Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Должностное лицо предоставило ложные данные

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Комментарий к статье 140 УК РФ

1. Предметом преступления являются находящиеся в органах государственной власти или органах местного самоуправления и собранные в законном порядке документы и материалы, содержащие информацию, которая непосредственно затрагивает права и свободы гражданина (например, материалы служебных расследований, прокурорских проверок, пенсионного дела; сведения о близких родственниках).

2. Объективная сторона преступления выражается:

1) в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию;

2) в предоставлении неполной или заведомо ложной информации.

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 237 УК.

3. Преступление является оконченным с момента наступления последствия в виде вреда правам и законным интересам граждан (лицо не получает пенсии, почетного звания, жилплощади и т.п.).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом.

5. Субъект преступления специальный — должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченное предоставлять гражданам соответствующую информацию.

Другой комментарий к статье 140 Уголовного Кодекса РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ особо подчеркивается, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Данное конституционное положение свидетельствует об уважении прав и законных интересов своих граждан со стороны государства, его органов и должностных лиц. К сожалению, до сих пор значительное число российских граждан в силу различных обстоятельств не могут ознакомиться с документами, на основании которых они или их родственники были репрессированы, осуждены. Поэтому заслуживает пристального внимания уголовно-правовая норма, запрещающая неправомерно отказывать гражданам получать полную и объективную информацию, затрагивающую права и свободы гражданина.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Предмет преступления — документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация — это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции — материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними. Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации. Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан.

Отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоречащим закону или другим нормативным актам. Он должен быть письменным или устным.

Предоставление неполной или заведомо ложной информации — это ознакомление гражданина не со всеми имеющимися документами и материалами, а также предоставление сведений, не соответствующих содержащимся в документах и материалах, о чем было известно должностному лицу. Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д.

Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления — специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина. Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

Комментарии и консультации юристов по ст 140 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 140 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Что такое заведомо ложные сведения

Следует заметить: понятия «заведомо ложные сведения» и «недостоверные сведения» нельзя считать тождественными. Заведомо ложные — те сведения, что изначально не соответствовали реальности, при этом самому лицу, предоставляющему их, это известно. Такое лицо может изготавливать документы с такими сведениями либо обращаться к другим лицам для этого. Заведомо недостоверные — те сведения, что отчасти могут соответствовать действительности, также это могут быть умалчивания насчёт тех или иных фактов или сведения, соответствовавшие ранее действительности, однако вследствие тех или иных обстоятельств утратившие свою достоверность (сюда относится, к примеру, справка о работе за позапрошлый месяц). Исключение (из ст. 159.1 УК России) формулировки «недостоверные сведения» означало бы декриминализацию деяния. Есть явная необходимость в том, чтобы принять новое постановление ВС России с разграничением понятий «недостоверные сведения» и «заведомо ложные сведения».

В практике судебных дел обычно понятия «заведомо ложные сведения» и «недостоверные сведения» тождественны. Можно выделить такие виды документации, в которой могут содержаться заведомо ложные либо же недостоверные сведения:

  • Документы, которые удостоверяют личность заёмщика — это может быть паспорт (когда заёмщик является физическим лицом) либо учредительная документация, свидетельство о регистрации ООО, ОАО, ЗАО, ИП, лицензии, решения управляющих структур компании и др. Эти документы служат подтверждением правоспособности клиента.
  • Документы, которые подтверждают должность и зарплату (для физических лиц) либо финансовое положение (для юридических лиц и ИП), к примеру, трудовая книжка, 2-НДФЛ, баланс бухгалтерии, отчётность.
  • Документы, которые подтверждают наличие в собственности заёмщика имущественных объектов (включая то имущество, которое передаётся в качестве залога), отсутствие долгов (включая связанные с налогами и другими обязательными выплатами), стабильные экономические связи лица с иными лицами и пр. Сюда относятся анкета заёмщика, договоры, техпаспорта, банковские справки, налоговые справки и др.
  • Документы, которые подтверждают цель, на реализацию которой заёмщик стремится получить заём, а также документы, которые подтверждают наличие источников средств для погашения кредитной задолженности: бизнес-план и др.

Статья за заведомо ложные сведения

В том случае, если такие сведения были предоставлены как показания, имеет место состав преступления, предусмотренного статьёй 307 УК РФ и принадлежит к преступлениям небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2) степени тяжести.

Ч. 1 ст. 307 — это дача заведомо ложных показаний (либо составление заведомо ложного заключения специалиста, либо заведомо неверного перевода переводчиком), за которую предусматривается наказание в виде штрафа в сумме до 80 тысяч рублей, обязательных работ длительностью до 480 часов либо исправительных работ (до 2-х лет). Судебная практика показывает, что суды преимущественно «бьют по кошелькам» таких правонарушителей и назначают штраф либо (обычно в отношении лиц с тяжёлым материальном положением) обязательные работы, либо исправительные работы.

Ч. 2 ст. 307 — здесь грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет либо принудительных работ. Состав части 2 имеет место, когда ложное свидетельство сочетается с заведомо ложным обвинением лица в совершении им такого преступления, которое принадлежит к тяжким либо особо тяжким. Итак, в случае лжесвидетельства в ходе уголовного процесса по тяжкому либо особо тяжкому преступлению, если лицо выступает в пользу обвинения, ложно обвиняя подозреваемого в преступлении, такое лицо рискует само отправиться в места лишения свободы. Максимальное наказание суд, разумеется, не назначит (особенно, когда такое лицо привлекается в первый раз), однако 1-1,5 года за подобное лжесвидетельство всё же можно получить.

Следует заметить, что ложные показания бывают направленными даже на самого себя — к примеру, лицо может оговорить себя, чтобы оградить своих близких от обвинений. При этом не давать показаний в отношении ближайших родственников — это право, обеспеченное Конституцией России, однако рассказывать о каждом известном обстоятельстве преступления, связанном с просто другом, обязан каждый.

Предоставление не достоверных сведений в налоговую

Состав преступления, предусмотренного ст. 199 УК России, заключается в уклонении предприятия либо ИП от уплаты налогов/сборов посредством непредоставления декларации либо иных документов, которые необходимо обязательно предоставить согласно законодательству РФ, либо же посредством внесения в декларацию либо в иную налоговую документацию заведомо ложной информации при совершении таким путём уклонения в крупном размере.

Объективная сторона — умышленное включение в налоговую документацию ложной информации. Иные (кроме декларации) документы, упомянутые в ст. 199 — это предусмотренные НК России и иными принятыми соответственно этому Кодексу ФЗ документы, которые выступают в качестве основания для исчисления налогов/сборов и для уплаты их.

Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.39 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации (юридическому лицу) документированной информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы и (или) касающейся ее прав и обязанностей.

Общим объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.

Из текста статьи следует, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В другой статье Конституции (ч. 2 ст. 24) закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом).

В настоящее время отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также некоторыми другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Указанный Закон регулирует также порядок и условия реализации гражданами (физическими лицами) и организациями (юридическими лицами) права на доступ к информации (ст. 8) на основе принципа достоверности и своевременности ее предоставления со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (ст. 3).

Читать еще:  Публичная кадастровая карта Ленинградской области

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» гарантирует каждому физическому лицу как субъекту персональных данных право на получение от соответствующего оператора (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо) сведений (информации) о наличии персональных данных, о перечне и источнике их получения, о цели, факте, сроках и способах их обработки и др. (ст. ст. 14, 20).

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует (или использовал) эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь по основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Информация по запросам граждан и организаций предоставляется, как правило, на безвозмездной основе (бесплатно). Оператор персональных данных (владелец документированной информации о физических лицах) обязан предоставить информацию бесплатно по требованию граждан, которых она касается.

Наряду с указанными федеральными законами обязанности органов государственной власти, муниципальных органов и их должностных лиц, а также организаций по осуществлению информационного обеспечения граждан (физических лиц) по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес, регламентируются также некоторыми другими законами. Так, например, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах, а изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. ст. 8, 10).

Соответствующую информации о своей деятельности, касающейся граждан и (или) организаций, могут предоставлять им по запросу органы государственной власти, органы местного самоуправления (в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления») и суды (в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации»).

2. Диспозиция комментируемой статьи такова, что данное административное правонарушение может быть совершено как в форме бездействия (например, когда должностное лицо в ответ на обращение не предпринимает каких-либо действий, направленных на получение информации определенным гражданином или организацией, — просто отказывает выдать запрашиваемую информацию или не предоставляет копию требуемого документа), так и в форме действия (например, когда информация предоставляется несвоевременно или предоставляется заведомо недостоверная информация).

Неправомерный отказ в предоставлении информации может быть как в устной форме, так и в виде письменного ответа на запрос, как без каких-либо обоснований, так и со ссылками на необходимость обеспечения охраны государственной или коммерческой тайны, тайны следствия и т.п.

Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков предоставления информации по запросу (заявлению) гражданина или организации (юридического лица). Предоставление запрашиваемой информации после истечения установленного срока не является основанием для освобождения виновного должностного лица от административной ответственности.

Под предоставлением заведомо недостоверной информации понимается сообщение сведений или выдача документальных, материалов (копий, справок и т.п.), не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными.

Отказ в предоставлении информации в ходе рассмотрения гражданского, административного или уголовного дела (например, в предоставлении возможности ознакомления с материалами дела или снятия копий документов) не может квалифицироваться по данной статье. Эти отношения регулируются соответствующим процессуальным законодательством, а неправомерные действия (бездействие) следователей или судей (например, отказ в удовлетворении ходатайства о предоставлении информации, об ознакомлении с материалами дела), нарушающие право истцов (заявителей), ответчиков, обвиняемых, подсудимых и т.п., квалифицируются как нарушения норм процессуального права.

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения любого из указанных правонарушающих действий (бездействия).

3. Субъект данного правонарушения — специальный: должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина, права и обязанности организации (см. ст. 2.4 КоАП РФ). Это должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, прокуратуры, следственного комитета, полиции, судьи и др.

Субъективная сторона анализируемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Данное правонарушение очень важно четко отграничивать от состава преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ с точно таким же названием. Поскольку три из четырех элементов состава практически одинаковы, разграничение следует проводить по объективной стороне, прежде всего по последствиям правонарушающих деяний. Для состава преступления необходимо, чтобы подобные «деяния причинили вред правам и законным интересам граждан». Такая формулировка уголовно-правовых последствий представляется нечеткой и некорректной, поскольку неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, образующий состав административного правонарушения, тоже причиняет вред его праву на получение информации.

Предоставление суду поддельных документов – состав преступления и ответственность

Если во время судебного заседания участники процесса предоставляют официальные бумаги с ложной информацией или с поддельными подписями должностных лиц, подобные деяния квалифицируются как фальсификация документов. За предоставление в суд заведомо ложных документов статья УК РФ предусматривает ответственность различного характера, в том числе заключение под стражу.

Ответственность за фальсификацию в гражданском процессе

Для лица, допустившего предумышленную фальсификацию данных, выступающих доказательством во время судебного разбирательства гражданского процесса возможны следующие виды наказания:

Вид наказанияСрок
Штраф30 000 – 100 000 рублей
Удержание суммы равной доходу, полученного осуждённым1 – 2 года
Работы обязательного и исправительного характера2 года
Содержание под арестомНе более четырёх месяцев

Способы выявления подложных документов

Существует несколько мероприятий, которые позволяют выявить подлог официальной документации и свидетельств:

  1. Проанализировать информацию из представленных документов с данными из других достоверных источников.
  2. Собрать показания лиц, которые присутствовали при оформлении и подписании документации.
  3. Сравнить подписи на документе с образцом почерка должностного лица. Судья может сам проверить подпись должностного лица, который выступает в качестве подписанта. В случае сложности определения подлинности к данному процессу может быть назначено проведение экспертизы. В качестве оригинала берётся бумажный документ:
  • Паспорт.
  • Свидетельства.
  • Диплом об окончании учебного заведения.

По результатам экспертизы будет сделано заключение о подлинности предоставленного документа на основании установленных элементов:

  • Подтирание.
  • Зачистка.
  • Исправление.

Если во время судебного расследования не была явно установлена фальсификация документа, то необходимо представить доказательства этого преступления. В первую очередь подают заявление об осуществлении экспертизы для определения одного из видов подлога. В некоторых случаях для этого требуется проведение целого комплекса мероприятий:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • Изъятие архивной информации.
  • Восстановление испорченной документации.
  • Исправление испорченных данных.

Вся полученная информацию собирается вместе, и устанавливаются единственно верные данные соответствующие действительности.

Ответственность за предоставление в суд подложных документов

Предусмотрены следующие виды наказания при установлении отягчающих обстоятельств:

3. Злоумышленники, изготовившие фальсифицированные документы планировали уголовное преследование гражданина, который не имел отношения к совершенному преступлению.

Варианты введения суда в заблуждение

Существуют два возможных варианта введения суда в заблуждение:

  • Неумышленное.
  • Преднамеренное.

В случае преднамеренного обмана судьи имеется несколько различных видов осуществления подобного деяния:

  • В качестве доказательств предоставляются заведомо ложных документы в суде: свидетельства, справки, и другие официальные бумаги, в которых содержатся информация, не соответствующая действительности. За подобные деяния злоумышленников привлекают у ответственности по статье УК № 303.
  • Свидетель или эксперт предоставляют заведомо ложную информацию, и они знают об этом. Если недостоверные данные были представлены во время судебного разбирательства, то деяние подпадает под статью УК № 307. Назначаемое наказание будет зависеть от последствий, которые причинили подобные действия. Если обвиняемые во время судебного заседания даёт ложные показания, то его к ответственности привлечь нельзя.
  • Предоставление данных, которые могут процессуальный процесс по рассматриваемому делу. Примером подобного деяния является неточная информация о месте жительства, работе и другая подобная информация.

При непредумышленном предоставлении ложной информации, то есть тогда, когда предоставившее ее лицо не знало об этом факте, уголовная ответственность не наступает. Но, само собой разумеется, что суду нужно удостовериться в том, что гражданин действительно не знал о таком факте.

Юридические последствия служебного подлога

Любой служащий или должностное лицо, имеющее доступ и право на составление документации, могут совершить служебный подлог. Согласно ст.292 УК под подлогом понимается внесение в служебную документацию заведомо ложных сведений либо умышленное удаление информации, которая должна содержаться в документе.

Состав преступления

Каждое преступление характеризуется следующими элементами:

  1. Объект;
  2. Объективная сторона;
  3. Субъект;
  4. Субъективная сторона.

Рассмотрим эти элементы применительно к служебному подлогу.

Объект

Предметом преступления выступают официальные документы, в которые вносятся недостоверные сведения. Под официальным документом понимается любой материальный носитель информации, который подтверждает определённый факт.

Как правило, такой документ имеет следующие отличительные особенности:

  1. Информация, содержащаяся в нём, обладает юридической значимостью.
  2. При его выдаче соблюдаются все требования делопроизводства (специальный бланк или утверждённая форма, реквизиты исходящей корреспонденции и так далее).
  3. Подпись уполномоченного лица, предоставляющего информацию.

Документы, которые могут стать предметом преступления не обязательно должны выдаваться органом, должностное лицо которого совершило подлог, они могут попасть туда и просто на рассмотрение из других структур. Самыми часто встречаемыми предметами подлога являются больничные листы, дипломы об образовании и трудовые книжки.

В судебной практике встречается предоставление в суд подложных документов. Воспользовавшись служебным положением, следователь или адвокат подделывают доказательственную базу, чтобы склонить судью в сторону принятия выгодного решения.

Объективная сторона

С объективной стороны подлог документов должностным лицом может быть 2 видов:

  1. Внесение в официальный документ записи с заведомо несоответствующими действительности сведениями (в некоторых источниках этот вид называют материальным).
  2. Исправление документа таким образом, что это искажает действительное содержание и факты (интеллектуальный вид).

Для квалификации преступления не важно совершил ли злоумышленник одно из этих действий или оба вместе.

Преступление считается оконченным, как только должностное лицо внесло ложные сведения в документ.

Субъект

Привлечь к ответственности по рассматриваемой статье можно только государственного служащего или муниципального служащего (то есть сотрудника местных органов самоуправления), который не является должностным лицом.

Остальные граждане, в том числе работники коммерческих организаций, не несут ответственности по данной статье.

Субъективная сторона

Подлог совершается только с прямым умыслом и специальной целью – корыстной или другой личной заинтересованностью. Описки или невнимательность лица при составлении документа не могут являться основанием для привлечения его к ответственности за должностной подлог по УК РФ .

Меры наказания

  • Штраф до 80 тыс. рублей или в размере полугодового заработка преступника;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы на 2 года;
  • Принудительные работы на такой же срок;
  • Арест до полугода;
  • Тюремное заключение до 2 лет.

Для второй части необходимо наступление определённых последствий: причинение существенного вреда правам граждан или общества в целом.

В данном случае преступление будет окончено только после наступления конкретных последствий. Кроме этого следствию необходимо доказать прямую причинную связь между фальсификацией информации в документе и вредными последствиями.

С учётом характера неблагоприятных последствий, наказание за такое деяние предусматривается более строгое:

  • Штраф от 100 тысяч до полумиллиона рублей;
  • Принудительные работы на 4 года + лишение возможности занимать некоторые должности;
  • Тюремное заключение на такой же срок с лишением возможности занимать некоторые должности после освобождения.
Читать еще:  Загранпаспорт через МФЦ – пошаговая инструкция

Судебная практика

Чаще всего должностной подлог выступает не как одно отдельное преступление, а является следствием другого противоправного деяния и направлен на его сокрытие.

Так, например, произошло в одной из больниц Краснодарской области. Пациент, находящийся в стационаре, жаловался своему лечащему врачу на острую боль в левой лопатке. Врач, торопившийся домой в конце смены, отмахнулся от него, сказав, что будет разбираться с этим завтра. Ночью у мужчины случился инфаркт, и он умер.

Для того, чтобы скрыть врачебную халатность врач вписал в журналы и другие документы информацию о том, что он оказывал помощь больному, провёл все необходимые исследования и назначил лекарства. Однако соседи умершего пациента по палате обратились к следователю с соответствующим заявлением, и врач был привлечён к ответственности.

Что такое служебный подлог и какая ответственность за него предусмотрена?

Служебный подлог – это преступление должностного лица, которое направлено против госвласти и общества. Оно относится к уголовно наказуемым деяниям.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Служебный подлог: понятие и особенности

Под подлогом обычно понимают создание недостоверной картины и введение людей в заблуждение путем подгона данных или подготовки ложных объектов, документов или статистических сведений. Уголовный кодекс определяет служебный подлог как внесением лицом в официальные документы:

  • ложных сведений (заведомо);
  • исправлений.

Такие правки должны искажать действительное содержание документа. При совершении противоправного деяния должна иметь место корыстная или личная заинтересованность преступника в совершении подлога. Отсутствие прямого умысла не позволяет квалифицировать преступление в качестве подлога. Здесь речь может идти только о халатности, когда ошибки попали в документы по невнимательности.

В качестве официальных документов может выступать квартальная отчетность, законодательный акт, больничный лист, трудовая книжка и пр. Данный документ должен быть публичным и зафиксирован на определенном материальном носителе: в электронном, бумажном или магнитном виде. Документ должен содержать подпись должностного лица или госслужащего. При этом сам документ должен быть подлинным и иметь юридическую силу.

Субъектом преступления может быть должностное лицо, государственный или муниципальный служащий. Рядовые граждане и работники частных фирм не несут ответственности за данное деяние.

На практике служебный подлог зачастую сопряжен с другими преступлениями. Например, он нередко совершается, что скрыть факт растраты государственных средств или их нецелевого использования.Но правонарушителем может также двигать банальное желание скрыть свою некомпетентность или приукрасить положение дел.

Преступление считается оконченным после совершения незаконных действий с документацией. Для суда не имеет значения сам факт использования официального документа. Таким образом, служебный подлог – это преступление с формальным составом.

В свою очередь, именно служебный подлог является общей уголовной нормой, так как ею охватывается все случаи фальсификации официальных документов. Тогда как при фальсификации речь идет только об искажении фактических данных.

Правовое регулирование и ответственность за служебный подлог

Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за служебный подлог. Возможные меры наказания прописаны в 292 ст. Уголовного кодекса. Это может быть штраф; принудительные, обязательные или исправительные работы либо реальный срок в виде лишения свободы.

Служебный подлог может грозить должностному лицу:

  • штрафом до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 месяцев;
  • обязательными работами до 480 часов;
  • исправительными работами до 2 лет;
  • принудительными работами до 2 лет;
  • арестом до 6 месяцев или лишением свободы до 2 лет.

Согласно ч.2 ст. 292 ответственность более жесткая, так как состав преступления считается более общественно опасным:

  • штраф от 100 до 500 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период 1 года до 3 лет;
  • принудительными работами до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишением свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Для привлечения лица к ответственности по ч.2 ст.292 обвинитель должен доказать наличие причинно-следственной связи между совершенным деянием и его последствиями.

Судебная практика по служебному подлогу

Приведем несколько примеров судебных решений в части служебного подлога. Так, следователь долго не могла закрыть дело о сбыте наркотических средств. Чтобы не ухудшать статистические показатели своего ведомства, она внесла информацию об этом деле в карточку как о закрытом. Суд первой инстанции вынес в отношении следователя приговор, обвинив по ч.2 ст. 161 УК РФ. Однако в ходе рассмотрения дела в кассационной инстанции преследование было прекращено. Суд пришел к выводу, что такими действиями не был причинен какой-либо ущерб, так как статистические карточки используются только в пределах ведомства (они не являются официальным документом). Следовательно, состав преступления отсутствует.

Другой пример. Гражданин находился в должности инженера совхоза и через издание подложных приказов присваивал себе имущество предприятия. Судом он был обвинен в служебном подлоге. Но затем надзорная инстанция отменила данный приговор, сославшись на то, что инженер совхоза не является должностным лицом. В результате действия обвиняемого были переквалифицированы из подлога в мошенничество.

Стоит отметить, что судами рассматривается до 4-5 тыс. преступлений подобного рода в год. Но в качестве самостоятельного правонарушения дела о служебном подлоге встречаются редко, обычно речь идет о комплексном составе преступления. Статистика свидетельствует о неуклонном росте числа подобных преступлений.

Таким образом, служебный подлог – это уголовно наказуемое деяние, которое может быть совершено только специальным субъектом в лице должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Преступник при этом должен иметь личную или материальную заинтересованность в подлоге. При служебном подлоге речь идет о внесение в официальные документы заведомо ложных или искаженных сведений. Уголовная ответственность за служебный подлог наступает по нормам 292 ст.УК РФ. Обычно обвиняемый по указанной статье приговаривается к штрафу до 80 тыс.р. или лишению свободы до 2 лет в зависимости от тяжести деяния.

Должностное лицо предоставило ложные данные

Важной статьей для специалистов, работающих с документацией, является статья 292 Уголовного Кодекса РФ. Именно она определяет ответственность, которая может наступить для россиян, совершивших подлог документов на службе.

Рассмотрим, что такое подлог, каким он бывает и что будет за него должностным лицам, государственным или муниципальным служащим.

Содержание статьи:

Что такое служебный подлог?

Служебный подлог представляет собой преступление небольшой тяжести. Оно может быть включено в другое преступление — или совмещено с ним, либо может выступать, как самостоятельное, целостное деяние.

Служебный подлог в этой статье мы будем рассматривать, как отдельное преступление.

Подлог обязательно имеет корыстное убеждение со стороны должностного лица, государственного работника, муниципального служащего. Это деяние совершается с умыслом предоставить ложную информация на бумаге и изменить реальную ситуацию, которая отражается в документах.

Так, неправомерные действия со стороны госслужащих или должностных лиц могут считаться подлогом, если они были совершены с реализацией преступного умысла в отношении официальных служебных документов.

Виды служебного подлога

Служебный подлог может быть нескольких типов.

  1. Внесение ложной информации в официальную служебную документацию.
  2. Внесение в официальные бумаги исправлений, искажающих настоящие факты или меняющих текстовое содержание документации.

Два данных преступления могут быть рассмотрены, как отдельные деяния.

Также, если они дополняют друг друга, или пересекаются между собой, то их могут рассматривать совместно в составе преступления.

Состав преступления

Разберемся, каково содержание этого преступления, кто может фигурировать в таких делах — и кого могут привлечь к ответственности.

Перечислим все важные нюансы, о которых стоит знать:

  1. Предметом преступления являются документы. Это не могут быть обычные бумаги. Документация должна иметь юридическую силу. Она должна быть подписана и заверена ответственным лицом. Кроме того, она, безусловно, должна подтверждать факт преступного действия.
  2. Объектом в данном преступлении являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления.
  3. Субъектом преступления может выступать работник органов госвласти или местного самоуправления, а также всех подведомственных структурных подразделений госвласти. Как правило, это должностное лицо.
  4. Признаком служебного подлога является предмет посягательства – официальный документ.
  5. Объективная сторона преступного деяния характеризуется тем, кто злоумышленник совершает подлог самостоятельно, изготавливая ложный документ или исправляя уже имеющийся. Действия гражданина связаны, как правило, с выполнением служебных обязанностей.
  6. К субъективной стороне преступления относится вина в виде прямого умысла и корыстная или личная заинтересованность, ставшие причиной деяния.
  7. Квалифицированный состав преступления предусматривает случаи, когда служебным подлогом нарушаются права и законные интересы граждан, либо организаций, либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Заметьте, что служебный подлог не следует путать с халатностью, когда гражданин по невнимательности или из-за небрежного отношения оформил неправильно документы. При наличии подтверждающих фактов и признаков его действия могут рассматривать, как халатность.

Что касается совмещенных преступлений, то их следует разделять.

Приведем пример, когда служебный подлог был совмещен с хищением:

Гражданин совершил подлог документации путем изготовления нового документа в целях хищения денежных средств.

Суд рассматривал его действия по двум преступлениям. На это был основание – пункт 16 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 № 4.

Наказание за служебный подлог в России в 2018 году

Рассмотрим, какое наказание, согласно статье 292 УК РФ, может настигнуть гражданина, совершившего подлог на службе.

Преступление

Наказание

Статья

Служебный подлог, то есть — внесение должностным лицом, госслужащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложные сведения,

а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

— Штраф в размере до 80 000 руб.

или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до полугода.

— Обязательные работы на срок до 480 часов.

— Исправительные работы на 2 года.

— Принудительные работы на 2 года.

— Арест на полгода.

— Лишение свобода на 2 года.

Часть 1 статьи 292 УК РФ.

Служебный подлог повлек существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

— Штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет.

— Принудительные работы на 4 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

— Лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Часть 2 статьи 292 УК РФ.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Санкт-Петербург
8 (812) 627-14-02;
Москва
8 (499) 350-44-31

Последние статьи

Комиссия, задаток, залог, предоплата, депозит при аренде квартиры – что иметь в виду собственнику и арендующему

Многие люди знают по опыту, что такое аренда квартир, и как её правильно оформить. Тем не менее, в эту сферу ежегодно вливаются новички, которые теряются при определении задатка, залога, депозита, предоплаты, комиссии в аренде квартиры, и не знают, что это, зачем, и что гарантируют. Сегодня мы объясним эти понятия и расскажем, как правильно платить и оформлять, чтобы не потерять деньги ни арендатору, ни собственнику квартиры.

Как правильно и безопасно арендовать квартиру — через агентство или без посредников

Аренда квартиры или комнаты – самая востребованная услуга на рынке недвижимости. При этом арендовать жилье можно от собственника или через агентство, по объявлению или через третьих лиц, посуточно или на длительный срок. Условия аренды могут быть самыми разными, при этом манипуляции с жильем при аренде, прямые или косвенные способы обмана арендующего, и даже откровенное мошенничество – не редкость. Как обезопасить себя при съеме жилья, что предусмотреть, какие документы проверить и составить?

Читать еще:  Как запросить разъяснения положений документации об электронном аукционе по нормам статьи 65 №44-ФЗ
Регистрация договора купли-продажи квартиры в МФЦ – список документов и инструкция мфц купля продажа квартиры

Ранее сделки с недвижимостью имели определенные сложности и требовали много сил и времени для полного оформления «под ключ». В настоящее время процесс значительно упрощен централизацией сведений о недвижимости, цифровой обработкой данных и началом работы Многофункциональных Центров, которые взяли на себя большую часть бюрократических процедур. В этой статье мы расскажем, как оформить и зарегистрировать куплю-продажу квартиры в МФЦ.

Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к Ст. 285.3 УК РФ

1. Федеральным законом от 01.07.2010 N 147-ФЗ УК дополнен ст. 285.3, устанавливающей ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.

Данное преступление отнесено законодателем к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Комментируемой статьей предусмотрены альтернативно два предмета преступления. Первым предметом преступления выступают единые государственные реестры, которые представляют собой федеральные информационные ресурсы. Характер единых государственных реестров, их содержание, порядок и субъект ведения реестров устанавливаются на законодательном уровне и конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ. В этой связи для установления предмета рассматриваемого преступления в каждом конкретном случае на основе нормативных правовых актов необходимо устанавливать, относится ли тот или иной документ к категории единых государственных реестров.

Например, ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение указанных выше государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с комментируемой статьей предмет преступления будет иметь место только в том случае, когда государственный реестр предусмотрен законодательством РФ.

Вторым предметом преступления являются документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, законодатель указывает на два обязательных признака второго предмета преступления. Документы, о которых идет речь в комментируемой статье, должны являться основанием внесения записей в единые государственные реестры, и эти документы должны подлежать обязательному хранению на основании законодательства РФ.

Рассмотрим вопрос о втором предмете преступления опять же на примере регистрации юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу документов, представляемых, например, при государственной регистрации создаваемого юридического лица, относятся:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) и другие документы.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 указанного Закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, т.е. на основании документов, перечисленных выше.

И наконец, ч. 3 ст. 5 этого же Закона установлено, что порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (в ред. от 22.12.2011) // СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2010. N 11. Ст. 1224; 2012. N 1. Ст. 136.

Таким образом, перечисленные выше документы являются основанием внесения записей в Единый государственный реестр и подлежат обязательному хранению, что установлено законодательством РФ. Эти обстоятельства позволяют отнести данные документы к предмету преступления, предусмотренному комментируемой статьей. Аналогично должен решаться вопрос и в отношении иных документов.

Говоря о втором предмете преступления, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон говорит о документах как предмете преступления только в том случае, если на их основании были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр. А если такие записи не производились? В этом случае буквальное толкование закона позволяет говорить об отсутствии предмета преступления.

3. Объективная сторона преступления выражается в действии, но ее содержание будет различаться в зависимости от того, что является предметом преступления.

Что касается Единого государственного реестра, то объективная сторона преступления может заключаться только во внесении в него заведомо недостоверных сведений. Характер сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр, является разным в зависимости от вида реестра. Так, в государственный реестр юридических лиц включаются сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а именно полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица и т.д.

Недостоверные сведения — это сведения, полностью или частично не соответствующие действительности, искажающие ее. Внесение таких сведений в Единый государственный реестр может быть осуществлено как на первоначальном этапе внесения сведений в реестр, так и на последующем этапе — дополнения или изменения ранее внесенных сведений.

В тех случаях, когда предметом преступления выступают документы, на основании которых были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр, объективная сторона преступления выражается в уничтожении или подлоге документов.

Под уничтожением документов следует понимать любое действие, результатом которого будет являться приведение документа в полную негодность (сожжение, воздействие кислотой и т.п. действия). Уничтоженный документ не подлежит восстановлению и не может использоваться в качестве документа.

Подлог является обобщающим понятием, включающим в себя как внесение в документ заведомо ложных сведений, так и внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

4. Тот факт, что законодатель, как отмечалось выше, поместил комментируемую статью в главу о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, позволяет говорить о том, что рассматриваемые действия (внесение заведомо ложных сведений, уничтожение, подлог) должны обладать связью со служебными полномочиями виновного лица и осуществляться именно в связи со служебными обязанностями. Отсутствие этой связи будет означать и отсутствие рассматриваемого состава преступления. В таком случае действия виновного при наличии соответствующих обстоятельств могут быть квалифицированы, например, по ст. 327 УК РФ.

5. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в диспозиции нормы.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в виде прямого умысла. Указание законодателя на заведомость знания виновным необходимых обстоятельств означает наличие точного знания недостоверности соответствующих сведений.

7. Субъект преступления — специальный. Субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр может быть только должностное лицо, а субъектом уничтожения или подлога документов может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

8. Частью 2 комментируемой статьи установлена более строгая ответственность за рассмотренные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Понятие группы лиц по предварительному сговору приведено в ч. 2 ст. 35 УК. Применительно же к составу преступления, предусмотренному комментируемой статьей, следует обратить внимание на наличие специального субъекта. С позиции формы соучастия это означает, что группу лиц могут образовать лишь субъекты, обладающие определенными признаками. Так, группу лиц применительно к внесению заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр могут образовать лишь должностные лица, а группу лиц применительно к уничтожению или подлогу документов — государственные или муниципальные служащие, которые могут быть как должностными, так и не должностными лицами.

9. Особо квалифицированный состав образует любое из рассмотренных деяний, если оно повлекло тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий относится к категории оценочных. Их наличие должно определяться в каждом конкретном случае.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, следует, например, понимать такие последствия совершения преступления, как нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector