Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Приватизация каких земельных участков запрещена

Случаи запрета приватизации земельных участков

Отказ на оформление земельного участка в собственность (приватизацию земельного участка) , находящегося в муниципальной либо государственной собственности, может быть получен пользователем в тех случаях, если федеральным законодательством установлен запрет на передачу в собственность.

Юридические услуги Московской областной земельной компании основаны на таких ситуациях. Случаи, в которых невозможно оформление прав собственности земельных участков оговорены в Земельном Кодексе РФ (далее ЗК РФ) и в принятых федеральных законах в его развитие. Не вправе в своих нормативных актах устанавливать другие случаи запрета на приватизацию земельных участков и субъекты РФ, и органы местного самоуправления.

Установленный ЗК РФ запрет на приватизацию относится к:

  • Земельным участкам, которые расположены на береговой полосе, которая установлена Водным Кодексом РФ (далее ВК РФ). Подобный запрет обусловлен ВК РФ, согласно которому береговая полоса предназначена для пользования общего характера. При этом она является полосой земли вдоль границы водного объекта, находящегося в общем пользовании. Также следует знать, что ширина такой береговой полосы составляет 20 метров. Береговая полоса каналов, ручьев и рек, длина которых не более 10-ти километров составляет 5 метров. Ширина береговой полосы не определена для таких водных объектов, как ледники, болота, родники, гейзеры, снежники и др.
  • Земельным участкам, в пределах которых находятся обводненные карьеры либо пруды. А эти водные объекты в соответствии с ВК РФ, ЗК РФ, ГК РФ могут отчуждаться вместе с земельными участками, на которых они расположены. Под территориями общего пользования необходимо понимать те территории, которыми может беспрепятственно пользоваться различный круг лиц. Например, улицы, набережные, площади, проезды, бульвары, скверы и др.
  • Земельным участкам общего пользования, которыми в соответствии с ЗК РФ являются участки, которые в свою очередь заняты улицами, площадями, автомобильными дорогами, набережными, бульварами, проездами, скверами, пляжами, водными и другими объектами. К участкам общего пользования можно также отнести земли, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, которыми в свою очередь может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц. Земли, которые прошли процесс оформления земли в собственность, к участкам общего пользования относиться не могут, в соответствии с ЗК РФ. Земельные участки, которые заняты объектами общего пользования и переданные муниципальным организациям исключительно для обеспечения неограниченного доступа к подобным объектам и содержания таких земель не теряют статус земли общественного пользования. Землями общего пользования в соответствии с ГК РФ являются непосредственно земельные участки, исключительно которые находятся в муниципальной либо государственной собственности и не закрыты для общественного доступа. Если на земельном участке имеются возведенные объекты: здания, сооружения, строения, которые не являются объектами общественного пользования, то согласно ГК данная земля относиться к землям общего пользования не может.
  • Земельным участкам, которые находятся в государственных национальных парках и природных заповедниках, такие земли изъяты из оборота.

Кроме ЗК РФ, установлен запрет на приватизацию земельных участков в различных федеральных законах, таких, как, например, ФЗ «О приватизации муниципального и госимущества». Юридические услуги компании полностью раскрывают тему таких федеральных законов. В ФЗ идентичен и перечень земельных участков, оформление права собственности на которые запрещено. ЗК РФ, которым в свою очередь установлены списки участков, оформление права собственности на которые ограничено и участков, оформление права собственности на которые запрещено, т.е. приватизация данных земельных участков запрещена. Согласно представленному выше федеральному закону оформлению прав собственности не подлежат следующие земельные участки:

  • Земельные участки, которые входят в лесной фонд.
  • Земельные участки, которые входят в водный фонд.
  • Земельные участки, в состав которых входят особо охраняемые природные территории и объекты.
  • Земельные участки, земля на которых заражена опасными веществами либо они подвергались биогенному заражению.
  • Земельные участки общего пользования.
  • Земельные участки, которые находятся на землях, которые в свою очередь зарезервированы для муниципальных либо государственных нужд.
  • Земельные участки, которые находятся на землях, предназначенных для транспорта и обеспечения деятельности, связанной с ним, например, деятельности в морских, речных портах, либо земель, отведенных для развития подобного рода деятельности.
  • Земельные участки, которые не подлежат отчуждению по действующему законодательству РФ.

Приватизация земельного участка

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Далее подробнее.

Стать владельцем участка земли можно либо путем его покупки, либо путем приватизации. Приватизировать можно землю муниципалитета или государственную, как указано в Земельном кодексе РФ, ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.

Закон позволяет приватизировать участок земли на безвозмездной основе:

  • Тем, кто оформил в свое время договор о бесплатном пользовании на 6 лет или больше, через 5 лет могут приватизировать эту землю (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Тем, кто получил землю бесплатно для строительства дома или подсобного хозяйства на 6 лет, спустя 5 лет могут приватизировать этот участок (ст. 39.10 ЗК РФ);
  • Многодетным семьям (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ);
  • Собственникам объектов, находящихся на данном участке и полученных путем покупки, наследования, дарения или иной сделки до 25.10.2001 г.;
  • Арендаторам земли по договору, заключенному ранее 25.10.2001 г.;
  • Тем, кто получил землю бессрочно (либо зарегистрировал пожизненное наследуемое владение), и на нем построил жилье, уже оформленное в собственность.

Бесплатно приватизировать землю вправе все граждане РФ, но только 1 раз в жизни. Во всех остальных случаях земля может быть только выкуплена у муниципалитета по ее кадастровой стоимости, вычисляемой по ставке земельного налога для данной категории землепользования.

Отказ в приватизации можно получить только тогда, когда:

  • Участок зарезервирован для госнужд или изъят из обращения (парк, заповедник, заказник и т.д.) – ст. 27 ФЗ №178 от 21.12.2001 г.;
  • Участок запрещен к приватизации по ст. 28 ФЗ №178;
  • Земля расположена на берегу водоема, пруда или береговой полосы общего использования;
  • Земля относится к территории общего пользования (автотрасса, улица, площадь и т.д.).

Отказ выдается заявителю в письменной форме, причем мотивировать его муниципалитет вправе только соответствующими положениями федерального законодательства, но не нормативными актами местного значения.

Приватизация земли: пошаговая инструкция

В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов:

Этап 1: укомплектовать пакет документов

Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:

  1. Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) — ст. 39.15 ЗК РФ;
  2. Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.
  3. Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
  4. Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
  5. Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
  6. Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
  7. Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
  8. Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
  9. Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).

Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.

Этап 2: подача документов

Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:

  1. Администрацию муниципалитета.
  2. Территориальное управление Росимущества.

В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.

Этап 3. Постановка на кадастровый учет

Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.

Этап 4. Решение уполномоченного органа

Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст. 39.15 ФЗ №178).

Этап 5. Регистрация права собственности

В Росреестр по адресу приватизируемого участка подаются документы:

  1. Заявление.
  2. Паспорт заявителя.
  3. Решение муниципалитета о предоставлении земли для приватизации.
  4. Квитанция об оплате госпошлины (350 руб.).

Если у регистрирующего органа нет претензий к предоставленной документации, то через 10 дней заявителю будет предоставлена выписка из ЕГРП, подтверждающая завершение регистрации. С этого момента владелец будет регулярно получать уведомления о необходимости оплатить земельный налог (0,3% от цены земли, определенной кадастром).

Условия приватизации земли и кто имеет право приватизировать землю?

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

  • Можно ли приватизировать земельный участок
  • Нужно ли приватизировать земельный участок
  • Какие земли не подлежат приватизации
  • Кто имеет исключительное право на приватизацию

Можно ли приватизировать земельный участок

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

  • За выкуп;
  • Бесплатно.

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

  • Бессрочного пользования;
  • Пожизненного наследуемого владения;
  • Предоставления в безвозмездную или возмездную аренду.

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Читать еще:  Процедура согласования границ земельного участка

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

При покупке квартиры можно получить налоговый вычет. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Хотите оформить в собственность участок, взятый в аренду на 49 лет? Здесь есть подробная инструкция.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Что говорит закон о приватизации земельных участков

В соответствии с последними решениями Государственной думы до 1 марта 2020 года продлено действие «дачной амнистии», дающей право бесплатной приватизации земельных участков. Это значит, что после указанной даты оформить право собственности на землю можно будет только платно. Прежде чем обратиться в государственные органы для оформления собственности, следует разобраться в том, кто и на каких условиях может бесплатно приватизировать землю, какие категории земель не подлежат приватизации, в чем состоит суть процедуры и что необходимо подготовить заранее.

Содержание федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2006 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2001 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом. С 2001 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Приватизация как общее понятие

До 1991 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки. Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства. Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно. При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога. Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог. Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 1996 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству. При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах. Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план. Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса. В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию. Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной. Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2000 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее. Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли. Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д. Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них. Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Читать еще:  Как оформить самозахват земли в собственность в 2020 году

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Приватизация каких земельных участков запрещена (ЗК РФ)

Приватизация, каких земельных участков запрещена согласно ЗК РФ: резервные земли, которые планируется использовать для реализации муниципальных или государственных целей. Также к таким территориям относятся особо охраняемые природные зоны. Участки, на которые наложен запрет частного выкупа в соответствии с ЗК РФ.

Какие участки нельзя приватизировать

В земельном законодательстве прописан полный перечень таких участков. Не получится оформить право на следующие категории земель:

  • леснойводный фонд;
  • охраняемые природные объекты;
  • биозагрезнённые участки;
  • территории, которые находятся в резерве у муниципальныхфедеральных нужд.

Также физическиеюридические лица не могут приватизировать участки на основании действующего законодательства. Далее будет продолжен обзор участков, которые нельзя оформить в собственность.

Пределы береговой полосы

Запрет прописан в статье под номером №27 ЗК РФ. Также этот норматив указан и в соответствующем Водном Кодексе РФ. Данное ограничение действует только на те земли, которые имеют протяжённость более 20 метров от береговой полосы.

В первую очередь такое ограничение аргументируется массовостью использования земельного участка. Но необходимо знать, что для некоторых земельных наделов ширина участка должна быть в пределах 5 метров. Прежде чем инициировать процедуру приватизации таких территорий, изначально нужно убедиться в целесообразности проведения данного мероприятия.

Заповедники и природные парки

На основании ЗК РФ земли, которые расположены в границах заповедных и природных зон изъяты из оборота. Аналогичное ограничение указано и в ФЗ РФ о порядке оформления прав собственности на федеральные и муниципальные территории. Эта норма полностью идентична земельному кодексу.

Заповедники и природные парки не могут быть приватизированы ни физическими и иными лицами. Если использовать такие участки самовольно, за это последует уголовноеадминистративное наказание.

Пруды и обводнённые карьеры

В соответствии с российским земельным кодексом, а именно со статьёй №27 введено ограничение на приватизацию участков, на которых расположены карьерыпруды. Для таких территорий определяются их конкретные границы. То есть только в пределах них, можно использовать надел.

Некоторые территориальные разграничения не могут быть использованы для процедуры приватизации. После того, как будут установлены чёткие границы, отведённые участки могут быть переведены в частное владение.

Земли общего пользования

Это улицы, набережные зоны, бульвары, парки, площади, дорожные проезды, транспортные развязки. Этот перечень не является полноценным, так как он постоянно обновляется и пополняется.

Если говорить обобщённо, к рассматриваемым землям общего использования могут быть также причислены все территории, которые находятся в муниципальномгосударственном фонде. То есть они используются неограниченным количеством граждан. Очень часто такие земли сдают в арендное пользование с последующей переуступкой прав. Таким образом, у земли может постоянно меняться землепользователь.

Особо охраняемые и другие категории

Такие земли также не могут быть приватизированы, они изъяты из оборота. Полный список прописан в земельном российском законодательстве. А именно:

  • охраняемые зоны;
  • леснойводный фонд;
  • участки, на которых находятся памятки, зоны археологических раскопок, культурные заповедники;
  • земли, предоставленные для размещения вооружённых сил оборонительных систем;
  • наделы, размещённые в закрытыхсекретных муниципальных образованиях;
  • территории для осуществления воздушных, речных, морских перевозок.

Также ограничение действует в отношении земельных участков, представленных для производствауничтожения химических веществ, для поставки связи организациям. Участки, занятые объектами гидротехническими сооружениями.

Запрет на денационализацию определённых участков

Есть множество причин, по которым заинтересованному гражданину могут отказать в приватизации земельного участка. Среди основополагающих факторов, стоит выделить следующие аспекты:

  • Земельные участки, находящиеся на территории определённого надела, и возможно, они в скором времени будут причислены к особо охраняемым природным фондам.
  • Производственные зоны, предусматривающие реорганизацию.
  • Запрет на частный выкуп в соответствии с действующим российским законодательством.
  • Резервные участки для реализации муниципальныхгосударственных нужд.

Есть также определённые трудности не только в приватизации земельных участков, но и с их оформлением. Сложности могут возникнуть, если заинтересованное лицо состоит в садовом товариществе и у него имеются долги, либо это товарищество уже давно закрыто. Земельные участки с расположенными на них самовольными (незаконными) строительными объектами. Также могут быть выявлены недочёты в отчётной документации. Документы были утеряны или у них истёк срок годности.

После того как участок будет приватизирован, собственник сможет распоряжаться им по собственному усмотрению. Это значит, что землю можно сдавать в арендное пользование, продавать, использовать в целях коммерции, передавать родственникам по наследственной линии.

Участки, которые можно оформить в собственность

Если на территории возведено здание, и оно находится в собственности у юридическогофизического лица, участок можно будет приватизировать. Согласно земельному законодательству, оформление в собственное владение допускается и иные категории. А именно:

  • земельные участки, выделенные граждан под индивидуальное жилищное строительство;
  • территории, полученные для ведения садоводства, огородничества, размещения гаражей;
  • земли с правом безвозмездного использования;
  • наделы с бессрочным или наследуемым правом.

Если на эксплуатированном земельном участке отсутствуют строительные объекты, так как это запрещает договор, его можно приватизировать. Но при этом у гражданина должно быть право бессрочного использования. Либо он должен владеть им на праве пожизненного наследуемого владения.

Приватизировать участок можно только однократно. Если владельцем недвижимого объекта является несовершеннолетнее лицо, воспользоваться услугой приватизацией сможет только после достижения совершеннолетнего возраста. Когда участок не находится в собственности, по закону, его нельзя передавать по наследству.

Кто имеет право на приватизацию

В первую очередь это те лица, которые являются непосредственными землепользователями. Так, права на проведение приватизации имеются только у тех граждан, которые получили участок в арендное или безвозмездное пользование. Безвозмездная эксплуатация земельного надела это не то же самое, что и процедура приватизации. Это право не позволяет передавать территорию в наследство или продавать данное недвижимое имущество. Единственное, чем отличается это право от арендного использования участка — отсутствие ежемесячных платежей.

Приватизировать участок не смогут иностранные граждане, кто уже ранее воспользовался этим правом. Не получится принципиально приватизировать земли, на которые установлен запрет к инициации этой процедуры, изъяты из обращения. Участки общего пользования: береговая зона реки, моря, озера. К этой же категории причисляются и земли, на которых проходит улица, трасса.

Как приватизировать участок

Стать полноценным пользователем земельного участка можно только по прошествии всех этапов этой сложной процедуры. Сложен не сам процесс, а сбор и подготовка комплекта документов. Затем предоставить их в госорган для регистрации, дождаться решения, а потом уже приступить к проведению межевания и кадастровых работ. Далее уже происходит приватизация и оформляется право собственности на участок.

Процесс, процедура

В первую очередь необходимо подготовить комплект документов. Без них невозможно проведение дальнейших действий. Их представить для рассмотрения в многофункциональный центр. После их принятия, заинтересованному лицу будет выдана соответствующая выписка. В ней же будет указана конкретная дата, когда необходимо забрать готовые документы.

Далее проводится межевание, и кадастровые работы. Это необходимо для уточнения территориальных границ. Если ранее мероприятие проводилось, можно сразу приступить к приватизации. Необходимо знать, если границы земельного участка уменьшались или убавлялись, нужно все эти изменения занести в кадастровые документы.

С готовым кадастровым планом обратиться в единый государственный кадастр недвижимости, чтобы поставить участок на учёт. После выполнения этого шага, обратиться в местный муниципальный орган с заявлением на приватизацию. В случае положительного решения, оформить права собственности. Теперь можно обращаться с недвижимым имуществом по собственному усмотрению.

Сроки

Предварительное согласование занимает порядка одного месяца. В случае если документы не приняли с первого раза из-за недостатка одной или нескольких справок, их необходимо донести. Соответственно, срок может быть увеличен на несколько днейнедель.

Учитывая тот факт, что не все бумаги можно получить в одной инстанции, и придётся обратиться в несколько организаций, приватизация может длиться 2 и более месяцев. А когда все документы на руках, оформить права собственности можно всего за пару недель.

Стоимость и сроки

Если земля используется для садоводства, личного подсобного хозяйства, жилищного строительства и для аналогичных задач, пошлина = 350 рублей. В иных случаях, эта сумма может быть увеличена до 2 тысяч рублей.

При подаче документов через портал государственных услуг, есть возможность получить скидку на оплату государственной пошлины. Как правило, это не более 30%. Но стоимость услуг может увеличиватьсяуменьшаться в зависимости от местонахождения земельного участка, индивидуальных особенностей, целевого назначения и иного фактора.

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

Запрет на приватизацию земельного участка

Сосед приватизировал землю общественного пользования , тем самым перекрыв единственно возможный подъезд к моему дому , можно ли как -то признать недействительной эту приватизацию? Как можно вернуть мой подъезд к дому, он был предусмотрен ген.планом когда нарезали участки под застройку? Можно ли сделать запрет на приватизацию земельного участка?

    приватизация земли, земельные споры, земли общего пользования, договор сервитута, приватизация земельного участка, документы на приватизацию земельного участка, дороги общего пользования
  • Поделиться

Ответы юристов ( 2 )

  • 159 ответов
  • 57 отзывов

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса «Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.» Вам необходимо в местной администрации удостовериться, что проезд к вашему участку действительно относится к территории общего пользования (за границами красной линии застройки) и с данной информацией обращаться в суд, ссылаясь на вышеназванную статью.

  • 2822 ответа
  • 658 отзывов

Согласно ст. 85 ЗК РФ

В состав земель населенных пунктов
могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными
регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;

3) рекреационных
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные
участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами,
прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности
каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается
градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с
учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности
территориального сочетания различных видов использования земельных участков
(жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов
использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной
территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового
режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под
поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и
последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения
всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами
и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав
на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в
соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой
территориальной зоны видом разрешенного использования.

4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты
недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных
зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов
разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям,
установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними
объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их
в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их
использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников
истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих
градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними
объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей
среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в
соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование
таких объектов.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также
строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными
земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с
установленными градостроительными регламентами.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 215-ФЗ)

Читать еще:  Как поменять разрешенное использование земельного участка? на сайте Недвио

5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для
застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного
назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой
застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой
застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно
градостроительным регламентам.

6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон
предназначены для застройки административными зданиями, объектами
образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными
предназначенными для общественного использования объектами согласно
градостроительным регламентам
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности
каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный
регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей
ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания
различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового,
производственного, рекреационного и иных видов использования земельных
участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны,
устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент
территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков,
равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и
используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений,
сооружений.

То есть, град. Регламентом определены территориальные
сочетания различных видов
использования земельных участков (жилого, общественно-делов..)

Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса земельные участки,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть
предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением
земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не
могут находится в частной собственности.

Пунктом 12 статьи 85 Кодекса установлен запрет на приватизацию
земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами,
автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами,
пляжами и другими объектами. Аналогичную норму содержит пункт 8 статьи 28
Федерального закона N 178-ФЗ.

В силу пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса
Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории,
которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе
площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Линии, которые
обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы
территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых
расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные
сооружения), линейный объекты именуются как красные линии.

При разрешении споров, связанных с приобретением в
собственность земельных участков на основании статьи 36 Кодекса, суды оценивают
доводы уполномоченных органов о невозможности продажи спорного земельного
участка в связи с запретом приватизации, установленным федеральным законом
(пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11).

Суды, исследовав представленные в дело материалы (копию
дежурного плана, с нанесением красной линии; копию публичной карты; схему
расположения земельного участка на кадастровом плане (карте); ситуационный план
и другие), признали доказанным, что спорный земельный участок расположен за
пределами красной линии и находится в зоне границы территории общего
пользования.

Установив, что испрашиваемый земельный участок относится
к землям общего пользования, суды сделали правильный вывод, что он не подлежит
приватизации, и отказали в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах оспариваемое Согласно
ст.274 ГК РФ

Собственник недвижимого имущества (земельного участка,
другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного
участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка
(соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним
участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и
проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий
электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации,
а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть
обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом,
требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит
регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое
имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях
сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления
сервитута.

То есть, Вы
вправе просить Вашего соседа предоставления права ограниченного
пользования соседним участком (
сервитута) и сможете заключить
Договор об огранич. пользовании зем. уч. соседа ( сервитут).

Либо при подаче обоснованного
иска с вышеуказанным требованием имеете все шансы на решение вопроса в свою
пользу.

Однако Смогу оказать услугу по составлению Договора,

Собственность на землю: какие категории не подлежат приватизации?

Приватизация земельных участков означает переоформление прав на землю и получение их в собственность физическими и юридическими лицами. Земельный Кодекс РФ устанавливает основания для этой процедуры.

Ниже описано, в каких случаях можно приватизировать землю, и указаны категории земель, не подлежащие приватизации, а также возможные трудности, которые могут возникнуть при оформлении земли в собственность.

  1. Перечень участков, допустимых к оформлению в собственность
  2. Какие категории запрещается приватизировать?
  3. Территории общего пользования
  4. Площади, изъятые из оборота
  5. Объекты местности, ограниченные в обороте
  6. В пределах береговой полосы
  7. Обводненные объекты
  8. В границах государственных природных заповедников и национальных парков
  9. Запрет на денационализацию определенных земельных участков

Перечень участков, допустимых к оформлению в собственность

Согласно закону о приватизации земельного участка, в собственность допускается оформлять следующий перечень земель:

  • участки земель, которые были выделены гражданам в целях постройки собственного жилья (о том. как оформить в собственность земельный участок под частным домом, читайте тут, а обо всех нюансах приватизации дома с земельным участком написано отдельно);
  • участки земель, которые были получены гражданами для осуществления деятельности садоводства, огородничества, дачного хозяйства, размещения гаражей и прочих объектов, установленных Законодательством РФ;
  • полученные земли с правом безвозмездного пользования, которые носят бессрочный или наследуемый характер.

В случае, если на используемой земле нет строений (например, в соответствии с договором нет права возводить капитальные здания), приватизация земли все равно может быть произведена бесплатно при условии, что у заинтересованного лица есть право бессрочного пользования или право пожизненного наследуемого владения.

Какие категории запрещается приватизировать?

Территории общего пользования

Статья 1 ГрК РФ указывает, что к землям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно статье 85 ЗК РФ, земли общего пользования, на которых расположены улицы, переулки, проезды, автомобильные дороги, бульвары, площади, скверы, пляжные зоны и другие объекты, установленные Законодательством РФ, приватизации не подлежат.

Земли общего пользования имеют на своих границах:

  • линейно-кабельные сооружения;
  • трубопроводы;
  • железнодорожные и автомобильные дороги;
  • и другие подобные сооружения.

Такие границы называются красными линиями. Они отделяют земли общего пользования от территорий, которыми могут быть в собственности у физических и юридических лиц.

Площади, изъятые из оборота

Земельные участки, изъятые из оборота, находятся в федеральной собственности. К ним относятся:

  • национальные парки и государственные природные заповедники (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
  • здания и сооружения, предназначенные для ведения деятельности Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими органами и формированиями (за исключением случаев, установленных Законодательством РФ);
  • здания и сооружения военных судов;
  • объекты, в которых расположены организации федеральной службы безопасности;
  • объекты, в которых расположены органы государственной охраны;
  • объекты, предназначенные для использования атомной энергии, хранения ядерных и радиоактивных веществ и материалов;
  • объекты, в которых ведется деятельность закрытых административно-территориальных образований;
  • объекты, в которых ведут свою деятельность учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинские и гражданские захоронения;
  • линии связи и коммуникаций, инженерно-технические сооружения, созданные в целях охраны и защиты границы РФ.

Объекты местности, ограниченные в обороте

Земли, ограниченные в обороте, находятся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся:

  • земли в пределах охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, входящие в состав земель лесного фонда;
  • водные объекты на территории государственной и муниципальной собственности;
  • земли, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, включенные в Список всемирного наследия, а также земли, на которых расположены историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия и музеи-заповедники;
  • земли, которые были предоставлены в целях обеспечения безопасности и обороны, ведения деятельности оборонной промышленности, таможенной деятельности и иных нужд, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, которые используются в целях строительства, эксплуатации, размещения объектов воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, а также, предназначенные для размещения сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения;
  • земли с расположенными на них объектами космической инфраструктуры;
  • земли, на которых расположены объекты гидротехнических сооружений;
  • земли, используемые в целях производства ядовитых и наркотических средств и веществ;
  • земли, которые были загрязнены опасными отходами и веществами, а также земли, подвергшиеся радиоактивному и биогенному загрязнениям, деградациям земли;
  • земли, находящиеся в границах земель, предназначенных для государственных и муниципальных целей;
  • земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В пределах береговой полосы

В соответствии со статьей 27 ЗК РФ запрещено оформлять приватизацию на земли, расположенные в пределах береговой полосы. Это обусловлено тем, что согласно ВК РФ береговая полоса предназначается для общего пользования.

Береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль линии водного объекта общего пользования. При этом ширина такой береговой полосы составляет двадцать метров. Ширина береговой полосы каналов, рек, ручьев с протяженностью от истока до устья не больше десяти километров, составляет пять метров.

Ширина береговой полосы не определяется в отношении таких водных объектов, как болота, ледники, снежники, природные выходы подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных Законодательством РФ водных объектов.

Обводненные объекты

В статье 27 ЗК РФ указано, что земли, на которых расположены пруды и обводненные карьеры, запрещено приватизировать, если иное не установлено федеральными законами. Данные земли принадлежат государственной или муниципальной собственности . Для таких территориальных объектов определена граница земли, отведенная для общего использования.

В границах государственных природных заповедников и национальных парков

Земли государственных природных заповедников, биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных и дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных курортов и местностей являются особо охраняемыми природными территориями.

Такие земли являются объектами общенационального достояния, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Участки, не подлежащие приватизации, находятся в границах государственных заповедников и национальных парков.
На землях особо охраняемых природных территорий государственного значения запрещено:

  1. размещать садоводческие и дачные участки;
  2. строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, коммуникации;
  3. и другие объекты, не связанные с функционированием охраняемых природных территорий.

Объявление земель государственным природным заказником возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков. Также участки, на которых расположены природные комплексы, и объявленные Законодательством РФ памятники природы могут быть изъяты.

Запрет на денационализацию определенных земельных участков

Действующее законодательство устанавливает еще ряд причин, из-за которых заинтересованным лицам могут отказать в приватизации земель.

К запрету на приватизацию подлежат:

  • участки земли, которые находятся на территории определенного надела и возможно в ближайшем будущем они будут отнесены к особо охраняемым природным территориям;
  • земли, находящиеся на территории производственной зоны и которые предусматривают реорганизацию;
  • земли, которые находятся под запретом частного выкупа в соответствии с Законодательством РФ;
  • резервные земли, которые планируется использовать для реализации государственных или муниципальных целей.

Также существует ряд трудностей, из-за появления которых граждане не смогут оформить приватизацию земель:

  • необходимые документы для оформления приватизации были утеряны или пришли в негодность (какие нужны документы для приватизации ЗУ?);
  • гражданин хочет оформить в частную собственность бесхозные земли, расположенные рядом с частной территорией;
  • выявленные ошибки и данные, не соответствующие реальной информации, в отчетной документации;
  • земли с расположенными на них незаконными постройками;
  • если заинтересованное лицо состоит в садовом товариществе и у него имеется какая-либо задолженность, или если товарищество было закрыто.

Таким образом, чтобы получить право распоряжаться землей, нужно оформлять ее приватизацию (о порядке и способах оформления приватизации ЗУ читайте тут). Граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть оформлены в собственность гражданами и юридическими лицами. Исключение составляют выше описанные категории земель.

Положительным моментом приватизации является то, что собственник приватизированного участка сможет распоряжаться землей по своему усмотрению, проводить различные операции с недвижимостью: продавать, сдавать в аренду, передавать в наследство, использовать в коммерческих целях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector