Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Публичная форма собственности земельного участка

Публичные земли

В статье рассматриваются понятие «публичные земли», субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Понятие «публичные земли»

Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А. Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст. 87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г. №745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими. Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима. Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

Содержание права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст. 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

Что такое публичная собственность на земли и недвижимость, отличие от частной

С распадом Советского Союза, все недвижимое имущество, которое при существовавшем ранее режиме считалось собственностью государства, плавно перешло во владения Российской Федерации, которая была объявлена правопреемницей СССР. Примерно такое же положение было введено в отношении всего недвижимого имущества во всех вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран.

Однако вновь выбранный режим подразумевал ограничение права государства во владении имуществом и другими экономическими благами в пользу частных лиц. Но сразу передать все земли и здания во владение граждан было не целесообразным. Таким образом, в России были внедрены понятия частной и публичной собственности.

Публичная собственность

Понятие публичной собственности, как уже говорилось, появилось в законодательстве Российской Федерации лишь после распада СССР. Публичная форма собственности на квартиру или землю — это права государства, его субъектов на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Однако у такого права, в отличии от частной собственности, есть некоторые ограничения:

  1. Указанные правомочия не могут реализоваться в интересах отдельных граждан, за исключением случаев социальной поддержки уязвимых слоев населения.
  2. Прибыль, полученная в результате реализации полномочий, может быть использована лишь для обеспечения социально-экономических нужд общества.
  3. Порядок использования такой собственности и конкретные случаи должны быть отражены в НПА и доступны для публичного ознакомления.
  4. Распоряжение таким имуществом осуществляется лишь лицами, специально уполномоченными на то народом России, Конституцией и законами.

Таким образом, ограничивается возможность государства и отдельных должностных лиц злоупотребить предоставленными полномочиями. Не стоит забывать о том, что согласно Конституции публичная форма собственности значит, что принадлежит оно всему обществу в целом, а не только государственным органам и должностным лицам.

Но в целом, в зависимости от вида публичной собственности указанные ограничения могут быть расширены либо сокращены.

Права государства на землю

Перед тем, как начать разбираться с субъектами права публичной собственности на земельные владения, необходимо уточнить, что из себя представляет государство. В случае с Российской Федерацией, согласно законодательству, государством принято называть совокупность федеральных органов власти.

Региональные властные структуры отмечаются термином муниципалитеты.

Это очень важно, ведь публичная собственность включает в себя и имущество федеральных органов и имущество региональных структур власти. Но между тем по правовому статусу земля под контролем федеральных органов отличается от владений региональных властей.

Так, в перечень земель, находящихся в государственной собственности, относятся следующие виды:

  • земли заповедников и иных природоохранных зон;
  • земли приграничных территорий;
  • земли путей федерального значения;
  • места расположения стратегических полезных ископаемых;
  • зоны могильников вредных отходов;
  • территории лесов и водных объектов.

Все остальные земли являются собственностью муниципалитетов и ими могут распоряжаться лишь региональные власти.

Собственность муниципалитетов в отношении земель

Региональные власти, власти населенных пунктов правомочны самостоятельно распоряжаться находящимся в их владении публичными земельными участками. Распоряжение муниципальной собственностью должно производиться в рамках установленных Конституцией и законами Российской Федерации.

Распоряжаться муниципальные власти вправе:

  • землями сельскохозяйственного назначения;
  • территориями населенных пунктов, не находящихся в частной собственности.
  • землями запаса.

Для обеспечения нужд общества земля или квартира могут быть реквизированы и переведены из частной собственности в публичную, муниципальную собственность. Общими формами изъятия частных земельных владений являются:

  • национализация;
  • конфискация;
  • реквизиция.

Конфискация земли, как вид изъятия имущества, представляет собой безвозмездное изъятие из частного владения в случаях, когда это владения являлось незаконным согласно нормам Гражданского Кодекса. По другим причинам конфискация не допускается.

Права муниципалитетов в отношении земель в публичной собственности ограничены также территориями соответствующих административно-территориальных образований. Один субъект федерации не вправе вмешиваться в процессы реализации прав другого. Возникающие в этой связи споры между различными муниципальными органами одного уровня разрешаются соответствующим федеральным органом.

Читать еще:  Как оформить сервитут на земельный участок

Отличие публичной собственности от частной

Главной отличительной особенностью публичной формы собственности, как уже говорилось, является отсутствие конкретных лиц, кому данная собственность принадлежит. Как определяет Конституция РФ, публичное имущество, находящееся в распоряжении государства или муниципальных образований принадлежит всему народу, и блага от ее эксплуатации предназначаются для выполнения обязанностей государства и муниципалитетов перед гражданами.

Частной же собственностью могут распоряжаться конкретные лица, которые правомочны пользоваться благами, полученными в результате пользования такими землями по своему усмотрению в форме и целях, не запрещенных законодательством.

Помимо указанного отличия существуют и следующие разграничения:

  1. Фискальная особенность – публичные земли не облагаются налогом, в отличии от частной форм распоряжения землями.
  2. Особенности распоряжения – земли в публичном владении не могут быть переданы конкретным частным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством. Когда как земли в частной собственности находятся в свободном обороте.
  3. Земли в публичном распоряжении не могут быть переданы в собственность иностранных граждан и зарубежных стран, за исключением земель, предоставленных для обустройства посольств и консульств, которые считаются политической территорией соответствующих стран. Частные земли могут быть свободно проданы иностранцам.

В целом, формы собственности земельного участка регулируются ст. 15-16 Земельного Кодекса РФ. А возможность их оборота четко регламентированы в ГК.

Права частных лиц на земли в публичной собственности

Частные лица получают некоторую выгоду от использования земель и иных объектов недвижимости в публичном владении государственными органами. Так, прибыль, полученная по итогам коммерческого пользования землями, находящимися в распоряжении у властных структур, направляется на нужды инфраструктуры, на защиту социально уязвимых слоев населения.

Помимо указанного благотворного влияния на жизнь общества, частные лица могут непосредственно воспользоваться землями, находящимися в публичном владении. В этих целях за ними предусмотрено право аренды таких земель и право приватизации.

Эти правомочия действуют в отношении земель сельскохозяйственного назначения и территорий населенных пунктов. Арендованные земельные участки из данных категорий земель могут быть в последующем приватизированы по согласованию с уполномоченными органами. Такими органами считаются органы государственной власти на местах.

Под особым правовым статусом предоставляются частным лицам участки запаса. В основном особое положение таких лиц заключается в предоставленных налоговых и иных льгот на имеющие в их владении земли запаса. Во многом льготы предоставляются из-за того, что эти земли являются не ухоженными и не пригодны к использованию в любых целях. А лица, получающие такие земли на правах аренды либо приватизирующие их, могут обустроить их, что значит обеспечения их рационального и выгодного использования.

Порядок пользования землями в публичной собственности

Право публичной собственности не ограничено в пользовании землями. Самое главное обеспечение целевого использования земель и направление результатов эксплуатации на общественные нужды.

А вот порядок использования участков в публичном владении частными лицами четко регламентирован Земельным кодексом РФ. Так, чтобы приобрести право пользования такими землями необходимо:

  1. Подать заявление на получение соответствующей земли на праве аренды.
  2. Выиграть объявленный конкурс (аукцион).
  3. Заключить договор аренды (обустройства) земли.
  4. Зарегистрировать договор в Росреестре.

Последний пункт осуществлять лично не обязательно. Ведь в любом случае государственный орган, с которым был заключен договор, обязан направить его на соответствующую регистрацию.

Пользование земельным владением должно осуществляться в рамках и порядке, установленных договором.

Также использование земли должно соответствовать их целевому назначению. Так, земельные участки, предназначенные для ИЖС, должны быт использованы в целях строительства частного дома.

Таким образом, публичная собственность на недвижимость является таким же объектом гражданских правоотношений, как и частная недвижимость. И лишь в некоторых случаях они могут быть выступать предметом публичных отношений, когда такое требуется исходя из сложившихся политических, социально-экономических условий.

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

  • Понятие и законодательное регулирование
  • Основания для возникновения
  • Какие участки могут находиться в публичной собственности?
  • Права и обязанности участников
  • Отличия от частной собственности

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
  • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).
  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.

Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

КритерийПубличнаяЧастная
СубъектГосударство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитетЮридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
НалогообложениеОтсутствуетПрисутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицамНа правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель)На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицамПрактически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств)Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землейБлага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданамиСобственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владенияВ большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам)Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использованияТолько те, которые предусмотрены законодательством и договоромЛюбые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Публичная форма собственности земельным участком. Перевод её в частную собственность

Территория каждого субъекта РФ поделена на участки. Часть из них принадлежит частным собственникам. Незанятые территории находятся на правах публичной формы собственности на землю – это право, которое принадлежит государству. Публичная собственность может распространяться на участки с разным назначением. У такой формы есть особенности, определённые основания для возникновения и правила перевода в частные угодья.

Суть понятия

В РФ собственниками могут выступать:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство – самостоятельный субъект права.

В свою очередь, представители государства – это:

  • федеральное образование (государство в целом);
  • региональное образование (субъекты РФ);
  • муниципалитет в составе региона (город, село и т.д).

До того, как стали действовать правила приватизации (перевода объектов из государственного владения в частные руки), публичная форма собственности была в стране основной и практически единственной. На сегодняшний день большинство земельных наделов по-прежнему остаётся в руках государства, но процент частных владений стал гораздо выше.

Читать еще:  Дарение доли земли сельскохозяйственного назначения

Законодательство в сфере публичного права на земельные участки

Право собственности на земельный участок регулируется следующими нормативными актами:

  1. гл.3 Земельного Кодекса РФ;
  2. Гражданский Кодекс РФ;
  3. Постановления Правительства РФ и Федеральные Законы;
  4. региональные нормативные документы.

На какие наделы распространяется право публичной собственности

В целом, каждый участок может оказаться во владении государства. Главное, чтобы соблюдались общие требования:

  • границы, установленные в ходе межевания;
  • индивидуальный номер и запись в Кадастре;
  • адрес.

Однако, Земельный Кодекс упоминает ряд земель, которые могут быть только в собственности у государства. Это земли, имеющие категорию:

  1. лесной фонд;
  2. водный фонд и прибрежная зона;
  3. природные памятники и объекты особой важности, федерального значения;
  4. земли запаса с объектами федерального значения на них;
  5. земли, предназначенные для нужд Вооружённых сил РФ;
  6. участки с инфраструктурой общественного значения: теле- и радио вышки, дороги, водопроводы и линии электропередач, объекты космического назначения и прочие земли, удовлетворяющие запросы государства в целом;
  7. земли, содержащие полезные ресурсы федерального значения.

Этих наделы так же подлежат государственной регистрации права собственности. Кроме того, на земли в публичной собственности распространяются правила и регламенты использования, принятые для частных владельцев:

  • использование только в соответствии с целевым назначением, указанном в Кадастре в графе «категория земли»;
  • сохранение участка в чистоте, недопущение обеднения территории, забота об экологической безопасности;
  • соблюдение нормативов использования земельного надела.

Различие в управлении

Субъекты РФ состоят из муниципальных образований. Земельные наделы каждого субъекта делятся на:

  • неотчуждаемые массивы, которые принадлежат государству в целом и не могут быть переданы ни в ведение субъектов, ни муниципалитетам, ни тем более, в частные руки;
  • отчуждаемы массивы. В гражданском праве существует возможность передачи части земель в управление регионов, а затем – муниципалитетов. Это земли, которые могут быть переданы в частные руки. Право передавать остаётся за муниципальными властями. Однако, заполучить в частную собственность участок можно только по определённым правилам.

Правила передачи участков в частные руки

Публичные образования передаются частным владельцам (физическим и юридическим лицам) на основании:

  • права возмездного пользования (договор аренды);
  • права бессрочного постоянного использования;
  • права пожизненного наследуемого владения (в данный момент участки на таком основании не выдаются, но выданные ранее продолжают существовать в этой форме собственности).

Все эти варианты осуществляются без смены владельца: пользуется землёй частное лицо, но она продолжает принадлежать муниципалитету.

  • Плюсы такого владения: не нужно платить земельный налог, так как эта обязанности возлагается на собственника, а государство не может являться налогоплательщиком;
  • Минусы: нет возможности использовать участок как инструмент обогащения и передать его третьему лицу: продать, завещать, подарить.

Что даёт приватизация участка

  1. право распоряжения;
  2. возможность сдать надел в долгосрочную и краткосрочную аренду;
  3. право заложить участок в банк, чтобы обеспечить обязательства перед банком, например, при получении крупного кредита или ипотеки.

Как приватизировать землю, находящуюся в публичной собственности

Эти нормы регулируют Гражданский и Земельный Кодексы. Варианты приватизации:

  1. безвозмездное оформление после определённого периода пользования. Этим правом наделены льготные категории граждан: многодетные семьи, семьи, построившие на участке жилой дом для себя, семьи, ведущие фермерское хозяйство на желаемой территории более 5 лет, муниципальные и региональные госслужащие, пользователи земель в составе СНТ и дачных товариществ. Дополнительно в этот список могут включаться иные льготники – это решают региональные власти;
  2. выкуп по кадастровой стоимости. Эта процедура может происходить через торги (участие в аукционе) или без них. Это зависит от назначения и ценности земли, а так же целей, для которых будущий собственник хочет приобрести участок.

Аукционы

Инициировать аукцион может как сам будущий владелец, так и государство. Правила, по которым строятся торги, если их инициировал муниципалитет:

  • он организует межевание с определением границ;
  • он извещает потенциальных участников-покупателей о предстоящих торгах через СМИ и свой официальный сайт.

Если инициатор – частное лицо, в его обязанности входит:

  • подача заявления или просьбы о продаже желаемого участка с обоснованием своих целей;
  • межевание этого участка;
  • присутствие на торгах, участие в них.

Документы для приватизации

Если по итогам аукциона участок находит нового владельца, он должен заключить с представителем муниципалитета договор купли-продажи, а затем зарегистрировать право собственности в Кадастровой палате. Понадобятся документы для выкупа:

  1. заявление в муниципалитет;
  2. удостоверение личности (паспорт) или регистрационные документы юридического лица;
  3. акт о межевании;
  4. если участок уже был в использовании – документы, подтверждающие это (договор аренды, распоряжение о выдаче земли в бессрочное пользование и тд);
  5. протокол аукциона или документы, подтверждающие право выкупа земли без аукциона (льготный статус);
  6. квитанции об оплате участия в аукционе, стоимости земли и тд.

Для оформления права:

  1. заявление о внесении изменений в кадастровый паспорт в связи со сменой владельца;
  2. паспорт или учредительные документы;
  3. договор купли-продажи;
  4. межевой план;
  5. квитанция об уплате госпошлины.

Заключение

Участки, находящиеся в публичной собственности, принадлежат различным структурам государства. Выкупить в частное владение можно только некоторые категории земель. Для выкупа потребуется наличие льгот или участие в аукционе, который может инициировать сам будущий собственник. Оформление участка, купленного у муниципалитета, происходит по стандартной схеме в МФЦ или Росреестре. Право владения даёт возможность продать, обменять, подарить или передать по наследству владение.

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

У любого надела может быть частная или публичная форма собственности земельного участка. В первом случае собственником надела является юридическое или физическое лицо. Во втором – государство.

Законодательное регулирование

Государственное право владения территорией делится на три категории:

  • находящиеся в федеральной собственности;
  • принадлежащие субъектам РФ;
  • относящиеся к собственности муниципальных образований.

До начала 90-х годов все земельные наделы принадлежали государству. Они предоставлялись населению во временное пользование, но право собственности сохранялось за органами власти. И только с началом приватизации стали появляться частные землевладения, хозяевами которых становились граждане или организации.

Какие участки относятся к публичной собственности

Государственными признаются территории, не имеющие собственника в лице юридических или физических лиц, а также соответствующие следующим требованиям:

  • имеющие установленные границы;
  • у которых определен точный адрес или местоположение;
  • поставленные на кадастровый учет.

Помимо этого существуют земли, которые могут находиться только в публичной собственности:

  • лесной и водный фонд;
  • особо охраняемые территории;
  • участки, предназначенные для оборонных нужд и нужд служб безопасности страны;
  • территории с недрами федерального значения;
  • земли запаса;
  • участки, на которых расположены объекты общественной инфраструктуры, например, автомагистраль.

Перечень земель, которые могут относиться только к государственной собственности, является открытым. Федеральные и региональные власти вправе самостоятельно определять критерии, по которым земля не может передаваться гражданам.

Основания для возникновения прав на надел

Публичная форма собственности может возникнуть у земельного участка по одному из следующих оснований:

  • признание земли государственной собственность в соответствии с федеральными законами;
  • полученные в результате разграничения госсобственности;
  • приобретенные в результате сделок, проведенных в соответствии с ГК РФ.

В ст. 218 ГК РФ перечислены сделки, в результате которых появляется право собственности. К ним относятся:

  • создание нового земельного участка, например, путем разделение одной большой площади на несколько небольших территории;
  • заключение сделки купли-продажи или иного договора на отчуждение имущества;
  • получение земли, не имеющей владельца, например, если собственник умер, а наследников на участок нет.

Отличия от частной формы владения

Основным отличием публичной формы собственности от частной является отсутствие конкретного лица, которому принадлежит территория . То есть, государственные земли не имеют точного собственника, в то время как у частной территории в выписке ЕГРН указано лицо, которое владеет данной землей.

Второе существенное отличие частных и публичных форм владения – налогообложение для владельцев земель. Государственные наделы не облагаются земельным налогом, в то время как юридические и физические лица, владеющие территорией, ежегодно оплачивают налоговый сбор.

Все блага, полученные от эксплуатации территории, имеющей публичную форму владения, принадлежат обществу. Если надел принадлежит частному лицу, то блага достаются только собственнику.

Отчуждение участков, принадлежащих государству, происходит путем приватизации, сдачи в аренду или на основании договора бессрочного пользования. Частные территории могут быть отчуждены по договору купли-продажи, дарения, завещания или иным основаниям, не противоречащим закону.

Очевидно, что частное землевладение дает собственнику больше прав на распоряжение участком, чем публичная форма владения.

Можно ли получить публичную землю в частную собственность

Публичное право собственности на земельный участок может быть переведено в частное землевладение. Передача территорий гражданам или организациям проводится по следующим основаниям:

  • аренда;
  • постоянное бессрочное пользование;
  • пожизненное наследуемое владение.

В первом случае фактическим собственником надела остается государство. Арендатор имеет право использовать территорию по целевому назначению на возмездной основе. Такая форма владения землей освобождает человека или предприятие от необходимости уплаты земельного налога. Одновременно с этим у хозяина отсутствует возможность полноправно распоряжаться участком.

Перевод территории в частное землевладение дает собственнику возможность распоряжаться наделом по своему усмотрению. Владелец может совершать с землей следующие действия:

  • использовать для личных нужд, не противоречащих законодательству;
  • использовать в предпринимательских целях;
  • закладывать в банк в качестве обеспечения кредитного договора;
  • сдавать в аренду третьим лицам или организациям;
  • продавать или обменивать на другие участки;
  • совершать сделки по безвозмездному отчуждению – дарение, завещание.

Передача прав на надел в пользу физических и юридических лиц происходит на платной основе. Для отдельных категорий граждан существует возможность бесплатного получения надела. К таким лицам относятся:

  • многодетные родители;
  • люди, владеющие участком под ИЖС свыше 5 лет;
  • фермерские хозяйства, пользующиеся землей по целевому назначению более 5 лет;
  • сотрудники муниципальных органов власти;
  • участники СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Местные власти вправе устанавливать дополнительные критерии, согласно которым граждане могут получить землю безвозмездно.

Как это сделать

Порядок предоставления участков с публичной формой собственности в распоряжение физ. и юр. лиц осуществляется в соответствии с главой V.1 ЗК РФ. Согласно ст. 39.3 Земельного кодекса передача наделов в распоряжение граждан и предприятий может проводиться посредством проведения аукциона или без проведения торгов.

Торги проводятся по инициативе органов власти или по заявлению лиц, претендующих на территорию. На аукцион могут быть выставлены только участки, имеющие сформированные границы и поставленные на кадастровый учет.

Если торги проводятся по инициативе муниципалитета, то власти обязаны разместить информацию об этом в местных СМИ. В предложении принять участие в аукционе всех желающих содержатся следующие данные:

  • характеристики надела;
  • сроки подачи заявки;
  • начальная стоимость земли.

Начальная стоимость определяется путем кадастровой оценке участка, проводимой специализированной организацией. Торги проводятся путем повышения стоимости надела. Победителем признается участник, предложивший наибольшую цену. Участник, победивший на торгах, должен оформить права собственности на территорию в Росреестре.

Если инициатором проведения аукциона является гражданин, то ему необходимо получить межевой план участка. Этот документ служит основанием для постановки земли на государственный учет.

В межевом плане отображается информация о качественных характеристиках территории, а также устанавливаются границы со смежными наделами. К плану прилагается акт о согласовании границ с владельцами соседних участков. В остальном схема проведения торгов не отличается от аукциона, инициированного муниципалитетом.

Без проведения торгов

Участки, выделенные под ИЖС или ЛПХ, могут быть предоставлены во владение граждан без проведения торговых процедур. Для этого хозяин надела должен обратиться в земельный комитет при органе власти, которому принадлежит территория. При обращении необходимо представить следующие документы:

  • паспорт;
  • заявление;
  • договор, на основании которого территория передана в пользование;
  • межевой план со всеми приложениями.

Если от имени гражданина действует представитель, то дополнительно предоставляется доверенность на удостоверение полномочий.

Заявление рассматривается 30 дней, после чего уполномоченный орган выносит постановление о праве гражданина на выкуп земли. С полученным документом человек обращается в Регистрационную палату или МФЦ для госрегистрации прав на надел.

Гражданину необходимо представить следующие документы для регистрации:

  • постановление земельного комитета;
  • паспорт заявителя;
  • подтверждение оплаты выкупной стоимости;
  • межевой план;
  • квитанцию об уплате пошлины.

Госпошлина за совершение регистрационных действий составляет 2000 рублей для физических лиц, и 22000 для предприятий.

По окончании регистрационных действий в единый государственный реестр кадастра и картографии вносятся сведения о новом владельце надела, а собственник получает выписку ЕГРН, подтверждающую его законные права на владение и распоряжение территорией.

Гражданин, оформивший землю в собственность, имеет больше прав по распоряжению наделом, чем человек, пользующийся участком, принадлежащим государству. Хотя публичная форма собственности тоже имеет свои преимущества, например, освобождение от уплаты земельного налога. В дальнейшем такая земля может перейти из публичного владения в частную собственность гражданина или предприятия.

Читать еще:  Картография земельных участков

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

Публичная форма собственности земельного участка

В соответствии с нормами российского законодательства, существует несколько форм собственности земельных участков. Особое внимание заслуживает публичная форма, так как к ней относится существенная часть территории нашей страны.

  1. Что означает публичная форма собственности земли?
  2. Как оформить муниципальную или государственную землю в собственность?
  3. Минусы и плюсы такой формы собственности
  4. Плюсы публичной формы
  5. Минусы публичной формы

Что означает публичная форма собственности земли?

Если земельный участок относится к публично-общественному образованию, то есть принадлежит государству, отдельным субъектам РФ или муниципальным властям, речь идёт о публичной форме собственности.

Граждане способны получить такой объект недвижимости в частное владение, подобный процесс называется приватизацией.

Публичная форма собственности земельного участка имеет две разновидности:

  • муниципальную;
  • государственную.

В последнем случае объект недвижимости принадлежит государству в целом, то есть всей Российской Федерации. Государственная собственность имеет 2 уровня – федеральный и относящийся к отдельным субъектам РФ (областям, республикам и т. п.).

Государство вправе сдавать такие объекты недвижимости в аренду частным лицам, организациям и муниципалитету.

Собственность муниципальных властей не относится к разновидности государственного владения, так как муниципальные образования имеют отдельный правовой статус и обладают определёнными правомочиями.

К муниципальным территориям относятся фермерские и крестьянские хозяйства, земли садоводческих товариществ и различных кооперативов, территории, необходимые для жизнеобеспечения населённых пунктов. От имени муниципалитета объектами недвижимости распоряжаются органы местного самоуправления.

Как оформить муниципальную или государственную землю в собственность?

Законодательство РФ предусматривает несколько способов передачи муниципальной или государственной территории в частное владение – с помощью заключения договора купли-продажи, путём приватизации интересующего участка или его арендования. На практике чаще всего встречается последний вариант.

Процесс получения прав на землю, находящуюся во владении муниципалитета либо государственных властей, не ограничивается подписанием соответствующего договора.

Новый хозяин имущества должен обратиться в территориальное отделение единого Росреестра и зарегистрировать факт перехода прав на землю. Только после получения выписки из ЕГРН лицо становится официальным владельцем объекта недвижимости.

Сотрудник проконсультирует вас по интересующему вопросу и сообщит, какой список документации требуется для оформления сделки (при необходимости).

Минусы и плюсы такой формы собственности

Граждане, имеющие во владении частное строение (жилой дом или дачу), часто задумываются о приватизации земельного участка под постройкой.

Однако публичная форма собственности обладает как преимуществами, так и существенными недостатками, с которыми рекомендуется ознакомиться перед принятием окончательного решения о переводе земли в частное владение.

Плюсы публичной формы

К положительным чертам такой формы собственности относят:

  • отсутствие необходимости оплачивать обязательный налоговый сбор на объект недвижимости (после получения прав на участок гражданин становится полноценным налогоплательщиком, арендаторы освобождаются от оплаты налога);
  • защита от мошенников (недоброжелатели способны получить права на землю, находящуюся в собственности гражданина, путём обмана или введения лица в заблуждение).

Кроме этого, если речь идёт о квартире или доме, находящемся во владении государственных либо муниципальных властей, приватизация объекта будет означать потерю некоторых привилегий.

  • Во-первых, лица, проживающие в муниципальном жилье, вправе претендовать на улучшение жилищных условий. Если квартира не соответствует тем или иным нормам, гражданин может получить более просторное жилое помещение, отвечающее его требованиям.
  • Во-вторых, если жилое помещение будет серьёзно повреждено в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, государство и муниципалитет обязуются предоставить гражданину новое жильё.

Минусы публичной формы

Граждане, арендующие участок или жилое помещение, находящиеся во владении муниципалитета либо государственных властей, могут столкнуться с двумя существенными недостатками такой формы собственности.

  • Во-первых, лицо, арендующее землю или проживающее в квартире по договору социального найма, не имеет прав на данные объекты недвижимости. Иными словами, гражданин не сможет полноценно распоряжаться и владеть этим имуществом (подарить, завещать, обменять, оставить под залог и т. д.). Для получения прав на объект необходимо его приватизировать или выкупить у государства либо местных властей.
  • Во-вторых, в любой момент гражданин может быть выселен из муниципальной квартиры или лишиться участка, не находящегося в его владении. Чаще всего это невозможно без наличия существенной причины (например, при нарушении арендаторами норм законодательства или условий заключённого ранее договора).

Прежде чем решить, нужно ли вам приватизировать земельный участок или жилое помещение, взвесьте все «за» и «против» данной процедуры, а также определите возможные последствия, которые ожидают вас после регистрации перехода прав в Росреестре.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector