Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деятельность по проведению семинаров и лекций

Тренинги и лицензия на образовательную деятельность

Публикации из раздела «Материалы для тренеров»

  • Статьи
    • Все
    • Ораторское искусство
    • Популярная психология
    • Работа с голосом
    • Актерское мастерство
    • Переговоры.Продажи.
    • Эффективная коммуникация
    • Аргументация и убеждение
    • Речи известных людей
    • Статьи из энциклопедий
    • Материалы для тренеров
  • Видео
  • Фото
  • Архив рассылки

Бесплатные уроки.
Как подготовить и провести
успешную презентацию

Тренинги и лицензия на образовательную деятельность

Лицензия на образовательную деятельность

Как обычно предупреждаю «я не юрист… и ниже информация которую встретил в интернете, поэтому для принятия важных решений – консультируйтесь с юристами».

  • Данная информация актуальна на январь 2018 г. Т. к. законы меняются, то эта статья может быть уже устаревшей.
  • Текст ниже – касается России. В других странах – уточняйте свои законы.

Когда-то вроде можно было спокойно вести тренинги без лицензии, но в 2011, 2012, 2013 годах были приняты новые редакции закона об образовании и закона о лицензировании. И ситуация похоже изменилась.

Чтобы проникнуться проблемой рекомендую в первую очередь:

  • Статью в Тинькоф-журнале (как всегда ТЖ пишет хорошо и понятно)

И при желании еще пара статей по теме:

Кратко выводы из статей:

Если вы Индивидуальный предприниматель и проводите тренинги лично – то все ОК. Получать лицензию на образовательную деятельность не нужно. Ура!

Если вы ООО или ИП с сотрудниками-педагогами – то очень высока вероятность, что за проведение тренингов вас оштрафуют за работу без лицензии на образовательную деятельность. В каком-то маленьком проценте случаев, возможно повезет.

На что можно надеяться, чтобы избежать штрафов.

Попытаться сказать, что у вас консультационные услуги. Но даже если в договорах вы пишите «консультационные услуги», то прокурор скорее всего сошлется на то, что согласно ОКВЭД, большая часть тренингов – это образовательная деятельность, а не консультационная. Аналогично, если попытаться сказать, что тренинги это деятельность в области отдыха, развлечений и т.д. – то скорее всего не прокатит.

  • За исключением тех случаев, когда у вас действительно консультационные услуги. Грань между консультациями и обучением размытая. Если сможете доказать, что у вас именно консультации а не обучение, то вам повезет.

Попытаться сослаться на то, что у вас разовые лекции, семинары без итоговой аттестации. Раньше в законе было четко прописано, что в этом случае лицензия не нужна. Сейчас нет. В принципе есть комментарий одного из чиновников, что это правило по прежнему действует. Но суды могут не принять к сведению этот комментарий (личное мнение одного из чиновников – это не закон, а в законе это явно не указано). Нужно будет доказывать, что у вас это мероприятие действительно разовое. И т.д. Шансы есть, особенно если мероприятия у вас действительно скорее разовые, но опять, как повезет.

Поэтому если у вас ООО или ИП с сотрудниками-педагогами, то:

Вариант А: напрячься и получить лицензию на образовательную деятельность.

Вариант Б: Если оказываете услуги лично, то закрыть ООО и открыть ИП. И дальше работать как ИП.

Вариант С: Работать дальше и надеяться, что «пронесет», но быть готовым к тому, что в любой момент вас могут оштрафовать и закрыть. В этом случае проконсультироваться с юристами, чтобы они помогли грамотно составить шаблоны договоров (чтобы все было максимально похоже на разовые семинары без итоговой аттестации или консультационные услуги).

Есть еще загадочная опция, это ИП у которого работают не сотрудники-педагоги (по трудовому договору), а ИП, который разово нанимает исполнителей по гражданско-правовому договору.

  • Но опять-же примут ли суды к сведению этот комментарий – непонятно.
  • Есть риск, что договор признают не гражданско-правовым, а трудовым (если у вас сотрудник по факту работает постоянно, а не разово).

Но можно попробовать эту опцию использовать в работе.

Из вариантов, на которые наткнулся в интернете, как компании пытаются это решить : когда для курсов иностранных языков всех преподавателей оформили как ИП. И ученики заключали договор на обучение не с ООО, а с конкретным преподавателем (ИП). А эти преподаватели уже заключали договор аренды помещения с ООО. В результате ООО занимается сдачей помещений в аренду (ей лицензия не нужна), а ИП ведут обучение лично (тоже лицензия не нужна).

  • Скорее всего к этой схеме тоже можно при желании придраться. Но может и рабочая схема.

За отсутствие образовательной лицензии, когда она необходима, может грозить штраф:

  • за предпринимательскую деятельность без лицензии: для организаций — 40—50 тыс. руб., для руководителей (предпринимателей) — 4—5 тыс. руб.ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ;
  • за деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии: для организаций — 170—250 тыс. руб., для руководителей — 30—50 тыс. руб., для предпринимателей — 30—40 тыс. руб. ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ

Получается, что если ООО проводит бесплатное обучение, то организацию оштрафуют в 4-5 раз больше, чем за платное )))) В чем прикол – не понял )))

  • К сожалению, есть и еще более суровые наказания, вплоть до уголовных, если предприниматель получил особо крупные размеры дохода за занятие образовательной деятельностью без лицензии. Тут уже консультируйтесь у юристов.

Еще печальные примеры когда деятельность признали образовательной:

  • Кружки танцев и т.п. (Гарант говорит «как повезет», но приводит только 1 пример когда повезло и штук пять примеров когда не повезло)
  • Организация учила детишек собирать конструктор Лего (штраф 40.000 за отсутствие лицензии).
  • Школа имела много лицензий на разные виды образовательной деятельности, но не было лицензии на «дополнительные общеобразовательные программы». В результате за доп-занятия по изучению английского языка, изучению китайского языка, занятия в танцевальной студии спортивного бального танца, школу раннего развития – штраф 170.000 руб.
  • Детский садик (оформленный как ИП с педагогами) вел занятия «В гостях у сказки», «Почемучка» (ознакомление с окружающим миром), «Музыкальный городок», «Рисовашки», «Умелые ручки», «Английский язык» – тоже штраф. Нужна образовательная лицензия.
  • Если вы ИП и ведете тренинги сами – то все ОК. Можно спокойно работать без лицензии.
  • Если вы ООО – то вести тренинги без лицензии очень рискованно (разве что вы уверены, что докажете, что это консультационные услуги или что у вас разовые тренинги без аттестации (и что хотя в текущей версии закона про разовые тренинги ничего не сказано – вам лицензия не нужна)). Лучше закрыть ООО и открыть ИП или напрячься и получить лицензию на образовательную деятельность.
  • Если вы ИП, и нанимаете тренеров разово, по гражданско-правовым договорам – то вроде тоже можно работать без лицензии (но без гарантии, т.к. это пока что интерпретация закона одним из чиновников… будем надеяться, что верная).

Конечно есть соблазн махнуть на это рукой и подумать «постановление приняли в 2013 году, но мир тренингов и курсов еще не рухнул… курсы иностранных языков, студии танцев, спортивные секции, кружки, тренинговые компании по прежнему работают и скорее всего у большинства нет образовательной лицензии (хотя по закону должна быть)… значит и меня это не коснется».

Но все-таки лучше не рисковать. И принять меры, чтобы соответствовать закону о лицензировании и снизить вероятность претензий к себе по этому поводу.

Если у кого-то будет появляться дополнительная информация по этой теме – пишите мне, делитесь. Буду благодарен.

Курсы, семинары, лекции: проблемы налогообложения

Консультации и курс лекций. В чем разница?

По общему правилу услуги в сфере образования не облагаются налогом на добавленную стоимость.

Однако в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ есть специальное уточнение. Оно заключается в том, что налогом не облагается деятельность по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, но только по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии. А вот оказание консультационных услуг и сдача в аренду помещений облагаются НДС на общих основаниях.

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ АТТЕСТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Ранее финансисты разъясняли, что если некоммерческие образовательные организации проводят разовые лекции, стажировки, семинары и другие виды обучения, по итогам которых не выдаются документы об образовании или квалификации, то НДС необходимо уплачивать.
Причем это касалось и услуг, не подлежащих лицензированию (см. письмо Минфина России от 27 августа 2008 г. № 03-07-07/81).

Такой вывод чиновники делали на основании пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796. В нем говорится, что данные виды образовательной деятельности не подлежат лицензированию. А как мы уже сказали, в Налоговом кодексе РФ речь идет об обучении по тем направлениям, которые указаны именно в лицензии.

С 1 июля 2009 года вступило в силу новое Положение о лицензировании образовательной деятельности. Но и в нем дословно воспроизведена норма старого Положения, приведенная выше. Поэтому мнение финансистов, которое, кстати, полностью поддерживают налоговики, вряд ли изменится.

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Что касается курсов повышения квалификации, то вопросы налогообложения таких услуг были рассмотрены в письме Минфина России от 3 июня 2008 г. № 03-07-11/212.

В нем чиновники обратили внимание на Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610). Согласно пункту 28 этого Положения, государственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям документы государственного образца в том случае, если объем программы составляет свыше 72 часов. Это касается и негосударственных образовательных учреждений, прошедших аккредитацию.

Поэтому освобождение от НДС не применяется в отношении образовательных услуг в виде разовых лекций, стажировок, семинаров продолжительностью менее 72 часов.

Аттестация есть, а документа о ее прохождении нет

Итак, финансисты и налоговики настаивают на том, что для освобождения от НДС платы за курс обучения, проводимый образовательной организацией, есть три условия, которые должны выполняться одновременно:

— организация имеет лицензию на соответствующий курс обучения;
— по итогам такого курса обязательно проводится итоговая аттестация слушателей;
— слушателям выдаются документы об образовании или повышении квалификации.

КАК БЫВАЕТ НА ПРАКТИКЕ

Многие образовательные организации, которые проводят, к примеру, довольно продолжительную (более 72 ч) подготовку к вступительным экзаменам в данное учебное заведение, работают следующим образом.

Программа дополнительного образования, которую изучают на курсах слушатели, внесена в лицензию. По итогам обучения проводят аттестацию, а вот документы о прохождении испытаний слушателям не выдают. Здесь возникает вопрос: облагается ли НДС плата за обучение на таких курсах? Ответ на него можно найти, проанализировав арбитражную практику.

МНЕНИЕ СУДЕЙ

Оказывается, если образовательная организация выполняет два условия, но документ об образовании не выдает, судьи встают на ее сторону.

Например, ФАС Уральского округа рассмотрел такой спор между образовательным учреждением и налоговиками. Учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность, в приложении к которой занятия на подготовительных курсах отнесены к программам дополнительного образования.

Примерные образовательные программы для подготовки к поступлению в средние специальные учебные заведения свидетельствуют, что продолжительность занятий по каждой программе составляет 80 часов, после чего проводится итоговая аттестация.

Судьи отметили, что отсутствие аттестации налоговики не доказали. Более того, по мнению судей, из положений подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ не следует, что безусловным основанием для освобождения от НДС является выдача документов об образовании или квалификации после обучения. Поэтому решение о доначислении НДС, пеней и штрафа признано недействительным (см. постановление от 27 июля 2009 г. № Ф09-5327/09-С3).

А вот судьям ФАС Северо-Западного округа пришлось разбираться с претензиями налоговиков к целому ряду учебных программ, включая программы курсов повышения квалификации. В результате судьи указали, что спорные курсы являются неотъемлемой частью реализуемых по профилю учреждения образовательных программ. Согласно лицензиям, учебное заведение имело право на деятельность по этим программам и соответственно на льготы по НДС (см. постановление от 19 ноября 2008 г. № А56- 17010/2007).

Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №11, ноябрь 2009 г.

Юридические особенности проведения тренингов

Юридические особенности проведения тренингов

В последние годы тренинги, семинары и курсы стали очень популярны как среди частных лиц, так и у корпоративных клиентов. Тем не менее, перед началом работы так называемый тренер должен ознакомиться с юридическими основами вопроса.

Читать еще:  Как отразить отпускные в 6-НДФЛ

В первую очередь, необходимо понимать, нужна ли лицензия для ведения образовательной деятельности. Специалисты уверяют, что единичные занятия, проведение стажировок и лекций, которые не сопровождаются дальнейшей выдачей аттестатов и свидетельств о квалификации и образовании, могут проводиться без лицензии. Не подлежит процедуре лицензирования также индивидуальная педагогическая деятельность, даже если специалист ведет курсы английского языка или тренинги. Наконец, если продолжительность семинаров, которые ведет педагог, превышает 144 часа, то такая деятельность уже подразумевает получение лицензии.

Не менее важным вопросом считается выбор юридической формы компании, проводящей тренинги и семинары. В то же время принципиальных отличий в налогообложении и отчетности для разных форм юридических лиц не существует. Независимо от того, ЗАО, ИП, ООО или общественная организация будет читать базовый курс английского языка для клиентов, юридическое лицо должно обзавестись кассовым аппаратом и пробивать чеки на все поступления денег. В то же время индивидуальный предприниматель может обойтись без кассового аппарата, заменив чеки специальными бланками учета.

Существует пара особенностей для различных юридических форм, о которых нужно помнить. В первую очередь, общественные организации имеют законное право принимать подарки, пожертвования и членские взносы от лиц и компаний, не уплачивая с этих сумм налоги. При этом размер членского взноса выбирается самостоятельно. Некоммерческое партнерство также может принимать новых членов в свои ряды, не уплачивая налогов с их взносов. Как и в первом случае, размер членского взноса можно установить самостоятельно.

В результате ведения профессиональной деятельности у компании появляются деньги, которые уплачивают клиенты. В то же время все средства, которые поступят на расчетный счет юридического лица, можно потратить несколькими способами. Это хозяйственные нужды и выплата заработной платы сотрудникам. Последняя облагается налогами – на социальные нужды подоходным. В среднем, размер налогов составляет 45 процентов от той суммы, которую работник получит на руки.

Нужна ли лицензия на проведение семинаров

Вопрос

Предприятию необходимо провести семинар по обучению обслуживания сложного технического комплекса. Но у предприятия нет лицензии на обучение. Как лучше всего прописать в договоре это мероприятие? Как обучающий семинар или просто семинар? Имеем ли право выдавать -справку об участие в семинаре?

Ответ

Проведение семинаров является одним из видов образовательной деятельности, который в соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.

Однако, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения семинаров, консультаций и разовых лекций. Исчерпывающий перечень услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, приведен в Приложении к Положению. Услуги по проведению семинаров, консультаций и разовых лекций в нем не названы. Таким образом, указанная деятельность не подлежит лицензированию.

При этом под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Закона об образовании).

Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, которые подлежат лицензированию согласно п. 3 Положения, прямо указан в Приложении к Положению. К ним относятся:

1) основные и профессиональные образовательные программы начального, основного, среднего и высшего образования (п. п. 1 — 12 Приложения к Положению);

2) основные программы профессионального обучения — профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих, служащих (п. п. 13 — 15 Приложения к Положению);

3) дополнительные предпрофессиональные программы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (п. п. 16 — 19 Приложения к Положению).

В случае оказания организациями иных услуг по обучению лицензирование не требуется.

Оказанием услуг по реализации образовательных программ следует считать учебу, которая направлена на получение обучающимся:

— при профессиональном обучении — определенного квалификационного разряда по какой-либо профессии рабочего (класса или категории квалификации по должности служащего), поименованной в перечне, утвержденном Минобрнауки России (ч. 1, 7 ст. 73 Закона об образовании; Приложение к Приказу Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513);

— при дополнительном профессиональном образовании — новой компетенции в рамках имеющейся квалификации (повышение квалификации, срок обучения не менее 16 часов) или новой квалификации (срок обучения не менее 250 часов) по любым другим видам профессиональной деятельности (ч. 4, 5 ст. 76 Закона об образовании; п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499). Обучение может проводиться в любой форме (включая тренинги, семинары, мастер-классы, консультации и другие (п. 17 указанного Порядка)).

При этом такая учеба подпадает под лицензирование, только если организация выдает обучающимся (п. 20 ст. 2, п. 1 ч. 1, ч. 3, 10, 12 ст. 60, ст. 74, ч. 15 ст. 76 Закона об образовании):

— при успешном завершении учебы (прохождении итоговой аттестации) — документ о квалификации (например, свидетельство о профессии рабочего (должности служащего), удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке). Данные документы выпускаются изготовителями защищенной полиграфической продукции на специальных бланках, защищенных от подделок (Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 N АК-1879/06 «О документах о квалификации»);

— во всех остальных случаях (лицо не прошло итоговую аттестацию, ее результаты неудовлетворительны, отчисление и прочее) — справку об обучении или о периоде обучения.

Унифицированной формы этих документов нет (ч. 3, 12 ст. 60 Закона об образовании), поэтому организации применяют свои формы.

В рассматриваемом случае организация по результатам оказания услуг хочет выдать справку о прохождении семинара, который подтверждает факт прохождения курсов по обучению обслуживания сложного технического комплекса. Данная справка не свидетельствует о присвоении (повышении) разряда или квалификации.

Обращаем также внимание, что длительность семинара составляет менее 16 часов. Соответственно, данный семинар нельзя признать программой повышения квалификации (получения новой компетенции в рамках имеющейся квалификации).

Таким образом, проведение семинара по обучению обслуживания сложного технического комплекса не является ни профессиональным, ни дополнительным профессиональным обучением, а следовательно, не подлежит лицензированию. И Вы имеете право выдавать справки о прохождении данного семинара.

Вопрос

Если длительность семинара превышает 16 часов и составляет 40 часов? Тогда это будет нарушение?

Ответ

В таком случае эти семинары признают образовательной программой, и Вам необходимо будет получить лицензию!

Осуществление образовательной деятельности без лицензии является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена:

— ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, если осуществляемая деятельность признается предпринимательской;

— ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, если осуществляемая деятельность не связана с извлечением прибыли.

Если упомянутая деятельность является предпринимательской, то ее осуществление без лицензии влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

— для граждан — от 2000 до 2500 руб.;

— для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей — примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — от 4000 до 5000 руб. Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф налагается как с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья, так и без нее (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Если образовательная деятельность не связана с извлечением прибыли, то ее осуществление без лицензии влечет за собой применение следующих мер ответственности (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ):

— для граждан — штраф от 500 до 1000 руб.;

— для должностных лиц — штраф от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет). Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф от 30 000 до 40 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

— для юридических лиц — штраф от 170 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности.

Нужна ли лицензия по образовательной деятельности на проведение психологических, тренингов, семинаров и курсов не по государственной программе (стандарту), а по авторской

Помогите прояснить вопрос, нужна ли лицензия по образовательной деятельности на проведение психологических, тренингов, семинаров и курсов не по государственной программе (стандарту), а по авторской?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г. № 277 (п.2.а), обучение на Курсах выдачей документов об образовании, соответственно деятельность Исполнителя по проведению Курсов не подлежит лицензированию. НО данный документ утратил силу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 октября 2013 г. N 966

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, дет перечень 1в которм прописаны: 6. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих программ

17. Реализация дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных предпрофессиональных программ. Однако по опыту моего преподавания дополнительный компонент не существует как самостоятельный образовательный курс, а утверждается в образовательном госстандарте по каждой специальности. Я как психотерапевт организовал Ассоциацию (некоммерческую), в которой мы предлагаем услуги диагностики, тренингов, курсов обучения своему авторскому методу. Мы можем не превышать лимит курсов в 144 часа, у нас нет своих помещений и имущества, большая часть курсов проходит через интернет. После курсов мы выдаем свидетельство об окончании курсов своего образца и не более. Необходимо ли нам лицензироваться?

    Лицензирование образовательной деятельности, Лицензирование отдельных видов деятельности
  • Поделиться

Ответы юристов ( 4 )

  • 10,0 рейтинг
  • 4867 отзывов эксперт

ы можем не превышать лимит курсов в 144 часа, у нас нет своих помещений и имущества, большая часть курсов проходит через интернет. После курсов мы выдаем свидетельство об окончании курсов своего образца и не более. Необходимо ли нам лицензироваться?
Михаил Кокорин

Если Вы не проводите итоговой аттестации и образовательную деятельность осуществляете самостоятельно, то лицензия Вам в любом случае не требуется.

Однако если Вы реализуете именно образовательные программы и при это у Вас есть работники, то в таком случае лицензия требуется.

Статья 91 Об образовании Лицензирование образовательной деятельности
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.

Статья 2 ФЗ Об образовании Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
17) образовательная деятельность —деятельность по реализации образовательных программ;

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

  • 5010 ответов
  • 1821 отзыв

Ассоциацию (некоммерческую), в которой мы предлагаем услуги диагностики, тренингов, курсов обучения своему авторскому методу. Мы можем не превышать лимит курсов в 144 часа,
Михаил Кокорин

Если Вы не проводите итоговой аттестации и образовательную деятельность осуществляете самостоятельно, то лицензия Вам в любом случае не требуется.
Васильев Дмитрий

С чего Вы это взяли, коллега!? У клиента некоммерческая организация.

Михаил, о каких курсах Вы говорите (лимит 144 часа). Если это дополнительное профессиональное образование, то это и есть повышение квалификации. Связывать не получение лицензии с тем, что у Вас авторские программы, не правильно. По закону об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, сама разрабатывает и утверждает свои программы, поэтому не имеет значения на основании чего эта программа разработана.

Читать еще:  Возврат денежных средств за неоказанную услугу

Таким образом, лицензия Вам необходима.

Таким образом, психологические тренинги не подпадают под понятие дополнительное образование, если не предусматривает итоговой аттестации, следовательно, лицензированию не подлежит.
Бельдяева Наталья

Наталья, в учреждениях дополнительного образования детей тоже нет никакой итоговой аттестации, но это не значит, что им не нужна лицензия. Зачем связывать получение лицензии с итоговой аттестацией. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 60) организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

А по поводу судебной практики — это что документ, разрешающий работать без лицензии? В другой ситуации выводы суда могут быть прямо противоположными.

Т.о., оказываемые Вами услуги по проведению семинаров, консультаций и разовых лекций не требуют лицензии.
Безгодов Александр

Александр, откуда Вы это взяли? Этот пункт был с предыдущем Положении о лицензировании образовательной деятельности, которое утратило силу.

Услуги по проведению семинаров, консультаций и разовых лекций в нем не названы. Таким образом, указанная деятельность не подлежит лицензированию.
Безгодов Александр

А если в процессе семинаров реализуется образовательная программа из Приложения к Положению.

Наталья, это тоже мнение юриста.

А Вы уверены, что образовательная программа может быть реализована одними только семинарами?
Безгодов Александр

Это статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА». А Вы не могли бы ознакомить нас с Вашим мнением со страниц журналов?
Безгодов Александр

Я предпочитаю руководствоваться действующим законодательством.

С точки зрения закона я давал ответ:
Безгодов Александр

Коллега, не пойму, что Вы хотите доказать. Вот Вам выдержка из Положения предыдущей редакции: образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию.

Идеология Положения была такой, что определялась образовательная деятельность, которая не лицензировалась, а все остальное лицензировалось… Новое Положение определяет перечень программ, подлежащих лицензированию, а все, что не входит в этот перечень, не лицензируется. При чем здесь семинары!? Нужно определить какая образовательная программа реализуется в процессе проведения семинара (семинаров), это может быть и повышение квалификации. Ведь семинар может быть и недельный и их может быть несколько подряд.

Я считаю, что не нужно применять понятия из старого положения к новому. Нужно определиться какие программы собирается реализовывать клиент и на этом основании делать заключение подлежит или нет данная образовательная деятельность лицензированию.

  • 775 ответов
  • 230 отзывов

В соответствии с законом об образовании к дополнительному относится вид образования, направленный на удовлетворение определенных потребностей человека. (п. 14 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Перечень видов образовательной деятельности дан в п. 40 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» N 99-ФЗ.

Под образовательной деятельностью Законом понимается деятельность по реализации образовательных программ

Статья 2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

При этом вид образования подпадает под лицензирование, согласно выводам судов, только если организация выдает обучающимся по итогам обучения итоговый документ (справку).

Таким образом, психологические тренинги не подпадают под понятие дополнительное образование, если не предусматривает итоговой аттестации, следовательно, лицензированию не подлежит.

На этот счет есть судебная практика.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 августа 2015 г. по делу N А41-32901/15

Оказанием услуг по реализации образовательных программ следует считать учебу, которая направлена на получение обучающимся:
— при профессиональном обучении — определенного квалификационного разряда по какой-либо профессии рабочего (класса или категории квалификации по должности служащего), поименованной в перечне, утвержденном Минобрнауки России (части 1, 7 статьи 73 Закона об образовании; Приложение к Приказу Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513);
— при дополнительном профессиональном образовании — новой компетенции в рамках имеющейся квалификации (повышение квалификации, срок обучения не менее 16 часов) или новой квалификации (срок обучения не менее 250 часов) по любым другим видам профессиональной деятельности (части 4, 5 статьи 76 Закона об образовании; пункт 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499). Обучение может проводиться в любой форме (включая тренинги, семинары, мастер-классы, консультации и другие (пункт 17 указанного Порядка)).
При этом такая учеба подпадает под лицензирование, только если организация выдает обучающимся (пункт 20 статьи 2, пункт 1 части 1, части 3, 10, 12 статьи 60, статья 74, часть 15 статьи 76 Закона об образовании):
— при успешном завершении учебы (прохождении итоговой аттестации) — документ о квалификации (например, свидетельство о профессии рабочего (должности служащего), удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной подготовке). Данные документы выпускаются изготовителями защищенной полиграфической продукции на специальных бланках, защищенных от подделок (Письмо Минобрнауки России от 02.09.2013 N АК-1879/06 «О документах о квалификации»);
— во всех остальных случаях (лицо не прошло итоговую аттестацию, ее результаты неудовлетворительны, отчисление и прочее) — справку об обучении или о периоде обучения.
Врассматриваемом случае обществом по результатам оказания услуг выдаются сертификаты, которые подтверждают факт прохождения курса «Перевозка опасных грузов воздушным транспортом». Данные сертификаты не свидетельствуют о присвоении (повышении) разряда или квалификации. Таким образом, обучение по вышеуказанному курсу не является ни профессиональным, ни дополнительным профессиональным обучением, а, следовательно, лицензированию не подлежит.

ОКВЭД для обучения на курсах и инфобизнеса

В последние годы очень популярным направлением ведения собственного бизнеса стало интернет-предпринимательство. Действительно, кому не хочется работать на самого себя, самому определять свой рабочий график и оптимальный доход, при этом практически не выходя из дома? Тем более, если вам есть, чем поделиться с миром, например, в виде семинаров, тренингов и различного рода курсов и консультаций (инфобизнес). И вот однажды наступает момент, когда простое желание перерастает в подробный бизнес-план, а рабочее место организуется в собственной квартире.

Итак, решение принято – вы начинаете новый интернет-проект, открываете собственный бизнес в Сети. И для этого вы официально регистрируетесь в качестве предпринимателя. А вы не забыли выбрать код ОКВЭД для для обучения на курсах (инфобизнеса), других видов заработка и всего того, что вы собираетесь «вытворять» в сети? Прочитав эту статью, вы узнаете, какие коды подойдут для различного рода обучения в сети.

Где смотреть ОКВЭД для обучения на курсах

Как правило, на начальных этапах организации интернет-бизнеса сложно оценить весь объем будущих услуг, но можно выделить хотя бы основные направления. В этом поможет общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и ваш бизнес-план.

Алгоритм выбора нужного кода ОКВЭД достаточно прост – записываете на листок все виды деятельности, которыми вы планируете заниматься, открываете Классификатор (легко находится через поиск по запросу «оквэд»), листаете его и подбираете соответствующие коды ОКВЭД для обучения на курсах и других ваших предполагаемых видов деятельности. Здесь вас может поджидать сюрприз в виде обнаружения «забытых» видов деятельности, которые вы не внесли в свой список, поэтому настойчиво рекомендую пролистать ОКВЭД от начала и до конца. Сельское хозяйство можно конечно не трогать:-)

Можно обратиться за помощью к профессиональным консультантам, и они подберут нужные коды, но сначала стоит попробовать сделать это самостоятельно. Это не сложно!

Классификатор традиционно состоит из разделов и подразделов, поэтому в первую очередь изучаем их, а уж потом, выбрав подходящие, смотрим сами детализированные коды видов экономической деятельности. И внимательно читаем описание кодов, т.к. их названия могут звучать неподходяще, а описание — вполне вам подходить.

Важный момент: при регистрации желательно указать наиболее развернутый вид деятельности, т.е. цифр в коде должно быть не менее трех, а лучше четыре и более. Что касается количества кодов, то оно законодательством не ограниченно, и все же число кодов более 20-25 чревато риском увеличения ошибок.

Чем же вы решили заниматься?

Для наглядности давайте рассмотрим подбор нужных кодов на конкретном примере, подберем код ОКВЭД для обучения на курсах, различных сопутствующих видов интернет-заработка и добавим услуги. Рассмотрим на моем примере. Допустим, я хочу оказывать бухгалтерские и консультационные услуги, а точнее:

  • оказывать услуги по ведению бухгалтерского учета индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
  • проводить анализ финансового состояния бизнеса;
  • консультировать клиентов по вопросам налогообложения.

Помимо этого я хочу создать и использовать собственный сайт для:

  • размещения баннерной и контекстной рекламы с целью получения дохода;
  • размещения рекламы в рассылках подписчикам;
  • продвижения партнерских продуктов и программ.

Те, кто занимается обучением через интернет, с очень большой вероятностью будут осуществлять и эти виды деятельности.

И самое главное, в голове у вас столько знаний, что вы готовы ими поделиться. А потому в ваших планах:

  • написание книг и курсов в электронном виде с последующей их продажей через интернет;
  • проведение платных вебинаров и тренингов в сети;
  • запись и продажа дисков с обучающими курсами (сейчас это конечно атавизм, но вдруг кому-то нужно).

Ничего не забыли? Тогда приступим к изучению классификатора.

Подбираем ОКВЭД для услуг по обучению

Начнем с видов деятельности именно по обучающим продуктам, если вы ведете курсы, тренинги:

85.41 — Образование дополнительное детей и взрослых

Можно, но не обязательно, выбрать код и точнее:

85.41.9 — Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

  • образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы
  • дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста
  • лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Также обратите внимание на такие коды ОКВЭД для услуг по обучению, специфические для определенной тематики:

62.02.3 — Деятельность по обучению пользователей (в области компьютерных технологий)

85.41.2 — Образование в области культуры (предоставление обучения в сфере искусств, драмы и музыки в качестве хобби, для отдыха и в целях саморазвития)

85.41.1 — Образование в области спорта и отдыха (занятие спортом, групповые или индивидуальные, включая занятия в спортивных лагерях и школах, в т.ч. обучение боевым искусствам и йоге)

Если вы как ИП собираетесь работать на патенте и проводить обучение населения на курсах, ОКВЭД (основной) выбирается именно образовательного характера.

Выбираем ОКВЭД для проведения семинаров и консультаций

Часто групповые программы обучения сопровождаются и индивидуальными консультациями. Также не любой семинар может быть охарактеризован, как обучающий. Поэтому полезно еще посмотреть такие коды (в основном зависящие от тематики):

62.02 — Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий

63.91 — Деятельность информационных агентств

63.99 — Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки (включает деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг)

69.10 — Деятельность в области права

69.20 — Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию

70.22 — Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

Читать еще:  Первичная регистрация

71.11 — Деятельность в области архитектуры

74.90.4 — Предоставление консультационных услуг в области сельского хозяйства

74.90.5 — Предоставление консультационных услуг в области экологии

74.90.6 — Предоставление прочих технических консультаций, деятельность консультантов, кроме архитекторов, проектировщиков и консультантов по управлению

82.99 — Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки

88.99 — Предоставлению прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки (консультирование по домашнему бюджету, по вопросам брака и семьи, воспитанию детей, кредитам и займам)

а также универсальный код, если у вас какой-то эксклюзив:

96.09 — Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

Если вы работаете также в качестве фрилансера, то стоит посмотреть еще и эту статью по кодам ОКВЭД.

Коды для вспомогательных аспектов инфобизнеса

С большой вероятностью, вашему бизнесу потребуется основа контент-платформы — собственный сайт, на котором вы будете размещать полезный контент. Большая часть интернет-предпринимателей с удовольствием «партнерятся», рекламируя товары и услуги друг друга. Кроме того, обучение может происходить не только в момент передачи знаний от преподавателя к ученику, но и записываться в формате книги (как минимум, электронной) или диска. Для этих видов деятельности существуют свои коды, добавьте их тоже, рано или поздно они пригодятся:

58.11 — Издание книг (в печатном и электронном виде)

58.14 — Издание журналов и периодических изданий (в печатной и электронном виде, включая публикацию в интернете)

59.11 — Группа «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ»

59.20 — Группа «Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений»

63.12 — Деятельность web-порталов

73.11 — Деятельность рекламных агентств

73.12 — Представление в средствах массовой информации

73.20 — Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения

Кодов получилось много, поэтому необходимо определиться, какой из них будет для вас основным.

На завершающем этапе выбора кодов ОКВЭД необходимо проверить, подлежат ли лицензированию планируемые виды деятельности. В этом вам поможет федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Если вам нужна консультация по подбору кодов ОКВЭД для обучения на курсах или другого вида деятельности, а также помощь в учете и налогообложении, пишите мне на странице Контакты. Узнайте, чем я могу помочь интернет-предпринимателям, загляните на страницу Услуги.

6 шагов по планированию и проведению дистанционных занятий, семинаров и тренингов

Как грамотно организовать дистанционный урок? Что нужно, чтобы подготовиться к проведению виртуального семинара или тренинга? Какие ошибки преподаватели допускают в ходе обучающих мероприятий и как их избежать? Предлагаем несколько практических советов по проведению занятий дистанционно.

Эпидемия коронавируса внесла коррективы в работу школ, вузов и учебных центров по всему миру. Многие из них перешли на дистанционное преподавание в популярных платформах для видеоконференций и совместной работы — Zoom, Skype for Business, Microsoft for Teams, GoToMeeting, Google Meet и т.д.

От учебных заведений не отстают и компании: они стали чаще проводить для своих клиентов и партнеров дистанционные семинары и тренинги. Даже после ослабления карантинного режима многие преподаватели осознали, насколько удобно обучение студентов и сотрудников в удаленном режиме.

Дистанционный урок имеет много общего с обычным занятием в аудитории. Но те, кто впервые сталкивается с этим форматом, жалуются на сложности в его организации и проведении. В нашей статье мы подскажем несколько простых шагов, которые помогут их преодолеть.

Как проводить занятия дистанционно: 6 шагов к успеху

Шаг 1. Cоставьте план дистанционного занятия

Планируйте занятие так, как будто вы проводите его в аудитории. Запишите цель и структуру урока, разбейте его на этапы и выделите время на сессию вопросов и ответов.

Предусмотрите виртуальные перерывы, чтобы учащиеся могли общаться в чате, воспользоваться туалетом и обменяться мнениями.

Не отказывайтесь от привычных методик и приемов обучения!

Шаг 2. Отправьте ученикам напоминание с планом дистанционного семинара

Вышлите учащимся приглашение на виртуальный урок с основной информацией: дата, время, подробности и инструкции по подключению к дистанционному мероприятию.

В приглашении четко сформулируйте, чего вы ждете от участников. Если им необходимо заранее скачать учебные материалы, зарегистрироваться на веб-сайте или сделать домашнее задание, убедитесь, что это четко прописано в инструкции, и укажите сроки.

Установите правила видео-этикета. Основные правила для учащихся:

1) Выключайте микрофон, если не собираетесь говорить.

2) Задавайте вопросы текстом в онлайн-чате.

3) Если хотите задать вопрос голосом, используйте кнопку «Поднять руку», доступную во многих платформах для видеоконференцсвязи.

Договоритесь с учениками, в каких случаях им можно выключить веб-камеру.

Не расстраивайтесь по поводу каждой мелкой ошибки, которые допустили поначалу (забыли включить микрофон, немного теряетесь перед камерой, случайно вышли из кадра). И вы, и ваши ученики должны привыкнуть к новому формату обучения, и на это потребуется какое-то время.

Шаг 3. Заранее подготовьте помещение для тренинга

Убедитесь, что в вашей комнате хорошее освещение. Идеальный вариант — естественный дневной свет. Если его не хватает, то поставьте лампу так, чтобы осветить лицо. Избегайте контрового света: стол должен стоять так так, чтобы за вашей спиной не располагалось окно или осветительные приборы.

Заранее решите, как вы будете вести дистанционный тренинг – стоя или сидя. Выбор зависит не только от ваших преподавательских привычек, но и от специфики занятия. Определившись, правильно расставьте оборудование и спланируйте место перед камерой.

Если вы решили вести урок за столом, то установите камеру ноутбука на уровне глаз или чуть выше. Для этого положите ноутбук на подставку или хотя бы на стопку книг. Убедитесь, что он установлен надежно.

Если вы будете проводить обучение стоя, разметьте липкой лентой участок на полу, в пределах которого вы останетесь в кадре, когда будете двигаться.

В идеале используйте не интегрированную веб-камеру ноутбука, а внешнюю USB-камеру, например Poly EagleEye Cube USB с USB-интерфейсом. Это устройство обеспечивает передачу видео с разрешением 1080p, 60 кадров в секунду. Камера EagleEye Cube намного более точно передает цвет и формирует намного более реалистичные изображения, чем встроенные камеры ноутбуков.

USB-камера Poly EagleEye Cube USB значительно повысит качество изображения во время дистанционного урока

Если преподавателю нужно показать в камеру какой-либо предмет или учебное пособие, то 5-кратное увеличение поможет учащимся рассмотреть детали. А благодаря 120-градусному углу обзора учитель сможет свободнее перемещаться по аудитории, оставаясь в кадре.

Убедитесь, что все наглядные пособия и учебные материалы у вас под рукой, и что вам не нужно выходить из кадра, чтобы до них дотянуться.

Проверьте задний план в кадре. На нем не должно быть ничего, что могло бы отвлекать учеников.

Предупредите всех, кто находится с вами в одном помещении, что будете вести онлайн-тренинг. Попросите их не отвлекать вас и не входить в кадр.

Перед началом занятия закройте окно и дверь, чтобы свести к минимуму внешние шумы.

Если есть возможность, подключите ноутбук к маршрутизатору Ethernet-кабелем, а не по Wi-Fi. В большинстве случаев проводное соединение будет более надежным.

Шаг 4. Используйте необходимые инструменты и технологии для проведения урока

Гарнитура Poly (Plantronics) Focus UC с гибридным активным шумоподавлением поможет преподавателю сосредоточиться на уроке и оградит учащихся от посторонних шумов в их наушниках.

Перед тем как запускать дистанционные занятия, изучите инструменты для видеоконференций и совместной работы. Для таких популярных платформ как Zoom, Microsoft Teams, GoToMeeting или Google Meet, существует множество онлайн-руководств.

Ознакомьтесь с возможностями гарнитур для унифицированных коммуникаций. Качественный звук – важнейшая составляющая дистанционного обучения. Мелкие огрехи в передаче видео куда меньше мешают учебному процессу, чем дефекты аудио.

Выпадение звука, плохая слышимость, фоновые шумы и т.п. делают обучение практически невозможным. Поэтому пользуйтесь только профессиональными гарнитурами, специально оптимизированными для работы с платформами унифицированных коммуникаций и совместной работы.

Из новинок в этом сегменте отлично подойдет беспроводная гарнитура Poly (Plantronics) Focus US с технологией гибридного активного шумоподавления (ANC). Во-первых, она отсекает лишние шумы в ваших наушниках, помогая сосредоточиться на изложении учебного материала. Во-вторых, ее микрофон с технологией шумоподавления Acoustic Fence гарантирует, что ученики будут слышать только ваш голос, а не посторонние шумы вокруг вас.

Преподавателям, которым важно перемещаться по аудитории во время урока, больше подойдет беспроводная гарнитура с адаптивным шумоподавлением и Bluetooth-подключением Plantronics Voyager 5200 UC.

Беспроводная гарнитура Plantronics Voyager 5200 UC идеально подойдет преподавателям, которые активно перемещаются по аудитории во время виртуального урока

Для полной свободы перемещения по комнате без ущерба для качества звука можно использовать спикерфон Poly Calisto P7200. с подключением через USB и Bluetooth.

Многие гарнитуры Plantronics для унифицированных коммуникаций оптимизированы для работы с популярными платформами Microsoft Teams, Skype for Business и т.п.

Перед уроком убедитесь, что у вас под рукой есть контакты технического специалиста, который сможет быстро проконсультировать вас при возникновении проблем с использованием Zoom, Microsoft Teams и т.п.

Шаг 5. Выполните проверку до начала дистанционных занятий

Убедитесь, что в настройках конфиденциальности операционной системы и браузера разрешен доступ к камере и микрофону.

Выполните тестовый видеозвонок коллеге или техническому специалисту.

Перед тем как рассылать приглашение на дистанционный семинар или тренинг, убедитесь, что все ссылки на учебные материалы и онлайн-ресурсы кликабельны и ведут на целевую страницу.

Поэкспериментируйте с настройками звука и видео, проверьте кнопку отключения микрофона на гарнитуре.

Оттестируйте расширенные функции платформы для видеоконференций – возможность разделять учащихся на отдельные группы, демонстрация экрана, кнопка «Поднять руку» и т.п.

Если во время тренинга вы планируете использовать наглядные пособия, убедитесь, что они хорошо видны в камеру.

Запишите свой тестовый видеозвонок. На записи вы сразу заметите собственные ошибки в работе на камеру, сможете скорректировать освещение, громкость звука и т.п.

Всегда есть шанс, что в ходе занятия могут произойти непредвиденные события: уровень естественного освещения может упасть из-за смены погоды, в кадр может войти посторонний, во время урока — зазвонить ваш смартфон. Постарайтесь быть готовым к таким ситуациям и не теряться.

Шаг 6. Соблюдайте процедуры начала, ведения и окончания дистанционного мероприятия

Закройте все приложения и вкладки, которыми не собираетесь пользоваться во время урока. Если этого не сделать, то во время демонстрации экрана учащимся станут видны ваши личные сообщения в мессенджерах, вкладки браузера и т.п.

Начните видеоконференцию за пять минут до старта занятия. Некоторые платформы для совместной работы не позволяют участникам присоединиться к встрече, если ее инициатор не начал звонок первым.

Во время урока смотрите прямо в камеру, чтобы создать эффект зрительного контакта с учащимися.

Ведите занятие так, будто вы физически находитесь в одной аудитории со слушателями. Общайтесь с учащимися, при необходимости повторяйте сказанное, четко излагайте материал.

В ходе семинара задавайте слушателям вопросы, чтобы они не утрачивали внимания.

Так же как и на обычном уроке, выделите учащимся время на самостоятельную работу. При этом не отключайтесь от видеоконференции и будьте готовы ответить на уточняющие вопросы студентов.

Перед окончанием занятия спросите мнение аудитории: что нужно улучшить на следующем занятии (настройки аудио и видео, компоновка кадра, темп изложения материала, правила видео-этикета и т.п.).

В конце мероприятия, как обычно, подведите итоги, сообщите тему следующего урока и дайте домашнее задание.

По окончании тренинга не забудьте нажать на кнопку завершения звонка. Если этого не сделать, студенты продолжат слышать все, что зафиксирует ваш микрофон.

Выводы

Проведение занятий дистанционно – хорошо известный формат обучения, который сегодня становится массовым. Благодаря новым технологиям видеоконференцсвязи и совместной работы, а также более совершенным устройствам для передачи аудио и видео (вебкамеры и гарнитуры) преподаватели получают новые возможности по организации учебного процесса. Залог успеха дистанционного мероприятия – правильно выбранные технические средства, надежная и удобная платформа для видеоконференций и совместной работы, а также соблюдение простых правил подготовки и ведения занятий в онлайне.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×