Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

89 закон об отходах производства и потребления в новой редакции

Изменения в Федеральном законе № 89 в рамках «мусорной» реформы: новые правила вывоза и захоронения отходов

Закон «Об отходах производства и потребления» — основной документ, регулирующий работу с мусором (№89-ФЗ от 24.06.1998). Он определяет, как происходит вывоз отходов на специальные территории, и как осуществляется их дальнейшая переработка, кто ответственен за эту процедуру, на каком уровне устанавливаются тарифы за обработку мусора, и кто уполномочен их утверждать.

  • Изменения законодательства для 2019 года
    • Нормирование в области обращения с отходами
    • Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
    • Переходные положения

Изменения законодательства для 2019 года

В рамках реформирования системы обращения с отходами в закон были внесены поправки в 2017 и в 2018 годах (№503-ФЗ от 31.12.2017, №272-ФЗ от 29.07.2018 и №483-ФЗ от 25.12.2018).

  • принципов нормирования обращения с отходами для предприятий;
  • разделения полномочий в области обращения с ТКО между региональными и местными властями;
  • механизма вывоза мусора;
  • правил формирования тарифов за вывоз отходов.

Нормирование в области обращения с отходами

С 1 января 2019 действуют новые нормы обращения с отходами (п. 2 ст. 3 №219-ФЗ от 21.07.2014). Процедуре нормирования посвящена отдельная статья закона (ст. 18 №89-ФЗ). Она устанавливает лимиты на производство мусора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Последними поправками существенно изменено её содержание:

  • требования по обращению с мусором устанавливаются в зависимости от категории, присвоенной объекту, на котором предприятие осуществляет свою деятельность. Всего предусмотрено 4 категории, которые зависят от уровня пагубного воздействия на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 №1029);
  • предприятия, работающие на объектах I и II категорий, обязаны разрабатывать нормативы создания отходов и лимиты на их размещение (п. 2 ст. 18 №89-ФЗ);
  • для предприятий I категории предусмотрена особая процедура разработки нормативов:
    • нормы утверждаются после получения комплексного экологического разрешения;
    • для оформления разрешения требуется заключение государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 18 №89-ФЗ);
  • предприятия на II категории объектов сдают отчётность об обращении с отходами в форме декларации о воздействии на окружающую среду: в неё вносят информацию об объеме образовавшихся и размещенных отходов (п. 4 ст. 18 №89-ФЗ);
  • предприятия III категории предоставляют отчёт о полном цикле работы с отходами (от создания до утилизации и захоронения). Он подаётся в уполномоченный орган (п. 5 ст. 18 №89-ФЗ);
  • предприятия, работающие на IV категории объектов, освобождены от предоставления отчётности по работе с отходами (п. 6 ст. 18 №89-ФЗ).

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами

С 2019 года изменяются полномочия местных органов власти касательно обращения с ТКО (№503-ФЗ от 31 декабря 2017 г.): на некоторых уровнях зона ответственности расширилась, на других, напротив, была сокращена.

Власти городских поселений теперь отвечают не только за сбор и транспортировку мусора, но также за следующее:

  • создание и содержание мест накопления ТКО;
  • разработку схемы размещения территорий захоронения ТКО;
  • ведение реестра созданных мест накопления;
  • проведение мероприятий, направленных на воспитание экологической ответственности и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО (п. 1 ст. 8 №89-ФЗ).

Из ведения органов местного самоуправления муниципальных районов исключены мероприятия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и захоронению ТКО. Теперь они уполномочены:

  • создавать и содержать места накопления ТКО;
  • разрабатывать схемы размещения созданных территорий;
  • вести реестр мест накопления;
  • организовывать мероприятия по воспитанию и формированию культуры обращения с ТКО (п. 2 ст. 8 №89-ФЗ).

Переходные положения

В 2017 году в закон об отходах были введены переходные положения (№254-ФЗ от 03.07.2016). Их цель — смягчить процесс проведения «мусорной» реформы, обеспечив поэтапное внедрение новых правил обращения с отходами. Главных новшеств 3:

  • полностью обновился механизм обращения с ТКО (сбор, хранение, утилизация);
  • введены новые требования к территориям захоронения отходов;
  • создана система региональных операторов по обращению с ТКО.

Поправками 2017 года предусмотрены следующие условия:

    для города Москвы и входящих в неё муниципалитетов разрешается использование объектов захоронения ТКО, созданных до введения новых положений закона, до 1 января 2025 года (п. 1 ст. 29.1 №89-ФЗ);

С января 2019 года действует ряд дополнительных переходных положений (пп. 5 — 9 ст. 29.1 №89-ФЗ):

  • города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют привилегию не назначать единых операторов по обращению с ТКО до 1 января 2022 года;
  • в случае неудавшегося конкурсного отбора оператора местные власти имеют право заключить договор с юридическим лицом без организации конкурса (на срок не более 1 года);
  • если по объективным причинам конкурс по утверждению регионального оператора не может быть проведён, власти имеют право не назначать его в одной или нескольких территориальных зонах вплоть до 1 января 2020 года;
  • если объект захоронения ТКО не имеет необходимой документации, но введён в эксплуатацию до 1 января 2019 года, его использование допустимо до 1 января 2023 года;
  • разрешено использование объектов захоронения ТКО особых классов опасности (с I по IV) при отсутствии у них лицензии на работу с такими видами отходов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Закон об отходах производства и потребления (ФЗ 89): понятия, правила обработки и вывоза мусора, изменения

Деятельность по вывозу и переработке мусора, а также порядок ее осуществления указан в федеральном законе № 89. Разберемся подробнее с основными положениями этого нормативного правового акта. Ниже мы приведем и его краткое содержание с определением важнейших понятий и познакомим вас с самыми популярными его статьями.

Закон 89 «Об отходах производства и потребления»: основные положения, структура

Федеральный закон об отходах производства и потребления с изменениями в последней действующей редакции закрепляет порядок реализации отходов, основные нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, классы опасности отходов и иные наиважнейшие положения. Закон имеет следующую структуру:

  1. Преамбула.
  2. Главы.
  3. Статьи.

Этим нормативным правовым актом закреплено важнейшее положение о том, что отходы не являются бесхозяйственными. На них распространяется право собственности в соответствие с нормами гражданского кодекса российской федерации. Именно поэтому собственник отходов несет бремя содержания и должен заботиться о том, чтобы отходы не нарушали прав, свобод и законных интересов других лиц.

Что такое отходы производства и потребления: определение

Для того чтобы установить определение данных понятий, необходимо обратиться к нормам вышеуказанного нормативного правового акта.

Отдельными положениями там предусмотрено, что отходы производства и потребления – это различного рода вещества, которые могут образоваться в результате обработки или переработки, оказания различного рода услуг и др.

Важно помнить, что отходами можно считать только те вещества, которые в дальнейшем не планируются для использования в производстве и подлежат полному удалению.

Это понятие является общепризнанным и действует на всей территории Российской Федерации.

Обработка отходов: определение

Отходы с различными классами опасности необходимо утилизировать и вывозить по разным правилам. Весь этот процесс входит в определение обработки отходов. Обработка включает в себя последовательное выполнение следующих действий:

  • сортировка;
  • разборка;
  • очистка.

Под сортировкой понимается распределение разных видов веществ по категориям и подвидам. Разборка предполагает разделение сложных вещей на составные части, а очистка – удаление опасных элементов и ядовитых материалов.

Обезвреживание отходов: определение

Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.

На территории российской федерации предусмотрена и специальная инфраструктура, предназначенная для обезвреживания. Это сооружения, возведённые по правилам, предусмотренным санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.

Размещение отходов: определение

Под размещением понимается сбор и последующее хранения мусора, либо его полное захоронение.

Размещаются отходы, как правило, на полигонах, в амбарах и др. Важнейшим условием, которому должно соответствовать данное место — возможность изолирования опасных отходов от внешнего мира, чтобы они не наносили вреда ни населению, ни окружающей среде.

Накопление отходов 11 месяцев по закону

Федеральным законодательством в сфере охраны окружающей среды предусмотрено, что складирование на своей территории отходов в срок, не превышающий одиннадцать месяцев, именуется накоплением. После 11 месяцев должна происходить их последующая переработка.
Этим правилом пользуются практически все крупные предприятия.

Однако прямого указания в законе на то, что после 11 месяцев хранения отходы нужно уничтожать, нет.

Порядок и правила вывоза мусора

Накопление мусорных контейнеров на местности и несвоевременная уборка мусора может повлечь за собой возникновение массы негативных последствий, сюда относится и наличие различного рода вредителей (тараканов, мышей, крыс), распространение инфекций и др.

Для того чтобы разобраться в порядке вывоза мусора, необходимо обратиться к Постановлению Правительства №155. Там указано, что все бытовые отходы можно подразделить на две категории: твердые и жидкие.

Коммунальные отходы должны вывозиться путем заключения договора с подрядчиком. В этом договоре и содержатся положения о том, в какой срок должен производиться вывоз, каким именно образом должны обслуживаться контейнеры и др.

Время вывоза мусора по закону

Мусор может вывозиться в любое время суток. Как правило, это происходит в дневное время. Нужно отметить, что время указывается в договоре с управляющей организацией. В той ситуации, если вывоз мусора в то или иное время нарушает права и законные интересы жильцов близлежащих домов, то они могут обратиться с жалобой к подрядчику и потребовать изменение времени вывоза на более благоприятное.

Правила утилизации строительного мусора

Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.

Как правило, в регионах принимаются регламенты, регулирующие порядок утилизации строительного мусора и правила его вывоза.

Что относится к твердым коммунальным отходам по закону

Под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы жизнедеятельности жилых домов, а точнее — их жителей.

ТКО является подвидом твердых бытовых отходов, под которыми понимаются такого рода отходы, которые получаются не только вследствие жизнедеятельности жилых домов, но и заводов, предприятий и др.

Правила вывоза твердых бытовых отходов

За вывоз такого рода отходов отвечает региональный оператор. Правовое регулирование вывоза осуществляется вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

Вывоз отходов осуществляется в определенное время, предусмотренным региональным законодательством. Оператор должен вывезти мусор в ближайший к месту расположения контейнера полигон. В том случае, если вывоз в ранее время суток нарушает покой жильцов близлежащих к контейнеру домов, они могут также обратиться к оператору для изменения времени вывоза.

Какими федеральными законами регулируется деятельность по обращению с опасными отходами

Сюда входят следующие нормативные правовые акты:

  1. ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  2. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  3. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  4. Приказ Минприроды России от 05.12.2014 № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I — IV классов опасности к конкретному классу опасности» и другие.

Каждый из этих законодательных актов регулирует отдельные вопросы отнесения отходов к опасным, порядок их переработки и вывоза и иные существенные положения.

Правила утилизации опасных отходов

Опасные отходы могут быть утилизированы двумя видами: с помощью термической и плазменной переработки. На опасные отходы оформляются соответствующие паспорта. Уничтожение отходов без предварительного уведомления Роспотребнадзора невозможно. Переработка такого рода отходов осуществляется только специально уполномоченными организациями, имеющими на такую переработку лицензию.

Утилизация отходов 4 класса опасности

Переработка отходов такого класса предполагает совершение следующих действий:

  1. Выявление сроков природного разложения (в данном случае должно быть не более трех лет).
  2. Выявление возможности направления отхода на вторичное производство.
  3. Разработка мер по утилизации с наименьшими затратами и наименьшим негативным воздействием на окружающую среду.

Только после соблюдения всех этих условий и происходит утилизация.

Закон о продаже мусора

Государственная дума хочет принять закон по продаже домашнего мусора переработчикам (в июне 2019 года). Для этого предполагается первичная разборка мусора на стеклянные отходы, бумажные и др. После этого происходит его продажа специализированным предприятиям для переработки.
Причем, такие предприятия могут и не иметь лицензии на переработку, что в корне упростит процесс.

В следствие этого значительно уменьшится сумма в коммунальных платежках, так как туда не будет вноситься плата за вывоз мусора.

О вывозе мусора в сельской местности

Вывоз мусора в сельской местности осуществляется также на основании договора. Причем, в этом случае договор заключается непосредственно с администрацией сельского поселения, у которой уже в свою очередь заключены договоры на вывоз со сторонними организациями.

Договором предусматривается срок и порядок вывоз отходов производства и потребления (и прочего мусора), а также определяется плата, взимаемая за данное действие.

О мусорных контейнерах

Мусорные контейнеры должны быть расположены не ближе 100 метров от жилых домов. На одной площадке допускается одновременное размещение не более чем пяти контейнеров. Они могут быть как открытого, так и закрытого типа. В последнее время распространены именно закрытые контейнеры, код для открытия которых выдается жильцам дома, к которым и прикреплены мусорные контейнеры.

Читать еще:  Typhoonzsmk › Блог › Развод при автокредитовании от ВТБ 24

Статья 4 ФЗ 89

Данной статьей закрепляется важнейшее положение, которым регулируется правило переработки отходов. Отмечается, что отходы являются собственностью лиц, их фактически создавших.

Статья 11

Тут установлены правила, с помощью которых защищается экология в рамках переработки отходов от материалов, сырья, полуфабрикатов. Здесь в основу ложатся требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям, занимающимся переработкой.

Так, они должны отвечать требованиям федерального законодательства и постановлениям правительства, принимаемым в данной сфере.

Статья 12

В данной статье описываются требования, которые предъявляются к специальным местам складирования отходов. Сюда относятся различного рода полигоны, амбары и другие объекты. Они должны располагаться вдали от населенных пунктов. Складирование отходов должны происходить в порядке и по правилам, предусмотренным федеральным законодательством.

Статья 14

Здесь рассматривается порядок обращения с различными категориями отходов. В частности, речь ведется об материалах, относящихся к первой и последующей категориям опасности.

Как правило, отдельная переработка каждого класса регулируется отдельным постановлением правительства РФ.

Статья 15

Эта часть посвящена непосредственно лицам, имеющим доступ к переработке и транспортировке отходов различных классов опасности. Речь в данном случае идет о физических и юридических лицах. Установлены правила привлечения к ответственности конкретных должностных лиц в сфере нарушений по переработке отходов.

Статья 18

Эта статья носит абстрактный характер и закрепляет порядок правового регулирования в сфере обращения отходов.
Так, например, указывается закон об охране окружающей среды и иные правовые акты, являющиеся важнейшими в данной сфере.

Статья 24

Данная статья является очень важной. Она предусматривает порядок экономического стимулирования деятельности организаций, которые занимаются переработкой и утилизацией.

В качестве наиболее распространенных мер применяются налоговые льготы, предоставление бюджетных средств на развитие отрасли и др.

Статья 26

В этой статье закреплен порядок осуществления контроля в утилизационной сфере. Речь идет о производственном контроле, осуществляемом в рамках конкретной лицензированной организации.

Изменения в федеральном законе 89

Последние изменения в документе коснулись полномочий ОМС в сфере реализации отходов. Так, теперь им переданы полномочия по организации экологического воспитания населения.

Так же было изменено понятие сбора отходов, в частности, было убрано слово «поступление» отходов.

Скачать закон 89 ФЗ об отходах производства и потребления: последняя редакция

Скачать новый федеральный закон 2018 года можно здесь. ⇐

Последние изменения можно отследит на ресурсе Консультант Плюс.

Таким образом, законом определено, что относится к отходам, каким статусом они обладают и др. Информационный контроль в данной сфере осуществляется органами местного самоуправления и региональными властями.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Проблема экологии на территории современной Российской Федерации является одной из самых острых. С развитием инфраструктуры, сельского хозяйства и производственных предприятий различного назначения появляется всё больше твёрдых, газообразных и жидких отходов, наносящих урон окружающей среде. Также, в результате жизнедеятельности человека, особенно, в крупных городах, остаётся немало бытового мусора.

Отходы производства и употребления требуют планомерной утилизации. Однако для данной процедуры необходимо чёткое регламентирование со стороны законодательства Российской Федерации. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 89. Но что представляет собой данный нормативный акт? Что именно он регламентирует? Когда в изучаемый Федеральный закон вносились последние поправки? Поговорим об этом в статье.

Суть 89 ФЗ

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 был принят Госдумой в результате третьего слушания 22 мая и одобрен членами Совета Федерации 10 июня 1998 года. Действующий на тот момент Президент Российской Федерации подписал изучаемый документ 24 июня того же года. Начиная с указанной выше даты, Федеральный закон № 89 вступил в официальную юридическую силу. Также в это время внедрили действие ФЗ №116. Подробности по ссылке:

ФЗ 89 состоит из 8 глав, содержащих в общем порядке 31 статью. Изучаемый Федеральный закон обладает следующей структурой:

  • Глава 1 — Общие положения ФЗ об отходах производства и потребления (ст. 1-4.1);
  • Глава 2 — Полномочия государства и отдельных его субъектов в рамках регламента изучаемого Федерального закона (ст. 5-8.1);
  • Глава 3 — Определение ведущих требований по обращению с отходами производства и потребления (ст. 9-17);
  • Глава 4 — Нормативы отчётности в рассматриваемой сфере (ст. 18-20);
  • Глава 5 — Экономическая составляющая вопроса (ст. 21-24.5). К данной части изучаемого Федерального закона присовокупляется глава 5.1, в которой идёт речь о регламентировании деятельности, связанной с переработкой и утилизацией твёрдых отходов коммунального типа (ст. 24.6 — 24.12);
  • Глава 6 — Госнадзор в области утилизации или переработки отходов производства и потребления (ст. 25-27);
  • Глава 7 — Меры ответственности в случае нарушения нормативов рассматриваемого Федерального закона (ст. 28-29);
  • Глава 8 — Итоговые и переходные положения Федерального закона об отходах производства и потребления (ст. 28-31).

Изучаемый нормативный акт регламентирует нормативы утилизации отходов производства и потребления и их дальнейшей переработки, как ценного сырья. Последние изменения в Федеральный закон № 89 внесены 28 декабря 2016 года.

Основные положения ФЗ 178. Подробности тут:

Классификация отходов по уровню опасности

В соответствии с актуальным текстом статьи 4.1, по уровню опасности для человека и окружающей среды отходы потребления и производства делятся на следующие категории:

  • Чрезвычайно опасные;
  • Высокоопасные;
  • Умеренно опасные;
  • Малоопасные;
  • Практически неопасные.

Согласно статье 4 изучаемого Федерального закона, отходы потребления и производства могут относиться к предметам частной собственности.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный в пределах территории современной Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру актуализации его положений. Учитывая постоянно и стремительно меняющиеся социально-политические условия современного общества, данный процесс необходим для поддержания легитимности документа.

Последние поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 внесены 28 декабря 2016 года. В качестве изменяющего документа использовался Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 486-ФЗ. Согласно статье 2 ФЗ 486, статья 29.1 закона об отходах дополняется:

  • Пунктом 3, гласящим, что договорённость между органами исполнительной власти и операторами регионов Российской федерации в отношении отходов должна быть оформлена не позднее 1 мая 2018 года;
  • Пунктом 4, определяющим, что предложения о едином тарифе на услуги регионального оператора предоставляются не позднее 1 июля 2018 года.

Указанные выше изменения действительны на период ноября 2017 года.

Важные положения Федерального закона № 89

В рамках изучения нормативно-правового акта об отходах производства и потребления рекомендуется обратить внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 11 — Определяет нормативы эксплуатации строений, связанных с обращением отходов. Юридические лица, при использовании подобных объектов обязаны:
    • Разрабатывать стратегию по уменьшению количества свободного утиля и вредного воздействия такового на окружающую среду;
    • Вносить установленную действительным законодательством Российской Федерации плату в случае, если урон окружающей среде, всё-таки, был нанесён;
    • Внедрять экологические и малоотходные технологии;
    • Инвентаризировать получившийся производственный утиль;
    • Следить за состоянием окружающей среды;
    • Соблюдать иные правила, предписанные рассматриваемым законом об обращении с отходами;
  • Ст. 12 — Устанавливает требования местам размещения средств, подлежащих утилизации или переработке, полученных в итоге производства и потребления. В частности указывается запрет на хранение таковых в пределах населённых пунктов;
  • Ст. 14 — Определяет требования по обращению с производственными издержками всех классов опасности;
  • Ст. 15 — Устанавливает требования к лицам, на которых возлагаются обязательства по перевозке, переработке и упразднению излишков производства. В частности указывается, что данные лица обязуются предоставлять документы, свидетельствующие о соответствующей квалификации;
  • Ст. 18 — Определяет уровень нормирования;
  • Ст. 24 — Устанавливает меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, а именно:
    • Понижение финансовых выплат за причинение вреда окружающей среде в случае, если юридическим лицом установлены технологии, обеспечивающие минимальное количество утиля;
    • Ускоренная амортизация ведущих финансовых фондов;
    • Предоставление определённых, текущим законодательством, финансовых льгот;
    • Предоставление льгот по выплатам за причинение вреда окружающей среде (при производстве упаковочного материала);
    • Предоставление материальных средств из государственного бюджета для улучшения экологического положения;
  • Ст. 26 — Устанавливает принципы производственного контроля в изучаемой сфере. Данная процедура является важным звеном в области защиты экологии и защиты окружающей среды.

Скачать действующую редакцию закона об отходах

Для более подробного изучения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об отходах производства и потребления» рекомендуется обратиться к его актуальному регламенту. Текст ФЗ 89 об отходах производства и потребления с последними изменениями доступен по следующей ссылке:

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Сегодня действует множество правовых документов, контролирующих сферу обращения с мусором. Центральное место занимает ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления» (с изменениями), регламентирующий взаимоотношения субъектов хозяйствования, правила и требования по сохранению экосистемы.

  1. Коротко о самом законе
  2. Немного о каждой главе
  3. О 1-ой главе. Какие классы по степени опасности выделяет закон?
  4. Коротко о 3-ей главе
  5. Лицензирование
  6. Безопасность
  7. Обустройство территорий
  8. Техническое оснащение
  9. О 4-ой главе
  10. 5-ая глава
  11. Глава 6
  12. 7-ая глава
  13. 8-ая глава
  14. Нормирование
  15. Об экономическом регулировании
  16. Последние поправки
  17. Последствие несоблюдения закона
  18. Заключение

Коротко о самом законе

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» принят Госдумой РФ 22 июня 1998 года. Настоящий документ регламентирует нормативную базу обращения с мусором во избежание опасного влияния компонентного состава на здоровье человечества и окружающую среду, а также роль отходов в хозяйственной деятельности в качестве вторичного сырья.

Закон номер 89 определяет основные понятия и особенности процессов, сопровождающие «жизнь» отходов. Структура акта состоит из 31 статьи, систематизированных в 8 глав. Каждому разделу посвящен ряд вопросов в сфере обращения с утилем.

Настоящий закон в последней редакции нацелен на решение таких задач:

  • уменьшение свалок;
  • максимальная утилизация;
  • разработка безопасных методов переработки вторсырья;
  • санитарная очистка;
  • минимизация захоронений на полигонах.

Оптимизация правового регулирования производственных механизмов призвана повысить эффективность контроля и надзора в данной отрасли.

Немного о каждой главе

1-8 главы закона о мусоре охватывают следующие моменты:

  1. Общие положения:
    • направления государственной политики;
    • классификация ТБО;
    • принадлежность мусора.
  2. Компетенция органов местного самоуправления и исполнительной власти.
  3. Требования к ведению хозяйственной деятельности:
    • лицензирование;
    • обустройство полигонов;
    • правила транспортировки.
  4. Документооборот.
  5. Экономические аспекты.
  6. Тарификации деятельности, связанной с твердыми бытовыми отходами.
  7. Учет, надзор и контроль.
  8. Ответственность.

Положения закона о вывозе мусора дополняются иными нормативными актами в сфере санитарии и эпидемиологического благополучия населения.

Понятие отходов производства и потребления является базовым, и закрепление в статьях Федерального закона, определяющего правовые основы обращения с отходами, означает эффективность и единообразие толкования и применения норм.

О 1-ой главе. Какие классы по степени опасности выделяет закон?

Этот раздел документа называет основные принципы госполитики:

  • защита здоровья человека и экосистемы;
  • использование современных технологий;
  • максимальная переработка и обезвреживание сырья;
  • общедоступность информации;
  • международное сотрудничество.

Поддержание или восстановления благоприятных условий для природы и живых организмов – главная цель экологической политики.

Действующим законодательством определена классификация отходов на 2 группы:

  • опасные;
  • иные.

К опасному мусору относятся материалы, обладающие следующими свойствами;

  • взрывчатость;
  • огнеопасность (самовозгораемость);
  • выделение токсичности при совмещении с воздухом или водой.

Под «иными отходами» понимаются твердые бытовые отходы и остатки после их горения.

Закон выделяет 5 категорий утиля по степени опасности.

Уровень влияния на окружающую среду

необратимое нарушение экосистемы, не подлежащее восстановлению.

самовосстановление зараженной местности — 3 года.

обычное функционирование природных механизмов.

Коротко о 3-ей главе

Статьи 3-его раздела регламентируют условия и принципы осуществления деятельности субъектами хозяйствования. Существуют определенные требования.

Лицензирование

Получение разрешения обязательно в случае:

  • сбора;
  • транспортировки;
  • размещения;
  • обезвреживания;
  • переработки.

Порядок оформления документов определен постановлением ПРФ «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами». Ответственный орган – Ростехнадзор.

Срок действия лицензии — 5 лет. Продление осуществляется по заявлению предпринимателя-лицензиата. При изменении класса опасности, характеристик, типа и размещения отходов, лицензиат должен в течение 15 дней письменно уведомить лицензирующий орган.

Безопасность

Отходы производства и потребления подлежат манипуляциям при отсутствии угрозы негативного воздействия на окружающий мир.

  • сброс отходов в воду, недра и почву;
  • размещение отходов вблизи населенных пунктов, лесов, курортных, оздоровительных и рекреационных зон, миграции животных;
  • захоронение возле водных и минеральных ресурсов;
  • ввоз мусора на территорию РФ с целью захоронения и обеззараживания.
Обустройство территорий

Федеральный закон запрещает ввод в эксплуатацию объектов, неоснащенных техническими средствами для безвредной локализации отходов.

Базирование отходов проходит стадию согласования с Ростехнадзором.

Размещение, хранение и утилизация осуществляется с учетом классов опасности и индивидуальных свойств сырья.

Техническое оснащение

Сбор отходов и перемещение предполагает использование специального транспорта.

Ст. 15 закона устанавливает допуск лиц к работе с опасным мусором после прохождения профессиональной подготовки. За отсутствие знаний у ответственного сотрудника к руководителю компании применяются меры ответственности.

О 4-ой главе

Ст.18 раздела 4 охватывает особенности нормирования утильсырья.

Лимит на размещение – это допустимый объем конкретного вида отбросов, разрешенный для определенного метода с учетом экологического состояния данной территории.

Читать еще:  Новые правила получения гражданства РФ в 2020 году: что нужно знать об упрощенной процедуре

Для каждого объекта локализации мусора разрабатывается отдельный проект нормативов. Государственный учет относится к инструментам госуправления, осуществляющийся путем ведения государственного кадастра. Отчетность ведется посредством предоставления статистических данных хозяйствующими субъектами в установленной форме. Контролю подлежат все виды отходов, кроме радиоактивных.

Перечень лиц, обязанных предоставлять подобные сведения, устанавливается Ростехнадзором. Исключением являются:

  • органы управления образования, культуры и спорта;
  • страховые и финансовые компании.

Государственный кадастр — форма систематизации данных об отходах, включающая три компонента:

  • ФККО;
  • федеральный реестр свалок;
  • банк информации о технологиях применения и обезвреживания отходов.

Организация единой системы относится к компетенции Ростехнадзора.

Представители исполнительной власти имеют право вести региональные кадастры.

5-ая глава

Общие понятия экономических процессов устанавливаются такими сферами законодательства:

  • охрана окружающей среды;
  • налоговое:
  • бюджетное;
  • гражданское;
  • другие.

Глава 5 Федерального закона называет особенности использования методов регулирования процессов в отрасли обращения с отходами.

Глава 6

Государственный контроль – эффективная система мер выявления и предотвращения несоблюдения законодательных норм.

Экологический надзор осуществляется федеральными и территориальными органами исполнительной власти. Компетенция Ростехнадзора охватывает следующие направления деятельности:

  • осуществление контроля и надзора за системой единого учета отходов;
  • проведение проверок субъектов хозяйствования;
  • принимает нормативно-правовые акты относительно требований к процессу обращения с опасным сырьем:
  • разрабатывает методические рекомендации;
  • лицензирование;
  • выдача разрешений на трансграничное передвижение отходов;
  • ведение государственного кадастра и учета;
  • проведение работы в области паспортизации опасного мусора.

Ст. 32 устанавливает ответственность лиц за полноту и достоверность осуществления должностных функций.

7-ая глава

Этот раздел гласит о юридических последствиях ненадлежащего соблюдения норм экологического законодательства.

Выделяют следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная.
  2. Административная.
  3. Уголовная.
  4. Гражданско-правовая.

ФЗ «Об охране окружающей среды» гражданско-правовая и материальная ответственности объединены в один тип — имущественную.

Разрешение споров и определение наказания осуществляется в судебном порядке.

8-ая глава

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» вступил в силу со дня опубликования — первая публикация его полного текста в официальном издании.

Первоначально закон опубликован и вступил в силу 29.06.1998.

С принятием закона должны быть приведены в соответствие с его нормами иные нормативно-правовые акты — законы, указы, постановления и локальные документы.

Нормирование

Для обеспечения экотребований законодательства РФ устанавливаются нормативы на возникновение и дислокацию отходов, лимиты на размещение.

Норма образования утиля – масса веществ, возникающих согласно годовому технологическому регламенту или проекту при максимальной мощности производства.

Весь мусор, располагаемый на территории предприятия, подлежит нормированию на следующих условиях:

  • наличие разрешительных документов;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • целесообразность сбора и дислокации в пределах определенной местности;
  • максимальная утилизация остатков;
  • внесение установленной платы.

Нормирование предполагается для каждой группы материалов.

На определение предельного показателя влияют такие критерии:

  • тара хранения;
  • габариты;
  • грузоподъемность;
  • период размещения.

Лимиты на размещение утиля устанавливаются из коэффициента расхода материала в пределах производства. Параметры разрабатывают согласно допустимой границе опасного влияния на экосистему, объемам и классам мусора. Нормирование и утверждение лимитов является прямой обязанностью юридических лиц и ИП.

Установление показателей требует предоставления субъектами хозяйствования следующего пакета:

  • письменное заявление установленного образца;
  • копию лицензии;
  • проект нормативов и лимитов.

Подача недостоверных данных преследуется по закону.

Лимиты устанавливаются на 5 лет, по истечению которых без подтверждения аннулируются.

Об экономическом регулировании

К принципам экономического регулирования относят:

  1. Уменьшение объема мусора путем максимального использования технологий переработки – приоритетный способ снижения опасного влияния на окружающую среду и получения вторсырья.
  2. Платность дислокации отходов — установления платы за:
    • сбросы загрязняющих материалов в пределах нормы;
    • выбросы в границах установленных лимитов.

Порядок расчета и оплаты за размещение регламентирован ст. 23 настоящего закона. Экономическое стимулирование обычно выражается в предоставлении налоговых и других преимуществ (льгот) при внедрении инновационных технологий.

Правовые основы определены ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Последние поправки

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 25 декабря 2018 года.

Суть дополнений заключается в возможности региональных операторов некоторых субъектов Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) не применять нормы закона. Также установлен порядок оформления исполнительными органами власти договорных отношений с организациями, квалифицирующимися на работе с ТБО в различных ситуациях (в т.ч. без отсутствия лицензии).

Рассмотрим Федеральный Закон №89 «Об отходах производства и потребления»

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

89 ФЗ является источником информации о правовых сторонах деятельности, связанной с отходами, образующимися при производстве и потреблении.

Очень важно соблюдать ФЗ об обращении с отходами, поскольку это помогает минимизировать опасное влияние на экологическую обстановку, вести правильную систему учета и применять отходы производства и потребления в виде сырья.

  1. Кратко о законе
  2. О классах отходов по степени опасности
  3. Приоритеты государства в сфере обращения с отходами
  4. Об обращении с отходами всех классов опасности
  5. О нормировании в действиях с отходами из закона
  6. Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона
  7. Ответственность за неисполнение закона

Кратко о законе

89 ФЗ принят 11 мая 1998 года Государственной Думой. Спустя некоторый промежуток времени в федеральном законе появились поправки и изменения.

В Федеральном Законе сказано о том, какие мероприятия проводит государство в этой области, как нормируются и регулируются следующие процессы:

  1. Образование отходов.
  2. Хранение.
  3. Захоронение.
  4. Утилизация.
  5. Обезвреживание.

Федеральный Закон содержит 8 глав и 31 статью, но стоит отметить, что некоторые статьи уже неактуальны, в ФЗ это указано.

О классах отходов по степени опасности

Величина отрицательного влияния различного вида мусора на экологию отличается. Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации установил признаки, на основании которых классифицируются отходы производства и потребления.

Каждый класс характеризуется одной из степеней опасности:

  1. Очень высокая
  2. Высокая
  3. Умеренная
  4. Малая
  5. Незначительная
  • К первой группе относят отходы, содержащие ртуть, например, лампы и термометры.
  • Во вторую категорию входят аккумуляторы, щелочи, кислота серная.
  • Третий класс состоит из металлов, автомобильных масел и фильтров.
  • К четвертой категории следует отнести компьютерные запчасти, резиновые покрышки.
  • Пятая группа — картон, бумага и уличный мусор.

Приоритеты государства в сфере обращения с отходами

В статье 3 Федерального Закона 89 содержится информация о приоритетах совершаемых работ, относящихся к отходам производства и потребления.

Основные принципы, по которым действует государство нашей страны в этом плане, заключаются в следующих положениях:

  1. Любое мероприятие, совершаемое в отношении отходов производства и потребления, должно совершаться под экологическим надзором, что обеспечивает охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей.
  2. Согласно федеральному закону, обеспечение взаимосвязи вопросов экономики и экологии способствует стабильному развитию общества.
  3. Использование современных технологий при проведении манипуляций с отходами.
  4. Необходима переработка запасов сырья, поскольку это помогает уменьшить количество отходного сырья.
  5. Экономическое регулирование способствует уменьшению количества мусора, а также включению его в хозяйственную деятельность.
  6. Доступность информации в допустимых федеральным законом пределах.
  7. Вопросы, относящиеся к отходам производства и потребления, должны решаться на международном уровне.

Исходя из Федерального Закона 89, последовательность расстановки приоритетов в этом направлении следующая:

  1. Первоначальные ресурсы следует использовать по максимуму.
  2. Проведение мероприятий по предотвращению накопления различных отходов производства и потребления.
  3. Общая масса отходного сырья и классы его вредности должны быть снижены после проведения определенной деятельности.
  4. Проведение обработки. После чего мусор необходимо обезвредить и уничтожить.

Об обращении с отходами всех классов опасности

В Главе III ФЗ указано, какие предъявляются требования к проведению работ с отходами производства и потребления.

В последнем изменении статьи 11 ФЗ 89 говорится о деятельности юр. лиц и ИП, связанной с использованием помещений под различные отходные материалы. В Федеральном Законе можно узнать об обязанности ответственных лиц производить определенные денежные взносы за нанесение вреда экологии при проведении сбора и хранения отходов производства и потребления.

Для совершения манипуляций с отходным сырьем предусматривается применение новых разработок безотходных технологических процессов и анализа экологической обстановки в местах, где они размещены и захоронены.

Федеральный закон об отходах производства и потребления информирует о том, что юр. лица и ИП должны иметь лицензию на совершение таких операций:

  1. Сбор
  2. Перемещение
  3. Переработка
  4. Утилизация

Данное правило вступило в силу с 1 июля 2016 г. Согласно Федеральному Закону, если лицензия отсутствует, организация не имеет право осуществлять подобную деятельность.

В ст.13.2. Главы III ФЗ можно прочесть о том, что необходимо проводить мероприятия, затрагивающие обращение с отходами производства и потребления, нацеленные на следующее:

  1. Постройка помещений для проведения процесса утилизации материалов, которые не будут больше использоваться.
  2. Финансирование стройки сооружений, необходимых для проведения работ с ТКО.
  3. Проведение действий регионального оператора ТБО и ТКО (твердые бытовые и коммунальные отходы).
  4. Определение несанкционированных свалок.
  5. Предотвращение отрицательного влияния на экологию при осуществлении работ какой-либо организацией.
  6. Предоставление доступа к информации этой сферы.

Подобные мероприятия регионального уровня входят в госпрограмму.

В федеральном законе указано, что лица, участвующие в деятельности по образованию отходного сырья, обязаны распределить его по степени вредности. Для этого необходимо изучить состав, оценить уровень опасного влияния на природу и человека. Далее, основываясь на результаты, происходит паспортизация отходов.

Действия, совершаемые при присвоении паспорта определенного класса, определяются органом исполнительной власти государства, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Для проведения манипуляций индивидуальными предпринимателями и юр. лицами с различными отходами существуют определенные требования, прописанные в ст. 15 ФЗ 89.

Чтобы проводить манипуляции с отходным сырьем всех классов, требуются квалифицированные работники, имеющие подтверждающий документ.

В Федеральном Законе 89 указано, что ответственность за прием на работу сотрудников возложена на ответственных лиц предприятия.

В данной главе ФЗ есть перечень требований к объектам размещения отходов. Для этого понадобится:

  1. Наличие паспорта отходов.
  2. Особый транспорт для перемещения отходного сырья.
  3. Соблюдение техники безопасности.
  4. Сопроводительные документы.

О нормировании в действиях с отходами из закона

Информация о нормировании содержится в ст. 18 ФЗ 89. При осуществлении работ ИП и юр. лиц, связанных с накоплением, в том числе раздельному сбору веществ, которые больше не будут применяться, необходимо придерживаться определенных лимитов по их размещению.

Согласно федеральному закону, существуют методические рекомендации, утвержденные органом исполнительной власти РФ, на основании которых ИП и юридические лица сами создают проекты, содержащие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Если нормативы и лимиты не соблюдены, на выполнение работ может налагаться запрет, а также деятельность может быть ограничена или приостановлена.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Законодательство имеет три основных пункта экономического регулирования деятельности, связанной с отходными материалами.

  1. Уменьшение объема мусора путем применения на производстве в виде вторсырья.
  2. ИП и юр. лица, проводящие мероприятия по распределению отходного сырья, должны выплачивать компенсацию, если отбросы вредят окружению. При наличии технических сооружений, защищающих экологию от отрицательного влияния отходов, плата с организации не взимается. Тарифы не распространяются на предприятия, накапливающие отходы производства и потребления в промежуток времени, не превышающий 11 месяцев, с последующей утилизацией.
  3. Экономическое стимулирование в виде снижения суммы компенсации, уплачиваемой организациями за нанесение вреда экологии, при наличии новейших технологических разработок. Льготы также предоставляются предприятиям, использующим биоразлагаемые материалы.

В статье 24.5 ФЗ 89 прописано об экологическом сборе, взимаемом с производителей и поставщиков товаров, подлежащих последующей утилизации в случае потери потребительских свойств.

Ответственность за неисполнение закона

Знание данного ФЗ необходимо для юридических лиц и ИП, проводящих работы с отходами, образующимися в процессе их деятельности. Совершаемые работы должны отвечать требованиям. Соблюдение федерального закона поможет избежать многих неприятностей.

Виды и правила обращения с отходами, установленные Федеральным законом

Проблема сбора и утилизации мусора в настоящее время стоит наиболее остро в связи с развитием производства в различных отраслях и возросшим уровнем потребления. Поэтому необходимо соблюдать правила работы с утильсырьем, которые оговорены в Федеральном законе об отходах производства и потребления.

Описание закона

Федеральный закон №89 был рассмотрен и утверждён в 1998 году, в нём регламентированы вопросы, связанные с оборотом отходов, их утилизацией или вовлечением мусора в переработку для получения сырья, а также оговорены принципы сокращения образования отходов производства. Основная задача закона об отходах – сократить и предотвратить их вредное воздействие на природу и сферу жизнедеятельности человека.

Обновленная версия

В последней редакции Федерального закона №89, утверждённой 28.12.2016, затронуты вопросы об обращении с отходами и общем тарифе для регионов. Это оговаривается в дополнениях 3 и 4 к п. 29.1 закона.

Дополнение №3 – региональные дилеры, занимающиеся сбором, обезвреживанием, хранением, переработкой и утилизацией отходов производства и потребления, должны заключить соглашение с органами исполнительной власти до 01.05 2018.

Дополнение №4 – предложения об утверждении одного общего тарифа на услуги региональных организаций, должны быть поданы в органы местной либо органы исполнительной власти РФ не позднее 01.07.2018.

Государственная дума определила приоритеты, которые должны выполняться в принятом Федеральном законе:

  • увеличение эффективности работы организаций, занятых в сфере переработки мусора;
  • рост вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • создание концепции экономического стимулирования для привлечения финансовых потоков в область, регулирующую оборот вторичного сырья.
Читать еще:  Первичная регистрация

Общие требования к обращению с отходами разных видов

В Федеральном законе №89 прописан ряд обобщённых требований по обращению с отходами.

Деятельность, связанная со сбором, хранением и переработкой опасных отходов должна быть лицензирована. Безоговорочным условием для получения лицензии является соблюдение норм и условий по безопасности для здоровья и жизни человека и окружающей среды.

Во время строительства, реконструкции или сноса зданий и сооружений, происходит образование отходов, поэтому организациям требуется:

  • получение одобрительного заключения государственного эксперта по экологической политике;
  • соблюдение норм и правил экологической политики;
  • ведение документации о сборе и хранении образующегося вторсырья;
  • предоставление площадей и сооружений для сбора отходов.

В ходе эксплуатации предприятий, зданий и сооружений собственники берут на себя обязательства:

  • применять в организации современные технологии малоотходного производства;
  • организовать проведение инвентаризации объектов, где размещены отходы и самого утиля;
  • соблюдать требования по предотвращению аварий, связанных с перевозкой или переработкой и утилизацией отходов и выполнять действия по их устранению;
  • при угрозе возникновения аварии незамедлительно довести до сведения уполномоченные дозорные органы исполнительной власти федерального уровня и местные органы управления.

Отходы с производства и опасные

Федеральным Законом предусматриваются требования, предъявляемые к объектам размещения отходов производства (ОРО) – специально оборудованным сооружениям – полигонам, шламохранилищам):

  • формирование ОРО происходит после выдачи разрешения уполномоченной комиссией, состоящей из представителей федеральной власти;
  • место строительства ОРО устанавливается при получении заключения государственной экологической экспертизы;
  • категорически запрещено закапывать отходы на территориях действующих поселений, курортных и парковых, а также водоохранных зон, вблизи подземных водных источников;
  • все ОРО подлежат занесению в государственный реестр.

Требования к обращению отходов, являющихся опасными. Опасными являются отходы, содержащие вредные вещества (токсичные, взрыво- и пожароопасные, радиоактивные), которые самостоятельно или при контакте с другими веществами создают потенциальную угрозу здоровью и жизни человека.

Подразделение на классы опасности происходит в зависимости от степени вредного воздействия (с 1 по 5). Частные предприниматели и юридические лица обязаны классифицировать образующиеся опасные отходы, оформляют на них паспорт.

Лица, в чьи должностные обязанности входит обращение с опасными отходами, должны быть обучены и аттестованы с вручением сертификата на право обращения с отходами опасного класса.

Транспортировка опасного утиля осуществляется с соблюдением следующих условий:

  • обязательно выписывается паспорт на категорию опасные отходы;
  • транспорт для перевозки должен быть снабжён спецоборудованием и предупреждающими знаками;
  • оформленные по всем правилам документы для транспортировки и передачи опасных отходов, где указаны их количество и пункт назначения.

Контролируемые мероприятия

Под государственным надзором при обращении с отходами подразумевается комплекс мер, направленных на обнаружение и недопущение нарушений законодательства при производстве, в результате которого образуется мусор.

В соответствии со ст.25 Федерального закона №89 госнадзор включает:

  • проведение плановых и внеочередных проверок хозяйствующих субъектов;
  • организационные мероприятия по устранению выявленных нарушений в ходе проверок;
  • наблюдение за исполнением норм и требований в области обращения с утилем;
  • проведение анализа и составление прогноза.

Производственный контроль выполняют сами владельцы производства. Порядок проведения производственного контроля утверждается при согласовании с представителями исполнительной власти.

Общественный контроль могут осуществлять общественные организации или граждане. Итог общественного экологического контроля может быть представлен в виде жалоб и обращений в результате выявления нарушений, представленных в органы государственной власти РФ, органы местного управления и которые подлежат рассмотрению в данных инстанциях.

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами

Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) представляют собой сложную смесь из бытового мусора, пищевых отходов.

Нормативы по обращению отходов – средняя величина количества ТКО, образующихся за некоторый временной период (день, месяц, год). Региональный оператор – юридическое лицо, заключившее договор по обращению с отходами с собственником мусора в определённом регионе.

Отходы от использования товаров (ОИТ) – готовая невостребованная продукция, находящаяся на складе владельца, потерявшая свои потребительские свойства. Для производителей разработаны схемы, по которым они должны доказать свою ответственность:

  • Предприятия могут создать отделения, где будет производиться полный цикл работы с ОИТ, начиная от дезинфекции, заканчивая утилизацией.
  • Уплата экологического сбора, который поступит в государственный бюджет и будет оформлен в качестве субсидий для финансовой поддержки программ по обращению с отходами.

Закон об обращении с однородным мусором

В законодательстве появилось определение «Группа однородных отходов». К ней относится вторсырье, подразделяемое по одному или нескольким одинаковым признакам. В настоящее время порядок обращения с отходами такой категории регулирует Росприроднадзор.

Существует подразделение однородного мусора по категориям:

  • стекло – посуда, бутылки;
  • бумага (макулатура) – различные упаковки, старые газеты, книги;
  • текстиль;
  • пищевые отходы;
  • дерево;
  • лом и отходы цветных и чёрных металлов;
  • кожаные и резиновые изделия;
  • пластик, пластмасса.

Нововведения

Поправка к ст.11 Федерального закона №89 говорит о запрещении вводить в эксплуатацию объекты без существования в них устройств для дезинфекции и безопасного хранения мусора. А изменения в ст. 12 накладывают строгий запрет на использование ТБО, как материала для репарации земель. Отходы, запрещённые для захоронения, будут регламентироваться Правительством РФ.

Видео по теме: Изменение Закона № 89-ФЗ

ФЗ №89 об отходах производства и потребления

Рассматриваемый Федеральный закон появился в 1998 году и стал отправной точкой зарождения и становления экологического права в России.

В нем содержится порядок обращения с отходами производства и потребления для ликвидации негативного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и природную среду, использование отходов в хозяйственных целях.

Кратко о самом законе

Изменения в рассматриваемый закон вносились в 2014 году, некоторые — в 2019. Новая редакция предусматривает достижение следующих целей: обеспечение высокой результативности при работе с отходами; увеличение применения вторичного сырья в хозяйственной деятельности, увеличение инвестиций с области переработки вторичного сырья.

Изменения затрагивают как полномочия государственных органов в данной области, так и вопрос тарифов и льгот размещения отходов.

О первой главе. Какие классы отходов по степени опасности выделяет закон?

Закон содержит вопросы накопления, хранения и утилизации мусора, подробно раскрыты все вопросы сбора, перевозки, хранения, переработки мусора. К отходам относятся вещества или предметы, являющиеся результатом производства, услуг или работы, которые должны удаляться в порядке, указанном данным законом. Не считается отходом грунт дна. Деятельность в сфере работы с отходами осуществляется как на федеральном законодательном уровне, так и на уровне субъектов.

К основным направлениям политики работы с отходами являются: стремление к полному использованию исходных сырья и материалов; уменьшение количества отходов и снижение класса их опасности; обработка и утилизация.

Отходы имеют следующие классы опасности:

  1. I класс — чрезвычайно опасные отходы;
  2. II класс — высокоопасные отходы;
  3. III класс — умеренно опасные отходы;
  4. IV класс — малоопасные отходы;
  5. V класс — практически неопасные отходы.

Приоритеты государства в сфере обращения с отходами.

Приоритетами государства в рассматриваемой сфере считаются: защита человека, видового разнообразия, защита окружающей среды, грамотная утилизация отходов, экономичный подход к утилизации, максимальная переработка отходов, финансовые вопросы данной деятельности, открытость сведений о переработке, международные отношения России в данной области.

Кратко о III главе

В третьей главе закона отражены вопросы требований по обращению с отходами. Законом установлены требования к обращению с отходами. Любые действия с отходами подлежат лицензии. При образовании отходов при строительстве, архитектурных работах, капитальном ремонте физические и юридические лица должны соблюдать требования законодательства об обращении с отходами. При любых строительных работах должны иметь место места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с требованием законодательства. Общие требования к обращению с отходами устанавливает Правительство Российской Федерации. Если здания и сооружения не имеют технологий для обезвреживания и безопасного размещения отходов, то они не могут вводиться в эксплуатацию.

Все физические и юридические лица обязаны: соблюдать законодательство, разрабатывать нормативы по размещению отходов, соблюдать федеральные нормы и правила работы с отходами; разрабатывать нормативы по уменьшению и переработке отходов, нести расходы при негативном воздействии отходов на окружающую среду, соблюдать требования по разделению отходов по родовому признаку; использовать новейшие технологии переработки отходов, контролировать степень загрязнения окружающей среды; информировать об обращении с отходами, предупреждать аварии при обращении с отходами, предупреждать и устранять чрезвычайные ситуации, при угрозе аварии или ее возникновении информировать об этом государственные органы.

Места размещения отходов устанавливаются на основании норм законодательства, где должен иметь место постоянный контроль состояния окружающей среды государственными органами. Владельцы объектов размещения отходов, обязан контролировать состояние окружающей среды, восстанавливать нарушенные размещением отходов земли.

Недопустимо захоронение и хранение отходов в населенных пунктах, курортных зонах, парках, водных объектах, в местах нахождения полезных ископаемых. Все объекты размещения отходов закрепляются в специальном реестре, установленном Правительством. В иных местах, не состоящих в реестре, нахождение отходов запрещено. Не могут подлежать захоронению отходы с полезными элементами. Твердые отходы не должны применяться для рекультивации земельных участков.

Закон предусматривает очищение муниципальных территорий от отходов на основании законодательных требований.

Физические лица могут отчуждать отходы цветных металлов, используемых на бытовом уровне, согласно требованиям, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели на аналогичных основаниях могут отчуждать металлические лом и отходы. Если у них имеются документы о праве собственности на отходы. Правила обращения с ломом металлов устанавливает Правительство.

В региональные программы обращения с твердыми бытовыми отходами должны быть включены: значения целевых показателей по обращению с твердыми отходами; указание деятельности по обращению с твердыми отходами и их натуральное выражение, сведения о финансировании данных мероприятий.

К основным мероприятиям данной области относятся: создание объектов по работе с отходами, софинансирование создания таких объектов, стремление утилизации отходов, контроль размещения отходов, защита окружающей среды.

Существует государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов, где имеют место сведения об обращении с отходами.

В такой системе содержатся сведения: о создании твердых отходов, местах их содержания и накопления, раздельности по родам и классам, объектах переработки коммунальных отходов, договорах в данной области, тарифах, нормативах, измерениях. Физические и юридические лица, работающие с отходами, должны иметь необходимую квалификацию, подтвержденную документально.

О нормировании в действиях с отходами из закона

Нормирование действий с отходами отражены в ст. 18 рассматриваемого закона. В отношении юридических лиц имеются лимиты размещения отходов по классу и характеристике объекта. Холдинги и иные большие предприятия могут устанавливать такие лимиты сами для себя. Более мелкие предприятия, результатом работы которых могут быть бытовые отходы, обязаны предоставить отчет об утилизации.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Законом указаны льготы и сборы по обращению с отходами для минимизации их воздействия на окружающую среду. Все предприятия, деятельность которых влечет создание отходов уплачивают налог за нанесение ущерба природе. При их накоплении за 11 месяцев уплаты не происходит. Если предприятие стремится к уменьшению количества отходов, оно имеет право на получение льготы.

Сбор уплачивают производители и импортеры товаров и упаковки. Размеры экологического налога зависят от затрат на ликвидацию одной единицы массы утилизированной продукции. Для этого ставка экосбора умножается на количество товаров и на утилизационный коэффициент. Экспортные товары не облагаются таким сбором. Юридические лица должны вносить оплату сбора до 15 апреля следующего за расчетным года.

Экологический сбор применяется для практической реализации государственных программ РФ через передачу субсидий субъектам. Субсидии используются для:

  • софинансирование региональных программ в области отходов;
  • при недостаточности средств, уплаченных населением для утилизации ТКО;
  • создание объектов утилизации отходов;
  • утилизацию отходов при создании товаров.

Более подробную информацию дают 23 и 24 Федерального закона.

Плательщиками за вред окружающей среде от отходов являются операторы по обращению с ТКО, а также региональные операторы. Если же при размещении отходов не затрагивается окружающая среда, на нее нет негативного воздействия, такая плата не используется.

Вред окружающей среде от использования отходов может уменьшаться за счет природоохранных мероприятий, специальных сооружений, контроля ее состояния, соблюдения нормативов и законодательных требований. При накоплении отходов для уничтожения в течение одиннадцати месяцев уплата не требуется. Защита окружающей среды от вреда отходов может происходит с помощью взимания тарифов.

Экономическое стимулирование в данной области предусматривает:

  1. Понижения размера платы за вред окружающей среде при использовании технологий по его уменьшению.
  2. Использования амортизации основных производственных фондов.

Меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами реализуются на основании законодательства.

Если при производстве упаковки, товаров, имеют место биоразлагаемые отходы, то может применяться стимулирование в виде: налоговых льгот; льгот уплаты за вред окружающей среде, экологического сбора, передачи части федерального и местного бюджета.

Ответственность за неисполнение закона

Неисполнение норм рассматриваемого закона влечет для юридических и физических лиц различные виды ответственности — дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую. Случаи нарушения закона могут быть обжалованы в суд в исковом порядке.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×