Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

92 гражданин великобритании ходатайствует о предоставлении ему политического убежища в россии

92 гражданин великобритании ходатайствует о предоставлении ему политического убежища в россии

Отказ в экстрадиции в силу такого статуса в трактовке ООН не может рассматриваться как недружелюбный акт. Однако вместе с этим на обладателя статуса возлагается перечень обязанностей, выполнять которые он обязано беспрекословно: в противном случае это чревато утратой предоставленного убежища.

У лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, родился ребёнок. Определите гражданином какого государства будет являться новорождённый. Это право на проживание, которое представляется государством гражданину другой страны, чтобы защитить его от преследования по политическим мотивам. Право на убежище записано во Всеобщей декларации прав человека и Женевской конвенции 1951 года.

Предоставление убежища в рф иностранцам: способы, получение, продление

В ФМС РФ также пока не подтвердили информацию о том, что Сноуден попросил у России убежище. «Информация уважаемого американского издания не соответствует действительности», — заявил Ромодановский «Интерфаксу».
Как получить убежище в РФ В данных статьях указано: Более детально вопросы по предоставлению убежища урегулированы в Указе Президента от 21.07.1997 года.
Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории РФ. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в ФМС России для его рассмотрения. Днем принятия к рассмотрению ходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для его рассмотрения материалов.
Для проверки информации об американском просителе российского политического убежища журналисты обратились в Управление ФСБ РФ по Восточному арктическому району. Там эти сведения не подтвердили, но и не опровергли, а с официальными комментариями попросили пока подождать. В любом случае понятно, что поступок американец совершил, по меньшей мере, очень необычный.

Понятие политического убежища следует отличать от понятий временного убежища и статуса беженцев. В то время как последние два могут быть предоставлены в силу обоснованной угрозы преследования по этническим, национальным, языковым, расовым и иным мотивам или же в результате гуманных побуждений, первое затрагивает исключительно политические мотивы и общественную деятельность.

В данных статьях указано:

  • российская сторона может предоставлять политическое убежище иностранцам и людям без гражданства на основании норм международного права;
  • Россия не выдает лиц другими государствам, если они преследуются по политическим мотивам и за иные действия, которые не признаны в РФ преступлениями.

Гражданка Л. проживала с родителями в Эстонии до 19 лет и в этом же государстве получила паспорт. В 1994 году она переехала к дедушке в Россию и вскоре вышла замуж за российского гражданина.

После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации в установленном порядке. Действия (бездействия) должностных лиц ФМС России заявитель вправе обжаловать в установленном порядке руководителю ФМС России или в суд.

Б) гражданство. беженцы и вынужденные переселенцы. политическое убежище

Однако, по истечении 5 лет эти граждане развелись. Скажите имеет ли бывшая гражданка Сирии право остаться в гражданстве Российской Федерации или же обязана выйти из него?
В случае подписания президентом России указа о предоставлении Российской Федерацией лицу политического убежища, ФМС России в семидневный срок со дня издания указа уведомляет лицо через свои территориальные органы о принятом решении.
Эдвард Сноуден бежал в Гонконг в мае, после чего обнародовал информацию о секретных операциях спецслужб по слежке в Интернете. Из-за организованной им утечки, в частности, стало известно, что американские спецслужбы получили доступ к данным о миллионах телефонных звонков, а также к серверам крупнейших интернет-компаний.
На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Как стать беженцем в Великобритании Наибольший поток беженцев Великобритания принимает из стран Африки и Ближнего Востока, к которым в последние годы добавились мигранты из Сирии и Украины.

Кто и как может получить политическое убежище в России

Настоящий Федеральный закон определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. Большинство западных стран не выделяют беженцев, которые получили убежище по политическим причинам, в отдельную категорию. Это только одно из оснований, по которым человек может претендовать на статус беженца. Есть и другие: преследование по признаку расы, полу, национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, военные конфликты. Мы рассмотрим процедуру предоставления убежища на примере Великобритании.

Из Гонконга Сноуден перебрался в Москву, где находится до сих пор в транзитной зоне международного аэропорта «Шереметьево». США призывают Россию экстрадировать экс-сотрудника ЦРУ на родину.

Б) гражданство. беженцы и вынужденные переселенцы. политическое убежище.

Часто никаких документов просители не предоставляют, поэтому сотрудники пограничной службы опираются в основном на устные свидетельства. Сотрудники обращают внимание на нестыковки в рассказах просителей, пытаются сопоставить их слова с тем, что говорят другие беженцы из этой страны. Если проситель в прошлом уже пытался получить убежище, власти смотрят на прежние решения — от этого многое зависит. Учитывается поведение просителя, нет ли данных о том, что он нарушал закон — например, подделал документы для въезда в страну. В убежище могут отказать, если окажется, что, покинув свою страну, проситель был в демократических странах, но не попросил там статус беженца.

Нужно понимать, что такое политическое убежище в России является гарантией для иностранца в том, что его не выдадут властям страны гражданской принадлежности или пребывания (если он апатрид), даже если та запросила экстрадицию.

В качестве документа, устанавливающего личность, американец предъявил российским пограничникам водительские права, полученные в штате Аляска. И попросил россиян ни в коем случае не выдавать его Соединенным Штатам.
У гражданина Российской Федерации и гражданки Германии, находящихся в законном браке, родился ребёнок. Определите гражданином какого государства может стать младенец и опишите процедуру приобретения им гражданства.

Б) Гражданство. Беженцы и вынужденные переселенцы. Политическое убежище.

Источник в аэропорту «Шереметьево» пояснил, что в случае предоставления Сноудену политубежища в РФ документы ему привезут прямо в аэропорт, и он сможет въехать в страну. «Если Сноудену будет предоставлено политическое убежище в РФ, если его запрос удовлетворят, то это существенно упростит решение его проблемы. Ему смогут подвезти эти документы непосредственно в «Шереметьево», и с документами о политическом убежище он сможет беспрепятственно покинуть аэропорт и въехать на территорию РФ, то есть пройти пограничный контроль», — отметил собеседник агентства.

Наибольший поток беженцев Великобритания принимает из стран Африки и Ближнего Востока, к которым в последние годы добавились мигранты из Сирии и Украины. Нельзя сказать, что Великобритания принимает мигрантов с распростёртыми объятиями. Так, власти королевства заняты даже строительством четырёхметровой стены, предотвращающей незаконное проникновение мигрантов на его территорию.

Иногда просителя отправляют в депортационный центр и держат под стражей — тогда его заявление рассматривается в ускоренном режиме, за неделю.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков воздержался от комментариев в связи с появившимися сообщениями о том, что бывший сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден подал запрос о предоставлении ему убежища в России. На вопрос агентства, готова ли российская сторона рассмотреть этот запрос, Песков сказал: «Я не могу ответить на этот вопрос, и не готов сейчас это комментировать». «Я не располагаю никакой информацией», — добавил пресс-секретарь президента.

Как получают политическое убежище?

Для начала нужно приехать в Великобританию — просить об убежище с территории другой страны нельзя. Затем надо как можно скорее обратиться в офис британской пограничной службы — если не сделать это сразу, можно лишиться пособия. В офисе за просителем закрепят сотрудника, который будет вести его дело. Все начинается с простого собеседования — сотрудник уточняет персональные данные просителя, проверяет, не пытался ли он прежде получить убежище в Великобритании или других странах Евросоюза. Спустя пару недель проситель приходит на другое интервью, во время которого должен объяснить, почему он боится преследования за политические убеждения в своей стране. По сути, это главный этап всего процесса.

Наряду с иными гуманитарными статусами, которые могут получить иностранцы на территории РФ, в силу ограниченного круга причин им также может быть предоставлено политическое убежище. Как и в других случаях, оно предоставляется по результатам обращения субъекта и является основанием для законного пребывания на территории России.

Нельзя сказать, что Великобритания принимает мигрантов с распростёртыми объятиями. Так, власти королевства заняты даже строительством четырёхметровой стены, предотвращающей незаконное проникновение мигрантов на его территорию. На берегу российской Чукотки пограничники задержали гражданина США, который пересек Берингов пролив на лодке и попросил в РФ политическое убежище.

Как стать беженцем в великобритании

На морском гражданском судне, находящемся на территории США, но ходящем под флагом России, родился у лиц без гражданства ребёнок. Какое гражданство получит младенец? Как изменится ситуация если данное судно будет военным? Более детально вопросы по предоставлению убежища урегулированы в Указе Президента от 21.07.1997 года. В этом нормативном акте в основном акцентируется внимание на том, что предоставление убежища должно совпадать с интересами РФ. Порядок получения временного убежища регулируется и ФЗ «О беженцах» (ст.12). Есть еще и государственные договоренности по предоставлению убежища на международном уровне, но они носят только декларативный (рекомендательный) характер.

Победа на референдуме сторонников выхода Великобритании из Евросоюза была во многом подготовлена именно кризисом мигрантов. Консервативные и чопорные англичане не смогли спокойно созерцать незваных гостей на своих улицах и беззаботно соседствовать с ними.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746
«Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 763 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3095).

Президент Российской Федерации

21 июля 1997 года

Положение
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

I. Общие положения

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются — лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

5. Утратил силу с 19 декабря 2018 г. — Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 6 внесены изменения

6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 8 внесены изменения

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 19 декабря 2018 г. — Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 10 изложен в новой редакции

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 12 внесены изменения

12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

Читать еще:  Как вернуть автомобиль в салон

III. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 14 внесены изменения

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 978 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 17 изложен в новой редакции

17. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Политическое убежище в РФ и экстрадиция

Политическое убежище в РФ.

Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.

Когда политическое убежище невозможно получить.

В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту — документам не дается ход):

политическое убежище в Крыму

Время чтения: 17 минут

Политическое убежище в РФ.

Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.

Когда политическое убежище невозможно получить.

В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту — документам не дается ход):

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Преступлением в РФ является любое деяние, ответственность за которое установлено Уголовным кодексом (ст. 14 УК РФ). Например, спекуляция не является преступлением в РФ и приговор другой страны не позволит применить данный пункт для отказа. А вот убийство – позволит. Виновным признается лицо, только после вынесения в отношении него приговора (ст. 49 Конституции РФ).

Действия, противоречащие целям принципам ООН в широком смысле являются деяниями посягающие на принципы и цели ООН установленные ст. 1 и ст. 2 Устава ООН.

С учетом широких и общих терминов целей и принципов Организации Объединенных Наций, рамки этой категории деяний (против целей и принципов ООН) довольно неясны и должны поэтому толковаться в их узком смысле. Действительно, эта категория преступлений рассматривается редко, и во многих случаях применяются положения Статьи 1F(а) или 1F(b). Положения Статьи 1F(с) применяются только в исключительных обстоятельствах, когда проводимая деятельность подрывает саму основу существования мирового сообщества. В эту категорию преступлений входят преступления, способные повлиять на международный мир, безопасность и мирные отношения между государствами, а также серьезные и устойчивые нарушения прав человека. С учетом того факта, что Статьи 1 и 2 Устава ООН особо выделяют основные принципы, которыми государства должны руководствоваться в своих отношениях, оказывается, что в принципе только лица, обладающие властью в государстве или субъекте, схожим с государством, способны на совершение таких деяний. В случае какого-либо террористического акта, правильное применение Статьи 1F(с) должно основываться на оценке того, в какой степени этот акт посягает на международную стабильность – в смысле его тяжести, воздействия на международную обстановку, международный мир и безопасность.

Наличие в составе такого деяния нарушения принципов и целей ООН, разумеется, должно быть доказано соответствующим судебным актом либо из самого акта должно быть понятно, что преступления направлено против мира либо человечества и т. п., ради чего, собственно ООН и была создана.

  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации.

В данном пункте все понятно, см. ст. 14 УК РФ. Любой суд, приговоривший человека к сроку, на территории РФ автоматически исключает возможность на получение политического убежища.

  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование.

В данной ситуации могут быть определённые сложности с наличием преследования на территории страны, где лицо побывало до въезда в РФ. Например, Новая Зеландия, дает политическое убежище, для приговоренного в Литве. После получения убежища в Новой Зеландии, в РФ ту же процедуру пройти не получится. Вместе с тем, если в Новой Зеландии отказали в выдаче убежища или аннулировали статус существующего по мотивам привлечения к ответственности (начала экстрадиции и пр.), имеет смысл доказывать факт преследования и на этом основании получать убежище в РФ.

  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Перечень стран с демократическими институтами ежегодно утверждает МИД РФ. Данный список закрыт для всеобщего обозрения, во всяком случае, на сайте МИД РФ его нет. В деле Э. Сноудена о предоставлении политического убежища в России, страной преследования были США. Можно сделать вывод, что штаты не относятся к развитым демократическим странам по мнению РФ, если американским гражданам Россия готова предоставить убежище. Данный пункт является наиболее частой причиной отказа ФМС в приеме (обработке) документов для предоставления политического убежища.

  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах».

К безвизовым странам относятся Украина, Беларусь, Казахстан, Турция, Бразилия и прочие. Безвизовый статус устанавливается соглашением между странами.

  • лицо представило заведомо ложные сведения;

Предоставление заведомо ложных сведений (327 УК РФ) – намеренное искажение информации в анкете, заявлении о предоставлении убежища и пр. должны быть исключены заявителем.

  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Классическая ситуация – Украина, Россия, Израиль. Если человек имеет три паспорта и преследуется только в одной из этих стран – получить убежище в РФ невозможно.

  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На этом основании невозможно получить статус беженца, временное убежище или политическое, поскольку само основание для предоставления политического убежища (преследование) отсутствует. Голодных и в России хватает.

Процедура предоставления политического убежища в России.

Лицо, желающее получить статус политического беженца обязано в течение 7 дней с момента прибытия в РФ подать в территориальный орган ФМС ходатайство в письменном виде. В ходатайстве указываются мотивы по которым лицо просит предоставление убежища и автобиографические данные.

На момент рассмотрения ходатайства лицу выдается справка, которая является основанием для законного нахождения лица на территории РФ.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется ФМС (Федеральной миграционной службой), которое после получение заключений в месячный срок от МВД, ФСБ и МИД РФ направляет ходатайство о предоставлении политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Заключение комиссии подшивается к делу, которое лично рассматривает Президент РФ.

Убежище предоставляется на основании Указа Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания.

Далее политический беженец (как и его семья) получают свидетельство и вид на жительтсво.

Экстрадиция иностранца (на примере Литовской Республики)

В данном случае рассматривается иностранный гражданин, с приговором на территории государства, гражданином которого он является.

Вопрос о применении экстрадиции (выдачи лица для отбывания наказания) разрешается в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 25 июня 2001 г.

В соответствии с указанным соглашением решение о передаче принимается Генпрокуратурой РФ, которая может отказать в передаче осужденного. Хотя оснований для отказа не так много, среди них есть замечательное основание, установленное пп. 2 п.1 ст. 4 Договора:

«Передача осужденного в порядке, предусмотренном настоящим Договором, не производится, если не получено согласия осужденного, а в случае его неспособности свободно изъявить свою волю из-за возраста, физического или умственного состояния, согласия его законного представителя.»

Как этот пункт применяется на практике сложно сказать. Вероятнее всего, его применяют, когда заключенный латвиец в РФ просится в более гуманную латвийскую тюрьму.

Вместе с этим, глава 55 УПК РФ предусматривает выдачу иностранного гражданина на основании запросов компетентных органов иностранного государства (суд, исполнительная власть и пр.). От воли осужденного в данном случае ничего не зависит.

Российский суд, который решает вопрос об экстрадиции, может отказать в выдаче, если сочтет, что давность привлечения к ответственности за деяния прошла или деяние не является преступлением в понимании российского уголовного права и некоторых других основниях.

Помогите решить задачу по конституционному праву Гражданин Российской Федерации

«Л» был заподозрен правоохранительными органами Великобритании в том, что он в период своего пребывания в Лондоне отравил бывшего гражданина России «М», получившего перед этим политическое убежище в Англии. Проведя собственное расследование, власти названного иностранного государства направили в адрес Генерального прокурора РФ запрос о выдаче им «Л» для привлечения его к уголовной ответственности.

Задачи — на платной основе в личку к любому юристу сайта.

Порядок предоставления Россией политического убежища предусмотрен указом Президента РФ от 21 июля 1997 года № 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно? Политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы (ТО) Федеральной миграционной службы (ФМС) России. Иностранные граждане и лица без гражданства, желающие получить политическое убежище на территории РФ, обязаны в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с письменным ходатайством. При подаче ходатайства заявитель вправе представлять любые документы в обоснование своего ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. После заполнения ходатайства сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием ходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая является составной частью ходатайства. После подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации в установленном порядке. Действия (бездействия) должностных лиц ФМС России заявитель вправе обжаловать в установленном порядке руководителю ФМС России или в суд. В случае принятия ходатайства к рассмотрению заявителю на период рассмотрения ходатайства выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении РФ политического убежища.

Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории РФ. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в ФМС России для его рассмотрения. Днем принятия к рассмотрению ходатайства считается день поступления в ФМС России всех необходимых для его рассмотрения материалов. ФМС России после рассмотрения ходатайства и получения заключений МИД России и ФСБ России направляет в Комиссию по вопросам гражданства при президенте РФ все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления заявителю политического убежища Российской Федерацией. В случае подписания президентом России указа о предоставлении Российской Федерацией лицу политического убежища, ФМС России в семидневный срок со дня издания указа уведомляет лицо через свои территориальные органы о принятом решении. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется. Лицу, получившему политическое убежище, а также членам его семьи территориальным органом ФМС России по месту обращения лица с ходатайством выдается Свидетельство о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища. Лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи территориальным органом ФМС России в установленном порядке оформляется вид на жительство. В случае отклонения президентом РФ ходатайства, территориальный орган ФМС России вручает или направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории Российской Федерации регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на российской территории. В соответствии с Положением, политическое убежище не может быть предоставлено лицу: преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; представившему заведомо ложные сведения; имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется. Лицо, которому РФ предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны. Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при президенте РФ по представлению уполномоченного федерального органа на основании заключений МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Б) Гражданство. Беженцы и вынужденные переселенцы. Политическое убежище

68. В паспорт гражданина Российской Федерации не могут вноситься отметки: а) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; б) об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; в) о регистрации и расторжении брака; г) о детях, не достигших 14-летнего возраста; д) о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; е) о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации; ж) о группе крови и резус-факторе; з) об идентификационном номере налогоплательщика; и) о номере социального страхования; к) о судимостях; л) о полученной специальности и номере диплома о высшем образовании.

69. Отметки в паспорт имеют право вносить: а) органы регистрационного учета; б) военные комиссариаты; в) органы внутренних дел; г) органы записи актов гражданского состояния; д) учреждения здравоохранения; е) налоговые органы; ж) органы социального обеспечения; з) учреждения исполнения наказаний; и) администраторы судов; к) дипломатические и консульские учреждения; л) администрации высших учебных заведений.

Читать еще:  Наказание за получение взятки по статье 290 УК РФ

70. А. является гражданином двух государств – России и Израиля. Осенью 2002 года он получил повестку, обязывающую его явиться в военный комиссариат для службы в Вооружённых силах России. Весной 2003 года он получил аналогичное требование от государства Израиль. Как поступить А. в данном случае?

71. Гражданин Китайской Народной республики обратился в дипломатическое представительство России в КНР с заявлением о выдаче ему визы на въезд в Российскую Федерацию для занятия трудовой деятельностью (он является сотрудником консульства КНР в России). Однако, данному гражданину отказали, ибо заявили, что необходимо предоставить помимо прочих документов также и разрешение федерального органа исполнительной власти России по иммиграционной службе. Дайте юридическую консультацию гражданину КНР о правомерности действий сотрудников органа власти России.

72. Гражданин России взял в жёны гражданку Сирии, которая приняла гражданство Российской Федерации. Однако, по истечении 5 лет эти граждане развелись. Скажите имеет ли бывшая гражданка Сирии право остаться в гражданстве Российской Федерации или же обязана выйти из него?

73. У гражданина Российской Федерации и гражданки Германии, находящихся в законном браке, родился ребёнок. Определите гражданином какого государства может стать младенец и опишите процедуру приобретения им гражданства.

74. У лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, родился ребёнок. Определите гражданином какого государства будет являться новорождённый.

75. На морском гражданском судне, находящемся на территории США, но ходящем под флагом России, родился у лиц без гражданства ребёнок. Какое гражданство получит младенец? Как изменится ситуация если данное судно будет военным?

76. Гражданка Л. проживала с родителями в Эстонии до 19 лет и в этом же государстве получила паспорт. В 1994 году она переехала к дедушке в Россию и вскоре вышла замуж за российского гражданина. Каким способом Вы посоветуете гражданке Л. приобрести гражданство России и в какие органы она должна для этого обратиться?

77. Семейная пара М., имеющая 4-х детей, решила изменить гражданство Российской Федерации. Детям – 3, 8, 17 и 19 лет. Кто из детей должен дать согласие на изменение гражданства, кто следует за родителями? Разъясните возможность получения детьми российского гражданства заново.

78. Гражданка Сингапура, вышедшая 10 лет назад замуж за российского гражданина и живущая с тех пор в России обратилась с жалобой в российский суд в связи с тем, что её не включили в списки избирателей. Какое решение вынесет суд?

79. Гражданин России Д. переехал на постоянное место жительства в Америку, приобрёл там гражданство США (т. е. стал иметь двойное гражданство России и США). Возвратившись домой, в Россию, этот человек обнаружил, что его исключили из списка избирателей, как иностранного гражданина. Потом ему отказали в приёме на государственную службу РФ, а затем и на другие работы (дворником, посудомойкой), сославшись на то, что приоритет в приёме на работу имеют российские граждане. В связи с таким положением дел Д. отказывается платить подоходный налог, заявляя, что заплатит его в Америке, так как между США и Россией существует соглашение об исключении двойного налогообложения, а также отказывается принять повестку в армию, заявляя, что будет служить в США. Оцените правильность указанных утверждений?

80. За измену Родине суд приговорил гражданина П. к тюремному заключению и постановил лишить его гражданства на период заключения и в течение пяти лет после отбытия наказания. Правомерно ли решение суда с точки зрения Конституции РФ и закона «О гражданстве РФ»?

81. Гражданин США, постоянно и на законных основаниях проживающий на территории Чеченской республики был вынужден в связи с тем, что в отношении него было совершено насилие по признаку национальной принадлежности переехать в другой субъект Российской Федерации. Определите какой правовой статус может быть присвоен данному лицу: беженца или вынужденного переселенца?

82. Вынужденный переселенец (5 лет назад признанный таковым) переехал на постоянное место жительства за пределы РФ. Сохранится ли за ним статус вынужденного переселенца.

83. Иностранный гражданин ходатайствует о признании его беженцем. Какое решение будет принято по его ходатайству, если он: или а) покинул государство прежнего обычного местожительства вследствие голода, эпидемии и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; или б) получил обоснованный отказ в признании беженцем в одном из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев; или в) является гражданином с двойным гражданством.

84. Заполните пропуски: 1) а) решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим … б) в течение … в) со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно . ; 2) статус вынужденного переселенца предоставляется на …; 3) лицо утрачивает статус вынужденного переселенца ….

85. Лицо без гражданства, уже имеющее разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации в связи с тем, что состоит в браке с гражданином Российской Федерации, ходатайствует о предоставлении ему статуса беженца. Какое решение будет принято компетентными органами по его обращению.

86. Иностранный гражданин ходатайствует о предоставлении ему политического убежища в Российской Федерации. Будет ли оно ему предоставлено, если: а) лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; или б) лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации; или в) лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; или г) лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; или д) лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»; или е) лицо представило заведомо ложные сведения; или ж) лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

87. Гражданин Республики Беларусь ходатайствует о предоставлении ему политического убежища в России. Объясните какое решение будет принято по его ходатайству.

88. Гражданин Великобритании ходатайствует о предоставлении ему политического убежища в России. Объясните какое решение будет принято по его ходатайству.

89. Иностранному гражданину было предоставлено политическое убежище в России, однако, через некоторое время им было приобретено гражданство Украины. Какое решение в связи с этим должна принять комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

90. Гражданин Российской Федерации А. решил отправиться в кругосветное путешествие. Однако ему было отказано в праве покинуть территорию Российской Федерации на том основании, что он привлечён в качестве подозреваемого по уголовному делу и через шесть месяцев у него заканчивается отсрочка от призыва на военную службу. Правомерны ли действия органов государственной власти.

91. Лицо без гражданства, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований за политические убеждения, покинуло Афганистан и ходатайствует перед Российской Федерации о признании беженцем. Через 2 дня после подачи соответствующего ходатайства этот человек совершает на территории РФ преступление и по истечении 10 дней после этого в отношении него возбуждают уголовное дело. Будет ли данное лицо признано беженцем.

92. На основании федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» вместо пропусков вставьте слова «влечёт» или «не влечёт»: 1) заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, … за собой изменение гражданства указанных лиц; 2) изменение гражданства одним из супругов … за собой изменение гражданства другого супруга; 3) расторжение брака … за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей; 4) приобретение гражданства Российской Федерации родителями … приобретение гражданства Российской Федерации их детьми; 5) по общему правилу прекращение гражданства Российской Федерации родителей … прекращение гражданства Российской Федерации и их детей; 6) по общему правилу усыновление (удочерение) ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, иностранными гражданами или иностранным гражданином … автоматическое изменение гражданства Российской Федерации.

93. Гражданин России решил выйти из гражданства Российской Федерации. Сообщите ему процедуру выхода из гражданства Российской Федерации и какие необходимы для этого документы.

94. Гражданину С. и членам его семьи грозит реальная угроза стать жертвами преследования в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность, в связи с чем, они решили обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о предоставлении политического убежища. Объясните порядок обращения с подобными ходатайствами.

95. Гражданин России П. находился в командировке в Австрийской Республике и причинил гражданину России, проживавшему там тяжкий вред здоровью. Следственные органы Австрии установив, что преступление совершено П., который к тому времени уже вернулся на родину, потребовали от органов власти Российской Федерации передать им П. для осуждения и отбытия наказания. Какое решение примет Россия, если договор о правовой помощи не заключён?

96. Сотрудник консульства Республики Куба в России был вызван в качестве свидетеля по уголовному делу, однако, по повестке не явился, а прислал по почте известную ему информацию. Устно давать показания сотрудник консульства отказался. Правомерны ли его действия?

97. Сын главы консульского учреждения Азербайджанской Республики в Российской Федерации совершил на территории нашего государства дорожно-транспортное происшествие, в результате которого 2 человека погибло, и был причинён существенный материальный ущерб. Подлежит ли ответственности (и в каком объёме) данный гражданин?

98. Лицо без гражданства подало заявление в Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси о приеме в гражданство Союза, однако, получило отказ. Оцените правомерность действий лица без гражданства и Высшего Государственного Совета Союзного государства.

Право политического убежища в РФ

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.

Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
  • лицо представило заведомо ложные сведения;
  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.

Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам вид на жительство.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ — предоставленное лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение, право на въезд и пребывание на территории другого государства.

Предоставление П.у. означает:

— разрешение на въезд в данное государство;

— право данного лица на законном основании пребывать на территории государства;

— гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.

Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение.Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

В соответствии с Положением П.у. не может быть предоставлено лицу:

а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением;

б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу;

в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование;

г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;

е) представившему заведомо ложные сведения;

ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Читать еще:  Как получить ИНН иностранному гражданину

Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство.

Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям:

а) по соображениям государственной безопасности;

б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН;

в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Как получить убежище в РФ

Поделится в соц. сетях:

Законодательством РФ предусмотрено такое понятие, как временное убежище (политическое убежище).

Такое право предоставляется иностранцам и жителям без какого-либо гражданства, если на своей Родине они могут поддаваться репрессиям из-за политических или иных соображений.

Решение принимается непосредственно Президентом РФ от имени Российской Федерации с учетом интересов страны с соблюдением международных правил.

Какими законами регулируется предоставление статуса беженца?

Получение политического убежища – это особое право гражданина, которое закрепляется в Конституции и в иных нормативных актах. Россия, как субъект международного права имеет полномочия, как предоставлять политическое убежище заявителям, так и отказать в этом.

Вопросы по предоставлению убежища регулируются в Конституции России (ст.63 и 89). В данных статьях указано:

  • российская сторона может предоставлять политическое убежище иностранцам и людям без гражданства на основании норм международного права;
  • Россия не выдает лиц другими государствам, если они преследуются по политическим мотивам и за иные действия, которые не признаны в РФ преступлениями.

Более детально вопросы по предоставлению убежища урегулированы в Указе Президента от 21.07.1997 года. В этом нормативном акте в основном акцентируется внимание на том, что предоставление убежища должно совпадать с интересами РФ. Порядок получения временного убежища регулируется и ФЗ «О беженцах» (ст.12).

Есть еще и государственные договоренности по предоставлению убежища на международном уровне, но они носят только декларативный (рекомендательный) характер.

Документы, необходимые для получения политического убежища

Чтобы человек мог получить убежище в РФ, необходимо подать такие документы:

  • анкета специальной формы (бланк ходатайства), заполняется по специальному образцу. Здесь указываются данные (ФИО и иные сведения). С содержанием анкеты можно предварительно ознакомиться на сайте ФМС;
  • паспорт лица, которое просит предоставить убежище (оригинал и копии 2-х первых страниц), а также копии всех остальных заполненных страниц;
  • диплом об образовании (если есть);
  • если есть трудовая книжка, ее тоже подают;
  • если прошение подается и на детей заявителя, предоставляется свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если имеется);
  • 4 фотографии;
  • копия миграционной карты;
  • уведомление о прибытии;
  • специальное заявление, где указываются причины, по которым человек просит предоставить убежище.

Образцы документов

Какой порядок действий при получении убежища в РФ

Решение о предоставлении временного убежища предоставляется органом миграционной службы. Перед тем, как подать документы, заявителю нужно пройти медицинское освидетельствование и получить медицинский сертификат.

Временное убежище может выдаваться на срок до одного года. После окончания срока человек может снова подать прошение на получение убежища.

Выдача разрешения на предоставление убежища подается только после того, как будут подтверждены причины для получения такого статуса. То есть такой статус предоставляется лишь в случае, если есть основания полагать, что в своей стране иностранец может подвергаться преследованиям за политическую деятельность или за иные убеждения.

Личности, которые получили временное убежище, получают ряд преимуществ:

  • разрешено пользоваться жилым помещением по договору найма;
  • помощь при выезде за пределы России;
  • имеют право работать, не получая специального разрешения;
  • иные права.

После получения свидетельства о предоставлении временного убежища, лицо (и его семья) при изменении своих данных (например, изменение фамилии, состава семьи, приобретения гражданства и т.д.) должны обратиться в ФМС по месту пребывания.

В течение недельного срока они обязуются уведомлять ФМС также в случае смены места проживания. Получив свидетельство об убежище, национальный паспорт беженца передают на хранение в территориальный орган исполнительной власти.

Лица, получившие такой статус, имеют гарантию, что их не передадут без их согласия на территорию их родного государства. При получении временного убежища такое лицо не имеет права на получение единовременного пособия (в отличие от беженцев).

Кому убежище не предоставляется?

В каждом конкретном случае вопрос о предоставлении убежища решается индивидуально. Даже если заявителю будет дан отказ, он имеет право оспорить такое решение в судебной инстанции.

Чаще всего человеку будет отказано в предоставлении убежища, если:

  • поданы ложные или фальшивые документы;
  • человек совершил на территории России уголовно наказуемое преступление;
  • основания, которые человек указал при подаче заявления о предоставлении убежища, не были подтверждены;
  • иные основания.

Лица, которые уже получили убежище, могут его утратить по таким причинам:

  • если обстоятельства, которые послужили основанием для предоставления убежища, отпали;
  • иностранец приобрел гражданство РФ, право на постоянное проживание в России или гражданство иного государства;
  • он выехал с территории России.

После того, как свидетельство о временном убежище аннулируют, в течение месяца лицо должно покинуть Россию.

Чем отличается убежище от статуса беженца?

В ФЗ «О беженцах» указано, что получить временное убежище можно в случае, если человек имеет основания быть признанным беженцем, но он решает попросить не о статусе беженца, а именно о временном убежище.

Но бывает и так, что человеку не положен статус беженца, но его не выдворяют из России из гуманных побуждений. В такой ситуации убежище — это своеобразный «гуманитарный статус» или высылка с отложенным сроком.

Но можно пойти и иным путем и сразу обратится за оформлением статуса беженца. Для получения такого статуса иностранец может обратиться в такие учреждения:

  • дипломатическое представительство или консульства РФ (если человек еще не прибыл в Россию);
  • в пограничный орган при пересечении границы;
  • в ФМС по месту пребывания.

Ходатайство рассматривают предварительно в течение 5 дней, а по существу оно может еще рассматриваться 3 месяца. В некоторых случаях этот срок может быть продлен еще на три месяца. При положительном решении, человеку выдается удостоверение беженца.

Предоставление временного убежища и признание человек беженцем – это два различных статуса.

Все те, кто получают временное убежище, не имеют возможности оформить гражданство по упрощенной схеме, не имеют права на получение пособий, которые получают беженцы.

Беженцам также предоставляются более широкие права в сфере медицинского обслуживания, профессиональной деятельности, социальной защиты. Чтобы беженец мог выезжать за границу, ему выдается специальный проездной билет.

Еще одна важная отличительная черта между предоставлением убежища и статусом беженца — срок свидетельства. Если свидетельство о предоставлении убежища действует 1 год, то свидетельство беженца не имеет срока годности. Но каждые полтора года беженец обязан проходить переучет.

Опыт работы юристом — 14 лет. Высшее юридическое образование, с отличием закончил МГУ им. Ломоносова. Основная специализация — миграционное право.

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Записаться на платную консультацию
в адвокатское бюро

Вопрос о возможности получения убежища в России является актуальным и волнует многих иностранных граждан, вынужденно покинувших свою страну. Данный подраздел не случайно занял место среди прочих режимов проживания в РФ, поскольку лицо, получившее убежище, обладает правом временно проживать на территории России. Но так как получение убежища — это специальное и исключительное основание, дающее гражданину право временно жить в России, мы рассмотрим его в этой отдельной главе. Ошибочно мнение о том, что предоставление убежища — это жест доброй воли. Присоединившись к Конвенции о статусе беженцев 1951 года и к Протоколу, касающегося статуса беженцев 1967 года, Россия приняла на себя международное обязательство по защите беженцев. Следовательно, предоставление нуждающимся гражданам убежища — это исполнение Россией принятых на себя международных обязательств.

В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах» (далее также – Закон о беженцах) РФ предоставляет иностранным гражданам убежище путем:

  • признания лица беженцем
  • предоставление временного убежища

Как получить статус беженца?

Бытовое понятие «беженца» следует отделять от законодательного, поскольку в соответствии с законом под «беженцем» следует понимать лицо, не имеющее российского гражданства, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности ищет в РФ убежище. Определение термина «беженец» приведено в преамбуле ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах».

Процедура признания иностранца беженцем состоит из нескольких этапов, рассмотрим их подробно.

Обращение с ходатайством. Признание иностранца беженцем осуществляется на основании его волеизъявления, поэтому лицу, которое ищет убежище, необходимо обратиться в уполномоченный орган с ходатайством. В ходатайстве следует подробно изложить мотивы, побудившие искать убежище в чужой стране, и предоставить любые письменные доказательства заявленной позиции. Далее сотрудниками органа, принявшего ходатайство, проводится опрос и анкетирование лица, претендующего на статус беженца, с целью получения необходимой информации о жизни заявителя в стране гражданской принадлежности. В случае нахождения лица на территории России, ходатайство может быть подано в миграционный орган, в настоящее время данные функции исполняет Управление по вопросам миграции (ст.4 Закона о беженцах). Стоит отметить, что правом на обращение за убежищем на территории РФ обладают лишь граждане, законно находящиеся в России. В случае нахождения гражданина за пределами РФ, ему необходимо обратиться с ходатайством в российское консульство. Ходатайство о признании беженцем также может быть подано в пограничной зоне. Обратиться с ходатайством о признании его беженцем в органы пограничного контроля иностранный гражданин может в течение суток после пересечения границы. Одновременно закон допускает, что при наличии обстоятельств, препятствующих своевременной подаче прошения, ходатайство о признании беженцем может быть подано в более поздний срок, но не позднее окончания действия этих обстоятельств. Обращение может быть совершено только совершеннолетним и дееспособным гражданином. В отношении несовершеннолетних граждан, а также граждан, дееспособность которых ограничена, подачу ходатайства осуществляет их законный представитель. Правом на подачу прошения о признании беженцем через представителя обладают также граждане, которые не могут подать его самостоятельно в силу возраста или состояния здоровья. В данном случае к ходатайству обязательно прилагаются документы, подтверждающие наличие указанных причин.

Вторым этапом является предварительное рассмотрение ходатайства. Предварительное рассмотрение ходатайства гражданина о признании его беженцем осуществляется в течение 5 дней. На данном этапе проводится предварительная проверка сведений об иностранном гражданине, изучаются представленные документы, устанавливается отсутствие оснований, исключающих дальнейшее рассмотрение ходатайства. По истечении 5 дней иностранцу оформляется свидетельство о рассмотрении его ходатайства по существу, либо выдается уведомление об отказе в его рассмотрении.

Закон устанавливает перечень оснований, наличие которых исключает возможность дальнейшего рассмотрения ходатайства о признании лица беженцем. Ходатайство не подлежит дальнейшему рассмотрению если:

  • в отношении иностранного гражданина возбуждено уголовное дело за преступление, совершенное на территории РФ;
  • гражданину ранее было отказано в признании беженцем, при условии, что обстоятельства, побудившие лицо искать убежище, не изменились;
  • гражданин получил обоснованный отказ в признании его беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции о статусе беженцев;
  • гражданин имеет право проживания в ином (третьем) государстве, при условии, что данный гражданин не станет жертвой преследования в этом государстве;
  • гражданин покинул свою страну из-за опасений понести наказание за совершенное в ней правонарушение;
  • гражданин прибыл из государства, в котором имел возможность и основания получить убежище;
  • гражданин был вынужден незаконно пересечь российскую границу, но не подал прошение о признании его беженцем в течение суток;
  • гражданин отказывается сообщать сведения о себе и об обстоятельствах, вынудивших просить о предоставлении убежища;
  • гражданин состоит в браке с российским гражданином и имеет возможность получить разрешение на проживание в РФ, либо если такой гражданин уже имеет разрешение на проживание.

Данный перечень оснований является исчерпывающим (ст.5 Закона о беженцах). Отказ в рассмотрении ходатайства по существу может быть обжалован в административном и (или) судебном порядке.

Лица, у которых ходатайство принято к рассмотрению по существу, подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию и дактилоскопической экспертизе. Им выдается свидетельство, на основании которого они могут находиться в России до принятия окончательного решения.

Получив свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, иностранный гражданин, а также прибывшие вместе с ним члены его семьи, имеют право пользоваться услугами переводчика, получить денежную компенсацию проезда к месту проживания и провоза багажа, единовременное денежное пособие в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 484, а также на получение направления в центр временного содержания, лекарственной и медицинской помощи наравне с гражданами РФ (ст.6 Закона о беженцах).

Следующий этап — рассмотрение ходатайства по существу. Рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в срок, не превышающий 6 месяцев. Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу является исключительным полномочием миграционного органа.

Финальный этап — принятие решения по ходатайству. По результатам рассмотрения ходатайства иностранного гражданина о признании его беженцем принимается одно из двух возможных решений:

  • о признании лица беженцем;
  • об отказе в признании лица беженцем.

Гражданину, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца и проездной документ, на основании которого осуществляется выезд и въезд в РФ. В соответствии со ст.8.1 Закона о беженцах гласит: проездной документ удостоверяет личность беженца при въезде в РФ и выезде из РФ. Стоит отметить, что решение о признании беженцем принимается в отношении каждого совершеннолетнего и дееспособного члена семьи ходатайствующего лица, с учетом предусмотренных законом оснований. При отсутствии оснований, статус беженца может быть предоставлен одному из совершеннолетних членов семьи, исключительно в целях воссоединения с семьей.

Статус беженца предоставляется на неопределенный срок, однако каждые 1,5 года происходит пересмотр решения с учетом актуальных обстоятельств.

Объем прав и обязанностей гражданина, признанного беженцем, определен в ст. 8 Закона о беженцах. Лицо, признанное беженцем, помимо вышеперечисленных преференций, имеет право на социальную поддержку со стороны российского государства, в том числе, направление на профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве, содействие в устройстве детей в образовательные учреждения, работу по найму, участие в общественной деятельности. Помимо этого, лицо, признанное беженцем, а также прибывшие вместе с ним члены семьи, имеют право на обращение в миграционный орган для оформления вида на жительство и получения российского гражданства в упрощенном порядке.

Также беженец вправе получить вид на жительство, минуя стадию оформления РВП, а также на упрощенное получение гражданства РФ. Так в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 8 Закона о беженцах лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В 2016 году соответствующие изменения были внесены и в ст.8 Закона о правовом положении иностранных граждан. После получения вида на жительство лицо, признанное беженцем, вправе обратиться в орган ГУВМ с заявлением о принятии в российское гражданство.

Если иностранному гражданину было отказано в рассмотрении ходатайства по существу, либо принято решение об отказе в признании его беженцем, он вправе оспорить данное решение в судебном порядке. Срок подачи жалобы составляет:

1 месяц со дня вручения соответствующего уведомления;

3 месяца со дня, когда лицу стало известно об оспариваемом решении.

Жалоба подается в районный суд по месту нахождения органа пограничного контроля либо регионального управления по вопросам миграции, принявшего решение об отказе. В соответствии с законом, за гражданином сохраняется право пребывать в России на период рассмотрения судом жалобы. В том, случае, если жалоба не была подана в установленный срок и у иностранца отсутствуют иные основания находиться в России, он и прибывшие с ним члены его семьи, обязаны покинуть страну в течение 3 суток. Неисполнение данной обязанности влечет принудительную депортацию и, как следствие, запрет на последующий въезд.

По предусмотренным законом основаниям лицо может утратить статус беженца. Данное решение также может быть обжаловано в судебном порядке в указанные выше сроки.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector