Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какого управляющего утверждает арбитражный суд

арбитражный управляющий

Арбитражный управляющий. Правовые аспекты.

Проблемы правового статуса арбитражных управляющих в рамках процедур банкротства (в том числе их назначения, отстранения и освобождения) относятся к числу наиболее актуальных проблем современной правоприменительной практики по делам о банкротстве. Не в последнюю очередь это обусловлено тем обстоятельством, что за весь период существования нового российского законодательства о банкротстве не удалось в полной мере сформировать эффективные правовые механизмы арбитражного управления. Неоднократно менялся подход законодателя к определению способа назначения арбитражных управляющих — от предоставления собранию кредиторов права утвердить конкретную кандидатуру до возможности выбора только саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее — саморегулируемая организация). В результате в настоящее время действует компромиссный подход, позволяющий общему собранию кредиторов утверждать как кандидатуру конкретного арбитражного управляющего, так и саморегулируемую организацию, из числа членов которой должен назначаться арбитражный управляющий ст. 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве). В связи с постоянным внесением недостаточно систематизированных изменений в законодательные нормы, регулирующие порядок назначения арбитражных управляющих, отдельные важные вопросы назначения арбитражных управляющих остаются неразрешенными либо в их отношении действуют противоречащие друг другу правовые нормы. Кроме того, нормы о назначении, освобождении и отстранении арбитражных управляющих недостаточно структурированы, распределены по всему тексту Закона о банкротстве, что затрудняет применение норм, по своей природе имеющих общий характер, для решения более частных вопросов и восполнения правовых пробелов.

К числу недостаточно урегулированных Законом о банкротстве вопросов относится назначение арбитражного управляющего при окончании процедуры наблюдения в ситуации, когда собрание кредиторов не приняло соответствующего решения по кандидатуре арбитражного управляющего или саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, относится к компетенции первого собрания кредиторов, которое проводится в рамках процедуры наблюдения. К его же компетенции относится решение вопроса о выборе следующей процедуры в деле о банкротстве — финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство. Таким образом по общему правилу арбитражный управляющий либо саморегулируемая организация для следующей процедуры банкротства, из числа членов которой назначается арбитражный управляющий (административный, внешний или конкурсный управляющий), утверждается первым собранием кредиторов.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве решение собрания кредиторов по этому вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, т.е. квалифицированным большинством.

В связи с этим при наличии в деле о банкротстве нескольких групп конкурсных кредиторов, которые не могут выработать общей позиции по вопросу о кандидатуре арбитражного управляющего или о саморегулируемой организации, возникает ситуация, когда первое собрание кредиторов не утверждает арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий, ввиду отсутствия требуемого количества голосов конкурсных кредиторов.

Кроме того, временный управляющий может не провести собрание кредиторов в установленный Законом о банкротстве срок, позволяющий рассмотреть дело о банкротстве в течение семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51 Закона о банкротстве). Это может быть обусловлено как объективными (например, значительное количество заявленных к должнику требований кредиторов в рамках дела о банкротстве), так и субъективными (отсутствие заинтересованности в оперативном проведении процедуры банкротства у арбитражного управляющего) причинами.

Для того чтобы избежать дополнительного затягивания процесса по делу о банкротстве в подобной ситуации, в Закон о банкротстве включена норма, предоставляющая арбитражному суду право возложить исполнение обязанностей соответствующего (административного, внешнего, конкурсного) арбитражного управляющего на временного управляющего (абзац 3 п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве). В случае если первое собрание кредиторов не было проведено в срок, арбитражный суд может самостоятельно принять решение о выборе следующей процедуры банкротства (ст. 75 Закона о банкротстве). При этом суд обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве). Исходя из формулировки указанной нормы, данное право арбитражного суда является одновременно и его обязанностью. Судебная практика признает недопустимым продление процедуры наблюдения на период свыше семи месяцев в случае невозможности утверждения арбитражного управляющего, поскольку предусмотренная п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве норма является обязательной для арбитражного суда: «Отсутствие возможности утвердить арбитражного управляющего одновременно с введением соответствующей процедуры банкротства не является препятствием для вынесения решения или определения арбитражного суда из числа перечисленных в пункте 1 статьи 52 Закона о банкротстве».

Таким образом, арбитражный суд имеет весьма ограниченные возможности для назначения лица исполняющим обязанности арбитражного управляющего по делу о банкротстве при окончании наблюдения: эти обязанности могут быть возложены только на временного управляющего. По существу, указание о необходимости утверждения возложения обязанностей на временного управляющего арбитражным судом представляется излишним, поскольку суд в любом случае не имеет возможности принять иное решение. При этом полномочия временного управляющего, исполняющего обязанности административного, внешнего, конкурсного управляющего продолжаются до момента назначения нового арбитражного управляющего в соответствии с решением собрания кредиторов, которое должен созвать сам временный управляющий.

Законом не предусмотрены последствия нарушения временным управляющим, исполняющим обязанности арбитражного управляющего в следующей процедуре банкротства, обязанности по созыву собрания кредиторов. Исходя из общей нормы п. 5 ст. 12 Закона о банкротстве, в случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные законом, собрание кредиторов может быть проведено лицом или лицами, требующими его созыва. Однако в рассматриваемой ситуации собрание проводится не по требованию кого-либо из участников дела о банкротстве, наделенных соответствующим правом, а в соответствии с определением арбитражного суда. Поэтому, исходя из буквального толкования п. 5 ст. 12Закона о банкротстве, отсутствует лицо, которое может провести собрание вместо временного управляющего. Таким образом, в случае неисполнения временным управляющим обязанности по проведению собрания кредиторов, которое должно рассмотреть вопрос об утверждении арбитражного управляющего или о выборе саморегулируемой организации, у кредиторов остается только общее право обращения в арбитражный суд с жалобой в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей временным управляющим.

Представляется важной практическая проблема, связанная с определением состава кредиторов, которые имеют право голосовать на проводимом временным управляющим собрании по вопросу об утверждении арбитражного управляющего или о выборе саморегулируемой организации в случае, если первое собрание не было созвано либо не приняло соответствующего решения.

Исходя из п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве, решение данного вопроса при окончании процедуры наблюдения прямо отнесено к компетенции первого собрания кредиторов. В этом собрании имеют право принимать участие с правом голоса кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника (п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве). Предоставление залоговым кредиторам права голоса в рамках процедуры наблюдения (в том числе на первом собрании кредиторов) имеет принципиальное значение, поскольку в большинстве случаев именно первое собрание кредиторов определяет дальнейшее развитие дела о банкротстве.

В то же время собрание, проводимое временным управляющим в соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве, формально относится уже к иной процедуре банкротства — финансовому оздоровлению, внешнему управлению или конкурсному производству. При проведении данных процедур кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, не имеют права голоса. Исходя из этого, к голосованию по вопросу об утверждении арбитражного управляющего или о выборе саморегулируемой организации не должны допускаться залоговые кредиторы.

Правоприменительная практика по данному вопросу не является полностью однородной. Так, Арбитражный суд Алтайского края в своем Определении по делу N А03-1456/2009 от 27.10.2009 указал, что, если на временного управляющего возложена обязанность повторно провести собрание кредиторов по рассмотрению вопроса об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего, это предполагает необходимость соблюдения интересов всех кредиторов, имеющих право участия на первом собрании кредиторов. Суд также отметил, что «вопрос об избрании кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации рассматривается кредиторами исключительно на первом собрании кредиторов. В последующем по смыслу ст. 12, 45 Закона о банкротстве, собранием кредиторов разрешается только вопрос о замене арбитражного управляющего в связи с освобождением либо отстранением арбитражного управляющего, избранного в порядке, определенном ст. 73, 45> Закона о банкротстве». В связи с этим арбитражным судом был сделан вывод о необходимости участия залоговых кредиторов в собрании кредиторов, решающем вопрос об утверждении арбитражного управляющего, с правом голоса.

Отменивший данное Определение Седьмой апелляционный арбитражный суд в своем Постановлении от 14.01.2010 указал, что собрание, проводимое временным управляющим на основании определения арбитражного суда, не является повторным первым собранием, а в силу этого к нему не должны применяться правила о первом собрании. Соответственно, кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, не должны иметь права голоса на таком собрании.

Исходя из существа аргументации, приводимой в обоснование данных точек зрения, необходимо признать, что буквальное толкование действующих норм закона подтверждает вывод о том, что проводимое временным управляющим собрание не является повторным первым собранием кредиторов и, следовательно, залоговые кредиторы не имеют на нем права голоса.

Однако последовательная реализация данной точки зрения может привести к значительному нарушению законных интересов кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника, поскольку они лишаются обеспеченной законом возможности участвовать в принятии решения собрания кредиторов, определяющего дальнейшую судьбу дела о банкротстве. Несмотря на то что повестка собрания кредиторов, проводимого в соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве, значительно сокращена по сравнению с повесткой первого собрания кредиторов, установленной п. 1 ст. 73 Закона о банкротстве, по существу такое собрание может быть признано первым собранием кредиторов, так как на нем рассматриваются вопросы, которые должно было разрешить, но не разрешило первое собрание (как в случае, когда для принятия решения не было достаточного количества голосов конкурсных кредиторов, так и в случае, если первое собрание не было проведено в течение процедуры наблюдения).

Поэтому de lege ferenda видится обоснованным внести изменения в формулировку п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве. Можно предложить следующую редакцию данного пункта:

«В случае если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего. К отношениям по проведению такого собрания кредиторов применяются соответствующие положения настоящего Закона о первом собрании кредиторов».

Вот некоторые наши клиенты

© 2007 — 2020. Консалтинговая группа «Игры разума»

Стучилин О.В. — адвокат по уголовным делам в г. Москве и Мос. обл.

Выбор арбитражного управляющего. Какого управляющего утверждает арбитражный суд? Функции арбитражного управляющего.

Регулирование деятельности арбитражного управляющего

Деятельность арбитражных управляющих регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», в котором сказано, что арбитражный суд в праве назначить арбитражным управляющим физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, который обладает специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

Арбитражный управляющий википедия

Арбитражный управляющий — это лицо, которое назначено арбитражным судом для выяснения преднамеренное банкротство или нет, а также для проведения процедуры банкротства несостоятельной организации. Арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации, входящий в перечень арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий – это специалист, осуществляющий процесс управления должником при реализации судебных процедур банкротства (Баренбойм П. Правовые основы банкротства — М.: Пресс, 2010)

Арбитражный управляющий — это физическое лицо, назначаемое арбитражным судом, не являющееся заинтересованным в отношении должника и кредитора; он должен обладать специальными знаниями и быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (Антикризисное управление / под редакцией Короткова Э.М. — М.: ИНФРА-М, 2010)

Арбитражный управляющий — это гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО) (Арбитражное управление: теория и практика наблюдения/ Н.А. Васильева, В.В. Голубев, А.Н. Ерофеев и др.; Под общей редакцией В.В. Голубева. – М.: «Статут», 2010).

В зависимости от стадии процедуры банкротства и выполняемых функций арбитражный управляющий может быть временным управляющим (процедура наблюдения), административным управляющим (процедура финансового оздоровления), внешним управляющим (процедура внешнего управления) и конкурсным управляющим (процедура конкурсного производства).

Занимать должность арбитражного управляющего может только гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Перечень арбитражных управляющих

Перечень арбитражных управляющих (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 203 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих») включает в себя всех лиц, имеющих право осуществлять деятельность арбитражного управляющего и входящих в СРО — саморегулирующейся организации арбитражных управляющих.

Перечень арбитражных управляющих состоит из списка лиц, имеющих право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, входящих в саморегулирующейся организации арбитражных управляющих.Регулируется Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 203 г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра арбитражных управляющих»

Читать еще:  Как подавать дополнение к кассационной жалобе

Выбор арбитражного управляющего

Выбор арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих в случае банкротства делает заявитель по делу о банкротстве. Поскольку заявлять на банкротство может сам должник, кредитор или уполномоченный орган, то можно сказать, что и выбор арбитражного управляющего осуществляют именно они.

Затем выбранную кандидатуру арбитражного управляющего рассматривает и утверждает арбитражный суд. Должник (в случае добровольного банкротства), кредитор или уполномоченный орган (в случае принудительного банкротства) выбирает какую кандидатуру арбитражного управляющего или СРО указать в своем заявлении в суд. Затем СРО арбитражных управляющих по запросу арбитражного суда делает официальное представление данной кандидатуры. В судебном заседании по рассмотрении обоснованности заявления о банкротстве предприятия суд назначает арбитражного управляющего и указывает это в резулятивной части определения о введении наблюдения (реже конкурсного производства.

Какого управляющего утверждает арбитражный суд?

Какого управляющего утверждает арбитражный суд? — таким вопросом задаются кредиторы и должник в ситуации, когда подано сразу два заявления на банкротство должника или в ситуации, когда есть действующий арбитражный управляющий, а собранием кредиторов путем голосования установлена другая кандидатура.

В ситуации нескольких поданных заявлений на банкротство, эти заявления рассматриваются в порядке поступления, в хронологическом порядке. После принятия к производству одного из них (первого, которое удовлетворяет формальным критериям и требованиям к заявлению на банкротство должника), выносится решение и о кандидатуре арбитражного управляющего. С уверенностью на 95% можно говорить, что утверждается арбитражный управляющий, указанный в принятом для рассмотрения заявлении. Все остальные кредиторы, подавшие заявление на банкротство должника, присоединяются к делу о банкротстве в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В ситуации, когда наравне с действующим арбитражным управляющим есть кандидатура арбитражного управляющего, за которую проголосовали кредиторы на собрании кредиторов, арбитражный суд рассматривает результаты голосования и утверждает кандидатуру, за которую проголосовало большинство кредиторов.

Функции арбитражного управляющего

Функции арбитражного управляющего делятся на общие (которые не зависят от процедуры банкротства) и специальные, характерные для конкретной процедуры. Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выполнять следующие общие функции:

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника;
  • вести реестр требований кредиторов и предоставлять его кредиторам, требующим проведения общего собрания;
  • предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
  • принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  • в случае выявления признаков правонарушений сообщать о них в компетентные органы; определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
  • по окончании наблюдения представлять в арбитражный суд отчет о своей деятельности и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и др.

При выполнении данных функций арбитражный управляющий пользуется достаточно широкими правами и полномочиями:

    • оспаривать некоторые виды сделок должника;
    • обращаться в суд о признании сделок недействительными;
    • запрашивать информацию об имуществе, имущественных правах и деятельности должника в любых органах;

Специальные функции арбитражного управляющего:

Для процедуры наблюдения можно выделить следующие специальные функции арбитражного управляющего:
      • выявлять имущество должника;
      • проводить финансовый анализ.
Для процедуры внешнего управления в функции арбитражного управляющего входит:
      • проведение инвентаризации,
      • разработка плана внешнего управления,
      • оперативное руководство предприятием должником и ряд других.
Для процедуры конкурсного производства предусмотрены следующие функции арбитражного управляющего:
      • проведение инвентаризации;
      • увольнение персонала предприятия-банкрота;
      • подготовка имущества к продаже;
      • организация продажи имущества должника и ряд других.

Надзор за арбитражными управляющими

Надзор за арбитражными управляющими должны проводить саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членами которых они являются. За ними закреплены следующие функции:

  • — обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ через осуществление контроля за их профессиональной деятельностью;
  • — защита прав и законных интересов своих членов;
  • — обеспечение информационной открытости их деятельности, процедур банкротства;
  • — содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

За профессиональной деятельностью арбитражных упрaвляющих, ведется надзор, так как она проводится в интересах значительнoго чиcла как oтдельных юридических и физических лиц, так и всего общества. С 2002 г. деятельность арбитражных управляющих контролируется кредиторами, должником, арбитражным судом и СРО. Гoсударство рeгулирует и контролирует деятельность только СРО. Устанавливаются следующие правила деятельности арбитражных управляющих:
— общие правила деятельности арбитражного управляющего по ведению реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и кoмитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного упрaвляющего;
— прaвила проведения финaнсового анализа;
— правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
— правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
— правила проведения проверки СРО деятельности своих членов.

Деятельность aрбитражного управляющего по выявлению признаков преднамеренного либо фиктивного банкротства предусмaтривает, что сaморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана: контролировaть профессиональную деятельность арбитрaжных управляющих- членов саморегулируемой организации;

Повышaть урoвень профессионaльной подготовки своих членов, в том числе в части осуществления профессиональной деятельности по выявлению признаков преднaмеренного и фиктивного бaнкротства.(ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .

Предоставив саморегулируемым организациям такие полномочия, государство оставило за собой функцию осуществления контроля и надзора за деятельностью самих саморегулируемых организаций. Надзорный орган следит за соблюдением СРО арбитражных управляющих требований федеральных законов, иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность арбитражных управляющих. Государственный контроль и надзор саморегулируемых организаций осуществляются посредством проведения периодических проверок их деятельности.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

Внимание! Это архивная редакция статьи.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несёт ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьёй, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 219-ФЗ.

9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трёх месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

10. В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие — члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.

11. Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Арбитражный управляющий по банкротству

После признания гражданина банкротом в игру вступает новая фигура, без которой процедура банкротства не может быть не только проведена, но даже начата — арбитражный управляющий ( арбитражный управляющий (АУ), финансовый управляющий (ФУ).

В статье расскажем о том, какое место арбитражный управляющий занимает в процедуре банкротства, какими правами и обязанностями наделен, что делать, если он недобросовестно исполняет свои функции и разберемся в чьих интересах он осуществляет свою деятельность

Кто такой арбитражный управляющий?

Статус арбитражного управляющего закреплен ст. 20 Федерального закона №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Арбитражный управляющий — это физическое лицо, которое назначается судом в качестве независимого посредника между должником и кредиторами. Основной целью деятельности управляющего является управление финансовыми процессами должника для достижения максимального удовлетворения требований кредиторов на условиях их равенства под контролем арбитражного суда.

Таким посредником может стать не любой человек — он должен быть членом саморегулируемой организации (СРО), а значит, соответствовать ряду требований, установленных законом:

иметь высшее образование;

не менее одного года опыта работы на руководящей должности, и не менее двух лет работы помощником арбитражного управляющего;

сдать профессиональный экзамен;

быть стороной договора обязательного страхования ответственности;

не иметь наказаний: дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности за совершение преступления;

Читать еще:  Банк выиграл суд по кредиту, что будет дальше

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие факта исключения из СРО из-за нарушения закона или иных нормативных правовых актов, которые не были устранены в установленный СРО срок или являлись неустранимыми.

СРО — это некоммерческое объединение, целью которого является управление деятельностью арбитражных управляющих. Списки действующий организаций и состоящих в них членов — управляющих можно проверить:

на сайте ЕФРСБ (Единого федерального реестра сведений о банкротстве);

на сайте Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии);

на сайте ФНС (Федеральной налоговой службы).

Кредитор или специально уполномоченный орган в рамках банкротства могут предъявить к финансовому управляющему дополнительные требования как то: наличие высшего образования по конкретной специальности; наличие конкретного стажа работы на руководящих должностях соответствующей отрасли; проведение определенного количества банкротных дел.

Кроме требований, законом установлен ряд критериев, которые препятствуют утверждению арбитражного управляющего к участию в деле о банкротстве:

наличие заинтересованности к участникам процесса;

наличие невозмещенных убытков, причиненных участникам дела о банкротстве ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей, установленного решением суда;

участие управляющего в процедуре банкротства на месте должника;

отсутствие допуска к государственной тайне, если это обязательное условие допуска;

наличие засиленного (решение, которое выдержало стадию обжалования и его не отменили или не обжаловали, но уже выдали исполнительный документ) судебного акта об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, если с момента его принятия прошло менее одного года.

Права и обязанности арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий — очень важная персона процедуры несостоятельности гражданина. Законом №127-ФЗ определен конкретный перечень прав и обязанностей этого участника банкротства.

В соответствии со ст. 213.9 АУ вправе:

оспаривать сделки от имени должника;

возражать против требований кредиторов;

в рамках реструктуризации участвовать в судебных спорах по имуществу клиента как самостоятельный участник процесса;

получать всю необходимую информацию об имуществе заемщика, денежных средствах, финансовых операциях, его кредитной истории;

получать от должника отчетность о выполнении плана реструктуризации;

созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных законом;

заявлять перед судом о необходимости принятия мер, направленных на сохранение имущества гражданина и об отмене таких мер соответственно;

от имени гражданина заявлять отказ от исполнения сделок;

привлекать сторонних специалистов для осуществления своих полномочий в деле о банкротстве на основании судебного постановления;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом №127-ФЗ.

Финансовый управляющий является своеобразным контролером за имуществом гражданина и его деньгами — сам факт того, что должник оказался в ситуации, когда необходимо прохождение банкротства, говорит о том, что он не полностью способен рационально распоряжаться своими финансовыми активами и может нарушить принцип равенства исполнения обязательств перед кредиторами.

Исходя из этой роли, арбитражному управляющему законом установлен ряд обязанностей:

принятие мер по определению объема имущества заемщика и его сохранению;

проведение анализа финансового состояния клиента;

выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

ведение списка требований кредиторов и взаимодействие с последними по вопросам проведения собраний;

уведомление кредиторов и иных кредитных организаций о введении этапа реструктуризации долгов гражданина;

контролировать исполнение гражданином обязанностей, возложенных на него в рамках реструктуризации;

отчитываться перед кредиторами о проведении мероприятий по банкротству;

исполнять иные возложенные на него обязанности, установленных Законом №127-ФЗ.

Порядок назначения арбитражного управляющего

К сожалению, а может и к счастью, нельзя просто привести суду человека, отвечающего требованиям закона, о которых мы писали ранее, и сказать, что он будет вашим управляющим. Назначение арбитражного управляющего — достаточно сложная и многоэтапная процедура.

В заявлении перед подачей в суд необходимо указать либо конкретное лицо и СРО, членом которого оно является, либо только СРО. Правом на предложение кандидатуры обладает заявитель, т.е. сам должник или кредитор.

Приняв заявление к производству, суд направляет в указанную заявителем организацию копии судебных актов о совершенном процессуальном действии, по получении которых СРО либо подтверждает участие конкретного лица в процедуре, либо представляет конкретную кандидатуру финансового управляющего, согласившегося вести дело на основании решения СРО.

Кроме направления подтверждения СРО должно уведомить заявителя (должника или кредитора), заемщика и суд о соответствии арбитражного управляющего требованиям, установленным законом.

На основании заключения СРО о соответствии АУ требованиям закона арбитражный суд производит назначение, о чем указывает в своем определении.

Помощники арбитражного управляющего

Сопровождение банкротного дела — трудоемкий процесс, который требует наличия профессионального мастерства, организаторских способностей (не спроста у арбитражного управляющего должен быть опыт работы на руководящих должностях), и знания законодательства. Выполнение разнообразия задач, встающих перед АУ в процессе освобождения гражданина от обязательств, требует их распределения на иных лиц кроме управляющего — его помощников. Федеральный закон “О несостоятельности “банкротстве” дает управляющему право формировать собственный штат помощников для повышения эффективности исполнения его обязанностей.

Практически, обязанности помощника АУ перекликаются с функциями финансового управляющего, поскольку для дальнейшего профессионального роста помощнику необходим практический опыт в течение нескольких лет. Сопровождая процедуру банкротства вместе с управляющим, помощник готовит процессуальные документы, необходимые для рассмотрения дела; занимается канцелярской работой, рассылкой корреспонденции; готовить отчеты, необходимые для представления собранию кредиторов; проводит анализ финансового состояния должника и прочее.

Часто бывает, что с клиентами общаются преимущественно помощники арбитражного управляющего — не стоит подвергать сомнению профессионализм этих людей. По большому счету, единственное, что их отличает — отсутствие официального статуса и возложение всей ответственности за их деятельность на АУ. Сотрудники офиса управляющего — компетентные лица, заинтересованные грамотно и эффективно провести вашу процедуру.

Ответственность арбитражного управляющего

Как мы выяснили, роль управляющего в деле о банкротстве очень значительна. Ввиду этого, просто необходимо, чтобы он исполнял свои обязанности добросовестно, исходя из баланса интересов как кредиторов, так и должника. В случае, если управляющий не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои функции он будет привлечен к ответственности по правилам ст. 20.4 Закона №127-ФЗ.

То, насколько законно и в интересах сторон действует АУ, уполномочен решать только суд.

Алгоритм привлечения к ответственности следующий:

суд получает сведения по факту осуществляемых управляющим действий → проводит анализ сведений → устанавливает факт неисполнения/ненадлежащего исполнения обязанностей АУ → выносит решение с назначением определенных законом мер ответственности (в рамках Закона о несостоятельности — отстранение АУ от исполнения обязанностей — дисквалификация)

Кроме того, арбитражный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в рамках положений Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации.

Жалоба на арбитражного управляющего

Если АУ ведет свою деятельность вопреки закону или интересам кредиторов или должника, его действия можно обжаловать не только в судебном порядке. Подать жалобу могут только лица — участники дела о банкротстве.

Обжалованию подлежат любые действия финансового управляющего каким-либо образом ущемляющие права участников дела о несостоятельности, такие как:

предоставление приоритета АУ одному участнику процедуры банкротства из-за чего другие участники понесли убытки;

нарушение порядка созыва собрания кредиторов;

намеренное затягивание процедуры банкротства;

отсутствие действий, направленных на выявление имущества должника и т.д.

Жалобу на действия АУ можно подать в Росреестр — орган, осуществляющий контроль (надзор) за деятельностью СРО и арбитражных управляющих, или непосредственно в СРО.

После подачи жалобы Росреестру, уполномоченный орган осуществляет проверку по жалобе, при необходимости направляет запрос саморегулируемой организации, членом которой является АУ, и по результатам проверки обращается в установленном порядке в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности.

Форму жалобы на действия арбитражного управляющего, доступная для скачивания и заполнения, можно скачать из справочной правовой системы “Консультант Плюс” или составить ее самостоятельно, опираясь на правила составления исковых заявлений.

Основная мысль данного материала в том, что финансовый управляющий — независимый участник дела о несостоятельности. Часто наши клиенты обвиняют АУ в том, что он “играет” на стороне кредиторов и не заинтересован им помогать. Здесь отчасти есть доля правды — управляющий не должен помогать вам — он призван осуществлять свои функции для достижения баланса между возможностями должника и потребностями кредиторов, для соблюдения равенства между кредиторами. Негативные отзывы об АУ поступают от недобросовестных клиентов, которые пытались скрыть свое имущество и избежать его продажи в процедуре, которые врали относительно размера своих доходов и всячески не шли на контакт с АУ.

Компания “Банкрот-Сервис” имеет в штате собственных арбитражных управляющих и помощников арбитражных управляющих, что делает прохождение процедуры банкротства для клиента удобнее и оперативнее.

Если у вас проблемы с долгами, нечем платить по кредиту, имеются неразрешимые финансовые сложности, обращайтесь в нашу компанию, и, в ходе бесплатной консультации, мы ответим на любые вопросы и поможем законно освободиться от обязательств.

Как выбрать арбитражного управляющего: инструкция

Иногда закон ограничивает выбор управляющих. Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства ведёт список аккредитованных арбитражных управляющих для банкротства застройщиков. Банк России имеет аналогичный список управляющих для банкротства кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и паевых инвестиционных фондов, кредитных кооперативов, клиринговых организаций, организаторов торговли и микрофинансовых компаний. При их банкротстве могут утверждаться только арбитражные управляющие из соответствующих списков.

Если исполнение полномочий руководителя должника-банкрота связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь соответствующую форму допуска.

Сделать это можно на сайте ФНС в разделе «Банкротство» (см. «ФНС составила рейтинг арбитражных управляющих»). Рейтинг арбитражных управляющих составили по эффективности их действий и итоговому проценту погашения требований кредиторов. В основе рейтинга саморегулируемых организаций арбитражных управляющих лежит средний балл членов этой организации.

Но некоторые эксперты относятся к этим рейтингам скептически: «Учитывая, что рейтинг регулярно не обновляется и не предоставляет возможности проверить, на основании чего арбитражному управляющему присвоен тот или иной итоговый балл, не стоит делать из него преждевременные выводы», – говорит партнер юркомпании ЗАО «Сотби» ЗАО «Сотби» Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании × Антон Красников.

Минэкономразвития предлагает оценивать управляющих по рейтинговой системе. Она предусмотрена законопроектом, который проходил обсуждение в 2019 году. Документ предусматривает создание официального Государственного регистра арбитражных управляющих. В нем эффективность деятельности управляющих будет определяться по рейтинговой системе в зависимости от количества начисленных баллов. При этом в расчет примут процент погашения требований кредиторов, процент повышения цены продажи имущества на торгах, общую сумму требований кредиторов, стоимость проданного с торгов имущества и срок проведения процедуры.

Из Единого федерального реестра сведений о банкротстве вы узнаете, какие управляющие работают в регионе деятельности компании, их стаж, опыт работы, репутацию, проекты и отчеты.

Сервис Росреестра «Реестры саморегулируемых организаций» покажет интересующего управляющего, его образование, стаж, опыт на руководящих должностях (что часто необходимо при банкротстве отдельных видов компаний). «Но если вам нужно узнать, проходил ли кандидат специализированные аттестации, есть ли у него допуски, то придется направлять запрос в СРО или искать на сайтах государственных органов, контролирующих ту или иную сферу», – советует Красников.

Сервис «Проверь арбитражного управляющего» позволяет получить информацию о вступивших в силу судебных актах о нарушениях управляющего.

Посмотреть историю споров с участием арбитражного управляющего можно в картотеке арбитражных дел. Для этого укажите номер дела или введите в графу «Ответчик» фамилию арбитражного управляющего. «Благодаря этому вы сможете подробно узнать, какие претензии были к деятельности арбитражного управляющего и какую оценку им дал суд», – говорит Красников. Отдавайте предпочтение кандидатуре без жалоб со стороны кредиторов, которые признал суд.

Также уточните, нет ли арбитражного управляющего в списке дисквалифицированных лиц. Это может помешать его утверждению в деле о банкротстве (п. 56 Постановления Пленума ВАС от 22 июня 2012 № 35).

Размер вознаграждения арбитражного управляющего состоит из фиксированной суммы и процентов. Фиксированная сумма составляет 30 000 руб. в месяц для временного управляющего и конкурсного, 15 000 руб. в месяц для административного управляющего и 45 000 руб. в месяц для внешнего управляющего. В случае особой сложности процедуры или большого объёма работы размер фиксированного вознаграждения может быть увеличен по решению собрания кредиторов за их счёт (п. 7 ст. 20.6 закона о банкротстве). Процентное вознаграждение зависит от эффективности действий управляющего и рассчитывается от сумм удовлетворённых требований кредиторов.

Лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику или кредиторам, не могут быть утверждены в качестве управляющих в деле о банкротстве (абз. 2 п. 2 ст. 20.2 закона о банкротстве). Это требование обусловлено тем, что арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества (п. 4 ст. 20.3 закона о банкротстве), а заинтересованность по отношению к кому-либо из названных лиц может ему помешать.

Читать еще:  Срок подачи заявления в суд после дтп

Например, Арбитражный суд Уральского округа признал заинтересованным внешнего управляющего, который выдал доверенность на представление в арбитражном суде интересов должника тому же лицу, которое представляло интересы одного из конкурсных кредиторов (№ А76-22197/2013). В дальнейшем это повлекло конфликт интересов (№ 309-ЭС16-3578).

Суды неоднозначно оценивают ситуацию, когда одно лицо в разных делах о банкротстве предлагает одну и ту же кандидатуру арбитражного управляющего (№ А56-60435/2016, № Ф05-15209/2016, № Ф09-6545/2019). И точно нельзя утвердить управляющим кандидата, которого предложил кредитор, аффилированный с должником (п. 27.1 обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС 20 декабря 2016 года).

Арбитражный управляющий может привлекать к работе различных специалистов, услуги которых должны оплачиваться отдельно за счёт должника. По мнению юриста управления судебной практики юрфирмы Howard Russia Howard Russia Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство × Владимира Жданова, более эффективным решением будет нанять специализированную команду по сопровождению процедур банкротства. Стоимость ее услуг будет включать в том числе услуги управляющего и всех необходимых специалистов.

Как назначается арбитражный управляющий?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Процедура признания лица финансово несостоятельным не может осуществляться без участия арбитражного управляющего. Он выступает связующим звеном между судом, должником и кредиторами.

Его основные задачи – помочь банкроту выйти из кризисной ситуации и полностью рассчитаться с имеющимися контрагентами. В этой статье вы сможете узнать, как и кем назначается арбитражный управляющий на должность.

  1. Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве?
  2. Как назначается арбитражный управляющий?
  3. Список СРО
  4. Типы арбитражных управляющих
  5. Как стать арбитражным управляющим?

Кто назначает арбитражного управляющего при банкротстве?

Арбитражный управляющий – независимое лицо, в обязанности которого входит выполнение ряда функций, связанных с определением причин банкротства предприятия или физического лица и принятием мер для восстановления его платёжеспособности, предусмотренных законом.

Иными словами, речь идёт о профессиональном осуществлении антикризисного управления.

Чтобы гражданин смог стать управляющим, он должен:

  • соответствовать требованиям, установленным российским законодательством;
  • состоять в СРО (то есть саморегулируемой организации), включённой в единый государственный реестр.

Кто назначает арбитражного управляющего? Выбрать СРО может лицо, подавшее заявление о признании должника несостоятельным, или собрание кредиторов.

На практике процесс признания должника несостоятельным во многом зависит от выбранного управляющего. Собрание кредиторов вправе ходатайствовать о смене должностного лица и предлагать иные кандидатуры на любом этапе процедуры.

Для этого необходима согласованность позиций членов собрания, так как им требуется собрать большинство голосов в пользу такого решения.

Как назначается арбитражный управляющий?

Процесс выбора и назначения управляющего, ответственного за осуществление определённого этапа процедуры признания должника несостоятельным, является строго регламентированным. Предложить кандидатуру способен истец – лицо, подавшее заявление в арбитражный суд с целью признания неплательщика банкротом.

Кроме этого, выбрать СРО или кандидата в управляющие может собрание кредиторов. Если его участники собрали большинство голосов, составляется соответствующий протокол и направляется вместе с ходатайством арбитражному судье.

Именно суд занимается рассмотрением кандидатур на должность управляющего. После поступления ходатайства или протокола от собрания кредиторов судья направляет запрос в нужный СРО.

В течение 9 дней организация должна предоставить подробную информацию об имеющихся кандидатурах или конкретном управляющем. После выбора и утверждения должностного лица издаётся соответствующий судебный акт.

Список СРО

Чтобы гражданин смог стать арбитражным управляющим, он должен соответствовать определённым требованиям, одно из которых – регистрация в качестве члена одной из СРО, включённой в официальный государственный реестр.

Формально СРО – некоммерческое объединение, деятельность которого заключается в координации активности арбитражных управляющих.

Типы арбитражных управляющих

Процесс признания должника несостоятельным состоит из четырёх этапов – наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. Для каждой процедуры может избираться управляющий определённого типа. При этом одно и то же должностное лицо вправе быть избранным для осуществления всего процесса.

В зависимости от выполняемой функции выделяют 4 типа управляющих:

  • временного (обязуется принять меры для сохранения собственности должника, выявить действительность или фиктивность банкротства и т. д.);
  • административного (занимается финансовым оздоровлением и восстановлением платёжеспособности неплательщика);
  • внешнего (в этом случае должностное лицо получает доступ к непосредственному управлению фирмой-должником);
  • конкурсного (завершает процедуру признания лица несостоятельным).

Процесс оглашения граждан банкротами осуществляется при участии финансового управляющего. В этом случае для выхода из кризиса применяются 2 основных мероприятия – реструктуризация имеющихся долгов и реализация собственности должника.

Как назначается конкурсный управляющий? Процесс выбора его кандидатуры и её одобрения судом аналогичен описанному выше.

Ранее назначенное должностное лицо может продолжать выполнение своих функций и на этапе конкурсного производства. При необходимости заинтересованная сторона вправе ходатайствовать о смене управляющего и предложить иную СРО.

Как стать арбитражным управляющим?

Банк продал долг коллекторам, что делать?

Далеко не каждый гражданин способен стать ведущим дело о банкротстве управляющим. Законодательство РФ предъявляет к данным должностным лицам жёсткие требования.

Таким образом, кандидат в управляющие должен соответствовать перечисленным ниже критериям:

  • иметь российское гражданство;
  • обладать опытом работы на руководящей позиции;
  • иметь законченное высшее профессиональное образование (юридическое либо экономическое);
  • сдать соответствующий теоретический экзамен, подтверждающий окончание его подготовки к должности управляющего;
  • закончить стажировку в качестве помощника;
  • заключить договор страхования ответственности;
  • не иметь статуса банкрота;
  • быть членом СРО;
  • не иметь судимости за осуществление умышленных преступлений;
  • не быть лишённым права занимать определённые должности.

Кроме этого, кандидат не должен иметь заинтересованности в отношении потенциального банкрота или его контрагентов.

Арбитражный управляющий при банкротстве

Арбитражный управляющий — это гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, назначенный арбитражным судом для проведения процедуры несостоятельности (банкротства) должника — юридического или физического лица.

Деятельность арбитражного управляющего заключается в координации всей финансовой и хозяйственной деятельности должника в рамках процедуры банкротства для достижения цели максимального удовлетворения требований кредиторов.

Виды арбитражных управляющих

В зависимости от процедуры, применяемой в деле о банкротстве, Закон выделяет следующие виды арбитражных управляющих:

  • Временный.
  • Административный.
  • Внешний.
  • Конкурсный.
  • Финансовый.
  • Временный
  • Административный
  • Внешний
  • Конкурсный
  • Финансовый

Временный управляющий

Временный управляющий — это арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения. В рамках данной процедуры временный управляющий проводит оценку финансово-хозяйственной деятельности должника, с целью выявления наличия или отсутствия возможности восстановления платежеспособности должника.

Административный управляющий

Административный управляющий — это арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления. Основными функциями управляющего является контроль выполнения плана финансового оздоровления, соблюдения графика погашения задолженности и своевременное распределение поступающих денежных средств между кредиторами.

Внешний

Внешний управляющий — это арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления. На данной стадии процедуры банкротства управляющий самостоятельно осуществляет фактическое руководство предприятием-должником в соответствии с разработанным им или кредиторами планом внешнего управления. Особенность данной процедуры заключается в том, что прежнее руководство должника отстраняется от исполнения своих обязанностей. Погашение требований кредиторов осуществляется по результатам внешнего управления.

Конкурсный управляющий

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства. Конкурсный управляющий осуществляет руководство предприятием — должником, осуществляет розыск имущества, оспаривает сделки должника, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности, реализует имущество должника и привлекает контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Финансовый управляющий

Финансовый управляющий — это арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур реструктуризации долгов и реализации имущества должника — гражданина. В рамках процедуры реструктуризации финансовый управляющий принимает меры по восстановлению платежеспособности должника, а в процедуре реализации имущества — продажу имущества должника, его имущественных прав с целью удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий при банкротстве. Позвоните нам по телефонам в шапке сайта или закажите звонок

Права арбитражного управляющего

  • созывать собрание, комитет кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
  • получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Законом о банкротстве;
  • привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника;
  • апрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе, о контрагентах и об обязательствах должника у физических и юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;
  • подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Обязанности арбитражного управляющего

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • в случае выявления признаков административных правонарушений или преступлений сообщать о них в соответствующие органы;
  • предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
  • разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

В качестве финансового управляющего может выступать гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из СРО (саморегулируемой организации АУ). Для этого необходимо соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 20 Закона № 127-ФЗ:

  • Наличие высшего образования
  • Стаж работы на должности руководителя
  • Стажировка в качестве помощника АУ
  • Пройденное обучение и сданный экзамен на должность АУ
  • Отсутствие наказания в виде дисквалификации при совершении административного проступка и запрет на ведение определенной деятельности
  • Отсутствие судимости
  • Наличие договора социального страхования
  • Внесение в СРО членских взносов

Действия арбитражного управляющего при банкротстве

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько последовательных этапов.

Этап 1. Сбор сведений о должнике

В рамках данного этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового состояния должника. Арбитражный управляющий осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности должника. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, имеются ли признаки фиктивного или преднамеренного банкротства.

Этап 2. Извещение кредиторов

На данном этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о введении процедуры банкротства.

Этап 3. Проведение собрания кредиторов

На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения о переходе к следующей процедуры. При наличии возможности восстановления платежеспособности должника собрание кредиторов принимает решение о переходе к финансовому оздоровлению или внешнему управлению, а при ее отсутствии-к конкурсному производству.

Этап 4. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда

Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о введении в отношении должника следующей процедуры.

Этап 5. Проведение последующей процедуры

Практика показывает, что в отношении большей части должников вводится процедура конкурсного производства (для юридических лиц) или процедура реализации имущества (в отношении физических лиц). В рамках данной процедуры арбитражный управляющий осуществляет розыск имущества, оспаривает сделки должника, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности, реализует имущество должника и привлекает контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, осуществляет расчеты с кредиторами.

Ответственность арбитражного управляющего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве является основанием для отстранения судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.

Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.

Отчет арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий составляет следующие отчеты (заключения):

  • отчет временного управляющего;
  • отчет внешнего управляющего;
  • отчеты конкурсного управляющего — о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;
  • заключения административного управляющего — о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Закона о банкротстве.

Юридическая помощь

Для оперативного и качественного решения юридических вопросов обратитесь в компанию «Бизнес-гарант». Юристы с большим опытом работы окажут квалифицируемую помощь, выполнив свои обязательства в срок..

Связаться с нами можно по телефону или заполнить заявку на официальном сайте. Офисы компании расположены в Самаре и Тольятти.

Услуга Юридическая помощь при
ликвидации ООО

Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector