Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как быть в суде если страховая компания просит возместить ущерб

Что делать, если страховая компания предъявляет регрессный иск?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Что делать, если страховая компания предъявляет регрессный иск?

В современной практике очень часто случается, что страховая компания пытается взыскать с виновного в дорожно-транспортном происшествии деньги, в счет возмещения убытков, которые она понесла при выплате страховки потерпевшему.Такая процедура называется регресс.

Однако не каждый автолюбитель знает, что делать, в случаях, когда этот механизм права применяется к ним самим.

Когда СК может выдвинуть регрессные требования

Имеет ли право страховщик требовать денежные средства с лица, виновного в дорожно-транспортном происшествии по ОСАГО?

Исчерпывающий список случаев, когда страховщик имеет право предъявлять водителю, виновнику автоаварии, регрессные требования представлен в статье 14 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года» в редакции ФЗ-N 223 от 21.07.2014 года. Требования страховой компании о возмещении ущерба в любых других ситуациях будут не законными.

Давайте разберемся детально во всех этих случаях:

  • Если виновник дорожно-транспортного происшествия причинил вред здоровью или жизни человека намеренно. Например, из личных неприязненных отношений сбил человека или «протаранил» другую машину;
  • Если виновный водитель в момент совершения аварии находился в состоянии наркотического, алкогольного опьянения либо же под воздействием психотропных препаратов. Необходимо учитывать, что если состояние опьянения не подтверждено документально или же обжаловано виновным в суде, то в этом случае страховая компания не может требовать возмещения в порядке регресса;
  • Виновный автовладелец покинул место аварии до оформления;
  • Водитель, причинивший вред людям или имуществу, не имел водительского удостоверения, не был включен в страховой полис автогражданки, оформленный на определенный круг лиц либо у него вовсе не было полиса ОСАГО.

Помимо вышеописанных случаев, процедура регресса возможна, если ДТП произошло в месте, на которое действие полиса ОСАГО не распространяется.

Регресс страховая компания может применить к лицам, которые перевозят пассажиров (например, такси, микроавтобусы) и стали виновниками дорожно-транспортного происшествия, не имея действующего талона техосмотра.

К слову сказать, для автотранспортных средств, служащих для пассажирских перевозок, диагностическая карта действительна только в течении полугода. В любых других ситуациях автостраховщик не должен применять регресс к виновнику. Если автолюбитель уснул за рулем и стал виновником дорожно-транспортного происшествия, то процедура регресса не может быть применена.

Претензия страховой компании к виновнику ДТП

Разбирательство в досудебном порядке производится, обычно, при суброгации по КАСКО. Страховщик, как правило, не сразу обращается в суд с исковым заявлением к виновнику, а направляет ему письменную претензию, в которой требует выплатить компенсацию за причиненный ущерб добровольно.

Необходимо уточнить, что виновный в ДТП может обнаружить, что претензия направлена ему лишь по истечении двух лет после самого факта аварии. Но, тут необходимо понять, обоснована ли заявленная в претензии сумма возмещения и имеет ли смысл вести борьбу за свои права либо проще согласится с требованиями страховой компании и обговорить условия рассрочки. Обычно, в таких вопросах страховщики рассрочку разрешают.

Как должна быть оформлена претензия?

Достаточно часто случается, что претензия, направленная страховщиком виновнику аварии, является письмом, где вкратце описывается факт аварии, называются нормативно-правовые акты и предъявляется сумма к оплате.

Такая претензия не может быть признана обоснованной, потому что к этому документу должны быть приложены обязательные документы, вот какие:

  • Документы, в которых подтверждаются суммы причиненного ущерба: акт осмотра ТС, возможно с участием специалиста, с точным описанием и локализацией повреждений. При наличии заключение независимого эксперта. Еще должны быть приложены фотографии, подтверждающие повреждения и затраты на ремонт;
  • Документы, подтверждающие виновность в совершении дорожно-транспортного происшествия – справка об аварии из ГИБДД, постановление об административном нарушении или же решение суда;
  • Документы, подтверждающие право на процедуру регресса – копию свидетельства о регистрации транспортного средства, копию полиса ОСАГО, копию решения о выплате страховки потерпевшему и документы, подтверждающие эту выплату;
  • Иные документы, имеющие значение для дела.

Право на инициирование процедуры регресса страховщик получает только тогда, когда он выплачивает страховую сумму потерпевшему. А значит, размер денежных средств, которые страховая компания может потребовать от виновного, должен не превышать сумму, которая была выплачена пострадавшему.

Важно! Если лицо спровоцировало дорожно-транспортное происшествие, повлекшие причинение ущерба имуществу или третьим лицам, находилось в момент аварии при исполнении служебных обязанностей, то, объектом регресса становится его работодатель.

Положена ли выплата по ОСАГО виновнику ДТП?

Что делать, если страховая отказала в выплате по ОСАГО, читайте тут.

Порядок действий при предъявлении регрессного иска

Квалифицированные юристы, советует помнить, что юридические права есть как у пострадавших водителей, так и у виновных в аварии. Бывают случаи, когда требования возмещения ущерба, предъявляемые страховщиком в порядке регресса, не соответствуют законодательству.

Поэтому, не следует опасаться отстаивать свои права в судебном порядке. Давайте разберемся, какие рекомендации дают практикующие юристы.

Попытаться уменьшить сумму требований

Законодатель предусматривает, что даже если страховщик уже произвел выплату компенсации за ущерб, причиненный в аварии потерпевшему автомобилисту, виновный в ДТП может оспорить сумму такой компенсации. Это право гарантируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Страховая компания же имеет право предъявлять требования в порядке регресса, размер которых не превышает действительно выплаченной потерпевшему компенсации.

Для того, чтобы оспорить сумму, требуемую страховой компанией, нужно провести очень тщательный анализ каждого из документов, на которые ссылается страховщик. В первую очередь нужно изучить акт осмотра автомобиля и расчет цены ремонта.

Необходимо помнить, что с 1 декабря 2014 года абсолютно все эксперты, участвующие в системе автогражданки, приняли единый обязательный стандарт, по которому проводятся расчеты суммы ремонта автомобилей, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии.

Специалист при выполнении расчетов стоимости ремонта автомашины обязан использовать единые справочники о стоимости запчастей, материалов и стоимости работ по ремонту. Эти справочники установлены Российским союзом автостраховщиков.

Так же при установлении суммы ущерба необходимо учитывать степень износа деталей и механизмов. Поэтому перепроверив все эти документы, можно значительно уменьшить запрашиваемую сумму.

Оспорить законность выплаченной страховой суммы

Обязательно проведение квалифицированной юридической экспертизы всего пакета документов, на основании которых страховщик выплатил денежные средства в счет возмещения вреда потерпевшему при дорожно-транспортном происшествии автолюбителю.

Лучше всего для решения этой задачи обратиться к грамотному юристу, который не только посоветует, что делать в этой ситуации, но и возьмет на себя оформление всех необходимых документов. Стоимость таких услуг автоюриста намного ниже, чем сумма компенсации, требуемая в порядке регресса страховой компанией.

Хороший юрист может и вовсе доказать, что выплаты страховой были выполнены не в соответствии с законодательством и, следовательно, сделать процедуру регресса в отношении виновника аварии невозможной.

Оспорить вину

Юристы, практикующие в сфере страхового права,не редко используют такую тактику. И стоит признать, что она достаточно эффективна, потому что в огромном числе дорожно-транспортных- происшествий была вина автолюбителей все же обоюдная. Часто, в ходе экспертизы устанавливается, что водитель, который был признан виновным в аварии, в действительности не виноват.

То есть, когда страховщик направляет претензию, в которой содержатся сведения, что автовладелец виновен в ДТП и дает отсылку к протоколу об административном правонарушении и к справке об аварии, составленные сотрудниками ГИБДД, то автоюрист будет оспаривать в судебном порядке его виновность.

Из вышесказанного следует, что при получении письменного требования страховщика о выплате в его пользу денежных средств в счет возмещенного потерпевшему ущерба, не стоит сразу же платить. По статистике в 90 % случаев опытные автоюристы вполне могут уменьшить сумму регресса.

Суд со страховой

Во-первых, необходимо защищать свои права, не стоит выпускать ситуацию из-под своего контроля. Обязательно нужно присутствовать на каждом судебном заседании, ведь в противном случае, решение судья может принять без вашего участия и удовлетворить требования страховщика, даже если у вас есть данные, что они не имеют под собой никаких оснований. Не забывайте об этом.

Во-вторых, необходимо хорошо ориентироваться в законодательстве, которое регулирует отношения по вашему вопросу. Для этого чаще всего требуется консультация квалифицированного практикующего юриста. Практика показывает, что участие в деле опытного специалиста помогает не только снизить сумму выплаты, а даже в некоторых случаях оспорить ее в полном объеме.

Как избежать регресса по ОСАГО

Любой автомобилист обязан знать, что доскональное соблюдение Правил дорожного движения и действующего законодательства поможет не допустить ситуаций, в которых страховщик добьется от него выплат в порядке регресса за возмещение ущерба потерпевшей стороне.

Обязательно, стоит внимательно относится к своим документам. Ответственность за их наличие и соответствие законодательству лежит только на автолюбителе.

Каждому водителю нужно помнить:

  • Систематически перепроверять срок действия водительского удостоверения. Ведь просроченный документ приравнивается к отсутствию такого документа;
  • Самостоятельно отслеживать срок действия полиса автогражданки;
  • Не управлять автомашиной, если срок действия полиса закончен или же вы не вписаны в полис ОСАГО.

Необходимо помнить, что нельзя садится за руль в состоянии алкогольного опьянения. И не стоит недооценивать влияние даже небольшого количества алкоголя на состояние человека.

Что делать, если СК требует возместить ущерб за ДТП

Обязательное автострахование надежным щитом прикрывает гражданскую ответственность участников дорожного движения. Даже став виновником аварии, держатель полиса ОСАГО спит спокойно, ведь ущерб пострадавшей стороне выплачивает страховая компания.

Какое же удивление он испытывает, когда по прошествии нескольких лет после ДТП получает от страховщика требование о возмещении ущерба.

  1. Когда требуется возмещать ущерб
  2. Что делать, если СК требует возмещения ущерба
  3. Оспаривание вины
  4. Снижение размера ущерба
  5. Оспаривание законности
  6. Досудебное разбирательство
  7. Как оформляется досудебная претензия
  8. Почему не стоит соглашаться на суброгацию

Когда требуется возмещать ущерб

Федеральный закон «Об ОСАГО» № 40-ФЗ действительно дает право страховой компании выдвигать регрессные требования с целью взыскать с виновника ДТП убытки, которые у нее возникли в процессе возмещения ущерба пострадавшей в аварии стороне. Однако положения статьи 14 этого закона устанавливают четкий перечень случаев, когда выдвижение такого требования возможно. Основанием для регресса по ОСАГО может стать доказанный факт того, что виновник дорожно-транспортного происшествия:

  • умышленно допустил наезд на пешехода или порчу имущества другого участника движения;
  • водитель находился под воздействием алкоголя, наркотических или психотропных средств;
  • скрылся с места дорожно-транспортного происшествия;
  • не имел право управлять автомобилем, поскольку у него нет полиса ОСАГО, отсутствует водительское удостоверение или он не включен в список водителей данного транспортного средства;
  • осуществлял перевозку пассажиров в качестве такси, не имея действующего талона ТО.

Получается, что при регрессе страховая компания взыскивает убытки с собственного клиента, который в результате нарушения им требований ПДД и КоАП допустил возникновение аварийной ситуации, повлекшей страховые выплаты в пользу пострадавшей стороны.

Кроме того, страховая компания имеет право требовать возмещение убытков от виновника аварии, реализуя свое право на суброгацию после оплаты урона держателю полиса КАСКО. Если в результате аварии страховщик компенсировал по программе КАСКО стоимость ремонта обеих пострадавших машин, он получает возможность взыскать свои убытки с виновника аварии.

Если же третьей стороны в происшествии нет, а держатель полиса КАСКО сам наехал во дворе на бордюр, поцарапав собственный автомобиль, страховщик после осуществления выплаты не имеет права требовать от него компенсации расходов.

Что делать, если СК требует возмещения ущерба

Как правило, страховые компании не спешат выдвигать претензии в адрес виновника аварии по «горячим» следам. Пользуясь тем, что Гражданский кодекс устанавливает срок исковой давности, равный трем годам, чаще всего они формируют претензию по истечении как минимум 2-2,5 лет после дорожного инцидента.

Делается это намерено, ведь за несколько лет шансы, что документы по давнишнему происшествию будут либо утеряны его участниками, либо выброшены за ненадобностью, многократно увеличиваются. А без документов оспорить претензии от страховой компании или доказать собственную невиновность в происшествии достаточно сложно.

Что же делать, если страховая компания требует возместить компенсированный ею ущерб за ДТП? Если пришло письмо с претензией, не стоит паниковать, мучиться воспоминаниями об инциденте, корить себя за беспечность, а также мгновенно соглашаться на все обозначенные в нем условия и прикидывать, с каких доходов и в какой срок возможно погасить все выдвинутые денежные требования. Полученная претензия является поводом разобраться с возникшей неожиданной и неприятной ситуацией.

Специалисты утверждают, что помощь опытного автоюриста может помочь:

  • оспорить законность полученной претензии;
  • значительно снизить размер выплаты;
  • доказать собственную невиновность в давно минувшем происшествии.

Оспаривание вины

Иногда страховщики требуют вернуть средства того участника происшествия, который был по факту не виновной, а потерпевшей стороной. Причиной такой ошибки может стать неправильная трактовка данных из протокола о ДТП. В подобной ситуации доказывать свою невиновность предстоит в суде.

Страховщики, направляя письмо о возврате денег, ссылаются на данные справки об аварии, выданной инспекторами ГИБДД.

Большое значение имеют и данные протокола об административном правонарушении, в котором указано лицо, признанное виновным в транспортном инциденте. Но чаще всего вина в дорожном происшествии является обоюдной для его участников, и опытные юристы способны доказать частичную вину своего подзащитного или вовсе добиться признания его невиновным в аварии.

Снижение размера ущерба

Сумма убытков, которая указывается в претензии, может быть существенно завышена. Страховщики не брезгуют применением следующих приемов:

  • завышение стоимости нормо-часа для восстановительных работ;
  • использование в расчетах стоимости запчастей по ценам официального дилера и без учета их естественного износа;
  • несоответствие представленного перечня повреждений автомобиля тому, который указан в справке о ДТП;
  • включение в калькуляцию «лишних» деталей;
  • начисление пени.

Чтобы установить истину, следует:

  • внимательно изучить все документы, на которые ссылается страховая компания;
  • в случае необходимости заказать независимую экспертизу;
  • если есть сомнения в реальности размера компенсации, которую рассчитал страховщик, потребовать произвести перерасчет затрат.

В результате предпринятых мер сумма, которую требовала страховая компания, может существенно уменьшиться.

Оспаривание законности

Получив от страховщиков требования о выплате, в первую очередь необходимо проверить, не истек ли срок давности, отведенный законом на выставление претензионных требований. При этом нужно иметь в виду, что срок по регрессивному требованию исчисляется со дня происшествия, а в случае суброгации – от даты осуществления страховой выплаты.

Если срок давности не прошел, можно (в случае несогласия с полученными требованиями) постараться доказать свои права в ходе досудебного или судебного разбирательства.

Досудебное разбирательство

Действующее законодательство предусматривает проведение процедуры досудебного разбирательства, которое предшествует подаче гражданского иска непосредственно в суд.

Теперь первым шагом на пути к решению спорного вопроса мирным путем является выдвижение досудебной претензии. Если сторонам удается прийти к соглашению, они могут существенно сэкономить собственное время и деньги, отказавшись от дорогостоящего и длительного судебного производства.

Как правило, страховщики выставляют досудебную претензию в рамках суброгации по КАСКО. Ведь регрессные требования по ОСАГО могут быть направлены виновнику происшествия только в том случае, если вина его доказана судом.

Как оформляется досудебная претензия

Нередки случаи, когда страховщик не утруждался сбором доказательств, и требование от него приходило адресату в виде письма, в котором содержались:

  • краткие сведения об инциденте;
  • финансовые претензии к лицу, по вине которой произошла авария, приведшая к компенсации ущерба;
  • ссылки на законодательные акты;
  • требуемая к выплате сумма.

Форма досудебной претензии действительно не утверждена законом, поэтому инициатор имеет право составить ее в произвольной форме. Однако получатель должен знать, что подобный документ не будет являться законным, если он не содержит ряд обязательных разделов и сведений, а также если к нему не приложены документальные подтверждения указанных сведений и выставленных требований.

Правильно составленный досудебный документ должен содержать:

  1. Персональные данные адресата.
  2. Подробные сведения об аварии.
  3. Заключения экспертов.
  4. Сведения, которые сообщили свидетели.
  5. Сумму, требуемую к выплате.
  6. Наименование и контактные данные страховой компании.
  7. Срок рассмотрения претензии.
  8. Ссылки на нормативные акты.

В качестве подтверждения заявленных сведений страховщик в обязательном порядке должен приложить к претензии:

  • расчет суммы возмещенного потерпевшей стороне вреда;
  • акт независимого эксперта с приложенными фотографиями места происшествия;
  • подтверждение факта осуществления страховой выплаты;
  • справка о дорожном происшествии из ГИБДД;
  • постановление об имевшем место административном правонарушении;
  • копии страхового полиса и ПТС пострадавшего автомобиля;
  • справка, подтверждающая возникновение страхового случая.

Почему не стоит соглашаться на суброгацию

Чаще всего на рассмотрение претензии в рамках суброгации отводится 30 дней. В редких случаях безоговорочного согласия с выдвинутыми требованиями получатель имеет возможность договориться о рассрочке выплаты. Если же адресат не соглашается с суброгацией в безусловном порядке и платить по ней деньги не намерен, ему предстоит заручиться поддержкой адвоката и ждать вызова в суд.

Специалисты рекомендуют идти по второму пути. Однако не стоит ждать суда, сложа руки. Ответчику необходимо провести полноценную досудебную подготовку, которая поможет впоследствии доказать собственную невиновность либо существенно снизить заявленную в требовании сумму возврата. За отведенное время он может, изучив предоставленные документы, скорректировать размер ущерба, найти свидетелей, готовых дать показания в суде в пользу его невиновности, обнаружить несоответствие составленных по факту ДТП документов требованиям действующего законодательства.

Практика показывает, что чаще всего страховая требует возместить ущерб по суброгации, завышая свои требования практически на четверть от реальных сумм. Поэтому вовсе не следует безоговорочно сдаваться на милость страховщика. Борьба за собственные права способна существенно облегчить участнику аварии финансовое бремя выплат или даже полностью избавить от него.

Взыскание возмещения со страховой компании после ДТП в судебном порядке

В последние 5 лет законодательство об ОСАГО претерпело существенные изменения. Ремонт получил приоритет перед денежной выплатой, а надзор в сфере ОСАГО перешел к ЦБ РФ. О том, как отразились на судебной практике эти нововведения расскажет наша очередная статья.

До начала 2016 года вопрос о взыскании возмещения со страховой компании через суд решался довольно просто. Субъект, попавший в ДТП, получал страховую выплату и тут же обращался в независимую экспертную организацию, где проводил независимую оценку. Как правило, она показывала больший ущерб, чем насчитал страховой оценщик. Далее, человек подавал страховщику претензию и требовал доплаты. В случае отказа он (или автоюрист) шёл в суд и выигрывал дело, получая не только доплату, но и штраф по закону о защите прав потребителей, а также неустойку.

Читать еще:  Образец претензии на возврат товара надлежащего качества

Однако с 2015 года государство, поддавшись давлению страховых компаний, начало реформировать систему ОСАГО. Для начала оно передало регулирование в этой области в руки ЦБ РФ. Центробанк тут же принял новое Положение о правилах страхования (№431-П), а также методику расчета восстановительного ремонта (№ 432-П). Последняя ввела единый порядок расчета стоимости повреждений. Кроме того, союз автостраховщиков (РСА) разместил на своём сайте справочники, где указал цены деталей, которые должны учитываться при расчете ущерба, при этом они обязаны обновляться не реже, чем один раз в 2 квартала.

Ну и наконец, власть внесла изменения в закон об ОСАГО. Она установила приоритет ремонта перед выплатой деньгами. Исключения из этого правила возможны только в исключительных ситуациях, а именно: для юрлиц, при полном уничтожении машины, при превышении стоимости ремонта суммы в 400 000 рублей, при равной вине участников, а также в других случаях, установленных законом.

На заключительном этапе в дело вступили СМИ. Они начали распространять информацию о мошеннических схемах в ОСАГО, а также о незаконной работе автоюристов.

Эти действия привели к постепенному слому судебной практики, сложившейся с 2002 года. И вот, как она выглядит сегодня..

Довзыскание не выплаченного возмещения

Вариант, когда потерпевший остается недоволен размером выплаты, заказывает независимую экспертизу, а потом обращается в суд — остается пока ещё самым распространенным по целому ряду причин. Многие граждане получили полис еще до вступления в силу норм о приоритете «натурального» возмещения. Поэтому в 2017 году такие дела встречались довольно часто. Правда размеры дополнительных выплат резко уменьшились. Причина понятна — эксперт, проводя исследование, обязан применять методику ЦБ РФ и справочники РСА. Использование иных методов и способов расчета недопустимо.

Приведём классический пример подобного дела. Собственник автомобиля Тойота не по своей вине попал в ДТП. Страховая организация выплатила возмещение, но потерпевший остался недоволен суммой. Он заказал независимую экспертизу. Оценщик предоставил отчет, из которого следовало, что страховщик не доплатил почти 90 000 рублей.

Гражданин обратился в суд, однако ответчик ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Он утверждал, что независимый эксперт нарушил методику ЦБ РФ. Судья удовлетворил ходатайство.

Новая экспертиза показала, что ответчик действительно не доплатил, но не 90 000, а чуть более 40 тысяч рублей. Это расхождение вполне укладывается в статистическую погрешность. Скорее всего, оценщик, работающий со страховой фирмой, взял за основу минимальную стоимость норма-часа ремонтных работ.

В итоге суд взыскал задолженность и штраф исходя из данных судебной экспертизы. Таким образом, с учетом действующей методики и справочников РСА сегодня сложно получить со страховщика дополнительную сумму в два — три раза превышающую первоначальное возмещение, как это было ещё совсем недавно. (Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска по Делу № 2-1697/2017 от 24.08.2017 года).

Исключение из правил, или когда нет доверия справочникам

Новеллы привели к появлению новой категории дел, связанных с возрастом машины и с данными справочников. Если автомобиль выпущен более 12 лет назад (7.2.1. ЕМ ЦБ РФ), а РСА не корректировало справочники более 6 месяцев, то суд решит взыскать с страховой компании размер ущерба исходя из среднерыночной стоимости деталей на дату ДТП. При этом, естественно, расчёт должен проходить только по единой методике Центробанка. (Решение Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2-325/2017 от 25.08.2017 года).

Страховая компания отвечает за некачественный ремонт

Когда законодатель ввел в сферу ОСАГО вариант страхового возмещения в виде ремонта, то многие страховщики вздохнули с облегчением, а эксперты немного «приуныли». Действительно, казалось, что страховые компании наконец-то избавились от многочисленных исков с требованием доплатить возмещение, а рынок независимых экспертиз серьезно сжался.

Но, жизнь показала, что это далеко не так. Вскоре после введения закона выяснилось, что ремонт во многих СТО проводится некачественно. В суды хлынули иски о взыскании стоимости устранения дефектов, морального вреда, выплате УТС и штрафа по закону о защите прав потребителей.

Алгоритм действий в такой ситуации выглядит следующим образом. Получив из СТО отремонтированный автомобиль, человек тут же обращается в независимую экспертную организацию. Она внимательно изучает автомашину и выдаёт заключение о проведении некачественного ремонта. Как правило, дефекты даже и не надо глубоко искать. Они есть всегда. С учетом средств, которые выделяет страховщик на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, его невозможно качественно восстановить. А если еще принять во внимание низкую квалификацию работников многих СТО, то картина и вовсе получается безрадостной. Эксперты констатируют дефекты покрытия, неустраненные повреждения, некачественные детали, неполный объем работ.

В результате суд почти всегда взыскивает со страховой компании сумму расходов на устранение выявленных дефектов, потери товарной стоимости, возмещение морального вреда и штраф. (Решение Центрального районного суда г. Твери по делу № 2-1254/2017 от 31.08.2017 года).

Непредставление транспортного средства для осмотра ведет к отказу в выплате страхового возмещения

Еще три — четыре года назад непредставление гражданином своего автомобиля, пострадавшего в ДТП, страховщику оставляло шанс на получение возмещения. Потерпевший, его представитель (или автоюрист) обращались в суд, который, в конце концов, взыскивал со страховой компании, возмещение, штраф и компенсацию морального вреда.

Сегодня эта практика фактически ушла в прошлое. Тем более, что даже ВС РФ (Постановление Пленума № 58 от 26.12.2017 года) неоднократно указывал, что предоставление автомобиля для осмотра является прямой обязанностью застрахованного.

Направляя заявление о выплате возмещения, граждане не приводят доказательств невозможности предоставить автомашину для осмотра. Вместо этого они предпочитают требовать страховое возмещение, прикладывая к заявлению, заключение независимой экспертизы. И если страховая компания отказывается выплатить деньги, то потерпевший идёт в суд.

Скажем сразу — сегодня такие дела, как правило, заканчиваются не в пользу владельца транспортного средства. Отказывая истцу в удовлетворении требований, судья указывает, что он не исполнил своих обязанностей, возложенных на него законом об обязательном страховании гражданской ответственности. (Решение Азовского городского суда Ростовской области № 2-682/2017 от 31.08.2017 года).

Непосредственное взыскание с виновника, если он не застрахован по ОСАГО

Эти дела встречаются, как и прежде, новшества их не коснулись. Если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, то потерпевший вправе подать иск в суд, чтобы взыскать с него ущерб. Однако процент реального взыскания по таким делам невелик. Как правило, причинители вреда — люди малообеспеченные. Они приобретают страховку «подешевле» или «с большими скидками» в сомнительных фирмах, а в результате оказываются с поддельными полисами на руках.

Встречаются также граждане, которые не имеют даже фиктивного полиса. Среди них много мигрантов и лиц, не проживающих по месту регистрации. С них взыскать практически ничего невозможно.

Взыскание разницы между возмещением и фактическим ущербом

Бывает, что размер ущерба, нанесенного потерпевшему, превышает границу страхового возмещения, установленную законом. В этом случае разница взыскивается с виновного. Эта практика сложилась еще в «нулевые» годы. Кстати, пик подобных дел пришелся на первую половину 2015 года, когда рубль сильно обесценился. Учитывая это обстоятельство, государство подняло максимальный размер выплат до 400 000 рублей и переломило негативную тенденцию. Число подобных случаев резко уменьшилось.

Размер выплат и степень вины участников ДТП

Иногда сотрудники ГИБДД не могут установить, кто виноват в ДТП или выяснить степень вины участников. Слишком уж противоречивой представляется ситуация. В этом случае страховая компания выплачивает по заявлению только 50% от ущерба (абзац 4. п.22. ст.12 ФЗ об обязательном страховании ответственности). Многие люди удовлетворяются таким исходом дела, но некоторые начинают судебные тяжбы. Однако для получения возмещения в полном размере им приходится сначала доказать вину второго участника ДТП. А это является нетривиальной задачей. Подобные дела длятся месяцами. Иногда они доходят и до Верховного Суда.

Второй вариант развития событий заключается в том, что лицо, признанное винновым в совершении ДТП, обжалует постановление инспектора ГИБДД в районном суде. Такие дела, встречаются крайне редко, но бывают. И если суд отменяет постановление и прекращает дело, то человек тут же подает иск к страховой компании о полной выплате ущерба. При рассмотрении подобных материалов судья должен, прежде всего, признать виновным второго участника ДТП и только после этого вынести решение о довзыскании со страховой компании возмещения. (Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда № 2-11445/2017 от 01.09.2017 года).

Краткие выводы

Новеллы в сфере ОСАГО уменьшили число мошеннических действий со страховками и поставили преграду перед недобросовестными экспертами. Кроме того, они облегчили жизнь страховому бизнесу. Увеличение максимального размера выплат также положительно сказалось на ситуации. Этого отрицать нельзя. С другой стороны, переход на приоритетное возмещение в виде ремонта ограничило права собственников транспортных средств и привело к многочисленным жалобам на некачественную работу СТО.

Вызывают вопросы и цены, указанные в справочниках РСА. Они формируются на основании статистических данных, которые являются заниженными. В конце концов, россияне покупают товары и услуги исходя из цен, указанных в ценниках, а не по данным Росстата.

В результате, все эти новеллы изменили судебную практику, а итог рассмотрения каждого дела по взысканию выплат стало трудно предугадать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателям, попавшим в ДТП не надеяться на свои силы, а обращаться за помощью к грамотным и профессиональным юристам, которые смогут помочь в этой непростой ситуации.

После ДТП страховая компания требует возместить ущерб

Как не странно, но многие страховые компании требуют от своих клиентов возмещения ущерба в результате произошедшей аварии. С чем это связано и почему после ДТП страховая компания требует возместить ущерб? Давайте разбираться.

После ДТП страховая подала в суд, что делать?

Никакой автовладелец не может быть застрахован от судебного разбирательства со страховой компанией по причине возмещения, ей принесенного ущерба в результате законной суброгации. В судейской практике таких дел сотни и тысячи. В чем же здесь дело?

Представим такую картину: некий автовладелец несколько лет назад попадает в дорожную аварию. В данной аварии были определены виноватые лица, которые и понесли наказание. На тот момент вы были застрахованы в своей страховой компании по полису ОСАГО, а люди с потерпевшей стороны пошли к страховщику за полагающейся им страховкой. Спустя некоторое время на ваш адрес по почте приносят претензию от страховщика либо заполненный бланк повестки для разбирательства в зале судебного заседания. В повестке указано, что некая страховая организация требует с вашей стороны, как виновника произошедшей давно аварии, возмещение ущерба, выплаченного пострадавшим в ДТП людям.

Почему страховщик подал на вас в суд, ведь у вас на тот момент находится работающий полис ОСАГО?
На самом деле в данной ситуации есть некоторые нюансы, в которых следует разобраться. Стоит учесть такой факт, что по полису ОСАГО можно покрыть не больше ста двадцати тысяч рублей нанесенного ущерба потерпевшей стороне. В случае наличия в такой аварии нескольких потерпевших, величина выплат составляет не более ста шестидесяти тысяч рублей на общее количество пострадавших. При причинении потерпевшей стороне ущерба куда в более значительную сумму, погашение ее ляжет уже не на плечи страховой компании, а на вас. Поэтому данное судебное разбирательство по поводу предъявленного иска будет основано на взыскании причиненного вами ущерба с вас, именно от вашего страховщика.

В данном случае с вашей стороны может поступить обратное возмущение, на факт наличия у потерпевшей стороны полиса КАСКО, по которому он получил положенные выплаты от страховой компании. Ваша правота в данном случае вполне обоснована. Действительно, сотрудники страховой компании возместили понесенные убытки потерпевшей стороне по полису КАСКО. Наша ситуация подразумевает требование возмещения убытков самим страховщиком, предоставившим выплаты пострадавшим, на основании суброгации. Данное право страховая фирма получает на основании 965 статьи Гражданского Кодекса.

Суброгация представляет собой право на возмещение понесенных потерпевшей стороной убытков при наличии в ДТП виноватого лица. Здесь пострадавшая сторона получила выплаты от страховой фирмы, так как это положено по полису КАСКО. Теперь уже право требовать возмещения ущерба дается и страховой фирме, которая заплатила за своего клиента потерпевшей стороне. Другими словами, если страховая компания требует возместить ущерб при ДТП, значит, она имеет на это законное основание, предоставляемое суброгацией.

Возможными вариантами решения сложившейся ситуации могут быть:

  • добровольно заплатить положенную сумму;
  • оплатить сумму, вынесенную в результате судебного разбирательства;
  • заплатить гораздо меньшую сумму;
  • не платить в принципе.

Данная ситуация может быть трактована и в другом порядке. Вы вправе использовать рецензию для оценивания ущерба, понесенного страховой компанией. При этом вам следует добиться у страховой организации ксерокопии произведенных расчетов, где можно увидеть сколько на самом деле было уплачено потерпевшим в ДТП людям. С помощью независимого оценщика можно произвести проверку проведенных расчетов и выяснить: прав страховщик либо нет. При получении общей суммы понесенного страховщиком ущерба, менее той, что он требует в исковом заявлении, следует попробовать урегулировать этот вопрос с ним наедине, возможно он пойдет вам на встречу. При получении в ходе расчетов суммы ущерба равной ста двадцати тысячам рублей, вам вообще не нужно производить ни каких выплат.

Если дело находится уже в суде, следует потребовать от него проведения независимой экспертизы принесенного ущерба. Такая ситуация также предполагает уменьшение суммы возмещения либо полной невыплаты страховой фирме, при определении экспертами размера ущерба менее предоставленных выплат.

В данном случае самым удобным вариантом для вас служит – уменьшение суммы выплат либо полный отказ от них. При этом часто приходится долго судиться со страховой компанией, нанимать независимых экспертов, вести переговоры со страховой организацией.

Для выхода из такой ситуации можно либо самому взять весь удар на себя, бегая при этом по различным организациям, отстаивая свои права либо доверить данное мероприятие опытному юристу. Конечно, во втором случае сумма расходов с вашей стороны будет больше, так как придется тратиться еще и на юриста, но вы будете спокойно ожидать окончания данного дела у себя дома и не тратить свои нервы понапрасну.

Досудебное разбирательство

В 2011 году большинство страховых фирм начали пользоваться положенным им правом суброгации. На основании этого можно с уверенностью заявить, что теперь не только любого водителя, виноватого в произошедшей аварии, можно привлечь к обязательным выплатам понесенного ущерба страховой фирмы. В связи с этим, теперь следует иметь данное правило в виду, чтобы не только с легкостью принять его, но и вести себя уверенно с представителями страховой организации. При этом возможно не только защитить свои взгляды, но и сделать выплаты минимальными.

Теперь стоит обратить особое внимание на следующие детали:

  1. О сроке исковой давности.
    Для случаев, касающихся требования суброгации, также положен особый срок исковой давности со дня случившейся аварии. Его продолжительность составляет 3 года. В данной ситуации не следует быть уверенным, что страховая организация не подаст на вас в суд при истечении данного срока с момента аварии. Есть много случаев, когда после истечения срока исковой давности страховщик подавал исковое заявление в суд для возмещения ему положенных денег. Только в этом случае на автомате ему приходил отказ из-за давности лет.
    Присланный вариант претензии от страховщика игнорировать нежелательно. В некоторых случаях, когда ответчик молчал либо не являлся в зал судебного заседания, судебное решение выносилось в пользу страховщика, даже учитывая нарушение им положенных сроков. Чтобы страховая фирма в данном случае смогла получить точный отказ, следует прийти в зал на судебное заседание до того, как будет вынесено постановление по делу и сообщить участникам процесса о том, что положенный срок для суброгации истек, а значит, претензий у страховщика к вам быть не может.
  2. При досудебном разбирательстве.
    В случае суброгации по КАСКО, существует одно условие, согласно которого в таких случаях применим досудебный период разбирательства. Другими словами, страховая компания не требует явки страхователя на суд, но предоставляет ему досудебную претензию. В данной жалобе страховщик на добровольной основе говорит страхователю о требовании возмещения, им понесенного фирмой ущерба. В большинстве случаев такие выплаты и претензии приходят по прошествии двух лет с момента аварии. При этом виноватый в ДТП гражданин уже забывает о возможности использования страховщиком суброгации и спокойно занимается своими привычными делами. Как только на имя страхователя приходит претензия с требованием выплатить определенную сумму, страховщику приходится все взвесить и решить: заплатить либо отстаивать свои интересы на суде. Иногда имеет место предоставление выплаты путем рассрочки.
    Часто страховые организации с радостью идут на такие условия. Для решения таких проблем можно обратиться за помощью к компетентному юристу, который не только с легкостью уладит все проблемы, но и договорится с фирмой о предоставлении рассрочкой меньшей суммы. К тому же многие страховые фирмы не желают портить себе репутацию различными судебными разбирательствами, поэтому и быстро соглашаются на условия опытных юристов.
  3. О правильном написании претензии.
    Очень часто претензии страховых компаний представляют собой скромные листочки, напоминающие о когда-то произошедшем ДТП с быстрым перечислением подходящих статей закона. В нижней части претензии всегда стоит конкретная сумма, которая представляет собой задолженность страховой фирмой. Такой вид требования можно считать необоснованным, так, как и страховая компания, обязана подать вместе с жалобой следующее:
    • Бумаги, на основании которых можно судить о размере понесенных убытков: акт, подтверждающий осмотр авто независимыми экспертами с приложением фото, а также оплаченная квитанция.
    • Бумаги на виновника ДТП: справка о произошедшей аварии, соответствующие постановления.
    • Бумаги, подтверждающие законность суброгации: ксерокопия ПТС машины с копией полиса и оплаченной квитанцией, ксерокопия заявления от страховой фирмы на наличие страховой ситуации.
  1. Право на получение суброгации появляется у страховой организации после выплачивания ей страховке потерпевшей стороне.
  2. Величина возмещения приравнивается к оплаченной потерпевшему сумме ущерба.
  3. Виновный в аварии водитель, если он в тот момент исполнял свои служебные обязанности не облагается выплатой суброгации, так как данная плата ложится на плечи работодателя.
Читать еще:  Возврат монтажной пены

О том, как получить страховку ОСАГО читайте тут.

Страховая компания требует возместить ущерб
при ДТП: ловушки страховщиков

Согласно статистическим данным, при требовании суброгации, страховые фирмы в большинстве случаев завышают клиентам требуемые суммы. Чтобы оправдать свои действия многие из них предоставляют:

  • сомнительную калькуляцию;
  • ложные данные;
  • подделанные сведения;
  • запугивают клиента выплатой судебных издержек.

Привлечение к своей защите опытного в юридическом деле специалиста позволит запросто выявить обман и вывести страховщика «на чистую воду». При возникновении сомнений относительно предъявленных сведений следует:

  • проверить представленные данные;
  • сравнить проведенные расчеты с расчетами независимого специалиста;
  • проанализировать предоставленные чеки и оплаченные квитанции;
  • проконсультироваться с опытным юристом.

В некоторых случаях недобросовестные страховщики прилагают даже ложные документы. В таких ситуациях они уверены в неграмотности клиента относительно подсчетов и правоте своего мероприятия. Не стоит идти на поводу у таких страховщиков, а искать защиты у юристов.

Если в ходе произошедшей аварии, где вы были виноватой стороной, по КАСКО потерпевшая сторона получила положенные компенсации, не стоит обольщаться. Пока не истек срок давности страховщик вправе подать на вас соответствующий иск о взыскании с вас положенной компенсации за причиненный ущерб.
Лучше всего при таком раскладе постараться:

  • по мере сил созваниваться с пострадавшими людьми;
  • ходить на все осмотры поврежденной машины, желательно пригласив своего специалиста-оценщика;
  • следить за процессом проводимых расчетов компенсации по страховке.

Многие страховщики ведут себя как настоящие мошенники, стараясь обогатиться за счет свои клиентов. Они не только не выплачивают положенные компенсации пострадавшим, но и требуют по суброгациям с виновников ДТП баснословные возмещения.

Желая на добровольной основе вернуть причиненные убытки потерпевшим гражданам, возьмите с них при передаче выплат расписки, где будет прописана указанная сумма и стоят необходимые подписи. Если расписки не будет при передаче денежных средств потерпевшему, он может воспользоваться еще и выплатами по КАСКО, а вам придет на оплату через год суброгация. Другими словами, в такой ситуации вам придется компенсировать ущерб в двойной форме.

Конечно, добровольное решение конфликта между пострадавшим и виновником аварии также довольно положительный для вас исход дела. Только в данной ситуации стоит также быть бдительным. Не идите на поводу у жертвы аварии, требующей с вас заоблачную сумму за свое поврежденное авто. Возможно, оно к тому времени из-за износа этого уже не стоило. Предложите потерпевшей стороне независимую экспертизу поврежденного автомобиля, результаты который и конечную сумму вы пообещаете выплатить. Такой расклад будет более приемлем и для вас, и для пострадавших. Тем более, что за его изношенное авто страховщик баснословной компенсации также не предложит.

Что делать, если страховая компания подала в суд по ОСАГО?

В соответствии с условиями страхования ОСАГО пострадавшая сторона обязана обратиться за выплатами к страховой компании виновника ДТП. В некоторых ситуациях страховые компании после возмещения расходов пострадавшей стороне подают в суд на виновника аварии с требованием частично или полностью компенсировать понесенные расходы.

Что же делать виновнику ДТП, если страховая компания решила подать на него в суд с целью получения возмещения? Какой порядок действий избрать и какую стратегию защиты использовать, чтобы избежать либо максимально сократить требования истца?

В каких случаях страховая может подать заявление в суд?

Для начала необходимо разобраться, в какой ситуации страховая компания может обратиться в суд с требованием взыскания денежных средств с виновника ДТП. Существует всего два возможных варианта такого развития событий:

  1. Суброгация. В этой ситуации страховщик может попытаться возместить за счет виновника ДТП ту сумму, которую ему пришлось выплатить своему клиенту по полису ОСАГО. Изначально страховая компания пострадавшего в ДТП компенсирует ущерб пострадавшей стороне, а затем обращается в страховую организацию виновника в целях возмещения выплаченной суммы. Если у виновника оформлен ОСАГО, то его страховщик возмещает эту сумму, однако только в пределах страхового лимита по ОСАГО. И в тех случаях, когда данного лимита недостаточно для полного покрытия ущерба, страховая организация пострадавшего требует непосредственно от самого виновника происшествия возместить получившуюся разницу (между лимитом и суммой ущерба) и для этого может обратиться с исковым заявлением в суд.
  2. Регресс. В этом случае имеет место требование взыскания с виновника ДТП той суммы, которая по ОСАГО была уплачена его страховщиком потерпевшему. Такое развитие событий возможно в тех ситуациях, когда произошедшее ДТП не было признано компанией как страховой случай. Например, если водитель находился за рулем в состоянии алкогольного опьянения, самовольно покинул место ДТП и т.д.

По праву регресса страховая имеет право потребовать взыскания денежных средств с виновника аварии только в следующих случаях:

  • ДТП произошло из-за умышленных действий водителя транспортного средства;
  • гражданин, находившийся за рулем, в момент происшествия был в состоянии алкогольного опьянения;
  • человек, управлявший автомобилем на момент ДТП, не был вписан в полис ОСАГО;
  • водитель, находившийся за рулем, не имел права управлять транспортным средством (не получил водительское удостоверение вовсе либо права не соответствовали категории);
  • виновник аварии самовольно покинул место происшествия;
  • страхователь не предоставил требуемый компанией пакет документов в установленный законом срок (15 календарных дней с момента ДТП) либо отправленный им перечень документов был неполным;
  • автомобиль на момент аварии не имел действующей диагностической карты (например, была просрочена) – важного документа, удостоверяющего тот факт, что транспортное средство находится в исправном техническом состоянии.

Порядок действий после получения судебной повестки

Прежде всего необходимо максимально подробно восстановить историю о произошедшем ДТП, из-за которого собственно и был инициирован процесс. Более того, желательно найти все имеющиеся по тому случаю документы из ГИБДД (извещение, справка о ДТП, постановление и прочее). Во многих ситуациях это помогает найти какие-либо важные доказательства по делу, ведь если для обычного гражданина поход в суд – событие из ряда вон выходящее, то для страховщиков это не более чем рутина, таких процессов у них постоянно открыто несколько десятков. Поэтому вполне возможно, что с их стороны имела место неправильная трактовка событий ДТП или вовсе их умышленное искажение.

Нельзя забывать, что все страховые споры имеют свой срок исковой давности – 3 года. Одно из важных отличий суброгации от регресса заключается в том, что для суброгации эти три года начинают исчисляться непосредственного с того момента, как был зафиксирован страховой случай. При регрессе же таким событием является дата выплаты страховой компанией возмещения.

Некоторые граждане могут не обратить на дату особого внимания, но это очень важно, ведь зачастую страховщики подают иски именно к концу установленного срока, в расчете на то, что ответчик уже порядком забыл особенности давно произошедшего ДТП и не сможет должным образом отреагировать на предъявленные претензии. В силу этого, а также ранее упомянутой рутинности данных процессов для страховой, нередко с их стороны возникают небольшие просрочки, особенно если дело касается суброгации. В таком случае можно смело указывать суду на нарушение сроков исковой давности – такое дело не будет даже рассматриваться.

Чего точно не стоит делать при получении от страховой компании повестки в суд – игнорировать данное событие и не являться на судебные заседания. Ведь отсутствие ответчика может быть расценено судом как его согласие с требованиями истца.

Проверка законности исковых требований

Судебные разбирательства по ОСАГО – далеко не всегда имеют заранее предсказуемый итог, ведь при знании юридических тонкостей и законов можно без труда добиться решения не в пользу страховщика. Для этого при возникновении подобной ситуации необходимо следовать нижеприведенным советам:

  1. Тщательно проверять документы, на основании которых истец требует деньги. В ряде случаев, вместо прописанного в законе полноценного финансового отчета об оценке ущерба с учетом износа деталей, компании предоставляют обычную разнарядку с перечнем проведенных ремонтных работ и стоимостью новых запчастей по завышенным ценам. Апеллируя к этому факту, можно значительно снизить исковую сумму.
  2. Не лишним будет изучить и сам отчет об оценке ущерба, который был причинен автомобилю. Вполне возможно, что там будут фигурировать подозрительные запчасти, в несколько раз завышенные цены и прочие нестыковки подобного рода.
  3. Не стоит забывать и про материалы, касающиеся обстоятельств ДТП. Там вполне могут содержаться противоречия и неточности. Иногда целесообразней будет в принципе отрицать виновность в случившейся аварии.

Фактически даже самостоятельное изучение материалов дела и анализ других подобных случаев в доступных источниках поможет значительно облегчить судебные тяжбы со страховой организацией. Хотя в сложных ситуациях лучшим решением будет обращение к профессиональным юристам, специализирующимся на данной области.

Далее в статье будут рассмотрены основные методы защиты, которые применяются, если на гражданина подает в суд страховая компания по ОСАГО.

Завышение суммы понесенного ущерба

Несмотря на то что потерпевший уже получил деньги со стороны страховой организации, виновник ДТП имеет право оспорить итоговый размер данной выплаты. Такая процедура имеет смысл, поскольку компания может подать иск лишь на сумму реального ущерба, который может оказаться выше выплаты суммы возмещения пострадавшей стороне.

Для снижения размера данной выплаты нужно внимательно изучить документы, обосновывающие полученный автомобилем ущерб. Это могут быть, например, результаты экспертизы либо счет с калькуляцией итоговой стоимости ремонта. Следует досконально исследовать каждый пункт данных документов на предмет обоснованности включенных туда повреждений (нередко там можно встретить поломки, которые никак не могли появиться при указанных обстоятельствах, например, автомобиль виновника врезался в задний бампер машины пострадавшего, а согласно документам, его транспортному средству требовалась замена передней фары) и стоимости ремонта.

Иногда сумма ущерба рассчитывается без учета износа автомобиля и может быть выше, чем стоимость самой машины. Согласно Закону «Об ОСАГО», виновник ДТП должен компенсировать затраты на восстановительный ремонт с учетом износа запчастей согласно их рыночной стоимости. Любые сомнения по этому поводу могут быть причиной для подачи запроса в суд о проведении повторной экспертизы.

Кроме этого, одним из оснований для претензии по части обоснованности искового требования является проведение экспертизы штатным специалистом страховой компании (либо агентством, сотрудничающим со страховщиком) – данное мероприятие должно проводиться исключительно независимой стороной.

Оспаривание вины ответчика

Возможен также такой случай, что ответчик в принципе не признает себя виновным в произошедшем ДТП, но ввиду каких-либо обстоятельств не стал обжаловать постановление ГИБДД.

Пример

Произошла авария с участием двух автомобилей: Хонды и Тойоты. Сотрудник ГИБДД обвинил в происшествии водителя Хонды, тот с данным решением не согласился и указал об этом, подписывая постановление. Однако, учитывая тот факт, что у него оформлен полис ОСАГО и возмещать ущерб будет не он, а страховая, водитель принял решение не тратить свое время на обжалование постановления и вскоре забыл о случившемся. Спустя два года он получил исковое заявление с требованием возместить 120 тысяч рублей. Оказалось, что машина пострадавшего было застрахована по КАСКО, а начисленная сумма ущерба значительно превышала лимит выплат по ОСАГО.

В такой ситуации в суде необходимо оспаривать уже не размер ущерба, а саму виновность ответчика в ДТП. Это довольно непростой путь, однако в случае если вина в аварии действительно лежала на другом водителе либо была обоюдной, шансы на выигрыш в судебном процессе очень высоки. Таким образом и сумма ущерба будет перераспределена между участниками происшествия в соответствии со степенью их вины. При такой стратегии ведения судебного процесса стоит написать ходатайство на истребование всех документов по делу о ДТП из районного отделения ГИБДД и тщательно изучить их на предмет наличия несоответствий и недочетов.

Что делать, если решение суда уже вынесено?

В том случае, если будет вынесено решение в пользу страховой компании, его можно обжаловать в суде вышестоящей инстанции. На данную процедуру ответчику отводится срок в 30 дней. При этом дополнительно необходимо в течение 10 дней написать заявление на обжалование.

Если ответчик, будучи уверенным в своей правоте, вел защиту самостоятельно, но не смог сделать это убедительно ввиду незнания юридических тонкостей, то на этапе обжалования самое время обратиться к юристам, специализирующимся в данной области. Ведь в случае победы в судебном разбирательстве все расходы на юридические услуги, которые понес ответчик, согласно ст. 100 ГПК РФ должны быть возмещены истцом.

Кроме этого, подача апелляции может помочь затянуть общий срок судебного процесса и, следовательно, выиграть время для сбора необходимой суммы, если дело все же будет проиграно.

Примеры из судебной практики

В качестве примера, подтверждающего необходимость всегда внимательно изучать документы по судебному разбирательству, можно привести один из исков виновнику ДТП по ОСАГО от страховой компании «Согласие». Данная организация подала в суд на гражданина, выиграла его и обязала ответчика выплатить более 390 тысяч рублей.

Загвоздка заключалась в том, что ответчик узнал о состоявшемся суде только от судебного пристава, а до этого никаких повесток и приглашений не получал. Как оказалось, суд высылал повестки на неправильный адрес (ошибка в номере квартиры). Это позволило без особых проблем признать недействительным решение суда, ведь ответчик фактически не был извещен о проходившем слушании по делу и был лишен возможности участвовать в разбирательстве и отстаивать свои права.

Более того, при рассмотрении материалов дела оказалось, что СК «Согласие» пропустила установленный законом срок исковой давности в три года, что впоследствии позволило ответчику полностью избавить себя от претензий со стороны страховой компании, благодаря указанию на пропуск исковой давности в апелляционной жалобе, поданной в суд более высокой инстанции. Таким образом, данный пример показывает, что при правильном подходе к делу избежать обвинений от страховщиков более чем реально.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Что делать, если страховая подает в суд на виновника ДТП?

Ситуация, когда страховая компания подает в суд на виновника ДТП с целью взыскания материального ущерба по выплаченной пострадавшей стороне компенсации с каждым годом встречается все чаще. Если раньше подобным грешили достаточно малоизвестные организации, имеющие тесную связь с коллекторскими агентствами, то сегодня получить иск по суброгации или регрессу можно практически от любой СК. В последнее время наблюдается повышенная активность со стороны страховой компании «Согласие», которая пытается компенсировать свои потери по договорам КАСКО или ОСАГО путем подачи судебных исков в адрес виновников аварии. Прослеживается тенденция: если ДТП было совершено в 2015 или 2016 году (вот-вот истечет срок давности), а сумма выплаченного материального ущерба превышает 100-120 тысяч рублей, можно ожидать скорой повестки из суда. Этому есть много объяснений: нестабильная экономическая обстановка в стране, резко возросшее количество транспортных средств, конкуренция на рынке, ужесточение законодательства в сфере деятельности страховых компаний. Чтобы хоть как-то сохранять активы и не стать банкротом, они вынуждены прибегать к суброгационным и регрессным искам. Что делать, если страховая компания подала в суд на виновника ДТП, в чем разница между регрессом и суброгацией, реально ли снизить размер выплат по судебному иску и как защитить свои имущественные права? Ответы на эти и смежные вопросы дают профессиональные юристы в сфере страхового законодательства и гражданского права.

Что такое суброгация и регресс?

Прежде чем выработать тактику: что делать, когда страховая подала в суд, давайте подробно разберем основные различия между типами заявленных исков.

Понятие суброгации прописано в статье 965 Гражданского кодекса, согласно которой страховая компания имеет право требовать от виновников дорожно-транспортных происшествий компенсацию средств, выплаченных клиентам согласно договорам КАСКО или ОСАГО. Важно помнить, что по суброгационному иску размер взыскиваемого ущерба не может превышать суммы, которая была выплачена клиенту по страховому договору. Фактически суброгация – это переход права требовать компенсацию за причиненный материальный ущерб от страховой компании к виновнику ДТП. Поскольку размер заявленной в иске компенсации не может превышать фактических выплат страховой компании, на практике встречаются случаи, когда виновнику предъявляются сразу 2 иска. Один со стороны страховой, которая таким образом покрывает свои финансовые потери, а второй – со стороны пострадавшего, которому не хватило полученной компенсации для ремонта транспортного средства. По закону он может взыскать недостающую сумму с виновника.

У суброгации есть одно ключевое отличие от регресса, которое связано с трактовкой исковой давности. Срок исковой давности по суброгации начинает отсчитываться с момента дорожно-транспортного происшествия. Что же касается регрессного иска, то срок исковой давности по нему начинает отсчитываться с момента совершения выплат со стороны страховой компании.

Определение регресса вытекает из текста Федерального закона РФ № 40 в редакции 2002 года. Именно в этом нормативном акте установлена возможность регресса при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Регрессный иск оставляет за страховой компанией право заявить компенсацию материального ущерба в адрес виновника ДТП. Основа регресса – это замена ответственной стороны, которая и должна выплачивать компенсацию за причиненный вред. Это очень важный момент, в котором и заключается сущность подаваемых исковых заявлений. Право на регресс страховая компания получает лишь после того, если она компенсировала причиненный виновником ДТП вред в полном размере. Например, клиент застраховал автомобиль на 100 000 рублей, столько же и получил согласно полису КАСКО, но реальный размер ущерба согласно данным технической экспертизы составляет 250 тысяч. В таком случае регрессный иск со стороны страховой компании к виновнику невозможен.

Читать еще:  Возврат товара при оплате картой

Существует еще нескольких обязательных требований, значительно ограничивающих возможности и права СК в области регресса:

  • Виновник дорожно-транспортного происшествия имел умысел на причинение вреда жизни, здоровью и имуществу клиента страховой компании. Логично предположить, что наличие такового умысла еще нужно постараться доказать.
  • Виновник ДТП осуществлял управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • Лицо, которое согласно расследованию ГИБДД, было признано виновником аварии, не имело права управления транспортным средством данной категории;
  • Виновник дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии;

Если за рулем автомобиля находилось другое лицо, гражданская автогражданская ответственность которого не застрахована по полису ОСАГО, право подать регрессный иск в суд также не возникает.

Как правильно действовать, когда страховая компания подала иск на возмещение материального ущерба?

Несмотря на то, что подобная ситуация является стрессовой для человека, который и так поучаствовал в аварии, необходимо сохранять спокойствие и рассудительность. Не совершайте поспешных действий и ни в коем случае не спешите идти на мировое соглашение. Для начала необходимо обратиться за консультацией к компетентному автомобильному юристу. Если после оценки ситуации он аргументирует, что выплачивать компенсацию добровольно до суда – единственно верный вариант, это всегда можно сделать. А до этого предпримите следующие действия:

  • Отправьте письменный запрос в суд, в который представители страховой компании отправили исковое заявление, и запросите копии материалов по делу. Лишь после анализа материалов дела опытным юристом можно определить, чего конкретно добивается страховая компания, есть ли у нее для этого достаточная доказательная база и правомерны ли вообще требования по компенсации выплаченного ущерба.
  • Сверьте копии документов, предоставленные страховой компанией для суда, и те материалы о ДТП, которые имеются у вас. Если при подробном сравнении обнаружатся даже мелкие несоответствия, квалифицированный адвокат легко вывернет ситуацию в вашу пользу и добьется отказа в удовлетворении иска.
  • Проверьте, не истек ли срок давности для предъявления требований по регрессу.
  • Свяжитесь с пострадавшей стороной и уточните, соответствует ли заявленный в исковом заявлении размер страховых выплат реальной компенсации. Напоминаем, что размер заявленных исковых требований не может превышать сумму, которая была реально выплачена потерпевшему в ДТП.
  • Проверьте достоверность приложенных документов на предмет мошеннических действий со стороны страховой компании. Особенно внимательно нужно относиться к результатам автотехнической экспертизы. Для гарантии воспользуйтесь помощью независимого эксперта.

Что же касается мошенничества со стороны истца, то приведем классический пример, который до сих пор встречается в юридической практике. По документам, которые были выданы органами ГИБДД пострадавшему и виновнику в аварии, пострадала левая сторона автомобиля. В документах, представленных страховой компанией в суд, приводится перечень работ по ремонту и замене агрегатов, которые конструктивно располагаются с правой стороны автомобиля данной марки. Налицо введения суда в заблуждение. Опытный адвокат не только добьется отказа по подобному иску, но и попробует компенсировать причиненный вам моральный вред.

Реально ли снизить размер заявленного материального ущерба?

Судебная практика показывает, что при грамотно выстроенной стратегии и глубоком анализе ситуации сократить размер обязательств вполне реально. Первый шаг на пути к успеху – доказать несоответствие между заявленной в иске компенсацией материального вреда и реальными страховыми выплатами. Помните, что вся коммуникация с судебными органами и иными инстанциями должна вестись только в письменной форме. Это поможет в будущем подтвердить, что вы действительно обращались в соответствующие организации. К составлению текста обращений также следует подходить крайне внимательно и обдуманно. Оптимальный вариант – доверить представление ваших интересов юристу. Составьте нотариально заверенную доверенность, по которой адвокат от вашего имени будет отправлять необходимые запросы.

Что же касается проверки срока исковой давности, то практика показывает: если исковое заявление касается выплат, произведенным по полисам ОСАГО, то сроки обычно контролируются и соблюдаются. Стоит проверить другой момент: если речь идет о крупном дорожно-транспортном происшествии с большим количеством пострадавших, то не у всех участников ДТП могут оказаться действительные полисы обязательного страхования. Нередки случае, когда кто-то использовал фальсифицированный или просроченный полис, выплаты по которому не производились либо производились незаконно. А теперь страховая компания пытается компенсировать свои убытки за счет виновника аварии.

При обращении в суд со встречным заявлением об уменьшении заявленного ущерба нужно подготовить следующий пакет документов:

  • Заключение от независимой экспертной организации;
  • Постановление от органов ГИБДД, согласно которому данный гражданин признан виновником ДТП;
  • Документальное подтверждение суброгации или регресса.

Если приложенное извещение о ДТП или иные документы от ГИБДД содержат информацию, подтверждающую обоюдную вину сторон, то этот факт суд обязательно учтет при рассмотрении иска. Если вина каждого из водителей подтверждена документально, регрессный иск в полном объеме не может быть удовлетворен. Необходимо изучить степень вины каждого из участников, что позволяет суду пропорционально уменьшить размер материального ущерба. Это не единственный вариант защитить свои права и снизить финансовую нагрузку по иску:

  • В случае удовлетворения искового заявления виновник аварии может подать ходатайство о рассрочке платежей. Суд должен принять это во внимание и установить адекватный график выплат с учетом доходов и материального положения ответчика.
  • В некоторых ситуациях возможна отсрочка первого платежа на пару месяцев.
  • Если вы не можете компенсировать заявленный ущерб в установленный срок, документы направляются в службу судебных приставов. Принудительное удержание из заработка ответчика не может превышать 50 % от его ежемесячного дохода.

Обращение за помощью к опытным адвокатам нашей компании поможет вам отклонить поданное исковое заявление, признав его ничтожным по причине нарушений или истечения срока давности. Даже если суд удовлетворит требования истца, можно постараться снизить размер выплат. В крайнем случае юрист может порекомендовать заключить мировое соглашение со страховой и не доводить дело до суда. Он возьмет на себя коммуникацию с представителями СК и поможет существенно уменьшить размер компенсации.

Что делать если страховая подала в суд по суброгации

В последние три года все чаще обращаются водители, которым предстоит суд со страховой компанией в порядке суброгации. В данной статье мы рассмотрим, как действовать если страховая подала в суд.

На языке законодательства это называется суброгация. Под суброгацией понимается переход к страховщику права требовать с виновного в причинении вреда лицу сумму выплаченного страхового возмещения.

Предположим, что произошло ДТП, с участием водителей автомобилей Мерседес и Жигули. Виновником этого ДТП признан водитель машины Жигули. У водителя Мерседеса есть действующий полис КАСКО, он к виновнику никаких претензий не имеет и едет получать деньги в свою страховую компанию по КАСКО.

Водитель Жигулей чувствует себя в безопасности – ведь с него денег на ремонт не взяли, свою машину он как-то подлатал и продолжает спокойно ездить.

Такая ситуация обманчиво спокойна, так как страховая компания, которая выплатила по КАСКО за Мерседес потерпевшего более 400 000 рублей, может потребовать возмещения всех своих затрат через суд.

Данное право предоставлено страховой компании статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, оно называется «суброгация».

При этом страховая компания получает право взыскать с виновника ДТП все те деньги, которые она заплатила за ремонт машины пострадавшего лица.

Причём такой иск можно подать в течении 3 лет со дня, когда произошла авария.

Это происходит из-за того, что страховые компании работают с большим количеством дел, их сотрудники часто меняются и в итоге иск в суд успевают подать только по прошествии довольно долгого периода времени. Нужно помнить, что страховая компания – это, в первую очередь, коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, поэтому случаи, когда СК не «отбивает» свои деньги случаются крайне редко. В основном это происходит из-за недостаточной организации работы в самой компании.

Поэтому удивление нашего водителя Жигулей будет очень сильным, когда спустя два с половиной года с момента ДТП, он получит повестку и копию искового заявления с требованием выплатить довольно кругленькую сумму возмещения вреда от ДТП, неизвестной ему страховой компании.

Иногда требования этой компании будут законными, и в их обоснование она приложит максимальное количество подтверждающих свои затраты документов.

Что делать если страховая компания подала в суд и требует выплатить деньги в порядке суброгации:

  1. Необходимо досконально проверить документы, на основании которых требуют деньги. В большинстве случаев вам будет предъявлен обычный заказ-наряд с перечнем работ и стоимостью новых запчастей, да еще и по ценам официального дилера. А по закону требуется прилагать отчет об оценке с учетом износа запчастей. Проверив эти данные мы помогаем снизить требуемую сумму.
  2. Выявить слабые места и оспаривать отчет об оценке поврежденного автомобиля. Довольно часто случается, что в отчете фигурируют лишние запчасти, завышенные цены или одни и те же детали подсчитаны несколько раз.
  3. Проанализировать все материалы ДТП, на предмет выявления неточностей и противоречий. По нашей практике их удается выявить довольно часто. Бывают ситуации когда целесообразно оспаривать виновность в совершении аварии.
  4. Кроме этого есть еще несколько реальных зацепок и возможностей избежать суда со страховой, которые можно выявить при детальном разборе вашего дела.

Ниже представлены примеры решений судов, выигранных нами дел по суброгации. Увеличиваются по клику мышкой на них.

Cтраховая подала в суд? Не опускайте руки!

Максимально снизим сумму исковых требований

Если вы получили повестку в суд по делу о возмещении вреда в порядке суброгации, позвоните нам (812) 715-00-26, реально помогаем избежать выплаты или максимально уменьшим сумму, требуемую страховой компанией.

Как быть, если страховая потерпевшего требует возмещения по ОСАГО?

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, правомерно ли требование страховой потерпевшего возместить частично сумму выплаты по ОСАГО?

ДТП произошло в 2016 году, я виновата. Страховая потерпевшего прислала обычное письмо в июле 2018 по адресу моей старой прописки. О содержании узнала от родителей, которые там проживают. К письму приложены копии:

— постановления о ДПТ,

— экспертного заключения (калькуляции) с учетом износа деталей на сумму 62 тыс. руб. (без износа — 68 тыс. руб.),

— расчета ремонта от сервиса на 86 тыс. руб.

— счета от сервиса на сумму 86 тыс. руб.

По информации из письма:

— согласно Положению №431-П «О правилах обязательного страхования гражд. ответственности. » от 19.2014, п. 4.15, при определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей, узлов, агрегатов.

— в соответствии с Положением №432-П «О единой методике определения размера расходов. » стоимость ремонта оценена в 64 тыс. руб.

— по условиям страхования было выплачено страховое возмещение 86 тыс. руб.

Далее пишут буквально: «Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (пост. от 10.03.17) и Верховного суда РФ (пленум от 23.06.15 №25), ст.1072 ГК причинитель вреда в случае, когда его гражданская ответственность была застрахована, и страхового возмещения, исчисленного в соответствии с правилами ОСАГО, недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, обязан возместить разницу между страховым возмещением по ОСАГО и фактическим размером ущерба/ремонта (в т.ч. возместить ущерб в части износа замененных деталей).

С меня требуют уплатить 86 — 64 = 22 тыс. рублей разницы. Как быть в этом случае?

    выплаты по ОСАГО, возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО, как получить выплату по ОСАГО, осаго, Авто не подлежит страховой выплате
  • Поделиться

Ответы юристов ( 3 )

  • 8,5 рейтинг
  • 11328 отзывов

Можете выложить сам текст письма в полном объеме?

Из представленной Вами информации не ясно — обращался ли потерпевший в свою страховую компанию по ОСАГО или по КАСКО.

Обычно такого рода письма высылают, когда потерпевшему была произведена выплата по КАСКО и с Вашей компании по ОСАГО была получена часть возмещения в виде денежной выплаты без учета износа.

В таком случае со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 № 6-п с виновника ДТП требуют возместить разницу между фактической выплатой по КАСКО и полученной суммой возмещения с компании виновника по ОСАГО.

на этот счет пока нет однозначного разъяснения в практике Верховного суда РФ, с связи с чем предлагаю занять следующую позицию в защиту Ваших интересов.

Во-первых, если не был представлен расчет выплаченных сумм — то обязательно затребуйте его для проверки обоснованности.

В том случае, если сумма ущерба была определена на основании составленного заказ-наряда, Вы вправе требовать проведения экспертизы, поскольку он не отражает действительной суммы затрат на проведение ремонта, а по сути является коммерческим предложением.

Существует практика предполагающая, что сумма ремонта, которая была фактически потрачена страховой компании, еще не подтверждает, того, что действительно указанная сумма была необходима для его осуществления.

Например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 14.02.2018 по делу N 33-6121/2018 указано. что

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания разницы между выплаченным страховым возмещением и стоимостью ремонта не имеется.Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оснований для их удовлетворения не имеется.Ссылка в апелляционной жалобе на неприменение судом первой инстанции Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 г. N 6-П является несостоятельной, поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ допустимых доказательств, подтверждающих сумму восстановительного ремонта, истцом представлено не было, а о проведении судебной экспертизы для определения стоимости восстановительного ремонта истец в суде первой инстанции ходатайство не заявлял.

И здесь можно утверждать, что не доказан размер требуемой суммы ущерба.Здесь можно ссылаться на то, что выплата страхового возмещения по КАСКО не была определена экспертным путем, а рассчитана на основании данных СТО.Что говорит о том, что расчет ущерба предполагается определять не на основании произведенных затрат, а исходя из среднерыночных цен имевших место на дату ДТП, что обеспечивает соблюдение баланса интересов — а определить данную стоимость можно только на основании экспертного исследования.

Заказ-наряд, на котором скорее всего основываются требования, в подтверждение стоимости восстановительного ремонта автомобиля, не может являться определяющим документом при расчете суммы ущерба, поскольку не представлено доказательств наличия у лица, составившего заказ-наряд, соответствующего образования и специальных знаний в области оценочной деятельности, а оказание подобного рода услуг за вознаграждение расценивается коммерческим предложением.

Да и позиция Верховного Суда РФ на этот счет также не однозначна.

Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58
«О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

74. Если размер возмещения, выплаченного страховщиком по договору добровольного имущественного страхования, превышает страховую сумму по договору обязательного страхования, к страховщику в порядке суброгации наряду с требованием к страховой организации, обязанной осуществить страховую выплату в соответствии с Законом об ОСАГО, переходит требование к причинителю вреда в части, превышающей эту сумму (глава 59 ГК РФ).

И в этом случае, поскольку сумма ущерба не превысила лимит выплат в 400 тыс. р. можно говорить о том, что образовавшуюся разницу СК может требовать с Вашей страховой компании.

Право заявить такое требование определено ст. 965 ГК РФ, согласно которой к нему перешли права требования от потерпевшего и указанным постановлением Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 г. N 6-П

Конституционный суд РФ отметил. что в данном случае, под недостаточностью страхового возмещения следует понимать разницу в фактической стоимости ремонта и полученной страховой выплаты (она не обязательно составляет 400 тыс. р.)

5.3. Таким образом, положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования (во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») предполагают возможность возмещения лицом, гражданская ответственность которого застрахована по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, потерпевшему, которому по указанному договору страховой организацией выплачено страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства, имущественного вреда исходя из принципа полного его возмещения, если потерпевшим представлены надлежащие доказательства того, что размер фактически понесенного им ущерба превышает сумму полученного страхового возмещения.

Но как пояснил выше — этот вопрос пока решен не однозначно и в практике его применения часто возникают споры, что же понимать по страховым возмещение.

Существенно значимое юридическое значение по заявленному требованию имеет тот факт, что возмещение потерпевшему ущерба в натуре было произведено истцом как страховщиком по договору добровольного страхования КАСКО, а не в рамках полиса ОСАГО.
Соответственно в данном деле, основаниями заявленных исковых требований являются не только обстоятельства связанные с ДТП, но и с производством восстановительного ремонта и его фактической оплаты истцом в рамках договора добровольного страхования КАСКО, а не ОСАГО с последующим обращением к страховщику виновника в порядке суброгации.
Соответственно страховая компания потерпевшего в силу ст. 965 ГК РФ имеет право на возмещение убытков за счет страховой компании причинителя вреда в полном размере, ограниченным законодательством только пределами, установленными ст. 7 ФЗ об ОСАГО — т.е. 400 тысяч.
Ущерб сверх указанных лимитов подлежит возмещению потерпевшим за счет непосредственного виновника ДТП.

И если вопрос будет поставлен о назначении и проведении экспертизы, то на рассмотрение эксперта ставите два вопроса:

1. Какова фактическая стоимость причиненного ущерба по среднерыночным ценам сложившимся в регионе на дату ДТП;

2. Какова стоимость восстановительного ремонта с учетом износа по Единой методике.

Ответ на второй вопрос позволит также говорить о том, что по ОСАГО Ваша СК не произвела выплату в полном объеме, что позволит снизить размер ущерба.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector