Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена поставщика по контракту 44 фз индивидуальный предприниматель

Энциклопедия решений. Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ

Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ

Перемена лиц на стороне поставщика (подрядчика, исполнителя)

Согласно ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником контрагента по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

В целях соблюдения запрета, вытекающего из приведенной нормы, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дан конкретный перечень форм реорганизации юридического лица, при которых возможна перемена контрагента по контракту, хотя закон предусматривает и иные формы реорганизации — разделение и выделение (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Полагаем, это связано с тем, что при преобразовании, слиянии, присоединении к вновь возникшему или реорганизованному юридическому лицу переходят все права и обязанности прежде существовавшего (существовавших) юридического лица в полном объеме (п.п. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ). А при разделении и выделении к вновь создаваемым юридическим лицам переходит часть прав, определяемая передаточным актом (п.п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ), что порождает возможность споров по вопросу о том, кому же перешли права и обязанности по конкретному договору (контракту). В любом случае, перечень форм реорганизации, данный в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, следует считать исчерпывающим, а потому перемена контрагента при его реорганизации в форме разделения или выделения невозможна. Если заказчику поступает предложение от контрагента о перемене лица на его стороне ввиду проведения им реорганизации в форме разделения или выделения, заказчик может только требовать расторжения контракта и провести новую закупку. Применительно к реорганизации контрагента путем разделения аналогичные разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2852.

Примечание

В случае если при выделении из юридического лица — контрагента заказчика по контракту передаточный акт не предусматривает переход прав и обязанностей по контракту к создаваемому путем выделения новому юридическому лицу, юридическое лицо, из которого выделяется новое, продолжает оставаться контрагентом по контракту и вопроса о перемене лица на его стороне не возникает. Необходимости расторжения контракта в таком случае законом не установлено.

Во-вторых, ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность перемены лица на стороне контрагента только при реорганизации юридического лица. Следовательно, если поставщиком является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, такая перемена невозможна. Например, в случае смерти наследник умершего контрагента не может стать новым контрагентом.

В связи с этим заметим, что утрата контрагентом — физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не влечет изменения стороны контракта (ею остается то же самое физическое лицо) и не приводит к невозможности дальнейшего выполнения им условий контракта. По смыслу положений ст. 17 ГК РФ гражданин обладает правоспособностью независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. Прекращение регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием для прекращения его обязательств, возникших при осуществлении предпринимательской деятельности. По правовым последствиям оно не может быть приравнено к ликвидации юридического лица (ст. 419 ГК РФ) и не влечет прекращения обязательства невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ) (см. также постановления Восьмого ААС от 14.08.2008 N 08АП-3256/2008, Президиума Алтайского краевого суда от 25.01.2011 N 44г-5). Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть не только индивидуальный предприниматель, но и не обладающее таким статусом физическое лицо. Следовательно, гражданин вполне может завершить исполнение контракта и после утраты статуса индивидуального предпринимателя.

В-третьих, поскольку возможность перемены лица на стороне контрагента установлена только для случаев реорганизации юридического лица, перемена лица на стороне контрагента — независимо, юридического лица или физического — по какому бы то ни было гражданско-правовому договору по общему правилу недопустима (см. также письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-151).

Исключение установлено ст. 111.2 Закона N 44-ФЗ: если иное не предусмотрено контрактом на оказание услуги по предоставлению кредита, право требования к заказчику по такому контракту может быть передано исполнителем в залог Центральному банку РФ в обеспечение исполнения его обязательств по кредитам Центрального банка РФ, а в случае обращения взыскания в установленном порядке на заложенное право требования — перейти к Центральному банку РФ.

Поскольку речь идет об императивной норме (п. 1 ст. 422 ГК РФ), то запрет на перемену лиц иначе, чем в случаях, указанных в ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не может быть снят условиями контракта.

Перемена лиц на стороне заказчика

Совсем иначе обстоит вопрос с переменой лица на стороне заказчика. Часть 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ лишь указывает, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику. Как видим, закон допускает перемену лица на стороне заказчика, не ставя каких-либо ограничений.

В то же время Закон N 44-ФЗ не регулирует порядка перемены лица на стороне заказчика. Соответственно, переход прав и обязанностей заказчика к другому лицу может осуществляться либо в порядке правопреемства при реорганизации (п. 1 ст. 129 ГК РФ), причем в любой форме, поскольку закон в данном случае ограничений не вводит, либо в порядке, предусмотренном главой 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве».

При этом в соответствии со ст. 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга. Причем если для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ), то перевод должником своего долга на другое лицо в силу п. 2 ст. 391 ГК РФ допускается только с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным. В то же время согласно тому же п. 2 ст. 391 ГК РФ если кредитор дает предварительное согласие на перевод долга, этот перевод считается состоявшимся в момент получения кредитором уведомления о переводе долга. Иными словами, если контракт включает в себя условие о возможности передачи заказчиком своих прав и обязанностей по нему, то заказчик вправе передать права и обязанности по контракту в любой момент.

Обращаем внимание, что передача государственным или муниципальным заказчиком своих прав и обязанностей по контракту, безусловно, должна осуществляться с учетом требований бюджетного законодательства.

В заключение отметим, что после перемены лица в контракте должны быть изменены сведения о его стороне, на которой произошла перемена лица. Такие сведения не относятся к условиям контракта и могут быть изменены в любое время. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Ответ недели: контракт с физическим лицом

Согласно ст.34 п.13 пп 2 В контракт включаются обязательные условия:

— об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

1) Это подпадает только под конкурентные способы договоры с физ. Лицом ?

2) Можно ли и по договорам ГПХ включать это условие?

3) что подразумевается под «иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.» Страховые взносы?

4) если договор ГПХ , кто платит Страховые взносы?

Сообщаю Вам следующее:

Закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы. С точки зрения Закона N 44-ФЗ (п. 8.1 ч. 1 ст. 3) любой гражданско-правовой договор, заключаемый в соответствии с его нормами, является контрактом. При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом. Заказчики по таким договорам (контрактам) обязаны удержать у физического лица и перечислить в бюджет НДФЛ, а также уплатить страховые взносы на ОМС, ОПС.

Физические лица при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ могут выступать как в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, участником конкурса, аукциона, запроса котировок и т.д.), так и в роли единственных подрядчиков или исполнителей.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Одним из принципов осуществления закупок в рамках обоих Законов является отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки . Следовательно, изначальный запрет для физических лиц без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с таким лицом только из-за того, что это не юридическое лицо и не ИП, может являться нарушением данного принципа. При этом физические лица без статуса ИП могут выступать как в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, участником конкурса, аукциона, запроса котировок и т.д.), так и в роли единственных подрядчиков или исполнителей.

Статья 8 Закона N 44-ФЗ и п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Вместе с тем существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обоснованно. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров, где в соответствии с гражданским законодательством поставщиком может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность . Следовательно, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований стать поставщиком товаров по договору поставки товаров. Помимо этого, в отношении отдельных видов деятельности также могут существовать законодательные нормы, которые запрещают физическим лицам без статуса ИП осуществлять ту или иную конкретную деятельность. Например, специалисты, занимающиеся кадастровой деятельностью (кадастровые инженеры), вправе осуществлять эту деятельность только либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом .

Часть 1 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Необходимо отметить, что в Законе N 44-ФЗ, в отличие от Закона N 223-ФЗ, правоспособность физических лиц без статуса ИП к участию в закупках выражена более отчетливо. В Законе N 44-ФЗ говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с таким лицом в части налоговых особенностей (см. ниже). В перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) фигурируют отдельные случаи заключения контракта именно с такими лицами (например, на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода/гида) .

На практике физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении закупок у единственного подрядчика или исполнителя, а участие таких лиц в закупках, осуществляемых конкурентными способами, и тем более победа в них — гораздо более редкое явление.

Особенности расчетов с физлицом по контракту, заключенному в рамках Закона N 44-ФЗ

При расчетах по контракту учитывайте, что во всех контрактах, как с физическими, так и с юридическими лицами, должно содержаться условие об уменьшении суммы оплаты на размер выплачиваемых заказчиком налогов, сборов и иных обязательных платежей (п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Однако срабатывает это условие в основном в контрактах, заключенных с физическими лицами, поскольку в большинстве случаев заказчики по таким контрактам обязаны удержать у физического лица и перечислить в бюджет НДФЛ, а также уплатить страховые взносы на ОМС, ОПС и, если это предусмотрено контрактом, взносы от несчастных случаев на производстве (п. 4 ст. 226, п. 1 ст. 419 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ). Это касается контрактов, заключенных с физлицами на выполнение работ, оказание услуг и на создание произведения литературы или искусства (договор авторского заказа).

Читать еще:  Что такое договор аренды коммерческих помещений? Образец и правила написания документа

Специальные правила действуют для следующих контрактов с физлицами:

  • контрактов на покупку имущества у собственника — физического лица. Выплаты по ним не облагаются страховыми взносами, а расчет и уплату НДФЛ продавец осуществляет самостоятельно (пп. 2 п. 1 ст. 228, п. 4 ст. 420 НК РФ);
  • контрактов на аренду имущества. По таким контрактам удерживайте только НДФЛ (п. 4 ст. 420 НК РФ);
  • контрактов, которые можно отнести к лицензионным договорам, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и издательским лицензионным договорам. По таким контрактам вы должны удержать НДФЛ и уплатить взносы на ОМС и ОПС. Взносами на травматизм эти контракты не облагаются (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

Учтите, что цена контракта в любом случае не меняется, общая сумма расходов по контракту, включая выплаты физлицу, НДФЛ и страховые взносы, должна уложиться в цену контракта. Вы можете отразить расчет НДФЛ, страховых взносов и фактически выплачиваемой лицу суммы в документах о приемке по контракту.

Если контрагент — физическое лицо

Разъяснения, приведенные в Письме Минэкономразвития России, также дают однозначный ответ и на вопрос о том, что именно, договор или контракт, следует заключать при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица — гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. В связи с вышеизложенным ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением. При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или не являющимся таковым.

Договор и контракт по своей сути являются разными формами одного правового института — соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей;

— действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт»;

— Закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы;

— согласно разъяснениям, приведенным в Письме Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом по регулированию контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты;

— форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее, его организационно-правовой формой.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

ИП и госконтракты — это возможно?

Представители малого бизнеса, в особенности индивидуальные предприниматели, не слишком активно участвуют в государственных закупках. А зря, ведь никаких специальных ограничений для них не установлено. Некоторые ИП считают, что их статус является несерьезным для государственного заказа. На самом же деле все иначе — заказчики не могут установить требования к организационно-правовой форме, равно как и не могут отказать ИП на основании «несерьезности» его статуса.

В статье «Участник госзакупок — кто он?» мы рассказали о том, что принимать участие в государственных тендерах могут не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, а также обычные граждане. И если последние могут рассчитывать лишь на специфические закупки, например, услуг гида, то ИП в этом плане мало чем отличаются от организаций.

Итак, индивидуальные предприниматели могут участвовать в госзакупках и рассчитывать на вполне серьезные контракты.

Есть ли ограничения

Одним из основополагающих принципов госзакупок является принцип равноправия потенциальных поставщиков. То есть ограничивать круг участников по каким-то иным критериям, кроме установленных законодательно, заказчик не может. Другими словами, он не может указать, что исполнителем должно быть юридическое лицо — это будет считаться нарушением конкуренции.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Вместе с тем существуют ограничения, которые устанавливаются в части выполнения определенных работ либо оказания услуг. Речь идет не об ограничениях, установленных закупочным законодательством, а тех, которые устанавливаются регулирующими конкретную сферу законами.

Например, в части 3 статьи 3 закона 275-ФЗ, регламентирующего правила гособоронзаказа, указано, что головным исполнителем поставок продукции может быть юридическое лицо. Из этого следует, что работать в рамках гособоронзаказа ИП не могут.

Аналогичные ограничения могут иметь место в определенных сферах, где требуется лицензия или допуск. Отдельные лицензии недоступны для получения предпринимателями, другие требуют исполнения довольно серьезных условий, обеспечить которые ИП не всегда в состоянии.

Доступность госконтракта для ИП определяется не его организационно-правовой формой, а соответствием требованиям, в том числе наличием определенной лицензии / допуска / иных документов.

Преимущество ИП на спецрежиме

В рамках электронных аукционов и запросов котировок решающим критерием победы становится стоимость контракта. Иначе говоря, побеждает тот участник, который делает предложение с наименьшей ценой. И в этом плане у предпринимателей есть определенные преимущества, связанные с НДС.

Дело в том, что многие ИП применяют налоговые спецрежимы и не являются плательщиками НДС. А вот многие юридические лица, особенно средние и крупные компании, этот налог уплачивают. В чем разница?

Например, ООО на основном режиме налогообложения, предполагающем уплату НДС, выиграло аукцион на сумму 500 000 рублей. Поскольку госконтракт заключается по той цене, которая указана в заявке победителя, то оплачивать сумму НДС по ставке 18% поставщику придется из своей выручки. То есть его прибыль будет уменьшена на сумму НДС и составит 423 729 рублей. Если же этот аукцион выиграет ИП на спецрежиме, освобожденный от уплаты НДС, то его доход будет равен стоимости госконтракта, то есть 500 000 рублей.

Таким образом, положение индивидуального предпринимателя в нашем примере более выгодно — при одинаковых ставках с ООО его прибыль существенно выше. А значит, чтобы бороться за контракт, он может позволить себе «падать» в цене сильнее, чем организация-соперник.

Подобное преимущество имеют не только индивидуальные предприниматели, не уплачивающие НДС, но и юридические лица, применяющие спецрежимы.

Другие плюсы

Поскольку в большинстве своем ИП относятся к субъектам малого бизнеса, то они могут принимать участие в том числе и в закупках, организованных специально для СМП и СОНО. В таких закупках устанавливается пониженное обеспечение, а также применяются уменьшенные ставки для штрафов и укороченные сроки оплаты исполненного контракта (этапа).

Кроме того, у ИП гораздо меньше документов, чем у юридического лица, в связи с чем ему проще проходить аккредитацию на ЭТП.

Говоря о плюсах, нельзя не отметить и минус статуса ИП по сравнению с юридическим лицом. Заключается он в том, что предприниматель по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Но это не повод не принимать участия в госзакупках, ведь «прогореть» можно и на сделках с обычными, негосударственными контрагентами.

Выводы

Итак, индивидуальным предпринимателям не стоит опасаться участия в государственных торгах. Они имеют такие же права, как юридические лица. Ограничения возможны только связи с необходимостью иметь определенные лицензии и разрешения. Более того, если ИП применяет один из специальных налоговых режимов, он имеет серьезное ценовое преимущество перед соперниками, уплачивающими НДС.

Можно ли заменить поставщика по 44-ФЗ

Общие правила

Разберемся, допускается ли перемена поставщика при исполнении контракта. Ст. 95 44-ФЗ устанавливает основные правила изменения его условий. Так, в ч. 5 указано, что невозможно переменить исполнителя после заключения договора. Но есть и исключения.

При исполнении контракта перемена поставщика (исполнителя, подрядчика) возможна в случае, когда новый является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме:

  • преобразования;
  • слияния;
  • присоединения.

Допустимы лишь эти три случая реорганизации. К примеру, не предусмотрена такая форма реорганизации, как разделение. По мнению Минэкономразвитимя (письмо от 31.12 2014 № Д28и-2852), в этом случае заказчику необходимо рассматривать возможность расторжения по соглашению сторон и далее проводить новую закупку.

В данном вопросе стоит учитывать и мнение Минфина РФ (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916). Он считает, что перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) не допускается, поскольку невозможно изменить ранее предоставленные сведения о контрагенте, чтобы санкционировать расходы для нового получателя. А в некоторых закупках личность участника имеет существенное значение: СМП, СОНО, организации инвалидов и так далее.

Правила перемены лиц в обязательстве определяет гл. 24 ГК РФ. А согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ, право, которое принадлежит кредитору (поставщику), можно передать другому лицу по сделке или на основании закона. Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального участника переходит к новому в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода.

Передача прав по получению оплаты

Если победитель торгов исполнил все условия, он может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Такая позиция отражена в Определении Верховного суда РФ от 20.04.2017 по делу № 307-ЭС16-19959. Верховный суд отметил, что 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя, но когда условия контракта со стороны кредитора (поставщика) исполнены, при оплате личность кредитора для заказчика не имеет существенного значения.

Аналогичная позиция отражена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 13АП-23720/2014 по делу № А56-33928/2014. Указано, что в результате подписания документа цессии (уступки требования) не производится замена участника, а лишь переходит право требования оплатить начисленную задолженность. При этом заказчик сохраняет право на выдвижение возражений в соответствии со ст. 386 ГК РФ.

Внесение сведений в реестр Единой информационной системы

Стоит помнить, что при смене участника заказчику необходимо также внести изменения в реестр Единой информационной системы.

Порядок формирования и обмена информацией в целях ведения реестра утвержден приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н. В п. 34 указываются сведения, в том числе о перемене стороны договора.

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении государственного контракта по 44-ФЗ?

В 44-ФЗ запрещено изменять условия контракта, которые отнесены к существенным. Возможность замены поставщика в процессе исполнения контракта так же строго ограничивается, чтобы не допускать злоупотреблений в рамках контрактной системы. Если бы заказчику предоставили право на замену поставщика, то недобросовестные представители могли использовать эту законодательную лазейку для замены победителя закупки на «своего» поставщика.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Когда разрешена замена поставщика

В рамках 44-ФЗ основные правила изменения условий реализации госконтракта содержатся в ст. 95.

Читать еще:  Подлежат ли игрушки обмену и возврату

В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ прописан запрет на замену поставщика или исполнителя после того, как контракт был подписан (за некоторым исключением). Иногда у заказчика может возникнуть объективная необходимость замены поставщика, и эта процедура будет вполне легальна.

При исполнении контракта замена поставщика, исполнителя и подрядчика допускается в случае, если новый выступает правопреемником старого вследствие реорганизации. Такая реорганизация может иметь форму преобразования, присоединения и слияния. Выбор указанных форм как возможных для замены поставщика в госконтракте связан с их правовым статусом, который регулируется в Гражданском кодексе. Например, по ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса при слиянии юрлиц их права и обязанности переходят к новому юрлицу. При присоединении одного юрлица ко второму к последнему переходят все права и обязанности присоединенного юрлица (по ч. 2 ст. 58 ГК).

При преобразовании права и обязанности реорганизованной компании не меняются за исключением прав и обязанностей учредителей, которые меняются при реорганизации по ч. 5 ст. 58 ГК.

В практике реорганизации юрлиц применяется еще одна форма – разделение компании. Но, по мнению Минэкономразвития, при разделении сменить поставщика по 44-ФЗ не допускается. Согласно позиции специалистов Минфина, изложенной в письме №Д28и-2852 от 2014 года, в данном случае заказчику необходимо расторгнуть контракт по соглашению сторон и инициировать новую закупку.

Согласно мнению Минфина, которое изложено в письме от 2015 года №02-02-08/12916, можно сделать вывод о том, что перемена поставщика, исполнителя и подрядчика не допускается, так как в некоторых закупках личность участника имеет очень важное значение, в частности, если закупка проходила исключительно среди СМП и СОНКО, организаций инвалидов и пр.

Оформление перемены поставщика

Правила перемены лиц в обязательствах поставщика определены в Главе 24 Гражданского кодекса. На основании п. 1 ст. 382 ГК право, принадлежащее поставщику, допускается передать другому лицу по сделке или на основании норм закона.

При перемене поставщика права первоначального участника переходят к новому в полном объеме и на тех условиях, на которых первоначальный поставщик работал в момент перехода, если иное не было прописано в контракте.

Дополнительное соглашение о смене поставщика обязательно оформляется в письменном формате и содержит следующую информацию:

  1. Дата подписания документа.
  2. Место его подготовки.
  3. Реквизиты государственного контракта, к которому прилагается соглашение.
  4. Причины подписания указанного дополнительного соглашения: указание на прежнего поставщика, его реорганизацию и нового поставщика в рамках государственного контракта.
  5. Указание на то, что все права и обязанности старого поставщика переходят к новому.
  6. Указание на то, что все остальные пункты государственного контракта остаются неизменными (заказчик не имеет права изменить условия контракта с новым поставщиком).
  7. Подписи руководства и печати.

После того как дополнительное соглашение было подписано, контракт начинает исполнять новый поставщик.

Заказчику следует помнить, что при смене поставщика ему следует внести необходимые изменения в реестр ЕИС. Согласно Приказу Минфина от 2014 года №136н, в реестр в том числе передаются сведения об изменении сторон по договору.

Заказчику необходимо перенаправить подписанное дополнительное соглашение об изменении поставщика в Казначейство в течение 3 дней после его подписания. Этот документ после проверки обязательно включается в реестр контрактов.

Если прежний поставщик был ликвидирован, утратил свой прежний статус, который позволял ему исполнять контракт (например, статус арендодателя или поставщика электроэнергии), у него отозвали лицензию на оказание определенных услуг, то на этих основаниях заменить поставщика заказчик не вправе. Единственное, что ему остается – это расторгнуть контракт. Расторжение контракта в данном случае допускается путем подписания дополнительного соглашения, согласно ч. 8 ст. 95 44-ФЗ). В качестве причины расторжения контракта можно указать расторжение контракта из-за невозможности его исполнения по ст. 416 Гражданского кодекса. При невозможности подписать дополнительное соглашение заказчик также вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Передача прав по получению оплаты

К возможности перемены поставщика после исполнения всех условий по контракту контролирующие инстанции относятся более лояльно.

Похожая позиция содержится в Постановлении 13 Арбитражного апелляционного суда (№13АП-23720/2014 по делу №А56-33928/2014 от 2014 года). Здесь сказано, что в результате уступки права требования по договору фактически не происходит замена участника, а только переводится право требования задолженности к новому лицу. При этом за заказчиком сохраняется право выдвижения возражений по ст. 386 ГК.

Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

Законодательство о контрактной системе ограничивает только право заказчика на смену поставщика, тогда как перемена заказчика допускается без каких-либо ограничений. В результате права и обязанности заказчика по контракту переходят к новому заказчику по ч. 6 ст. 95 44-ФЗ. В 44-ФЗ не описаны случаи, когда может потребоваться смена заказчика по госконтракту, но потенциальная возможность таких изменений содержится в статье 95.

Для смены заказчика необходимо соблюдение двух условий:

  1. Данный контракт должен продолжать действовать.
  2. Новый заказчик должен иметь статус государственного заказчика, работающего по 44-ФЗ (на основании пп. 4-7 ст. 3 44-ФЗ). В качестве такого заказчика могут выступать государственные и муниципальные органы власти, которые проводят закупки от лица РФ, субъекта или муниципального образования.

Таким образом, в рамках законодательства о контрактной системе замена поставщика не допускается. Но в п. 5 ст. 95 44-ФЗ предусмотрено единственное исключение из данного правила. Здесь сказано, что заменить поставщика можно в случае, если новый поставщик является правопреемником старого и был образован при реорганизации в форме присоединения, слияния или преобразования. Данный перечень обстоятельств для смены поставщика является исчерпывающим и по другим причинам менять поставщика строго не допускается. При реорганизации в форме разделения перехода прав не происходит. По судебной практике передача прав требований по оплате по 44-ФЗ допускается, хотя не все контролирующие инстанции допускают такой вариант, как отвечающий правовым нормам. Право на замену заказчика по 44-ФЗ не ограничивается и допускается, согласно п. 6 ст. 95 44-ФЗ.

Контракт с физическим лицом по 44-ФЗ

Контракт на закупку товаров или услуг для государственных нужд может заключаться как с юридическими, так и с физическими лицами. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 3 44-ФЗ. При этом заказчик обязан соблюсти все требования законодательства в части оформления такой закупки.

В каких случаях может заключаться договор с физическим лицом

Основным принципом 44-ФЗ становится исключение ситуаций необоснованного ограничения конкуренции среди поставщиков, работающих на территории нашей страны. Поэтому контракт на закупку материально-технических ресурсов или услуг может заключаться с коммерческими компаниями, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами. Физлица могут становиться участниками конкурентных процедур или единственными поставщиками.

Выделяют ситуации, при которых заключение договора с физическим лицом недопустимо:

  1. Оформление сделки купли-продажи, по которой в соответствии со статьей 492 и 506 ГК России предусмотрено, что сторонами могут выступать исключительно компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
  2. Заключение договора на выполнение кадастровых работ.
  3. Предоставление кредитного лимита.

Несмотря на то, что физические лица могут выступать поставщиком по государственным заказам в большинстве случаев их доля минимальная. Во многом это обусловлено сложностью работы на официальном сайте госзакупок и ЭТП, проблемами с составлением и подачей заявок и другими аспектами.

Может ли физическое лицо выступать в роли единственного поставщика

У каждого заказчика есть право проводить закупки товаров и услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей у единственного поставщика. Именно такой тип закупки чаще всего применяется при оформлении договорных отношений с физическими лицами.

Приобретение товаров или услуг у одного поставщика разрешено на общую сумму не более 2 миллионов рублей в год или 5% от СГОЗ. Каждый заказчик вправе сам выбрать этот предел из предложенных двух вариантов, исходя из собственной выгоды.

Оформление договора с единственным физическим лицом оказывается целесообразным при приобретении услуг уборщицы, экскурсовода, преподавателя и тому подобное. Известны случаи, когда физлицо выступало в роли поставщика культурных ценностей, предметов искусства.

Такие закупки оказываются выгодными как для поставщика, так и для заказчика. Процедура предельно проста, ее реализация не занимает много времени. Заказчику не придется размещать закупочную документацию в ЕИС и составлять отчеты об исполнении контракта. Поставщику в свою очередь нет необходимости готовить заявку и проходить аккредитацию на ЭТП.

Какие документы должно предоставить физическое лицо в составе заявки

Перечень документов, которые потенциальный поставщик обязан предоставить в составе заявки, прописывается в закупочной документации. Заявка, поданная физическим лицом, будет иметь следующие особенности:

  1. Вместо информации о фактическом и юридическом адресе поставщика указывается ФИО физического лица и адрес его прописки и проживания.
  2. Поставщики обязаны предоставлять выписку из ЕГРЮЛ. Вместо нее физическое лицо обязано приложить копию своего паспорта.
  3. Указание ИНН в составе заявки является обязательным только для юридических лиц. Поэтому требовать такой информации от физического лица заказчик не имеет права.

В остальном процесс оформления и подачи заявки для физических и юридических лиц не различается. Заказчик рассматривает и оценивает предложения всех участников на равных условиях.

Правила оформления договорных обязательств

Принцип оформления договора (и его расторжение) с физическим лицом в точности такой же, как и с любой коммерческой организацией. При этом необходимо учитывать некоторые особенности:

  1. Для граждан, являющихся резидентами РФ, НДФЛ находится на уровне 13%. В противном случае он устанавливается на уровне 30%.
  2. Согласно части 13 статьи 34 44-ФЗ при заключении договора с физическим лицом в него непременно должно быть включено условие о снижении суммы, которая подлежит уплате физлицу на размер равный налоговому платежу, связанному с исполнением контракта. Не упоминание такого пункта в тексте документа может служить основанием для признания его недействительным.
  3. Если контракт заключается с единственным поставщиком, который является физическим лицом, по правилам части 15 статьи 34, то условие о снижении цены контракта на сумму налоговых обязательств может и не прописываться. При этом факт не указания в контракте такого пункта не освобождает заказчика от исполнения обязательств налогового агента.
  4. При заключении контракта с физическим лицом на заказчика накладывается обязанность по уплате страховых взносов. В пенсионный фонд нужно будет перечислить 26%, а в фонд ОМС – 5,1%. Такое требование установлено 212-ФЗ. Чтобы поставщик отчетливо понимал, что эти суммы будут вычитаться из финальной цены контракта, заказчику рекомендовано прописать это в закупочной документации.

Если вопреки требованиям законодательства заказчик перечисляет поставщику всю сумму, предусмотренную контрактом, и не уплачивает налог — он привлекается к ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового Кодекса РФ — на организацию накладывается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Заказчик должен помнить, что договора, заключенные с физическими лицами, не принимаются во внимание при определении объема закупок, проводимых среди СМП. Физические лица не относятся к разряду субъектов малого предпринимательства.

Любое физическое лицо может принять участие в конкурентной закупочной процедуре или выступить в роли единственного поставщика. Достаточно изучить все требования законодательства и дорога к государственным закупкам будет открыта. Однако всегда следует помнить об ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности и если вы собираетесь участвовать в закупках и заключать контракты на регулярной основе — лучше будет зарегистрироваться в виде индивидуального предпринимателя.

Можно ли уступить право требования по контракту по 44-ФЗ

Цессия, или уступка прав требования, — это по 44-ФЗ переход возможности получить оплату по контракту третьему лицу. Но не все госорганы согласны, что так можно делать.

Читать еще:  Доверенность на получение почтовой корреспонденции

Общие положения

В п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса (ГК) указано, что такое уступка прав требования кредитора, — это переход возможностей, которые у него есть, другому лицу по сделке или в рамках законодательства. Чтобы передать их другому лицу, согласие должника не нужно, если иное не предусмотрено законом или договором. Это указано в п. 2 ст. 382 ГК.

В ст. 112 федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 о несостоятельности (банкротстве) раскрывается, что такое уступка прав требования должника в рамках внешнего управления. В гражданском и закупочном законодательстве используется только понятие уступки прав требования кредитора (цессия).

В п.п. 1, 2 ст. 388 ГК указано, что уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что нельзя менять поставщика. Исключение составляют случаи, когда новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту из-за реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения. Толкование этой нормы о залоге прав требований по госконтракту вызывает основные вопросы в правоприменительной практике.

Гражданский кодекс запрещает уступку прав и обязанностей по контрактам, которые заключены по итогам конкурсов или аукционов, но для цессии оплаты по таким контрактам делается исключение. Если решили получение оплаты передать по договору цессии (обязательства по контракту), получите согласие заказчика. Не забудьте удостовериться, что обязательства выполнены полностью.

Цессия по 44-ФЗ: Верховный суд против Минфина

Гражданское законодательство в ч. 7 ст. 448 ГК разрешает цессию оплаты по контракту, а контрактное законодательство не запрещает этого. Верховный суд в п. 17 обзора судебной практики, который утвержден президиумом 28.06.2017, указал, что утверждение уступки по 44-ФЗ не нарушает закона.

44-ФЗ и Бюджетный кодекс не регулируют отношения по уступке права требования по госконтракту. Это значит, что применяют этот инструмент во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса. Вот один из примеров применения этого инструмента.

Но Минфин придерживается другой точки зрения в вопросе, допускается ли переуступка прав требования по 44-ФЗ: нет, до изменения закона, контрактной системы и бюджетного кодекса госконтракт оплачивается исключительно лицу, с которым он заключен.

В письме Минфина №09-04-06/62906 от 16.08.2019 указано, что бюджетное законодательство не определяет правила санкционирования оплаты финансовых обязательств, которые возникают из госконтрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком по такому контракту. Учитывая изложенное, переводить оплату по контракту допускается только поставщику, платежные данные которого указаны в реквизитах.

А в письме №24-03-07/22843 от 24.03.2020 Минфин сообщил, что в отличие от гражданского законодательства бюджетные правила не допускают возможности выплаты средств из бюджета лицу, которое не является стороной соглашения. Минфин отметил, что готовятся поправки в бюджетный кодекс и 44-ФЗ, которые предусматривают запрет цессии по денежным обязательствам, возникшим в госзакупках.

Еще ранее регулятор делал вывод, что личность получателя средств по контракту — существенное условие. А в бюджетном законодательстве нет норм о передаче права требования по муниципальному контракту на такую оплату и порядок изменения сведений о контрагенте для санкционирования расходов.

Условия для переуступки

Сложившаяся судебная практика разрешает переуступку долговых обязательств по оплате контракта, если выполнены такие условия:

  1. Обязанности по госконтракту выполнены (товар поставлен, работы сделаны, услуги оказаны). Верховный суд поддержал позицию, что запрет замены поставщика из ч. 5 ст. 95 44-ФЗ направлен на защиту госзаказчика в части поставки товара и не распространяется на цессию оплаты по исполненному контракту.
  2. Заказчик согласен на уступку требования оплаты. Если заказчик против передачи долга, то суд, как правило, встает на его сторону. Получается, что уступка права требования долга без согласия должника в этом случае не допускается. Суды считают, что для заказчика имеет существенное значение то, кому он платит, следовательно, без согласия заказчика перевести долг нельзя на основании п. 2 ст. 388 ГК.

Исключением из этих условий является уступка по договору факторинга. Поставщики по госконтракту подписывают договор факторинга и передают требования оплаты по нему. В этом есть необходимость, когда аванса по контракту нет, а своих средств для его выполнения не хватает.

Заключают договоры для финансирования как действующего контракта, так и соглашения, которое планируется в будущем. Согласие заказчика на уступку при факторинге не требуется, он обязан выполнить требование фактора при условии, что получит письменное уведомление об уступке, в котором определено денежное требование или указание на способ его определения и сведения о лице, которому придется произвести платеж. Это указано в ст. 826, п. 1 ст. 830 ГК.

Заключают договор факторинга с любыми коммерческими организациями, какого-либо спецстатуса им не требуется на основании ст. 825 ГК.

Разъяснения по теме

О правомерности санкционирования территориальными органами казначейства расходов получателей бюджетных средств по заключенному в рамках госконтракта договору цессии.

Оплата по госконтракту возможна только поставщику, платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта.

Письмо Казначейства №07-04-05/05-18156 от 23.08.2019 вместе с письмом Минфина №09-04-06/62906 от 16.08.2019

О возможности цессии по денежному обязательству, возникшему на основании госконтракта.

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта по 44-ФЗ?

Перед заказчиком может возникнуть необходимость изменить поставщика, который исполняет государственный контракт. Замена поставщика при исполнении контракта по общим правилам 44-ФЗ не допускается. Но законодательство о контрактной системе также допускает исключительную ситуацию, когда это возможно.

  • В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта
  • Оформление перемены поставщика и внесение сведений об изменениях в ЕИС
  • Передача прав по получению оплаты поставщиком третьему лицу
  • Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

В каких случаях допускается замена поставщика при исполнении контракта

44-ФЗ жестко следит за изменением существенных условий государственного контракта. В ст. 95 44-ФЗ устанавливаются общие правила изменения условий государственного контракта и правила, при которых допускается его изменить. В частности, здесь перечислены условия, которые менять строго запрещено.

По данному вопросу стоит учитывать позицию Минфина в письме от 2015 года №02-02-08/12916. Ведомство предполагает, что сменить поставщика невозможно по нескольким причинам:

  1. Заказчик не может изменить ранее представленные сведения о контрагенте для того, чтобы санкционировать расходы для нового получателя.
  2. Личность участника имеет важное значение при закупках. Например, некоторые закупки предполагают исключительное участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО, предоставляют преимущества организациям инвалидов и пр.

Стоит обратить внимание, что в 44-ФЗ упомянуты только эти три формы реорганизации. Например, не допускается такая форма, как разделение.

Согласно ч. 1 ст. 58 Гражданского кодекса, в процессе слияния юрлиц их права и обязанности переходят к тому лицу, которое возникло в результате преобразования. При присоединении одного юрлица к другому к последнему переходят обязательства присоединенного юрлица согласно, ч. 2 ст. 58 ГК.

При преобразовании юрлица из одной организационно-правовой формы в другую по ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса их права и обязанности остаются неизменными, кроме тех, которые распространяются на учредителей и участников.

В случае реорганизации в форме разделения необходимо учесть Письмо Минэкономразвития от 2014 года №Д28и-2825. Здесь сказано, что при разделении компании стоит расторгнуть договор, так как такая форма реорганизации, как разделение, не прописана в 44-ФЗ, а новый поставщик не является правопреемником в отношении первоначального.

Таким образом, в общем случае перемена поставщика при исполнении государственного контракта недопустима.

Оформление перемены поставщика и внесение сведений об изменениях в ЕИС

Правила перемены лиц в обязательствах определяет Глава 24 Гражданского кодекса. Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса, права, принадлежащие кредитору или поставщику, передаются иному лицу на основании законодательства или сделки.

Если реорганизация поставщика производится в форме слияния, преобразования и присоединения, то сторонами оформляется такая замена правопреемником через подписание дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменную форму, но его содержание не регламентировано законодательно. В нем следует прописать такие условия, как:

  1. Дата подписания допсоглашения и место его подготовки.
  2. Реквизиты госконтракта, к которому оно прилагается.
  3. Указание причины подписания данного допсоглашения: реорганизация поставщика по государственному контракту.
  4. Указание на то, что все остальные пункты остаются неизменными, все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованному юрлицу.
  5. Подписи руководства и печати организации.

После подписания допсоглашения смена подрядчика приобретает юридическую силу. Допсоглашение становится неотъемлемой частью контракта и должно храниться вместе с ним.

Если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального участника переходит к новому в том же объеме, которое существовало на момент перехода. То есть все обязательства по госконтракту переходят к реорганизованной компании в неизменном виде. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменить условия государственного контракта одновременно с подписанием дополнительного соглашения о перемене поставщика.

Также заказчик должен разместить подписанное им допсоглашение о смене поставщика в реестр контрактов. Этот документ поступает в реестр в течение 3 дней после его подписания.

Передача прав по получению оплаты поставщиком третьему лицу

В случае если победитель торгов исполнил все условия государственного контракта и взятые на себя обязательства, то он может передать третьему лицу права требования оплаты по государственному контракту.

Указанная позиция отражается в Определении ВС РФ от 2017 года по делу №307-ЭС16-19959. Так, Верховный суд принял решение, что 44-ФЗ содержит только запрет на перемену исполнителя или подрядчика при реализации обязательств по госконтракту. Но когда его условия уже были исполнены, то в процессе оплаты личность кредитора уже не имеет столь существенного значения.

При этом заказчик сохраняет право выдвижения возражений в соответствии со ст. 386 Гражданского кодекса.

Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

Законодательство о контрактной системе ограничивает только возможность смены поставщика по госконтракту. Тогда как сменить заказчика по нему допускается, но только если вторая сторона является заказчиком в понимании 44-ФЗ (в частности, пп. 4-7 ст. 3 ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). В 44-ФЗ не предусмотрены конкретные ситуации, при которых допустима смена заказчика, законодательно просто прописана подобная возможность.

Смена заказчика производится через подписание дополнительного соглашения, если это возможно. Но для этого данный госконтракт должен продолжать действовать.

Согласно ч. 6 ст. 95 44-ФЗ, при перемене заказчика его права и обязанности переходят к новому. С учетом п. 7 ст. 3 44-ФЗ заказчик выступает государственным или муниципальным органом на основе ч. 1 ст. 15 44-ФЗ. На основании п. 5 ст. 3 ФЗ-44 госзаказчик — это государственный орган или госкорпорация, которые проводят закупки от лица РФ или региона. По п. 6 данной статьи заказчиком выступают муниципальный орган или муниципальное образование, которые наделены правом закупочной деятельности.

Таким образом, законодательство допускает заменять поставщика только в случае замены его на правопреемника при реорганизации юрлица в форме преобразования, присоединения или слияния. В остальных ситуациях замена поставщика при исполнении государственного контракта запрещена по 44-ФЗ. Перемена поставщика производится через подписание дополнительного соглашения к госконтракту. Если законная перемена невозможна, то сторонам следует подписать допсоглашение о расторжении контракта из-за невозможности его исполнения по нормам ст. 416 Гражданского кодекса.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector