Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инспекция по трудовым договорам

Как подать жалобу в трудовую инспекцию?

В случае нарушения работодателем его трудовых прав за их защитой необходимо обращаться в трудовую инспекцию. Однако как правильно подать жалобу в трудовую инспекцию, знают немногие.

Жалоба направляется в трудовую инспекцию субъекта РФ по месту нахождения работодателя (по месту его фактического осуществления деятельности) следующими способами:

    в письменной форме по почте или при личном обращении в трудовую инспекцию. Сведения о месте нахождения государственной инспекции труда соответствующего региона и почтовых адресах для направления письменных обращений размещены на официальном сайте Роструда в сети «Интернет»;

в электронной форме путем заполнения специальной формы на официальном сайте Роструда или на интернет-портале Онлайнинспекция. Рф.

Внимание!
Обращения и заявления, направленные в электронной форме, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены авторизованным заявителем с использованием учетной записи, полученной в единой системе идентификации и аутентификации на портале Госуслуг (ч. 3 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

Общие требования к обращению, направляемому в трудовую инспекцию, содержатся в ст. 7 Закона N 59-ФЗ и п.п. 20 и 21 Регламента N 160.

В письменной жалобе, написанной разборчиво от руки или в печатном виде, в обязательном порядке указывается (ч. 1 ст. 7 Закона N 59-ФЗ, абз. 1 п. 20 Регламента N 160):

    наименование органа, в который направляется письменное обращение;

фамилия, имя, отчество заявителя;

почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

личная подпись и дата обращения.

В жалобе, подаваемой в электронной форме указывается (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ, п. 21 Регламента N 160):

    фамилия, имя, отчество заявителя;

адрес электронной почты или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

Сама же жалоба излагается в свободной форме и обязательно должна содержать сведения о фактах нарушения трудовых прав заявителя либо сообщение о нарушении работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (абзац пятнадцатый ст. 356, абзац четвертый, пятый и шестой части седьмой ст. 360 ТК РФ). Обращения, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не может служить основанием для проведения проверки работодателя. Также необходимо указать точное наименование работодателя, допустившего нарушение трудового законодательства и фактический адрес его местонахождения.

В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к своему обращению копии соответствующих документов или документы в электронной форме (ч. 2 и 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).

Внимание!
Чтобы работодателю не стало известно об источнике жалобы, в обращении необходимо указать просьбу о неразглашении сведений о заявителе и соблюдении конфиденциальности при проведении проверки (часть вторая ст. 358 ТК РФ).

Если работник не настаивает на соблюдении конфиденциальности при проведении проверки, то это вовсе не означает, что работодателю станет известно содержание «неконфиденциального» обращения. В силу ч. 2 ст. 6 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, без согласия заявителя. В таких случаях работодателю, конечно, станет известен источник жалобы исходя из распоряжения на проведение проверки и текста запроса о предоставлении документов и информации, однако саму жалобу инспектор труда работодателю не покажет.

В отличие от сроков обращения в суд и комиссию по трудовым спорам (ст.ст. 386, 392 ТК РФ), срок обращения в трудовую инспекцию законодательством не установлен. Поэтому работник вправе подать жалобу в трудовую инспекцию вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента обнаружения нарушения его трудовых прав, а инспекция должна рассмотреть эту жалобу и при необходимости принять меры инспекторского реагирования.

Вместе с тем согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 28.06.2006 N 11-В 06-8, инспектор труда, действуя в интересах работника, также как и сам работник должен соблюдать сроки для рассмотрения трудового спора, установленные ст. 392 ТК РФ. Поэтому подавая жалобу в трудовую инспекцию за пределами установленных ст. 392 ТК РФ сроков: по спорам о невыплате заработной платы — 1 года, по спорам об увольнении — месячного срока, по иным спорам — трехмесячного срока, нужно быть готовым, что предписание инспектора, выданное работодателю по результатам рассмотрения такой жалобы, с большой вероятностью будет отменено в случае его обжалования (определение Суда ХМАО от 13.01.2015 по делу N 33-190/2015, определение Челябинского облсуда от 02.12.2014 по делу N 11-12886/2014, определение Московского горсуда от 04.07.2013 N 4 г-5887/13).

При этом, по мнению Верховного Суда РФ, досудебное обращение работника на действия работодателя в трудовую инспекцию и ожидание ответа на жалобу является уважительной причиной для пропуска работником установленного ст. 392 ТК РФ срока обращения в суд, который должен быть восстановлен судом независимо от того, как инспекция отреагировала на обращение работника (определение от 26.11.2018 N 30-КГ 18-4).

Какие документы проверяет трудовая инспекция

Екатерина Костакова, эксперт Контур.Школы

Государственная инспекция труда наделена значительными полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Так какие же документы проверяет трудовая инспекция? Расскажем в статье.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Чаще всего трудовая инспекция приходит с проверками по жалобам. Так как не существует четко установленного проверяемого перечня, рекомендуем готовиться к проверке по всем документам, связанных с кадрами — трудовые договоры, различные положения (об оплате труда, премировании, распорядок дня), приказы, трудовые книжки, расчетные листки, табели, документы о выплате и начислении заработной платы, охрана труда и так далее.

Основные вопросы проведения проверок отражены в Трудовом кодексе РФ в главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353-368 ТК РФ)».

По установленному законодательством правилу, проверки, проводимые государственными трудовыми инспекторами в организациях, могут быть плановыми и внеплановыми (которые, в свою очередь, подразделяются на документарные и выездные). Порядок осуществления ревизий определен законодательно. Для начала проверочных действий и в первом, и во втором варианте нужны основания (причины, случаи).

Основания для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией

  • невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
  • установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
  • невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
  • поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • жалоба работника на нарушение трудовых прав;
  • запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.

О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановая проверка трудовой инспекции

Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.

Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:

  • прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
  • вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
  • работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).

Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.

Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:

  1. Проверка кадровых документов.
  2. Проверка безопасности выполняемых работ.

Проверка кадровых документов

В первую очередь, при подготовке к визиту инспекции, следует проверить состав документов. Инспекцию труда заинтересуют материалы, связанные с трудовыми отношениями и с охраной труда. Необходимо удостоверится в том, что данные документы находятся в полном порядке.

Кадровые документы, которые будут проверять:

  • учредительные документы;
  • коллективный договор;
  • все бумаги, которые связаны с оплатой труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • трудовые договоры, (статья 57 ТК РФ устанавливает существенные условия заключения трудового договора);
  • штатное расписание;
  • табели учета рабочего времени;
  • табели учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных работах;
  • табели расчета зарплаты;
  • больничные листы;
  • график отпусков;
  • личные карточки;
  • приказы о назначении на должность;
  • трудовые книжки;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • положение об оплате труда и премировании;
  • положение о защите персональных данных.

Постановление Госкомстата от 5 января 2004 года №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» устанавливает форму приказов, личных карточек, графика отпусков, штатного расписания, табелей учета рабочего времени и прочих документов, касающихся учета кадров, расчета рабочего времени и оплаты труда. Следовать данному постановлению обязаны абсолютно все предприятия, независимо от формы собственности. Существует ряд исключений для бюджетных организаций.

Проверка локальной внутренней документации

К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.

Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.

Проверка графика отпусков

Следует убедиться, что за последние годы в отпуск отправлялись все работники, при этом графики отпусков не нарушались, обратите внимание на то, как выплачивались отпускные. Если кому-то из сотрудников не доплатили положенной суммы, сделайте это прямо сейчас. Не забывайте, что график отпусков должен утверждаться не позднее, чем за две недели до окончания календарного года. Обратите внимание, не противоречит ли продолжительность отпуска закону. В случаи, если кто-то из сотрудников уходил в отпуск не по графику, необходимо внести изменения по приказам и заявлениям работников.

Проверка выплаты зарплаты

Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.

Проверяющие также обратят внимание на размер зарплаты, помните, что она не должна быть ниже установленного законом минимума.

В случае если работнику выплачивают надбавки, премии, организация должна документировать данный факт. Также следует проверить, всем ли уволенным работникам были произведены выплаты.

Проверка сведений, связанных с охраной труда

Каждый работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда. Они прописаны в документах по охране труда, наличие которых необходимо в любой организации. Это могут быть различные инструкции, документы, подтверждающие, что с работниками проводилось обучение по охране труда. Подобного рода документы должны быть в наличии, независимо от величины организации и количестве нанятых сотрудников.

При проверке безопасности выполняемых работ инспекторы смотрят следующие условия:

  • требования, связанные с обучением и инструктированием работников;
  • меры безопасности при проведении работ;
  • обеспечении работников средствами защиты;
  • организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (сейчас СОУТ), а также использования результатов АРМ (СОУТ) для предоставления льгот и компенсаций работникам, проведения периодических медицинских осмотров и др.

Во время ревизии инспекторы государственной трудовой инспекции, помимо проверки необходимых документов, могут осматривать все помещения предприятия, задавать вопросы персоналу, запрашивать недостающие сведения у ответственных сотрудников.

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки не может быть больше 20 рабочих дней, для филиалов общий срок — не выше 60 рабочих дней. Если речь идет о субъектах малого бизнеса, то для малого предприятия и микропредприятия этот период равен, соответственно, 50 часам и 15 часам. К внеплановым проверкам данные установления не относятся. При необходимости срок выездной плановой проверки продляется на 20 рабочих дней (но не выше), о чем необходимо за 3 дня предупредить работодателя.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Инспекция по трудовым договорам

С вашей стороны на проверке должен присутствовать руководитель или должностное лицо.

Инспектор составляет акт по итогам проверки

И выдаёт вам один экземпляр заключения. Если вы возражаете против результатов инспекции или конкретных действий инспектора во время проверки, напишите об этом в акте.

Вы узнаёте, что и когда нужно исправить

Инспектор прилагает к своему решению предписание, протоколы экспертиз. В предписании укажут, какие ошибки нужно исправить и в какие сроки. По истечении этого времени инспектор проведёт повторную проверку. Если вы не успеете исправить нарушения, придётся заплатить штраф .

Инспектор ставит отметку в журнале учёта проверок

Проверяющий должен оставить запись в вашем журнале об итогах проверки, указать дату и время проведения проверки и подписаться под итоговым решением.

Вы обжалуете результат, если ваши права нарушили

Если вы не согласны с результатом проверки, подайте заявление в трудовую инспекцию в течение 15 календарных дней. Приложите к нему документы, доказывающие вашу правоту.

Организацию и порядок проведения плановых проверок регламентируют ст. 9 и 16 ФЗ-294 .

Внеплановые проверки

Проводятся, если истёк срок исполнения предписания или в трудовую инспекцию поступило обращение об определённом нарушении.

Порядок проведения такой проверки:

Инспекция получает обращение с жалобой

Перед тем как привести его в исполнение, инспекция проверит, кто направил запрос, — анонимные не рассматривают. Однако инспектор должен хранить имя заявителя в тайне .

Прокуратура согласовывает проверку

Выездную внеплановую проверку согласовывает прокуратура. Она может отказать в проведении проверки, если не найдёт для неё оснований.

Проверку проводят без согласования с прокуратурой в следующих случаях:

  • нарушены права неоформленных работников (ИП и подрядчиков в том числе), работодатель не захотел заключать трудовой договор или сделал это неправильно;
  • нарушения трудового законодательства угрожают жизни и здоровью сотрудников.

Пожаловаться на это может кто угодно, не только нынешние, но и бывшие сотрудники, жёны бывших сотрудников, ваш конкурент или журналист.

Приходит уведомление о начале проверки

Вас уведомят по электронной почте не менее чем за 24 часа до начала проверки. Могут приехать без предупреждения, если есть угроза жизни и здоровью сотрудников или работодатель не хочет заключать трудовой договор.

Приезжают проверяющие

Если поводом для визита стало истечение срока предписания предыдущей проверки, инспектор должен исполнить предписание: проверить исправление нарушений и, если потребуется, выписать штраф. Процесс проверки идентичен процессу при плановом визите. Его регламентирует ст. 10 ФЗ-294 .

Читать еще:  Пример жалобы на работу транспорта

Документарные проверки

Их проводят в офисе трудовой инспекции. Инспектор к вам не поедет, но запросит документы, изучит акты предыдущих проверок и уведомления о начале предпринимательской деятельности.

Ч. 3 ст. 11 ФЗ-294

Вы должны предоставить копии или электронные версии запрашиваемых документов в течение 10 рабочих дней ( ч. 4 и 5 ст. 11 ФЗ-294 ). Если в процессе проверки инспектор нашёл ошибки или несоответствия, он запросит пояснения. Их нужно сдать в те же сроки.

Выездные проверки

Назначают, если инспектору необходимо лично убедиться в достоверности сведений о предпринимательской деятельности ( ч. 3 ст. 12 ФЗ-294 ).

Во время выездной проверки смотрят:

  • документы юрлица или ИП;
  • состояние работников;
  • состояние имущества: территории, зданий, строений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров.

Ч. 1 и 5 ст. 12 ФЗ-294

Выездную проверку проводят так же, как и внеплановую: только при предъявлении инспектором служебного удостоверения и в присутствии руководства компании.

Как подготовиться к визиту трудовой инспекции

К визиту трудового инспектора нельзя подготовиться за сутки. Занимайтесь охраной труда систематически: проводите аудиты, инструктажи, медосмотры сотрудников и оценку условий труда.

Наймите специалиста по охране труда или научитесь сами

Если в штате менее 50 человек, охраной труда может заниматься руководитель. Для этого нужно пройти платное обучение в центре, аккредитованном Минтрудом России, получить диплом и удостоверение. Те же самые правила действуют и для индивидуальных предпринимателей.

Если в штате более 50 сотрудников, нужно нанять специалиста.

Проводите инструктажи

Для всех новых сотрудников, с которыми вы заключаете трудовой договор, нужно проводить вводный инструктаж (в том числе если вы ИП). Дату, время и результат инструктажа записывайте в специальном журнале. Попросите сотрудников оставить подпись рядом с этой записью и подтвердить, что они прошли проверку.

Инспектор захочет посмотреть этот журнал, когда приедет с визитом. Если обнаружит, что инструктаж не провели, оштрафует .

Организуйте медосмотры для сотрудников

Медосмотр — это не самостоятельная диспансеризация в поликлинике. Работодатель организует и оплачивает медосмотр, а медицинский центр, у которого есть лицензия на такой вид деятельности, его проводит.

Кому и как часто нужно проходить медосмотр, разъясняет закон. Регулярность зависит от должности и условий работы. Например, работник общепита посещает врачей один раз в год , машинист крана — один раз в два года. Есть исключения: сотрудников младше 21 года, занятых на любой работе, нужно отправлять на медосмотр раз в год.

По поводу офисных сотрудников, работающих за компьютерами (бухгалтеров, операторов, менеджеров), в законе конкретных указаний нет. Общая практика такова: если условия труда в норме, отсутствуют вредные и опасные факторы, медосмотр проводить необязательно.

Проводите специальную оценку условий труда (СОУТ)

Это нужно делать в любой компании и любому ИП с наёмными работниками раз в пять лет. Спецоценкой занимаются организации , аккредитованные министерством труда. Они смотрят на условия работы и вредные факторы (количество света, шума и пыли в помещении) и проверяют их соответствие нормам.

После проверки эксперт всё описывает в отчёте, а вы подаёте об этом декларацию в Роструд и знакомите сотрудников под подпись с результатами проверки их рабочих мест.

Чем грозит проверка по обращению работника в Государственную инспекцию труда?

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником. Зачастую такое соглашение не выполняется одной из сторон, а работник за защитой своих прав обращается к государству.

В статье 353 ТК РФ законодатель закрепляет осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Территориальными органами Роструда в соответствии с Федеральным законом РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — 294-ФЗ) являются Государственные инспекции труда.

Зачастую, обращаясь в Государственную инспекцию труда (далее — ГИТ), работник не понимает, что именно он должен указать в своем заявлении. Большинство заявителей хотели бы не раскрывать информацию о себе, но в заявлении не указывают таких ограничений на распространение информации. А значит, в случае разглашения заявители при оспаривании действий ГИТ, скорее всего, исходя из судебной практики, не смогут доказать свое намерение остаться анонимными.

Следует отметить, что анонимно подать заявление о нарушении в ГИТ не получится; если заявитель хочет добиться проверки, ему следует указать свои реквизиты.

Внеплановая проверка не будет проводиться, если обращение или заявление не позволяет установить лицо, направившее их в государственный орган, а также не содержит сведений о фактах и основаниях, указанных в ч. 2 ст. 10 294-ФЗ.

Зачастую работодатель боится ГИТ и не ждет ничего хорошего от внеплановой проверки, опасаясь возможности обнаружения тех нарушений, которые допускаются. Тем не менее при возникновении ситуации, когда такая проверка неизбежна, к ней нужно подготовиться. Проверка ГИТ не всегда находит нарушения и, если таковые отсутствуют, может послужить еще одним доводом в пользу правоты работодателя при переносе конфликта с работником в суд.

Судебная практика

К. обратилась с иском к ООО «Алжеко» о взыскании оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, взыскании денежной компенсации морального вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы представления.

В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

Суд установил, что приказом от 05 октября 2010 года К. принята на работу в ООО «Алжеко» на должность с окладом 140000 рублей (л. д. 132), с ней был заключен трудовой договор.

По соглашению сторон от 12 марта 2009 года трудовые отношения между истицей и ответчиком прекращены с 16 апреля 2010 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Отказывая в удовлетворении требований К., суд исходил из анализа представленных в дело доказательств: табеля учета использования рабочего времени за март 2010 года, расчетной ведомости за март 2010 года. В данных документах сведений о привлечении истицы к работе в выходные и праздничные нерабочие дни в марте 2010 года не имеется.

По правилам ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств, подтверждающих, что истица работала с 06 марта по 08 марта 2010 года по письменному распоряжению работодателя, суду представлено не было.

Доводы К. о поданном ею заявлении о выходе на работу 6, 7 и 8 марта 2010 года, об инициативе работодателя и указании на электронное письмо учредителя с просьбой выйти на работу 06, 07, 08 марта 2010 года, оценку в решении получили, судебная коллегия с такой оценкой согласна.

Суд при рассмотрении спора также обоснованно сослался на результаты внеплановой проверки Государственной инспекции труда в городе Москве. Данная проверка привлечения К. к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также нарушений трудового законодательства не выявила.

Судебная коллегия определила решение Останкинского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Одним из способов минимизации результатов проверки ГИТ является скрупулезная фиксация каждого факта и действия. Так, о внеплановой выездной проверке юридическое лицо уведомляется инспекцией труда не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Отмечу, что существует ряд случаев, когда проверяющие органы не обязаны сообщать о своем приходе. Например, если подобное уведомление может нанести ущерб эффективности контроля и позволит скрыть факт нарушения (ст. 360 ТК РФ). Если все же уведомление получено, то работодатель должен принять меры, направленные на фиксацию срока получения такого уведомления. Следующим шагом будет анализ ситуации и попытка выявить причину такой проверки для последующего устранения с целью минимизации последствий. По результатам составляется акт, в котором указываются нарушения и срок их устранения. Следует помнить, что признание вины смягчает наказание.

В любом случае работодатель должен давать максимально объективную оценку своим действиям и действиям своих работников.

Судебная практика

Общество с ограниченной ответственностью «Анна-Транс» (далее — общество) обратилось в Свердловский районный суд города Белгорода с заявлением об отмене постановления Государственной инспекции труда в Белгородской области № 4-486-20-ППР/17/1 от 25.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в сумме 40000 руб.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 06.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Полагая, что указанное решение принято судом при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушении норм материального и процессуального права, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой.

Общество полагает необоснованным вывод суда о нарушении норм трудового законодательства, а именно наличие задолженности по выплате заработной платы перед уволенным 05.03.2010 Буренковым Л. В. в сумме 10516,71 руб., поскольку был представлен расходный кассовый ордер, по которому Буренкову Л. В. были выданы денежные средства в сумме 10000 руб., о чем имеется подпись последнего.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.

24.05.2010 г. прокуратура г. Белгорода, рассмотрев материалы проверки соблюдения трудового законодательства ООО «Анна-Транс», установила, что в нарушение норм трудового законодательства общество имеет задолженность по выплате заработной платы перед уволенным 05.03.2010 г. Буренковым Л. В. в сумме 10516,71 руб. за январь, март 2010 г., также установлено, что обществом с момента регистрации и до принятия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

Выявленные нарушения отражены в постановлении заместителя прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.05.2010 г.

В порядке ст. 28.8 КоАП РФ материалы об административном правонарушении направлены в Государственную инспекцию труда в Белгородской области.

Установив в действиях ООО «Анна-Транс» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, главным государственным инспектором труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области 25.06.2010 вынесено постановление № 4-486-20-ППР/17/1 о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 40000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Анна-Транс» обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из подтвержденности материалами дела факта совершения ООО «Анна-Транс» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, вины в его совершении, отсутствия в действиях административного органа нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее

Согласно ст. 129 ТК РФ заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охранен труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, ознакомление работников с требованиями охраны труда, разработку и утверждение правил и инструктаж по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержания требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам ее внутренней организации.

Статьей 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), а именно: у ООО «Анна-Транс» имелась возможность выполнять требования трудового законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанных обязанностей, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Читать еще:  Телефоны доверия, горячей линии, собственной безопасности, дежурных частей ГУ МВД и УГИБДД ГУ МВД России, Москва, Московская область

Доказательств наличия объективных причин невозможности выполнения требований и норм трудового законодательства обществом ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено в нарушение ст. 65АПК РФ.

Осуществляя производство по делу об административном правонарушении, прокуратура города Белгорода и главный государственный инспектор труда (охране и труда) Государственной инспекции труда в Белгородской области А. В. Мальгинов не допустили процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.

Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, суд правомерно посчитал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводов лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Арбитражный суд постановил решение Арбитражного суда Белгородской области от 06.09.2010 г. по делу № А08-4495/2010-17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Следует помнить, что в случае выявления нарушений самым опасным последствием для организации может стать приостановление деятельности организации под предлогом защиты трудовых прав ее работников (ст. 5.27 КоАП РФ) на срок до девяноста суток.

Отмечу еще раз, работодатель должен не бояться проверок ГИТ, а быть к ним готовым. Конфиденциальность при проведении таких проверок соблюсти возможно, если заявитель отдельно указывает об этом в своем заявлении, что зачастую не выполняется, а значит, его информация о нем может быть раскрыта. Но только в данном случае это большой роли не играет, ведь нарушение может быть выявлено и при проведении плановой проверки.

Чтобы трудовая инспекция была на стороне работодателя, следует правильно и точно в срок обеспечить неукоснительное соблюдение трудового законодательства, и тогда ГИТ станет не врагом, а другом при возникновении конфликта с недобросовестным работником, пытающимся доказать то, чего не было на самом деле.

Восстановление прав работника: трудовая инспекция и другие способы

Основным законом, регулирующим права человека как работника, является Конституция РФ, а именно ее тридцать седьмая статья. В соответствии с ней, каждый гражданин имеет возможность:

  • выбирать род деятельности на свое усмотрение;
  • быть защищенным от принудительного труда;
  • трудиться в условиях, которые отвечают технике безопасности и правилам гигиены;
  • получать заработную плату не ниже установленного минимального размера;
  • быть защищенным от безработицы;
  • проводить споры, касающиеся его деятельности как сотрудника;
  • отдыхать в установленные законодательством выходные, праздничные дни, отпуск.
  • Права работника
    • Распространенные нарушения прав работников
  • Что предпринять работнику, если его права ущемлены
    • Обращение в трудовую инспекцию
    • Обращение в иные инстанции

Кроме того, деятельность работающего населения защищено Трудовым кодексом РФ, в частности, его тринадцатым разделом.

Права работника

Как гласит статья №21 ТК РФ, трудящийся имеет право:

  • заключать, изменять и расторгать трудовой договор;
  • выполнять рабочие действия в соответствии с договором;
  • на рабочее место, соответствующее всем нормам;
  • на своевременную и полную оплату труда;
  • на отдых в соответствии с его профессией;
  • иметь достоверную информацию об условиях работы;
  • на профессиональную подготовку, переподготовку;
  • на создание профессиональных союзов;
  • на защиту своих прав и свобод;
  • на получение возмещения вреда, полученного в рабочее время;
  • на социальное страхование в соответствии с законодательством.

Распространенные нарушения прав работников

Самыми распространенными нарушениями прав трудящихся являются такие действия работодателя, как:

  • изменение или прекращение трудового договора с нарушениями ТК РФ;
  • несвоевременное или неполное начисление заработной платы;
  • нарушения режима, охраны труда;
  • нарушения прав и свобод человека;
  • непредставление возможности компенсаций, положенных по закону, повышения квалификации и пр.

Что предпринять работнику, если его права ущемлены

Согласно статье №352 ТК РФ, трудящийся может отстоять свои права двумя способами:

  • защититься самостоятельно. Например, отказаться от выполнения своих обязанностей до выполнения законных требований. Об этом сотрудник должен письменно уведомить работодателя, а работодатель, в свою очередь, в соответствии со статьями №379-380 ТК РФ, не может препятствовать ему;
  • обратиться в надзорные органы.

Обращение в трудовую инспекцию

Основной государственной организацией, занимающейся защитой трудящихся, является трудовая инспекция.

Согласно статье №356 ТК РФ, этот орган имеет право осуществлять такую деятельность, как:

  • принимать обращения граждан о нарушениях прав в трудовой сфере;
  • принимать меры по устранению нарушений, восстановлению прав граждан.

В инспекцию можно обратиться следующими способами:

  1. в территориальное отделение лично, на горячую линию, на электронный адрес, почтой;
  2. заполнить форму на портале.

В заявлении должны присутствовать такие данные, как:

  • наименование инспекции, куда подается обращение;
  • сведения об обращающемся: ФИО, адрес, контактные данные;
  • сведения об организации, в которой трудится обращающийся;
  • сведения о нарушенном трудовом договоре, правах и свободах;
  • просьба к инспекции, например, провести проверку;
  • подпись и дата.

Заявление должно быть рассмотрено в течение тридцати рабочих дней.

Обращение в иные инстанции

Кроме трудовой инспекции, трудящийся может обратиться в такие организации:

  1. Профсоюз. Профсоюзы имеют возможность контролировать соблюдение законодательства в трудовой сфере, выполнение условий коллективных договоров и пр.
  2. Прокуратура.
  3. Заполнить форму на портале Министерства труда.
  4. Суд, где трудовые споры не облагаются госпошлиной (статья №393 ГК РФ). Установлен общий срок такого обращения для работника — три месяца со дня, когда он узнал (должен был узнать) о нарушении своего права (ст. 392 ТК РФ). Исключения составляют споры об увольнении (один месяц от даты увольнения) и по заработной плате (год с установленной в организации даты выплат).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

— при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

— при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

— задержка выплаты или невыплата заработной платы;

— неверный расчет компенсаций при увольнении;

— невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

— отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

— некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

— несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

— при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

— по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

— обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

— запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

— распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки — 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».

Государственная трудовая инспекция — функции и полномочия

Как государственная трудовая инспекция помогает добиться справедливости? Как обратиться в этот орган с жалобой, каким правилам необходимо следовать при написании документа? Обсудим подробно ниже.

Чем занимается трудовая инспекция

Нарушение прав работников, отказ в предоставлении выплат и отпусков, гарантированных законом – не редкость в нашей стране. Задача такого органа исполнительной власти, как федеральная инспекция труда (ИТ), состоит в осуществлении контроля и надзора за подобными ситуациями, не выходя за рамки трудового законодательства.

ИТ находится в подчинении Роструда – уполномоченного федерального органа. При этом на местах контроль осуществляется государственной инспекцией территориального значения.

Трудовая инспекция РФ располагает следующими полномочиями:

  • Проведение проверки и регистрация ее результатов в акте;
  • Выдача письменного предписания с установлением сроков устранения нарушений;
  • Составление протокола об административном правонарушении в случае неисполнения;
  • Подготовка документации для привлечения к ответственности виновных.

В каких случаях и как составить жалобу в трудовую инспекцию

Обращение можно подавать при любом нарушении прав работающих граждан РФ, включая неразрешенные споры, в которых имели место вопросы выдачи зарплаты и пособий, гарантированных законом. Также можно написать жалобу онлайн, не найдя консенсуса с работодателем относительно режима труда и отдыха, отпусков, продолжительности работы и перерывов, а также по другим спорам.

Согласно нормам действующего законодательства, образца жалобы в трудовую инспекцию не существует, поэтому жалобу пишут в свободной форме.

При составлении документа рекомендованы правила ведения деловой переписки:

  1. Передаваемая информация должна быть краткой, точной и достоверной. Перепроверьте все данные, отражая объективное положение вещей, а не личное отношение гражданина к ситуации. Сжатый и лаконичный текст должен включать факты, которые сформируют адекватную оценку случившегося.
  2. Соблюдайте правила русского языка. Разумеется, в случае допущения ошибки обращение рассмотрят, тем не менее, такая переписка невозможна без грамотного и структурированного изложения текста;
  3. Указывайте имя и контактные данные. Анонимные жалобы не рассматривают, а контактная информация необходима для дальнейшей связи и отправления ответа.

Обращение в трудовую инспекцию — образец

Государственная инспекция труда

г. Москва, ул. Ватутина, д.15

от Волощук Андрея Игоревича

г. Москва, ул. Жукова, д.22, кв.16

контактный телефон: 25-14-17

С 2009 года по сегодня я, Волощук Андрей Игоревич, работаю строителем в ООО «Быстро Дом», которое находится по адресу: город Москва, улица Металлургов, дом 17. С мая 2012 года по настоящее время мне отказывают предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, аргументируя это отсутствием человека для замены. Я несколько раз писал заявление на отпуск, однако сотрудник отдела кадров отказывался его принимать.

Когда я получил очередной отказ 12 июля 2015 года, подал жалобу генеральному директору общества Гусаковскому Николаю Григорьевичу. Референт в приемной директора заявление принял, однако не дал согласие зафиксировать этот факт на моей копии. Ответ на обращение я так и не получил.

Я решил поговорить с директором предприятия лично и записался на встречу 14 августа 2015 года. Во время беседы Гусаковский Н.Г. напрямую указал, что отпуск мне не предоставят, а при желании спорить я могу увольняться.

В связи с вышеизложенным

взять под контроль данный факт и наказать виновных лиц;

реализовать мое право на оплачиваемый отпуск.

Читать еще:  Как снять машину с учёта

19 августа 2015 года Волощук А. И.

Как подать жалобу на работодателя

Написать обращение можно тремя способами:

  • собственноручно;
  • с помощью Почты России;
  • через официальный сайт ГИТ.

Рассмотрим каждый способ детально.

Первый случай понятен. Изложив суть жалобы на бумаге (помните, что обращения составляют в двух экземплярах), доставьте ее в инспекцию (на своей копии проставьте дату подачи, а также подпись и Ф.И.О. принявшего лица) и ждите ответ. Кроме почтового адреса укажите также номер телефона для связи с вами в случае необходимости уточнений или дополнительных вопросов.

Отправка претензии Почтой России схожа с личной доставкой жалобы. Пишете обращение, идете на почту и отправляете один экземпляр заказным письмом с уведомлением, а второй оставляете у себя. Вернувшийся документ – доказательство получения отправленного письма, на котором есть подпись принявшего его лица. Кроме этого, сохранив квитанцию об отправке, вы подтвердите этот факт до возвращения уведомления.

Oбращение в ИТ образец

Проще всего пожаловаться на нечестного работодателя через сеть Интернет. Для этого зайдите на официальный сайт Онлайнинспекция.рф. Выберите вкладку «Онлайн приемная» и тему претензии (из выпадающего списка, который содержит самые распространенные проблемы). Если не сможете найти тему обращения, кликните на вкладку с «Иными вопросами». Перейдя по ссылке, выберите функцию «Отправить заявление».

Для подачи претензии придется пройти анкетирование и указать контактную информацию. После внесения персональных данных понадобятся сведения о предприятии-работодателе – ИНН, ОГРН, имя и должность руководителя и ваша.

Лишь после этой процедуры можно будет перейти непосредственно к изложению сути проблемы. Для подтверждения ситуации к письму прикрепите файлы (отсканированные копии трудового договора, заявления, приказы).

При направлении жалобы любым способом не ждите молниеносного ответа. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предполагает срок до 30 календарных дней с момента поступления в инстанцию.

Что проверяет трудовая инспекция по жалобе

ИТ имеет право запросить документацию, которая регламентирует отношения между сотрудником и работодателем.

На предприятии обязательно должны вестись такие локальные нормативные документы, как штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, положение о защите персональных данных работников (и обязательство об их неразглашении), положение об оплате труда. Их просмотрит инспекция. Проверят и факты, что работник выполняет должностные обязанности, предварительно подписав трудовой договор, а приказы относительно личного состава фиксируют все движения кадров.

Первым и самым главным пунктом акцентирования внимания проверяющего станет факт наличия трудовых договоров и соблюдения правил ведения и хранения книжек учета стажа, утвержденных законом. Также проверят табель учета рабочего времени для поиска расхождений в нем и выплатах работнику. К примеру, за ночные смены или сверхурочные работы. Не пропустит мимо инспектор ИТ информацию о труде отдельных категорий граждан (инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины), на которых распространяется правило об ограничении времени работы.

Проверки государственной инспекции труда и федеральной налоговой службы: подмена трудовых договоров гражданско-правовыми

Автор: Олеся Федорова

Довольно часто работодатели заключают с работниками не трудовые, а гражданско-правовые договоры. Это обусловлено желанием минимизировать расходы по налогам, отчислениям во внебюджетные фонды, а также возможностью в любой момент отказаться от исполнения таких договоров.

В случае если исполнитель по гражданско-правовому договору расценивает сложившиеся между ним и заказчиком отношения как трудовые, он вправе обратиться с заявлением в территориальный орган федеральной инспекции труда – государственную инспекцию труда в своем субъекте, которая организует внеплановую проверку и вынесет предписание либо об устранении нарушений трудового права заказчиком и переквалификации гражданско-правового договора в трудовой, либо об отсутствии признаков трудовых отношений.

Заказчик вправе обжаловать такое предписание в суде в соответствии с главой 25 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Исполнитель, считающий свои права нарушенными, вправе обратиться в суд, руководствуясь предписанием государственной инспекции труда. Суды в данном случае не всегда встают на сторону исполнителя и, несмотря на предписание государственной инспекции труда, могут отказать исполнителю в признании гражданско-правового договора трудовым.

Так, Определением Самарского областного суда от 25.01.2012 по делу № 33-579/2012 было установлено наличие гражданско-правовых отношений между истцом и ответчиком, а не трудовых, как того требовал истец, и как было установлено государственной инспекцией труда при осуществлении внеплановой проверки по заявлению истца. Суд пришел к выводу о наличии между сторонами исключительно гражданско-правовых отношений, возникших и продолжающихся на основании договора оказания услуг, несмотря на то, что он закончился. Суд принял во внимание ежемесячное получение денежных сумм после подписания акта сдачи-приемки, отсутствие ранее заявленных требований исполнителя о заключении с ним трудового договора; отсутствие ознакомления исполнителя с режимом работы компании-заказчика, на основании чего сделал вывод об отсутствии трудовых отношений между сторонами.

Довольно часто суды отказывают исполнителю в признании гражданско-правового договора трудовым в связи с пропуском срока обращения в суд. Обычно это происходит потому, что исполнитель обращается в государственную инспекцию труда и дожидается ее решения, которое заказчик-работодатель не спешит исполнять. Срок же на обращение в суд по данному вопросу составляет в соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ 3 месяца со дня, когда исполнитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам о расторжении гражданско-правового договора – 1 месяц (по аналогии с расторжением трудового договора).

Так, Апелляционным определением Архангельского областного суда от 23.09.2013 по делу № 33-5615/13 отказано в удовлетворении иска о признании правоотношений трудовыми, взыскании задолженности по заработной плате, поскольку истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

До 01.01.2014 государственная инспекция труда не могла обращаться в суд с заявлением о признании отношений по договорам гражданско-правового характера трудовыми, однако Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», большинство положений которого вступили в силу 01.01.2014, был внесен ряд важных изменений, касающихся заключения гражданско-правовых договоров.

Одним из наиболее важных аспектов является изменение отношения к гражданско-правовым договорам, активно применяемым работодателями наряду с трудовыми.

В соответствии с добавленной законом «О специальной оценке условий труда» в Трудовом кодексе РФ частью второй статьи 15, не допускается заключать гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем.

Для обеспечения данного положения в Трудовой кодекс РФ внесена статья 19.1, расширяющая способы признания гражданско-правовых отношений трудовыми. В частности, такое признание может быть сделано:

Таким образом, как следует из части 1 статьи 19.1 Трудового кодекса РФ, правом на обращение за признанием отношений трудовыми обладает государственная инспекция труда . Причем согласия самого исполнителя в соответствии с названной статьей не требуется. Следовательно, государственная инспекция труда, проводя проверку и обнаруживая заключенный гражданско-правовой договор, прикрывающий, по мнению органа, трудовые отношения, вправе самостоятельно направить материалы проверки в суд и вопреки воле сторон добиться признания договора трудовым.

Таким образом, для выявления данных фактов государственная инспекция труда должна провести проверку.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года.

Внеплановые проверки – по истечению срока исполнения работодателем выданного государственной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; по обращению работника/исполнителя; при наличии приказа вышестоящего органа, выданного в установленном порядке (пункт 10 вышеозначенного Постановления).

Чаще всего проводятся именно внеплановые проверки по заявлению физического лица, считающего, что его право на труд нарушено, например, заключением гражданско-правового, а не трудового договора.

Статьей 19.1 Трудового кодекса РФ судам предписано при рассмотрении споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толковать неустранимые сомнения в пользу наличия трудовых отношений.

Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации».
Пункт 3 этой статьи говорит о том, что заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Указанные положения вступают в силу с 01.01.2015 .

Так какие же меры предпринять заказчику, чтобы обезопасить себя от признания гражданско-правовых отношений с исполнителем – физическим лицом трудовыми отношениями?

Прежде всего, необходимо определиться со схемой работы: с физическими лицами или с индивидуальными предпринимателями.

В первом случае рискует и само физическое лицо – неоднократное выполнение работ физическим лицом для разных компаний может быть квалифицировано как осуществление предпринимательской деятельности без регистрации с привлечением к ответственности по статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях, а при извлечении дохода в крупном размере – даже уголовная ответственность ( статья 171 Уголовного кодекса РФ). Кроме того, заказчик обязан уплатить за исполнителя налог на доходы физических лиц и взносы в Пенсионный фонд. Длительное же сотрудничество, учитывая изменения, введенные законом «О специальной оценке условий труда», может дать судам основания расценивать как подмену трудовых отношений гражданско-правовыми (Определение Московского городского суда от 15.12.2011 по делу № 4г/4-11228 – суд согласился с выводом государственной инспекции труда о трудовом характере отношений в связи с тем, что работы исполнялись на оборудовании заказчика, работа выполнялась на протяжении длительного периода времени в интересах заказчика, исполнителям заказчиком оформлены и выданы страховые медицинские полиса, исполнители фактически подчинялись правилам внутреннего трудового распорядка, что подразумевает заключение трудового договора со дня фактического допущения работника с ведома и по поручению работодателя к исполнению определенных должностных обязанностей ).

Таким образом, для выполнения разовых работ привлечение физического лица не несет существенных рисков для заказчика. Однако при постоянном сотрудничестве более интересным является заключение гражданско-правовых договоров с индивидуальными предпринимателями. Заказчиками также применяется схема расторжения трудовых договоров с работниками, регистрация последних в качестве индивидуальных предпринимателей и заключение с ними гражданско-правовых договоров.

Как показывает практика, государственная инспекция труда в таких случаях довольно редко выносит предписания об устранении нарушений трудового законодательства, поскольку статус индивидуального предпринимателя предполагает более высокую степень защищенности при работе с заказчиками, в том числе возможность не подчиняться правилам внутреннего распорядка (де-юре), увеличение возможностей на оказание услуг иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем в качестве индивидуального предпринимателя, а не физического лица, что удобнее для таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (нет необходимости выплачивать налог на доходы физических лиц, взносы в фонды за физическое лицо). Однако данная схема весьма интересна налоговым органам и внебюджетным фондам.

При установлении фиктивности гражданско-правовых отношений и наличия фактических трудовых отношений налоговый орган (либо внебюджетный фонд) в отношении компании:

— доначисляет налог на доходы физических лиц;

— доначисляет взносы, подлежащие уплате во внебюджетные фонды;

— выносит санкции за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц (20 % от подлежащей уплате суммы, статья 123 Налогового кодекса РФ, за непредоставление сведений по форме 2-НДФЛ – по 200 рублей за каждый непредоставленный документ, статья 126 Налогового кодекса РФ) и взносов во внебюджетные фонды (пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки, статья 25 Федерального закона № 212-ФЗ, штраф в размере 20 % неуплаченных взносов, статья 47 Федерального закона № 212-ФЗ).

Исходя из анализа судебной практики, можно сделать вывод о том, что суд выносит решение в пользу налогового органа (фонда) в следующих случаях:

— массовое увольнение сотрудников и регистрация их в качестве индивидуальных предпринимателей (например, Постановление Федеральной антимонопольной службы Волго-Вятского округа от 27.06.2008 по делу № А11-8961/2007-К2-22/483 – снижение численности сотрудников со 193 до 26 человек в течение трех лет, заключение с теми же лицами гражданско-правовых договоров);

— наличие в гражданско-правовых договорах элементов трудового договора (указание на место работы, фиксированный размер оплаты, выплата вознаграждения 2 раза в месяц, предоставление оплачиваемого отпуска, определенный режим труда и отдыха, материальная ответственность и тому подобное) (Постановление Федеральной антимонопольной службы Волго-Вятского округа от 05.03.2012 по делу № А29-1341/2011, Постановление Федеральной антимонопольной службы Северо-Западного округа от 09.11.2010 по делу № А66-2676/2010);

— оплата процесса труда, а не его конечного результата;

— обеспечение исполнителю соответствующих условий труда на безвозмездной основе;

— оказание услуг индивидуальными предпринимателями только одному контрагенту.

Таким образом, в целях избежания налоговых рисков при переводе сотрудников в индивидуальные предприниматели и заключении с ними договоров, а также в целях избежания споров с государственной инспекцией труда следует:

— полностью исключить элементы трудового договора, руководствоваться только нормами гражданского законодательства;

— исключить упоминания о ведении отчетности индивидуальных предпринимателей бухгалтерией заказчика (если такое условие предложено заказчиком);

— осуществлять постепенный перевод сотрудников в индивидуальные предприниматели;

— перед началом проведения процедур увольнения сотрудников провести внеочередное собрание участников/акционеров и зафиксировать нецелесообразность содержания в штате большого количества специалистов, прийти к выводу о необходимости применения сдельной системы оплаты труда (по проектам, заказам и так далее);

— установить варьированную систему выплаты вознаграждения в зависимости от объема выполненных работ, подтвержденных актом.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при отсутствии указанных выше ошибок в работе с индивидуальными предпринимателями, реально доказать гражданско-правовой характер отношений с индивидуальными предпринимателями и использовать данную схему на практике. Имеется положительная судебная практика по данному вопросу.

Так, постановление Федеральной антимонопольной службы Центрального округа от 29.10.2008 по делу № А68-601/2007-24/11, оставлено без изменения Определением Высшего арбитражного суда РФ от 10.03.2009 № ВАС-2114/09, в котором суд обоснованно отклонил доводы налогового органа о том, что договоры носили длительный характер, регистрация предпринимателей в качестве индивидуальных предпринимателей и их переход на упрощенную систему налогообложения осуществлялся централизованно, все предприниматели имели счета в одних банках, ряд предпринимателей обеспечивался мобильной связью и спецодеждой, поскольку они в любом случае не свидетельствуют о наличии трудовых отношений между предпринимателями и обществом.

Постановление Федеральной антимонопольной службы Волго-Вятского округа от 03.03.2008 по делу № А31-1340/2007-15 и Постановление Федеральной антимонопольной службы Центрального округа от 22.02.2011 по делу № А09-4208/2010 содержат аналогичное обоснование:

Суд установил, что представленные гражданско-правовые договоры не соответствуют установленному трудовым законодательством понятию трудового договора, поскольку в них не согласована конкретная специальность в соответствии со штатным расписанием, не оговорено подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×