Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
21 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гражданская оборона в организации какой отдел ведет

Органы управления гражданской обороны, Как вы их представляете?

Как вы их представляете?

В системе Гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные, и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

Межрегиональными органами управления являются региональные центры МЧС России по территориям федеральных округов.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России. Например, на территории нашей республики органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по территории Чувашской Республики.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления

в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной. Основной функцией органа управления гражданской обороны является предвидение опасностей, возникающих при ведении военных действий,

заблаговременная подготовка сил и средств, планирование мероприятий по защите

населения, материальных и культурных ценностей организаций (учреждений, предприятий) и своевременное их осуществление. Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки. Определенные трудности составляют для

слушателей ответ на вопрос: Какие должностных лица входят в объектовый орган управления гражданской обороны и какие функции они должны исполнять. В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);

специалиста по связи;

специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;

специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;

специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи — руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть — первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Слушатели часто задают вопрос: В каком соотношении находятся органы управления

гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности? Такой вопрос возникает тем, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

координирующий орган управления объектовым звеном — КЧС и ОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации и орган повседневного управления — дежурно — диспетчерская служба.

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧС и ОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Кто на предприятии отвечает за гражданскую оборону и чрезвычайные ситуации (ГО и ЧС)

Начиная с мая 2017 года многие организации по понятным причинам задались вопросом; кто ответственен за организацию инструктажа по гражданской обороне. Ранее эта процедура зачастую расценивалась как чистая формальность, но с недавнего времени появилась вероятность, что сотрудники МЧС могут выписать внушительный штраф. В этом материале вкратце освещена правовая сторона этого вопроса. Кроме того, здесь приведены сведения о том, какого кандидата следует назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа. ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН Как показал анализ, законодательства сегодня образовался пробел относительно закрепленного специалиста по гражданской обороне, который бы занимался непосредственно инструктажем на предприятии. Единственное, что можно найти в этой части касается отведенных полномочий предприятию по гражданской обороне: (п. 5 Положения от 02.11.2000 № 841):

  • подготовка программы для инструктажа;
  • для новых работников мероприятия по изучению особенностей ГО и ЧС;
  • составление графика изучения и утверждение последовательных тренировок.

Примите во внимание: как правило, не кто иной, как ответственный за проведение вводного инструктажа дополнительно осуществляет разработку программы его на внутреннем уровне и вместе с тем принимает непосредственное участие в проведении тренингов с командой. Как должна выглядеть работа ответственного за ГО:

  • это самостоятельная должность разбирающаяся на профессиональном уровне в данной сфере;
  • может являться ответственный за охрану труда;
  • прочий специалист, желательно имеющий опыт военной службы находящийся в отставке.

Представляется, что для фирмы сотрудник по данному направлению должен разбираться кроме вопросов по ГО и ЧС. Конечно при отсутствии практического опыта, ему потребуется пройти переподготовку. На основании строго регламентирующего постановления под номером 841 от 2 ноября 2000 года закрепленный должен проходить подготовку каждые пять лет. Обучение может проводиться в виде: Повышения квалификации; Подготовка в рамках специализированного курса. Перед кадровым либо руководящим составом предприятия ставится обязанность побеспокоиться о своевременном направлении своего специалиста на учебу, при этом в зависимости от штата и ответственным за данное направление может являться в исключительных случаях лично руководитель. Законодательством установлены четкие сроки в которые необходимо уложиться при переподготовки для первого раза они не должны превышать одного года с момента трудоустройства. При не выполнении условий предусмотрены санкции по воздействию на предприятие со стороны контролирующих инстанций. Кроме того, хочется напомнить о том, что в рамках законодательных требований по гражданской обороны в КоАП все достаточно подробно расписано. В первую очередь при не соблюдении норм эксплуатации, содержания и оповещения по ГО налагается штраф от 5 до 10 тысяч рублей в отношении закрепленного должностного лица и еще большие размеры предусмотрены к юр. лицу, здесь уже суммы варьируются от 50 до 100 тысяч. Во вторых при не подготовке к защите населения и различных объектов представляющих ценность материальную либо культурную законодателем предусмотрен штраф в отношении должностного лица на сумму от 10 до 20 тысяч, а юр. лиц и того больше от 100 до 200 тысяч. В связи с чем необходимо делать соответствующие выводы на тему того, что является с экономической точки выгоднее для предприятия: платить постоянно административные штрафы либо побеспокоиться о соблюдении всех требований и обеспечении своевременной подготовки сотрудников. Для организации законодатель оставляет возможность проявить творчество и самостоятельно установить требования своего приказа и последовательность выполнения его требований для закрепления ответственного лица из числа постоянного состава. Некоторые предприятия подходят более ответственно к этому вопросу и издают отдельный внутренний приказ по закреплению конкретного специалиста, но возможен и более упрощенный подход при котором в рамках одного распоряжения вместе со специалистом прописывают еще и закрепленный журнал для регистрации всех событий, после чего он становится внутренним или локальным регулирующим отношения документом. Для всех желающих мы оказываем компетентную помощь в получении специальных удостоверений, а также в прохождении обучения специалистов для компании в сфере ГО и ЧС.

Как организовать работу по гражданской обороне в связи с пандемией COVID‑19. Советы практика

эксперт по вопросам системы управления охраной труда, руководитель службы охраны труда

Из статьи узнаете, как подготовить работников к чрезвычайной ситуации, каковы основные правила поведения при введении режима повышенной готовности и что нужно сделать работодателю. Скачайте два полезных документа для работы

Вопросы и внимание к гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в связи с пандемией COVID-19 стали актуальнее:

  • изменилось законодательство, ввели новые требования к действиям населения, во многих регионах продолжает действовать режим повышенной готовности.

Что такое гражданская оборона и чрезвычайная ситуация

Гражданская оборона (далее — ГО) — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории страны от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ).

Читать еще:  Дополнительное соглашение к муниципальному контракту об увеличении объема работ

Чрезвычайная ситуация (далее — ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Какие организации обязаны проводить мероприятия по ГО и ЧС

Все работодатели независимо от формы собственности и численности организации:

  • планируют и организуют мероприятия по ГО;
  • осуществляют подготовку работников в области ГО.

2 апреля 2020 Правительство РФ утвердило Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 417). Граждане и организации обязаны выполнять решения органов власти, которые направлены на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Каковы правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации каждый обязан:

  • соблюдать общественный порядок и требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС;
  • выполнять требования лиц, которые осуществляют мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС;
  • эвакуироваться с территории, на которой есть угроза ЧС;
  • использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • сообщить об обнаружении пострадавших уполномоченным должностным лицам и оказывать первую помощь;
  • иметь при себе документы, удостоверяющие личность.

Какие действия предпринять работодателю

Чтобы быть готовым к действиям в случае наступления ЧС и подготовить работников, каждому работодателю следует:

  1. Изучить изменения законодательства.
  2. Откорректировать имеющиеся локальные документы в области ГО и ЧС.
  3. Пересмотреть программу проведения вводного инструктажа по ГО.
  4. Предусмотреть подготовку персонала в области ГО и ЧС, используя различные методы обучения, в том числе дистанционные.
  5. Проводить тренировки в области защиты от ЧС.

Важный этап знакомства с системой ГО в организации — вводный инструктаж по ГО при приеме на работу.

Что включить в программу вводного инструктажа по ГО?

Комментирует Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, автор экспресс-курса «Гражданская оборона. Как организовать работу в организации»:

«При разработке программы вводного инструктажа учитывайте, что программа:
1) разрабатывается работодателем с учетом специфики и места расположения организации и утверждается приказом руководителя организации;
2) содержит требования территориальных органов МЧС России;
3) содержит тематический план и цели проведения инструктажа;
4) включает характеристику источников опасностей природного и техногенного характера, которая указывается по месту расположения организации и ее филиалов (при наличии).

По завершению инструктажа по ГО инструктируемый должен (Письмо МЧС России от 27.02.2020 № 11-7-605 «О примерном порядке реализации вводного инструктажа по гражданской обороне»):

1. Знать:

  • потенциальные источники опасностей, которые могут привести к ЧС в организации (на территории организации), виды ЧС, характерные для территории расположения организации, опасности, которые могут возникнуть при военных конфликтах;
  • способы оповещения при угрозе и возникновении ЧС и военных конфликтов;
  • способы защиты от опасностей, возникающих при указанных ЧС и возможных военных конфликтах, правила действий при угрозе и возникновении данных опасностей;
  • места хранения средств индивидуальной защиты и расположения средств коллективной защиты (при наличии их в организации);
  • место сборного эвакуационного пункта.

2. Уметь:

  • действовать по сигналам оповещения;
  • действовать при объявлении эвакуации;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.

Вводный инструктаж показывает будущему работнику отношение к вопросам безопасности в организации. От того, насколько ответственно мы подойдем к этому вопросу, будет зависеть лояльность работников к правилам и нормам в области ГО и ЧС. Каждый новый сотрудник — часть коллектива. И каждый несет ответственность не только за себя, но и за находящихся рядом коллег.

Узнайте, как планировать и организовывать мероприятия по ГО, подготовить работников в области ГО, составлять программы вводного инструктажа, проводить курсовое обучение, учения и тренировки для работников по ГО на экспресс-курсе «Гражданская оборона. Как организовать работу в организации».

Гражданская оборона в организации какой отдел ведет

Как организовать работу по ГО и ЧС на предприятии?

Прежде чем приступать к организации системы гражданской обороны, нужно определиться со статусом предприятия.

Так, если имеется мобилизационное задание, которое назначают региональные власти и МЧС, либо есть высокий риск возникновения внештатных ситуаций, либо уникальный культурный статус, такой организации присваивают категорию по гражданской обороне. Это может быть категория особой важности, 1-я или 2-я категории. Каждая из них предъявляет повышенные требования к режиму работы предприятия.

Если же вышеперечисленных признаков нет, то предприятие относят к не категорированным, что, впрочем, ненамного облегчает задачу его руководства. В любом случае придется подготовить документы по ГО и ЧС, разработать схему оповещения при ЧС в организации, проводить инструктажи среди сотрудников и установить стенды.

Кто должен заниматься гражданской обороной в организации?

Закон гласит, что все вопросы, относящиеся к данной сфере, входят в зону ответственности главного руководителя и его заместителя. При чрезвычайной ситуации одно из этих лиц становится начальником штаба гражданской обороны, принимает решения, издает приказы, организует все необходимые мероприятия. Кто должен заниматься гражданской обороной в организации, которой присвоена категория? Разумеется, также ее руководитель, но помимо основных обязанностей (о них – ниже) ему надо будет позаботиться о создании спасательной службы быстрого реагирования.

С чего начать работу по ГО и ЧС в организации?

С этим вопросом следует обратиться в письменном виде в орган, отвечающий за гражданскую оборону в вашем муниципальном образовании или мерию.

В ответ на запрос эти органы предъявляют требования по ГО и ЧС к организациям. Также необходимо подготовить список группы по обучению. В нее обязательно должны входить: директор организации, специалист по решению задач в сфере гражданской обороны, члены штаба и члены эвакуационной комиссии. Когда придет ответ на запрос, можно приступать к созданию плана по гражданской обороне, плана выполнения действий и плана проведения предстоящих мероприятий.

Требования по ГО и ЧС к организациям

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который в настоящий момент действует в редакции от 23.06.2016, обязывает организации к следующему:

  • планировать и принимать меры по защите своих сотрудников от чрезвычайных ситуаций; планировать и устраивать мероприятия для повышения устойчивости работы своей организации в случае ЧС;
  • обеспечивать создание и поддержание в полной готовности сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также теоретическую и практическую подготовку своих сотрудников (инструктажи, специальные курсы, учения и тренировочные мероприятия);
  • создавать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС;
  • руководствуясь планами действий по предупреждению и ликвидации последствий, обеспечивать проведение аварийно-спасательных и других работ на предприятии;
  • финансировать мероприятия по защите своих работников от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечить создание финансовых и материальных резервов для ликвидации последствий;
  • обеспечивать своих работников информацией о защите населения и территорий от ЧС, а также оповещать об угрозе их возникновения или о возникновении;
  • оказывать содействие федеральным органам, осуществляющим защиту населения и территорий от ЧС, в деле установки средств оповещения, распространения информации и так далее.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории организации ее руководителю вменяется в обязанность:

  • ввести режим повышенной готовности;
  • проинформировать о ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий;
  • принять решение об установлении уровня реагирования и других мер с целью защиты от чрезвычайной ситуации своих сотрудников и других лиц на территории организации.

ВНИМАНИЕ! Руководитель предприятия и назначенный им руководитель по ГО и ЧС несут ответственность за проведение всех мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Следует отметить, что в требования по ГО и ЧС для предприятий численностью до 50 человек не входит создание материальных резервов, системы оповещения о чрезвычайной ситуации, а также не нужно разрабатывать план ликвидации аварий.

Уголок и стенды по ГО и ЧС в организации

Для обеспечения эффективной работы по гражданской обороне важную роль играют учебно-тематические стенды. Их задача – наглядно продемонстрировать сотрудникам вашей организации, как вести себя в чрезвычайных условиях, а как – в повседневной жизни, чтобы не допустить возникновения такой ситуации.

Место размещения стендов принято называть уголком по гражданской обороне в организации. Строгих требований к его оформлению нет. Тем не менее, сами стенды должны быть понятными, содержать актуальную информацию, а уголок в целом рекомендуется составлять из 8 основных разделов:

первая помощь пострадавшим;

Схема оповещения при ЧС в организации

Так как залог благоприятного исхода при чрезвычайной ситуации – это быстрота реакции и координация действий, то жизненно необходимой становится разработка схемы оповещения. Какого-то единого образца такого документа не существует, поскольку у каждого предприятия своя структура и особенности режима работы.

Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации для предприятия должна быть утверждена руководителем исходя из специфики деятельности, расположения объектов инфраструктуры, количества работников и т.п. Все сигналы оповещения должны быть понятны для всех её работников.

Сигналы оповещения устанавливает руководитель организации, доводит их до работников, определяет обязательный порядок действий по ним, а также проводит регулярные тренировки по сигналам оповещения.

Документы по ГО и ЧС в организации

Итак, какие документы по ГО и ЧС должны быть на предприятии, чтобы при проверке МЧС инспектору было не к чему придраться? Их перечень может сильно отличаться в зависимости от рода деятельности предприятия.

Примерный и наиболее распространенный список:

  • План действий по предупреждению и ликвидации различных ЧС.
  • План гражданской обороны, дополненный подробными приложениями.
  • План запланированных мероприятий для обеспечения противопожарной безопасности на текущий год.
  • Приказ о создании ГО на предприятии и назначение ответственных по этому вопросу. Разработка перечня должностных обязанностей лица, ответственного за ГО на коммерческом предприятии.
  • Схема системы оповещения гражданского населения о чрезвычайной ситуации.
  • Точный расчет имеющегося в наличии обеспечения и документы по выдачи средств защиты для ГО в организации со штатом до 50 человек.
  • Документы о создании нештатных специальных аварийно-спасательных формирований.
  • Документы по вопросам обеспечения бесперебойного функционирования предприятия.
  • Документы, касающиеся проведения необходимых эвакуационных мероприятий.
  • Документы по обучению сотрудников действиям в случае ЧС.
  • Вся необходимая документация по противопожарным мероприятиям.
  • Документы по формированию дежурной диспетчерской службы в организации.
Читать еще:  Можно ли вернуть нижнее белье в магазин (качественное, некачественное)

При подготовке любых мероприятий по ГО и ЧС на предприятии нужно учитывать, что требования в нормативных документах и сами законы постоянно меняются. Необходимо следить за изменениями и своевременно реагировать на них.

Организационная структура гражданской обороны на промышленном объекте

Структура гражданской обороны на объектах экономики

Гражданская оборона на промышленных объектах (далее — на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи него, от опасностей, возникающих в результате военных действий.

Основные задачи гражданской обороны на объекте:

планирование и организация проведения мероприятий по гражданской обороне;

проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

повышение устойчивости функционирования объекта в условиях чрезвычайных ситуаций;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Начальник гражданской обороны (НГО) объекта подчиняется НГО вышестоящего ведомства (министерства, отрасли), а в оперативном отношении — начальнику гражданской обороны города (района, префектуры), на территории которого расположен объект.

На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника гражданской обороны, который в мирное время является начальником отдела ГОЧС и основным организатором всех подготовительных мероприятий по гражданской обороне. Ему предоставляется право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам гражданской обороны объекта.

Кроме штатного заместителя, приказом начальника гражданской обороны назначаются заместители: по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; по инженерно-технической части и материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей.

Заместителем начальника гражданской обороны по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя объекта по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей и доставку рабочей силы к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.

Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он руководит разработкой перевода предприятия на особый режим работы, осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы предприятия в мирное время, при угрозе нападения и в военное время непосредственно руководит службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) руководителя объекта по этим вопросам. Он обеспечивает накопление и хранение специального имущества, техники, инструмента, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение работ по строительству укрытий, мероприятий по рассредоточению и эвакуации, проведению спасательных и других неотложных работ. При угрозе нападения противника он организует рассредоточение запасов сырья, продовольствия и уникального оборудования.

Структурное подразделение по ГО (отдел, сектор, группа, специально выделенный работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны) создается (назначается) при начальнике ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба гражданской обороны объекта.

Работа структурного подразделения организуется на основании приказов, распоряжений и указаний начальника ГО объекта, вышестоящего штаба и решений органов управления по делам ГОЧС.

Структурное подразделение ГО осуществляет мероприятия по защите рабочих, служащих и населения подведомственных рабочих поселков от оружия массового поражения и обеспечивает своевременное оповещение об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разрабатывает план ГО объекта, периодически корректирует его и организует его выполнение; организует и контролирует обучение рабочих и служащих по гражданской обороне и подготовку гражданских организаций гражданской обороны.

В независимости от характера производственной деятельности на объекте создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, радиационной, химической и биологической защиты, охраны общественного порядка, противопожарная, энергоснабжения и светомаскировки, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, транспортная, материально-технического снабжения и др. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АСДНР.

Руководство службами осуществляют их начальники, которые назначаются приказом начальника ГО объекта из руководителей отделов, цехов, на базе которых созданы эти службы.

Начальники служб обязаны поддерживать в постоянной готовности силы и средства служб. Они участвуют в разработке плана ГО объекта и самостоятельно разрабатывают необходимые документы служб. На них возлагается своевременное обеспечение подчиненных формирований специальным имуществом и техникой.

Служба оповещения и связи. Создается на базе узла связи объекта. На нее возлагается: организация своевременного оповещения руководящего состава, рабочих, служащих и населения рабочих поселков объекта об угрозе чрезвычайной ситуации; организация связи и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к работе. Кроме того, служба устраняет аварии в сетях связи, находящихся в очаге поражения.

Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (здравпункта, поликлиники). Начальник службы — главный врач. Служба обеспечивает комплектование, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований, накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты; осуществляет медицинскую разведку и санитарно-эпидемиологическое наблюдение; оказывает медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах рассредоточения и эвакуации.

Служба радиационной, химической и биологической защиты разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите людей, столовых, складов продовольствия от воздействия радиоактивных, химических и биологических веществ; организует и подготавливает формирования и учреждения; осуществляет контроль за состоянием средств индивидуальной защиты и специальной техники. Ведет радиационную и химическую разведку, осуществляет контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации очагов радиоактивного и химического заражения.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны и народных дружин. Она обеспечивает охрану объекта, поддержание общественного порядка во время проведения аварийно-спасательных и других работ, содействует своевременному укрытию работающих по сигналам оповещения, наблюдает за режимом светомаскировки.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива, электроэнергии на объект. Проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей средствами защиты. Планирует проведение мероприятий по светомаскировке и подготовительные работы первоочередных восстановительных работ на энергосетях.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Разрабатывает и проводит мероприятия по защите уникального оборудования, повышению устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций; проводит неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных цехов. Служба осуществляет: разработку расчетов для укрытия рабочих, служащих и членов их семей в рабочих поселках; обеспечение готовности убежищ и укрытий и контроль за правильностью их эксплуатации; организацию строительства защитных сооружений. Участвует в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при вскрытии заваленных убежищ и укрытий.

Транспортная служба создается на базе транспортного отдела (гаража). Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с рассредоточением рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения; осуществляет перевозку пораженных; проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально-технического обеспечения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она своевременно снабжает формирования ГО всеми видами специальной техники, имущества и продовольствия; организует ремонт техники и имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет; обеспечивает предметами первой необходимости рабочих и служащих как на самом предприятии, так и в местах рассредоточения.

На небольших предприятиях службы ГО обычно не создаются, а их функции выполняют структурные органы управления этих объектов.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 3922 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Приложение. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций

Приложение
к приказу МЧС России
от 23.05.2017 N 230

Положение
об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций

1. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (далее — Положение) определяет задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее — структурные подразделения (работники) по гражданской обороне), организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности) (далее — организации), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне организаций, а также отдельные работники по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов предназначены для реализации задач в области гражданской обороны и руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы гражданской обороны, распорядительными актами соответствующих руководителей, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов являются:

3.1. Организация планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне.

3.2. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны.

3.3. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности*(2).

3.4. Организация подготовки работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Читать еще:  Покупаем жилье за маткапитал без кредита: 4 важных нюанса

3.5. Участие в организации создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

3.6. Организация планирования и проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время.

3.7. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

3.8. Организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

4. В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

4.1. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне*(3):

4.1.1. Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны.

4.1.2. Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются).

4.1.3. Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах.

4.1.4. Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны.

4.1.5. Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций.

4.1.6. Ведут учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием.

4.1.7. Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время.

4.1.8. Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

4.1.9. Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

4.1.10. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций.

4.1.11. Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций.

4.1.12. Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.13. Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности.

4.1.14. Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций.

4.1.15. Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учет.

4.1.16. Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ.

4.1.17. Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.1.18. Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке.

4.1.19. Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

4.1.20. Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне.

4.1.21. Организуют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны.

4.1.22. Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны.

4.1.23. Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

4.2. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне:

4.2.1. Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

4.2.2. Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся.

4.2.3. Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

5. Количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется по следующим нормам*(4):

5.1. Количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учетом численности ее представительств и филиалов:

5.1.1. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников:

до 500 человек включительно — 1 освобожденный работник;

от 501 до 2000 человек включительно — 2-3 освобожденных работника;

от 2001 до 5000 человек включительно — 3-4 освобожденных работника;

свыше 5001 человека — 5-6 освобожденных работников.

5.1.2. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.

5.2. Количество отдельных работников по гражданской обороне в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне:

от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию — 1 освобожденный работник;

от 501 до 1000 работников включительно согласно штатному расписанию — 2 освобожденных работника;

от 1001 до 2000 работников включительно согласно штатному расписанию — 3 освобожденных работника;

от 2001 до 5000 работников включительно согласно штатному расписанию — 4 освобожденных работника;

от 5001 и более работников согласно штатному расписанию — 5 освобожденных работников.

5.3. В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно.

6. При определении количества работников в структурных подразделениях по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывается число проходящих лечение больных в стационаре.

7. Численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.

8. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организаций находятся в подчинении у руководителей организаций.

Отдельные работники по гражданской обороне в составе представительств или филиалов организации находятся в подчинении у руководителя представительства или филиала.

9. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку в области гражданской обороны*(5).

*(2) Пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2016, N 1 (часть I), ст. 68).

*(3) Статья 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне».

*(4) Пункт 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782.

*(5) Пункт 5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782.

Ответственный за ГО и ЧС на предприятии

Для защиты от штрафных санкций со стороны надзорных органов МЧС руководителем должен быть назначен ответственный за гражданскую оборону в организации. По этой причине у проверяющих не должен возникать вопрос о том, кто на предприятии отвечает за гражданскую оборону. Даже если объект перестанет работать из-за военных действий, обязанности руководителя ГО предприятия по проведению мероприятий по защите персонала при ЧС остаются прежними.

Первые шаги по организации ГО


Если на промышленном объекте трудятся более двухсот человек, один из них берет на себя ответственность и становится уполномоченным по ГО и ЧС на предприятии. Приказ об этом подписывает непосредственный руководитель организации. Пример приказа в формате doc вы можете скачать здесь.

Начальником штаба го объекта является специалист, который руководит организацией и ведением гражданской обороны и несет полную ответственность за разработанные мероприятия по подготовке к работе при ЧС. Он также подготавливает специальное положение об отделе ГО и ЧС.

Высококвалифицированный специалист с полученным высшим образованием, который осуществляет руководство гражданской обороной в организации, должен в обязательном порядке пройти в соответствии с действующим законодательством соответствующую подготовку перед началом своей непосредственной работы.

Разработанная должностная инструкция для специалиста по ГО подготавливается для действующих промышленных объектов с одновременным присутствием в штате не менее пятидесяти человек и проходит обязательное согласование с региональным подразделением МЧС.

Также все работающие на объекте сотрудники должны точно знать свои действия при наступлении чрезвычайной ситуации. Понимание своих выполняемых действий необходимо на случай внезапного наводнения, сильного произошедшего землетрясения, возникновения пожара или совершенного теракта.
Подробнее ознакомиться со статьей «С чего начать гражданскую оборону в организации?» — вы можете по ссылке.

Нормативы ГТО по самозащите без оружия


Необходимая самозащита без применения какого-либо оружия состоит из следующих важнейших элементов:

  • Выполнение приемов самострахования.
  • Освобождение от внезапных захватов.
  • Защита от наносимых ударов.

Использование таких элементов самостоятельной защиты без оружия поспособствует физическому, а также нравственному человеческому развитию, включая повышение необходимой личной безопасности. Ознакомиться с нормативами самбо в рамках ГТО вы можете в другой нашей статье.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector