Bashnedra.ru

Правовая помощь онлайн
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аварком не направил документы в встраховую

Оформление ДТП с аварийным комиссаром – в чём разница и какие риски?

Аварийный комиссар при ДТП

Первое, что необходимо знать об оформлении ДТП с аварийными комиссарами и прочими называющими себя помощниками при авариях – никогда не стоит им доверять на 100 процентов. Никакого официального правового статуса такие лица не имеют, они не уполномочены заменять ни сотрудников ГИБДД, ни страховые компании – точнее исполнять обязанности участника ДТП по части обязательств по закону об ОСАГО.

Кто такие аварийные комиссары и каков их статус на 2020 год?

Аварийный комиссар – это человек, который участвует в оформлении документов при ДТП. Его функции изначально заключаются в том, чтобы упростить водителю-участнику дорожного инцидента формальные процедуры, а также оказать услуги по содействию в эвакуации повреждённого автомобиля и ряд других вещей.

Такие помощники – либо представители страховой компании, либо работают от независимых организаций. В первом случае их услуги могут быть бесплатными, но не всегда, во втором – всегда платные.

При этом, сама схема работы может быть двух видов:

  • помощь аварийных комиссаров только при оформлении ДТП – документов,
  • содействие потерпевшим на всех этапах возмещения ущерба – вплоть до выплаты или ремонта.

Во втором пункте возможно оплата их услуг в виде фиксированной стоимости или в форме процента от суммы возмещения по ОСАГО.

Нередко страховые компании ещё на этапе оформления полиса ОСАГО обязывают водителя при ДТП сообщать сразу же о страховом случае по номеру телефона и вызывать, таким образом, аварийного комиссара – представителя страховщика. Это незаконно, и такой обязанности у водителя нет.

Какая разница в порядке оформления ДТП?

Она совсем несущественна. Аварийный комиссар – это по сути просто помощник в оформлении необходимых для получения выплаты документов. Если водитель не знает, как это сделать правильно – а большинство водителей, к сожалению, не знают – то его помощь может оказаться полезной. Иначе – нет.

Поэтапно, работа аварийного комиссара и отличия от работы с сотрудниками ГИБДД или оформлением европротокола водителями самостоятельно заключается в следующем.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД

Без А/КС помощью А/К
Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.Происходит авария, участники выставляют знак аварийной остановки, включают аварийку и вызывают ГИБДД.
Приезжают сотрудники ГИБДД, производят замеры, оформляют документы, берут объяснительные с участников.Чаще всего первее сотрудников полиции приезжает аварийный комиссар, предлагая свою помощь; либо он приезжает по вызову самого участника ДТП. Он объясняет водителю, что писать в объяснительной, участвует в оформлении документов как представитель участника, которому помогает.
По истечении определённого времени водителю выдают все документы из ГИБДД, он обращается в страховую и получает возмещение.Аварийный комиссар может предложить либо помощь в получении страхового возмещения за оплату ему комиссии за это, либо вовсе заключить с ним договор цессии – вы получаете выплату непосредственно от организации, которую представляет комиссар, организация же вместо вас получает возмещение от страховой. Но это если речь идёт о независимых комиссарах.

Помощь аварийного комиссара (А/К) при оформлении ДТП с помощью европротокола

Какие риски оформления аварии с аварийным комиссаром?

Есть целый ряд таких рисков, которые своей весомостью напрочь убивают необходимость в их помощи.

Регресс виновнику от страховой

Итак, самый главный риск для водителя-виновника заключается в возможности регресса – требовании выплатить сумму, которую страховая сама заплатила за ущерб потерпевшему.

Дело здесь в том, что Федеральный закон «Об ОСАГО» предусматривает обязанность участника-виновника известить свою страховую в течение 5 дней о наступлении страхового случая, если авария оформлялась с помощью европротокола, а также не приступать к ремонту машины в течение 15 дней.

Схема в этом случае выглядит так:

  1. аварийный комиссар оформляет ДТП без участия сотрудников ГИБДД,
  2. участники аварии (по крайней мере, виновник) полагают, что комиссар таким образом полностью заменяет сотрудников, или, что ещё хуже – что комиссар и есть сотрудник ГИБДД,
  3. все спокойно разъезжаются,
  4. по прошествии определённого времени (как правило, нескольких месяцев) виновник получает досудебное требование о возмещении в порядке регресса выплаченной суммы потерпевшему на основании подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО»; а при неудовлетворении этого требования в добровольном порядке – иск в суд с дополнительными расходами на компенсацию услуг юриста страховой и госпошлины.

Да, ключ здесь кроется в том, что виновник, опять же, не знает законов. Почему же аварийный комиссар, роль которого как раз и заключается в юридической помощи, не предупреждает об этом?! Всё просто – это представитель страховой компании или аффилированное лицо, которое заинтересовано в получении выгоды страховщиком – регресса к виновнику.

Как избежать?
  • Очевидно, отказаться от помощи аварийного комиссара.
  • Знать свои обязанности – в частности о праве регресса от страховой, если отремонтировать автомобиль ранее чем по прошествии 15 дней после ДТП или не представить его к осмотру по требованию страховой (а регресс за неуведомление страховщика в течение 5 дней об аварии не так давно отменили).
  • Понимать, что сотрудники ГИБДД всегда оформляют ДТП в служебной форме, и, если человек не в форме, то он не уполномочен заменить первых.

Лимит выплаты потерпевшему в 100 тысяч рублей

Схема риска здесь похожа на предыдущую – ДТП оформляется с аварийным комиссаром, но водители не понимают, что это оформлении по европротоколу и не более.

В результате, если повреждения у автомобилей хотя бы немного серьёзные, то потерпевший получит не более 100 000 рублей возмещения – это действующий на 2020 год лимит выплаты по европротоколу, за исключением некоторых ситуаций.

Риск в случае договора цессии

Помимо того, что мы выяснили, что аварийный комиссар не имеет никаких официальных полномочий, а его документы не имеют никакой юридической силы, есть также риск в случае так называемого сопровождения после ДТП. Заключается он в договоре цессии – вы в этом случае просто получаете существенно меньшее возмещение, чем могли бы получить от страховой компании напрямую.

Цессия – это переуступка права требования. То есть аварийный комиссар после оформления ДТП и оценки ущерба предлагает вам деньги в качестве возмещения от ДТП, а вы ему передаёте право требования к страховой – он вместо вас получит возмещение от последней.

При этом, вам могут предложить:

  • возмещение оговорённой меньшей суммы возмещения на основании того, что якобы страховая всё равно вам не доплатит, а уменьшение идёт за счёт комиссии за отсутствие «трудностей» и волокиты при получении возмещения самостоятельно,
  • сумма возмещения может быть и выше выплаты от страховой – это, конечно же, сказки, в этом случае аварийный комиссар или другие представители организации сами занижают сумму ущерба.

В редких случаях под видом документов при оформлении ДТП могут подсунуть договор цессии, по результату которого вы вообще ничего не получите ни от аварийного комиссара (потому что документ был подан под «соусом» формального для оформления аварии), ни от страховой, потому что передали право требования безвозмездно.

Но риск отсутствует, если речь идёт не о переуступке права требования, а просто сопровождении получения возмещения аварийным комиссаром за определённый процент от выплаты либо за фиксированную сумму его услуг.

Аварийный комиссар составил европротокол и не оповестил страховую компанию

Здравствуйте, помогите разобраться у меня была авария полтора года назад. Мы вызывали получается аварком Они приезжали оформили европротокол естественно как-бы Я заплатил, вот, а получается Они не падали в течение 5 рабочих дней в страховую компанию теперь страховая компания на меня подала в суд и хотят взыскать с меня 26900 то что они оплатили пострадавшему, но был конечно виновником аварии я, никто не пострадал только машина я как бы свою машину сделал А с меня ещё требуют денег через суд, теперь только не знаю что делать Помогите!

    аварийный комиссар, вызвать аварийного комиссара, аварийный комиссар гибдд, аварийный комиссар дтп
  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 181 ответ
  • 50 отзывов

Если у вас заключен договор с аварийным комиссаром на оказание услуг по предоставлению вашего европротокола в страховую — обращайтесь с претензией на некачественное оказание услуг к аваркому.

Если такого договора нет, соответственно, вы, как виновник ДТП обязаны были предоставить свой экземпляр в 5-дневный срок, в противном случае, страховщик имеет право регрессного требования.

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если: ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

Действия виновника ДТП. Нужно ли виновному водителю уведомлять свою страховую компанию о происшествии?

Действия участников дорожно-транспортного происшествия (ДТП) регулируются на законодательном уровне. Если оба участника ДТП застраховали свою гражданскую ответственность (имеют полисы ОСАГО), пострадавшему для возмещения полученного ущерба потребуется обратиться в страховую компанию.

  • Должен ли виновник ДТП обращаться в страховую компанию?
  • Как уведомить страховщика о происшествии?
  • Что делать виновному водителю в случае ДТП?
  • Способы оповещения страховой компании
    • Необходимый пакет документов
    • Сроки подачи обращения
    • Что будет, если не известить страховщика о ДТП?

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Должен ли виновник ДТП обращаться в страховую компанию?

Виновнику аварии компенсацию за поврежденный автомобиль никто не обязан выплачивать (исключение — действующий полис КАСКО), но и на него возлагается обязательство по уведомлению страховщика.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 11.1 Закона №40-ФЗ оба участника ДТП, если происшествие оформлялось по Европротоколу, обязаны уведомить об аварии страховые компании, выдавшие им полис ОСАГО.

При несоблюдении такого правила страховщик получает право требовать компенсацию страхового возмещения ущерба потерпевшему с виновника ДТП (п. 1.ст. 14 Закона №40-ФЗ).

Как уведомить страховщика о происшествии?

Если оба участника ДТП имеют действующие полисы ОСАГО и не имеют разногласий между собой по поводу случившейся аварии, а также соблюдены установленные законом обстоятельства (п. 1 ст. 11.1 Закона №40-ФЗ), они могут самостоятельно оформить ДТП по упрощенной схеме.

Водителям потребуется заполнить бланк извещения — Европротокол, который в дальнейшем потребуется предоставить в страховую компанию не только потерпевшей стороне для получения возмещения, но и виновнику ДТП, чтобы в дальнейшем не получить регрессное требование.

Что делать виновному водителю в случае ДТП?

Изначально после случившейся аварии оба водителя должны руководствоваться правилами дорожного движения (Постановление Правительства №1090) и выполнить следующие действия:

  • прекратить движение ТС;
  • включить аварийный сигнал и выставить аварийный знак;
  • оценить масштаб происшествия и полученные ТС повреждения;
  • зафиксировать с помощью фото- или видеосъемки место события;
  • зафиксировать данные имеющихся свидетелей происшествия (ФИО, адрес, контактный телефон);
  • если участники ДТП не имеют разногласий по поводу обстоятельств аварии, приступить к составлению извещения (в бланк вносятся сведения об автовладельцах, их транспортных средствах, обстоятельствах происшествия, а также зарисовывается схема столкновения с указанием полученных повреждений ТС);
  • каждый участник аварии самостоятельно заполняет обратную сторону бланка;
  • согласие с указанной в Европротоколе информацией водители подтверждают личными подписями.

Кроме вышеперечисленных действий, виновный в ДТП водитель обязан:

  • передать в страховую компанию, где был получен им полис ОСАГО, заполненный свой экземпляр извещения;
  • не осуществлять ремонт или утилизацию поврежденного при аварии автомобиля в течение 15 календарных дней с момента происшествия (за исключением праздничных нерабочих дней), чтобы страховщик при необходимости смог произвести осмотр и экспертизу полученных ТС повреждений;
  • по требованию страховщика предоставить автомобиль на осмотр не позднее 5 дней со дня получения такого требования.

Способы оповещения страховой компании

Сразу после аварии виновному водителю необходимо позвонить в страховую компанию, где оформлен полис ОСАГО, и сообщить о наступлении страхового случая. Сотрудник страховой компании может попросить водителя указать следующую информацию:

  • место и время происшествия;
  • количество участников аварии;
  • марка ТС, регистрационные знаки;
  • другие сведения.

Представитель страховщика фиксирует данные о происшествии и дает дальнейшие указания.

Передать свою копию извещения виновник может при личном визите в офис страховщика. При передаче документа необходимо получить от сотрудника страховой компании подтверждение о том, что им было получено извещение. Это может быть отдельный документ с печатью, в котором перечислены полученные документы, или соответствующая отметка на копии Европротокола, которая осталась на руках у виновника аварии. Кроме этого, страховщик должен обязательно указать дату приема и наименование полученного документа.

Полученный от страховщика документ страхователь обязательно должен сохранить, так как документ является доказательством выполненного виновником обязательства по передаче Европротокола в страховую компанию.

Если личное посещение офиса невозможно, то виновник аварии может отправить бланк извещения о ДТП по почте. В этом случае документ отправляется заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Одновременно с почтовым отправлением можно направить копию Европротокола страховщику по факсу.

Квитанции об отправке письма, полученные на почте, следует сохранить. Уведомление о вручении, которое будет направлено отправителю, подтверждает факт получения адресатом извещения о ДТП.

Необходимый пакет документов

Вместе с заполненным Европротоколом в страховую компанию необходимо предоставить следующий перечень документов:

  • паспорт виновника аварии;
  • действующий полис ОСАГО;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • материалы, доказывающие обстоятельства происшествия.

О получении документов сотрудник страховой компании выдает подтверждающий документ (опись).

Сроки подачи обращения

Законодательством установлено, что виновная в аварии сторона обязана предоставить извещение о происшествии в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней (п. 2 ст. 11.1 Закона №40-ФЗ).

Отсчет срока начинается со следующего за аварией дня. Если событие произошло в пятницу, то пятидневный срок будет считаться с понедельника, выходные в расчет не берутся.

Что будет, если не известить страховщика о ДТП?

В ст. 14 Закона №40-ФЗ отмечено право страховщика требовать выплату регресса виновным лицом при наличии указанных в п. 1 ст. 14 Закона №40-ФЗ обстоятельств.

Так, если водитель, виновный в аварии, не отправил Европротокол в свою страховую компанию в пятидневный срок, то страховщик вправе потребовать компенсацию потраченных на возмещение пострадавшему средств с виновного участника ДТП. В такой ситуации водителю, застраховавшему свою гражданскую ответственность перед третьими лицами, придется собственными средствами покрывать нанесенный им ущерб.

Кроме этого, если виновный водитель откажется предоставить по требованию страховщика свой автомобиль на осмотр или выполнит ремонт ТС в течение 15 календарных дней с даты аварии, страховщик также вправе требовать страхового возмещения с виновника ДТП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

За непредставление извещения о ДТП страховая компания может потребовать с виновника возмещение ущерба

Как сделать так, чтобы страховая компания не потребовала с виновника аварии в порядке регресса возмещение ущерба.

Сегодня ни у кого не вызывает удивления, что для того чтобы законно передвигаться на дороге за рулем автомобиля, согласно законодательству, необходимо приобрести полис ОСАГО, который в случае виновности водителя в ДТП покрывает в пределах установленных законом сумм, ущерб причиненный другим автомобилям, водителям и пассажирам. Но на самом деле, купив полис ОСАГО, каждый водитель должен знать, что, во-первых обычный полис ОСАГО ограничен суммой гражданской ответственности и в случае причинения значительного ущерба потерпевшему, не сможет покрыть всей суммы убытков.

Также многие водители забывают, что независимо от того, кто является виновником аварии, каждый участник ДТП обязан предоставлять в страховую компанию свое извещение об аварии. В противном случае, если вы виновник ДТП и имеете действующий полис ОСАГО, но не предоставите в страховую компанию, свой заполненный бланк об аварии, с вас могут, согласно федеральному законодательству, взыскать сумму выплаченного ущерба потерпевшей стороне. Удивлены? Как же так? Ведь в случае действующего полиса ОСАГО виновный водитель не должен платить, поскольку его ответственность застрахована. Да, но это так, если строго соблюдать правила страхования и действующее законодательство.

Вот типичный пример. Представьте обычное ДТП в котором участвовало два автомобиля. У участников аварии не было разногласий о виновнике аварии, а сумма ущерба автомобиля пострадавшей стороны не превышала 50 тыс. рублей. В итоге они решают оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД по европротоколу. Заполнив все необходимые документы, участники аварии разъехались. Естественно, согласно действующему законодательству, потерпевший затем обратился со всеми документами в свою страховую компанию для получения ущерба.

Затем спустя некоторое время виновник аварии получает письмо от страховой компании с просьбой предоставить свой автомобиль для осмотра, предупредив водителя, что если транспортное средство не будет предоставлено для осмотра, страховая компания будет иметь право потребовать возмещение ущерба в порядке регресса.

Естественно виновник аварии на следующий день поехал в страховую компанию и предоставил свой автомобиль для осмотра, который был сфотографирован сотрудником компании.

В принципе на этом бы история для виновника аварии должна была завершится, поскольку его действующий полис ОСАГО, должен был покрыть все убытки причинённые потерпевшей стороне. Но не в нашем случае.

Спустя некоторое время от страховой компании приходит письмо с требованием оплатить 45 тыс. рублей за причиненный ущерб потерпевшей стороне, который был выплачен страховой компанией. Но почему тогда страховая компания требовала оплатить от виновника ДТП ущерб, если этот ущерб должен быть возмещен в рамках договора ОСАГО?

Все дело в том что, по мнению страховой компании, виновник ДТП, нарушил пункт «ж» статьи 14 Федерального закона №40-ФЗ от 25.04.2002 (в редакции от 03.07.2016 года) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Так согласно пункту «ж» статьи 14 закона об ОСАГО, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, которое является виновником ДТП, в размере произведенной страховой выплаты в случае если виновник аварии не направил страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП, которое оформлялось без участия сотрудников ГИБДД, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Самое интересное, что когда виновнику ДТП приходило первое письмо с требованием предоставить автомобиль для осмотра, требований о необходимости предоставить бланк извещения ДТП, заполненный совместно с потерпевшим водителем, не было. То есть, страховая компания не требовала предоставить бланк ДТП. Тем не менее, в итоге выясняется, что виновник ДТП не предоставил в страховую компанию в установленный законом срок заполненный бланк об аварии, нарушив тем самым правила страхования обязательной гражданской ответственности.

В итоге к великому сожалению виновника ДТП, страховая компания имело законное право потребовать с водителя в порядке регресса возмещение убытка выплаченного страховой организацией.

Так что как видите, что покупка полиса ОСАГО, не означает, что он решает все проблемы водителя в случае его виновности в ДТП. Во-первых, стандартный полис ОСАГО, напомним, покрывает только ответственность в случае причинения ущерба автотранспортному средству в пределах до 400 тыс. рублей. В случае причинения вреда водителю и пассажирам максимальная сумма ущерба, покрываемая полисом ОСАГО, согласно сегодняшнему законодательству, составляет до 500 тыс. рублей.

Поэтому, купив стандартный полис ОСАГО, и причинив по своей вине ущерб, превышающий максимальные суммы покрытия, пострадавшая сторона имеет право в порядке судебного производства взыскать с виновника остальную сумму ущерба, а также все издержки связанные с судебным процессом.

Так как в настоящий момент стоимость запасных частей за последние годы существенно выросла, то в случае даже мелкого ДТП обычный полис ОСАГО может не покрыть всю сумму ущерба. Особенно в случае повреждения дорогого автомобиля. Поэтому советуем вам приобретать расширенный полис ОСАГО, за который к обычным тарифам ЦБ РФ добавится дополнительная небольшая сумма. То есть, заплатив немного больше за полис ОСАГО, вы получите увеличенную сумму покрытия ущерба, в случае если вы станете виновником ДТП.

Но главный риск для любого застрахованного водителя по полису ОСАГО, это регрессивные требования страховой компании с виновника ДТП, на основании выплаты ущерба потерпевшей стороне. Например, в случае непредставления бланка извещения об аварии, заполненного совместно виновником и потерпевшим, в течение 5 дней с момента дорожно-транспортного происшествия.

Так как в настоящий момент набирает популярность оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД (по европротоколу) каждый водитель обязан знать не только свои права, но и обязанности которые возлагаются на него в случае наступления страхового случая.

Помните, что незнание закона не освобождает вас от ответственности. Поэтому в случае нарушения сроков предоставления бланка-извещения в страховую компанию, к вам может быть применено законное требование в порядке регресса о возмещение ущерба, выплаченного страховой организацией пострадавшей стороны.

Хотим отметить, что согласно статье 14 Федерального закона №ФЗ-40 «Об ОСАГО», принятого 25 апреля 2002 года (в редакции от 03 июля 2016 года) в порядке регресса страховые организации вправе требовать выплаты ущерба с виновника ДТП не только за непредставление в установленный законом срок бланка извещения. Вот полный список случаев, когда страховая компания имеет законное право требовать в порядке регресса с виновника аварии возмещения ущерба, даже при действующем полисе ОСАГО:

  1. 1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного)

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями)

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования)

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов

к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.

  1. 2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
  1. 3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.
  1. 4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 Федерального закона «Об ОСАГО» (Статья 14.1. Прямое возмещение убытков).

Так что, как видите, действующее законодательство содержит немаленький список норм, по которым страховая компания, выплатив ущерб потерпевшему, причинённому в результате ДТП, вправе потребовать с виновника возмещения убытков понесенных страховой организацией.

Поэтому, если вы не дай Бог, станете участником ДТП, в котором будете признаны виновным, то ни в коем случае не откладывайте поездку в страховую компанию, куда вы должны не только предоставить автомобиль для осмотра, но и обязательно предоставить бланк извещение о ДТП, полностью заполненный всеми участниками аварии.

Почему страховые отказывают в выплатах за ДТП , оформленные аваркомами

Автовладельцы нередко жалуются на то , что страховые компании иногда отказываются принимать документы , оформленные при ДТП через аварийных комиссаров. О том , почему это происходит , а также еще на несколько актуальных вопросов автострахования корреспонденту auto.altapress.ru ответил Юрий Горцакалян , начальник отдела методологии автострахования компании «СОГАЗ».

— Скажите , действительно ли это происходит и почему?

— Ситуации , когда при урегулировании страхового случая оформленные при помощи третьих лиц документы вызывают нарекания у страховщиков , действительно нередки. На практике очень часто на место ДТП раньше сотрудников ГИБДД приезжают некие специалисты , называющие себя аварийными комиссарами , предлагая автовладельцам посреднические услуги по оформлению документов для страховой компании. Конечно же , не безвозмездно. Проверить профессиональную компетенцию таких «помощников» и оценить качество оформления документов на месте практически невозможно. Выясняется это уже после подачи пакета документов страховщику , когда автовладельцу по сути приходится снова заниматься оформлением документов , обращаться вторично к инспектору в ГИБДД , собирать недостающие сведения. В итоге сроки выплаты страхового возмещения затягиваются. Поэтому для максимально быстрого урегулирования страхового случая и обеспечения качественного сервиса рекомендую с места ДТП обращаться непосредственно в страховую организацию — номер телефона должен быть указан на полисе ОСАГО. Сотрудники страховой компании проконсультируют вас по дальнейшим действиям.

— Бывают ли нарекания у страховых компаний к документам по ДТП , оформленным автовладельцами без участия сотрудника ГИБДД?

— Как показывает практика , при оформлении ДТП по европротоколу наиболее часто выявляемые ошибки связаны с неполным или некорректным заполнением бланка «Извещение о ДТП» его участниками , что выражено в противоречивых сведениях об обстоятельствах случая. Но в любом случае , у водителей всегда есть возможность позвонить в сall-центр страховой компании , чтобы получить консультацию и в соответствии с полученной информацией принимать решение. Избежать спорных моментов при калькуляции ущерба поможет фото- и видеосъемка. Если мнения участников об обстоятельствах ДТП и его виновнике расходятся , водители смогут с фото и видео-свидетельствами подъехать на пост ДПС и оформить справку о ДТП. В данном случае ДТП будет считаться оформленным с участием сотрудников ГИБДД.

— Иногда при покупке полиса ОСАГО автовладельцу приходилось страховать недвижимость или свою жизнь. Сейчас хотят ввести «период охлаждения», когда можно будет вернуть такой договор в страховую компанию и получить обратно свои деньги. Воспользуются ли такой возможностью клиенты?

— Я не исключаю , что пятидневный период охлаждения может быть достаточно востребован у клиентов страховых компаний. Но , на мой взгляд , очень важно , чтобы это было обосновано. С одной стороны , если услуга клиенту действительно навязана , то у него должно быть право от нее отказаться — и в этом случае обеспокоенность Центробанка понятна. Но ведь не исключены и варианты , когда клиент по собственному желанию заключает договор добровольного страхования , а потом по какой-то причине решает его расторгнуть. Притом что сам бланк имеет свою стоимость , и на его оформление было затрачено время сотрудника , оплаченное работодателем. Полагаю , что в такой ситуации премия клиенту должна возвращаться не только пропорционально сроку , в течение которого действовал договор , но и за вычетом расходов страховщика на ведение дела.

— Правительство РФ предложило ввести новый повышающий коэффициент в ОСАГО в рамках мероприятий , направленных на снижение смертности населения от ДТП. Поможет ли эта мера дисциплинировать нарушителей ПДД?

— На мой взгляд , внимания заслуживают все меры , направленные на повышение культуры вождения и снижение аварийности на дорогах. Что касается повышения коэффициента по ОСАГО для злостных нарушителей ПДД , то для этого предстоит проделать огромную работу. Вопрос не только в юридических нюансах. Коэффициенты к тарифу устанавливаются Центробанком в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ ( Закон об ОСАГО). Но на сегодняшний день в Законе об ОСАГО ничего не сказано о повышающем коэффициенте для нарушителей. Да и в самих Правилах дорожного движения нет такого состава правонарушения , как «опасное вождение». Также есть немало и технических сложностей. В частности , пока не проработан вопрос о соединении базы данных ГИБДД с Автоматизированной информационной системой РСА или с Бюро страховых историй РСА. А не имея доступа к данным о правонарушениях , страховщики не смогут применять повышающие коэффициенты.

На месте ДТП был аварийный комиссар, на руки не выдал извещение о ДТП, что делать?

Найти комиссара и потребовать у него извещение о ДТП,

Вы можете мне объяснить, что это за зверь такой — АВАРИЙНЫЙ КОМИССАР? Хоть в одном законе есть упоминание о этом лице?

Это должностное лицо, обладающее правом определять виновного в ДТП?

Это официальное лицо страховой компании? Это человек, которому ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ОФОРМЛЯТЬ ДТП?

Недоразумение, громко и напыщенно называемое АВАРИЙНЫМ КОМИССАРОМ — всего навсего паразит, присосавшийся к сфере ДТП.

Лицо, оформляющее за плату европротокол. Он НИ ЗА ЧТО перед Вами НЕ ОТВЕЧАЕТ, так как Вы не заключали с ним договор. Он НЕ ЯВЛЯЕТСЯ должностным лицом. Он — НИКТО!

Чаще всего это сотрудник ООО «Рога Энд Копыта», занимающейся договорами цессии — выкупом права требования к страховой компании у потерпевших в ДТП.

Это — ПОСТОРОННИЙ ЧЕЛОВЕК, которому Вы доверили (почему?) заполнить за Вас юридически значимые документы. ФИНАНСОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ! Видимо, это недоразумение пообещало за Вас подать документы в страховую? Если это так, то как Вы оформляли на него право подачи документов от Вашего имени? Пошли к нотариусу, и сделали на него нотариальную доверенность на представление Ваших интересов в страховой компании? Заключили с ним договор доставки? Вы хоть знаете, что подать документы от Вашего имени в страховую имеет право только человек, которому Вы предоставите такое право путем выдачи нотариально заверенной доверенности?

А Вам не приходило в голову, что он может получать комиссионные от страховой компании за то, что ничего не подаст от Вас? Ведь Вам теперь нечего предъявить страховой!

А с мошенника — аварийного комиссара взятки гладки. Он не является работником страховой компании! И страховой выгодно. К ней претензий нет!

Вам дешевле обошлись бы услуги профессиональных курьеров. Они бы выдали Вам квитанцию, по которой Вы могли предъявить им претензию при недоставке Вашей корреспонденции по указанному адресу.

До тех пор, пока мы будем верить мошенникам, наши кошельки будут облегчаться страховыми компаниями.

Для получения развернутого ответа на Ваш вопрос обращайтесь за личной консультацией.

Есть ли обязанность уведомлять страховую компанию, если ДТП оформили сотрудники ГИБДД?

  1. Закон в 2020 году обязывает виновника и потерпевшего уведомлять страховую о ДТП.
  2. Даже если происшествие оформляли сотрудники ДПС, обязанность не снимается.
  3. Но в законе нет ответственности за неуведомление в 5-дневный срок. Для случаев оформления в ГИБДД действует 3-хлетний срок исковой давности для обращения в страховую за возмещением ущерба по ОСАГО.
  4. С 1 мая 2019 года регресс за несвоевременное извещение страховщика о ДТП отменили, так что в 2020 году виновники могут не переживать.
  5. Вы вправе сообщить о ДТП двумя способами: лично в офисе страховой или путем отправки ценного письма с описью и уведомлением о вручении. Второй вариант удобнее.
  6. Если ДТП оформляли аварийные комиссары, уведомление в страховую так же необходимо, потому что по сути вы оформили европротокол.
  7. Ещё одна обязанность водителей после происшествия по европротоколу – не ремонтировать авто в течение 15 дней. Если аварию оформляли через ГИБДД – требование снимается. Но нельзя ездить с неисправностями, за это могут оштрафовать.

Если участники аварии не могут договориться, кто прав, а кто виноват, в ходе происшествия есть пострадавшие или не выполняются другие условия европротокола – без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Оформлением ДТП будет заниматься автоинспектор, что может привести к разным вопросам от водителей. Например, нужно ли вам уведомлять страховщика, в какой срок это сделать и можно ли попасть на регресс при неисполнении требований закона? Отвечаем: известить об аварии страховую компанию по закону нужно. Но сама процедура будет отличаться от уведомления при оформлении европротокола. А ещё есть отличия в последствиях. Но давайте обо всём по порядку!

Обязан ли я уведомить страховщика о ДТП в 2020 году?

Закон говорит о том, что владельцы ОСАГО должны уведомлять страховые компании о наступлении страхового случая со своим участием – в силу пункта 3.3 Положения Банка России № 431-П от 19.09.2014.

Между тем, это обязательно в случае составления Европейского протокола, когда оба участника ДТП не имеют претензий, отсутствуют пострадавшие здоровьем и не нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей (п. 3.8 того же Положения).

Я виновник

Да, сообщать о страховом случае в страховую фирму вам все же нужно. Но только разве для порядка – во исполнение требования законодательства.

Многие водители боятся, что их обяжут выплачивать компенсацию по регрессному иску от страховой. Но, во-первых, регресс был связан только со случаями оформления ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. А, во-вторых, такие иски суды уже почти не рассматривают (о чем мы подробнее расскажем далее).

Я потерпевший

Если ваш автомобиль пострадал в аварии, логично, что вам необходимо будет получить компенсацию со страховой. Поэтому, в данном случае, уведомление страховщика о случившемся – крайне желательно.

Когда сообщить о страховом случае: после ДТП или после получения документов в ГИБДД – на ваше усмотрение. Учитывайте, что в первом случае вам придется звонить страховому агенту или писать ему сообщение. Это необязательно, но многие стараются сообщать.

В какой срок по закону нужно известить страховую?

При оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД данный срок не регламентирован. Водителям могут выдать протокол сразу, а могут пригласить их на разбор происшествия в ГИБДД. Как только документы окажутся на руках, можно обращаться в страховую компанию. Здесь действует общий срок исковой давности – 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ). Но это касается именно обращения за возмещением. Для уведомления при оформлении инспекторами срока нет, есть только само обязательство.

Что это означает для вас? Если вы потерпевший в ДТП и хотите взыскать ущерб по ОСАГО, обращайтесь в страховую в течение трехлетнего срока исковой давности. Представители СК не вправе чинить никаких препятствий и отказывать в приеме заявления. Если это случится, смело обжалуйте их действия в претензионном, а затем и в судебном порядке.

А вот в случае составления европротокола, сторонам дается 5-дневный срок на уведомление страховщика о ДТП. Обязательно учитывайте, что в расчет берутся именно рабочие дни. Выходные и праздники сюда не входят.

Как именно я обязан уведомить?

Вновь обратимся к закону, а именно к п. 2 ст. 11 ФЗ №40, где говорится о способах извещения страховщика о дорожно-транспортном происшествии с участием страхователя. По логике водители должны искать эти способы в полисе ОСАГО. Но по факту в договоре со страховой ничего такого не пишут. Поэтому, если вы вводите в курс дела страховую фирму, воспользуйтесь проверенными и универсальными двумя способами для таких случаев:

  • лично посетить офис страховой компании и передать протокол;
  • отправить документы и заявление по почте.

Что выбрать? Юристы советуют вариант с почтовым отправлением. Это надежнее и экономит время. Сейчас объясним, почему.

Если вы живете в Москве, Санкт-Петербурге или другом крупном населенном пункте, офис страховой компании может быть на другом конце города. Вам придется добираться к нему по пробкам, что не всегда удобно. Да и представитель страховщика может повести себя по-разному. Например, откажется фиксировать факт вручения протокола. Или забудет поставить печать, подпись, входящий номер, дату – обязательные атрибуты при регистрации документов. И тогда в случае потери бумаг вам придется доказывать, что вы их отвозили и вручали. Это хлопотно!

Проще воспользоваться почтовой отправкой. Идёте на почту, говорите сотруднику, что хотите отправить ценное письмо (не заказное!), заполняете объявленную ценность вложенных документов, оплачиваете услуги доставки и получаете опись. Она будет служить доказательством отправки документов в адрес страховой компании (например, Росгосстрах). Как только письмо доставят, вам в почтовый ящик придет уведомление о вручении/не вручении адресату.

Опись нужно хранить в течение 3 лет – срок исковой давности, о котором мы писали выше.

Что грозит, если не уведомить?

Интересная ситуация в законе – обязанность извещать страховые компании осталась, а вот ответственность за нарушение обязательств убрали. Что это значит и кому стоит волноваться – расскажем ниже.

То есть фактически в 2020 году данная ситуация работает так, что вам ничего не будет, если вы не исполните требование закона уведомить страховую о ДТП. Примерно аналогичным образом работает, к примеру, превышение скорости на 20 км/ч от допустимой на данном участке – требование ПДД есть, ответственности нет.

Может ли быть отказ в выплате для потерпевшего?

Нет. Страховщик не имеет права отказаться возмещать ущерб от ДТП. Конечно, если вы сами не дадите ему такую возможность. Например, пропустите 3-летний срок исковой давности для обращения за выплатами или откажетесь предоставлять какие-либо обязательные документы для этого.

В остальных случаях, если вы предупредите страховую в течение трехлетнего срока, они обязаны принять документы и возместить ущерб от ДТП.

Есть ли штраф за неуведомление?

Нет, никаких штрафов в законе не предусмотрено. Максимум, что могло грозить – регрессный иск от страховой компании. Но и с ним в 2020 году не все однозначно.

Будет ли регресс?

Регресс – это право требования, которое появляется у страховщика к виновнику ДТП с целью взыскания выплаченной фирмой суммы пострадавшему в полном объеме.

До 1 мая 2019 года страховые компании пользовались правом подачи регресса против виновников аварии, если последние оформляли европротокол, но не уведомляли их о ДТП в отведенный для этого 5-дневный срок. Но с указанной даты такое право страховщиков отменено. Об этом можно посмотреть в ст. 2 ФЗ № 88, которая упразднила подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 ФЗ №40 Об ОСАГО.

Обратите внимание, что дата 1 мая 2019 года – это дата, после которой у вас должен быть заключен договор ОСАГО, а не дата ДТП, чтобы избежать регресса. Если против вас подали регресс, ДТП случилось после 1 мая 2019 года, но сам полис вы приобрели ранее этой даты, то притязания страховщика вполне законны. Если же договор страхования заключен после 1 мая, то требования не обоснованы.

Нужно ли сообщать, если оформили аварийные комиссары?

Да. В этом случае обязанность уже не снимается.

Аварийные комиссары (они же аваркомы) – это помощники при оформлении дорожно-транспортных происшествий, но они не наделены полномочиями инспекторов ГИБДД и не являются ими. Поэтому оформление ДТП с их помощью – это формально оформление без сотрудников ГИБДД, с помощью европротокола.

Зачастую аваркомы сотрудничают со страховыми фирмами, а, значит, представляют их интересы в спорах с автовладельцами. Они могут помочь с фото- и видеофиксацией инцидента, заполнением бланка европротокола и другими хлопотами на месте аварии. Обычно за деньги, но услуга аваркома может входить в перечень КАСКО.

Комиссар часто предлагает водителям забрать уведомления о ДТП и отвезти их в страховую компанию. Есть ли риски? Да, есть. Извещение может затеряться, комиссар может не уложиться в 5-дневный срок на доставку европротокола в страховую компанию.

Какие последствия?

Выше мы выяснили, что за несвоевременное извещение СК о случившемся ДТП ни потерпевший, ни виновники не несут никакой ответственности. Регресс из-за сорванных сроков вам не грозит.

Какие ещё обязанности после ДТП?

Разберем еще несколько обязанностей водителей, если они попали в ДТП, которое оформлялось сотрудниками ГИБДД, и хотят успешно разрешить ситуацию.

Я виновник

Если вы попали в аварию и вызвали ДПС, сотрудники сами оформят протокол, начертят схему, опросят свидетелей и установят истинную причину аварии (правда, на практике не всегда). При таком раскладе есть одно важное отличие от оформления европротокола. С вас снимается обязанность не ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.

А вот по европротоколу это обязательное условие, которое закреплено в п. 3 ст. 11.1 ФЗ №40. Также по нему нельзя утилизировать транспортное средство в течение отведенного периода времени. И, если за неисполнение обязанности по неуведомлению страховщика о ДТП ответственности нет, то здесь может быть регресс. Он возможен в 2 случаях:

  • если страховщик выдвинул вам требование предоставить для осмотра повреждённый автомобиль в течение 15 дней, но вы его отремонтировали,
  • если страховая подала такое требование по истечении 15 дней, но вы отказались предоставить машину (вы имеете право её восстановить, но показать всё равно обязаны).

Я потерпевший

Аналогичные требования и обязательства есть и у потерпевших. Вместе с тем, нужно помнить о правилах эксплуатации транспортного средства.

Закон запрещает продолжать любое движение на автомобиле в случае следующих неисправностей:

  1. нарушения тормозной системы;
  2. неисправность рулевого управления машиной;
  3. неисправности сцепного устройства (в том числе фаркопа) при движении с прицепом.

Ознакомиться с характером неисправностей и прочими приборами вы можете в Постановлении Правительства РФ №1090 в виде Приложения.

Неисполнение предписаний может привести к тому, что вас остановят сотрудники ГИБДД и обнаружат неисправности. За нарушения последует административная санкция в виде штрафа 500 рублей.

У потерпевшего в ДТП есть право на возмещение причинённого ему вреда. Но это именно право, а не обязанность. Вы можете не обращаться в страховую компанию и не требовать положенные выплаты. Для этого просто не сообщайте в СК о причинении ущерба автомобилю – в таком случае о ДТП никто не узнает. Ответственности здесь нет, поэтому нет и рисков для потерпевшего. То есть в таком случае не действует как правило обязательно уведомить страховую о ДТП, так и требование не ремонтировать автомобиль в течение 15 дней и показать его по требованию страховщика.

Читать еще:  Как выгнать работника опаздывающего на работу
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×