Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как защитить права и интиресы ребенка в школе

Права ребенка в школе и его обязанности

Как известно, Конституция Российской Федерации регламентирует неотъемлемое право ребенка на получением им дошкольного и среднего образования бесплатно в соответствии с государственными стандартами. Но, это не означает, что в образовательном учреждении не возникнет обратных требований к учащимся и их родителям.

Каждое образовательное учреждение, будь оно государственное или частное, обладает Уставом ОУ, в котором регламентирован порядок функционирования предприятия, права и обязанности его участников, в данном случае — учащихся и сотрудников.

В данной статье мы рассмотрим права и обязанности детей в школе, какие накладываются ограничения на каждого, а также подскажем, как защитить права ребенка в школе, если они нарушаются членами данного ОУ.

  • Какие права у ребенка в школе
  • Обязанности ребенка в школе
  • Защита прав ребенка в школе
  • Заключение

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Какие права у ребенка в школе

Как говорилось выше, законодательство РФ устанавливает обязательное получение среднего образования ребенком по стандартам качества ФГОС. Для этого, каждый родитель обязуется обеспечить получение знаний для своего чадо. Это может быть общая образовательная программа, либо подготовленная индивидуально при необходимости (согласно медицинским заключениям).

Учебная нагрузка определяется Уставом ОУ, он же регламентирует порядок и режим занятий в соответствии с регламентом Департамента Здравоохранения населенного пункта.

Вся информация, получаемая детьми, должна соответствовать их возрасту и интеллектуальному развитию.

Конечно, ребята могут превышать своих сверстников в развитии, в таком случае, для одаренных детей существует усложненная программа и различные олимпиады.

В соответствии с Уставом возможно оказание дополнительных платных услуг по образовательным направлениям для желающих.

Напротив, изучение Канта для детей начальных классов не совсем целесообразно. Для отстающих учеников должны быть созданы специальные условия: с учетом графика работы ОУ учитель обязан помочь ребенку сдать материал по теме.

Главное неотъемлемое право каждого человека — быть выслушанным (еще лучше — услышанным), а также свободное волеизъявление и самовыражение.

Все оценки работ, проделанных обучающимися должны быть объективными и отражать реальный уровень знания и умений ребенка по данному предмету. Исключается субъективное отношение учителя к ученику, которое провоцирует отметку не соответствующую этим показателям.

Также, ученики должны быть осведомлены о своих оценках, их сокрытие недопустимо. Перед проведением контрольных или проверочных работ, обучающиеся должны быть заблаговременно предупреждены, а результаты проведения могут быть как конфиденциальными, так и обозримыми, в зависимости от требований ученика.

В школе ребятам не может быть навязана никакая религия, верование или убеждения. Каждый ученик имеет право на свободу волеизъявления и вероисповедания, поэтому они легко могут отказаться от участия в мероприятиях, носящих религиозный характер и никто не вправе их заставить посещать подобные курсы, также дети не обязаны озвучивать и высказываться по поводу своих религиозных предпочтений.

Как и все люди при занятии интеллектуальной образовательной деятельностью, ребята утомляются и должны иметь возможность отдыхать в каникулярное время, установленное каждой школой индивидуально, либо по государственной инициативе. Между уроками и сменами предполагаются перерывы для отдыха и обеда.

Любой учащийся имеет возможность принимать участие в общественной жизни школы, выступать на олимпиадах и конференциях, других образовательных и развлекательных мероприятиях.

Любое ограничение инициативы ребенка чревато его деградацией и снижением успеваемости.

При соблюдении вышеописанных прав процесс обучения будет приносить радость обучающимся и чувство уважения их человеческого достоинства.

В случае не соблюдения прав ученика, последний в праве обратиться к уполномоченному по правам участников образовательных процессов, либо принять участие в управлении самого ОУ, в соответствии с его Уставом посредством участия в Совете школы.

Обязанности ребенка в школе

Помимо прав, каждый человек имеет определенные обязанности и степень ответственности, согласно его социальным ролям. Так, в школе на ребят действуют правила, отступление от которых чревато наступлением дисциплинарной, уголовной, административной, материальной и гражданской ответственности.

Кратко перечислим основные обязанности детей в школе:

  • появление на занятиях вовремя без опозданий;
  • опрятный внешний вид и деловая форма одежды;
  • сменная обувь;
  • наличие необходимых учебных материалов и канцелярских товаров;
  • нельзя употреблять ругательных слов и непристойные жесты;
  • нельзя без разрешения медицинского работника или классного руководителя покидать заведение в учебное время;
  • если ребенок отсутствует в школе более трех дней, он должен предоставить справку;
  • запрещено курение на территории школы и употребление стимулирующих веществ;
  • каждый обучающийся должен уважать достоинство окружающих его педагогов и детей;
  • запрещено применение любых насильственных действий;
  • запрещается приносить на территорию школы взрывчатые, колющие-режущие, спиртные, огнеопасные, наркотические вещества.

Если обучающимся не соблюдаются права и обязанности сторонних людей, к нему будут применяться меры дисциплинарного характера со стороны руководства.

Каждый ученик должен бережно относиться к имуществу заведения, где он обучается и имуществу других детей.

За это он несет материальную ответственность, в отдельных случаях может применяться уголовное наказание за порчу чужого или казенного имущества.

В обязанности также входит участие в благоустройстве образовательного учреждения и его территории, в пределах разумных физических усилий без принуждения сверстников или учителей.

Любое нарушение дисциплины на уроках, невыполнение домашних заданий или других требований преподавателей в отношении учебного процесса может повлечь наказание.

Часто родителей интересует вопрос о том, обязан ли ребенок питаться в школе
. Ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

Законодательством Российской Федерации возлагается на образовательное учреждение обязанность организации питания воспитанников. То есть, предусматривается помещение для столовой и выбор продуктов питания в ней.

Но, если вас или вашего ребенка не устраивает качество питания в школьной столовой, вы вправе отказаться от него, написав заявление на имя директора.

Никто из преподавателей или управленческого персонала школы ни в праве понуждать вашего ребенка питаться вместе со сверстниками в столовой.

Защита прав ребенка в школе

Каждый ребенок имеет право развивать свои таланты и умения, физические и интеллектуальные способности в образовательном учреждении и, любое посягательство на прекращение или ограничение этих полномочий со стороны педагогов или других ребят должно быть наказуемо.

При допущении насилия любого характера в отношении воспитанников применяется уголовное наказание в отношении обидчика.

Как защитить права ребенка в школе?

Для этого необходимо сформулировать жалобу на имя директора школы и документально оформить ее. Если ваша просьба будет проигнорирована, вы вправе обратиться в прокуратуру или департамент образования населенного пункта, а также непосредственно с иском в суд.

Заключение

Знание своих прав поможет ученику и его родителям отстоять вое достоинство в лице образовательного учреждения при возникновении разногласий. Для этого, мы советуем досконально изучить вышеизложенные положения.

Нельзя забывать о том, что на каждого ученика возлагается определенный уровень ответственности на момент прибывания в школе.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Права и обязанности ученика. Как осуществляется защита прав детей в школе?

На сегодняшний день практически в каждой общественной сфере существуют права и обязанности задействованных в ней лиц. Это касается и обучающихся в российских общеобразовательных учреждениях.

  • Права школьника
  • Обязанности школьника
  • Что запрещено ученикам в школе?
  • Права учителя
  • Как осуществляется защита прав детей в школе?

Каждый ребенок, переступивший школьный порог, должен знать свои права и обязанности.

Права школьника

Права школьника регламентируются Уставом школы, в которой он проходит обучение. Тем не менее необходимо перечислить основные права учащегося, которые приняты в каждом российском общеобразовательном учреждении:

  1. Право на получение основного образования, о чем говорится и в статье № 43 Конституции Российской Федерации.
  2. Каждый ученик имеет право принимать участие в управлении школой.
  3. Школьник — это полноценная личность, которая заслуживает уважения как со стороны преподавательского коллектива, так и других сотрудников учреждения.
  4. Обучающийся имеет право знать свою отметку за письменные работы и устные ответы.
  5. Ученик может принимать участие в любых школьных и внешкольных мероприятиях, которые организовываются образовательным учреждением и которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Школьник может добровольно участвовать в любой трудовой деятельности.
  7. Ученик имеет право попросить у учителя бесплатной помощи в получении знаний по любой теме, включенной в образовательную программу.
  8. Абсолютно каждый обучающийся вправе организовывать объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Школьник вправе иметь свободное время между уроками и в каникулярный период.
  10. Каждый обучающийся имеет право на то, чтобы его выслушала администрация школы, педагоги и другие ученики.
  11. И в учебное время, и во внеклассной работе абсолютно каждый обучающийся вправе отстаивать свои принципы, взгляды, мировоззрение, понятия в тех случаях, когда возникает спорная или конфликтная ситуация.
  12. Обучающийся в любое время, независимо от обстоятельств, имеет возможность перейти в другое образовательное учреждение.
  13. Школьник вправе обучаться на дому, экстерном, а также досрочно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
  14. Ученик имеет право высказывать свое мнение на уроке.
  15. Ребенок имеет право появится на уроке позже, предварительно предупредив учителя. Кроме того, при необходимости он имеет право покинуть учебную аудиторию во время урока, спросив разрешения у педагога.
  16. Школьник вправе исправить учителя, если второй оговорился, допустил неточность, касающуюся темы урока.
  17. По истечении урока школьник вправе покинуть учебную аудиторию.
  18. Ученик вправе обучаться в хорошо освещенных помещениях, где также должны соблюдаться чистота и порядок.
  19. Школьник имеет право рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

К тому же каждый родитель или законный представитель ученика имеет право в любое время посетить учебное заведение, чтобы оценить условия образовательного процесса.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Что запрещено ученикам в школе?

Стоит отметить, что на каждого ученика действуют запреты, установленные Уставом школы. Школьнику запрещается:

  1. Приносить с собой в общеобразовательное учреждение опасные предметы:оружие, колющие предметы и так далее.
  2. Становиться зачинщиком ситуаций, которые могут привести к дракам, а также участвовать в разборках других обучающихся.
  3. Пропускать уроки без уважительной причины.
  4. Приносить с собой спиртосодержащую продукцию и употреблять ее в стенах и на территории школы, а также являться на занятия в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Курить на территории школы.
  6. Играть в азартные игры.
  7. Красть или брать без разрешения чужие вещи.
  8. Неуважительно и грубо общаться с учителями и администрацией школы.
  9. Игнорировать замечания преподавателей, администрации или сотрудников школы.

Права учителя

Учитель, согласно положениям Устава школы, есть следующие права:

  1. Абсолютно каждый школьный учитель вправе управлять школой в соответствии с Уставом.
  2. Преподаватель имеет право на уважение личности, личностных и профессиональных качеств.
  3. Педагог вправе получить защиту со стороны администрации школы в случае вмешательства родителей по вопросам, входящих в спектр его обязанностей.
  4. Учитель вправе на свое усмотрение выбирать учебные программы и учебники, соответствующие Федеральному государственному образовательному стандарту.
  5. Преподаватель вправе получить любую информацию, непосредственно касающуюся учебного процесса, со стороны школьной администрации.
  6. Учитель может выразить свою позицию по любому вопросу, касающемуся профессиональной деятельности.
  7. Педагог вправе принимать участие в школьных организациях, профессиональных конкурсах и так далее.
  8. Школьный учитель может совершенно бесплатно получать повышение квалификации раз в три года.
  9. Преподаватель вправе работать в нормальной обстановке: чистое рабочее место, хорошее освещение, необходимая температура воздуха в помещении и так далее.
  10. Педагог вправе рассчитывать на стопроцентную безопасность, находясь в стенах школы.

Как осуществляется защита прав детей в школе?

Согласно Конституции Российской Федерации, любой ребенок вправе развивать свои физические и интеллектуальные умения, находясь в общеобразовательном учреждении. А любое посягательство на ограничение или прекращение этих прав со стороны школьных учителей или других школьников всегда наказуемо согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Как защитить права ребенка в школе

Здравствуйте. Мой сын учится в 3 классе. Учитель постоянно позволяет себе нелицеприятные высказывания в его адрес, в адрес родителей. Настраивает учеников в классе против него. Сейчас дошла до того, что провоцирует конфликты между детьми и пишет докладные записки и фиксирует на камеру телефона «побои». Причем травмы, полученные моим ребенком не учитываются. На родительском собрании учитель позволила себе массу оскорбительных высказываний в мой адрес и в адрес моего ребенка, причем прилюдно она себя сдерживает, но оставшись наедине просто не знает границ. Это психологическое давление сказывается как на эмоциональном состоянии моего ребенка, так и на его успеваемости, которая резко упала ( до прихода этого учителя мой сын был награжден грамотой за отличную учебу.) И при всем этом, она номинируется на звание «учитель года по СПб». Как мне правильнее действовать, чтобы защитить права сына. Обращения к администрации школы не принесли положительных результатов.

    защита прав ребенка, права ребенка в школе
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 2418 ответов
  • 1497 отзывов

Если для Вас это не принципиально, в какой школе учиться, то можно перевести ребенка в другую школу, чтобы не травмировать, а если Вы хотите дальше учиться в этой же школе, Вам надо свои слова подкреплять доказательствами… видео -, аудио- записями. Пишите подробную жалобу в Министерство образования по Спб, в прокуратуру на жестокое обращение к ребенку, найдите хорошего журналиста, пусть осветит ситуацию в классе, в общем поднимайте как можно больше шумихи, привлеките внимание к этому педагогу и администрация уже не сможет закрывать на это глаза, а то и сама получит по полной программе.

Читать еще:  Можно ли иметь 2 прописки или нужно выписываться при временной регистрации с постоянного места жительства

Школу и класс менять не хотелось бы. Она прямо у нашего дома, хорошие условия и учителя-предметники. У сына в классе и школе много друзей. Спасибо за ответ. Снять видео для меня не так просто. специальной аппаратуры у меня нет, а открыто это делать никто не даст.

Как защищать права ребенка в школе

Все мы знаем, что в России есть «Закон об образовании». Но когда в школе у ребенка возникают какие-либо проблемы, мы часто теряемся и не знаем, что делать. В «Законе об образовании» есть ответы на многие вопросы, которые возникают у родителей.

Можно ли вообще не отдавать ребенка в школу?

Да, можно. В законе (ч.3 ст.52) сказано, что каждый имеет право на домашнее образование. И эта норма закона никак не связана со здоровьем ребенка.

В каком возрасте надо отдавать ребенка в школу?

В первый класс обычно принимают детей 6,5-8 лет. Но тут возможны варианты в зависимости от здоровья и способностей ребенка.

На каком основании могут оставить на второй год?

Если ребенок по итогам года имеет две неудовлетворительные отметки, то он может быть оставлен на второй год или переведен в класс коррекции.

» Если у ребенка одна двойка, то по согласованию с родителями он может быть переведен в следующий класс.

В этом случае родители берут на себя ответственность за то, что ребенок исправит отметку в течение года.

Возможен ли отказ в переводе в другую школу?

По закону администрация не может возражать против того, что ребенок перейдет в другое учебное заведение. Но на практике переход возможен только в школу соответствующего уровня (например, переход 10-классника из обычной школы в физико-математическую мало вероятен). Кроме того, необходимо согласие директора той школы, куда ребенок хочет перейти, и наличие там свободных мест.

Как защитить ребенка от несправедливых придирок и грубостей со стороны учителей?

В статье 15 «Закона об образовании» говорится: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников и педагогов. Применение методов физического и психического насилия не допускается». Если об этой статье закона напомнить учителю, то думается, что никто не захочет нарушать закон. Просто учителя часто не задумываются о законности своих действий.

» Если ребенок регулярно жалуется на грубость и нападки со стороны учителя, надо ставить вопрос о профнепригодности учителя.

Кто несет ответственность за здоровье детей в школе?

Школа. Расписание уроков должно составляться с учетом медицинских указаний. Должен быть предусмотрен перерыв для завтрака, нагрузка должна соответствовать возрасту ребенка. В школе должны проводиться соответствующие медицинские и профилактические мероприятия.

Можно ли отказаться от участия во внешкольных мероприятиях?

Можно. В законе (ч.14 ст.50) указано, что ученики гражданских школ не обязаны посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом.
В ч.15 ст.50 Закона говорится о том, что не допускается принудительное вступление учащихся в общественно-политические организации и привлечение к деятельности этих организаций.

Защищаем права ребенка в школе

Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.

Что делать?

Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные дополнительные занятия, факультативы

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам». Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

Как защитить права и интиресы ребенка в школе

Автор: Полинская Наталья Федоровна, социальный педагог ГБОУ школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга

О правах ребенка заговорили во всем мире не потому, что детям решили предоставить нечто большее, чем остальным людям. Достаточно прочитать тексты Конвенции о правах ребенка и любого международного документа по правам человека, чтобы убедиться: взрослые и дети обладают одинаковыми правами и свободами. Никаких привилегий у детей нет. Есть иное: признание простого факта, что ребенку, в силу его физических и психических способностей, сложнее отстаивать свои права (те же самые, что у взрослых). Взрослый человек может постоять за себя сам – ребенок просто не поймет, что произошло и как надо действовать.

Конвенция о правах ребенка и обращена не к самому ребенку, а ко взрослым. Знать и соблюдать статьи Конвенции должны родители, педагоги, социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и другие властные структуры. У детей же знакомство с текстом Конвенции может способствовать росту иждивенческих настроений: «Взрослые должны обеспечить мне то-то и то-то…» Именно поэтому с детьми надо говорить не о правах ребенка, а о правах человека.

Читать еще:  Знак Остановка запрещена - пояснения и описание

Как показало проведенное нами изучение работы нашей школы, в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед школьным коллективом, является использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка. Должно быть общепризнанной нормой такое положение дел, когда права самостоятельно реализуются самим ребенком, а государство, педагогический коллектив, родители содействуют ему, специалисты несут ответственность за создание условий для реализации им прав и законных интересов. И тогда Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» должен стать в социальном государстве наиболее актуальным педагогическим средством.

Позиция ребенка как равноправного субъекта права выступает важным условием для внедрения в повседневную жизнь российских граждан вообще и в образовательный процесс в частности новой системы межличностных отношений, — системы, основанной на гуманистических принципах, на принципах взаимоуважения и толерантности. Однако сделать это только путем принятия правозащитных законов невозможно. Не менее важным условием является осознание всеми членами общества, всеми участниками образовательного процесса необходимости признания ребенка самоценной личностью, имеющей наряду с обязанностями определенные права и свободы. Социально-педагогическая деятельность в данном направлении связана:

1. С осуществлением практической деятельности по контролю за соблюдением прав и интересов ребенка.

2. С педагогической поддержкой социального самоопределения и самореализации ребенка.

3. С обеспечением развития социальной субъективности ребенка.

В этой сложной и многоплановой работе принимает участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит директору, социальному педагогу и заместителю директора школы по воспитательной работе. Только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, можно добиться желаемого результата. Рассмотрим работу школы по защите прав учащихся на конкретных примерах.

Директор школы выступает с инициативой в проведении работы по защите прав детей. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Объясняет, что права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира. Администрация школы осуществляет распределение функциональных обязанностей между сотрудниками школы и оформляют их в письменном виде, формирует мотив ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей. Ориентацию сотрудников на уважение прав детей рассматриваем как одну из значимых задач управления, без решения которой различные организационно-педагогические меры не дадут заметного результата. По инициативе директора каждый учебный год проводится круглый стол для учащихся » Школа и права ребенка», результаты которого обсуждаются на педагогическом совете школы.

Совместно с педагогическим коллективом определяется мера ответственности образовательного учреждения, педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей, заключается договор между учреждением и родителями. Совместно с родительским комитетом школы проработан механизм защиты прав детей и родителей от административного и педагогического произвола (проводится анонимное анкетирование родителей и сотрудников). На первой недели нового учебного года социальный педагог проводит круглый стол «Это надо знать» для новеньких учащихся и их родителей, на котором знакомит с Уставом школы, правилами, обычаями, традициями учебного заведения.

Библиотека школы приобретает и предлагает для изучения в коллективе основные нормативно-правовые документы федерального уровня, а также региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей, а также новинки литературы для работы с родителями и подростками по правам человека.

Родители сегодня являются субъектами образовательного и воспитательного процесса наравне с педагогами.

В распоряжении родителей гораздо больше механизмов для защиты прав детей, чем у учителей и школьной администрации, именно в семье у ребенка складываются правовые представления (об ответственности, справедливости, честности, законности). Судя по наблюдениям за молодым поколением родителей, во взаимоотношениях с детьми появилось некое новое понимание родительской ответственности, которое скорее определяется понятием «право» и которое принимается с готовностью его защищать. Первоочередной задачей социального партнерства в защите прав подростка является правовое воспитание родителей. Оно обязательно должно находиться под контролем школы и компетентных специалистов. Родителям необходимо разъяснять их права, обязанности и ответственность за воспитание детей.

Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации.

К сожалению, мы встречаемся еще с нарушением прав ребенка со стороны семьи, где родители используют метод насилия в воздействии на ребенка. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты прав и законных интересов. Социальная служба выявляет такие семьи, выясняет причины отклонений в семейных отношениях, проводит рейды совместно с инспекторами ОДН 58 отдела полиции и общественностью в эти семьи, устанавливает контроль над ними.

Выполняя охранно-защитную функцию подростка, социальный педагог проводит разъяснительную работу и просвещение родителей: «Азбука школьной жизни для родителей», «Ребенок ушел из дома», «Права и обязанности родителей», «Агрессивность». Эти презентации касаются семейно-правовой защиты ребенка. Проводим консультации для родителей на темы: «Семейная жестокость», «Семейная атмосфера».

Для родителей школа выпустила брошюру «В помощь родителям» с рекомендациями по разным школьным вопросам. Сейчас готовится к выпуску второй номер брошюры с актуальным материалом по воспитанию подростков.

На родительских собраниях и индивидуально классные руководители поднимают тему отношений между детьми и родителями, говорят о любви, о добром отношении к детям, привлекают родителей к участию в делах класса и школы. Традиционными в школе являются весенние Благотворительные концерты, в которых выступают дети, родители и даже целые семьи. Последние два года все собранные средства от концертов идут на лечение наших учеников. Родители принимают активное участие вместе с детьми в традиционном районном осеннем беге «Испытай себя».

Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у учеников, начиная с первого класса. Используются разнообразные средства и методы: этические беседы, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п. В помощь классным руководителям социальный педагог составляет презентации на правовые темы: «Азбука школьной жизни», «Что делать в сложной ситуации?», «Права ребенка в школе», «Правовой статус несовершеннолетнего».

Школьная театральная студия «Недоросль» поставила мини-спектакли по данной теме: «Ай, болит» или «Преступление и наказание» (как не стать жертвой преступления); «Горе не только Федоры» (экологические и нравственные вопросы); «Школьная страна – государство Детства» (о правах ребенка); «Возьмемся за руки, друзья! (вопросы толерантности).

В течение трех лет школа проводит встречи с волонтерами Молодежного центра по правам человека, которые знакомят учащихся с документами по правам человека, устраивают просмотры и обсуждение фильмов. Также мы контактируем с Благотворительной общественной организацией «Детский кризисный центр» куда может обратиться подросток за помощью.

Каждый ребенок имеет право на образование, но, к сожалению, есть учащиеся, которые это право не используют полностью. Для того чтобы помочь подростку реализовать это право наша школа несколько лет сотрудничает с «Новым поколением» и «Балтийским берегом». В этих организациях с подростками занимаются психологи, которые настраивают подростков на положительную мотивацию учения и помогают в их профессиональной ориентации.

Социальный педагог помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между взрослыми (учителями) и детьми. Суть проблем заключается в том, что неумение договориться, порождает противостояние интересов. Формы взаимодействия учителя с ребенком зависят от того, как он воспринимает ситуацию – позитивно или негативно. Социальная служба стремится настроить учителя в любой ситуации с подростком на позитивное восприятие взаимодействия. И это сопровождается чувством внутренней уверенности и силы, которое воодушевляет учителя на конструктивные взаимоотношения с подростком. В школе для разрешения конфликтов создана Конфликтная комиссия, задача которой заключается в преодолении враждебности, создания атмосферы взаимопонимания конфликтующих сторон.

Чаще всего в школе мы сталкиваемся со словесным оскорблением, а иногда и с физическим воздействием между учащимися. В данной ситуации необходимо проанализировать конфликт, в котором пребывает подросток и помочь ему выйти из этого положения. В школе существует «Служба примирения», в которую входит Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог и волонтеры представители из 7-11 классов. Эта служба, проанализировав ситуацию, предлагает обеим сторонам заключить примирительный договор, который ставит «точку» в конфликте.

Особое внимание педагогический коллектив уделяет просветительской работе среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркологических веществ. Проводим конкурсы плакатов, презентаций на данную тему. Привлекаем родителей в проведении классных часов о вредных привычках.

Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе школы необходимо проводить раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Что мы и делаем. Ведется работа с «трудными» детьми по защите их прав. Но эффективность этой работы снижена по причине слабой возможности школы законодательно воздействовать на семьи, где родители уклоняются от воспитания детей.

Каждый год вместе с психологами ЦМПСС Выборгского района мы проводим исследования по выявлению уровня и характера тревожности наших учащихся, связанных со школой. В исследовании принимают участие ученики 5 классов. Результат их показывает, что уровень тревожности у 82% учащихся в норме, у 15%- наблюдается повышенный уровень тревожности и только у 3% учащихся показатель тревожности высок. Эти результаты дают почву для работы непосредственно учителям по взаимодействию в системе учитель – ученик.

В школе оборудован постоянный стенд «Подросток и Закон». На нем информация: «Права ребенка с момента рождения и до совершеннолетия», выдержки из Устава ГБОУ школы № 558 «Права и обязанности ученика», «Права и обязанности учителя», «Права и обязанности опекуна (родителя) в школе». На стенде есть место для информации «На вопросы отвечает школьный социальный педагог «. Каждый ученик знает, к кому он может обратиться за защитой в случае, если считает, что его права ущемлены. Для эффективности в направлении правовой защиты детей в социальной работе школа проводит раннюю профилактику девиантного поведения несовершеннолетних. Частыми гостями школы бывают инспектора ГИБДД, инспектора 58 отдела полиции, психологи.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие была и остается неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения, любой образовательной системы.

Список литературы:

1. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2005

2. Шуман С.Г. Как избежать конфликта с детьми. М.: Педагогика,1989

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.,2009

4. Фролов Б.С., Рубина Л.П., Овечкина И.В. Профилактика кризиса у детей. СПб, 2008

5. Луховицкий В.В. Как защитить права детей и учителей. Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2008

6. Болотова Е.Л. Права ребенка в школе. М., Арсенал образования, 2011

Школьные права ребенка

Каждый несовершеннолетний проводит в школе значительную часть своего времени. Рядом отсутствуют близкие люди, ответственные за защиту его прав, а последние изменения нормативных актов сняли с организаций воспитательную функцию. Какие меры предпринимает законодатель, чтобы процесс получения знаний проходил для детей безопасно и без нарушения их прав?

Законодательные основы

Период, проводимый несовершеннолетним в школе, достаточно велик. В среднем, в год ученик проводит в образовательной организации 960 часов. Все это время он находится в контакте с другими людьми: педагогами, администрацией школы и учениками. Теоретически, каждый из них может подвергать опасности законные интересы несовершеннолетнего.

Законодательство Российской Федерации уделяет особое внимание защите образовательных прав несовершеннолетних. Существует большое количество нормативных актов, регулирующих данный вопрос. Основные из них:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании.

Одним из важных моментов является правовая грамотность. Каждый ученик и его родители должны знать все права и обязанности детей в школе.

Перечень прав

Право несовершеннолетнего на образование – это общее понятие. Оно состоит из целого комплекса защищаемых законом интересов. Среди них:

  • подбор образовательной организации может осуществляться как по территориальному признаку, так и по предпочтению ребенка;
  • школьное обучение должно быть предоставлено безвозмездно;
  • смена учебного заведения возможна в любое время, но при наличии согласия несовершеннолетнего и его законных представителей;
  • процесс обучения должен быть безопасным;
  • ребенок может заниматься творчеством или искусством в рамках дополнительного образования;
  • учитель должен передавать обучающимся знания по предметам;
  • равенство всех учеников перед педагогами;
  • уважение к личности несовершеннолетнего;
  • участие в мероприятиях по благоустройству (по желанию);
  • получение учебных материалов;
  • помощь психолога (при наличии ставки);
  • возможность получать знания в соответствии со способностями (экстернат) и состоянием здоровья (дети с органичными возможностями и инвалиды).

Некоторые права ребенка в школе должны быть обеспечены образовательной организацией в обязательном порядке, например, на уважение личности или равное отношение ко всем ученикам со стороны педагога. Другие – при участии законных представителей (смена учебного заведения или перевод на специальную программу обучения).

Откуда ребенок узнает о своих правах

Одной из задач образовательного учреждения является информирование несовершеннолетних об их правах. Данная информация должна доводиться до ребенка на специальных уроках или в рамках классного часа. Педагог может использовать наглядный (плакаты, презентации) и раздаточный материал (брошюры, буклеты, памятки).

Каждая образовательная организация обязана оборудовать правовой стенд. На нем размещается информация о правах детей и контакты должностных лиц и специализированных органов, обеспечивающих защиту несовершеннолетних. Среди них:

  • администрация школы (директор, завуч, социальный педагог);
  • органы опеки и попечительства;
  • районный отдел полиции;
  • уполномоченный по правам ребенка в муниципалитете и регионе.

Кроме контактов компетентных органов, стенд должен содержать номер анонимного телефона доверия. Памятка с номером должна быть выдана каждому ученику.

На инспектора по делам несовершеннолетних возлагается обязанность по проведению правовых уроков для учеников школ закрепленного за ним района. Такие занятия прописываются в плане совместных мероприятий.

Читать еще:  Возврат прав в Красноярске

Формы нарушения детских прав в школе

Нарушение прав ребенка в школе возможно как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников. Оно может выражаться в форме физического или эмоционального насилия. Психологическое давление включает в себя:

  • Системная критика со стороны педагога в отношении ребенка в присутствии других учеников, выраженная в грубой форме или с использованием ненормативной лексики.
  • Показательное игнорирование ребенка на занятиях.
  • Угрозы учителя.
  • Завышенные требования к несовершеннолетнему, которые он заведомо не может выполнить вследствие отсутствия навыков или способностей.
  • Показательное негативное отношение педагога к ученику.
  • Присвоение обидных прозвищ.
  • Распространение слухов о личной жизни ребенка.
  • Отказ в принятии коллективом несовершеннолетних.

Физические наказания со стороны педагогов являются основанием для привлечения виновного к уголовной ответственности. Причиной для возбуждения дела могут стать как показания свидетелей, так и следы на теле потерпевшего (синяки, ссадины).

Физическая агрессия со стороны сверстников является основанием для привлечения виновного к административной ответственности (с 16 лет), наложения штрафа на родителей малолетнего агрессора и дальнейшей постановки на учет в полицию. При совершении одним учеником в отношении другого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, наказание наступает с 14 лет.

Защита прав ребенка в школе

Защита прав ребенка в школе возлагается в первую очередь на законного представителя. Однако каждая организация имеет в штате специалистов, которые в силу должностных обязанностей осуществляют охрану детских интересов. Это могут быть:

  • социальный педагог;
  • уполномоченный по правам ребенка.

Основная ответственность возлагается на руководителя организации. Именно директор должен пресекать нарушения детских прав на начальном уровне, решать конфликты, возникшие между педагогами и учениками.

При этом несовершеннолетним должны соблюдаться обязанности ребенка в школе. Среди них – соблюдение устава учреждения, уважительное отношение к педагогам, должностным лицам и другим ученикам.

Важно! Выдвигая требования об охране собственных интересов, несовершеннолетнему нужно помнить о необходимости соблюдения правил организации и прав педагогов и учеников.

Как поступать родителям

Если права детей в школе нарушаются педагогами, законные представители должны принять меры к их восстановлению. В случае применения в отношении несовершеннолетнего физического насилия, необходимо действовать следующим образом:

  • обратиться в отдел полиции;
  • написать заявление;
  • получить медицинское заключение о травмах;
  • снять копию справки;
  • оригиналы документов приложить к заявлению;
  • обратиться к руководителю образовательной организации для ограждения ребенка от педагога.


Одним из вариантов насилия над учениками может быть привлечение к занятиям, опасных для ребенка. Например, учитель по физическому воспитанию принуждает несовершеннолетнего, перенесшего болезнь, к урокам. При ухудшении состояния здоровья или получении новой травмы, родители должны обратиться в уполномоченные органы (полицию, прокуратуру).

Менее значимые проблемы можно поднять при проведении родительского собрания. Возможность пожаловаться и найти единомышленников среди других родителей класса может помочь в урегулировании конфликтной ситуации.

Порядок действий при ущемлении детских прав в школе

Если педагогами или администрацией образовательного учреждения ущемляется право на обучение, законные представители должны жаловаться в управомоченные органы. Действия родителей зависят от того, кем были совершено нарушение. Пошаговое руководство:

  1. Любой конфликт с педагогом необходимо попытаться урегулировать беседой.
  2. Если необходимого результата не достигнуто, родителю нужно подать заявление руководителю организации. Документ оформляется в 2 экземплярах, на одном секретарем ставиться отметка о приеме в работу, другой передается директору.
  3. Письменный ответ на заявление готовится в течение 30 дней. За этот период проблема должна быть урегулирована.
  4. В противном случае, оформляется жалоба в районный отдел образования. К ней прилагается копия заявления директору школы и ответ на него (при наличии).
  5. Если проблема не решена, необходимо привлечь прокуратуру и/или региональное министерство образования.

Как показывает практика, если проблема не решается на уровне директора школы, оптимальным вариантом будет смена педагога или перевод ребенка в другое учреждение. Продолжение разбирательства имеет смысл скорее для восстановления справедливости, однако оставлять несовершеннолетнего в контакте с агрессором опасно для детской психики.

Законодательство регулирует права и обязанности ребенка в школе и дома. Разработано большое количество нормативных актов, посвященных данной проблеме. Однако нарушения в этой сфере носят весьма распространенный характер. Родителям необходимо принимать максимальные меры, чтобы получение образования ребенком проходило без опасности для его физического и психического здоровья.

Права детей в школе

  1. Защищающие документы
  2. Неприятные ситуации и что делать
    • Угроза здоровью
    • Трудности с учителем
    • Личные вещи
    • Другие трудные ситуации

Мы живем в цивилизованном обществе, где, казалось бы, должны соблюдаться права человека, особенно ребенка. Но иногда интересы ребенка ущемляются, чаще всего действиями взрослых, что приводит к серьезным последствиям.

Защищающие документы

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей, можно выделить:

  • Декларация по правам ребенка 1959 г. (состоит из 10 принципов, определяющих положение и права ребенка);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (международный правовой акт, который определяет и защищает права детей в возрасте от рождения и до 18 лет в странах, присоединившихся к данной Конвенции);
  • Конституция РФ (определяет право любого на образование, обязательность образования, общедоступность, бесплатность образования, свобода творчества и преподавания) ;
  • Семейный кодекс РФ (определяет права ребенка, родителей);
  • Гражданский кодекс РФ (определяет имущественные права ребенка);
  • Закон РФ «Об образовании».Давайте остановимся на правах детей в школе, ведь в школе ребенок разлучен с родителями практически на целый день.

В каждой школе существует должность уполномоченного по правам ребенка, в компетенцию которого входит:

  • профилактика нарушенных прав ребенка в рамках проведения занятий по правам ребенка в школе, мероприятий по правам детей;
  • восстановление нарушенных прав ребенка;
  • просвещение учеников по вопросам прав (разработка наглядных пособий, литературы, материалов, организация школьных стендов о правах ребенка в школе. Стенд по правам ребенка в школе несет большую информативную функцию, что очень эффективно, как для учеников, так и педагогов);
  • рассмотрение жалоб учеников по вопросам, касающимся их положения в школе и др.Согласно ФЗ «Об образовании» № 272-ФЗ от 29.12.12 г. в школе (или другом учебном заведении) ребенок имеет право (список):

1.Выбрать (совместно с родителями) любую понравившуюся школу (необязательно по прописке). При наличии свободных мест в этой школе и при успешной сдаче вступительных испытаний (если они предполагаются) администрация школы должна зачислить ребенка;

2.Получать нормальные условия для обучения: оснащенный и оборудованный класс, наличие столовой, туалетов, гардероба, спортивной площадки, получение обучения всем общеобразовательным предметам согласно школьной программе;

3.Иметь в течение года полноценный периодический отдых в виде каникул (летних, осенних, зимних, весенних). На каникулах дети могут быть привлечены к участию во внутришкольной жизни – походы на экскурсии, выставки, кинотеатры, а также посильная трудовая деятельность в пределах школы (уборка территории, обработка клумб и газонов, приведение библиотечного фонда в порядок с согласия самого ребенка);

4.Иметь возможность в любое время и без препятствий перевестись в другое учебное заведение (в связи с переездом, с выбором другой учебной программы, выбором школы с уклоном по предмету, в результате конфликтной ситуации);

5.Пользоваться бесплатно и беспрепятственно школьной библиотекой, учебной и научной литературой;

6.Во время учебного процесса пользоваться спортивным инвентарем, культурными объектами школы (посещение школьного музея);

7.Получение полноценного двухразового питания;

8.Выбрать желаемые факультативы, секции, кружки, предлагаемые школой;

9.Всестороннее развитие творческих способностей, иметь возможность на равных условиях участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, физкультурных мероприятиях, в научно-исследовательской и инновационной деятельности;

10.Получать поощрение за успешные результаты своей работы (грамоты, благодарности, дипломы);

11.Получать отсрочку от призыва в армию (если ребенок достиг возраста 18 лет);

12.Право на уважение достоинства ребенка, защиту от любых форм насилия, оскорбления – в первую очередь это касается защиты ребенка от оскорблений со стороны учителей и сверстников;

13.Иметь возможность свободно выражать свои мысли (даже если эти мысли отличаются от мнения учителя);

14.Рассчитывать на индивидуальный план. Это касается:

  • одаренных детей (учитель может разработать индивидуальные задания повышенной сложности, проводить занятия для более углубленного изучения предмета, в т.ч. после уроков);
  • детей с каким-либо отклонением в развитии – разработка индивидуальных заданий, подходящих ребенку;
  • детей, часто пропускающих занятия по болезни – ребенок должен иметь возможность домашнего изучения программы с консультированием учителя по предметам;
  • детей, посещающих спортивные школы, которым в силу разъездного характера соревнований приходится часто пропускать занятия – ребенок может рассчитывать на частичный переход на домашнее (семейное) обучение, либо на получение от учителей заданий для самостоятельного изучения с возможностью сдачи итоговых работ и получения аттестации.

Казалось бы, все понятно, ребенку должны быть предоставлены нормальные условия для учебы и развития. Но иногда дети, как и учителя, сталкиваются с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют тщательного рассмотрения, т.к. они затрагивают интересы обеих сторон и порой неизвестно, как защитить и отстоять права ребенка и родителей в школе.

Неприятные ситуации и что делать

Приведем некоторые ситуации:

В современных школах учитель иногда боится привлечь ребенка к физическому труду, т.к. любой школьник считает, что это незаконно (а современные школьники отлично знают свои права, благодаря СМИ и интернету).

В упомянутой конвенции о правах ребенка существует запрет на эксплуатацию детского труда, если он несет в себе опасность для его здоровья, развития либо иным образом ущемляет права. В остальных случаях, школа может привлечь к посильному труду детей в рамках школы в свободное от учебы время. Это может быть: уборка школьной и пришкольной территории, мелкий ремонт школьного инвентаря, уборка мусора – любая работа, не наносящая вред здоровью и безопасности детей.

Единственное «но» — на такие работы школа должна получить согласие самого ребенка и его родителей (либо других законных представителей). Без согласия – работы запрещены. Кроме того, перед началом любой трудовой деятельности с детьми должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.Обязательными работами для детей в школе считаются работы на уроках труда, т.к. они организуются в рамках учебного процесса и предусмотрены учебной программой.

Угроза здоровью

Первый вариант – если ребенку вдруг стало плохо в школе. Ответственность лежит на:

  • медицинском работнике школы: он должен оказать первую доврачебную помощь, используя некоторые медикаменты (серьезные препараты имеет право дать только врач): измерить давление, перевязать рану, дать нашатырный спирт, наложить шину. В крайних случаях вызвать скорую помощь и сопроводить до больницы;
  • учителе – он должен проводить ребенка до процедурного кабинета, связаться с родителями и оповестить о случившемся, разобраться в обстоятельствах случившегося;
  • директоре – в случае бездействия или недостаточном оказании работниками школы помощи, что может привести к трагическим случаям.

Второй вариант – если между учениками произошла драка, также повлекшая нанесение вреда их здоровью. Вся ответственность (включая имущественную) за произошедшее ложится на школу, если это случилось на ее территории (даже на школьном дворе).

Если драка или потасовка случается на уроке, учитель должен предпринять все меры по ее ликвидации.

Если же драка произошла, то родители пострадавшего ребенка должны предъявлять претензии (в т.ч. по возмещению денежных средств на лечение) не к родителю драчуна, а непосредственно к школе и учителю. В любом случае, Устав школы прописывает подобные двоякие моменты.

Третий вариант – освобождение ребенка от уроков физкультуры. Если учитель физкультуры обязывает ребенка посещать уроки и сдавать нормативы вопреки освобождению и рекомендациям врача, необходимо обратиться к классному руководителю и завучу, чтобы ликвидировать подобную ситуацию. Если действия учителя по физкультуре (а именно принуждение к занятиям) ухудшили состояние ребенка, родители могут подать заявление в суд на действия педагога.

Трудности с учителем

Учитель не имеет права выгонять ребенка с урока или не допускать к занятиям (к примеру, за опоздание, плохое поведение). Обучать и воспитывать – прямая обязанность педагога. В крайних случаях (если ученик пришел в нетрезвом состоянии на урок, неадекватно и агрессивно себя ведет по отношению к ученикам или учителю) педагог должен связаться с директором школы, охраной или полицией, а те – непосредственно передать его либо родителям, либо органам.

Личные вещи

Если у ребенка в школе что-либо украли и после призыва учителя сознаться в содеянном, никто из учеников не откликнулся, учитель вправе вызвать сотрудников полиции. Самостоятельно досматривать вещи детей (или подозреваемого) не имеет права ни классный руководитель, ни директор школы.

Действия родителей в данном случае: не предъявлять претензий к подозреваемому ребенку (т.к. украденную вещь могли запросто подбросить), а покупать ребенку недорогие вещи и самостоятельно следить за их сохранностью.

Другие трудные ситуации

В данном случае необходимо обратиться к директору школу с претензиями к педагогу. Хорошо, если существуют доказательства некорректного поведения учителя (записи речи, фото).

Если дирекция школы не предпринимает никаких действий в отношении учителя (директор школы должен сделать ему предупреждение либо в крайних случаях снять с должности учителя), то родителям необходимо обратиться в Управление образования, а затем – в суд или прокуратуру.

Кроме того, школа не имеет права вовлекать учащихся в религиозные мероприятия (т.к. школа носит светский характер), посещать религиозные объекты по причине того, что в классе могут учиться ребята, принадлежащие к различному вероисповеданию. И непосредственно, родители и сами дети должны решать подобные вопросы.

Другая ситуация – когда оскорбляют и унижают ребенка сверстники, как словесно, так и, портя его вещи, оскорбляя во всевозможных соцсетях и интернете (что выходит за рамки контроля школы), доводя тем самым до нервного срыва или до трагедии (самоубийства). В подобном случае, родителям следует поговорить с классным руководителем, директором, напрямую с родителями учеников. Если эти действия не изменят ситуацию, то идти в полицию.

В Уголовном Кодексе РФ есть статьи 128.1 «Клевета», 110 «Доведение до самоубийства», за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Таким образом, мы попытались разобраться, какие права есть у детей в школе, в т.ч. несовершеннолетних детей, и как защитить права детей в школе.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector