Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дополнительное образование в соответствии с законом рф предполагает

Дополнительное образование в соответствии с законом рф предполагает

Справка к совещанию о развитии государственно-частного партнёрства в сфере дополнительного образования детей.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование детей реализуется как на базе организаций дополнительного образования, так и на базе общеобразовательных организаций.

Организация и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам реализуются на основании приказа Минобрнауки России от 29 августа 2013 года №1008.

В Российской Федерации в 2014 году функционировало свыше 11,8 тыс. организаций дополнительного образования с общим числом педагогических работников 245 тыс. человек (в 2013 году – 218 тыс. человек).

Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами в 2014 году составил 64% (в 2013 году –58,5%).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» к 2020 году необходимо обеспечить охват не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами.

В целях развития дополнительного образования детей распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.

Концепцией определяются основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы указанной сферы, а также основные механизмы и направления развития дополнительного образования детей, ожидаемые результаты.

Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России разработан план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

Планом предусмотрены 48 мероприятий по 8 направлениям, включающим в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования системы дополнительного образования детей, повышение доступности качественных услуг дополнительного образования детей, развитие инфраструктуры дополнительного образования детей, развитие государственно-частного партнёрства в системе дополнительного образования и другие.

Реализация плана мероприятий позволит обеспечить модернизацию в структуре, содержании и технологиях дополнительного образования детей, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах развития дополнительного образования детей.

Дополнительное образование предполагает. Учреждения дополнительного образования

Дополнительное образование предполагает поиск и развитие талантливых и одаренных детей дошкольного и школьного возраста. Именно от этой системы зависит занятость школьников во внеурочное время, формирование в подрастающем поколении позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Варианты дополнительных учреждений

В настоящее время УДОД не просто вовлекают детей в определенную деятельность, но и занимаются воспитанием в них лидерских качеств, уверенности в своих силах и возможностях. Сегодня дополнительное образование предполагает мотивацию подрастающего поколения на саморазвитие.

В зависимости от формы подчинения в нашей стране существует несколько вариантов учреждений ДОД:

  • государственные;
  • негосударственные;
  • муниципальные.

Первая группа формируется при непосредственном участии субъектов РФ. Такие учреждения дополнительного образования существуют в виде дополнительных секций. В настоящее время школы предлагают детям разнообразные кружки и секции, работающие во внеурочное время.

Государственные федеральные учреждения дополнительного образования – организации, учреждаемые федеральными властями. К примеру, к ним можно отнести специализированные спортивные клубы, занимающиеся подготовкой будущих олимпийских чемпионов.

Негосударственные учреждения дополнительного образования создаются частными физическими лицами, общественными, религиозными, коммерческими субъектами.

Муниципальные кружки и секции работают и создаются городскими властями.

Направления ДО

Дополнительное образование в соответствии с законом предполагает помощь детям в выявлении их творческих возможностей. При записи в кружок или секцию не учитывается социальный статус. В настоящее время по постановлению Правительства страны в РФ функционирует несколько видов учреждений дополнительного образования детей:

  • Дворцы спорта.
  • Дворцы детского и юношеского творчества.

Педагог дополнительного образования работает и в обычной школе. Например, в таком качестве работает хореограф, обучающий ребят азам танцевального искусства.

В последние годы увеличился интерес к внутреннему туризму, поэтому дополнительное образование предполагает обучение детей и в данном направлении.

Музыкальное направление

Анализируя систему современного отечественного дополнительного образования, необходимо отдельно остановиться на детских школах искусств (музыкальных школах). Такие организации обладают определенными программами, укомплектовываются профессиональными специалистами.

Подобное дополнительное образование предполагает выявление талантливых и одаренных в области искусства детей, создание для них благоприятных условий.

Работа с одаренными детьми

В рамках внедрения новых образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется проектной и исследовательской работе. Именно поэтому организация дополнительного образования, направленного на формирование у школьников навыков проведения исследований, осуществляется во всех образовательных учреждениях страны.

Предлагаем вариант программы дополнительного образования, с помощью которой можно формировать у детей толерантное отношение к другим людям.

Программа «Мир в нашем доме»

В последнее время внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание.

Дополнительное профессиональное образование предполагает освоение программ, получение сертификатов о прохождении обучения установленного образца. Предлагаем отрывок программы, направленной на формирование патриотизма и гражданственности у современных школьников. Реализация намеченного плана осуществляется в рамках внеурочной деятельности на базе общеобразовательной школы.

Такое дополнительное образование предполагает расширение знаний и умений детей, формирование у них коммуникативных навыков и умений.

Для развития одаренных детей необходимо иметь соответствующий уровень подготовки самому педагогу, постоянно самосовершенствоваться, быть для ребят примером во всем.

Новизной в работе является разносторонность предлагаемой учащихся деятельности. Она направлена на экологическое, духовно – патриотическое, нравственное, интеллектуальное развитие личности учащихся. Ребята являются активными участниками и помощниками педагогу в воспитательном процессе. Все дети талантливы, а задача учителя – развитие индивидуальности учащихся посредством вовлечения их во внеурочную деятельность, направленную на гармоничное развитие личности. С помощью дифференциации и индивидуализации внеклассной работы удается:

  • исключить усреднение детей;
  • постепенно развивать индивидуальные способности каждого ребенка;
  • создать атмосферу тесной взаимосвязи учителя и учащихся.
  • создать возможность деятельности ребенка в различных направлениях;
  • создать комфортные условия в коллективе;
  • уметь увидеть в ребенке уникальность, неповторимость;
  • постараться установить индивидуально-личностные отношения с каждым ребенком;
  • знать материальное положение ребенка (часто дети из малообеспеченных семей обладают яркой индивидуальностью).

Только имея полное представление о каждом воспитаннике, его домашних проблемах, достижениях и неудачах, педагог сможет развить индивидуальность каждого воспитанника.

Основные аспекты внеурочной дополнительной работы

Попробуем разобраться в том, что предполагает рекреационная функция дополнительного образования детей. Работая «от сердца к сердцу», воспитатель пользуется следующими положениями:

  • воспитание – это настоящее искусство прикосновения к ребенку;
  • только при взаимопонимании можно достигнуть желаемого результата.

Цель воспитания заключается в создании оптимальных условий для воспитания подрастающего поколения россиян.

Нюансы дополнительного воспитания

Отмечают несколько постулатов внеучебной работы, осуществляемой в рамках секций, клубов, творческих объединений:

  • природосообразность;
  • гуманизм;
  • целостность педагогического процесса;
  • творческое начало воспитания;
  • культуросообразность;
  • сотворчество;
  • индивидуализация;
  • ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Цель программы дополнительного образования

Предполагается выявление и последующее развитие индивидуальности каждого ребенка, формирование навыков уважительного и доброжелательного отношения к другим людям.

При выборе цели и задач программы учитывались потребности родителей, а также возможности детей:

  • выстраивание отношений между сверстниками на основе доброты и гармонии;
  • достижение максимальной комфортности для каждого воспитанника в социальном обществе;
  • помощь в развитии интеллектуальных способностей, в расширении кругозора, в развитии духовности на основе культурных и исторических традиций своего народа;
  • ориентация подрастающего поколения на выбор будущей профессии;
  • сохранение физического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

Ожидаемый результат от внедрения программы. Создание своих традиций; проявление творческой индивидуальности; мотивация на самореализацию и саморазвитие.

  • экскурсии и путешествия;
  • совместные праздники;
  • тренинги общения.

Заключение

В многочисленных детских и юношеских центрах в настоящее время осуществляется дополнительное образование детей по различным отраслям. Подобная деятельность способствует ранней диагностики одаренности, своевременному развитию творческого потенциала РФ. В рамках функционирующих станций юных техников, натуралистов, экологов, педагоги дополнительного образования воспитывают будущую научную элиту страны. В танцевальных студиях ребята осваивают не только разнообразные движения и ритмы, но и основы здорового образа жизни.

Перед различными учреждениями дополнительного образования, функционирующими в России по разным направлениям, поставлены четкие цели и задачи:

  • формирование навыков коллективной деятельности в подрастающем поколении;
  • развитие личностных качеств;
  • поддержание физического здоровья детей;
  • помощь в выборе профессии.

Среди отличительных характеристик современной системы ДОУ отметим их доступность для всех социальных слоев населения. В основе деятельности современных дополнительных образовательных учреждений лежит свобода выбора. Она дает ребенку возможность развиваться в условиях, комфортных для него.

У родителей есть право в любое время изменить программу для своего ребенка, сменить наставника. Для того чтобы попасть в кружок, секцию, достаточно, чтобы родители написали заявление. Государством установлены федеральные государственные стандарты для дополнительного образования. По этим рекомендациям в настоящее время осуществляется деятельность данных организаций. В документе указываются рекомендуемая длительность занятий, правила приема в кружки и секции воспитанников.

Читать еще:  Какие права у потребителя при возврате любого товара по закону

Дополнительное профессиональное образование – это организованный процесс приобретения специалистами новых знаний, умений, навыков. Он обладает гибкостью, подходит для любой целевой аудитории слушателей. Именно такая форма подходит для последипломного обучения.

Стандарты дополнительного образования

Функционирование современной системы образования в РФ выстроено на базе государственных нормативов. Учитывая, что работа заведений, ведущих основную учебную деятельность, регулируется строгими стандартами, возникает закономерный вопрос, есть ли ФГОС дополнительного образования? Применительно к предпрофессиональному, но не общеразвивающему направлению можно говорить о единых государственных требованиях, никакие федеральные стандарты в этой сфере не действуют – так же, как нет ФГОС и в области дополнительного профессионального образования.

Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дополнительным признан такой вид учебной деятельности, при котором всесторонне удовлетворяются потребности человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений. При этом не происходит повышения уровня образования, зато формируются и развиваются творческие способности, культура правильного образа жизни, укрепляется здоровье или просто организуется досуг. Именно по этой причине государственный стандарт в сфере допобразования детей отсутствует.

Все основные аспекты работы учреждений ДОД раскрыты в Приказе Министерства просвещения РФ № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». Само же их наполнение остается в ведении учреждений, организующих учебный процесс. Логика законодателя в этом вопросе состоит в том, что способы реализации главных функций у центров допобразования существенно отличаются, что затрудняет возможность их приведение к единым нормам, поэтому термин «образовательный стандарт» в законодательстве о дополнительном образовании детей (и взрослых тоже) не используется, а применяется только в отношении высшего образования.

Главные задачи ДОД:

  • создание у детей базы образованности;
  • формирование у учащихся общей культуры;
  • расширение кругозора;
  • развитие личности;
  • поддержка индивидуальности;
  • удовлетворение познавательного интереса ребенка;
  • накопление социального опыта;
  • улучшение коммуникативных навыков.

Введение единого ФГОС дополнительного образования детей существенно затруднит реализацию главных функций учебных центров. Однако это не означает, что обучение должно проходить стихийно.

Каждое направление подготовки строится на базе образовательной программы. Разработка документации такого рода целиком возложена на учреждения ДОД, в них же она и утверждается. Никакого стороннего рецензирования и экспертизы не требуется.

Ориентиром содержательной части и оформления документов служит Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Хотя норматив давно не обновлялся и содержит ряд устаревших сведений, официально он не утратил силы. Поэтому педагоги центров ДО продолжают руководствоваться им при составлении программ, считая его неким первоисточником государственного стандарта дополнительного образования.

Типовая структура дополнительной общеразвивающей программы включает разделы:

  • титульник;
  • пояснительная записка – краткий документ, дающий общую характеристику, отражающий специфику образовательной программы, ее объем и сроки реализации;
  • учебно-тематический план, отображающий перечень изучаемых блоков и количество времени, отведенное на каждый из них;
  • содержательная часть;
  • методическое обеспечение – оборудование, инвентарь, помещение, кадры, задействованные в образовательном процессе;
  • список литературы, на базе которой была составлена программа ДОД.

Согласно актуальному на сегодняшний день приказу Минпросвещения № 196 каждая образовательная программа должна содержать компоненты, представленные на рисунке.

Законодательные требования предусматривают обязательную публикацию действующих образовательных программ на официальном сайте учреждения, организующего ДОД. Там же должны быть размещены локальные нормативные акты, касающиеся вопросов основного профиля организации.

Порядок реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры регулируются ФЗ № 273, а их содержание утверждается приказами Минпросвещения и профильных ведомств, курирующих соответствующую сферу. Например, спортивные кружки должны опираться в своей деятельности на требования Министерства спорта РФ, а центры, готовящие будущих музыкантов, художников и других работников творческой сферы, – на указания Минкульта.

Формы, в которых организация ДОД может реализовывать свою деятельность, определены законодательно:

  • самостоятельно или в сетевом взаимодействии;
  • с использованием дистанционных технологий;
  • через электронное обучение;
  • образование по модульному принципу.

Учреждение дополнительного образования детей самостоятельно определяет, какую форму (или сочетание форм) использовать, а также устанавливает:

  • направление дополнительной образовательной программы детей (техническая, спортивная, художественная и прочее);
  • календарный график учебного процесса (занятия могут вестись в течение всего года, включая каникулы);
  • порядок объединения обучающихся в группы;
  • количество учеников в одном объединении;
  • индивидуальный учебный план;
  • продолжительность занятия;
  • порядок оказания услуг на договорной основе;
  • периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся;
  • возможность участия родителей в занятиях с ребенком и другие организационные моменты.

Учреждениям ДОД рекомендовано ежегодно обновлять программы с учетом последних научно-технических достижений и актуальных тенденций культуры, экономики и социальной сферы.

Сложности контроля

Отсутствующие стандарты дополнительного образования детей ограничивают возможность контроля качества со стороны государства. Сфера ДОД уникальна по своей природе, специфических подходов, позволяющих проводить ее экспертную оценку на федеральном уровне, пока не разработано.

Решение проблемы эксперты видят в использовании в дополнительном образовании такой формы контроля, как независимая оценка работы учреждения ДОД. Проще всего в этих целях опираться на отзывы потребителей (родителей и других родственников детей, занимающихся в кружках и секциях). Первые попытки привести оценку качества дополнительного образования в систему делаются в Навигаторе допобразования детей.

Еще один вариант – перенять опыт организаций предпрофессионального образования (музыкальных, художественных, спортивных школ). В этих структурах налажена проверенная годами система оценки качества дополнительного образования, выражающаяся в отслеживании вполне конкретных достижений и успехов учеников на соревнованиях и конкурсах.

Дополнительное профессиональное образование

ФГОС дополнительного профессионального образования (ДПО) – еще один несуществующий термин. В сфере допобразования взрослых качество учебного процесса и его итоги оцениваются главным образом по достигнутым слушателями результатам – соответствуют ли они заявленным в программах целям.

Согласно статьям 75 и 76 ФЗ № 273 дополнительное профессиональное образование строится на компетентностном подходе. Он должен быть реализован в равной степени в программах любой продолжительности, неважно, будет ли это краткосрочное повышение квалификации или годовая профпереподготовка.

Компетенция – результат обучения, необходимый для освоения нового направления деятельности или приобретения более высокой квалификации. Он должен быть отражен в ДПП (дополнительной профессиональной программе).

Содержание программ допобразования не регламентируется, но оно должно учитывать профстандарты и квалификационные требования к претендентам на определенные должности. Разработка необходимого набора сопроводительных документов целиком находится в ведении самого учреждения ДПО. Исключение – случаи, определенные ФЗ «Об образовании»:

  • сфера международных автоперевозок (типовая программа утверждается Министерством транспорта РФ);
  • область обороны и госбезопасности (утверждается органом, в интересах которого осуществляется обучение);
  • медицина и фармация (Минздрав РФ);
  • подготовка авиа и ж/д персонала (Минтранс).

ДПП не подлежат государственной аккредитации, но в общем виде требования к их структуре указаны в ФЗ № 273. Программа включает следующие блоки:

  • цель обучения;
  • планируемые результаты (включая перечень профессиональных компетенций);
  • учебный план (список, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин и формы аттестации слушателей);
  • календарный учебный график;
  • рабочие учебные программы дисциплин;
  • организационно-педагогическое обеспечение;
  • оценочные материалы и иные компоненты.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов делает программу недействительной.

В целом унифицированные стандарты дополнительного профессионального образования находятся сейчас на стадии становления. Приведение нормативов к общему знаменателю поможет наладить систему эффективного контроля деятельности учреждений ДО.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

Обучение по программе дополнительного профессионального образования не является получением второго высшего или среднего профессионального образования.
Во-первых, в соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) получением второго или последующего высшего образования является обучение по следующим программам:
1) по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки — лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
4) по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.
То есть, учитывая, что указанный список способов получения второго и последующего высшего образования является закрытым, не предполагающим расширительного толкования, и в нем отсутствует указание на программы профессиональной подготовки, данная форма образования (в том числе, при наличии высшего образования по иной специальности) не может выступать способом получения второго и последующего высшего образования.
При этом, в Приказе Министерства образования и науки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» (от 01.12.2016 № 1511) указывается, что срок получения образования по данной программе бакалавриата составляет:
1. в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий — 4 года.
2. в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий — увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.
3. при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Кроме того, согласно статье 60 вышеуказанного Федерального закона «Об образовании» документом, удостоверяющим получение второго высшего образования, может являться только диплом бакалавриата, специалиста или магистра установленного образца, а документом о получении среднего профессионального образования – только диплом установленного образца о среднем профессиональном образовании. Диплом о профессиональной подготовке, в соответствии с частью 10 статьи 60 Федерального закона «Об образовании», подтверждает исключительно повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования и, следовательно, не свидетельствует о получении высшего образования или среднего профессионального образования.
Так же необходимо обратить внимание, что обозначенную позицию (о невозможности признания высшим образованием профессиональную переподготовку) поддерживало и Министерство образования и науки: так, в письме Рособразования «О разъяснении различий между получением второго высшего образования и прохождением профессиональной переподготовки» (от 19.12.2005 № ЛИ-4753@/12-1105) указано, что «целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, в связи с чем, освоение обучающимися подобного рода программ не является получением второго (нового) высшего образования».
Аналогичной позиции придерживаются и суды общей юрисдикции, отказывающие в восстановлении на работе или признании незаконным отказа в приеме на работу по основанию несоответствия требуемому уровню образования при прохождении дополнительного профессионального по программам юриспруденции (см. например: Решение Центрального районного суда города Красноярска от 12.10.2017 по делу № 2-6308/2017

Читать еще:  Воинские звания в армии России по возрастанию в 2018 году

М-3770/2017 (оставлено без изменения Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 17.01.2018 по делу № 33-599/2018), Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 14.05.2012 по делу № 33-999).
Таким образом, исходя из положений федерального законодательства, толкования указанных норм Министерством образования и науки, а также сложившейся судебной практики, профессиональная переподготовка является самостоятельной формой получения образования и не приравнивается к получению высшего или среднего профессионального образования.
Тем не менее, получение дополнительного профессионального образования, подтвержденное соответствующим дипломом (или удостоверением), во-первых, позволяет осуществлять профессиональную деятельность в области юриспруденции (если для занятия указанной должности не требуется наличия диплома о получении высшего или среднего профессионального образования), поскольку подтверждает наличие навыков и компетенций, необходимых для осуществления указанного вида деятельности. Кроме того он удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников, а также увеличивает конкурентное преимущество при прохождение конкурса на занятие более высокой должности по основной специальности.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Смирновой С.А.

Дополнительное образование в системе образования РФ.

Дополнительное образование в системе образования РФ.

Характер образования в России меняется, что подтверждает и ориентир на развитие инициативы, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Большую роль играет дополнительное образование, развивающее способности, ценностные ориентации, влияющее на жизненное и профессиональное самоопределение 1 .

Дополнительное образование рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени; объединяющий процесс воспитания, обучения и развития, способствующий самоопределению, самореализации и социализации личности.

Современное дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами образования посредством актуализации следующих аспектов:

участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;

неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования; вариативный характер оценки образовательных результатов;

тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

возможность на практике применить полученные знания и навыки;

разновозрастный характер объединений; возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;

благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства.

Цель современного дополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка.

Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:

создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;

воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;

развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;

раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.

Реализация задач дополнительного образования осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип дополнительности предполагает расширение знаний, полученных в системе общего образования, позволяет каждому ребенку удовлетворить свои персональные потребности за пределами образовательной организаций, способствовать развитию универсальный учебных действий личности.

2.Принцип личностного определения предполагает выбор направления деятельности, темпа обучения по конкретной программе, а так же различных форм предоставления образовательных результатов.

3. Принцип индивидуализации образования предполагает создание условий для максимально свободной реализации каждым ребенком заданных природой задатков, проявления своих возможностей, которые служат главным побудительным мотивом творчества; организацию индивидуальной помощи ребёнку в процессе реализации его потребностей, в эмоциональном и широком общении не столько со сверстниками, сколько со значимыми взрослыми, в освоении рационального содержания человеческой жизни; активное участие педагога в автономном самоопределении ребенка, в стимулировании развития его способности осуществлять социально значимые действия, накапливать собственный личный опыт социальной деятельности.

4. Принцип преемственности и непрерывности образования обеспечивает преемственность и специализацию образования, затрагивающей те области знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес. Метапредметные связи, проектирование интегрированных образовательных программ, программ профессиональной ориентации позволяют обеспечивать преемственность и непрерывность системы образования.

5. Принцип гуманизации образования предполагает создание психологически комфортной атмосферы, творчества, права выбора и равных условий для образования разных детей (одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудную жизненную ситуацию).

Читать еще:  Отключение электроэнергии за неуплату; образец уведомления

6. Принцип многообразия. Дополнительное образование детей характеризуется разнообразием: возрастов, способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и др.) и особенностей обучающихся (одаренные, с ограниченными возможностями здоровья); а так же направленностей деятельности, типов и видов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, форм организации образовательных объединений,

7. Принцип единства обучения, воспитания и развития.

8. Принцип деятельностного подхода предполагает организацию процесса деятельности обучающихся, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

9. Принцип интегративности образования обеспечивает интеграцию разных видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации.

10. Принцип вариативности обучения. Данный принцип обеспечивает свободный выбор вариантов образовательной деятельности всех участников учебно-образовательного процесса в разных сферах деятельности и взаимодействия. Обеспечивается вариативность содержанием и формами организации образовательного процесса.

11. Принципы усиления социальной составляющей образования 2 .

Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межструктурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.

Система дополнительного образования создает единое образовательное пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об обра­зовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования, где данный подвид образования предназначен для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или), профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Понятие «непрерывное образование» хорошо известно. Во многих языках мира есть пословицы «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно», в соответствии с которыми непрерывное образование обозначает пожизненный последовательный процесс образования, обеспечивающий постоянное пополнение и расши­рение знаний у людей разного возраста.

Согласно определению Р. Даве «непрерывное образование — это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса .

Таким образом, в настоящее время дополнительное образование детей в нашей стране рассматривается как уникальный феномен сферы образования, как единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности. Основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности современных детей.

Дополнительное образование в соответствии с законом рф предполагает

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Статья 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Печать

Дополнительное профессиональное образование

  1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
  2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
  3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
  4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
  5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
  6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
  7. Типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
  8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
  9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования 1 , указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
  10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
  11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
  12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
  13. Формы обучения и сроки2 освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
  14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
  15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
  16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

1 Требования к квалификации учиителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы (приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

2 Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов ( приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» ) .

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Ст. 75 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 и частями 4 — 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×