Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гражданство рф полученные незаконным путем

Незаконная выдача паспорта и незаконное приобретение гражданства

Халиков А., кандидат юридических наук.

Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. N 43-ФЗ перечень должностных преступлений, указанных в гл. 30 УК РФ как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, пополнился новым составом, предусмотренным ст. 292.1: незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

С учетом распространенности этого вида деяний следственная и судебная практика испытывала необходимость в отграничении действий, связанных с незаконной выдачей паспорта гражданина РФ и незаконным приобретением гражданства России, от других видов преступлений. Механизм указанного преступления неодномоментный и предполагает совершение ряда разнообразных действий по изготовлению документов и иных шагов, ведущих к конечной цели — незаконному получению паспорта или приобретению гражданства вопреки учрежденному порядку. Только в Республике Башкортостан в 2004 — 2007 гг. за преступления в сфере паспортно-визовой службы при работе с иностранными гражданами были осуждены начальник Управления паспортно-визовой службы МВД РБ и его первый заместитель, несколько начальников районных отделов паспортно-визовой службы. Есть аналогичные примеры и в других регионах России.

Для борьбы с этим видом преступлений и в целях оптимального применения уголовной ответственности законодатель внес в ст. 292.1 УК ряд принципиальных положений. Во-первых, рассматриваемый состав преступления будет иметь место в случае незаконной выдачи паспорта гражданина РФ только иностранному гражданину или лицу без гражданства; во-вторых, субъектом этого преступления являются не только должностные лица, но и государственные служащие, а также служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами; в-третьих, преступлением будет не только незаконная выдача паспорта гражданина РФ, но и внесение ложных сведений в любые документы, используемые в соответствующей юридической сфере, которые повлекли незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. И, наконец, в ч. 2 ст. 292.1 определена неосторожная форма вины должностных лиц и государственных служащих, не исполнивших или ненадлежаще исполнивших свои обязанности вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, что повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ или незаконное приобретение гражданства.

При расследовании преступлений, предусмотренных ст. 292.1, установлению подлежат типичные обстоятельства преступления: время, место, способ его совершения, права и обязанности должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, его функции. Из установленных фактических обстоятельств следует выявить причинную связь между умышленными или неосторожными действиями лица, совершившего правонарушение по службе, и наступившими последствиями в виде незаконной выдачи паспорта или приобретения гражданства.

Путем выполнения следственных действий подлежат выяснению также специфические обстоятельства преступления, характерные именно для рассматриваемых действий. При установлении этих обстоятельств прежде всего требуется изучить и руководствоваться основными правовыми актами, регулирующими приобретение гражданства РФ и получение паспорта гражданина РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. К ним относятся: ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»; Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.; Административный регламент ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утвержденный Приказом МВД России от 28 декабря 2006 г.; Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС от 19 марта 2008 г., а также ряд других нормативных документов.

В перечисленных законодательных актах излагаются порядок приема в гражданство Российской Федерации, выдачи паспортов гражданина РФ лицам, которые приобрели гражданство России, а также полномочия государственных органов и должностных лиц в этой сфере. Там же есть перечень необходимых документов, которые требуется оформлять для получения паспорта или приобретения гражданства, процедура их получения, предъявления и проверки органами миграционной службы и иными организациями. Основными документами в этом случае являются: заявление о приеме в гражданство России, вид на жительство, документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию, а также подтверждающие обращение заявителя об отказе от имеющегося гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, документы о получении образования, сертификат о прохождении тестирования по русскому языку. В зависимости от юридического положения лица, физических или социальных его особенностей, могут быть потребованы другие документы, дополняющие необходимый перечень. Кроме этого, подразделения ФМС истребуют из различных учреждений и организаций и другую информацию, связанную с приобретением гражданства или выдачей паспорта, а также проводят специальные проверки на предмет установления подлинности запрашиваемых данных. Соответственно, внесение ложных сведений в указанные документы, иные нарушения, повлекшие последствия, указанные ст. 292.1 УК, могут повлечь уголовную ответственность должностных лиц, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, причем независимо от умышленной или неосторожной формы вины.

При выявлении и расследовании преступлений этого вида необходимо установление следующих фактов и условий, им способствующих. С целью определения объективной стороны преступления в первоочередном порядке следует выявить предмет преступления — незаконно полученный паспорт со всеми соответствующими реквизитами и незаконно внесенными данными о гражданине РФ, который был выдан либо подготовлен для выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства. Это обстоятельство устанавливается путем изъятия паспорта в ходе осмотра места происшествия, обыска или выемки либо при получении материала доследственной проверки, проведения осмотра паспорта, технической, почерковедческой и других экспертиз на предмет установления изготовителя документа. Может быть истребовано заключение специалиста о незаконном порядке получения паспорта, а также проведены допросы свидетелей и других участников уголовного судопроизводства об обстоятельствах незаконной выдачи паспорта гражданина РФ.

Другим предметом преступления является вынесенное в порядке п. п. 13 и 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., решение о приеме в гражданство в упрощенном порядке, вынесенное территориальным органом ФМС на основании согласования с территориальным органом ФСБ России. По действующему порядку указанное решение должно быть основано на представленных в органы ФМС документах, которые проверены надлежащим образом. Решение согласовывается письменно с районными подразделениями ФМС и подразделением территориального отдела ФМС по вопросам гражданства, после чего утверждается руководителем территориального управления ФМС субъекта Российской Федерации.

В практике расследования уголовных дел мы не встречали фальсифицированных решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке, вынесенных от имени Президента Российской Федерации.

После выявления и процессуального фиксирования факта незаконной выдачи паспорта гражданина РФ или приобретения гражданства России следует установление лиц, причастных к этому деянию, и их служебного статуса, т.е. соответствующих прав и обязанностей, которые напрямую могут повлечь совершение данного преступления или способствовать ему.

Полномочия должностных лиц, а также государственных служащих или служащих органа местного самоуправления определяются на основании вышеперечисленных нормативных актов, внутренних положений и индивидуальных должностных и служебных инструкций, а также приказов о приеме на работу и назначении на должность. В этом случае проводятся выемка и осмотр документов, регулирующих деятельность должностных лиц или государственных служащих, допросы вышестоящих руководителей, допросы работников соответствующего учреждения, где работает подозреваемое или виновное лицо, с целью определения практической деятельности последних.

Конкретно речь прежде всего идет об учреждениях Федеральной миграционной службы, их районных и городских подразделениях, которые в первую очередь принимают заявления и другие документы для получения паспортов иностранными гражданами или лицами без гражданства и для подготовки их приема в гражданство России. Там же происходит проверка всех документов, истребование дополнительных сведений и справок. Вместе с тем, как уже указывалось, окончательное заключение о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке принимается управлением ФМС субъекта Федерации, где происходит окончательная проверка и обработка всех документов для вынесения соответствующего решения. Территориальными органами ФМС также выдается «Разрешение на временное проживание» сроком на 3 года и «Вид на жительство» сроком на 5 лет, которые могут стать основанием для приобретения гражданства России и при выдаче которых могут быть допущены злоупотребления.

Соответствующие документы, которые влекут незаконное приобретение гражданства России и, как следствие, незаконное получение паспорта гражданина РФ, могут быть выданы должностными лицами и государственными служащими соответствующих государственных учреждений и органов местного самоуправления для последующего их представления в органы ФМС. Такими документами могут быть справки о регистрации (прописке), выдаваемые муниципальными предприятиями жилищного хозяйства или предприятиями, имеющими общежития; справки учебных заведений об обучении там проверяемых лиц; справки налоговых органов о доходах физического лица; справки об операциях с недвижимостью, выдаваемые регистрационными службами; справки предприятий по технической инвентаризации жилых и нежилых строений о принадлежности жилого дома и т.д. Все перечисленные и другие документы, получаемые от государственных или муниципальных органов, могут входить в число обязательных сведений, предоставляемых в органы ФМС и в иные учреждения, и тем самым влиять на решение о приобретении гражданства РФ.

Переходя к субъективной стороне преступления, предусмотренного ст. 292.1, следует отметить его определенную сложность, поскольку речь идет одновременно об умышленной (ч. 1) и неосторожной (ч. 2) формах вины.

Умышленность действий должностного лица или государственного служащего, повлекших незаконную выдачу паспорта гражданина РФ, или умышленность действий должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом и внесшим заведомо ложные сведения в документы, что повлекло незаконное приобретение гражданства РФ, устанавливается путем допросов подозреваемых или обвиняемых должностных лиц, свидетелей, вышестоящих руководителей или подчиненных лиц, проведения очных ставок, приобщения к делу результатов оперативно-розыскной деятельности и их проверки. В данном случае объективная сторона преступления должна явно указывать на умышленный характер действий указанных субъектов преступления. Доказательствами этого будут служить систематичность действий и нарушение действующего порядка по одному или нескольким фактам преступлений, сокрытие подлинных сведений, которые препятствовали принятию законного решения, данные о близких отношениях с лицами, которые незаконно приобрели гражданство, и их знакомыми, а также соответствующие результаты оперативно-розыскных мероприятий (прослушивание телефонных и иных переговоров, оперативный эксперимент, негласное наблюдение и т.д.), проверенные путем проведения следственных действий, иные данные.

Более сложен вопрос установления неосторожной формы вины, т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения перечисленными выше лицами своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства России. Не будем здесь анализировать весьма дискуссионный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 292.1 УК, но отметим два спорных положения:

  1. в ч. 2 ст. 292.1 законодатель указал новую уголовно-правовую категорию — «недобросовестность», которой нет в гл. 5 и в ст. 26 УК, регламентирующей и определяющей неосторожную форму вины, а есть лишь понятия «небрежность» и «легкомысленность». Отсюда вряд ли практические работники могут и вправе сами определять и формулировать понятие недобросовестности, связанное больше с этическими и нравственными суждениями. Вследствие этого понятие недобросовестности, видимо, должно входить в содержание приведенной категории небрежности, поскольку другого в диспозиции ст. 292.1 не дано;
  2. законодатель отнес к субъектам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292.1, практически всех лиц, которые могут быть причастны так или иначе к незаконной выдаче паспорта или получению гражданства РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако исходя из ст. 28 УК, указывающей на основания невиновного причинения вреда, вряд ли возможно отнести к действиям, за которые наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 292.1 УК (т.е. с неосторожной формой вины), действия должностных лиц и государственных служащих, которые не связаны с вопросами выдачи паспортов иностранным гражданам и лицам без гражданства и, соответственно, с приобретением гражданства России. То есть указанные лица при ошибочности своих действий (т.е. небрежности или недобросовестности) не могли и не могут осознавать общественной опасности своих действий (бездействия), а значит, не предвидели их и по обстоятельствам дела не могли предвидеть реальных последствий своих действий.

На наш взгляд, субъектами преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292.1 УК, являются лишь лица, деятельность и полномочия которых напрямую связаны с решением вопросов выдачи паспортов иностранным гражданам и лицам без гражданства и вопросами приобретения гражданства России, т.е. которые реально могут предвидеть последствия своей небрежности. Ими могут быть работники ФМС, специальных органов и комиссий по приобретению гражданства и иные лица, служебные полномочия которых касаются сферы выдачи паспортов и вопросов гражданства. При доказывании их вины необходимо отталкиваться от объективной стороны преступления, нарушения соответствующих правил, которые напрямую влекут незаконное получение паспорта или приобретение гражданства России.

Таким образом, применение на практике ст. 292.1 УК будет составлять определенную сложность как при установлении объективной, так и субъективной стороны преступления. В данном случае необходимо изучение ряда законодательных и иных нормативных актов, внутренних инструкций и положений соответствующих учреждений, а также установление лиц, виновных в совершении преступления, их умысла и целей. Вместе с этим нельзя не отметить и необходимость новой нормы уголовного закона в деле борьбы с коррупцией в указанной сфере, связанной с деятельностью государственных и правоохранительных органов.

Гражданство рф полученные незаконным путем

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Примерами таких документов могут быть: – паспорт иностранного гражданина; – свидетельство о рождении заявителя; – свидетельство о заключении брака с гражданином РФ; – вид на жительство; – документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию; – документы государственного образца о получении профессионального образования; – сертификат о прохождении тестирования по русскому языку и иные документы, имеющие значение для принятия решения по вопросу о гражданстве РФ; 2) использование подложного документа – предъявление или предоставление подложного документа органам, ведающим делами о гражданстве РФ, иным органам, связанным с решением вопросов гражданства РФ с целью приобретения или прекращения гражданства РФ, получения каких-либо преимуществ при приобретении или прекращении гражданства РФ; 3) предоставление подложных документов – передача подложного документа органам, ведающим делами о гражданстве, иным органам, связанным с решением вопросов гражданства РФ, с целью получения какого-либо права или освобождения от обязанности, включая получение преимуществ в приобретении или прекращении гражданства РФ; 4) заведомо ложные сведения – означает однозначную осведомленность заявителя о ложности, недостоверности и фиктивности представляемых им в орган, ведающий делами о гражданстве, сведений, имеющих значение при принятии решения по вопросу о гражданстве РФ.

Получение гражданства РФ согласно «паспортной амнистии»

Если какой-либо человек в определенной категории соотносится со всеми требованиями, то он вправе узаконить свой статус нахождения на территории России. Например, в этом случае может быть получено гражданство РФ или оформлены документы, служащие подтверждением вида на жительство в РФ. Чтобы начать процедуру приема в гражданство России, соотносясь с “паспортной амнистией”, следует заполнить специальный бланк заявления в подразделении ФМС, которое находится там, где заявитель проживает или временно пребывает.

Если у заявителя по месту жительства или пребывания отсутствует государственная регистрация, то он может подать заявление в том месте, где он проживает фактически.

Читать еще:  Загранпаспорт в городе Одинцово (ОУФМС России по Московской области)

В свою очередь, несовершеннолетним, имеющим возраст от 14 до 18 лет, может быть предоставлено гражданство РФ только в том случае, если они сами согласны на этот шаг.

Особенности и нюансы получения гражданства России

Значительно упрощается процесс приёма на работу, не потребуется для этого специального разрешения.

Выплачивается пенсия по старости, разрешено свободно перемещаться по стране и много других благ. Для получения ВНЖ необходимо за полгода до окончания РВП обратиться в близлежащий отдел ФМС.

Исключением являются участники проекта «Соотечественники». Документы для ВНЖ: Заявление рассматривается до полугода. Затем мигрант оповещается уведомлением, после чего необходимо оформить ВНЖ, которое выдается на пять лет, и подписать необходимые документы.

Для получения гражданства необходимо заблаговременно подготовить следующие документы: При обучении в русскоязычных школах достаточно представить какой-либо аттестат об образовании, языковый тест проходить не нужно. Любую копию документа заверять нотариально.

Лишили гражданства РФ – что делать?

И это решение должно направляться Вам по почте, либо вручаться лично под подпись.

С этого момента у Вас будет ровно 3 месяца, чтобы обжаловать это решение.

Районный суд должен согласиться с доводами МВД, потом вышестоящий суд должен подтвердить это решение, и только после этого Вы уже не будете гражданином РФ. У нас будет как минимум два этапа для обжалования и возражения: районный суд и вышестоящий суд.

По нашей статистике, далеко не каждый иск МВД удовлетворяется в суде.

Статья 292-1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г.

N 828 ) паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие четырнадцатилетнего возраста и проживающие на территории России. ——————————— СЗ РФ.

1997. N 11. Ст. 1301. СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444. В соответствии со ст. 10 Положения о паспорте гражданина РФ выдача паспортов производится территориальными органами Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России) в порядке, определяемом данной службой.

Разрешение проблем с незаконным паспортом

Нет необходимости перечислять все негативные последствия для человека и его семьи, которые вытекают вследствие признания паспорта российского гражданина незаконным, то есть выданным с нарушением установленного порядка.

Ведь в этом случае паспорт гражданина России становится недействительным и обычно нигде не воспринимается в качестве документа, который удостоверяет гражданство и личность человека.

Ситуация осложняется еще больше, когда человек узнает, что паспорт гражданина России на его имя являлся незаконным после его хищения или утраты. Человек в этом случае, как правило, на многие месяцы или даже годы оказывается вообще без какого-либо удостоверяющего его личность документа. Люди, попавшие в такую неприятность, кроме всего прочего, нередко становятся «подозреваемыми» или даже «соучастниками» незаконной выдачи им паспорта в глазах сотрудников ФМС РФ.

Получить законный паспорт российского гражданина человеку, попавшему в такую непростую ситуацию, очень часто даже более сложно, чем получить гражданство и паспорт РФ иностранному гражданину, который только прибыл на территорию Российской Федерации с национальным паспортом. Ведь многие люди, паспорта которых были выданы с нарушением установленного порядка, давно утратили связь с государством, откуда они много лет назад прибыли, паспорта этих стран у них являются недействительными или вообще отсутствуют.

Многие из них по жизненным обстоятельствам уже просто не имеют ни сил, ни финансовых возможностей повторно собирать документы и проходить процедуру легализации на территории России, а также процедуру получения гражданства и паспорта российского гражданина.

А самое главное заключается в том, что такие люди просто не понимают, почему они должны так жестоко расплачиваться за явные ошибки и просчеты уполномоченных государственных органов РФ, страны, которую они вполне обоснованно считают своей Родиной.

Проблемы определения признаков незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (Бондарев С.П.)

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.

2002. N 30. Ст. 3032 (в посл. ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г.).Анализ материалов правоприменительной практики показывает, что понимание выдачи паспорта в составе преступления, регламентированном ч.

1 ст. 292.1 УК РФ, как правило, не вызывает серьезных затруднений. Однако в юридической литературе единство мнений по данному вопросу не наблюдается.

Так, Т.Д. Устинова считает, что

«преступление выражается в действии — оформлении и выдаче паспорта гражданина РФ лицу, которое не приобрело в установленном законом порядке гражданство России до получения паспорта, что является незаконным»

.——————————— Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв.

Статья 292.1 УК РФ. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

1997. N 28. Ст. 3444. Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом ФМС России.

Для получения паспорта гражданин представляет: а) заявление по форме, установленной ФМС России; б) свидетельство о рождении.

Права лиц без гражданства на территории России

Под выдворением понимается применение принудительных мер по выезду из страны.

Имеется в виду, принудительное выдворение человека из государства. Причинами выдворения могут стать различные ситуации.

Зачастую принудительный выезд провоцирует совершение административных нарушений. Согласно закону, особа, которая подверглась выдворению из страны, автоматически лишается статуса резидента.Выдворение из страныНеправомерность действий со стороны человека.

Серьёзные административные или правовые нарушения могут спровоцировать лишение гражданства. Например: человек специально заключил фиктивный брак с иностранным гражданином для получения гражданства этой республики.

Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами». Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г. – ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России.

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей.

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан». К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ.

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств. Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось.

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. № 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение. Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена. Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации. Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет.

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст. 42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона».

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013.

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г., действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства. В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности». Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г. гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России. Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили.

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания. В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению. И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г. Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают. Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Читать еще:  Как рассматриваются анонимные обращения граждан в МВД и прокуратуру

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно. Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ. Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта. А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г. № 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства. После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер.

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.

Дело N2211-О.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 октября 2016 г. N 2211-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ МЕХТИЕВА ТАЛЕХА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 22

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Т. Мехтиева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации ,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т. Мехтиев оспаривает конституционность статьи 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации «, в соответствии с которой решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений; факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Как следует из представленных материалов, 15 сентября 2014 года решением территориального управления Федеральной миграционной службы Т. Мехтиев был принят в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку состоял в браке с гражданкой Российской Федерации. Впоследствии территориальное управление обратилось в суд общей юрисдикции с заявлением об установлении юридического факта сообщения Т. Мехтиевым заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации: в графе «Близкие родственники» им не было указано наличие двух несовершеннолетних детей.

Вступившим в законную силу решением суда данное заявление было удовлетворено. Как указал суд, необходимость достоверного изложения требуемых сведений о претенденте на гражданство обусловлена, в частности, проверкой этих данных органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заявителем не была предоставлена информация о его несовершеннолетних детях, матерью которых являлась гражданка Грузии (с нею Т. Мехтиев зарегистрировал брак 2 февраля 2015 года — после того, как 23 декабря 2014 года был расторгнут его брак с гражданкой Российской Федерации).

На основании указанного судебного акта заявитель был проинформирован об отмене решения о приеме в гражданство, при этом ему было предложено обратиться в отдел оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство для решения вопроса о дальнейшей легализации своего пребывания на территории Российской Федерации.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, как допускающее отмену решения о приобретении гражданства Российской Федерации в случае предоставления иностранным гражданином неполных сведений при его получении, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 55 (часть 3) .

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Из этого следует, что определение оснований и условий как для приобретения гражданства Российской Федерации, так и для его прекращения относится к прерогативе федерального законодателя.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации , определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1) . Изучение уполномоченным государственным органом заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется на основе представленных заявителями документов и сообщенных сведений. В связи с этим объективность при принятии решения о гражданстве зависит от достоверности документов и содержащейся в них информации.

Оспариваемая заявителем статья 22 названного Федерального закона позволяет отменить решение о приобретении гражданства Российской Федерации (независимо от оснований приобретения), если данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Указанная норма , как видно из ее содержания, распространяется только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией , выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3) .

Таким образом, оспариваемая норма , с учетом того, что она гарантирует обязательный судебный контроль за решениями по вопросам гражданства, сама по себе не может рассматриваться как допускающая произвольное лишение гражданства Российской Федерации и нарушающая конституционные права заявителя в аспекте, указанном в жалобе.

Разрешение же вопроса о том, являются ли не представленные заявителем при приобретении гражданства Российской Федерации сведения заведомо ложными сведениями, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации ( статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 , частью первой статьи 79 , статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Мехтиева Талеха, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Верховный суд запретил отбирать российское гражданство, выданное по ошибке

Представьте: лет 20 назад вы вернулись в РФ из страны, входившей в СССР, получили российское гражданство, оформили внутренний и заграничный паспорта. Жили, работали, и вот пришло время менять паспорт — допустим, в 45 лет. А вам в миграционном отделе и говорят: «Мы сделали проверку гражданства по базе и вас не нашли. Потому документы ваши недействительны, вы негражданин, оформляйте подданство с нуля по всем правилам».

Это кажется диким, но именно так сотни людей из-за чиновничьей неразберихи лишались доступа к медицине, работе, пенсиям и к свободному проживанию в РФ. Наконец-то Верховный суд запретил эту практику.

Источник: кассационные определения ВС от 9.08.2019 № 4-КА19-4 , № 77-КА19-3

Как становились гражданами РФ до 1 июля 2002 года

Первый закон о гражданстве РФ автоматически присвоил российское подданство всем, кто был постоянно прописан в стране на 6 февраля 1992 года и не имел иностранного гражданства, а также гражданам бывшего СССР, которые:

  1. Родились в РСФСР.
  2. На 6.02.1992 проживали в другом государстве, например в одной из стран СНГ.
  3. Не имели иностранного подданства.

Остальные люди до 1 июля 2002 года, когда вступил в силу новый закон о гражданстве, получали его по рождению, в порядке регистрации, принимали либо восстанавливали. Внутри России за процедуру отвечало МВД, а за ее пределами — МИД. Наличие российского гражданства сначала подтверждалось вкладышем в советский паспорт либо справкой к нему, а потом и привычным внутренним паспортом РФ.

Кто мог превратиться в негражданина на ровном месте

В чехарде девяностых годов прошлого века и начала нулевых нынешнего при оформлении гражданства и после этого могло случиться что угодно. Чиновники не вникали в суть представленных документов и выдавали вкладыши, справки либо паспорта походя, хотя оснований для этого не было. Либо с документами было все в порядке, но их копии и подлинники терялись — и получалось, что подтвердить законность выдачи вкладыша или паспорта нечем.

Вот пример из судебной практики. Мужчина в 45 лет пришел менять внутренний паспорт. Старый у него изъяли, а новый оформлять отказались: заявили, что прежний документ ему взамен паспорта СССР выдали по ошибке, из-за неопытности чиновницы. Нашлась даже ее объяснительная. Подтвердить факт проживания в РФ на 6 февраля 1992 года нечем: домовая книга утрачена. В итоге суд мужчине в иске отказал.

Отдельная боль — электронные базы данных о гражданстве. Сначала их вообще не было, а когда появились, базы были разрозненными и в них попали далеко не все сведения. Часть данных потерялась при объединении баз. Наконец, усугубляло неразбериху то, что у МВД и МИД были разные базы. В результате человека могли оставить без российского паспорта просто потому, что он не значился в этих базах.

Случай из жизни. Мужчина в 45 лет обменял паспорт, а через два года получил заключение из полиции: документ недействителен. Мол, когда этот мужчина получал российский паспорт взамен советского, гражданства РФ он не имел. Данных о регистрации в России на 6.02.1992 нет, записей в базах МВД и МИД — тоже. Правда, в суде все кончилось хорошо, потому что мужчина родился в РСФСР.

Особенно уязвимы были люди, которые получили гражданство за рубежом через российское посольство или консульство, а также их дети. Все бумаги по процедуре оставались за границей и благополучно растворялись в недрах архивов без каких-либо электронных следов.

Грустная столичная история. В 2004 году одна женщина стала гражданкой РФ через посольство. Ей выдали загранпаспорт, поскольку внутренние паспорта за рубежом не оформляют. В 2006 году по этому загранпаспорту в Москве ей выписали внутренний паспорт, в 2008 году она зарегистрировала ИП, а позже получила новый загран.

И вдруг в 2017 году полиция сообщает: все документы недействительны, поскольку нет концов по самому первому загранпаспорту. В базе МИД данные отсутствуют, в посольстве записи не сохранились, а документы оттуда уничтожены, потому что закончился срок хранения. Суд, к сожалению, поддержал полицейских.

Без гражданства жизнь рушилась: нельзя ни на работу устроиться, ни в поликлинику сходить, ни жить спокойно там, где провел много лет, — ведь у иностранцев и лиц без гражданства свои правила пребывания в РФ.

Что сказал Верховный суд

ВС рассмотрел два эпизода. В первом случае мужчина оформил гражданство РФ в российском посольстве, но документы об этом потерялись, а в базах МВД и МИД сведений о нем не было. В 45 лет он обменял паспорт, а спустя два года ему сообщили, что он, вообще-то , негражданин.

Во второй ситуации женщина получила российское подданство за рубежом вместе с родителями. Потом она вернулась в РФ, оформила один внутренний паспорт, потом, в связи со сменой фамилии, второй и, наконец, третий — в 45 лет. И вдруг после этого всего она получает уведомление из полиции: все неверно, поскольку родителей женщины в базу МИД внесли, а ее саму — нет. Значит, и гражданства РФ у нее нет.

Промежуточный итог обоих эпизодов одинаковый: люди, десятки лет прожившие в РФ, оказались лицами без гражданства с недействительными российскими паспортами. Хотя все это время претензий к документам не было, мужчина и женщина спокойно жили и работали. Нижестоящие суды сочли действия полиции правомерными. Но не Верховный суд, который указал вот на что.

Во-первых, когда человеку выдают российский паспорт впервые, полиция обязана проверить, есть ли у него гражданство РФ. Если паспорт выдан, человек вправе считать себя полноценным российским гражданином. Тем более он может быть уверен в этом, когда неоднократно обменивал документ, пользовался всеми правами россиянина и исполнял присущие этому обязанности.

Во-вторых, люди не должны отвечать за ошибки чиновников. Нет документов в архиве? Нет отметок в базах? Это прежде всего говорит о халатности бюрократов, на которую человек повлиять не в силах.

В-третьих, по закону оставить заявителя без гражданства можно, только если полиция на суде четко докажет, что тот изначально представил подложные документы. Либо сговорился с конкретным чиновником, а тот втихую заведомо незаконно оформил подданство.

Пришел менять паспорт или получать загранпаспорт и узнал, что я негражданин. Что делать?

Если вы еще не судились по этому поводу, то нужно обратиться в отделение Главного управления по вопросам миграции МВД — ГУВМ, в народе его называют паспортным столом. Получите оригинал либо копию заключения по результатам проверки и изучите, что там написано. Если из документа следует, что гражданство вам предоставили по ошибке либо нет отметок в базах о наличии у вас гражданства, смело обжалуйте заключение через портал МВД. Или лично обратитесь с этим в управление ГУВМ по региону.

Читать еще:  ВТБ бизнес онлайн: вход в Личный кабинет VTB банка для юридических лиц

Если в полиции добиться справедливости не удалось, то дальше дорога одна — в районный суд. Подавать нужно административный иск о признании незаконным заключения об отсутствии гражданства. В иске помимо прочего обязательно сошлитесь на решения Верховного суда и приведите аргументацию оттуда. Остальные подробности о том, как подать иск, — в отдельной инструкции Т—Ж .

У нас, конечно, не прецедентное право, но суды обязаны прислушиваться к Верховному суду, если он уже рассмотрел сходное дело. Так что вероятность выиграть суд высокая. После этого отделение ГУВМ обязано будет выдать вам паспорт либо отменить заключение о его недействительности, если документ оставался у вас на руках.

Если вы проиграли в районном или региональном суде и сроки обжалования решения не вышли, используйте аргументацию ВС и ссылки на его решения при обжаловании. Скорее всего, вам улыбнется удача и вы получите новый российский паспорт взамен старого или загранпаспорт.

Если вы проиграли во всех судебных инстанциях и сроки обжалования прошли — увы, новая позиция Верховного суда этого не изменит. Так, к сожалению, решил Конституционный суд. Остается либо приобретать гражданство в соответствии с действующим законом, либо подавать жалобу в сам Конституционный суд. И уже пусть он разбирается, насколько соответствует Конституции вольное толкование ГУВМ норм, позволяющее оставить человека без гражданства из-за ошибок чиновников или из-за отсутствия отметок в базах. При удачном исходе гражданство вам вернут по мотивам постановления КС.

За что могут аннулировать гражданство РФ

В российской Конституции записано, что россиянина не могут принудительно лишить паспорта. Но при этом десяткам тысяч граждан уже аннулировали гражданство РФ. Как это возможно — разбираемся в статье.

Так могут или нет аннулировать гражданство РФ

Как мы отметили выше, в Конституции, а именно — в статье шестой, черным по белому сказано, что отобрать гражданство у россиянина нельзя. Только если человек сам этого захочет, его могут лишить подданства.

Но несколько лет назад в законодательство «О гражданстве» (ФЗ-62) внесли поправки, согласно которым бывших иностранцев, когда-то получивших российский паспорт, могут оставить без гражданства. При этом в законе не применяется термин «лишение гражданства», а используется понятие «отмена решения о приеме в гражданство». Но по факту оба понятия равнозначны и означают, что человек перестает быть российским гражданином.

Что такого должен сделать россиянин, чтобы ему аннулировали гражданство РФ

В статье 22 ФЗ-62 приведены все ситуации, при которых возможна отмена решения о приеме в российское подданство.

Причин аннулирование четыре. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Аннулирование из-за использования подложных документов

Некоторые иностранные граждане идут на хитрость — используют фиктивные бумаги при оформлении российского подданства. Даже если такой трюк сработал и человек получил паспорт РФ, обман может аукнуться в будущем.

Периодически в миграционном ведомстве случаются тотальные проверки. Если выяснится, что при прохождении процедуры легализации были использованы документы, содержащие недостоверную информацию, то гражданство могут аннулировать.

Заведомо ложные сведения

Здесь все сложнее. Представим, что человек при заполнении заявления забыл указать одно из своих мест работы, не вписал какого-то родственника или другую информацию, которую посчитал незначительной. Делается это, конечно, без злого умысла. Но миграционные органы рассматривают такие оплошности, как предоставление заведомо ложных сведений. В результате человека ждет отмена решения о зачислении его в ряды российских граждан.

В то же время, некоторые иностранцы вполне осознанно указывают о себе недостоверные данные, подкупают сотрудников МВД, чтобы они внесли неверные сведения в базу данных. Во время проверки все это легко может раскрыться и, опять же, аннулирования паспорта не избежать.

Отказ приносить присягу

Согласно статье 37 ФЗ-62, бывший мигрант становится гражданином Российской Федерации в тот день, когда принесет присягу.

То есть, только прочитав клятву, экс-иностранец вступает в подданство РФ.

Соответственно, если человек откажется проходить процедуру принесения присяги, то это станет поводом для отмены решения о наделении его подданством Российской Федерации.

Аннулирование за преступления

Российский паспорт, а вместе с ним и гражданство, аннулируют, если суд признает человека виновным в совершении некоторых преступлений. В законе приведены почти два десятка уголовных статей, ведущих к отмене приема в российское гражданство. Все они связаны с террористической и экстремистской деятельностью.

Аннулировать паспорт могу, если человек:

  • занимался организацией, подготовкой, спонсированием террористических группировок;
  • был участником террористических организаций;
  • проходил специальную подготовку к проведению теракта;
  • вовлекал людей в террористическую деятельность (например, летом 2019 года за призывы помогать террористам аннулировали гражданство жителю Саратова);
  • признан участником вооруженного мятежа, целью которого было свержение действующего конституционного строя страны.

Призывы к терроризму в Интернете, например, через записи в соцсетях, также являются поводом для аннулирования гражданского статуса.

ч.2 ст. 22 ФЗ “О гражданстве РФ”

Что делать, если у вас отобрали гражданство

Решение об аннулировании российского подданства принимается в судебном порядке. Единственный вариант в данной ситуации — обжаловать решение, обратившись с соответствующим иском в суд.

Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.

Гражданство рф полученные незаконным путем

Лишили гражданства РФ – что делать?

Эта первая статья. С экранов нам заявляют, что в РФ прецедент – лишили гражданства РФ. Все это не так, заявляют это люди, не имеющие ничего общего с юриспруденцией.

Лишали и в период СССР и в период России. Люди постарше вспомнят, как в СССР лишали гражданства многих неугодных власти людей.

Вы спросите — «а в чем отличие?» Постараемся разобраться.

Как заявили наши госорганы —

«это не лишение гражданства РФ, а отмена решения о присвоении гражданства»

Статья 292-1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 292-1 Основным объектом рассматриваемого преступления является регламентированная законодательством деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере предоставления гражданства Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Получение ГРАЖДАНСТВА РФ в упрощенном порядке

Рассмотрен вопрос как получить гражданство РФ для граждан Украины, вид на жительство в России. Очень актуальным является тема упрощение получения российского гражданства 2020 для украинцев и других граждан бывшего СССР.

Все о способах получения гражданства РФ: понятие, госпрограммы и соглашения

Государство дает человеку гражданство.

Гражданство восстанавливают. Если человеку необходимо доказать, что он – гражданин, ему понадобится один из нижеперечисленных документов, которые выдаются различными органами (ст.45 Указа президента РФ от 2006 года):

Паспорт (сейчас он выдается человеку по достижению возраста 14 лет). Заграничный паспорт. Дипломатический паспорт. Служебный паспорт. Военный билет. Свидетельство о рождении (для тех, кому еще не выдали паспорт).

По желанию родителей/опекунов загранпаспорт может быть выдан ребенку, не достигшему 14 лет, обязательно при наличии у него гражданства РФ (ст.40 того же Указа)

Новый закон «Получение гражданства РФ»

Сам нормативный акт о гражданстве был принят Госдумой 19 апреля, одобрен Советом Федерации 15 мая и вступил в силу 31 мая 2002 года. Действительным законом регламентируются права и обязанности мигрантов, принявших добровольное решение стать гражданами России. Упрощённая процедура получения гражданства РФ отличается от стандартной по следующим параметрам:

  1. Решение выносится в течении полугода (при стандартной – в течении года);
  2. Решение по ускоренному присвоению статуса гражданина РФ выносят миграционные органы, в общем порядке – лично Президент РФ.
  3. Срок пребывания на территории Российской Федерации при стандартной процедуре составляет 5 лет, при упрощённой – 3 года;

Обязательным условием получения гражданства России является отказ от существующего подданства.

Статья 292.1 УК РФ. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства Российской Федерации, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 1. Цель комментируемой нормы, как нам представляется, заключается в противодействии легализации мигрантов, совершаемой путем незаконного получения ими российского паспорта или гражданства.

Особенности и нюансы получения гражданства России

На льготы могут рассчитывать категория граждан бывшего Союза, которые сами или их родственники родились и проживали на территории бывшей РСФСР.

Одно из основных условий – отказ от прежнего гражданства. Исключением являются страны, заключившие Международное Соглашение сторон с Россией.

Это Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. В тех случаях, когда претендент не подпадает ни под один пункт ускоренного принятия гражданства России, ему придётся проходить всю процедуру в общем порядке. Условия для обращения в ФМС: трудоспособность; возраст не менее 18 лет; подтверждение своей финансовой состоятельности; наличие ВНЖ и срока проживание пять лет в этом статусе; отказ от бывшего гражданства; хорошее знание русского языка, с подтверждением при необходимости на собеседовании в специальной комиссии.

Проблемы определения признаков незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (Бондарев С.П.)

292 (при отсутствии признаков состава преступления, предусмотренного ст.

Системное толкование норм Особенной части уголовного права: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2011.

С. 270.Следовательно, состав преступления, предусмотренный ст.

292.1 УК РФ, не является в чистом виде разновидностью служебного подлога, поскольку содержит не все его признаки и дополнен рядом самостоятельных характеристик. Тем не менее в общих чертах отчетливо прослеживается родственность данных преступлений.

В особенности это присуще общественно опасным деяниям, запрещенным ч.

Проблемы определения признаков незаконной выдачи паспорта гражданина российской федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства российской федерации

Исходя из расположения ст.

Как отмечает В.И. Плохова, “судя по содержанию действий вновь появившейся статьи, а также по уточнению, внесенному в диспозицию ст. 292 (при отсутствии признаков состава преступления, предусмотренного ст.

292.1 УК РФ), часть действий, названных в ч.

1 этой статьи, выделена из ст. 292 УК РФ, другая – из ст. ст.

Необоснованно выданное гражданство рф

В апреле 2015 года ФМС признала мое гражданство РФ необоснованно выданным, о чем мне было официально сообщено. Я собрал все необходимые документы и в декабре 2015 года получил новое гражданство и новый паспорт. Фамилию и другие личные данные не менял.

Вопрос 1: Действительны ли мои ИНН, пенсионное св-во, военный билет, водительское удостоверение — выданные по старому паспорту?

Вопрос 2: Смогу ли я получить новый ИНН и Пенсионное свидетельство по новому паспорту, так как фактически получается что я гражданином стал только в декабре 2015 года?

Может я не знаю чего-то? У нас решение о гражданстве принимает только Президент. Я сижу и не могу представить как должностное лицо УФМС может признать решение Президента о гражданстве необоснованным?!

Какую-то сказку вам придумали.

ФМС отказал в гражданстве РФ что делать.

Обжалуйте отказ ФМС в соответствии с КАСС

см. ст. 218 КАСС — обратитесь в суд с административным исковым заявлением о признании отказа — незаконным

форма заявление — ст. 220 КАСС

Статья 220. Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями

[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 22] [Статья 220]

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;

2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);

5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;

6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;

9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector