещать информацию, которая подлежит раскрытию. Невыполнение этого законного требования является причиной привлечения виновного хозяйствующего субъекта или должностного лица к ответственности на основании ст. 15.19 Кодекса об административных правонарушениях.

В зависимости от существа правонарушения и его вида, должностные лица компании могут быть подвергнуты штрафу от 1000 до 50 000 рублей с дисквалификацией или без таковой. А юридические лица – штрафу до 1 млн. рублей.
Кроме того, в ряде случаев, например при злостном уклонении от предоставления информации, виновные лица (должностные лица или руководство АО) могут быть привлечены и к уголовной ответственности по ст. 185.1 УК РФ, предусматривающей наказание в виде исправительных работ периодом до 2 лет или же штрафа до 300 тыс. рублей.

Читать еще:  Получение российского гражданства Екатеринбург

Кроме этого, нельзя забывать о том, что ряд сведений, например, о результатах аудита, о стоимости чистых активов вносится и в ЕФРСФДЮЛ.

В заключение

При возникновении любых вопросов, связанных с порядком раскрытия информации и ее составом рекомендуется проконсультироваться у специалистов нашей компании. Это поможет в срок выполнить требования закона и избежать штрафных санкций.

Корпоративные отношения и раскрытие информации

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 368 Гражданского Кодекса Российской Федерации дата выдачи должна быть указана в независимой гарантии.

Пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, установлено, что при выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Да, форма требования бенефициара может быть установлена в банковской гарантии, но она должна быть обязательно приложена к добровольному или обязательному предложению, обязательства по которому обеспечивает такая банковская гарантия.

Порядок и сроки осуществления указанных процедур должны соответствовать требованиям главы XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 № «Об акционерных обществах», а также Положения Банка России от 05.07.2015 № «О требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций акционерного общества и об осуществлении государственного контроля за приобретением акций акционерного общества».

Указанные документы необходимо подавать в Департамент корпоративных отношений Банка России в случае приобретения ценных бумаг акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, либо обществ, включенных в Список эмитентов, регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг, проспектов ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг которых, а также контроль в сфере корпоративных отношений и раскрытия информации за которыми осуществляются Департаментом корпоративных отношений, утверждаемый распорядительным актом Банка России. В отношении иных акционерных обществ указанные документы необходимо направлять в территориальные учреждения Банка России по месту нахождения этих обществ в соответствии с пунктами 20.2, 20.3 Положения Банка России от 19.12.2019 № «О стандартах эмиссии ценных бумаг».

Согласно п. 2 ст. 84.8 Федерального закона об акционерных обществах в Требовании (п. 6.3.1) должна быть указана дата, на которую будет составляться список владельцев выкупаемых ценных бумаг и которая может быть установлена не ранее чем через 45 дней и не позднее чем через 60 дней после направления Требования в акционерное общество. Таким образом, дата составления списка владельцев выкупаемых ценных бумаг может быть установлена не ранее чем на день и не позднее чем на день после направления Требования в общество.

Да, любое акционерное общество может провести годовое общее собрание акционеров в 2020 году в форме заочного голосования (статья 2 Федерального закона от 18.03.2020 № «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества „Сбербанк России“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

При этом, в случае отсутствия в акционерном обществе совета директоров (наблюдательного совета), указанное решение может быть принято органом (лицом), уполномоченным на осуществление действий по подготовке, созыву и проведению общих собраний акционеров.».

Для опубликования сведений для акционеров (например, сообщений о проведении общего собрания акционеров, информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров) общество может использовать любую страницу в сети Интернет, если адрес такой страницы указан в уставе и при условии, что общество имеет юридическую и фактическую возможность размещать на этой странице информацию и обеспечивать для акционеров и иных лиц, реализующих права по акциям, необременительный доступ к ней.

При этом следует не допускать смешения сведений для акционеров, указанных выше, и информации, раскрываемой в соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № «Об акционерных обществах», ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № «О рынке ценных бумаг» и Положением Банка России от 30.12.2014 № «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Представляется необходимым создание специального раздела для опубликования сведений для акционеров на сайте в сети Интернет. При этом целесообразно, чтобы такой специальный раздел мог предусматривать возможность ограничения доступа к нему, если опубликованные сведения предназначены только для акционеров общества или иных лиц, реализующих права по акциям.

Для определения момента, с которого прекращается обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах в случае принятия Банком России соответствующего решения, следует обращать внимание на основания, наличие которых привело к возникновению указанной обязанности.

В случае если эмитент раскрывает указанную информацию в соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон «О рынке ценных бумаг»), такая обязанность прекращается с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений, за исключением случаев размещения ценных бумаг по закрытой подписке.

Если обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах возникла только на основании требований Положения Банка России от 30.12.2014 № «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение Банка России № то эмитент вправе прекратить раскрытие такой информации на следующей день после опубликования в ленте новостей информации, предусмотренной п. 10.3 Положения Банка России №

Прекращение обязанности по раскрытию эмитентом информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах, к которому применимы требования как Закона «О рынке ценных бумаг», так и Положения Банка России № возможно при одновременном выполнении следующих условий:

  • раскрытии информации, предусмотренной п. 10.3 Положения Банка России №
  • внесении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.

Положениями пункта 6 статьи 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № «О рынке ценных бумаг» и статьи 92.2 Федерального закона от 26.12.1995 № «Об акционерных обществах» установлено, что при ограничении эмитентом в определенных Правительством Российской Федерации случаях информации, подлежащей раскрытию в соответствии с требованиями указанных федеральных законов, такой эмитент обязан направить в Банк России соответствующее уведомление. Каким актом Банка России установлены форма такого уведомления и порядок их направления?

Требования к форме и порядку направления эмитентами в Банк России уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется, установлены Указанием Банка России от 21.03.2019 № «О форме и порядке направления эмитентами в Банк России уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется.

В п. 5.5 ежеквартального отчета подлежит раскрытию в том числе информация об участии указанных лиц в составе органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью иных организаций, в частности в составе ревизионной комиссии.

В соответствии с требованиями пункта 7 Указания Банка России от 12.09.2019 № «О форме (формате), требованиях к содержанию и порядке рассмотрения заявления эмитента, являющегося акционерным обществом, об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“, а также о перечне документов, прилагаемых к такому заявлению» заявление и прилагаемые к нему документы должны быть представлены эмитентом:

  • в Департамент корпоративных отношений, если эмитент является кредитной организацией или организацией, включенной в список эмитентов, утверждаемый на основании подпункта 11.2.1.1 пункта 11.2.1 Положения Банка России от 11.082014 № «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;
  • в территориальное учреждение Банка России, указанное в пунктах 11.2.2 и 11.2.3 Положения Банка России № по месту нахождения эмитента, если эмитент не является вышеуказанной организацией.

Статья 30.1 Федерального закона от 22.04.1996 № «О рынке ценных бумаг», статья 92.1 Федерального закона от 26.12.1995 № «Об акционерных обществах», а также Указание Банка России от 12.09.2019 № «О форме (формате), требованиях к содержанию и порядке рассмотрения заявления эмитента, являющегося акционерным обществом, об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“, а также о перечне документов, прилагаемых к такому заявлению».

Нет. Законодательством Российской Федерации не установлено взимание указанной государственной пошлины.

Решения Банка России (ФСФР России) об освобождении акционерных обществ от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 № «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон «О рынке ценных бумаг»), которые были приняты до даты вступления в силу Указания Банка России от 16.12.2015 № «О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года № «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Указание Банка России № т.е. до 14.03.2016, сохраняют силу, в том числе в случае внесения в устав акционерного общества указания на его публичный статус в целях приведения наименования акционерного общества и его устава в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, до момента регистрации проспекта ценных бумаг акционерным обществом, осуществленной после принятия такого решения.

Из положений п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № «Об акционерных обществах» (далее — Закон «Об акционерных обществах») следует, что публичное акционерное общество, наряду с информацией, прямо указанной в п. 1 ст. 92 Закона «Об акционерных обществах», также обязано раскрывать иные сведения, определяемые Банком России.

Согласно п. 2 ст. 92 Закона «Об акционерных обществах» обязательное раскрытие информации публичным акционерным обществом осуществляется в объеме и порядке, которые установлены Банком России.

Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации публичным акционерным обществом устанавливает Положение Банка России от 30.12.2014 № «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение Банка России №

Пунктом 69.3 Положения Банка России № установлено, что публичное акционерное общество, помимо информации, предусмотренной п. 69.2 Положения Банка России № обязано также раскрывать ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями разделов IV и V Положения Банка России №

Таким образом, раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах обязаны все акционерные общества, наименования которых содержат указание на публичный статус. Такая обязанность возникла у публичного акционерного общества, которое до 14.03.2016 не было обязано раскрывать ежеквартальные отчеты и сообщения о существенных фактах, с даты вступления в силу Указания Банка России № вне зависимости от наличия у него оснований для раскрытия ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, установленных в пп. 4 и 4.1 ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг», пп. 10.1 и 12.2 Положения Банка России № а также решения Банка России (ФСФР России) об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг», принятого до 14.03.2016.

В указанном случае первым отчетным кварталом, за который должен быть составлен и раскрыт ежеквартальный отчет, является I квартал 2016 года. Согласно п. 11.1 Положения Банка России № ежеквартальный отчет за I квартал должен был быть раскрыт не позднее 16.05.2016. Обязанность по раскрытию информации в форме сообщений о существенных фактах возникла с 14.03.2016.

Новые правила раскрытия информации акционерными обществами

В связи с многочисленными вопросами, возникающими у акционерных обществ при установлении обязанности осуществлять обязательное раскрытие информации и определении ее объема, приводим следующие разъяснения о порядке раскрытия информации публичными и непубличными акционерными обществами.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014г. № 99-ФЗ 1 нормы гражданского кодекса, действующие в редакции указанного закона, применяются к акционерным обществам независимо от того, приведен ли их устав и фирменное наименование в соответствие с ним. Таким образом, в настоящее время все акционерные общества подразделяются на публичные и непубличные и руководствуются в своей деятельности соответствующими положениями законодательства независимо от их наименования.

Читать еще:  Как отказаться от страховки кредита/рассрочки ВСК

В соответствии со ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах» в редакции, действующей с 01.07.2015г. 2 , обязанность раскрытия информации распространяется на публичные акционерные общества и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50.

Следовательно, с 01.07.2015г. обязанность раскрытия информации распространяется на следующие общества:

  • публичные (в т.ч. не приведшие устав в соответствие с ГК и продолжающие существовать с наименованием ОАО);
  • непубличные акционерные обществ (в т.ч. не приведшие устав в соответствие с ГК продолжающие существовать с наименованием ОАО и ЗАО) с количеством акционеров более 50.

При этом, публичные общества раскрывают информацию в форме годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, сообщения о проведении общего собрания и иных сведений и документов, устанавливаемых Банком России (списки аффилированных лиц, устав, сообщения и т.д. в соответствии с разделом 7 Положения о раскрытии информации 3 ). В отношении непубличных АО с количеством акционеров более 50 установлен сокращенный объем раскрываемой информации – только годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность.

Таким образом, говоря об акционерных обществах, не приведших свое наименование в соответствие с ГК, следует сделать следующие выводы:

  • в отношении публичных ОАО обязательное раскрытие сохранилось в прежнем объеме;
  • непубличные ОАО с количеством акционеров более 50 обязанность обязательного раскрытия информации сохранили, хотя ее объем сократился до 2 документов (годовой отчет и годовая бухгалтерская отчетность);
  • непубличные ОАО с количеством акционеров 50 и менее обязанность раскрытия информации утратили полностью;
  • ЗАО с количеством акционеров 50 и менее, как и прежде, информацию не раскрывают, а ЗАО с количеством акционеров более 50, напротив, такую обязанность приобрели (в объеме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности).

Отдельно следует заметить, что непубличное ОАО, утратившее обязанность раскрытия информации, не обязано также обеспечивать доступ к ранее раскрытым документам и сведениям (устав, списки аффилированных лиц, годовые отчеты и отчетность и т.д.). То же относится и к непубличным ОАО, в отношении которых объем раскрываемой информации сократился, за исключением, соответственно, обеспечения доступности ранее раскрытых годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности (т.е. тех документов, обязанность раскрытия которых законодателем сохранена).

Аналогичные выводы содержатся и в письме Банка России от 02.12.2015г. №52-5/15994.

При этом, учитывая отсутствие законодательно установленных правил раскрытия информации непубличными обществами (Положение о раскрытии информации регламентирует лишь порядок обязательного раскрытия информации публичными АО) письмо содержит следующие рекомендации для непубличных акционерных обществ, в т.ч. именуемых ОАО и ЗАО, и раскрывающих информацию в форме годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности:

  • при раскрытии годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности руководствоваться нормами, установленными главами 70 и 71 Положения о раскрытии информации, в том числе придерживаться требований к содержанию годового отчета;
  • раскрывать в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с п.71.5 указанного Положения о раскрытии;
  • раскрывать банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п.2.9 Положения о раскрытии, и размер (порядок определения размера) таких расходов.

В части законодательного регулирования раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактов никаких изменений, в т.ч. в основаниях возникновения такой обязанности и порядке ее исполнения, не произошло, и акционерным обществам, как и прежде, следует руководствоваться положениями ст. 30 закона «О рынке ценных бумаг» и Положением о раскрытии информации.

1 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

2 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

3 Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Раскрытие информации: что нужно знать всем акционерным обществам

Фатихова Вероника Валерьевна — Генеральный директор офиса компании «Гестион» в Москве

Немногие компании желают ставить в известность всех заинтересованных лиц о своей хозяйственной деятельности и других существенных фактах, отражающих её финансовое состояние. Тем не менее, для публичных АО (ОАО, а также ЗАО с публично размещенными облигациями или иными ценными бумагами (далее по тексту — ЦБ)) ст. 92 ФЗ об АО предусмотрена обязанность раскрывать для уполномоченных государственных органов и заинтересованных лиц информацию в порядке и объеме, предусмотренными соответствующими нормативными актами.

Соблюдая требования закона об обязательном раскрытии информации, АО предоставляют возможность будущим инвесторам получить существенные сведения. Например, сведения о тех лицах, которые являются реальными собственниками компании, об изменении структуры, обеспечивающей право лица распоряжаться 5 и более процентами голосов, которые приходятся на голосующие акции, и многие другие моменты, которые важны инвесторам для выбора ЦБ компании в качестве вложения своих средств.

Хотя действующая нормативная база, касающаяся раскрытия информации АО, достаточно широко раскрывает данные обязанности и порядок их исполнения, последние изменения в ГК РФ, вступившие в силу с 01.09.2014, повлекли за собой возникновение других вопросов.

Согласно новой редакции ГК РФ прежнего деления АО на закрытые и открытые уже нет. Теперь все АО делятся на публичные и непубличные.

Публичное АО должно соответствовать хотя бы одному условию из нижеприведенных:

  • обращение акций или ЦБ (конвертируемых в акции) или размещение их публично (путем открытой подписки);
  • указание на публичность корпорации в её уставе и фирменном наименовании.

Непубличное АО – это акционерное общество, которые не соответствуют указанным выше требованиям.

К сожалению, лишь в ГК РФ есть упоминание о публичных и непубличных АО, а в специальные законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие деятельность АО, в том числе и вопросы по раскрытию информации, соответствующие изменения ещё не внесены.

Возникают вопросы: можно ли и в каком объеме применять нормативные акты, не приведенные в соответствие с новой редакцией ГК РФ? В какой части их применять относительно уже существующих и вновь создаваемых АО? Ведь в нормативных актах, регулирующих вопросы раскрытия информации, по-прежнему фигурируют ОАО и ЗАО. Постараемся ответить на данные вопросы.

Согласно закону 99-ФЗ от 05.05.2014, в соответствии с которым внесены многочисленные поправки в ГК РФ (далее по тексту – 99-ФЗ), до того момента, как законодательные и иные нормативные правовые акты будут приведены в соответствие с новой редакцией ГК РФ, они будут применяться только в той части, в которой не противоречат её положениям (п.4 ст. 3 99-ФЗ). ЗАО с 01.09.2014 должны руководствоваться нормами гл. 4 ГК РФ об АО, а также нормами закона об АО, но только до первого внесения изменений в устав (п. 9 ст. 3 99-ФЗ).

Каких-либо явных противоречий между новой редакцией ГК РФ и положениями ст. 92 ФЗ об АО нет, поэтому данные нормы могут применяться в отношении ОАО. А относительно ЗАО данная статья применяется в силу п. 9 ст. 3 99-ФЗ.

В закон об АО также были внесены изменения, согласно которым нормы данного закона применяются к ПАО в части, не противоречащей новой редакции ГК РФ. Поэтому вне зависимости от того, внесла ли компания с признаками публичного акционерного общества изменение в свое наименование (то есть стала ПАО в соответствии с новой редакцией ГК) или нет, требования ст. 92 ФЗ об АО к ней также будут применяться.

Какую информацию должны раскрывать ОАО и ЗАО, размещающие публично облигации или иные ЦБ?

Согласно ст. 92 ФЗ об АО и гл. 8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ЦБ (утв. Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н) указанные компании должны раскрывать следующую информацию:

1) Годовой отчет.

2) Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.

3) Сообщение об утверждении или не утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

5) Изменения в устав.

6) Внутренние документы, регулирующие деятельность органов компании (изменения к ним).

7) Сведения об аффилированных лицах (изменения к ним).

8) Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ЦБ.

9) Информация о банковских реквизитах и цене изготовления копий документов по запросу заинтересованных лиц (или отсутствие платы). Также рекомендуется указывать сведения о сотруднике компании, с которым можно связаться по вопросам раскрытия информации (ФИО, должность, номер телефона, факса, адрес электронной почты) и форму заявления на получение копий документов.

10) Правила ведения реестра акционеров (если он ведется самостоятельно). Вместе с тем, с 01.10.2014 все АО должны были передать ведение реестра регистратору.

11) Дополнительные сведения:

  • о приобретении компанией более 20% голосующих акций другого АО;
  • о раскрытии компанией на интернет-странице годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц;
  • об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой компанией для раскрытия информации;
  • о проведении ОСА;

Требования к срокам раскрытия и к самим документам отражены в указанном выше Положении.

Также следует помнить об обязанности АО в случае размещения ЦБ раскрывать информацию на этапах эмиссии ЦБ.

У эмитентов, у которых зарегистрирован проспект ЦБ, согласно ст. 30 ФЗ О рынке ценных бумаг существует обязанность раскрывать:

  • ЕЖО;
  • сообщение о существенных фактах;
  • годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность.

Новые требования к раскрытию информации в связи со вступлением в силу поправок в ГК РФ

ГК РФ в новой редакции также обязывает акционеров ПАО раскрывать информацию о заключенном корпоративном договоре в пределах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ФЗ об АО. Соответствующие изменения ещё не внесены в специальный закон, но, исходя из проекта внесения изменений в данный нормативный акт, можно предположить, что данная процедура будет выглядеть следующим образом. Акционеры, заключившие КД, должны уведомить компанию о данном факте в течение 5 дней с момента его заключения. В данном уведомлении необходимо отразить следующие сведения:

  • полное фирменное наименование компании;
  • имена или наименования сторон КД;
  • дата заключения КД и дата его вступления в силу.

Указанным проектом закона непубличным АО вменяется обязанность вносить в ЕГРЮЛ сведения о наличии КД, предусматривающего непропорциональный объем правомочий акционеров компании, и предусмотренном им объеме правомочий участников компании.

Банк России в своем Письме от 18 августа 2014 г. N 06-52/6680 рекомендовал компаниям, которые отвечают признакам публичности и ЦБ которых находятся в процессе размещения, раскрыть информацию о соответствии их признакам ПАО.

Условия освобождения АО от обязанности раскрывать информацию

Компания может быть освобождена от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную ст. 30 ФЗ о рынке ценных бумаг. Для этого АО должно обратиться с соответствующим заявлением в Банк России. Закон предусматривает возможность освобождения компании от указанной обязанности, только если будут соблюдены все из перечисленных ниже условий:

  • решение о подаче указанного заявления принято большинством в ¾ голосов акционеров — владельцев голосующих акций, которые участвовали в ОСА;
  • отсутствие у АО иных эмиссионных ЦБ (исключение – акции, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта);
  • ЦБ компании не допущены к организованным торгам;
  • количество акционеров в компании не больше 500.

Банк России должен подготовить свое решение по заявлению компании в срок не позднее 30 дней с момента получения заявления, а если для принятия решения возникнет необходимость в проверке представленных сведений и документов, то срок может увеличиться ещё на 30 дней.

Полный перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, а также порядок рассмотрения Банком России заявления компании отражены в Приказе ФСФР РФ от 09.12.2010 N 10-75/пз-н.

Административная ответственность АО за нарушение требований о раскрытии информации

Для компании и её должностных лиц предусмотрена административная ответственность за следующие действия (бездействия) в области раскрытия информации:

  • Нераскрытие или нарушение компанией порядка и сроков раскрытия информации или раскрытие информации не в полном объеме, раскрытие недостоверной информации или вводящей в заблуждение информации (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).
  • Непредставление, нарушение порядка или сроков представления уведомлений, отчетов или иной информации, установленной законом, представление недостоверной информации или информации не в полном объеме в Банк России (ст. 19.7.3 КоАП РФ).
  • Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России (п. 9 ст. 19.5 КоАП РФ).
Читать еще:  Бланк заявления на регистрацию автомобиля в ГИБДД 2020-2021(транспортного средства или прицепа)

Вместе с тем, следует учесть позицию КС РФ относительно санкций, предусмотренных ч. 2 ст.15.19 и ст. 19.7.3 КоАП РФ. Постановлением КС РФ от 25.02.2014 N 4-П было установлено, что положения указанных норм являются неконституционными, так как нижний предел санкций в указанных статьях не позволяет учесть индивидуальные особенности совершения правонарушения в каждой конкретном случае (последствия правонарушения, степень вины компании, её финансовое положение и т.д.). Поэтому КС РФ отметил возможность назначения штрафных санкций ниже низшего предела по данным статьям.

Данная позиция КС РФ уже нашла отражение и в судебной практике. Например, АС Западно-Сибирского округа снизил назначенный штраф для компании за неопубликование в Интернете ЕЖО по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с 700 тысяч до 350 тысяч рублей в связи с тем, что первоначальный размер штрафа в данном случае не отвечает целям административной ответственности и повлечет ограничение прав компании (Постановление от 23 сентября 2014 г. по делу N А75-1522/2014).

Суды при освобождении от ответственности компании по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ также учитывают следующие обстоятельства:

  • Отсутствие вины лица, привлекаемого к ответственности. Суд освободил от ответственности конкурсного управляющего компании за отсутствие в Интернете списка аффилированных лиц компании, устава, банковских реквизитов, так как руководитель компании не исполнил свою обязанность по передаче конкурсному управляющему указанной документации. Соответственно, в связи с отсутствием необходимых документов у конкурсного управляющего отсутствовала вина в совершении вменяемого ему правонарушения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27 июля 2012 г. по делу N А43-26306/2011).
  • Отсутствие представителя компании при составлении протокола об административном правонарушении. ФАС Восточно-Сибирского округа отменил решение арбитражного суда о привлечении к ответственности компании за нераскрытие сведений о размере вознаграждения лицу, занимающему должность ЕИО, в составе годового отчета. При этом суд учел то обстоятельство, что представителю компании было незаконно отказано в допуске к участию в составлении протокола. Соответственно, у защитника компании не было возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола и реализовать иные, предусмотренные законом, права (Постановление от 7 мая 2014 г. по делу N А33-11653/2013).
  • Малозначительность правонарушения. ФАС Дальневосточного округа при вынесении решения указал на то, что правонарушение (не размещение годового отчета и т.д.) является малозначительным. С учетом положений КоАП РФ в случае малозначительности правонарушения компания может быть освобождена от ответственности (Постановление от 21 ноября 2011 г. N Ф03-5613/2011).

Раскрытие информации ЗАО, ОАО, ООО

Правила раскрытия информации коснулись, в основном, акционерных обществ (ЗАО, ОАО, ООО). Однако обязанности общества определяются операциями, которые оно может проводить с ценными бумагами, его открытостью. Из этого следуют и различия в обязанностях по раскрытию необходимой информации различных АО.

Законодательство о раскрытии информации АО

В ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее №39-ФЗ) выделяется понятие публичного размещения эмитентом ценных бумаг как открытой подписки. В этом контексте публичные компании-ОАО и ЗАО, которые участвуют в торгах фондами на бирже. Торгуя бумагами, АО становятся доступны широкому кругу заинтересованных лиц, поэтому информация открывается для всех желающих участвовать в торгах.

В нормах закона РФ «Об акционерных обществах» определяется, какая информация раскрывается. Порядок процедуры регулирует №39-ФЗ (большей частью, в статье 30) и Положение №06-117 от 10/10/2006г., касающееся сведений эмитентов.

Обязанности публичных АО

АО, разместившие публично ценные бумаги, имеют дополнительные обязательства. Они обязаны раскрыть в установленном порядке содержание Устава, внутренних документов, сведений, касающихся аффилированных лиц, других сведений, от которых может зависеть стоимость бумаг. Необходимо уведомлять о покупке 20% акций другого АО.

Производя эмиссию ценных бумаг, АО так же обязано раскрывать информацию и на этапах процедуры.

Обязанность иметь собственный сайт, где размещается открытая информация, отчеты, возлагается только на публичные АО.

Особенности раскрытия информации непубличными АО

Законодательство не обязывает ЗАО, не участвующие в торгах, раскрывать информацию ежеквартальной отчетности, публиковать сообщения о важных фактах, как публичные АО. Но при этом некоторые правила касаются и их.

  • Должна быть раскрыта информация об изменении акций на 5, 10 и т.д. процентов. Форма подачи информации публичными и непубличными АО отличается.
  • АО обязаны создать и сделать доступными для ознакомления Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, если таковой должен у них быть (приказ ФСФР от 2009 г.).
  • Они сдают отчетность в ФСФР ежегодно до 15 февраля, которые включают сведения о АО, количестве размещенных бумаг, доле государства и муниципалитета, сведения об операциях с бумагами.

Непубличные АО с точки зрения объема раскрываемой информации делятся на:

  • ОАО, не обязанных раскрывать ежеквартальные отчеты и существенные факты;
  • АО, обязынных раскрывать ежеквартальные отчеты и существенные факты, но не имеющих ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже.

На непубличные ЗАО возлагаются некоторые обязательства по раскрытию. Они должны раскрывать Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг (Приказом ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н) и отчет Акционерного общества, осуществляющего самостоятельное ведение реестра, если ведут реестр самостоятельно. Акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения.

Так же непубличные ЗАО должны раскрывать свои банковские реквизиты и порядок взимаемых расходов за предоставление копий документов.

ЕГРЮЛ – федеральный информационный ресурс

С 1 января 2013 года вступили в силу требования публиковать сведения о фактах деятельности юридических лиц в специализированном федеральном информационном ресурсе, обусловленные федеральным законом от 08 августа 2011 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Вносить в Единый федеральный реестр необходимо сведения:

  • подлежащие опубликованию в соответствии с ГК РФ (абз.2 п.1 ст.60 ГК РФ; П.1 ст. 63 ГК РФ);
  • сведения о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату;
  • сведения о стоимости чистых активов ООО, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
  • сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
  • сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
  • иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению.

Ответственность за нарушение закона

Нарушение процедуры раскрытия информации публичными компаниями влечет административную ответственность.

Основной объем штрафов накладывается по статье 15.19.2 КоАП РФ за нарушения, связанные с порядком и срокам раскрытия информации. В основном, надзорный орган проверяет факт и сроки собственно раскрытия информации, нежели чем её полноту и достоверность.

К примеру, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Отчетность акционерных обществ

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Для бухгалтера состав отчетности акционерных обществ ограничивается лишь финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетностью, а также различными формами статистической отчетности. Вместе с тем, Федеральным законом от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее по тексту – Закон №208-ФЗ) предусмотрена необходимость представления (для последующего утверждения общим собранием акционеров) годового отчета.

Перед тем как перейти к рассмотрению состава отчетности акционерного общества (далее по тексту – АО), вкратце напомним, что понимается под АО.

АО признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций между его участниками (акционерами). При этом акционеры не отвечают по обязательствам АО, а их ответственность (риск убытков, связанных с деятельностью АО) ограничивается стоимости принадлежащих им акций (п.1 ст.96 Закона №208-ФЗ).

Обязанность предоставлять отчетность АО закреплена пп.11 п. 1 ст.48 Закона №208-ФЗ. Так, общим собранием акционеров (либо советом директоров, если такой порядок предусмотрен уставом АО) подлежит утверждению:

— годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность общества.

АО обязано представлять на утверждение собрания акционеров, как годовой отчет, так и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО

Состав представляемой годовой бухгалтерской отчетности зависит от категории АО.

Для АО, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, комплект отчетности включает в себя:

— отчет о целевом использовании полученных средств (в случае необходимости);

— иных приложений (пояснений) к бухгалтерской отчетности.

АО, относящихся к субъектам малого предпринимательства, заполняет в составе годовой отчетности только 2 формы:

— отчет о финансовых результатах.

Формы годовой бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н.

Кроме того, если АО подлежит обязательному аудиту, то в составе отчетности представляется также аудиторское заключение.

С 1 января 2016 г. перечень АО, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, существенно сократится. В связи с этим АО лишены права на «надзорные каникулы» и возможности представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Дело в том, что в Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» внесены изменения, ужесточающие критерии отнесения акционерных обществ к малым и средним предприятиям (Федеральный закон от 29.12.2015 г. №408-ФЗ). Речь идет о таком критерии как доля участия в уставном капитале общества. Размер суммарной доли участия имеет значение только для обществ с ограниченной ответственностью (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ).

Для того чтобы АО получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдение следующих условий:

— акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, должны быть отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

— деятельность АО связана в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) — бюджетным, автономным научным учреждениям;

— АО имеет статус участника «Сколково»;

— юридические лица являются государственными корпорациями (учреждены в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Годовой отчет АО

Требования к содержанию годового отчета установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту – Положение). Так, годовой отчет АО должен содержать:

— сведения о положении АО в отрасли;

— приоритетные направления деятельности;

— отчет совета директоров (наблюдательного совета) о результатах развития по приоритетным направлениям деятельности;

— информацию об объеме каждого из использованных АО в отчетном году видов энергетических ресурсов в натуральном выражении и в денежном выражении;

— отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям;

— описание основных факторов риска, связанных с деятельностью;

— иные сведения, приведенные в ст.70.3 Положения.

Раскрытие информации АО

Публичное АО обязано раскрывать следующую информацию (ст.92 Закона №208-ФЗ):

— годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

— проспект ценных бумаг;

— сообщение о проведении общего собрания акционеров;

— иные сведения, определяемые Банком РФ.

Непубличное АО (с числом акционеров более пятидесяти) обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное АО, в случае публичного размещения им облигаций (иных ценных бумаг) осуществляется в объеме и порядке, установленном Банком РФ. В настоящее время действует Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П.

Напомним, что с 01.09.2014 г. все АО делятся на публичные и непубличные общества. Главным признаком, который отличает публичные АО от непубличных, является размещение ценных бумаг путем открытой подписки для неограниченного круга лиц, а также размещение ценных бумаг на организованных торгах (ст.2 Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

За нераскрытие (нарушение порядка) и сроков раскрытия информации установлена административная ответственность в виде штрафа (п.2 ст.15.19 КоАП РФ):-на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификация руководителя на срок от 1 года до 2 лет;-на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector