Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выезжать на обочину вообще нельзя

Какой штраф грозит за движение по обочине в 2020 году

Особо нетерпеливые водители, нежелающие стоять в пробках, часто пытаются объезжать затор по обочине. Однако подобные действия запрещены правилами дорожного движения (ПДД), поэтому нарушителям полагается штраф за езду по обочине.

Обочина по правилам дорожного движения


ПДД определяют обочину как участок проезжей части, непосредственно прилегающий к ней. Покрытие обочины может отличаться от дорожного полотна и отделяется от него особой разметкой (варианты 1.2.1, 1.2.2).

Пример обочины 1 (1.2.1, сплошная):

Пример обочины 2 (1.2.2, прерывистая):

Пункт 9.9 ПДД запрещает перемещение машин по обочинам, поскольку они служат для движения:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • спецсредств;
  • машин, подвозящих грузы, если нет других возможностей для проезда.

Тем не менее, выезд на обочину как таковой не запрещен — водитель может съезжать на нее для остановки. Не запрещен и выезд с обочины для продолжения движения после остановки — запрещено только движение по самой обочине, что наказывается штрафом. При этом можно съезжать лишь на обочину попутного направления, если это дорога более чем с одной полосой. В населенных пунктах на трассах с односторонним движением и двухполосных автодорогах, если на них нет трамвайных путей, разрешается останавливаться по обеим их сторонам.

Размер штрафа

Езда по обочине отнесена законом к разряду административных правонарушений, за которые водителя штрафуют. В 2019 году штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Наказание небольшое, такая сумма штрафа нарушителей не пугает. Поэтому самые «торопливые» продолжают выскакивать на обочину в нарушение правил.

Из-за этого государственные деятели и гражданские активисты продвигают идею ужесточения наказания. С их точки зрения, это позволит:

  • уменьшить число обгонов по обочине;
  • улучшить статистику по негативным последствиям такого деяния.

Сегодня в России пытаются бороться с нарушителями, повсеместно внедряя оборудование автоматической видеофиксации, способное распознавать и езду ТС по обочине. Поскольку технология еще до конца не отработана, иногда возникают ситуации, наподобие нашумевшего в 2019 году случая автоматически выписанного штрафа за езду по обочине: камера приняла упавшую за ограничительную полосу тень автомобиля за выезд.

Несправедливая ситуация

Административный кодекс однозначно определяет размер штрафа и обстоятельства применения наказания к водителю. Иногда, однако, возможна несправедливость по отношению к автолюбителю.

Рассмотрим следующую ситуацию.

  1. Водитель двигался по дороге и решил остановиться.
  2. Он съезжает на обочину по правилам, не создавая аварийной ситуации, и останавливается.
  3. Спустя какое-то время, он решает продолжить движение и выезжает обратно на трассу.
  4. Стоящий неподалеку сотрудник ГИБДД замечает это, останавливает водителя и выписывает ему штраф, поскольку факт перемещения на авто по обочине действительно был.

Это происходит из-за юридического противоречия: машина съехала на обочину, где она могла стоять, но двигаться было уже запрещено. Доказать свою правоту в таком случае будет очень сложно, многое зависит от лояльности инспектора ГИБДД. Можно попробовать объяснить ему, что съезд на обочину и продолжение движения были совершены правомерно, но чаще полиция все же выписывает штраф. Делается это для уменьшения числа аварий и облегчения движения на больших транспортных артериях.

Если был совершен съезд на тротуар, даже в разрешенной зоне, в аналогичной рассмотренной выше ситуации выписывается штраф за езду по тротуару. В 2019 году его размер составляет 2000 рублей.

С помощью штрафа:

  • водителя стимулируют не выезжать лишний раз на обочину;
  • уменьшают статистику аварий и травм с велосипедистами и пешеходами;
  • заставляют автовладельцев соблюдать правила парковки и оставлять машины в отведенных местах.

Штраф на МКАД

Московская кольцевая — загруженная трасса с большим числом спешащих автомобилей, движение по обочине тут не редкость. Штраф за езду по обочине на МКАД на 2019 год составляет те же 1500 рублей. Разница заключается в том, как фиксируют езду по обочине: на МКАД установлено множество комплексов видеофиксации, значительно увеличивших собираемость штрафных средств с нарушителей. В регионах такого оборудования меньше, поэтому водителям нередко удается «проскочить» без наказания.

Кому разрешено движение

Запрет на движение по обочине распространяется не на всех. По ней могут перемещаться:

  • велосипедисты от 14 лет, при отсутствии специальной велодорожки или возможности двигаться по таковой, а также перемещаться по полотну дороги с правого края;
  • мопеды;
  • верховые и вьючные животные, гужевые повозки — они должны двигаться максимально правее, выстроившись в ряд;
  • техника дорожно-эксплуатационных и ремонтных служб;
  • ТС, подвозящие грузы, если нет иной возможности проехать к объекту.

При этом не должно создаваться аварийных ситуаций и помех пешеходам.

Объезд препятствия по обочине также считается нарушением с соответствующим штрафом, даже если других путей объезда нет. Аналогично расценивается и объезд по обочине поворачивающего налево.

Можно применить алгоритм, позволяющий квалифицировать объезд по обочине как остановку и продолжение движения:

  • съехать на нее напротив препятствия и остановиться;
  • выйти из машины (по желанию), чтобы осмотреть яму или поинтересоваться, все ли в порядке у водителя вставшего ТС, или произвести другие действия в зависимости от препятствия;
  • продолжить движение, выехав на дорогу.

Но нужно внимательно смотреть на знаки, чтобы не совершить эти действия под знаком запрета остановки.

Штраф за остановку под знаком «Остановка запрещена» составляет от 500 до 3000 рублей. Исключение — неисправность ТС, когда требуется немедленная остановка.

Езда по встречной обочине

Движение по встречной обочине — отдельное правонарушение, поскольку водитель игнорирует сразу несколько пунктов ПДД:

  • запрет езды по обочине;
  • запрет на движение по встречной полосе, т.е. мерой наказания будет и штраф за выезд на встречную полосу.

Штраф за обгон по обочине встречного направления составит 5000 рублей. Также водителя могут лишить прав на срок до полугода. Если он был замечен за таким деянием повторно, выписывается еще один штраф (если нарушение зафиксировано автоматической камерой) или выносится решение о лишении прав на срок до года.

Штраф за езду по обочине в 2021 году

Добрый день, уважаемый читатель.

Движение по обочине — одно из самых распространенных нарушений, с которым приходится сталкиваться автомобилистам.

В этой статье будут рассмотрены правила движения по обочине, а также штрафы, которые могут быть наложены за нарушение этих правил:

Что такое обочина?

Понятие обочина рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Возможны 2 варианта организации обочины:

  • Без разметки. В этом случае обочина отличается типом покрытия (например, она отсыпана щебнем).
  • С разметкой. В этом случае покрытие не имеет значения, то есть обочина может быть и асфальтированной, и отсыпанной щебнем, и грунтовой.

Два варианта обочины приведены на следующем рисунке:

Также нужно помнить и о том, что обочина входит в состав дороги:

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Кто может двигаться по обочине?

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, разрешающие движение по обочине.

Пешеходы

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

Пешеходы могут двигаться по обочине, если на дороге нет тротуара, пешеходной или велопешеходной дорожки.

Велосипедисты

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
.
по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

Велосипедисты могут ездить по обочине только в случае отсутствия на дороге велоспедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, либо в случае невозможности двигаться по ним и по краю проезжей части.

Водители мопедов

24.7. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водители мопедов могут ездить по обочине независимо от наличия других элементов дороги, однако они не должны создавать помех пешеходам.

Гужевые повозки

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Гужевые повозки и животные имеют право двигаться по обочинам не создавая помех пешеходам.

В каком направлении двигаться по обочине?

Что касается направления движения указанных выше участников движения, то в отличие от движения по проезжей части, оно четко не определено. То есть по обочине можно двигаться в любом направлении, правила не разделяют обочины на встречную и попутную.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:

  1. В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
  2. Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
  3. По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
  4. По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.

Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.

Выезд на обочину для остановки

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

Автомобиль может выехать на обочину для остановки. При этом он может пересечь сплошную линию разметки, которая отделяет обочину:

1.2 — обозначает край проезжей части;

Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

То есть остановиться можно как на обочине без разметки, так и на обочине с разметкой:

Выезд на обочину при развороте

Рассмотрим пункт 8.8 ПДД:

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Итак, при развороте вне перекрестка водитель может начать маневр с обочины, если ширины проезжей части ему не хватает:

Обратите внимание на тот факт, что правила не разрешают при развороте пересечь сплошную разметку, отделяющую обочину. То есть если обочина выделена только конструктивно (другим покрытием), то начать разворот с нее можно. Если же она отделена разметкой, то выехать на нее при начале разворота нельзя.

Читать еще:  Можно ли сделать возврат денег наличными если оплата была картой

Штраф за выезд на обочину в 2020 и 2021 году

Наказание за движение по обочине предусмотрено частью 1 статьи 12.15 КоАП:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

То есть за езду по обочине водитель получит штраф 1 500 рублей. При этом штраф может быть зафиксирован как сотрудниками ГИБДД, так и автоматическими камерами.

Размер штрафа не зависит от того, в каком регионе совершено нарушение. То есть и выезд водителя на обочину на МКАД в Москве и выезд на грунтовую обочину в далекой деревне повлечет один и тот же штраф — 1 500 рублей.

Указанный штраф можно оплатить со скидкой 50%:

В заключение хочу отметить, что движение автомобиля по обочине при объезде пробки является довольно опасным маневром и несет опасность для других участников дорожного движения (велосипедистов, водителей мопедов, пешеходов). И если водитель допустит наезд, то его ждет куда более суровое наказание за причинение вреда здоровью (до 15 лет лишения свободы). Так что не стоит ездить по обочинам.

Повторяем ПДД. Все случаи, когда можно ездить по обочине

Ряд обстоятельств, по которым водитель смело заворачивать на обочину, описывается в том же пункте ПДД, который указан выше. По обочине могут ехать машины дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также транспортные средства, подвозящие грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда. Разумеется, выезжая на обочину, водитель должен обеспечить безопасность движения.

Кто может ездить по обочине?

По обочине могут двигаться велосипедисты в возрасте старше 14 лет. Но лишь в том случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части (пункт 24.2 ПДД РФ). В пункте 24.7 ПДД право двигаться по обочине получил также и водитель мопеда, но лишь в том случае, если он не создает помех пешеходам.

Есть в ПДД пункт 25.2, который разрешает двигаться по обочине гужевым повозкам (саням), верховым и вьючным животным, но только в один ряд и возможно правее. Кроме того, эти категории транспорта не должны создавать помех пешеходам.

Слово «обочина» также встречается в пункте 8.8 ПДД. В нем говорится о том, что водитель автомобиля может заезжать на обочину для разворота вне перекрестка в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра. При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Чем грозит движение по обочине?

Во всех остальных случаях движение по обочине попадает под часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ, предписывающую наказывать водителя за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги штрафом в размере одной тысячи пятисот рублей.

Интересная деталь: нечаянное пересечение автомобилем сплошной линии, разделяющей проезжую часть и обочину, также влечет наказание, но уже по другой статье – 12.16 КоАП часть 1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Другими словами, если вы едете по обочине, готовьтесь к тому, что ваш кошелек опустеет на 1,5 тыс. рублей, а если кратковременно пересекли сплошную линию разметки – на 500 рублей.

Объезд препятствия

А что делать, если проезжая часть состоит из одной полосы и обочины и на ней образовалось препятствие?

Сначала определимся с тем, что такое препятствие. Препятствие – это (пункт 1.2 ПДД) неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил, препятствием не является.

В этом случае водитель должен двигаться в направлении объезда, обозначенном предписывающими знаками. Если их нет, следует объехать препятствие по обочине. Если это невозможно, то по встречной полосе.

Может ли внезапно появившийся на месте инспектор ДПС оштрафовать вас по статье, запрещающей двигаться по обочине? Может. В этом случае вам следует заявить, что выезд на обочину был вынужденным из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. Если он продолжает настаивать, заявите, что он сам, нехороший человек, не принял все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия — этого требует Административный регламент МВД в области контроля за безопасностью дорожного движения. Пообещайте, что сообщите начальству о том, что он стоял и бездействовал вместо того, чтобы «на капу жать»… А еще скажите, что в случае наложения штрафа вы обязательно обжалуете его действие через суд. А прямо сейчас вы намерены позвонить в службу собственной безопасности и сообщить о том, как он «беспредельничает»…

Запишите его фамилию, зафиксируйте его данные, требуйте составления протокола и составления подробной схемы места нарушения. Наконец, сфотографируйте место, где присутствует непреодолимое препятствие на дороге.

Ложки не существует

И последнее. Асфальтированной обочины нет, если она никак не обозначена. Инспектор утверждает, что она есть – только краска стерлась. Не ведитесь на этот развод. В этом случае обочина – это всего лишь расширенная дорога, по которой могут передвигаться любые транспортные средства (в отсутствие соответствующих запрещающих знаков).

Штраф за езду по обочине в 2020 году

В городах автомобилисты зачастую сталкиваются с таким проблемным явлением, как пробки. И если в небольших городах они могут довольно быстро рассасываться, то в больших городах порой приходится стоять в них часами. В связи с этим водителям приходится привыкать и терпеть. А если есть такая возможность, то и вовсе они пересаживаются на общественный транспорт. Но находятся и такие водители, которые просто предпочитают объезжать сбоку, вдоль дороги. Езда по обочине – это вполне законно или водителя может ожидать штраф, или другое более суровое наказание? И вообще будет ли езда по обочине приравниваться к нарушению правил дорожного движения?

Нормативное регулирование

В данном случае сразу лучше обратиться к правилам дорожного движения. Согласно правилам, транспортным средствам запрещено двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велосипедным дорожкам, а также по обочине дороги. Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Двигаться по обочинам могут только те средства, которым это разрешено настоящими правилами дорожного движения. И при этом обязательно должна обеспечиваться безопасность дорожного движения.

Когда и кому разрешена езда по обочине?

Выезд на обочину – правила достаточно строги в этом отношении. У некоторых водителей зачастую возникает вопрос, а зачем вообще нужен такой участок дороги, как обочина, если передвигаться по ней нельзя на вполне законных основаниях? Но если разобраться, то есть такие ситуации, когда обочина приходит на помощь.

Например, дорога очень узкая, вы по ней едете и сталкиваетесь с такой проблемой, как упавшее дерево. Вот тут на помощь и придёт обочина, если возможно объехать препятствие именно по ней. Также можно объехать сбоку, если образовался затор из машин вследствие произошедшей аварии. Если происходят дорожно-ремонтные работы, при этом никакого дополнительного знака, указывающего на объезд по какому-либо другому пути, нет, то опять же можно воспользоваться обочиной.

В правилах дорожного движения, а именно в п. 24.2, 24.6 и 24.7 отмечено, что ездить по обочинам могут велосипедисты, мопеды, повозки и вьюченые животные с погонщиками, а также может ходить пешеход, если нет поблизости тротуара. Машины скорой помощи и полиции тоже могут ездить по обочине.

Также не подвергаются штрафам автомобили, которые принадлежат к коммунальным службам и дорожно-эксплуатационным. Грузовые машины, которые привозят товар к придорожным магазинам, тоже могут воспользоваться обочиной, если подъехать другим способом невозможно.

Во всех остальных случаях автомобилисты не имеют право передвигаться по обочине. Можно временно остановиться на обочине, если разметка и знаки этого не запрещают.

Несмотря на все эти правила, многие автомобилисты ездят по обочине лишь только с одной целью: они просто хотят обогнать движущийся или медленно движущийся транспорт. Так вот, согласно правилам дорожного движения, такие манёвры строго запрещены. Но и в этом правиле есть исключения. Иногда обочина просто сливается с полосой, по которой происходит движение. Происходит это из-за того, что, например, дорогу отремонтировали и разметку ещё не нанесли, или же разметка просто настолько стара, что стёрлась. В данном случае по такой дороге могут передвигаться абсолютно все виды транспортных средств. Но обязательно нужно обращать внимание на знаки, главное, чтобы не было каких-либо запрещающих сигналов.

Кроме того, такая расширенная полоса позволяет автомобилистам объезжать другой транспорт справа. Например, после снежной зимы все полосы стёрлись, при этом по дороге едет тихоход и держит дистанцию ближе к середине дороги. Автомобилист должен оценить все риски, прежде чем решит пойти на обгон справа. Так как такая ситуация может привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия.

Также можно обогнать справа тот автомобиль, который показывает сигналами, что будет поворачивать влево и при этом движется ближе к левой стороне дороги. Главное оценить, есть ли возможность без лишних неудобств обогнать такой автомобиль.

Штрафные санкции за езду по обочине: размер штрафа

Если водитель нарушил правила дорожного движения и выехал на обочину, то за это он понесёт наказание. Согласно КоАП РФ статье 12 пункту 15 водитель будет оштрафован на 1 500 рублей за выезд на обочину. А если он и вовсе попытается проехать по велосипедным дорожкам или по тротуару, то сумма штрафа возрастёт до 2 000 рублей.

Сумма штрафа будет составлять от 1 000 рублей до 1 500 рублей в том случае, если преграду на обочине будет создавать грузовой транспорт. То есть грузовой автомобиль оставляют на обочине как на стоянке.

Если будет совершён обгон или езда по обочине, то, как мы уже говорили, сумма штрафа будет составлять 1 500 рублей. Но если вдруг водитель решит обогнать автомобиль с левой стороны (то есть автомобиль будет двигаться практически по встречной полосе), то здесь сумма штрафа возрастёт до 5 000 рублей. Также водителя могут лишь водительских прав на полгода. Если водитель нарушения ПДД повторно, то здесь можно лишиться прав на целый год.

Штраф с камер фото/видеофиксации

Неважно, каким образом было замечено, что вы нарушили правила дорожного движения. Если камера зафиксировала нарушение, то стоит ждать письмо. То есть камера способна фиксировать не только превышение скорости, но ещё и нарушение правил парковки и остановки. Штраф за движение по обочине можно получить и в так называемом «письме счастья».

А вот оспорить такое решение очень сложно. Люди, которые уже довольно долго рассматривают подобные дела, говорят о том, что только при наличии следующих факторов можно попытаться оспорить письмо:

  1. Если чёткого разграничения полос нет (разграничение между тротуаром и полосой движения).
  2. Дорожная разметка видна очень плохо, что чаще случается за пределами городов, где и камеры встречаются довольно редко.
  3. Дорожная обстановка очень сложная.
  4. Пожалуй, самый верный вариант, настаивать на том, что камера видеофиксации дала сбой. Но в таком случае придётся довольно долго разбираться.
  5. Водитель остановился на обочине вынужденно. Но при этом нужно включить аварийку, наличие которой сразу решит массу вопросов.
Читать еще:  Введение в заблуждение – понятие и ответственность

Оспаривание постановления

Как поступить водителю, который уверен в том, что он ничего не нарушал? Как оспорить решение? Для этого необходимо написать жалобу в то отделения ГИБДД, откуда вы получили письмо со штрафом. Отдельной составленной формы жалобы нет, писать её нужно в свободной форме. Самое главное указать суть вашей жалобы, а также разъяснить, почему вы не согласны с вынесенным решением. Как показывает практика, лучше всего с составлением подобных жалоб справляются автоюристы. Они смогут помочь вам указать все необходимые данные.

Как только жалоба будет составлена, можно передавать её в ГИБДД. После этого нужно ждать ответ, его должны дать в течение 10 дней. Если ответ из ГИБДД вас не удовлетворил, то можно обратиться в районный суд согласно месту совершения правонарушения. Если из ГИБДД и вовсе не пришёл ответ, то нужно обращаться тоже в районный суд.

Но если всё же окажется так, что вы нарушили правила дорожного движения, то придётся заплатить штраф. И сделать это необходимо в течение 10 дней. Можно попросить об отсрочке выплаты штрафа. Если удастся это сделать, то даётся ещё 60 дней на уплату штрафа. Если была совершена езда по обочине, штраф придётся уплатить (в случае нарушения правил). Размер штрафа – 1 500 рублей.

Штрафы за движение по обочине в городах федерального значения

Если говорить о городах федерального значения, то здесь могут возникать нюансы. Так, например, в Москве и Московской области существует свой собственный административный кодекс. И действует этот кодекс только на территории Москвы. Зачастую в таких кодексах рассматриваются какие-то спорные моменты, которые могут возникать на этой территории. Что касается езды по обочине, то тут, скорее всего, никаких исключений из правил не будет. Водители в городах федерального значения будут платить те же штрафы, что и водители других регионов. Сумма будет прежней – 1 500 рублей.

Обочина на трассе и в городе

Понятия обочины в городе и на трассе немного разнятся. Если говорить о трассе, то в первую очередь будет отличаться тип покрытия. Обочина на трассе это чаще всего щебень, песок, трава, грунт. Зачастую на таких обочинах останавливаются, чтобы отдохнуть или высадить пассажиров. И по таким обочинам могут передвигаться пешеходы, велосипедисты, если другого покрытия нет.

А вот в условиях города обочина может представлять собой пешеходную зону, например. И дорога в условиях города может ограничиваться и вовсе бордюром.

Заключение

Сколько штраф за езду по обочине теперь понятно – 1 500 рублей в стандартных случаях. Обязательно необходимо предусматривать все риски, выезжая на обочину. Если вы, выехав на обочину, создаёте массу проблем для других автомобилистов, то всё может закончиться и дорожно-транспортным происшествием. Но если обойдётся без этого, то, как минимум, вы можете получить штраф.

5 ситуаций, когда точно не стоит съезжать на обочину

Российские водители при необходимости остановиться на трассе чаще просто съезжают на обочину, не утруждая себя поиском специальной площадки или парковки. Привычка понятна — площадку найти не так просто. Но это чревато неприятностями (иногда большими). Умом мы все понимаем: за городом, где скорости выше, безопаснее остановиться на специальной площадке в стороне от дороги, нежели на обочине.

И все-таки обочина порой удобнее. Большинство остановок на трассе совершается по известной причине — справить нужду. А российские реалии таковы, что приятнее и безопаснее для здоровья это сделать на природе, нежели в якобы «цивильном» месте. Иной раз даже на брендовых АЗС туалет представляет собой ужасающее зрелище. Во многих кафе, если вы не клиент, в уборную вовсе не пустят. Отсюда и наши традиции.

И все-таки не забывайте и о дорожной безопасности.

ПДД запрещают

А вот на автомагистрали останавливаться нельзя на всем протяжении, и дополнительных напоминаний дорожники делать не должны. С учетом разрешенной скорости 110–130 км/ч (плюс не забудем о нештрафуемых 20 км/ч сверху) действительно не стоит искушать судьбу!

Тем более что на наших дорогах еще встречается немало водителей, которые не боятся при плотном потоке лететь по хорошо заасфальтированной обочине за сотню. Снесут — и даже не заметят.

Здравый смысл не позволит

Не стоит тормозить там, где машина целиком не умещается на обочине. Другой водитель может не рассчитать момент разъезда со встречным автомобилем на скорости и врежется в ваш, из-за которого ему не хватило ширины полосы. Не тормозите в слепых поворотах, за изломами дороги на спусках и подъемах, в непосредственной близости от перекрестков, где вы перекроете обзор, на полосах разгона и торможения (они и так в России слишком короткие).

Темно

Те участки дороги, которые относительно безопасны днем, в большинстве случаев не годятся для остановки в темноте. Даже по оставленным включенными габаритам и аварийке (а без них остановка в темноте равносильна самоубийству!) другие водители не всегда могут понять, как припаркована машина — на обочине или в полосе. Нет проблем, когда дорога с освещением или с отличной светоотражающей разметкой. Но часто ли такое можно у нас встретить? Вот и планируйте собственные «пит-стопы», задав предварительно самому себе вопрос: а я бы сумел понять со стороны, как стоит мой автомобиль? Ночь — то время, когда лучше поискать место не на обочине.

Идет дождь

При дожде видимость ухудшается, тормозной путь увеличивается. Плюс наша извечная колейность добавляет опасностей. Когда в колее скапливается вода, дорога напоминает экстремальный аттракцион. Отсюда первое правило для желающих остановиться: учтите, что остальные водители заметят вас позже, чем в ясный солнечный день, а тормозить будут дольше. Оценить дистанцию и боковой интервал им тоже сложнее. Для остановки выберите место с максимальной видимостью в обе стороны.

Присмотритесь к обочине. Короткий, но обильный ливень может быстро превратить ее в месиво. Можно «утонуть», сев на днище. Можно улететь в кювет, потеряв управление. Поэтому съезжайте с асфальта на минимальной скорости и готовым к неожиданностям в поведении автомобиля.

Границу дороги, положим, можно считать по краю очищенного асфальта. Правее соваться на скорости все равно опасно. А вот насколько можно съехать, паркуясь? Загадка! Снег может лежать настолько ровно, что перехода от слоя поверх дорожной подушки к обычному сугробу вы не заметите. Зато почувствуете: чистый снег автомобиль, конечно, не удержит, и колесо провалится. И хорошо, если удастся выбраться без посторонней помощи. Лучше подыскать для остановки место, рядом с которым какие-то дополнительные ориентиры (забор, столбы, отбойник) подскажут: тут безопасно.

  • 10 ошибок автомобилиста — тут.

«Нам нечем дышать, изверги». Интервью с теми, кто ездит по обочине

Пока одни водители послушно плетутся в потоке, другие решают сократить время поездки и объехать пробку справа. Это не только значительно тормозит весь поток, ведь рано или поздно в свой ряд придется возвращаться, но и, по словам инспекторов ГИБДД, создает аварийные и конфликтные ситуации на дорогах. На обочине может оказаться фура, сломанный автомобиль или велосипедист. Большинство камер фотовидеофиксации уже научились распознавать это нарушение, но установлены они далеко не везде, и водители этим пользуются.

На такой проблемный участок на Ярославском шоссе в районе подмосковного города Пушкино мы отправились вместе с сотрудниками 3-го батальона 1-го полка ДПС ГИБДД в теплый вечер пятницы. В этом месте движение свободно, трудности возникают гораздо раньше — шесть полос Ярославского шоссе постепенно сужаются, образуя бутылочное горлышко, потом начинается ремонт, что портит настроение дачникам.

В итоге водителям остается по три полосы в каждую сторону, но и их не хватает. Инспекторы не прячутся: устанавливают конусы, паркуют автомобиль с включенной мигалкой на обочине и выходят на дорогу. Уже через пару минут сразу несколько легковых и пассажирских автомобилей выезжают на широкую обочину примерно в 150–200 метрах от нас — солнце бьет в глаза, и инспекторов сложно увидеть сразу, кроме того, многие водители спешат и теряют концентрацию.

Сотрудник ГИБДД останавливает первого нарушителя — за рулем оранжевого микроавтобуса Mercedes раздраженный мужчина средних лет в очках и шортах. В салоне находятся несколько пассажиров: дети, родители, видны ящики с рассадой и горы вещей. Инспектор вежливо объясняет, что автомобилист нарушил ПДД. Тот раздосадован, но признает вину и идет в патрульную машину для оформления протокола.

«Повезло, понимающий попался», — улыбается полицейский. Но спустя несколько минут из «Мерседеса» начинают доноситься громкие возмущенные крики.

«Нам нечем дышать, изверги. Здесь дети, мы едем несколько часов, чем вы тут занимаетесь! Мы подадим на вас в суд, пожалуемся в прокуратуру, вы нас заперли», — кричит женщина.

На это инспектор никак не реагирует: окна у машины открыты, кроме того, водитель сам подвергал опасности своих пассажиров, объезжая пробки по обочине. Оформление продолжается. Но тут двери автомобиля открываются, и из него выбегает молодой человек с включенной камерой смартфона. Он ругается и требует у инспекторов представиться на камеру — те представляются и пытаются объяснить, что сам водитель вину уже признал.

«Вы не имеете права, мы ничего не нарушали, мы едем в пробке уже несколько часов, а из-за вас мы оказались запертыми в машине. Разве вы не должны заботиться о пассажирах, проверить, все ли у нас в порядке?» — кричит молодой человек.

Но на провокации инспектор не поддается. Как только оформление закончилось, микроавтобус уезжает.

«Пробки, дорожные работы, сужения — все это провоцирует обочечников. За езду по обочине, согласно КоАП, полагается штраф 1500 руб., который можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней, — объяснил один из инспекторов. — Предупреждения за это нарушение нет. То есть мы не можем просто объяснить водителю, что он неправ, и отпустить, составление протокола обязательно. Большинство с нами не спорят, понимают, что нарушили, и даже сами говорят, что постоянно так ездят. Некоторые начинают возмущаться, требовать показать видеозапись, как он ехал по обочине. Но согласно закону, достаточно того, что инспектор визуально определил, что автомобилист нарушил это ПДД, — снимать на камеру мы не обязаны, свидетели не нужны. И если человек не согласен, мы все равно составляем протокол и отправляем его в суд — пусть обжалует и доказывает, что не выезжал на обочину, это его законное право».

Сам инспектор позже признался, что до обжалований доходит редко: в суды по этим статьям их практически не вызывают. А судьи, как правило, сразу встают на сторону ГИБДД и не отменяют постановления.

«Водители оспаривают наказание за более серьезные проступки — проезд через двойную сплошную или пьяную езду, поскольку за это грозит серьезный штраф и лишение прав, но в случае с обочиной они предпочитают сразу заплатить штраф», — добавил полицейский.

Тем временем мимо проносятся автомобили, водители сигналят и показывают большой палец. Кажется, такая работа — одна из немногих, которая вызывает одобрение у водителей: большинство искренне злорадствуют, когда обочечников ловят. Об этом довольно быстро начинают писать в комментариях в «Яндекс.Навигаторе» рядом с точкой, где мы стоим.

«Обочина — это скорее сезонное нарушение, пик приходится на выходные, когда все спешат на дачи, — объяснил инспектор. — Но есть водители, которые постоянно практикуют такие приемы вне зависимости от времени года и суток. Есть и такие, которых не устраивает даже достаточно высокая скорость потока, они хотят ехать не 90 км/ч, а еще быстрее. Но это крайне опасно: можно не увидеть, что происходит на обочине, и устроить серьезное ДТП. К примеру, с дороги будет поворачивать автомобиль и просто не увидит обочечника».

Читать еще:  Сделать медкнижку в Москве срочно и официально

К народным мстителям, которые иногда частично выезжают на обочину и блокируют проезд автохамам, у полицейских отношение двоякое. С одной стороны, они признают, что по-человечески могут понять такое поведение. Но с другой стороны, даже частичный выезд на обочину — это нарушение, и такой Робин Гуд тоже получит штраф.

Меньше чем за полчаса мы заметили с десяток нарушителей, которые протискивались на свободную обочину, но поймать получается не всех. Увидев впереди инспекторов, автомобилисты резко сворачивали влево, чтобы уйти в крайние правые ряды и спрятаться. Вот черный кроссовер BMW резко оттормаживается и уходит влево, сзади ему летит громкий раздраженный сигнал. Водитель проносится в среднем ряду и испуганно смотрит на инспекторов. Темная Toyota Camry тоже успела спрятаться в потоке. Таких автолюбителей соседние машины обратно пускают неохотно. Еще сложнее с мотоциклистами — они могут целой группой ехать по обочине, а увидев полицейские мигалки, врассыпную разъезжаются по рядам — выглядит это все небезопасно.

«С такими байкерами у нас работают мотобригады — они более мобильны и могут догнать нарушителей, но и мы можем оперативно сработать, — рассказал инспектор. — А водителей, которые пытаются спрятаться, могут задержать на следующих постах — мы сообщаем о них по рации».

Следующий клиент — старенький Opel из Владимирской области с большим автобагажником наверху. Водитель также разогнался на обочине, потом попытался спрятаться, но груз на крыше помог легко опознать машину. Водитель — уставший мужчина с красными глазами крупного телосложения во влажной футболке, шортах и сланцах.

Водитель: «Я еду с Юга, два дня за рулем, не сплю, у меня все болит, ноги и спина затекли, очень тороплюсь домой».

Инспектор: «Если устали, то что же не отдыхаете?»

Водитель: «У меня больная жена и дети, которых нужно поскорее довезти обратно».

Инспектор: «Если детей везете, то надо, наоборот, еще более аккуратно ехать».

Во время оформления протокола водитель пожаловался на пробки и рассказал, что сам полицейский — оперуполномоченный.

В очереди тем временем уже стоит еще один автомобилист — молодой человек лет тридцати. Причина такая же: жена и дети, которые торопят. Сначала он ведет себя вызывающе, грубит инспекторам. «Да я по этой чертовой Ярославке всю жизнь так езжу, — негодует он. — Сплошные пробки! Давайте протокол и отпускайте меня скорее, не надо мне ничего разъяснять».

Инспектор сохраняет спокойствие и объясняет, что обязан рассказать водителю, за что его задержали, и объяснить правила обжалования. В ответ на это водитель демонстративно достает телефон и начинает смотреть видеоролики. Сотрудник ГИБДД же аккуратным почерком оформляет протокол — чтобы все заполнить, требуется не менее 10–15 минут. Задержанный, понаблюдав за работой инспекторов и тем, как те останавливают другие автомобили, неожиданно признает: «Тяжелая у вас работа, неблагодарная, удачи со службой. Но пробки я так буду всегда объезжать».

Нарушают ПДД таким образом не только мужчины — скрыться от инспекторов попыталась автомобилистка на белоснежном Hyundai Tucson. Блондинка в розовой футболке решила сначала очаровать инспектора, но безрезультатно. После чего сердито начала возмущаться: «Там же никого не было, я все прекрасно видела, никакой опасности не было».

Езда по обочине: какой за это штраф и почему это запрещено ПДД? Узнайте также о разрешении спорных ситуаций с ГИБДД

Пробки на дорогах – явление не редкое. Мало кто способен терпеливо выжидать пока дорога освободится на удобном для проезда расстоянии. Некоторые водители норовят объехать неподвижную колонну по обочине, чем порой еще больше осложняют движение.

В ПДД подобные маневры строго запрещены. На обочину автомобилист, соблюдающий правила движения, может въехать исключительно с целью остановки или стоянки, если не нашлось места, которое больше подходит для этого.

  1. Какое наказание грозит за данное нарушение движения на машине?
  2. Что будет при обгоне?
  3. Чем чревато, если ехать при этом по встречной полосе?
  4. Терминология, согласно ПДД
  5. Почему такое движение запрещено, согласно правилам из пунктов ПДД?
  6. Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?
  7. Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?
  8. Каким образом сотрудники ГИБДД могут доказать вашу вину?
  9. Заключение

Какое наказание грозит за данное нарушение движения на машине?

Движение по обочине считают нарушением правил маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП такое нарушение подлежит наказанию – штраф за него составляет 1500 рублей. Большинство опытных водителей считает, что подобные нарушения излишни – чаще всего цели автомобилисту достигнуть не удается, а попасть обратно в ряд медленно движущихся машин непросто. Нарушитель не только сам усложняет себе проезд, но и тормозит весь поток транспорта.

Сумма назначенного штрафа может зависеть от того, по какой из обочин автомобилист взялся объезжать пробку. Штраф в полторы тысячи рублей обычно выписывается тем, кто движется по правой обочине. Но существуют и такие автомобилисты, которые пытаются объехать стоящую колонну машин слева, двигаясь по встречной.

Инспектор ГИБДД может зафиксировать такой выезд как попытку нарушить правила обгона и движение по встречной полосе. Наказание за пересечение сплошной линии разметки в этом случае ожидается более серьезное. Порой водителя лишают и права управления автомобилем.

Кроме штрафа, можно на полгода потерять право управлять ТС. Водительские права можно потерять и на срок до года – если водителя повторно заметят за совершением такого же нарушения.

Что будет при обгоне?

Обгон транспортных средств при совершении его по обочине может быть истолкован контролирующими лицами как нарушение правил маневрирования. Наказание за это предусмотрено ст.12.15 КоАП РФ и представляет собой штраф в 1500 рублей.

Чем чревато, если ехать при этом по встречной полосе?

К нарушениям в плане маневрирования, обгона относится и движение по встречным полосам. Сложно объяснить, на что надеются водители, допускающие движение по обочине встречного направления – наказание за это предусмотрено более строгое, чем при проезде по обочинам попутных направлений. При таком способе езды будут приведены в действие несколько запретов ПДД, которые предусмотрены для выезда на встречную полосу и нарушения правил обгона.

В п.4 с.12.15 КоАП за езду по встречной обочине водитель получает наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев. Повторное нарушение может повлечь изъятие водительского удостоверения сроком на 12 месяцев.

Терминология, согласно ПДД

Что же это такое? В ПДД четко обозначено понятие обочины. Это участок, расположенный рядом с проезжей частью дороги и отличающийся от нее типом покрытия (п.1 ПДД). Например, у асфальтовой дороги покрытие может быть грунтовым. Обочина может быть отделена от проезжей части дороги специальной разметкой – 1.2.1 или 1.2.2.

Подробнее о штрафах за нарушение разметки можно узнать тут.

Почему такое движение запрещено, согласно правилам из пунктов ПДД?

В правилах дорожного движения, принятых в Российской Федерации, описаны возможные последствия проезда по обочине. Запрет на такое движение создан из-за определенных причин:

  1. Обочина не имеет асфальтового покрытия и при езде по ней колеса поднимают пыль. Из-за облака пыли проезжающим следом водителям сложно разглядеть дорогу. Пыль также проникает в салоны машин, осложняет дыхание, затрудняет водителям возможность принятия решений, что немаловажно при интенсивном движении.
  2. Поднятая нарушителем пыль может создать плотную завесу – при наличии пешеходов на обочине их сложно заметить, нередко это приводит к наезду на человека.
  3. После проезда по обочине водитель, как правило, пытается вернуться обратно в транспортный поток, что порой приводит к еще большему затору.

Смотрите видео по теме:

Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?

Несмотря на строгие наказания за передвижения по обочинам, существуют и ситуации, в которых возможно проехать по данному элементу дороги, не получив при этом взысканий. Разрешено проезжать по обочине транспорту дорожно-сервисных служб, можно по ней двигаться груженым фурам, которые к тому же могут остановиться там, где им будет удобно.

Фурам разрешено остановиться у обочины в случае, если пункт, куда совершается доставка, расположен рядом с ней. Некоторым другим транспортным средствам также можно двигаться по обочине в тех случаях, если они не создают пешеходам помех. Такая привилегия доступна следующим видам транспорта:

  • Велосипеды под управлением человека старше 14 лет.
  • Мопеды.
  • Гужевые повозки, если ширина обочины позволяет это.

Если нет велосипедной дорожки, а вся проезжая часть занята машинами, велосипедам разрешено движение по обочине. Велосипедистам младше 14 лет можно двигаться исключительно по тротуару или в пределах жилой зоны. На мопеде или скутере можно проехать по крайней правой части автомобильной дороги, а при загруженности проезжей части – и по обочине, если при этом не создается помех для пассажиров.

Для автомобилистов тоже существуют ситуации, когда им не запрещают передвигаться по обочине. Например, так может быть при масштабной аварии, когда вся дорога занята или движение перегородил пострадавший в результате аварии автомобиль. У других автомобилистов не остается возможности проехать по правилам, поэтому представители ГИБДД не обратят внимание на то, что машины объезжают место аварии по обочине.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что транспортным средствам запрещается находиться на обочине во всех случаях. В местах, где правилами не запрещается остановка или стоянка транспорта, всегда можно свернуть на данный элемент дороги и поставить машину.

По окончании остановки и стоянки вы также без проблем сможете уехать с обочины – наказуема только езда по ней. Но в некоторых местах рельеф достаточно сложен, и волей-неволей автомобилистам приходится немного проехать по обочине.

Если этот случай зафиксирован проверкой и к водителю предъявляются претензии, можно попробовать убедить инспектора, что автомобиль выезжал с обочины после окончания остановки, стоянки, а намерения проехать при этом по ней не было. Во избежание подобных неприятностей можно также, выполняя поворот на обочину, включить аварийную сигнализацию.

Но такие аргументы редко принимают во внимание – ни заторы на дороге, ни остановившиеся из-за сложной ситуации с разъездом машины, не считаются в ПДД препятствием. Только в случае масштабного ДТП такие объяснения иногда сходят с рук.

Каким образом сотрудники ГИБДД могут доказать вашу вину?

При передвижении по обочине многие нарушители стараются немедленно встроиться обратно в ряд, заметив издалека инспектора ДПС. В некоторых случаях делать это удается незаметно, но не стоит забывать, что сейчас во многих местах установлена специальная техника для наблюдения за дорогами и выявлением нарушителей.

Сколько бы водителей не относились скептически к данной технике, многие из тех, кто уже получил штраф за езду с нарушениями, стараются впредь не повторять своих ошибок. Кроме фотоматериалов и видеосъемки, при вынесении решения принимаются во внимание и показания свидетелей.

Заключение

Правила на дорогах соблюдать необходимо – водители должны проявлять уважение к прочим участникам дорожного движения. Из-за одного шофера, решившего нарушить правила, может пострадать множество народу – данные статистики рисуют весьма печальную картину. Система штрафов и прочих санкций призвана улучшить положение на дорогах, хотя на практике, к сожалению, и она не всегда способна удержать автомобилистов от опрометчивых поступков.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector