Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

91 статья уголовного кодекса рф срок наказания

Статья 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

Новая редакция Ст. 91 УК РФ

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Комментарий к Статье 91 УК РФ

1. Предупреждение — это отрицательная оценка поведения виновного, сопровождаемая требованием прекратить противозаконную деятельность и предусматривающая возможность реального применения санкции уголовно-правовой нормы при продолжении преступной деятельности.

2. Основное содержание предупреждения как ПМВВ — это разъяснение несовершеннолетнему правонарушителю правовых последствий повторного совершения запрещенного УК РФ деяния, ознакомление с диспозициями и санкциями соответствующих статей УК РФ. При этом лицу разъясняется, в чем состоят общественная опасность совершенного им деяния и его конкретные вредные последствия.

3. Надзор в отношении несовершеннолетних правонарушителей состоит в контроле за их поведением и проведении с ними соответствующей воспитательной работы. Осуществляют надзор за несовершеннолетними их родители, лица, заменяющие родителей, или специализированный государственный орган. Продолжительность срока надзора устанавливается судом: от одного месяца до двух лет при совершении подростком преступления небольшой тяжести или от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).

4. Возложение обязанности загладить причиненный вред означает возмещение причиненного преступлением ущерба собственными средствами или своим трудом. Назначается эта мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Обязательный атрибут рассматриваемой ПМВВ — возложение на виновное лицо обязанности принести извинение потерпевшему, в соответствующих случаях — публичное.

5. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего назначается, как правило, в случаях, когда уголовно-противоправное деяние совершено в условиях досуга.

5.1. Ограничения могут относиться к управлению автомобилем, мотоциклом и иными механическими транспортными средствами, пребыванию вне дома после определенного времени суток (например, после 20 часов), к поездкам в другие местности. В случае объективной необходимости выезда в другую местность несовершеннолетний, имеющий такое ограничение, должен получить разрешение специализированного государственного органа.

5.2. Особые требования к поведению несовершеннолетнего могут выражаться в требовании возобновить обучение в общеобразовательном или профессиональном учебном заведении, устроиться на работу.

5.3. Продолжительность срока упомянутых мер определяется судом: от одного месяца до двух лет при совершении подростком преступления небольшой тяжести или от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).

6. Несовершеннолетнему могут быть назначены и требования, не предусмотренные приведенным в ч. 4 коммент. статьи перечнем (например, требование надлежащим образом вести себя в семье, не убегать из дома и т.п.), поскольку последний не является исчерпывающим.

Другой комментарий к Ст. 91 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений.

2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа состоит в возложении на указанных субъектов обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Данная мера применяется при наличии у родителей или лиц, их заменяющих, авторитета в глазах подростка и возможности оказать существенное положительное воспитательное влияние на него.

3. Обязанность загладить причиненный вред применяется только к несовершеннолетнему, который имеет собственный заработок или стипендию либо трудовые навыки, позволяющие самостоятельно произвести ремонтные или строительные работы.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток и т.п. Перечень ограничений не является исчерпывающим.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Комментарий к Ст. 91 УК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание ПМВВ, которые применяются в случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании ч. 2 ст. 90 УК.

2. Суть предупреждения заключается в устном внушении несовершеннолетнему социальной неприемлемости его поведения, оно состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Предупреждение осуществляется в устной форме, но оформляется письменно с указанием того, что сущность предупреждения понятна.

3. Надзор в отношении лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, заключается в контроле за их поведением и проведении с ними соответствующей воспитательной работы. Осуществление надзора закон возлагает на родителей, лиц, их заменяющих, а также на специализированные государственные органы. Продолжительность срока надзора устанавливается судом: от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести или от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90).

4. Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, по существу предполагает обращение внимания указанных субъектов на необходимость более тщательного подхода к воспитанию несовершеннолетнего. В соответствии с п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 01.02.2011 N 1, при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Передача несовершеннолетнего под надзор специализированного государственного органа предполагает проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях его социально-психологической реабилитации и предупреждения совершения им новых преступлений (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 30.12.2011) ). В уголовном законе точно не определен специализированный государственный орган, под надзор которого может передаваться несовершеннолетний; в качестве такого органа может выступать один из органов или учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 4 названного Закона).
———————————
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2003. N 28. Ст. 2880; 2004. N 49. Ст. 4849; 2005. N 17. Ст. 1485; 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7056.

5. Возложение обязанности загладить причиненный вред означает возмещение причиненного преступлением ущерба собственными средствами или своим трудом. Назначается эта мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

6. Перечень форм ограничений досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего в уголовном законе не является исчерпывающим. Выбор конкретной формы ограничения досуга и определенных требований к поведению должны быть обусловлены целями социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений.

Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

СТ 91 УК РФ.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного
его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим
Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо
на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на
несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного
положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению
несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования
определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным
средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие
местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему
может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо
трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень
не является исчерпывающим.

Комментарий к Ст. 91 Уголовного кодекса

1. Предупреждение — это самая мягкая принудительная мера воспитательного воздействия, носит бессрочный (одномоментный) и публичный характер и, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания.

2. При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

3. Заглаживание причиненного вреда предполагает возмещение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Вид вреда, который должен загладить несовершеннолетний, в законе не определен. Соответственно, суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

4. В ч. 4 ст. 91 УК содержится примерный перечень требований и ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. В целом эти требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими и не причинять вред несовершеннолетнему.

Второй комментарий к Ст. 91 УК РФ

1. Применение принудительных мер воспитательного воздействия регламентируется законом РФ от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с законодательством РФ, принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться к несовершеннолетним Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав вне отношений уголовной ответственности в целях предупреждения их правонарушений, обеспечения социального контроля за несовершеннолетними с отклоняющимся поведением.

2. Предупреждение (ч. 1 ст. 91 УК). Каждый несовершеннолетний, освобожденный от уголовной ответственности (или наказания) при применении к нему предупреждения в качестве принудительной меры воспитательного воздействия, не просто попадает в поле внимания органа внутренних дел и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а неизбежно становится объектом обязательной индивидуальной профилактической работы. О результатах беседы с несовершеннолетним (а также его родителями или законными представителями) составляется справка, которая приобщается к учетно-профилактической карточке или учетно-профилактическому делу.

3. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (ч. 2 ст. 91 УК) как принудительная мера воспитательного воздействия обращена не к самому несовершеннолетнему, а к лицам, на которые судом возложена обязанность по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. В соответствии со статьей 7 Постановления Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», комиссии применяют меры воздействия в отношении лиц, которые не исполняют возложенных на них обязанностей. Принудительный характер этих обязанностей обеспечивается применением административного штрафа в случае их неисполнения.

Читать еще:  Исполнительное производство: стадии и порядок возбуждения

4. Возложение обязанности загладить причиненный вред (ч. 3 ст. 91 УК) назначается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и его трудовых навыков. Имущественное положение несовершеннолетнего не следует отождествлять с наличием у него самостоятельного заработка. Оно определяется статьей 60 Семейного кодекса РФ. При применении рассматриваемой меры необходимо соизмерять объем возмещения ущерба со всеми обстоятельствами, указанными в статье 60 Семейного кодекса РФ: получением содержания от родителей и других членов семьи; суммы причитающихся несовершеннолетнему алиментов, пенсий, пособий; имущества, полученного в дар или в порядке наследования; имущественных прав, определяемых гражданским законодательством. Учет трудовых навыков несовершеннолетнего преследует воспитательные цели: привлечение личных усилий для заглаживания причиненного вреда. В этом аспекте трудовые навыки не следует отождествлять с квалификацией, а можно охарактеризовать как посильные старания несовершеннолетнего, достаточные для удовлетворения интересов потерпевшего в части возмещения причиненного ему вреда.

5. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 91 УК). Формы ограничения досуга и содержание особых требований к поведению несовершеннолетнего не ограничены законом. Они могут обеспечивать устранение условий, способствующих совершению нового преступления или правонарушений, предупреждать антиобщественное поведение несовершеннолетнего. Кроме того, формы ограничения досуга и содержание особых требований к поведению несовершеннолетнего могут служить цели обеспечения информированности специализированного государственного органа о месте нахождения (пребывания), жительства несовершеннолетнего, месте его учебы или работы. В целях воспитания несовершеннолетнего к нему могут предъявляться требования, исполнение которых в данном конкретном случае может способствовать формированию позитивных социальных установок, трудовых навыков и проч.

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Комментарий к Ст. 91 УПК РФ

1. Комментируемая статья 91 УПК посвящена основаниям задержания. Наряду с ними принято различать цели, мотивы и условия применения этой меры процессуального принуждения.

2. Задержание по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Мотивами же применения данной меры уголовно-процессуального принуждения принято считать основанные на объективных обстоятельствах дела, служащих основаниями для задержания, субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении: а) уклонилось от дознания или следствия; б) помешало производству по уголовному делу; в) продолжало преступную деятельность.

3. Условием задержания подозреваемого в преступлении является наличие возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Без такого дела гражданин не может быть подвергнут краткосрочному досудебному лишению свободы. Задержание — следственное действие, после него незамедлительно производится другое следственное действие — допрос подозреваемого. Поэтому протокол задержания в материалах, по которым в возбуждении уголовного дела отказано, находиться не может. Относительно широко распространенное мнение, будто в ряде случаев задержание предшествует возбуждению уголовного дела (например, когда лицо застигнуто на месте совершения преступления или же непосредственно после его совершения), ошибочно. Оно основано на смешении различных по своей природе мер государственного принуждения — задержания административного и задержания уголовно-процессуального, которыми на законном основании пользуются органы охраны правопорядка для пресечения правонарушений. Уголовно-процессуальное задержание потому так и называется, что производится по правилам УПК, т.е. по решению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, субъекта уголовно-процессуальных отношений.

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований :
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу .

Комментарий к статье 91 УПК РФ

1. Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Сущность задержания состоит в кратковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения руководителя СО, прокурора или суда. При этом задержание делится на две разновидности: задержание подозреваемого и задержание обвиняемого. О задержании обвиняемого см. п. 10 ком. к данной статье.

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность заключения под стражу осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания уголовного наказания, не связанного с лишением свободы, до рассмотрения вопроса о замене данного вида наказания более строгим (п. 18 ст. 397). Срок такого задержания определяется судом до 30 суток. Длительный срок действия этой меры принуждения и предварительное решение суда приравнивают ее к применению меры пресечения в виде содержания под стражей в целях обеспечения исполнения приговора. Для обеспечения тридцатисуточного заключения ОВД вправе задержать осужденного на срок до 48 часов, однако это задержание регламентируется УИК РФ (ч. 2 ст. 30; ч. 4 ст. 32; ч. 4 ст. 46).

Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического задержания, административного задержания (ст. ст. 27.3 — 27.6 КоАП), задержания осужденного на срок до 30 дней в случае уклонения его от исполнения наказания (ст. ст. 30, 32, 46, 58, 97 УИК). В отличие от заключения под стражу задержание является неотложным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

2. Задержание является неотложной мерой процессуального принуждения (о понятии неотложной ситуации см. ком. к ст. 157). В связи с неотложным характером задержание производится без согласия руководителя СО, прокурора или судебного решения. Нельзя дважды задержать подозреваемого в совершении одного и того же преступления, так как после первого задержания неотложность ситуации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

3. Задержание может быть осуществлено следователем, органом дознания и дознавателем. При этом решение дознавателя о задержании и составленный им протокол задержания не требуют утверждения начальником органа дознания. Смотрите ком. к п. 17 ст. 5; ст. 41.

4. Целью задержания подозреваемого является определение: 1) причастности лица к совершению преступления; 2) необходимости в заключении под стражу и обеспечение этой меры пресечения. Если эти обстоятельства уже выяснены, то задержание невозможно. Задержание не должно применяться для получения признательных показаний подозреваемого.

5. Задержание допускается по преступлениям, предусматривающим наказание в виде лишения свободы, как правило, более 2 лет. Следовательно, задержание возможно только при наличии постановления о возбуждении уголовного дела. Особый порядок задержания распространяется на лиц, обладающих служебным иммунитетом (ст. 449).

6. Комментируемая статья предусматривает четыре основания для задержания.

Пункт 1 ч. 1 ст. 91 УПК предусматривает фактическое задержание (захват) при пресечении преступления (а также приготовлении, покушении), на месте совершения преступления или в результате преследования лица сразу после совершения преступления. Фактическое задержание могут произвести любые лица (потерпевший, очевидцы, сотрудники полиции). При этом участвовавшие в фактическом задержании следователь или дознаватель подлежат отводу как будущие свидетели (ч. 1 ст. 61), если фактическое задержание проводилось до возбуждения уголовного дела и отсутствовали другие очевидцы преступления.

7. Не могут служить данным основанием задержания указания потерпевших или очевидцев, если они предполагают о совершении преступления этим лицом (на основе догадок, умозаключений); говорят с чужих слов или не могут указать источника своей осведомленности (п. 2 ч. 2 ст. 75).

8. Явные следы преступления не требуют специальных познаний для их выявления, они очевидны. Такими следами может быть наличие телесных повреждений, вещественных доказательств (например, орудий и предметов преступления, следов крови).

9. Иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, как основание для задержания являются менее вескими уликами (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т.д.) и применяются при наличии одного из четырех дополнительных условий, указанных в ч. 2 ком. статьи.

По смыслу ч. 2 ком. статьи задержание может использоваться для обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого в суд для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Согласно ч. 3 ст. 210 находящийся в розыске обвиняемый может быть задержан в порядке, установленном по аналогии с институтом задержания подозреваемого, для решения вопроса о мере пресечения.

10. Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Формирование института задержания обвиняемого связано с недопущением заочного избрания заключения под стражу (в отсутствие обвиняемого — ч. ч. 4 — 5 ст. 108).

Задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Основанием для него является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении его в качестве обвиняемого (а в исключительных случаях — обвинительного акта, так как при производстве дознания по общему правилу заключение под стражу не применяется).

Суд по месту задержания лица, объявленного в розыск, вправе рассмотреть ходатайство о применении в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу, располагая заверенными копиями постановлений о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалов, подтверждающих его обоснованность, надлежаще удостоверенных руководителем СО по месту задержания подозреваемого или обвиняемого. Суду следует обеспечить участие в судебном заседании представителя следственного органа, которым были заверены поступившие документы .

———————————
См.: п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 29.10.2009 N 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» // БВС РФ. 2010. N 1.

Читать еще:  Узнайте кадастровую стоимость земельного участка, квартиры и другой недвижимости по кадастровому номеру

11. Представляется, что фактические основания для задержания должны быть установлены с помощью уголовно-процессуальных доказательств: протоколов следственных действий и иных документов. Не исключена возможность указания непосредственно в протоколе задержания фактических оснований задержания. Условия задержания по четвертому основанию — иным данным — могут быть установлены и без производства следственных действий. Некоторые из них (неустановленность личности) могут презюмироваться. О доказательственном значении протокола задержания см. ком. к ст. 92.

Другой комментарий к статье 91 УПК РФ

1. Задержание подозреваемого является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего наказание в виде лишения свободы. Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (см. п. 15 ст. 5 УПК).

2. Подозреваемым может быть признано лицо: 1) в отношении которого возбуждено уголовное дело (см. коммент. к ст. 140); 2) которое задержано в соответствии с настоящей статьей и ст. 92 УПК; 3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения (см. коммент. к ст. 108).

Перечень лиц, которые могут быть признаны подозреваемыми, является исчерпывающим.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренном в УПК. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного (см. коммент. к ст. 10).

4. Учитывая, что задержание допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к преступлению, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, оно может быть применено только по возбужденному уголовному делу. Запрещается использовать задержание как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении. Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения (см. коммент. к ст. 14).

5. Если в орган дознания доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться вслед за вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

6. Задержать лицо можно только в случае подозрения в совершении конкретного преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из оснований, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

Закон наделяет орган дознания, дознавателя, следователя, прокурора правом на задержание лица и при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, но лишь при наличии хотя бы одного из следующих условий: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) если оно не имеет постоянного места жительства на территории РФ; 3) если не установлена его личность; 4) если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

7. Задержание подозреваемого в совершении преступления считается законным и обоснованным, если для этого имеется в наличии хотя бы одно из оснований, указанных в настоящей статье.

Мотивы задержания должны быть отражены в постановлении и протоколе. По общему правилу, такими мотивами признаются обоснованные сомнения, что подозреваемый может совершить другое преступление, воспрепятствовать предварительному расследованию, уничтожить следы преступления и иные имеющиеся фактические данные.

Ст. 91 УПК РФ – когда могут задержать

Да, в такое мы теперь живем время, что от задержания сотрудниками полиции никто не застрахован. Задержать гражданина могут днем и ночью, дома и на митинге, пьяного и трезвого.

Как адвокат, к сожалению, могу констатировать, что задержать могут с поводом и без, по правилам и без соблюдения необходимых требований. И с этим надо бороться, а злоупотребления правами граждан необходимо искоренять.

Статья 91 УПК РФ посвящена регулированию порядка задержания граждан на территории РФ. Этой статьей также конкретизированы достаточный основания, которые могут привести к задержанию гражданина правоохранительными органами.

Знание содержания ст. 91 УПК РФ поможет вам сориентироваться в случае, если правоохранительными органами будут применены в отношении вас экстренные меры, связанные с ограничением вашей свободы – задержанием. Вы должны знать свои права, в том числе на встречу с адвокатом, на уведомление родственников, на условия содержания задержанных и т.д.

Так как ограничение свободы по ст. 91 — это экстренная мера, применяться она должна только в оправданных, обоснованных случаях без каких-либо ошибок, не говоря уже об умышленном нарушении прав граждан.

Основания и порядок задержания по ст. 91 УПК РФ

Первое, что должно интересовать граждан, это круг субъектов, наделенным правом задержания. Сюда входят сотрудники следствия, дознаватели. Понятно, что, например, работник охранного предприятия, при пресечении хулиганских действий дебошира, применить к нему меры ограничения свободы не может.

Для того, чтобы представители правоохранительных органов могли использовать меру ограничения свободы в виде задержания, ст. 91 УПК РФ обязывает соблюдать главное требование – для того, чтобы кого-то задержать, должны быть весомые основания, а именно такой человек должен быть под подозрением в совершении преступления.

Второе условие для применения этой меры, которое предписано статьей 91 Уголовно процессуального кодекса РФ – задерживаемое лицо должно не просто быть под подозрением в совершении преступления, а наказание за такое преступление должно предусматривать ограничение свободы.

То есть, ст. 91 УПК РФ ограничивает право следователя задерживать подозреваемого тяжестью инкриминируемого ему деяния.

К сожалению, следователи не всегда проводят такое разграничение и строго не соблюдают предписание 91 статьи. В практике бывают случаи, когда задержать могут и за правонарушение, не влекущее уголовное наказание.

Особое тревожным являются участившиеся случаи применения такого ограничения свободы по предпринимательским статьям, о чем неоднократно высказывался Президент РФ Владимир Путин.

По статье 91 УПК РФ можно задержать гражданина в случаях:

  • когда имеются явные улики и доказательства совершенного преступления на одежде, в жилом помещении, автомобиле подозреваемого;
  • когда подозреваемый задержан в момент совершения преступления , сразу же после него и нет сомнений в том, что это именно его деяние;
  • когда задержанный опознан свидетелями в качестве лица, совершившего преступления.

Все три вышеуказанных случая статья 91 УПК РФ относит к бесспорным основаниям.

Помимо бесспорных оснований, ст. 91 УПК РФ предусматривает также дополнительные основания для применения задержания:

  • есть сведения о том, что подозреваемый может скрыться от следствия и суда;
  • у гражданина нет постоянного места регистрации или он там длительное время не проживает;
  • на месте задержания не удается установить личность гражданина и у него отсутствуют документы, удостоверяющие личность.

На какой срок можно задерживать по ст. 91 УПК РФ

При наличии оснований, гражданин может быть ограничен в свободе на период времени до 48 часов . За это время следователь должен постараться определиться со своими подозрениями и отпустить человека, либо обратиться в суд с ходатайством о его аресте.

Если следователь не укладывается в 48 часов, статья 91 УПК РФ позволяет ему обратиться в суд с ходатайством о продлении задержания на 72 часа .

Гражданин имеет право незамедлительно (3 часа) сообщить своим родственникам, адвокату о факте своего задержания. В этом праве граждане всё еще часто встречают нарушения со стороны следователей и им часто самим приходится разыскивать своих задержанных родственников, что конечно же неправильно.

Кроме того, статья 91 УПК РФ регламентирует обязанность следователя не просто задержать подозреваемое лицо и ограничить его свободу, но и провести незамедлительные следственные действия с ним – допросить в течение 24 часов и не позже .

Прокурор должен быть проинформирован о факте задержания гражданина не позднее 12 часов с момента совершения такого действия.

Ст. 91 устанавливает ограничения — подозреваемый не может быть дважды задержан при подозрении в совершении одно преступления.

Подведем итог. Для следователя, дознавателя – применение ст. 91 УПК считается необременительно процедурой, так как протокол задержания не нужно утверждать у руководителя органа следствия, дознания. А вот подозреваемые часто сталкиваются с применением к ним такой меры принуждения без должных оснований, и будучи задержанными, не всегда имеют возможность своевременно уведомить о случившемся своих родственников и привлечь независимого адвоката.

К сожалению, всё еще часто подозреваемые задерживаются следствием с единственной целью – давления с целью извлечения признательных показаний. Такие случаи должны пресекаться гражданами, адвокатами, в том числе путем обжалования и публичной огласке в СМИ.

Применение ст. 91 должна преследовать только одна цель – временное ограничение свободы подозреваемого с целью обеспечения возможности в судебном порядке изучить необходимость применения к такому лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. То есть, просто говоря, чтобы лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно совершило преступление, не скрылось от следствия и суда до момента избрания такому гражданину меры пресечения.

Статья 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

Ст 91 УК РФ с комментариями и изменениями 2020-2019 года.

1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Комментарий к статье 91 УК РФ:

1. Предупреждение — одна из самых мягких принудительных мер воспитательного воздействия, имеет бессрочный и публичный характер, как правило, объявляется судьей в зале судебного заседания.

2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д.

3. Заглаживание причиненного вреда предполагает устранение несовершеннолетним негативных последствий совершенного им преступления. Вид вреда, который должен загладить несовершеннолетний, в законе не определен. Суд может возложить на несовершеннолетнего обязанность компенсировать как материальный, так и моральный вред.

4. В ч. 4 комментируемой статьи содержится примерный перечень требований и ограничений, применяемых к несовершеннолетнему. В целом эти требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими и причинять вред несовершеннолетнему.

Принудительные меры устанавливаются судом продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет при совершении преступления средней тяжести.

Читать еще:  Получение гражданства на ребенка

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

СТ 91 УПК РФ

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Комментарий к Статье 91 Уголовно-процессуального кодекса

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего наказание в виде лишения свободы .
———————————
Пункт 11 ст. 5 УПК РФ.

Возможность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность допускается Конституцией РФ, согласно ч. 2 ст. 22 которой арест, заключение под стражу, содержание под стражей допускаются только по судебному решению; до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом Конституция РФ, связывая ограничение прав и свобод человека и гражданина с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, не определяет конкретные основания, условия и порядок, при которых может осуществляться задержание, а относит их установление к ведению федерального законодателя.

Положения Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие производство задержания, не вводят никаких новых ограничений права на свободу и личную неприкосновенность по сравнению с предусмотренными ст. ст. 22 и 55 Конституции РФ, а, напротив, сужают возможность применения этих ограничений .
———————————
Определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 г. N 268-О, от 23 октября 2014 г. N 2375-О.

Моментом фактического задержания является момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления . Как правило, данный момент определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения (в том числе с применением специальных средств) и личного объявления об этом.
———————————
Пункт 15 ст. 5 УПК РФ.

2. Подозреваемым является лицо: 1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 настоящего Кодекса; 2) либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса; 3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 настоящего Кодекса; 4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 настоящего Кодекса. Перечень лиц, которые могут быть признаны подозреваемыми, является исчерпывающим .
———————————
Часть 1 ст. 46 УПК РФ.

3. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть произведено только по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом .
———————————
Часть 2 ст. 10 УПК РФ.

При этом следует учитывать, что поскольку в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 108 настоящего Кодекса заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 159 — 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, то и задержание лица по подозрению в совершении указанных преступлений, а также преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 — 174, 174.1, 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185.4, 190 — 199.2 УК РФ, при отсутствии обстоятельств, указанных в п. п. 1 — 4 ч. 1 ст. 108 настоящего Кодекса, в соответствии с требованиями статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ недопустимо.

Лица, указанные в ст. 449 настоящего Кодекса, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

В случае задержания помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ следователь обязан незамедлительно информировать об этом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ .
———————————
Часть 9 ст. 37 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

4. Задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 настоящего Кодекса может быть применено только по возбужденному уголовному делу, поскольку допускается в целях выяснения причастности задержанного лица к преступлению, а также решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу. Запрещается использовать задержание как средство получения от подозреваемого признания вины в совершенном преступлении.

Подозреваемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения .
———————————
Часть 2 ст. 14 УПК РФ.

С учетом презумпции невиновности и презумпции свободы задержание подозреваемого в порядке, предусмотренном комментируемой статьей 91 УПК РФ, и последующее избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу должно быть крайней мерой, исключением, а не правилом. При этом следует учитывать, что лишение свободы должно рассматриваться как санкция или мера, которая применяется в последнюю очередь и может быть применена, только если тяжесть преступления делает иную санкцию или меру явно неадекватной.

Ограничения же, налагаемые на лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались.

5. Задержание лица по подозрению в совершении преступления (захват) и его доставление в орган дознания, к дознавателю или следователю производится до возбуждения уголовного дела. При этом если в орган дознания или предварительного следствия доставлено лицо, на которое пало обоснованное подозрение в совершении преступления, то вопрос о его процессуальном задержании должен решаться одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

Следует учитывать, что первоисточником важнейших сведений о преступлении, сообщаемых лицом, данное преступление совершившим, является собственноручно написанное или протокольно зафиксированное заявление о явке с повинной, которое в судебном доказывании по уголовному делу признается самостоятельным документальным доказательством.

При этом следует учитывать, что по смыслу закона, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», сообщение о преступлении, сделанное лицом после его задержания по подозрению в совершении преступления, не исключает в дальнейшем признания этого сообщения в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

Если же органы следствия располагали сведениями о преступлении (показаниями потерпевших, свидетелей, процессуальными документами и т.п.) и задержанному лицу было известно об этом, то подтверждение им факта участия в совершении преступления не может расцениваться как явка с повинной, а признается в качестве иного смягчающего наказание обстоятельства.

Сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных совершенных им преступлениях, неизвестных органам уголовного преследования, следует признавать как явку с повинной.

6. Закон наделяет орган дознания, дознавателя и следователя правом на задержание лица при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы: 1) если это лицо пыталось скрыться; 2) либо не имеет постоянного места жительства; 3) либо не установлена его личность; 4) либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

При отсутствии указанных оснований, в том числе при одном лишь намерении следователя направить в суд ходатайство об избрании в отношении лица по подозрению в совершении преступления меры пресечения в виде заключения под стражу, задержание не допускается.

По смыслу закона приведенные в ст. 91 УПК РФ основания задержания подозреваемого относятся непосредственно к моменту получения данных о причастности лица к совершению преступления и не могут являться достаточными по истечении длительного времени после того, как следователю стало о них известно.

Вместе с тем в соответствии со ст. 210 настоящего Кодекса в случае обнаружения обвиняемого, объявленного в розыск, он может быть задержан в порядке, установленном гл. 12 настоящего Кодекса, с составлением протокола задержания обвиняемого.

При этом задержание разыскиваемого обвиняемого допускается как по месту производства предварительного расследования, так и по месту его обнаружения на основании вынесенного следователем (руководителем следственного органа) постановления об объявлении розыска и задержании обвиняемого либо отдельного постановления о задержании обвиняемого, а также письменного поручения следователя (руководителя следственного органа) органу дознания об исполнении постановления о задержании, оказании содействия при его осуществлении, отдельного поручения о производстве следственных действий .
———————————
Пункт 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 и ч. 3 ст. 210 УПК РФ.

В дальнейшем суд по месту задержания обвиняемого вправе рассмотреть ходатайство об избрании в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом суд должен располагать копиями постановления о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалов, подтверждающих его обоснованность, надлежаще удостоверенных руководителем следственного органа или начальником органа дознания либо начальником подразделения дознания по месту задержания подозреваемого или обвиняемого либо следователем или дознавателем, в производстве которого находится уголовное дело .
———————————
Постановление Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г. N 41.

Также следует отметить, что причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер, не является преступлением.

По смыслу закона вред правомерен в случаях, когда лицо, его причиняющее, преследует цель доставить преступника органам власти и предотвратить возможность совершения им новых преступлений. Если преступник оказывает активное сопротивление задержанию, тем самым совершает новое посягательство, у того, кто осуществляет его задержание, возникает право на необходимую оборону (Статья 37 УК РФ).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector